Перераспределение доли налоговых поступлений
По некоторым оценкам /25, с. 31/, чтобы довести бюджетную обеспеченность до одинакового для всех субъектов Федерации уровня, нужно сконцентрировать в федеральном бюджете 85 % налоговых доходов, затем примерно половину из них перераспределить в виде финансовой помощи регионам. Этот расчет наглядно показывает прямую зависимость между централизацией доходов и возможностями федерального бюджета выравнивать бюджетную обеспеченность регионов и гарантировать доступ граждан к основным общественным услугам и социальным гарантиям.
Но у этой особенности есть и другая сторона. Практика показывает, что перераспределение доли налоговых поступлений в пользу федерального центра порождает у региональных властей дополнительные проблемы, касающиеся сохранения налоговой базы региона.
Так, новое налоговое законодательство предусматривает 100-процентную централизацию НДС на федеральном уровне. Тем самым с учетом внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в федеральный бюджет будет поступать порядка 55-57 % доходов консолидированного бюджета Российской Федерации, а в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты всего 43-45 %. Такой высокий удельный вес межбюджетного регулирования создает предпосылки для противоречий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации, а также между субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, которые становятся полностью зависимыми от вышестоящих бюджетов.
Высокая зависимость региональных и местных бюджетов от бюджетного регулирования не стимулирует активные действия региональных властей по наращиванию налогового потенциала на подведомственной территории. В частности, это просматривается на поведении региональных властей Курской области.
Доходная база областного бюджета в последнее время не совершенствуется; требуемые для бюджета суммы изыскиваются исключительно за счет повышения абсолютного размера уже существующих платежей и сборов.
Представляется, что подобная практика должна быть пересмотрена уже в самое ближайшее время.
Перспективными нужно признать следующие направления совершенствования налоговой базы нашего региона:
- расширение использования областной ресурсно-сырьевой базы. Сегодня предприятия, работающие в данной отрасли являются одними их основных плательщиков налогов в территориальный бюджет. Основным достоинством этого направления следует признать быструю финансовую отдачу в виде дополнительных налоговых поступлений;
- стимулирование инвестиционного климата области, и как следствие, увеличение уровня производства. Здесь необходим комплекс мер, исходящих в первую очередь от законодателей области;
- в долгосрочной перспективе возобновление в прежнем объеме целевого финансирования в области разработок в сфере НИОКР и внедрение в регионе достижений научно-технического прогресса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Налоговый кодекс Российской Федерации: Официальный текст по состоянию на 5 августа 2000 г. М.: Озон, 2001. 112 с.
- Закон Курской области Об использовании областного бюджета за 2000 год. // Курская правда, 7.12.2001.
- Бабич А.М.; Павлова Л.Н.. Государственные и муниципальные финансы М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999 259 с.
- Бродский Г.М. Право и экономика налогообложения. СПб.: Изд-во СПб университета, 2000. 404 с.
- Бюджетная система РФ: учебник / под ред. Романовского М. В. М.: Юрайт, 2000. 615 с.
- Дуканич Л. В. Налоги и налогообложение Ростов на Дону: Феникс, 2000. 431 с.
- Засухин А. Т. Доходы и налоги. М.: Экономика, 1999. 246 с.
- Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит. М.: ИНФРА-М, 2001, - 317 с.
- Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник. - М.: Бек, 2001 278 с.
- Миляков Н.В. Налоги и налогообложение. М.: ЮНИТИ. 2000, - 290 с.
- Налоги и налоговое право. Учебное пособие. / Под ред. А.В. Брызгалина. - М.: Аналитик-пресс, 1998 608 с.
- Налоги: учебник / под ред. Черника Д. Г. М.: Финансы и статистика, 1999. 310 с.
- Налоговые системы зарубежных стран. / Под ред. Князева В. Г. М.: Закон и право, Юнити, 1997. 191 с.
- Перов А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. М.: ЮРАЙТ, 2002 555 с.
- Сомоев Р.Г Общая теория налогов и налогообложения: Учебное пособие. - М.: Прибор, 2000 176 с.
- Финансы: Учебник для вузов. П.И. Вахрин, Ф.С. Нешитой. М.: Информационно-внедренческий центр Маркетинг, 2000. 486 с.
