d9e5a92d

Исполнительные органы государственной власти субъекта РФ

Исполнительные органы государственной власти субъекта РФ;
- проводят анализ планируемой к содержанию в очередном финансовом году подведомственной сети организаций, финансируемых из бюджета субъекта РФ;
- разрабатывают и представляют в орган государственной власти субъекта РФ, ответственный за исполнение бюджета, заявки на финансирование из бюджета субъекта РФ, включая в них перечень и размер доходов от предпринимательской и иной приносящий доход деятельности, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ.
В целях достижения соответствия бюджетных заявок возможностям бюджета субъекта РФ орган государственной власти, ответственный за исполнение бюджета субъекта РФ, проводит совместно с другими заинтересованными исполнительными органами государственной власти субъекта РФ согласование проекта бюджета на очередной финансовый год.
5. Орган государственной власти субъекта РФ, ответственный за исполнение бюджета субъекта РФ, представляет на рассмотрение структурного подразделения высшего органа исполнительной власти субъекта РФ, действующего на коллегиальной основе, доработанный с учетом проведенных согласований проект закона субъекта РФ О бюджете на очередной финансовый год.
5. Формирование и порядок использования политических приоритетов администрации территории при разработке СФП
Порядок использования политических приоритетов администрации территории при разработке СФП:
- формулировка и опубликование политических приоритетов глав территорий (Президента Республики - субъекта Федерации, Губернатора Области, Главы администрации территориального (муниципального) образования); - отражение политических приоритетов развития территории в разработанной Правительством, администрацией Программе действий на среднесрочный период, других документах и материалах, включая Бюджетные послания;
- раскрытие экономическим (планово-экономическим) и финансовым органами территории содержания политических приоритетов в конкретных мероприятиях, действиях, проектах и программах, а также в виде цифровых значений социально-экономических и финансовых показателей;
- использование при разработке СФП и проекта территориального бюджета на очередной год в местном финансовом органе политических приоритетов как основополагающих целевых установок, формирующих финансово-бюджетную политику на территории.
- определение направлений и динамики возможных (вытекающих из принятых приоритетов) сдвигов в бюджетных расходах на среднесрочную перспективу.

Анализ динамики доходов и его проектировка на несколько лет в зависимости от приоритетных направлений расходов в очередном бюджетном году.
6. Источники входной информации, основные требования к ее параметрам и форматам при разработке СФП
В целях достижения непрерывности цикла финансового планирования, создания системы финансового обеспечения последовательного решения задач стратегического, среднесрочного и текущего управления на определенном территориальном уровне и, в частности, более обоснованного и экономически выверенного, преемственного из года в год бюджетного проектирования в качестве материалов входной информации для разработки СФП целесообразно использование:
- основных параметров и формата среднесрочного прогноза социально-экономического развития;
- входной информации, используемой в рамках бюджетного процесса, которая:
- изначально имеется в динамике за продолжительный ретроспективный период, в полном, обработанном и репрезентативном виде в распоряжении подразделений финансового органа территории, занимающихся разработкой бюджета;
- основывается на постоянно (периодически) уточняемых данных, как плановых или прогнозных, так и отчетных (фиксирующих степень достижения плановых или прогнозных установок);
- может рассматриваться как аналитическая, позволяющая прямо или косвенно, логически или (и) процедурно перейти к разработке СФП,
- основных принципов и задач разработки СФП, которые во многом аналогичны тому, что предопределяет бюджетное проектирование.
Все перечисленное выше соответствует основным требованиям к форматированию и выбору параметров СФП в процессе ввода информации и собственно разработки СФП. 7. Использование финансовых нормативов и лимитов расходов при среднесрочном финансовом планировании
В целях обеспечения эффективного расходования бюджетных средств, то есть обеспечения за счет управленческих решений максимального количества услуг населению в рамках располагаемых бюджетных средств, используются нормативы (натуральные и финансовые) и лимиты.
Формирование и применение социальных и финансовых нормативов осуществляется, исходя из следующих принципов:


