Поскольку решающей предпосылкой кардинального углубления экономической мысли, осуществлённого К. Марксом выступает использование логической формы псевдогенетического развёртывания исходных представлений о сущности - капиталистической формы хозяйствования, а также в связи с огромной ролью мыслительной культуры в проникновении в версию К. Маркса, рассмотрим отдельно ряд вопросов, касающихся таким образом организуемого мышления. Вне учёта этих сторон теоретического мышления результат мыслительной работы К. Маркса, так же как и наследие Гегеля и других великих мыслителей, останется использованным незначительно.
Общей базой мышления выступают использование языка и помещённость применения языка в рефлексивное пространство. Понимание рефлексии в современной практике мышления остаётся поверхностным.
Поэтому остановимся прежде всего на понимании сущности рефлексии.
Сначала сделаем обзор концептуальных версий рефлексии.
Рефлексия имеет своим результатом план, проект на основеанализа ранее выполненных действий, продуктов деятельности. Предполагает выход из практической позиции ?о внешнее отношение к осуществленной и будущей деятельности. Прошлая деятель-ноетъ выступает материалом для анализа, а будущая - как проектируемый объект.
Рефлексия предполагает кооперативные отношения в деятельности. Рефлексивная позиц ия сама может развиваться как кооперативная структура. Рефлектирующая деятельность имеет свои объекты, средства, знания, при отсутствии своих средств и методов - это смысловая рефлексия. Рефлексивная коммуникация включает в себя ситуационный анализ, целепопагание, пробпематизацию, уяснение специального и культурного смысла, точек зрения и позиции.
Это ведет к выявлению и фиксации причин, противоречий, конфликтов.
Семенов
Методологическая рефлексия - выявление причин не эффективности применения средств и конкретно-предметных знаний, заимствуемых в рефлексии. Это ведет к переработке концептуального аппарата, научных традиций или нормы организации исследований, использованию уже не как знание, а как эталон, метрика, установка в методологической функции. Если и это не эффективно, то критическая рефлексия. Рефлексия - переосмыспивание своего опыта, отражение, проблематизация.
Двойное отношение УГ к конфликтному опыту. Это свойство психики, механизм обратной связи в нервной системе, осознавание оснований деятельности и средств, выход во внешнюю позицию одного человека к другому, установление отношений между деятельностью и ее компонентами, механизм абстрагирования от личной обусловленности за пределы содеянного с целью поставить точку опоры для дальнейшего осуществления деятельности (металлам), апелляция к парадигмальным представ-пениям, категориям, реконструкции процвссузпьности, литическому контролю, рефлексивному восстановлению целостности деятельности, устранение разрывов, восстановление деятельности Рефлексия общее условие протекания мыслительной деятельности и центральный момент творческого процесса.
Мы видим, что рефлексия начинается с перехода к познавательному отношению человека к самому себе как безотоосительно к жизнедеятельности, деятельности, общению и т.гц в чем протекает бытие человека, так и относительно включенности в них. Посколькупри включенности человека в эти процессы и типы бытия сущность человека становится определяемой требованиями к человеку со стороны этих типов бытия, то рефлексия расширяет свой предмет сначала до отчужденного бытия человека, а затем и до охвата самих этих бытии (деятельности, общения, мыслекоммуника-іпт1 конфликтов, жизнедеятельности и т.п.).
Так меняется и содержание рефлексии (от субъективных качеств, Я до деятельностных коопераций и социокультурных систем), и характер протекания рефлексии, и функциональные структуры рефлексии.
Рефлексивное отношение как отражающее и проектирующее интеллектуальное отношение, а затем и критико-проблематизирующее отношение, обращенное вначале к себе непосредственно, выявляют особенности бытия человека как строителя мышления, деятельности, общения и т.п. форм социокультурного бытия, как конечный источник своих проявлений и социо-культурных систем. Специфика такого источника вначале скрыта детерминированностью проявлений человека внешними условиями и воздействиями. Но по мере развития человека и его вхождения в социокультурные системы он оформляет в себе индетерминистическую сущность, способность проектировать свои проявления не от естественности себя, а от социокультурности себя, при которой содержанием проекта (идеи) становится, прежде всего целостность социокультурная (например, система деятельности), и лишь затем и место в ней самого человека.
