d9e5a92d

Конкуренция России и государств СНГ на рынках третьих стран

Важной характеристикой российского экспорта в СНГ, тесно связанной с его товарной структурой, является существенно более высокая степень диверсификации товарных поставок по сравнению с экспортом в дальнее зарубежье. Самый высокий показатель диверсификации по экспорту России в двенадцать крупнейших контрагентов в 2008 г. был зафиксирован для Украины (195 позиций с величиной экспорта свыше 10 млн долл. по 4-значным кодам ТН ВЭД (товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности), за исключением закрытых групп - драгоценных камней и металлов, вооружений и др.). Далее следовали Белоруссия (191 позиция), Казахстан (188) и с большим отрывом - Германия, КНР, Турция, Финляндия, Нидерланды, Италия, США, Польша, Великобритания. Причем степень диверсификации экспорта в указанные три страны СНГ устойчиво растет. А если взять только продукцию машиностроения, то степень диверсификации российских поставок в Украину, Белоруссию и Казахстан разительно отличается в их пользу от ситуации с экспортом в дальнее зарубежье (подробнее о степени диверсификации российского экспорта в СНГ в Приложении 9).
В импорте России доля стран СНГ неуклонно снижается: в 1990-е гг. она достигала 30 % и более, а к 2009 г. сократилась до 13 %. Это обусловлено тем, что РФ активно развивала импорт высококачественных товаров как инвестиционного, так и потребительского назначения, которые государства Содружества чаще всего не в состоянии предложить. Кризис еще более снизил конкурентоспособность продукции из СНГ на российском рынке.
Импорт из СНГ по значению для российской экономики делится на три основные группы товаров:
? сырье и полуфабрикаты, дефицитные в России (марганцевая руда, хромиты, глинозем, хлопок, бахчевые и т.д.) или более выгодные для использования в отдельных регионах по сравнению с российской продукцией (например, уголь
и железная руда из Казахстана на Урале);
? готовая продукция, дополняющая внутренний рынок
и умеренно конкурирующая с отечественной продукцией (например, сортовой прокат, железнодорожная техника);
? готовая продукция, занимающая существенную долю на внутреннем рынке и в некоторых случаях вытесняющая товары отечественных производителей (например, тракторы, молочная продукция).
Страны СНГ обеспечивают основную часть потребностей России в импорте минерально-сырьевых товаров (руд и концентратов металлов, строительного сырья). На использование сырья из СНГ ориентированы многие технологические цепочки в цветной и, в меньшей степени, черной металлургии. Россия эффективно использует возможность импорта дешевого топлива из Казахстана (прежде всего угля), высвобождая тем самым дополнительные ресурсы для экспорта. Страны СНГ являются главными поставщиками хлопка - основного сырья для российской легкой промышленности, играют равнозначную странам дальнего зарубежья роль в снабжении России дефицитной плодо-овощной продукцией (правда, большая часть импорта которой носит неорганизованный характер).
Вместе с тем, многие промышленные товары из СНГ вступают в прямую конкуренцию с российской продукцией, имея дополнительные преимущества в виде мощной государственной поддержки (в первую очередь, это товары из Украины и Белоруссии). По ряду важных видов промышленной продукции страны
СНГ занимают на российском рынке более прочные позиции, чем отечественные производители (подробнее о позициях товаров из СНГ на российском рынке в Приложении 10).
Роль России как торгового партнера стран СНГ
В 2000-х гг. не удалось преодолеть тенденцию ухудшения позиций России на рынках стран СНГ Среди главных причин этого: низкая конкурентоспособность отечественных обработанных изделий (за немногими исключениями) по сравнению с аналогами, импортируемыми из дальнего зарубежья; неготовность нашей страны удовлетворить растущий инвестиционный и потребительский спрос государств Содружества на качественные товары с высокими технико-экономическими свойствами; отсутствие действенных финансовых и иных механизмов стимулирования экспорта.