- удовлетворения потребностей населения в общедоступных социальных услугах;
- обоснованности установления и применения социальных и финансовых нормативов с учетом социально-экономической ситуации в регионе, региональных и местных экономических, социальных, экологических, демографических, национальных, природно-климатических и других факторов и условий;
- обеспечения общедоступности социальных услуг, оказываемых региональными и муниципальными учреждениями;
- целевого, адресного и подушевого финансирования обеспечения социальных нормативов из региональных и местных бюджетов и внебюджетных фондов;
- прозрачности бюджетного и внебюджетного финансирования обеспечения социальных и финансовых нормативов;
- ответственности региональных и местных властей за соблюдение социальных и финансовых нормативов;
- законодательного закрепления социальных и финансовых нормативов;
- широкой информированности населения через средства массовой информации о формировании системы социальных и финансовых нормативов. Оценка расходных потребностей территориальных бюджетов при использовании нормативов социальных и финансовых услуг может быть произведена на основе эконометрических моделей путём выбора факторов, влияющих на предоставление каждого вида общественного блага в следующих областях и сферах:
- образовании;
- здравоохранении;
- культуре и искусстве;
- правоохранительной деятельности;
- социальной политике;
- функционировании органов государственного управления;
- жилищно-коммунальная сфере;
- транспортном обслуживании; Контрольные цифры перспективных финансовых планов по конкретным видам услуг обеспечивают целевые ориентиры их развития и служат базой для бюджетного планирования на более коротких временных отрезках.

Представленные в стоимостном выражении они могут играть роль бюджетных ограничений (лимитов расходов) при составлении бюджета на очередной год.
8. Порядок контроля за исполнением СФП. Порядок уточнения и корректировки СФП

Уточнение и корректировка среднесрочного финансового плана

1. В рамках настоящей Концепции термин Среднесрочный финансовый план используется в двух значениях:
- СФП как отдельный институт бюджетного процесса субъекта Федерации и муниципального образования, включающий в себя все утвержденные в установленном порядке среднесрочные финансовые планы на соответствующие годы со всеми исходными формами, исходными данными, сведениями и показателями, использованными при формировании СФП, политическими приоритетами, учтенными при формировании СФП (понятие СФП в широком смысле);
- СФП на конкретные годы с соответствующими приложения и исходными формами (СФП на отдельные годы или СФП как правовой акт). В дальнейшем в тексте Концепции применение
термина СФП на _____годы или равнозначного
термина означает именно СФП как утвержденный документ (правовой акт) со всеми приложениями и исходными формами.
2. В рамках процесса среднесрочного финансового планирования Среднесрочный финансовый план субъекта федерации (муниципального образования) ежегодно корректируется с учетом изменения исходных данных и сведений, используемых при формировании СФП, уточнения показателей среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ, субъекта РФ, муниципального образования, изменения действующего законодательства РФ и субъекта РФ, изменения политических приоритетов развития РФ и региона.
Корректировка показателей СФП осуществляется
путём утверждения СФП на очередной трёхлетний период, при этом плановый период сдвигается на один год вперед.
Мониторинг показателей (уточнение прогноза), использованных при формировании СФП, осуществляется финансовым органом непрерывно в течении всего цикла финансового планирования в целях разработки СФП на следующие периоды и контроля реализации СФП .
3. Утвержденный в установленном порядке Среднесрочный финансовый план на конкретные годы пересмотру, изменению и уточнению не подлежит.

В течение периода, на который утвержден этот СФП, прослеживаются реальные результаты заявленной в нем экономической политики региона.

Основные положения контроля реализации среднесрочных финансовых планов

1. Ежегодно перед началом нового бюджетного цикла, в феврале года, предшествующего планируемому, проводится сравнение утвержденного на текущий и два последующих года СФП со следующими документами и данными:
- фактически утвержденным бюджетом на текущий год;
- документами и правовыми актами, влияющими на выполнение сценарных условий;
- состоянием правового регулирования, которое влияет на выполнение обозначенных в СФП приоритетов. В данном случае имеет значение то, как приоритеты установлены: если достаточно подробно, в оцениваемом виде, то их можно оценивать без введения дополнительного регулирования вопросов оценки, если нет - потребуется заранее ввести процедуры оценки соблюдения приоритетов);
- окончательным вариантом макроэкономических прогнозов.
2. В результате сравнения должны быть выявлены отклонения и их причины, проведена группировка причин на объективные, к числу которых можно относить лишь изменение макроэкономических прогнозов на федеральном уровне и форсмажорные (чрезвычайные) обстоятельства, и субъективные.