Человек превращается в подобие абсолютного проектировщика. Это обстоятельство осознавалось вначале в проектировочном отношении к мышлению (немецкая классическая философия), а затем - к деятельности (московский методологический кружок и его прототипы по кооперативнодеятельностному содержанию - экономическая теория ІСМаркса).
Именно обращенность рефлексии к субъективности человека вела к познанию и проектированию Я, к воплощению проектов Я, к выявлению сущности Я и его порождающей основе. Рефлексия и самосознание сплелись друг с другом в содержании анализа данного типа.
Рефлексия в ее подлинном виде может опираться лишь на соответствующий уровень самосознания как механизма, а не знания, на его порождающее бытие и свободность от содержательности. Человек раздваивается на живущего и рефлектирующего и в рефлексии - самосознавательно полагающего проекты и обеспечивающего их реализацию, управляющего собой по результатам рефлексии.
Интеллектуальное Я реализует управленческое самоот-ношение применительно к мышлению и тогда осуществляется фиксация, выделение представлений, сопоставление, построение обобщенных заместителей, создание сопоставительных ком-плектов (суждение, умозаключения) и т.п. Самосознание, опирающееся на механизмы рефлексии и самоотношения, выделяется в инстанцию психики, обладающую свободой, волей, исходным началом всех внешних проявлений психики.
Основным явлением бытия самосознания предстает рефлексивная самоорганизация.
Свобода, получаемая за счет развития рефлексии и самосознания, опирается на преодоленность естественной логики бытия субъекта, его рефлексии, самосознания, но это связано уже с ролью абстракций как средств мышления и инструментализацией всей субъективной активности, включая ядро активности - активность Я. Но возникает вопрос о пути, ведущем к такому эффекту. Он обсуждается в генетической психологии и психологии развития, а также генетической культурологии, языкознании и т.п.
Мы остановимся на этом более конкретно в другом разделе (гегелевская версия пути духа).
Рефлексия как специфическое самоотношение принимает различные формы в зависимости от выделения рефлексивной функции в деятельностной кооперации и подборе конкретного механизма для реализации функции. Поэтому при введении механизма мыслекоммуникации появляется диалоговая форма рефлексии, сначала внешняя (обсуждение партнеров), а затем ее внутренний аналог (обсуждение с самим собой или с воображаемым партнером).
При реализации рефлексивной функции в деятельности поводом для запуска рефлексии выступает затруднение, разрыв в деятельности, и результатом использования рефлексии становится преодоление затруднения, устранение разрыва. Выделение рефлексивной позиции в тип мышления и затем в тип деятельности приводит к типичным усложнениям - обеспечению средствами, способами, методами, своими сервисами и сервисными деятельностями (например, обучение рефлектирующих как субъектов деятельности). В качестве средств выступают и те специальные понятийно-категориальные системы, которые предназначены для рефлексии (деятельности, общения, мышления и т.п.).
На этом пути появляется методологическая рефлексия и методология.
В процессе рефлектирования создаётся морфология мышления. Формообразование в мышлении связано с привлечением языковых средств.
Остановимся на мышлении более подробно.
Сама потребность в мышлении тесно связана с затруднениями в практике, поиском путей дальнейшего действия. В то же время общение и коммуникация имеют свои рутинные формы, привлекающие мышление. В едином пространстве мышления выделяются различные формы самого мышления, высшие и низшие. Само мышление включает в себя проявления иных психических механизмов, включая сознание, самосознание, волю, чувства и т.п. Для рассмотрения траектории развития психики важно иметь достаточно дифференцированное представление о мышлении.
Остановимся на обзоре ряда теоретических различений в психологии конца XIX - XX вв.
Процесс решения задачи направляется сознанием. Но и самазадача" является средством ее решения. В ходе сознавания задачи, которое может быть непроизвольным и произвольным, появляется схема* в которой выражается целое и, прежде всего, цели, влияющие на ход достижения цели. Произвольность сознавания задачи стимулирует прогнозирование, антиципацию результата, детерминирующие ход получения нужного результата. Сначала актуализируются знакомые операции и операции в ответ на раздражители, сопровождающие факторы, а затем, при их недостаточности, операции, позволяющие прийти к новым способам решения задачи.
