d9e5a92d

Ричардсон В. - Бюджет продаж

- Бюджет продаж
- Бюджет коммерческих расходов
- Бюджет производства
- Бюджет производственных запасов
- Бюджет прямых затрат на материалы
- Бюджет прямых затрат на оплату труда
- Бюджет общепроизводственных накладных расходов
- Бюджет управленческих расходов
- Прогноз отчёта о прибылях и убытках
- Прогноз баланса
- Прогноз отчёта о потоке денежных средств

Содержание

Планирование деятельности I Роль планово-экономических служб Что такое основной бюджет?
- Бюджет продаж
- Бюджет коммерческих расходов
- Бюджет производства
- Бюджет производственных запасов
- Бюджет прямых затрат на материалы
- Бюджет прямых затрат на оплату труда
- Бюджет общепроизводственных накладных расходов
- Бюджет управленческих расходов
- Прогноз отчёта о прибылях и убытках
- Прогноз баланса
- Прогноз отчёта о потоке денежных средств
Управление бюджетированием

Почему в настоящее время планирование деятельности предприятия стало серьёзной проблемой?


Ж Отсутствие ясных целей, отсутствие понимания миссии предприятия у руководства являются одной из основных причин того, что планирование - трудноразрешимая проблема
Ж Предприятие испытывает трудности при определении потребностей в текущих ресурсах (люди, мощности и т.д.)
Ж Планы и средства больше не спускаются "сверху"; предприятие должно само ориентироваться в условиях рынка
Ж На многих предприятиях отсутствует система представления достоверной информации в нужное время, в нужном месте, для нужных людей
Недостатки сложившейся системы планирования
Ж Планирование сегодня - процесс очень трудоёмкий. Планово-экономические службы продолжают
подготавливать огромное количество документов, при этом большинство из них не пригодно для финансового анализа
Ж Процесс планирования затянут по времени, что делает его непригодным для принятия оперативных управленческих решений
Ж Плановые данные значительно отличаются от фактических. Процесс планирования по традиции начинается от производства, а не от сбыта продукции
Недостатки сложившейся системы планирования
Ж При планировании преобладает затратный механизм ценообразования: цена формируется без учёта рыночных цен, исходя из полной себестоимости и норматива рентабельности
Ж Калькуляция себестоимости производится на единицу выпуска продукции, а не на единицу проданной продукции; отсутствует разделение затрат на переменные и постоянные; при планировании и анализе не используется понятие маржинальной прибыли; не проводится анализ безуб ыточ ности п родаж
Недостатки сложившейся системы планирования
Ж При планировании не оценивается эффект операционного рычага, коэффициента вклада на покрытие; невозможно определить запас финансовой прочности
Ж Экономическое планирование традиционно не доводится до планирования финансового и потому не даёт возможности определить потребность в финансировании деятельности предприятия
Ж При существующей системе планирования невозможно достоверно проводить сценарный анализ и анализ финансовой устойчивости предприятия к изменяющимся условиям деятельности
Почему надо планировать?
Ж Планировать необходимо для того, чтобы понимать, где, когда, как и для кого вы собираетесь производить и продавать продукцию
Ж Планировать необходимо для того, чтобы понимать, какие ресурсы вам понадобятся для достижения поставленных целей
Ж Планировать необходимо для того, чтобы добиться эффективного использования привлечённых ресурсов, т.е. решить задачу максимизации показателя рентабельности чистых активов

Содержание

Планирование деятельности Роль планово-экономических служб Что такое основной бюджет?
- Бюджет продаж
- Бюджет коммерческих расходов
- Бюджет производства
- Бюджет производственных запасов
- Бюджет прямых затрат на материалы
- Бюджет прямых затрат на оплату труда
- Бюджет общепроизводственных накладных расходов
- Бюджет управленческих расходов
- Прогноз отчёта о прибылях и убытках
- Прогноз баланса
- Прогноз отчёта о потоке денежных средств
Управление бюджетированием

Роль планово-экономических служб (ПЭС)



- ПЭС должны подготавливать документы быстро , качественно по содержанию и в том объёме , который необходим руководству предприятия для принятия эффективных управленческих решений
- ПЭС должны стать структурой, которая будет способна координировать деятельность всех подразделений и позволит перейти от вертикального управления к управлению вертикально-горизонтальному
- ПЭС должны стать структурой, которая будет нести ответственность за подготовку документов, необходимых для формирования основного бюджета

Содержание

Планирование деятельности Роль планово-экономических служб Что такое основной бюджет?
- Бюджет продаж