Последние разделяются на объективно обусловленные и конъюнктурные.
3. После анализа причин готовятся выводы о последствиях таких изменений, вносятся предложения о корректировке программ социально-экономического развития, принимаются управленческие решения относительно органов и организаций, по вине которых не удалось реализовать СФП.
Органам, субъективные решения которых послужили причиной отклонений от СФП, разъясняются выявленные последствия их действий и решений.
Результаты анализа и выводы должны выноситься на рассмотрение высшего исполнительного органа субъекта Федерации, предложения о корректировке должны закрепляться в правовых актах и учитываться при разработке новых программ развития и прогнозов, сценарных условий развития.
4. Прогнозы/программы социально-экономического развития, сценарные условия развития на следующий среднесрочный период разрабатываются (корректируются) с учетом выводов о выполнении СФП и о причинах отклонений фактической реализации от плана.

5. Разработанный на базе новых макроэкономических параметров, прогнозов и программ социально-экономического развития, сценарных условий, приоритетов развития региона СФП подлежит сравнению в части совпадающих годов с двумя предыдущими СФП.

При рассмотрении вопроса об утверждении СФП высшим исполнительным органом субъекта Федерации должны предварительно рассматриваться результаты его сравнения с предыдущими двумя СФП, обсуждаться причины их отклонений.
Причины отклонений классифицируются аналогично причинам отклонения фактической реализации СФП от заложенных в план параметров.

Органы, участвующие в подготовке и анализе документов

1. Финансовый орган выявляет отклонения плана от фактического бюджета, сравнивает СФП разных лет в части прогнозов расходов, доходов, дефицита бюджета, долговой политики.
Орган, отвечающий за экономическую политику, сравнивает сценарные условия и макроэкономические показатели.
Оценка выполнения приоритетов проводится в зависимости от содержания приоритетов финансовым органом, органом, отвечающим за экономическую политику, отраслевыми департаментами (функциональными министерствами).
В задачу всех указанных выше органов входит описание причин отклонений и подготовка предложений об уточнении, изменении, дополнении или исключении приоритетных задач или предложений о дальнейших мерах по их реализации.
Свод материалов должен осуществлять финансовый орган.
2. На заседании высшего исполнительного органа по поводу результатов реализации СФП основной доклад должен подготавливаться представителями финансового органа, к пояснению причин отклонений могут привлекаться представители иных структурных подразделений, участвовавших в анализе.

В рамках доклада должны быть описаны отклонения, изложены выводы и предложения о корректировке программ развития территории, уточнения подходов к составлению СФП, иные предложения, которые позволили бы сократить такие отклонения в дальнейшем.
Результаты должны найти отражение в правовых актах, например, в документе, касающемся подготовки новых программ и прогнозов социально-экономического развития, СФП и бюджета, в самих программах и прогнозах социально-экономического развития, в послании губернатора (если такой документ в субъекте РФ составляется).
3. На заседании высшего исполнительного органа, касающемся утверждения СФП, предварительно должны рассматриваться результаты сравнения подготовленных проектов СФП с двумя предыдущими СФП в части пересекающихся периодов.

Основной доклад должен подготавливаться представителями финансового органа, к пояснению причин отклонений могут привлекаться представители иных структурных подразделений, участвовавших в анализе отклонений.

В рамках доклада должны быть описаны отклонения, их причины, изложены аргументы в пользу принятия подготовленного проекта СФП, несмотря на наличие отклонений.

Публичность результатов контроля реализации СФП.

Высший исполнительный орган субъекта Федерации и финансовый орган субъекта Федерации обеспечивают публичность процесса контроля за реализацией СФП.
Освещению в СМИ и электронных СМИ подлежат данные о нарушениях СФП и их причинах, оценка выполнения приоритетов, а также предложения об уточнении, изменении, дополнении или исключении приоритетных задач или предложений о дальнейших мерах по их реализации.