Новизна появляется неожиданно из ситуации или в ходе анализа структуры задачи. Первичные свойства, характеристики могут преобразовываться и создаются модели того, что требуется найти, организующие вокруг постоянного элемента, общего для разнообразного материала, различные комбинации и суживающие зоны поиска.
Возникающие и замечаемые зоны пропуска заполняются, что и выражает направленность поиска. Поиск организуется внутренним взором. При участии сознания и бессознательного устанавливается связь между условиями задачи и операциями, в число которых входит репродукция, дополнение, абстрагирование и другие, ведущие к переработке материала. В результате появляется *общая задача" с помощью которой определяется проблемный комплекс или незавершенные процессы.
Варьирование материала позволяет выявить новые отношения и синтезирование новых свойств. Сначала новые свойства носят схематический характер, а затем они раскрываются полностью.
Понимание ситуации приводит к появлению адекватных действий через процесс принятия функциональных решений, в которых выражаются существенные черты подхода. В задаче фиксируется то, что дано и то, что требуется и процессы текут под углом имеющихся требований, поставленных целей.
Мышление осуществляется за счет развития проблемы и последующего решения, повторения всех фаз, варьирования свойств ситуации с точки зрения целей и продуктивного преобразования проблемы. При проникновении в конфликтность условий сведения совмещаются в целостную ситуацію.
Определяется функциональное значение феноменальных содержаний, их отношение к цели, что способствует усмотрению пути, предвосхищению общего как основания будущего результата. Выделение общего правила как функционального решения дает те черты процесса и содержание решения, которые отрывают от ограниченности реальности.
Пиаже
Интеллект нужен для реализации возможностей организмаза пределами непосредственного и одномоментного, для достижения устойчивых отношений. Интеллект способен к отклонению и возврату в действиях, к прогрессивному конструированию, беспрепятственному включению новых операций, адаптации к новым условиям. Интеллект обеспечивает стремление организма к ассимиляции, к аккомодации к действительности, к освобождению от подчиненности ей.
Мышление возникает из дифференцировки обозначающего и обозначаемого и включает в себя организованные и иттюриоризованные системы операций.
8. МЕТОД И ЛОГИКА ПСЕВДОГЕНЕЗА
Мышление включает в сеоя выовижение гипотез, вызывающих сопоставление с новыми событиями, с подтверждением или опровержением гипотез. При опровержении гипотезы видоизменяются видоизменение способствует выявлению общего, позволяющего избирательно реагировать на классы событий. Чем сильнее гипотеза, тем меньше нужно информации для подтверждения. Сила гипотезы зависит от частоты подтверждения предшествующего опыта, числа конкурирующих гипотез, мотивационной поддержки.
В ходе мышления выдвигаются стратегии, с которыми связана особая субъективная уверенность, наличие понятий с минимумом подтверждающих случаев, минимумом нагрузки на память и минимумом ошибок.
Выготский
Знаковые средства определяют конституирование процессов и это главное в реализации высших психических функций. Имеющиеся структуры подчиняются задаче и особенностям применяемых средств (культуры).
Это ведет к перестройке психических операций. После постановки задачи при столкновении с затруднениями автоматизированные формы вытесняются, замедляются е проявлении и возникает анализ, выявление способа решения задачи с использованием внутренних и внешних средств анализа Внутреннее оперирование включает использование внутренней речи. где языковые средства применяются в выяснении, в применении средств для себя, понятно лишь себе, сокращенно и содержательно. Во внутренней речи произвольность, осознанность, культурность совмещается с субъективной логикой.
В ней выделена предикативность, схематичность смыслов. В проблемных ситуациях смысл преобладает над значением, концентрируется в сгустки, позволяющие увидеть решение в принципе.
Рубинштейн
Психический план деятельности проявляется в отражении ирегулировании. Для мышления характерно реагирование не на раздражители, а на объекты. Мышление включает анализ, синтез, обобщение, абстрагирование. Значения языка являются схемами, неразвернутыми мыслями.
Новые данные заставляют выходить за пределы фиксированных условий, приходить к новым выводам, привлекать новые связи, новые понятия ведут к перефюрмулированию задач. Изменения задач через проблема-тизацию составляют общую базу мышления.