Создание в странах СНГ новой транспортной инфраструктуры (прокладка трубопроводов, строительство дорог и других коммуникаций) и возможность диверсификации поставок углеводородов на внешний рынок, расширение привлечения прямых иностранных инвестиций (обычно стимулируют экспортно-импортные потоки), а также кредитов международных организаций и нерегиональных стран, либерализация условий хозяйственного сотрудничества СНГ с остальным миром - все это усиливает процессы переориентации государств Содружества на рынки дальнего зарубежья.
В числе других причин, оказывающих сдерживающее влияние на торгово-экономические отношения России и стран СНГ, можно отметить: весомые транспортные издержки взаимных связей, обусловленные большими расстояниями; неизбежность использования при многих сообщениях транзита; плохую техническую оснащенность пограничных пунктов пропуска; более высокие, по сравнению с внутренними, международные транспортные тарифы; периодически вводимые взаимные ограничения для поставок отдельных товаров на рынки друг друга с целью защиты национальных производителей.
Средневзвешенная доля России в экспорте стран СНГ уменьшилась с 42 % в 1995 г. до 28 % в 2000 г. и до 15-16 % в 2008-2009 гг., в импорте - с 48 % до 45 % и до 32,5-33 % соответственно.
Однако, следует учитывать, что бурное развитие экспорта нефти из Казахстана и Азербайджана и нефтепродуктов из Белоруссии на фоне быстрого повышения мировых цен существенно искажает долю России в экспорте указанных стран и СНГ в целом в меньшую сторону - за вычетом энергоносителей снижение было не столь велико.
Несмотря на снижение роли России во внешней торговле стран СНГ, почти для всех из них Россия продолжает оставаться одним из важнейших торговых партнеров. В 2008 г. Россия занимала 1-е место среди партнеров по экспорту Армении, Белоруссии, Киргизии, Туркмении и Украины, а по импорту - у всех стран СНГ, кроме Грузии и Молдавии (подробнее о позициях России в экспорте и импорте стран СНГ в Приложении 11).
При общем падении доли нашей страны в суммарном экспорте государств Содружества по широкому кругу товаров, не входящих в группу сырья и первичных промышленных полуфабрикатов, сохранилась и даже усилилась ориентация поставщиков из СНГ на российский рынок.
Особенно чувствительной является зависимость аграрного сектора стран СНГ от поставок в Россию, выступающую в качестве главного экспортного рынка для сельхозпродукции большинства государств Содружества и значительно опережающую в этом отношении третьи страны. В середине 2000-х годов доля России в общем аграрном экспорте СНГ достигала 40-50 %, в 2008 г. - более 30 % (некоторое снижение данного показателя обусловлено расширением вывоза пшеницы из Казахстана и Украины в дальнее зарубежье). По многим видам экспортируемого странами СНГ продовольствия сохраняется исключительно высокая ориентация на российский рынок: в 2008 г. 99 % всего экспорта говядины из Украины направлялось в РФ, 95 % - томатов, 85 % - консервированных уксусом овощей и фруктов, 82 % - сыров и творога и т.д.. Поставки белорусских продовольственных товаров в Россию в 2008 г. составили более 82 % всего экспорта республики этой категории продукции, в том числе российский рынок поглотил 99,5 % всего белорусского экспорта мяса и субпродуктов, 92 % - молока и молочных продуктов, 77 % - готовой или консервированной рыбы (в 2009 г. в России было реализовано свыше 76 % белорусского продовольственного экспорта).
Помимо продукции сельского хозяйства, на российский рынок ориентирована значительная часть (во многих случаях львиная доля) поставок из стран СНГ обработанных изделий, прежде всего машин и оборудования. Особенно большое значение наш рынок имеет для Белоруссии и Украины.
Так, в 2008 г. Белоруссия поставила в Россию дорожной техники - около 89 % от общего экспорта, тракторов - свыше 49 %, грузовых автомобилей - 70 %, седельных тягачей - 78 %, частей и принадлежностей для автомобилей и транспорта - 71 %, двигателей внутреннего сгорания - 85,5 %, холодильников и морозильников - 77 %, металлообрабатывающих станков - 92 %, трансформаторов электрических - более 93 %, телевизоров - 98 %, обуви - 73 %, шин - 56 %, мебели - 78 %.