План мероприятий по реализации Концепции

Настоящая Концепция может быть реализована при осуществлении следующих мероприятий:
1. Разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих процесс среднесрочного финансового планирования на уровне субъекта Федерации и на муниципальном уровне, определяющих:
- структуру и взаимодействие исполнительных органов государственной власти субъекта РФ и муниципального образования при подготовке СФП и проекта бюджета;
- структуру и взаимодействие структурных подразделений финансового органа государственной власти субъекта РФ и муниципального образования при подготовке СФП и проекта бюджета;
- государственные минимальные стандарты, социальные и финансовые нормативы субъекта РФ;
- нормативы минимальной бюджетной обеспеченности для формирования бюджетов муниципальных образований, расположенных на территории субъекта РФ;
- порядок разработки СФП субъекта РФ и контрольных цифр к проекту бюджета субъекта РФ;
- порядок разработки СФП муниципального образования и контрольных цифр к проекту бюджета муниципального образования; - методики формирования прогноза доходов и расходов при разработке СФП субъекта РФ и муниципального образования;
2. Разработка организационно - технологических мероприятий, регламентирующих процесс среднесрочного финансового планирования в процессе финансового планирования в целом и подготовке проекта бюджета:
- определение роли и места структурных подразделений в процессе формирования среднесрочного финансового плана (внешние и внутренние взаимодействия участников процесса среднесрочного финансового планирования);
- определение бюджетной классификации, в которой будет разрабатываться среднесрочный финансовый план;
- определение используемых методик расчета показателей;
- определение структуры форм документов для предоставления информации (входных и выходных);
- определение списка показателей, используемых при формировании плана;
- обеспечение получения исходных данных для проведения расчетов;
- определение основных гипотез (сценарных условий) для расчета показателей;
- проведение расчетов вариантов плана с применением соответствующих гипотез (сценарных условий) к соответствующим показателям;

Заключение

С введением СФП бюджетный процесс оказывается заключенным в среднесрочные макроэкономические рамки, что заставляет руководителей администраций более четко формулировать приоритетные задачи политики и заботиться о том, чтобы эти задачи не противоречили друг другу.

Кроме того, показатели СФП можно использовать в рамках самого бюджетного процесса, чтобы повысить его прозрачность, обоснованность и эффективность, а также обеспечить его стабильность и преемственность.
Выбор конкретного подхода к среднесрочному бюджетному планированию определяется его задачами, закладываемыми в среднесрочную финансовую политику.

Главной особенностью СФП является присутствие в нем оценок ожидаемых доходов и расходов на перспективу.
Таким образом, СФП - это документ, связывающий воедино многие другие составляющие финансовой стратегии региона.

Он используется при разработке бюджета, проверке альтернативных версий, оценке инвестиционных и заемных мощностей.

Определения и сокращения, используемые в данных методических рекомендациях. Определения:

Финансовый орган исполнительной власти территории - финансовый орган.
Подразделение финансового органа, отвечающее за составление среднесрочного финансового плана, назначаемое руководителем финансового органа -подразделение, отвечающее за создание финансового плана.
Подразделение финансового органа, отвечающее за прогноз доходов для среднесрочного финансового плана, - подразделение доходов.
Подразделение финансового органа, отвечающее за прогноз расходов для среднесрочного финансового плана, - подразделение расходов.
Подразделение финансового органа, отвечающее за формирование долговой политики среднесрочного финансового плана, - подразделение управления государственным долгом.
Орган исполнительной власти региона или МО, отвечающий за экономическое развитие - орган, отвечающий за экономическое развитие территории. Отраслевые подразделения финансового органа

Сокращения:

ИПЦ (CPI) - индекс потребительских цен
АПКВ - адресная программа
капитальных вложений БК РФ - Бюджетный Кодекс РФ
ВРП - региональный валовой продукт
ДОУ - дошкольные образовательные
учреждения
ЕТС - единая тарифная сетка
ЖКУ - жилищно-коммунальные услуги
ЖКХ - жилищно-коммунальное хозяйство
МО - муниципальное образование
МРОТ - минимальный размер оплаты труда
МСУ - местное самоуправление
МЭРиТ РФ - Министерство экономического развития и торговли РФ
НВРП - номинальный валовой региональный продукт
НД - налоговые доходы
НО - норматив отчисления налога ОСП - отделения социальной помощи ПЛ - предоставляемые льготы ПФР - Пенсионный фонд России РНБ - регистрируемая налоговая база РОПП - реальный объем произведенной промышленной продукции РФ - Российская Федерация спец. ОСП - специализированные отделения
социальной помощи СФП - среднесрочный финансовый план ФАИП - федеральная адресная инвестиционная программа ФЗ - федеральный закон ФОМС - Фонд обязательного медицинского
страхования ФОТ - фонд оплаты труда и социальные
выплаты ФПРР - федеральная программа развития региона ФСС - фонд социального страхования ФЦП - федеральная целевая программа

