Кулик С. А. - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ И ЗАДАЧИ РОССИИ В СНГ
Данная работа подготовлена в связи с особой актуальностью и важностью проблематики формирования широкой зоны интеграции и стабильности в Содружестве независимых государств (СНГ), экономической политики России на пространстве СНГ. Основное внимание уделено предложениям и рекомендациям по развитию реинтеграционных процессов, прежде всего по созданию многосторонней зоны свободной торговли с перспективой ее расширения на все основные сферы торгово-экономического взаимодействия.
Для России нет разумной альтернативы расширению и углублению сотрудничества со странами Содружества Независимых Государств (СНГ), участию в интеграционных процессах на постсоветском пространстве и содействию им. Создание максимально благоприятных условий международной коммерческой деятельности для национальных компаний путем заключения различного рода преференциальных торговых соглашений, образования торговых блоков и интеграционных объединений - главный вектор мировой торговой политики в последнее десятилетие. В результате сейчас большая часть международной торговли осуществляется в рамках региональных торговых соглашений. Нужно учитывать эти тенденции и реагировать на них, обеспечить привлекательность интеграционной перспективы СНГ и мощный политический импульс для ее реализации.
С точки зрения геоэкономики, в интересах национальной безопасности и сохранения хозяйственной целостности Россия нуждается в формировании широкой зоны интеграции и стабильности в СНГ
Интеграционный вектор российской политики в СНГ полностью отвечает стратегической цели модернизации и диверсификации отечественной экономики, перевода ее на инновационный путь развития. Выгоды интеграции будут все ощутимее по мере структурной перестройки и технического перевооружения промышленности России, стимулирующих производственную кооперацию и внутриотраслевую торговлю. А процессы нашей модернизации получат дополнительный импульс благодаря свободному перемещению товаров, услуг, капиталов и рабочей силы в регионе СНГ
Сложившийся на сегодняшний день дефицит интеграционных стимулов для стран СНГ - это объективное, но временное явление, связанное с отсталой структурой и низкой степенью диверсификации национальных хозяйств, взаимодействующих на межотраслевом уровне. Любое продвижение вперед по инновационному пути будет повышать актуальность и практическую отдачу интеграционного выбора.
Формирование экономической политики России на постсоветском пространстве затянулось. За восемнадцать с половиной лет, прошедших с момента распада СССР, так и не названы основные черты декларируемого общего экономического пространства в Евразии, отсутствует целостная программа его создания. России необходимо разработать и вынести на совместное рассмотрение государств Содружества новую доктрину отношений, предполагающую конкретные шаги по усилению и повышению привлекательности многосторонних форматов сотрудничества в СНГ, обеспечивающих экономическую консолидацию постсоветского пространства и получение реальных преимуществ всеми участниками. Такая инициатива России, базирующаяся на тщательном анализе современных экономических реалий, возможностей и интересов постсоветских стран, могла бы стать ключевым событием председательства России в СНГ в 2010 г., подготовки к двадцатилетнему юбилею Содружества в 2011 г.
Данная работа является дополненным вариантом одноименного доклада Института современного развития, выпущенного в феврале 2010 г. Авторы обновили доклад в том числе появившимися статистическими данными за 2009 г. и начало 2010 г. и соответствующими расчетами, а также полезными, по их мнению, приложениями.
В ней основной упор сделан на предложениях и рекомендациях по тем направлениям, которые представляются приоритетными в повестке дня реинтеграции экономического пространства Содружества и политики России на этом пространстве.
Авторы выражают признательность участникам экспертных обсуждений рассматриваемой темы, проведенных в Институте в прошедшем году, за высказанные оценки и соображения -Л. Б. Вардомскому, Т. А. Вороновой, С. П. Глинкиной, Л. М. Григорьеву, Р. С. Гринбергу, В. А. Гусейнову, В. Л. Жарихину, А. В. Мальгину, С. М. Маркедонову, Е. Н. Минченко, А. И. Суздальцеву, Е. Д. Чеботаревой, Т. Н. Чеклиной, С. И. Чернявскому, Б. А. Шмелеву.