По ряду чувствительных товаров поставки на российский рынок являются критически важными не только для белорусского экспорта, но и для внутреннего производства в целом. Из всего объема произведенных в Белоруссии в 2004-2008 гг. грузовых автомобилей и тракторов в Россию вывезено 37 %, телевизоров - более 48 %, холодильников - 70 % (подробнее о зависимости Белоруссии от российского рынка в Приложениях 12 и 13).
Не менее сильной является зависимость украинских обрабатывающих производств от российского рынка. Причем эта зависимость охватывает значительную часть товарной номенклатуры, включая бытовую химию, полимеры, изделия из пластмасс, бумагу и картон, обои, тару, синтетические нитки, ковры, изделия из бетона, плитку, стекло, прокат, изделия из черных металлов, печи и радиаторы, котлы, турбины, краны, погрузчики, сельхозтехнику, двигатели и генераторы, трансформаторы и аккумуляторы электрические, железнодорожный подвижной состав, тракторы, легковые автомобили, осветительное оборудование (подробнее о зависимости Украины от российского рынка в Приложении 14). Только по группе железнодорожного оборудования поставки в Россию из Украины в 2008 г. превысили 2 млрд долл., или почти 80 % всех продаж (прежде всего, железнодорожные вагоны грузовые, части для железнодорожных локомотивов, тепловозы).
В целом, жизнедеятельность и выживание большого числа отраслей и подотраслей экономик стран СНГ по-прежнему в высокой степени зависят от возможностей сбыта продукции на российском рынке.
Падение доли России в импорте СНГ было менее выраженным, нежели в экспорте. Важную роль сыграл энергетический фактор.
С одной стороны, из-за переориентации на дальнее зарубежье российских поставок энергоносителей, составлявших почти 50 % всего стоимостного объема импорта Содружества из РФ, темпы развития торговли СНГ с Россией стали отставать от динамики ввоза товаров из третьих стран. В результате позиции России в импорте СНГ ослабли.
С другой стороны, вследствие роста цен на поставляемые Россией в СНГ энергоносители, а также сохранявшейся высокой зависимости государств Содружества от российских энергоресурсов снижение нашей роли в импорте стран СНГ было в целом умеренным. Россия обеспечивает примерно треть импортных потребностей Содружества (в том числе около 2/3 импорта минеральных продуктов, включая до 70 % закупок топлива, почти 50 % суммарного ввоза металлов и изделий из них, лесобумажных товаров) и остается его главным торговым партнером.

Конкуренция России и государств СНГ на рынках третьих стран


Конкуренцию России со странами СНГ на внешних рынках можно оценить как умеренную. На большинстве товарных и региональных рынков, где пересекаются интересы отечественных экспортеров и поставщиков из СНГ, основную угрозу позициям России несут третьи страны. Так, на рынке металлопродукции Россию теснит в первую очередь КНР, на рынках аммиака и азотных удобрений - страны Персидского залива и Северной Африки, Тринидад и Тобаго, на рынке полимеров - государства Восточной и Юго-Восточной Азии, Персидского залива.
Немаловажным фактором является и стремление ряда традиционных стран-покупателей российской продукции развивать собственное производство (металлургия в Иране, производство удобрений в Южной и Юго-Восточной Азии и т.д.).
Анализ динамики экспорта основных групп несырьевых товаров, по которым Россия вступает в конкуренцию со странами СНГ, показал, что в течение 2000-х гг. позиции России ухудшились на рынках тех товаров, где снизилась глобальная конкурентоспособность отечественных производителей, что проявилось в падении их веса не только на мировом, но и на внутреннем рынке. Среди этих товаров многие виды промышленного оборудования, стальной прокат, полимеры, металлоизделия, продукция легкой промышленности (подробнее о конкуренции России с другими странами СНГ на мировом рынке в Приложении 15).