- Бюджет коммерческих расходов
- Бюджет производства
- Бюджет производственных запасов
- Бюджет прямых затрат на материалы
- Бюджет прямых затрат на оплату труда
- Бюджет общепроизводственных накладных расходов
- Бюджет управленческих расходов
- Прогноз отчёта о прибылях и убытках
- Прогноз баланса
- Прогноз отчёта о потоке денежных средств
Управление бюджетированием
Основной бюджет - это финансовое, количественно определенное выражение маркетинговых и производственных планов, необходимых для достижения поставленных целей
1 Для чего нужен основной бюджет? По оценкам специалистов, из-за того, что предприятия не формируют годовые бюджеты, они теряют за год до 20% своих доходов
1 Чтобы избежать этих потерь, вы должны постоянно сравнивать бюджет с фактическими данными, анализировать отклонения, усиливать благоприятные и уменьшать неблагоприятные тенденции, совершенствовать методологию планирования
- На одном из предприятий внедрение системы бюджетирования позволило добиться увеличения годового денежного потока на 14 млрд. рублей и снизить дебиторскую задолженность более чем на 35 млрд. рублей
- На другом предприятии подготовленный основной бюджет позволил увидеть руководству, что реальная потребность в финансировании за счёт кредитов банков на 4,5 млрд. рублей меньше, чем планировалось финансовым отделом
- Ещё на одном предприятии подготовленный основной бюджет в комплексе с программным обеспечением позволил компании оперативно корректировать свои планы, в результате чего:
прекратились задержки с выплатой заработной платы увеличилась загрузка оборудования с 20% до 40% прекратились перебои поставок сырья перестала расти кредитная масса
снизилась дебиторская задолженность с 7 млрд. рублей до 1,5 млрд. рублей
увеличился поток денежных средств более чем на 3 млрд. рублей
Основной или общий бюджет состоит из трёх обязательных финансовых документов:


Прогноза отчёта прибылей и убытков
Прогноза отчёта о движении денежных средств
Прогноза балансового отчёта


Процесс бюджетирования условно может быть разделён на две составные части:
Подготовка операционного бюджета
Подготовка финансового бюджета


Операционный бюджет состоит из:
^ бюджета продаж ^ бюджета производства ^ бюджета производственных запасов ^ бюджета прямых затрат на материалы ^ бюджета производственных накладных расходов ^ бюджета прямых затрат на оплату труда ^ бюджета коммерческих расходов ^ бюджета управленческих расходов ^ отчёта о прибылях и убытках
Финансовый бюджет состоит из:
^ инвестиционного бюджета ^ кассового бюджета ^ балансового отчёта


Блок-схема формирования основного бюджета


Примечание:
На данной блок-схеме отражена только логическая последовательность процесса бюджетирования, и не отражены все возможные связи между бюджетами


- Бюджеты могут быть недостижимыми, если недостижимы поставленные цели
- Бюджеты могут быть неприемлемыми, если условия достижимости целей невыгодны для предприятия
- Для оценки приемлемости и достижимости бюджетов применяются инструменты финансового анализа и диагностики, подробно изложенные в разделе "Диагностика состояния предприятия"
- Диагностика состояния предприятия - это инструмент, который позволяет оценить эффект (улучшение - ухудшение положения) и эффективность (например, соотношение затраты - объём продаж) принятых бюджетов


- Старайтесь при составлении бюджетов применять документы,
по форме и структуре приближенные к документам бухгалтерской отчетности, что значительно облегчит
составление бюджетов и упростит сравнение плановых и фактических данных
- Современные компьютерные технологии позволяют значительно
облегчить бюджетирование и существенно упростить
сценарный анализ ("что будет, если...")
- Рекомендуется составлять бюджет на три года вперед с разбивкой в первый год по месяцам
Прогноз объёма продаж
- Прогноз объёма продаж - это необходимый предварительный этап работы по подготовке бюджета продаж
- Прогноз объёма продаж превращается в бюджет продаж в том случае, если руководство предприятия считает, что прогнозируемый объём продаж может быть достигнут
- Прогноз объёма продаж осуществляется на основании анализа и обсуждения различных микро- и макроэкономических факторов, в том числе описываемых статистическими данными


Факторы, влияющие на прогноз объёма продаж:
Объём продаж предшествующих периодов Производственные мощности
Зависимость продаж от общеэкономических показателей, уровня занятости, цен, уровня личных доходов и т.д.
Относительная прибыльность продукции Изучение рынка, рекламная кампания Ценовая политика, качество продукции Конкуренция Сезонные колебания
Долгосрочные тенденции продаж для различных товаров