Методические основы разработки и принятия среднесрочного финансового плана

1. Исходные данные для формирования финансового плана региона на среднесрочную перспективу:
- основные показатели прогноза социально-экономического развития региона на среднесрочную перспективу, разработанные органом, отвечающим за экономическое развитие территории;
- бюджет региона на текущий год;
- отчеты об исполнении бюджета за предыдущие годы;
2. Подразделение доходов осуществляет прогноз доходов финансового плана на среднесрочную перспективу, в соответствии с методикой расчета доходной части СФП.
3. Подразделением управления государственным долгом производится расчет текущих расходов по обслуживанию долга.

4. Отраслевыми подразделениями финансового органа региона совместно с отраслевыми органами региона определяются направления развития отрасли и соответственно внутриотраслевые приоритеты финансирования.
5. Отраслевые подразделения финансового органа региона осуществляют планирование расходной части СФП (текущих и капитальных расходов) по отраслям в соответствии с функциональной структурой бюджетной классификации РФ (раздел-подраздел - вид расходов) в разрезе экономических статей или групп экономических статей, а также формируют предложения в адресную программу капитальных вложений на среднесрочный период и по целевым программам с учетом федеральных целевых программ и других средств федерального бюджета, перечисляемых в нижестоящие бюджеты.
6. Прогноз текущих расходов СФП осуществляется на основании:
6.1. фактического исполнения и прогноза объемов бюджетных услуг с учетом приоритетов развития отраслей (регулярно уточняется и предоставляется отраслевыми органами региона);
6.2. финансовых нормативов затрат;
6.3. индекса потребительских цен.
При этом прогноз заработной платы (заработная плата и соответствующие начисления в соответствии с экономической структурой бюджетной классификации РФ) на среднесрочную перспективу зависит от принятой финансовой стратегии и может быть направлен на достижение прожиточного минимума, или на опережающий рост расходов на указанные цели по сравнению с увеличением расходов бюджета.
Прогноз оплаты коммунальных услуг осуществляется на основании прогноза тарифов жилищно-коммунальных услуг.
7. Подразделение межбюджетных отношений финансового органа региона определяет объемы (в том числе минимально необходимые):
- передаваемой в МО финансовой помощи;
- получаемых из федерального бюджета финансовых средств.
8. Финансовый орган региона осуществляет балансировку доходной и расходной частей СФП. С целью достижения сбалансированности бюджетов на среднесрочный период могут быть рассмотрены изменения по следующим направлениям:
8.1. изменение стратегии финансов на среднесрочную перспективу, включающее выбор соотношения доходов и расходов СФП и формирование дефицита или профицита;
8.2. изменение сценарных условий социально-экономического развития региона;
8.3. изменение доходной части бюджета за счет
8.3.1. изменения налоговой политики;
8.3.2. мероприятий, способствующих увеличению неналоговых доходов; 8.4. изменение приоритетов расходования бюджетных средств, включая:
8.4.1. изменение политики оплаты труда в бюджетной сфере;
8.4.2. изменение политики дотирования населению расходов по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства;
8.4.3. изменение инвестиционной политики;
8.4.4. мероприятия, связанные с проведением структурных реформ, в результате которых можно предлагать сокращение тех или иных расходов бюджета;
8.5. изменение долговой политики;
8.6. изменение политики межбюджетных отношений (прежде всего изменение финансовой помощи местным бюджетам МО).
9. На основании разработанной стратегии СФП подразделение управления государственным долгом формируется портфель долга.
10.

На этапе балансировки СФП с целью увеличения или снижения расходов по отрасли осуществляется взаимодействие финансового органа региона с отраслевыми органами региона.

Финансовый орган региона информирует отраслевые органы региона о необходимости сокращения или увеличения по отрасли абсолютных или относительных показателей; отраслевые органы региона направляют в финансовый орган региона свои предложения и обоснования по реализации указанных изменений.



Содержание раздела