О ЦЕЛЯХ И ИНТЕРЕСАХ РОССИИ В РЕГИОНЕ СНГ
Мировой финансово-экономический кризис, остро поставивший вопрос о потенциале и источниках дальнейшего развития как в масштабах глобальной экономики, так и применительно к отдельным странам, уже привел к усилению конкуренции между ведущими державами за сферы влияния и ресурсы. Регион СНГ находится в зоне пересечения стратегических интересов всех основных мировых центров силы, а потому в предстоящие годы борьба за влияние в Содружестве может быть особенно жесткой.
В условиях активизации деятельности ведущих мировых держав на пространстве СНГ России необходимо выработать эффективную и тщательно выверенную политику, основой которой может стать геоинтеграционный подход, предполагающий мягкую реинтеграцию существенной части постсоветского пространства в открытом торгово-политическом формате, практический выход на создание широкой евразийской зоны сотрудничества и позволяющий обеспечить долговременные интересы нашей страны в СНГ
Отличительная черта экономической конфигурации постсоветского пространства и одновременно обоснование необходимости такого подхода к выстраиванию отношений в СНГ - очевидное доминирование России, на которую приходится более 70 % совокупного регионального валового внутреннего продукта (в паритетных ценах), 76-77 % всей нефте- и газодобычи, свыше 2/3 суммарного экспорта товаров и услуг.
В совокупном валовом внутреннем продукте (ВВП) четырех самых крупных стран СНГ (Россия, Белоруссия, Казахстан, Украина) на Российскую Федерацию (РФ) приходится почти 80 %, в ВВП стран Евразийского экономического сообщества (РФ, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан) - почти 90 %, в ВВП стран Таможенного союза (РФ, Белоруссия, Казахстан) - 90 %. Весь ВВП стран СНГ с низким уровнем доходов (Армения, Грузия, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Узбекистан) не превышает 7 % российского ВВП (включение Грузии здесь и далее с учетом ее относительно недавнего выхода из Содружества де-юре).
Российская экономика в 160-165 раз больше экономик Киргизии, Молдавии и Таджикистана и примерно в 100 раз больше экономик Армении и Грузии. Подушевой валовый национальный доход в России в 2008 г. был в 3 раза выше, чем в Украине, в 6,5 раза выше, чем в Молдавии, в 11-16 раз выше, чем в Узбекистане, Киргизии и Таджикистане (подробнее об уровне подушевых доходов в странах СНГ в Приложении 1).
Несмотря на общее экономическое доминирование России в СНГ, ряд диспропорций прямо указывают на важность Содружества для обеспечения устойчивого развития нашей страны: производя свыше 70 % регионального ВВП, Россия располагает только 50 % совокупного населения, или, добывая 77 % всей нефти в СНГ, Россия обладает лишь 62 % суммарных доказанных запасов этого топлива. То же самое еще более верно в отношении рудных полезных ископаемых (подробнее о вкладе России и других стран СНГ в совокупный ресурсный потенциал Содружества в Приложении 2).
Существенная разница экономических потенциалов России и других стран СНГ обуславливает объективное различие в интересах сторон в развитии регионального торгово-экономического сотрудничества. Для России, как доминирующей державы, основной интерес - геоэкономический, реализация которого растянута во времени и требует четкой последовательности действий. Партнеры же по СНГ преимущественно видят свой интерес в максимизации текущих выгод, связанных с получением различного рода субсидий (прямых и косвенных) и преференциальным доступом на емкий российский рынок.