Надёжность прогноза продаж повышается в результате использования комбинаций экспертных и статистических методов:
- Функциональный метод - информация о прогнозах стекается от руководителей отделов к директору по маркетингу, который является ответственным за точность прогноза объёма продаж и за составление бюджета продаж (недостаток - высокая степень субъективности оценок)
- Статистические методы - трендовый, корреляционный, регрессионный и другие виды анализа, которые позволяют сделать прогноз на основе существующих тенденций развития, но не позволяют предвидеть возможные качественные изменения
- Групповое принятие решений - участвуют руководство компании, начальники ПДО, МТС, финансового отдела и т.д. (достоинство -простота и скорость, но распыляется ответственность)

- Базовый прогноз, скорее всего, окажется наиболее надёжным, т.к. на него не влияют погрешности, связанные с освоением новых рынков и выпуском новых продуктов
- Прогноз А менее вероятен, чем базовый, что связано со сложностью получения достоверной оценки поведения потребителей на новых рынках
- Прогноз В менее вероятен, чем А, из-за субъективности оценки потребностей в новых продуктах (мнения торговых агентов, экспертов и т.д.)
- Прогноз С менее вероятен, чем В, что связано с высокой степенью неопределённости объёмов продаж новых продуктов на новых рынках; при этом очень высока степень риска получить доход значительно ниже планируемого
Составление бюджета продаж
- Бюджет продаж - это первый и самый важный шаг в составлении основного бюджета; оценка объёма продаж влияет на все последующие бюджеты
- Бюджет продаж должен отражать месячный или квартальный объём продаж в натуральных и в стоимостных показателях
- Бюджет продаж составляется с учётом: уровня спроса на продукцию компании, географии сбыта, категорий покупателей, сезонных факторов


- Бюджет продаж включает в себя ожидаемый денежный поток от продаж, который в дальнейшем будет включён и в доходную часть бюджета потока денежных средств
- Для прогноза денежных поступлений от продаж необходимо учитывать коэффициенты инкассации, которые показывают, какая часть отгруженной продукции будет оплачена в первый месяц (месяц отгрузки), во второй и т.д., с учётом безнадёжных долгов
- Помните, что даже незначительное отклонение запланированного объёма продаж от фактического может привести к серьёзным отклонениям основного бюджета от факта

Шаг 1.а Бюджет продаж на 1996 г.

(в млн. руб.)
Наименование 1995 г. (факт) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1996 г.
Запланированные продажи, (ед.)
- электроинструмент 170,000 10,000 9,000 12,000 15,000 16,000 16,000 18,000 20,000 20,000 20,000 20,000 20,000 196,000
- пневмоинструмент 10,000 500 2,000 1,000 1,500 1,500 1,500 1,500 1,500 1,500 1,500 1,500 1,500 17,000
- рукава 270,000 18,000 17,000 13,000 10,000 10,000 10,000 10,000 10,000 10,000 10,000 10,000 10,000 138,000
Цена за единицу, (тыс. руб./ед.)
- электроинструмент 120 170 173 176 180 184 188 192 196 200 204 208 212 190
- пневмоинструмент 200 250 255 260 265 270 275 281 287 293 299 305 311 279
- рукава 30 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 56
Запланированные продажи, (млн. руб.)
- электроинструмент 20,400 1,700 1,557 2,112 2,700 2,944 3,008 3,456 3,920 4,000 4,080 4,160 4,240 37,877
- пневмоинструмент 2,000 125 510 260 398 405 413 422 431 440 449 458 467 4,778
- рукава 8,100 900 867 676 530 540 550 560 570 580 590 600 610 7,573
ВСЕГО продажи, (млн. руб.) 30,500 2,725 2,934 3,048 3,628 3,889 3,971 4,438 4,921 5,020 5,119 5,218 5,317 50,228
Цены на продукты планируются с учетом ожидаемой инфляции ( 2% в месяц )

