d9e5a92d

Лицензирование аудиторских фирм.


В качестве примера рассмотрим особенности консультирования для малого бизнеса.
Существуют следующие три фактора, которые влияют на процесс консультирования малого бизнеса:
компания обычно финансируется из личных средств или средств одной семьи;
менеджер работает в тесном личном контакте со всеми сотрудниками предприятия;
компания действует в географически ограниченном регионе.
В связи с этим консультант по вопросам управления в данной области будет сталкиваться со следующими проблемами:
менеджер малой компании относительно изолированно решает как стратегические, так и оперативные проблемы;
он может платить невысокую зарплату, предложить низкий уровень гарантий занятости, небольшие возможности получения льгот и поощрений;
он ограничен в своих возможностях увеличения начального капитала и получения займов, так как компания не защищена от экономических спадов;
когда возникнет необходимость важных изменений, менеджер может быть занят текущими оперативными проблемами;
менеджер не всегда способен правильно понять и интерпретировать правительственные постановления, акты и другие документы с выгодой для себя.
Таким образом, консультант по малому бизнесу должен владеть дифференцированными подходами к предпринимательству и обеспечивать взаимосвязь всех управленческих задач. Он должен видеть общую картину предприятия для того, чтобы обеспечить взаимосвязь административных и оперативных функций. Поэтому его цель – находить практическое решение всех видов проблем: по вопросам финансов, сбыта, производства, закупок и т.п.
Методы проведения консультаций по малому бизнесу чрезвычайно разнообразны, они включают и помощь в реализации самих рекомендаций, и неформальное обучение.
Помимо менеджмент - консалтинга, согласно определениям, приведенным нами в разд. 1.1, существует еще 11 видов профессиональных услуг по экономике и управлению, которые включаются в понятие консалтинг в широком смысле слова: 1) аудит; 2) бухгалтерское обслуживание; 3) юридические услуги; 4) обеспечение информационными технологиями; 5) инжиниринг; 6) инвестиционное банкирование; 7) рекрутмент; 8) реклама и отношения с общественностью; 9) деловая информация; 10) лоббирование; 11) тренинг (связь этих видов услуг с менеджмент - консалтингом показана на схеме 1). Рассмотрим их подробнее.
Аудит. Слово аудит в переводе с латинского означает слушание и применяется в мировой практике для обозначения проверки, ревизии.
Выступая в качестве аудиторов, специалисты по бухгалтерскому учету проверяют финансовую отчетность фирмы и дают экспертную оценку (заключение) относительно ее правильности, надежности и соответствия общепринятым стандартам. Аудиторское заключение в установленном законом порядке публикуется в годовом отчете о деятельности компании вместе с ее официальным балансом. Для своей деятельности аудиторские фирмы обычно получают специальные полномочия (лицензии, сертификаты) от государственных органов, наблюдающих за деятельностью акционерных обществ.

Аудит играет существенную роль для таких инструментов инвестиций, как рынки ценных бумаг и фондовые биржи. Его задача – показать потенциальным инвесторам, акционерам, кредиторам и деловым партнерам, насколько надежна в финансовом отношении та или иная компания.
В России первоначально законодательство требовало обязательного заверения аудиторами только налоговых деклараций иностранных фирм. Однако в настоящее время принят ряд постановлений (см. приложение 1), согласно которым аудиторскую проверку должны проходить все страховые и инвестиционные компании (как российские, так и зарубежные), а также крупные негосударственные предприятия. Лицензирование аудиторских фирм осуществляется Министерством финансов.

Центральным банком и Федеральной службой по надзору за страховой деятельностью, которые ведут соответствующие реестры.
В последнее время за рубежом термин аудит стал применяться для обозначения не только бухгалтерской, но и любой другой проверки положения дел на предприятии или в организации, осуществляемой независимыми экспертами. Поэтому используются такие понятия, как аудит менеджмента, аудит инвестиций, аудит бизнеса, экономический аудит, энергоаудит и т.д. В российской практике этому значению слова аудит соответствует понятие независимая экспертиза.