Государства Содружества - это жизненное пространство, необходимое нашей стране для сохранения статуса великой державы, для обеспечения собственного устойчивого развития, для поддержания хозяйственной целостности. Более конкретно Россия нуждается в:
? формировании общего экономического пространства СНГ с широким выходом к границам Евросоюза и на Азиатско-Тихоокеанский регион для выполнения миссии евразийской державы;
? доступе к разработке минерально-сырьевой базы стран СНГ для укрепления собственной ресурсной базы и получения дефицитных полезных ископаемых, а также для повышения своей роли на мировых сырьевых рынках и в качестве гаранта международной энергетической безопасности;
? эффективном коммерческом присутствии на емком, либерализованном общем рынке Содружества;
? избежании нерациональной конкуренции со странами СНГ на мировых рынках через реализацию совместных проектов в области переработки первичных ресурсов (например, проектов по производству рафинированных цветных металлов, минеральных удобрений в СНГ и др., где Россия сама является ведущим экспортером);
? доступе к избыточной рабочей силе стран СНГ, чему нет альтернативы в условиях нарастания у нас демографической проблемы и с учетом высокой адаптивности трудовых мигрантов из СНГ к условиям работы в России;
? доступе к интеллектуальной, в значительной степени русскоговорящей, элите стран СНГ для восполнения утечки мозгов на Запад и стимулирования инновационных процессов в российской экономике;
? доступе к системообразующим активам, обеспечении стабильности и предсказуемости сотрудничества в сферах, представляющих стратегический интерес для России (в оборонной, атомной, авиационной, ракетно-космической промышленности);
? налаживании активной приграничной торговли по всему периметру границ с СНГ для стимулирования и придания комплексного характера хозяйственному развитию российских приграничных территорий (в число которых входит почти треть субъектов Российской Федерации);
? использовании геостратегического потенциала СНГ, в том числе как транзитной территории.
При этом следует иметь в виду, что геоэкономическая основа отношений России со странами СНГ порождает ряд важных следствий экономического и торгово-политического характера.
Во-первых, востребованным является финансовое донорство России в отношении СНГ Другое дело, что возникающие прямые и косвенные расходы по Содружеству должны четко соотноситься с получением в том числе перечисленных выше геоэконо-мических выгод. Важно понимать, за счет чего (каких действий и инструментов) и в какие сроки эти выгоды будут обеспечены.
Во-вторых, сохранение асимметрии экономических результатов сотрудничества - отложенных для России и немедленных для партнеров по СНГ, что порождает с российской стороны периодически возникающее желание восстановить статус-кво и добиться сиюминутных выгод. Последнее, за исключением случаев недобросовестной конкуренции и явного нарушения наших экономических интересов, проблематично для достижения долгосрочных целей России в СНГ
В-третьих, асимметрия в результатах сотрудничества обуславливает различную заинтересованность в темпах и углублении интеграционных процессов. При прочих равных условиях Россия больше заинтересована в реальном продвижении по интеграционному пути, поскольку система интеграционных соглашений и формирование единого экономического пространства предполагают для более сильной России необходимые и достаточные условия получения геоэкономических выгод. В свою очередь, другие страны Содружества, имеющие значительные текущие дивиденды от сотрудничества с нами, пока заинтересованы не столько в конечных результатах интеграционных проектов, сколько в самом процессе интеграции, в ходе которого возможно получение от нас дополнительных ресурсов и привилегий.
ЭКОНОМИКА СТРАН СНГ:
ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
Страны СНГ (без России, если специально не оговаривается) играют весьма скромную роль в мировой экономике: в 2009 г. на них приходилось 1,3 % мирового паритетного ВВП и 1,2 % глобального экспорта товаров и услуг. В то же время в ряде отраслей и секторов государства Содружества занимают достаточно прочные позиции, в частности, на рынках энергоносителей (в 2008 г. на Казахстан и Азербайджан приходилось свыше 5 % мирового экспорта нефти, на Туркмению - более 6 % продаж природного газа), черных и цветных металлов (на Украину - более 4 % глобального экспорта черных металлов, на Казахстан - 4-5 % экспорта меди и цинка), минеральных удобрений (в сумме на Белоруссию и Украину - 7-8 % мирового экспорта), пшеницы (поставки из Украины и Казахстана превысили 10 % мировых продаж), хлопка-сырца (доля Узбекистана и Туркмении в мировом экспорте - 14-15 %). Казахстан и Узбекистан обеспечивают 25 % мировой добычи урана, те же страны и Киргизия -5 % мировой золотодобычи. В общемировых запасах многих видов стратегического минерального сырья доля СНГ составляет 5-10 %, а по отдельным видам (уран, цинк, свинец, др.) - превышает 10 % (подробнее о значении стран СНГ в мировых запасах и добыче важнейших полезных ископаемых в Приложении 3).