Вместе с тем, по мере наращивания возможностей и объемов производства в добывающей промышленности и отраслях первичного передела продукции стран СНГ (особенно ресурсо-и энергоемких секторах), развития транспортной инфраструктуры региона, государства Содружества могут составить ощутимую конкуренцию России на евразийском и глобальном рынках. В последнее время суммарная добыча нефти и газа (в пересчете на нефтяной эквивалент) в Азербайджане, Казахстане, Туркмении и Узбекистане достигла 28 % от российского уровня, тогда как в середине 1990-х гг. - не более 15 %. Совокупный нетто-экспорт энергоресурсов из четырех указанных государств значительно превысил чистый энергоэкспорт из латиноамериканского региона и вдвое перекрыл потребности стран СНГ - нетто-импортеров энергоносителей (подробнее об энергоэкспортерах и энергоимпортерах в СНГ в Приложении 16).
Пока еще малозаметная, но в перспективе чувствительная для России проблема связана с постепенным движением стран СНГ вверх по технологической цепочке - от экспорта сырых руд и минералов к поставкам обогащенного продукта, рафинированных металлов и т. д., т. е. перемещением их в сферу традиционной международной специализации России, выходом на рынки, где и без государств Содружества достаточно тесно.
Так, первичный рафинированный алюминий производится в значительных количествах в России и в заметно меньших объемах - в Таджикистане, Украине, Казахстане и Узбекистане. Но Россия, в отличие от других стран, работает преимущественно на импортном сырье, закупая глинозем в том числе у Украины, Казахстана и Азербайджана. Наличие собственной ресурсной базы, причем с низкой себестоимостью производства, а также низкие издержки на рабочую силу и природоохранную деятельность побуждают партнеров по СНГ осваивать и расширять производство рафинированного алюминия. Отмена Казахстаном вывозной пошлины на нелегированный алюминий стала очередным шагом на пути более полной экспортоориентированной переработки добываемого сырья на своей территории. На мировой рынок цветных металлов планирует выйти Азербайджан, развивающий алюминиевую промышленность как на собственном, так и на привозном сырье.
Менее обеспеченные собственным сырьем, но все более ориентирующиеся на экспорт рафинированных металлов Таджикистан (алюминий) и Узбекистан (медь, цинк, алюминий) в перспективе могут создать дополнительное напряжение в ресурсообеспечении цветной металлургии СНГ, притягивая дополнительные потоки руд и концентратов. Страны, являющиеся пока в основном поставщиками концентратов (Армения, Грузия, Киргизия), также намерены в будущем осваивать переработку сырья на своей территории.
Сценарий, описанный для цветной металлургии, может или уже повторяется в нефте- и газохимии, производстве минеральных удобрений, ряде других отраслей. Оптимальным подходом для России в сложившейся ситуации была бы совместная с партнерами из СНГ реализация проектов в сферах традиционной экспортной специализации РФ. Это позволило бы избежать нерациональной конкуренции за рынки и более эффективно влиять на уровень цен.
Прогноз взаимной торговли России и стран СНГ
Согласно сделанным в самое последнее время российским расчетам и прогнозным оценкам взаимной торговли стран СНГ и Таможенного союза (ТС), при инерционном развитии ситуации, т. е. без учета возможного стимулирующего эффекта последовательного углубления интеграции в рамках ТС и формируемого единого экономического пространства, значимость взаимной торговли для постсоветских государств, в первую очередь для России, в лучшем случае сохранится на прежнем уровне или будет падать. Удельный вес Нидерландов в экспорте России (12 % в 2009 г.) уже значительно больше, чем стран Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) (9,6 %), а доля Китая в импорте РФ (13,6 %) превосходит суммарный вес всех государств СНГ (13 %).