Бухгалтерское обслуживание – это услуги, оказываемые внешними по отношению к клиенту бухгалтерскими фирмами, ведущими или восстанавливающими его бухгалтерский учет. Эта функция может дополняться также консалтинговыми услугами по организации и совершенствованию бухгалтерского учета.
В России зачастую все услуги по бухгалтерскому учету называют аудитом. Как следует из вышесказанного, это не совсем верно, но для краткости такое расширительное толкование слова аудит может, на наш взгляд, применяться.
Следует отметить, что в некоторых странах аудит и бухгалтерское обслуживание выступают совершенно обособленно: там приняты специальные законодательные акты, запрещающие аудиторам предоставлять своим клиентам любые другие услуги по бухгалтерскому учету, включая консалтинговые (см. разд. 3 табл. 1).

В России нет запретов на совмещение аудиторской функции и бухгалтерского обслуживания, что соответствует мировой тенденции комплексного предоставления аудиторских, бухгалтерских и консалтинговых услуг.
В настоящее время численность российских бухгалтерско-аудиторских фирм составляет около 6 тыс., но более 50% объема услуг приходится на 40 крупнейших (табл. 4).
Таблица 4
Список крупнейших российских аудиторских и аудиторско - консультационных фирм
4.1. Аудиторские и аудиторско - консалтинговые фирмы (по итогам 1996 г.)


* В соответствии с мировой практикой под профессионалами подразумеваются специалисты, непосредственно работающие с клиентами на основе почасовых ставок: аудиторы, эксперты, консультанты. Сотрудники инфраструктурных подразделений – бухгалтеры, офис - менеджеры и т.д. – в их число не входят.
Продолжение табл. 4.1

4.2. Крупнейшие российские консультационные фирмы (по уровню выработки на одного консультанта)


Продолжение табл. 4.2



Юридические услуги. Юридические, т.е. правовые, услуги исторически возникли раньше, чем многие другие виды профессионального обслуживания бизнеса.
Юристы оказывают услуги как в форме советов (юридический консалтинг), так и путем непосредственного ведения дел своих клиентов: представления их интересов в судебных и других инстанциях, ведения переговоров, составления контрактов и т.д. Они могут также давать экспертные заключения о соответствии действия или документа юридическими нормам, в чем их функция напоминает аудиторскую. По определенным вопросам законодательство требует наличия экспертизы независимых юристов в обязательном порядке.
Специфика юридического консультирования по сравнению с экономическим, которым занимаются менеджмент - консультанты, определяется различием профессий экономиста и юриста. Экономист дает совет о том, что нужно делать для решения той или иной проблемы (например, произвести тот или иной товар, выйти на такой-то рынок, осуществить структурную перестройку и т.д.), а юрист – объясняет, что нельзя или можно делать с точки зрения законодательства (например, запрещено осуществлять такие-то финансовые действия, запрещено продавать этот товар в такие-то страны, нельзя превышать допустимые нормы загрязнения при производстве, можно включить такой-то пункт в контракт и т.д.). Юристы руководствуются писаными законами – нормативными актами государства, а экономисты и специалисты по управлению – прежде всего законами рынка и человеческого поведения.
Итак, юридическое консультирование направлено на форму, а экономическое – на содержание деловых процессов. (В табл. 1 юридическое консультирование отражено в разделе 8 – Специализированные услуги, но в широком смысле оно применяется и при осуществлении всех остальных функций менеджмента, а следовательно, и консалтинга.)
Обеспечение информационными технологиями. Под информационными технологиями (ИТ) понимаются способы автоматизированной переработки информации. В настоящее время такая переработка осуществляется на основе электронно-вычислительных устройств, поэтому речь обычно идет об информационно-компьютерных технологиях: разработке и использовании компьютерных программ, создании баз данных, компьютерных сетей и т.д.
Можно выделить четыре группы субъектов, предоставляющих такие услуги:
1) специальные фирмы по разработке программного обеспечения;
2) менеджмент - консалтинговые и бухгалтерские фирмы, оказывающие услуги по применению новых ИТ в менеджменте, приспособлению стандартных программ к потребностям предприятий, выбору оборудования и интеграции вычислительных систем;
3) фирмы, обслуживающие компьютеры. Их услуги включают проектирование вычислительных систем, программирование, обучение пользователей, управление сетями передачи данных, интеграцию систем и т.д.;
4) производители компьютерного оборудования. Они были вовлечены в деятельность, связанную с ИТ, позже всех, но сразу же активно стали действовать в этом направлении, разрабатывая ИТ, ориентированные на использование производимого ими оборудования.



Содержание раздела