Развитие экономик стран СНГ в 2000-х гг. определялось двумя основными факторами.
С одной стороны, в условиях значительного восстановительного роста экономики после кризисных 1990-х гг. на фоне преобладающей низкой конкурентоспособности национальных производств произошло резкое увеличение импорта, прежде всего инвестиционных и потребительских товаров, из стран дальнего зарубежья. Суммарный ВВП стран СНГ вырос в реальном выражении в 1,9 раза в 2008 г. против 2000 г., тогда как объемы ввоза товаров из дальнего зарубежья увеличились по стоимости в 7,6 раза (внутрирегиональный импорт, без импорта РФ из СНГ, за тот же период увеличился в 4,7 раза, причем в основном за счет повышения цен на энергоносители и металлы). Поставки товаров из Китайской Народной Республики (КНР) в СНГ возросли в 2008 г. по сравнению с 2000 г. в 31,5 раза, в том числе к уровню 2004 г. -в 6,7 раза, а экспорт из 27 стран Европейского союза (ЕС-27) в 2008 г. против 2004 г. увеличился в 2,6 раза.
Сложилась ситуация, когда все большая часть потребностей государств Содружества в изделиях обрабатывающей промышленности, оборудовании, технологиях, товарах народного потребления стала покрываться за счет импорта из дальнего зарубежья, что превратилось в существенный фактор торможения интеграционных процессов и усиления центробежных тенденций в регионе.
С другой стороны, низкая конкурентоспособность большинства обрабатывающих производств на фоне растущих мировых цен на основные сырьевые товары и материалы привела к утяжелению структуры промышленности и экспорта стран СНГ, формированию их преимущественно сырьевой, низкотехнологичной международной специализации. Экспорт практически всех государств Содружества в той или иной пропорции состоит из энергоносителей, металлов, удобрений, различных видов промышленного и аграрного сырья. Характерно, что в экспорте наиболее промышленно развитых стран СНГ - Белоруссии и Украины - около 60 % приходится на минеральные продукты, металлы, базовые химикаты и удобрения (подробнее о товарной структуре экспорта стран СНГ в Приложении 4).
Фактически структуры экономик и экспорта стран Содружества в 2000-х гг. сближались, все более утрачивая взаимодополняемость и переходя в положение конкурентов, что также сильно снижало стимулы к интеграции. В общеполитическом плане утяжеление экономических структур СНГ, сопровождавшееся концентрацией производства и капитала, стимулировало процессы централизации политической власти, ее ориентацию на определенные интересы, зачастую не совпадающие с планами расширения и углубления регионального интеграционного сотрудничества вместе с Россией.
В результате указанных процессов взаимная торговля стран СНГ развивалась в последние годы значительно медленнее, чем товарообмен с дальним зарубежьем. Ее удельный вес в их общем товарообороте (включая Россию) только за 2004-2008 гг. снизился с 27 % до 21,5 %, в том числе в импорте - с 38 % до 27 %. При этом доля торговли с третьими странами в общем товарообороте стран СНГ без России повысилась за тот же период с 59 % до 66 %, в том числе в экспорте - с 70 % до 76 %, в импорте - с 47 % до 54 %. Для сравнения: в 2008 г. удельный вес внутрирегиональной торговли для ЕС-27 достигал 65 %, для стран НАФТА (США, Канада, Мексика) - 40 %.