- Черник Д.М. Налоги и налогообложение. Учебник. М.: ИНФРА-М, 2001 415 с.
- Юткина Т. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 1998, - 429 с.
- Афанасьева О. Делиться надо! постановили депутаты. // Городские известия. 4.01.2002.
- Волкова Т. В Кремле состоялось обсуждение стратегии и тактики налоговой политики // Налоги 2001 - 7 с. 1-5.
- Диалог власти и бизнеса. Интервью с губернатором Курской области А.Н. Михайловым. // Курская правда, 24.01.2002.
- Новиков А. И. О земельном налоге и налоге на имущество предприятий // Налоговый вестник 2000. 9 С. 66-72.
- Пансков В. Г. О некоторых проблемах налогового законодательства // Налоговый вестник 2001. 4 С. 22-27.
- Пансков В. Г. Организационные вопросы Налоговой реформы // Финансы 2000. 1 С. 33-37.
- Паскачев А.Б., Коломиец А.Л. О региональном аспекте совершенствования налогового законодательства. // Налоговый вестник 2001. 10. С. 30-33.
- Перонко И.А. Формирование налоговой базы регионов в переходный период // Налоговый вестник. 2000. 7. С. 18-22.
- Садыгов Ф.К. О налоговых проблемах субъектов Российской Федерации // Финансы. 2000. 11. - С. 27 30.
- Черник Д. Очередной этап налоговой реформы // Налоги 2001г. - 8 с. 4-6.
- Официальный сайт Министерства по налогам и сборам РФ // www.nalog.ru
- Взимание налогов и сборов по Курской области (на 1.01.02). // Статистические данные
Распределение общего объема поступлений в бюджеты территорий Российской Федерации по видам налогов
|
.Всего поступило налогов и платежей, млрд. руб |
в том числе |
налог на прибыль (доход) |
НДС |
акцизы |
платежи за пользование природными ресурсами |
налог на доходы физических лиц |
прочие налоги и сборы |
Январь |
49,50 |
12,73 |
|
2,41 |
5,52 |
13,89 |
14,95 |
Февраль |
52,13 |
12,94 |
|
2,65 |
6,72 |
16,17 |
13,66 |
Март |
71,41 |
23,64 |
|
2,87 |
7,57 |
18,26 |
19,08 |
I квартал |
173,04 |
49,30 |
|
7,92 |
19,81 |
48,31 |
47,69 |
Апрель |
90,69 |
26,60 |
|
2,65 |
6,61 |
19,10 |
35,74 |
Май |
96,38 |
37,91 |
|
3,32 |
7,33 |
18,83 |
29,00 |
Июнь |
75,34 |
24,75 |
|
3,22 |
7,98 |
20,88 |
18,50 |
II квартал |
262,41 |
89,25 |
|
9,19 |
21,92 |
58,80 |
83,24 |
I полугодие |
435,45 |
138,55 |
|
17,11 |
41,73 |
107,12 |
130,93 |
Июль |
80,45 |
21,75 |
|
3,48 |
9,42 |
24,49 |
21,31 |
Август |
101,66 |
38,18 |
|
3,39 |
8,08 |
21,61 |
30,40 |
Сентябрь |
70,80 |
21,54 |
|
3,18 |
10,10 |
19,50 |
16,48 |
III квартал |
252,91 |
81,47 |
|
10,05 |
27,60 |
65,60 |
68,19 |
9 месяцев |
688,35 |
220,03 |
|
27,16 |
69,33 |
172,71 |
199,12 |
Октябрь |
83,26 |
23,33 |
|
4,46 |
9,97 |
22,76 |
22,76 |
Ноябрь |
101,54 |
33,37 |
|
3,69 |
10,26 |
22,54 |
31,68 |
Декабрь |
95,94 |
22,95 |
|
4,71 |
9,92 |
34,77 |
23,59 |
IV квартал |
280,74 |
79,65 |
|
12,86 |
30,14 |
80,07 |
78,02 |
II полугодие |
533,64 |
161,13 |
|
22,90 |
57,74 |
145,66 |
146,21 |
Январь - декабрь |
969,09 |
299,68 |
|
40,02 |
99,47 |
252,78 |
277,14 |
Содержание раздела