Удельный вес стран Содружества в экспорте России, составивший в 2009 г. 15,5 %, и в базисном, и в оптимистическом (предполагающем благоприятную мировую конъюнктуру и прогрессивные структурные сдвиги в экономике) прогнозных сценариях к началу 2020-х гг. не превысит 16-17 %. По импорту ситуация хуже: доля СНГ в обоих сценариях упадет с нынешних 13 % до менее 10 %.®
По имеющимся оценкам, стоимостные объемы экспорта России в СНГ достигнут максимума 2008 г. в базисном варианте только к 2016 г., а в оптимистическом - к 2013-2014 гг. Физические объемы экспорта в СНГ к началу 2020-х гг. превысят уровень 2008 г. в базисном варианте лишь на 5-10 %, а в оптимистическом -на 13-18 %. Стоимостные объемы российского импорта из СНГ восстановятся на уровне 2008 г. не ранее 2018-2019 гг. в базисном и не ранее 2017 г. в оптимистическом варианте. Физические объемы ввоза из СНГ выйдут на предкризисные показатели только к началу 2020-х гг. в обоих сценариях. Товарная структура экспорта и импорта России из СНГ в ближайшие пятнадцать лет не претерпит существенных изменений: основной статьей российского экспорта в СНГ останутся энергоносители (41-45 % в начале 2020-х гг.), импорта - машины и оборудование (29-39 %).
Оценки экспертов также показывают, что современная интенсивность торговли между Россией, Белоруссией и Казахстаном уже выше, чем средний расчетный уровень для стран, находящихся в одном таможенном союзе. Это объясняется в том числе инерцией традиционных хозяйственных связей в рамках бывше-
® Здесь и ниже в качестве примера приводятся прогнозные оценки Всероссийского научноисследовательского конъюнктурного института.
го СССР, но одновременно свидетельствует о высокой степени реализованности потенциала взаимной торговли. Иными словами, для России, Белоруссии и Казахстана фактические объемы двусторонней торговли превышают не только значения, характерные для мировых торговых отношений, но и объемы торговли для стран на данном уровне развития, состоящих в одном таможенном союзе.
Дальнейший рост возможен только на пути углубления интеграционных процессов в СНГ, сопровождающихся модернизацией экономик стран-участниц. В противном случае значимость стран ТС и СНГ в целом как торговых партнеров друг для друга будет снижаться.

Взаимная торговля услугами

Важной составляющей внешнеторгового обмена России со странами СНГ является торговля услугами. По итогам 2009 г. доля услуг в суммарном обороте товаров и услуг составила 16,7 %.
С начала десятилетия и до конца 2008 г. отмечалось устойчивое расширение взаимной торговли услугами России и стран Содружества: с 2000 г. обмен услугами увеличился в 3,4 раза. 2007 и 2008 гг. характеризовались беспрецедентно высокими темпами прироста взаимной торговли услугами - на уровне 30 % ежегодно (подробнее о темпах прироста торговли услугами России с СНГ в Приложении 17). Экономический подъем в России и странах СНГ стимулировал расширение продаж и закупок услуг, в первую очередь, по таким статьям, как Транспорт, Поездки, Строительные услуги, Прочие деловые услуги.
Российский экспорт услуг в СНГ, начиная с 2003 г., развивался быстрее импорта, в том числе за счет заметного увеличения поступлений от предоставления транспортных и строительных услуг, услуг по статье Поездки, тесно связанной с трудовой миграцией, а также различных профессиональных и технических услуг. Его стоимостный объем в 2001-2008 гг. вырос в 4,7 раза (импорт увеличился в 2,4 раза). Вследствие более высоких темпов расширения российского экспорта по сравнению с динамикой импорта с 2006 г. торговля услугами со странами СНГ (в отличие от дальнего зарубежья) является доходной статьей платежного баланса России: профицит в торговле услугами в 2008 г. достиг 3,8 млрд долл. против 0,8 млрд долл. в 2006 г. Вместе с тем, снижение деловой активности в России и странах СНГ в условиях мирового финансово-экономического кризиса обусловило сокращение стоимостных объемов взаимной торговли услугами в 2009 г. против 2008 г. на 4,2 млрд долл. при сохранении ощутимого торгового профицита в пользу России - на уровне 1,9 млрд долл. (подробнее об абсолютных объемах и сальдовых значениях торговли услугами России с СНГ в Приложении 18).