При общих высоких темпах восстановительного роста экономик стран СНГ в 2000-х гг. (причем для всех стран с очень низкой исходной базы) успешнее других развивались крупные нетто-экспортеры энергоносителей - Азербайджан, Казахстан, Туркмения. Беспрецедентное повышение цен на энергоносители позволило Азербайджану к 2008 г. увеличить ВВП в 3,5 раза по сравнению с 2000 г., Казахстану - в 2 раза, Туркмении - в 2,9 раза (подробнее о темпах роста ВВП стран СНГ в Приложении 5). Добыча нефти в Азербайджане в этот период выросла в 3,2 раза, газа - в 2,9 раза, в Казахстане - в 2,0 и 2,9 раза соответственно, добыча газа в Туркмении - в 1,6 раза (против 1998 г. - в 5,5 раза).
Несмотря на достаточно высокие темпы экономического роста стран СНГ в текущем десятилетии, их финансовое положение в целом остается неустойчивым. В различные периоды отмечались значительные всплески инфляции, большинство стран имели хронический бюджетный дефицит и крупное отрицательное сальдо по счету текущих операций платежного баланса. Причем большие величины дефицита текущего платежного баланса наблюдались не только у нетто-импортеров энергоносителей и стран с узкой экспортной базой, но также у нетто-экспортеров энергоресурсов (в связи с масштабными закупками нефтегазового оборудования и услуг в рамках совместных проектов, а также из-за чрезмерных внешних заимствований с короткими сроками платежей).
Мировой валютно-финансовый кризис разделил участников СНГ на две группы.
Первая группа - это нетто-экспортеры энергоносителей (Азербайджан, Казахстан, Туркмения, Узбекистан), которые сильно пострадали от падения мировых цен на нефть, но сумели сравнительно быстро восстановиться за счет накопленных резервов и возобновившегося роста котировок на нефтяном рынке. Важно, что эти страны в меньшей степени зависят от состояния экономики России и других государств Содружества. В 2008 г. в экспорте Казахстана на СНГ приходилось лишь 16 % (27 % в 2000 г.), в экспорте Азербайджана - 3 % (13 %), поскольку практически все объемы энергоносителей - основного экспортного товара - направляются в дальнее зарубежье.
Вторая группа стран - нетто-импортеры энергоносителей, чей рост в последние годы подпитывался масштабным внешним кредитованием, благоприятной конъюнктурой на рынках многих видов неэнергетического сырья и промышленных полуфабрикатов, расширением рынков сбыта в России и увеличением трансферов от трудовых мигрантов, опять же из России. Кризис привел к существенному ослаблению перечисленных источников роста, что вызвало значительное общее ухудшение ситуации и деваль-вационные процессы в этих государствах: в Украине, Белоруссии, а также в странах СНГ - нетто-импортерах энергоносителей с низким уровнем доходов - Армении, Грузии, Киргизии, Молдавии, Таджикистане.
Перспективы выхода из кризиса для последней группы стран достаточно неопределенные, поскольку связаны с проведением болезненных реформ, финансовой поддержкой политически и социально значимых, но неэффективных секторов и производств, сопряженной с ростом проблемных кредитов, получением внешних займов (подробнее об оценке и прогнозе динамики ВВП и сальдо по счету текущих операций платежного баланса стран СНГ в Приложении 6). Для данной группы важно понимать, за счет чего (кого) они будут выходить из кризиса, какова будет роль в этом процессе Международного валютного фонда (МВФ), других международных финансовых организаций и программ, финансовой поддержки и содействия развитию со стороны ведущих мировых и региональных держав, каковы могут быть требования доноров и уступки в их пользу.
Растущая международная и двусторонняя финансовая помощь наиболее сильно пострадавшим от кризиса странам Содружества способна ухудшать интеграционную перспективу, поскольку любые программы помощи концентрируют внимание на внутренних проблемах и подталкивают к большей внешней открытости в целях создания благоприятных условий доступа на рынок для международных инвесторов. Тем более, что в период кризиса возможно получение существенного дисконта при покупке активов. Надо также учитывать, что значительная часть внешней финансовой помощи СНГ носит связанный характер и обуславливается проведением определенной экономической политики, предоставлением тех или иных уступок/преференций странам-донорам, закупками у них оборудования, технологий и т.д.