Шаг 1.6 График ожидаемых поступлений денежных средств от продаж

(в млн. руб.)
Наименование 1995 г. (факт) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1996 г.
Остаток дебиторской задолженности на конец периода, (млн. руб.) * 6,300 5,907 5,898 6,156 6,442 6,767 7,058 7,596 8,226 8,613 8,948 9,288 9,633 9,633
Сумма задолженности к погашению в текущем периоде, (млн.руб.) ** 2,300 700
Поступление от продаж каждого месяца, (млн. руб.): ***
1 818 1,363 409 2,590
2 880 1,467 440 2,787
3 914 1,814 583 3,311
4 1,088 1,814 544 3,446
5 1,167 1,945 583 3,695
6 1,191 1,986 596 3,773
7 1,331 2,219 666 4,216
8 1,476 2,461 738 4,675
9 1,506 2,510 753 4,769
10 1,536 2,560 768 4,864
11 1,565 2,609 4,174
12 1,595 1,595
ВСЕГО поступлений, (млн. руб.) 28,200 3,118 2,943 2,790 3,342 3,564 3,680 3,900 4,291 4,633 4,784 4,878 4,972 46,895
* Остаток дебиторской задолженности на конец года с учетом безнадежных долгов и переходящих остатков предыдущего года
Из остатка дебиторской задолженности 1995 года (6.300 млн.) ожидается к получению 2.300 млн. в январе и 700 млн. в феврале
30% продаж оплачиваются в том же месяце, 50% и 15% продаж оплачиваются в последующих месяцах соответсвенно, оставшиеся 5% представляют безнадежные к взысканию долги


- Расчёт коммерческих расходов (реклама, комиссионные торговых агентов, транспортные услуги) должен соотноситься с объёмом продаж
- Не следует ожидать увеличения объёма продаж,
одновременно планируя уменьшение финансирования
мероприятий, направленных на стимулирование сбыта
- Большинство затрат на сбыт продукции планируется в процентном отношении к объёму продаж, исключение могут составлять арендные платежи за складские помещения. Величина планируемого процента зависит от жизненного цикла продукции


- Коммерческие расходы могут группироваться по многим критериям, основными из которых являются: типы продукции, типы покупателей, география сбыта
- Значительную часть коммерческих расходов составляют затраты на рекламу и продвижение товаров на рынок; поэтому ответственный исполнитель (обычно директор по маркетингу) должен чётко определить где, когда и как должна быть проведена рекламная кампания и сколько потратить на нее, чтобы достичь максимальной выгоды при минимальных затратах
- При составлении бюджета коммерческих расходов также необходимо выделять затраты на упаковку, транспортировку, страхование, хранение, складирование товаров

Шаг 2. Бюджет коммерческих расходов на 1996 г.

(в млн. руб.)
Наименование 1995 г. (факт) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1996 г.
Запланированные продажи, (в млн. руб.) 30,500 2,725 2,934 3,048 3,628 3,889 3,971 4,438 4,921 5,020 5,119 5,218 5,317 50,228
Ставки переменных коммерческих расходов на рубль продаж, (%)
Комиссионные
Доставка собственным транспортом
1.0% 1.0% 1.0% 1.0% 1.0% 1.0% 1 .0% 1 .0% 1.0% 1.0% 1.0% 1.0%
Премиальные 0.5% 0.5% 0.5% 0.5% 0.5% 0.5% 0.5% 0.5% 0.5% 0.5% 0.5% 0.5%
Прочие переменные расходы 0.1% 0.1% 0.1% 0.1% 0.1% 0.1% 0.1% 0.1% 0.1% 0.1% 0.1% 0.1%
ИТОГО
Планируемые переменные коммерческие расходы, (млн. руб.)
плкю
44 47 49 58 62 64 71 79 80 82 83 85 804
Планируемые постоянные коммерческие расходы, (млн. руб.), 30 31 31 32 32 33 34 34 35 35 36 37 400
в т.ч:
Реклама и продвижение товара
Маркетинг
Оклады торговых агентов
10.0 10.2 10.4 10.6 10.8 11.0 11.2 11.4 11.6 11.8 12.0 12.2 133
Командировочные расходы 15.0 15.3 15.6 15.9 16.2 16.5 16.8 17.1 17.4 17.7 18.1 18.5 200
Прочие постоянные расходы 5.0 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 5.7 5.8 5.9 6.0 6.1 67
ТОГОГ
Общие планируемые коммерческие расходы, (млн. руб.) 74 78 80 90 94 97 105 113 115 117 119 122 1,204
*
мтнус
амортизация, (млн. руб.)
5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 60
ТОГОГ
К выплате по коммерческим расходам, (млн. руб.) 69 73 75 85 89 92 100 108 110 112 114 117 1,144
к затратам не текущего периода относятся аммортизационные отчисления, а также расходы, оплаченные ранее или предстоящие к оплате в будущих периодах
постоянные коммерческие расходы, запланированы с учетом ожидаемой инфляции (2% в месяц)