Для 2000-х гг. характерна устойчивая тенденция снижения доли стран ближнего зарубежья в общем объеме внешней торговли России услугами. К 2009 г. удельный вес Содружества в этой сфере (14 %) уменьшился более чем на 7 процентных пунктов (п.п.) по сравнению с 2000 г. Основными причинами явились концентрация выездного туризма и внешнеторговых грузопотоков на странах дальнего зарубежья, невысокая конкурентоспособность, небольшое взаимное предложение наукоемких и технически сложных услуг, необходимых России и основным торговым партнерам из СНГ для модернизации экономики (подробнее о позициях СНГ в российском экспорте и импорте услуг в Приложении 19).
Отраслевая структура российской торговли услугами со странами СНГ слабо диверсифицирована и за последние годы мало изменилась. В российском экспорте преобладают традиционные виды услуг - Транспорт и Поездки (4/5 всех продаж). Обращают на себя внимание небольшие суммы продаж наукоемких и интеллектуальных услуг 0 в страны СНГ (792 млн долл. в 2008 г. и 669 млн долл. в 2009 г.) по сравнению с общим объемом российского экспорта этих услуг (7,4 млрд долл. и 6,7 млрд долл. соответственно). Скромная доля Содружества в экспорте наукоемких услуг из РФ (10-11 %) связана, главным образом, с меньшими объемами участия российских компаний в экономическом и производственном сотрудничестве со странами ближнего зарубежья по сравнению с дальним,
0 К наукоемким и интеллектуальным услугам в данном случае отнесены услуги космического транспорта, телекоммуникационные услуги, компьютерные и информационные услуги, роялти и лицензионные платежи, услуги в области исследований и разработок, инженерные услуги, услуги в технических областях.
включая техническое содействие в модернизации и строительстве объектов, кооперацию в информационно-коммуникационной сфере (подробнее о структуре торговли услугами России со странами СНГ в Приложении 20).
В структуре импорта услуг из СНГ в 2000-х гг. ощутимо выросла доля транспортных услуг, обеспечивавших растущие перевозки российских внешнеторговых грузов. Удельный вес наукоемких и интеллектуальных услуг в импорте выше, чем в экспорте, что связано с закупками Россией телекоммуникационных, а также инженерных и технических услуг. Все последние годы значительную часть импорта услуг из СНГ составляют расходы по статье Государственные услуги - около 9-10 % (10,5 % в 2009 г.). Суммарные платежи России в пользу СНГ по указанной статье в 2000-2009 гг. составили порядка 5 млрд долл., в том числе накопленное отрицательное сальдо - более 4,6 млрд долл. В данной статье учитываются расходы нашей страны на содержание Черноморского флота, военных баз, официальных представительств и организаций, аренду космического комплекса Байконур и др.
Возможности роста доходов от продаж услуг в СНГ во многом связаны с более полным использованием экспортного потенциала отечественного транспортного комплекса на основе повышения доли участия российских транспортных компаний в перевозках отечественных и импортных грузов, а также грузов между третьими странами. Среди основных задач: развитие транспортной инфраструктуры, в том числе общеевропейского значения (трех панъевропейских коридоров); обновление и совершенствование парка перевозочных средств, особенно торгового флота и гражданской авиации; приведение показателей функционирования транспортной системы в соответствие с мировыми требованиями по уровню сервиса, качества и стоимости перевозок; упрощение и ускорение осуществления таможенных формальностей при пересечении общих границ России и стран СНГ; гармонизация нормативно-правовой базы отечественной транспортной деятельности с соответствующими правовыми нормами стран Содружества; осуществление необходимых мер по защите и поддержке деятельности российских транспортных предприятий на внешнем рынке.
Усиление российского присутствия на рынке наукоемких и интеллектуальных услуг СНГ возможно прежде всего за счет расширения технического содействия в сооружении и модернизации инфраструктурных и производственных объектов, развития научно-технического и производственно-технологического сотрудничества, которое бы привело к росту обмена результатами научных исследований и технологиями.


Содержание раздела