В классификации страновых рисков Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), на которую ориентируются кредиторы и инвесторы по всему миру, страны СНГ (по состоянию на конец января 2010 г.) находятся на самых низких ступенях рейтинга. Из предусмотренных экспертами ОЭСР 8 степеней странового риска (0 - нет рисков, 7 - практически неприемлемые для кредиторов и инвесторов риски) пять государств Содружества - Белоруссия, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Украина - находятся на нижнем седьмом уровне, Армения, Грузия, Туркмения и Узбекистан - на предпоследнем шестом уровне, и только Азербайджан и Казахстан - на более или менее приемлемом пятом уровне (его также имеют Доминиканская Республика, Гватемала, Иордания и др.).
С учетом чрезмерно высоких, согласно международной классификации, рисков операций в странах СНГ, особенно в условиях кризиса, зарубежный бизнес заходит на соответствующие рынки при мощной и непосредственной поддержке государства. Тем самым общий контекст торгово-экономического сотрудничества все более политизируется.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Взаимная торговля товарами
Роль стран СНГ как торговых партнеров России
За последние полтора десятилетия роль стран СНГ во внешней торговле России заметно снизилась: если в 1994 г. на них приходилось 24 % товарооборота, то в 2009 г. - только 14,6 %. В то же время три наших главных контрагента из этой группы стран - Белоруссия, Украина и Казахстан - продолжают входить в число важнейших торговых партнеров России. В 2009 г. Белоруссия занимала 5-е место, Украина - 6-е, Казахстан - 13-е. Торговля России со странами СНГ в последние несколько лет развивалась теми же темпами, что и со странами дальнего зарубежья, поэтому в 2005-2009 гг. колебания их удельного веса в общем товарообороте не превышали 1 %.
Несмотря на снижение удельного веса стран СНГ в экспорте России с 18-22 % в 1990-х гг. до 14-16 % в 2000-х гг., сейчас они имеют существенно большее значение для многих российских экспортеров. Дело в том, что указанное снижение произошло главным образом из-за переориентации поставок энергоносителей на рынки дальнего зарубежья в условиях быстрого роста мирового спроса и цен на топливо. Если в 1992-1994 гг. на СНГ приходилось 40 % суммарного российского экспорта энергоресурсов в натуральном выражении, то в 2007-2008 гг. - 14,7 % (в 2009 г. - 15,9 % из-за увеличения поставок газа в Украину по причине аварии на туркменском участке газопровода и последовавшего прекращения отгрузок газа из Туркмении) (подробнее об изменении доли стран СНГ в российском суммарном экспорте энергоресурсов в Приложении 7).
В середине 1990-х гг. в страны СНГ шло 15 % нашего экспорта без учета минерального сырья, а в 2008 г. этот показатель превысил 25 % (в 2009 г. - 23 %). Еще большее значение страны СНГ имеют в экспорте продукции обрабатывающей промышленности (без учета товаров с высокой сырьевой составляющей - нефтепродуктов, удобрений, пиломатериалов и т.п.): в 2000 г. этот показатель равнялся 31 %, а в 2008 г. - 55 %. В частности, на страны СНГ приходится 70-80 % российского экспорта автомобилей, готовых химических товаров, лекарств, продуктов питания, текстиля и одежды, продукции промышленности строительных материалов, более 50 % поставок продукции общего машиностроения и металлообработки, 30-40 % экспорта готовой сталепро-дукции, бумаги и картона, древесных плит и изделий из дерева. За 2000-е гг. отмечено существенное повышение доли Содружества по широкому кругу промышленной продукции глубокой переработки, многим видам машин и оборудования (подробнее о значении рынков СНГ для российской продукции обрабатывающей промышленности в Приложении 8).