Бюджет производства


- Бюджет производства - это план выпуска продукции в натуральных показателях
- Бюджет производства составляется исходя из бюджета продаж; он учитывает производственные мощности, увеличение или уменьшение запасов (бюджет производственных запасов), а также величину внешних закупок
- Необходимый объём выпуска продукции определяется как предполагаемый запас готовой продукции на конец периода плюс объём продаж за данный период и минус запас готовой продукции на начало периода

Шаг 3. Бюджет производства на 1996 г

(в единицах)
Наименование 1995 г. (факт) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1996 г.
Запланированные продажи, (ед.)
- электроинструмент 10,000 9,000 12,000 15,000 16,000 16,000 18,000 20,000 20,000 20,000 20,000 20,000 196,000
- пневмоинструмент 500 2,000 1,000 1,500 1,500 1,500 1,500 1,500 1,500 1,500 1,500 1,500 17,000
- рукава 18,000 17,000 13,000 10,000 10,000 10,000 10,000 10,000 10,000 10,000 10,000 10,000 138,000
ПЛЮС
Желаемый запас готовой продукции на конец периода, (ед.)
- электроинструмент 900 1,200 1,500 1,600 1,600 1,800 2,000 2,000 2,000 2,000 2,000 2,000
- пневмоинструмент 200 100 150 150 150 150 150 150 150 150 150 150
- рукава 1,700 1,300 1,000 1,000 1,000 1,000 1,000 1,000 1,000 1,000 1,000 1,000
минус
Запланированный запас продукции на начало периода, (ед.)
- электроинструмент 1,000 900 1,200 1,500 1,600 1,600 1,800 2,000 2,000 2,000 2,000 2,000
- пневмоинструмент 50 200 100 150 150 150 150 150 150 150 150 150
- рукава 1,800 1,700 1,300 1,000 1,000 1,000 1,000 1,000 1,000 1,000 1,000 1,000
иного
Количество единиц продукции, подлежащих изготовлению, (ед.)
- электроинструмент 9,900 9,300 12,300 15,100 16,000 16,200 18,200 20,000 20,000 20,000 20,000 20,000 197,000
- пневмоинструмент 650 1,900 1,050 1,500 1,500 1,500 1,500 1,500 1,500 1,500 1,500 1,500 17,100
- рукава 17,900 16,600 12,700 10,000 10,000 10,000 10,000 10,000 10,000 10,000 10,000 10,000 137,200

- Бюджет производственных запасов содержит информацию, необходимую для подготовки двух заключительных финансовых документов основного бюджета:
Ф прогноза отчёта о прибылях и убытках - в части подготовки данных о производственной себестоимости реализованной продукции
Ф прогноза балансового отчёта - в части подготовки данных о состоянии нормируемых оборотных средств (сырья, материалов и запасов готовой продукции) на конец планируемого периода
- Объём незавершённого производства определяется, исходя из технологических особенностей изготовления продукции

Шаг 4. Бюджет производственных запасов на 1996 г.

(в млн. руб.)
Наименование 1995 г. (факт) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1996 г.
Запас готовой продукции, (шт.)
- электроинструмент 900 1,200 1,500 1,600 1,600 1,800 2,000 2,000 2,000 2,000 2,000 2,000 20,600
- пневмоинструмент 200 100 150 150 150 150 150 150 150 150 150 150 1,800
- рукава 1,700 1,300 1,000 1,000 1,000 1,000 1,000 1,000 1,000 1,000 1,000 1,000 13,000
Производственная себестоимость единицы продукции, (тыс. руб.)
- электроинструмент 181 175 168 152 152 155 153 153 157 166 169 174 1,955
- пневмоинструмент 146 1 41 133 116 115 117 115 113 115 125 127 1 30 1,493
- рукава 34 35 36 35 36 38 38 39 40 42 43 44 460
Запас готовой продукции, (млн. руб.) 250 270 308 295 296 335 361 362 371 393 400 412 412
- электроинструмент 163 210 252 243 243 279 306 306 314 332 338 348 348
- пневмоинструмент 29 14 20 17 17 18 17 17 17 19 19 20 20
- рукава 58 46 36 35 36 38 38 39 40 42 43 44 44
Запас основных материалов,
(млн. руб.) *
503 549 627 672 697 783 864 885 905 926 947 947 947
- электроинструмент 279 379 477 518 538 619 696 712 728 744 760 760 760
- пневмоинструмент 31 18 26 26 27 28 28 29 29 30 31 31 31
- рукава 193 152 124 128 132 136 140 144 148 152 156 156 156


Содержание раздела