d9e5a92d

Инвестиционное и производственное сотрудничество

Инвестиционное сотрудничество России со странами СНГ хотя и расширяется, но его общие размеры настолько малы, что позволяют говорить о сколько-нибудь существенных взаимовлиянии и взаимной заинтересованности только применительно к отдельным странам и секторам. В силу незначительных объемов взаимных инвестиций (прежде всего прямых) не развиты механизмы и инструменты межгосударственного регулирования инвестиционных потоков, поощрения и взаимной защиты капиталовложений. Это сильно осложняет деятельность более мощных в финансовом отношении российских инвесторов в странах СНГ, ведет к непредсказуемости результатов приватизационных и иных инвестиционных сделок по важным для России активам.
По данным Центрального Банка (ЦБ) РФ, накопленные прямые инвестиции России в экономику стран Содружества увеличились с 1,54 млрд долл. на начало 2001 г. до 12,9 млрд долл. на начало 2009 г., т. е. в 8,4 раза (последний показатель уменьшился из-за кризисной переоценки активов по сравнению с началом 2008 г., когда он достигал 15 млрд долл.). Доля же СНГ в общем объеме накопленных прямых инвестиций РФ за рубежом снизилась за 2001-2008 гг. с более 8 % до 6 % (подробнее о динамике накопленных прямых инвестиций России в странах СНГ и прямых инвестиций из СНГ в РФ в Приложении 21).
За тот же период удельный вес России в суммарных накопленных прямых иностранных инвестициях в СНГ несколько вырос с менее 7 % до 9 % (напомним: в импорте товаров государствами Содружества доля РФ достигает 1/3). Однако, за средним показателем скрываются серьезные упущения на ключевых рынках. Так, к началу 2010 г. по размеру накопленных прямых иностранных инвестиций в экономике Казахстана Россия с долей в 1,4 % даже не входила в список десяти крупнейших зарубежных партнеров, занимала шестое место в таком списке в Азербайджане с 1,7 % (на середину 2009 г.) и четвертое место в украинской экономике с 6,7 % (при этом около 80 % иностранных инвестиций в Украину приходилось на страны ЕС).
Вместе с тем, значительно выше среднего по СНГ показатель инвестиционной активности России в Белоруссии - 40 % валового притока прямых инвестиций из-за рубежа за 2007-2009 гг., в том числе 58 % в 2009 г. Большая часть российских прямых инвестиций в экономику Белоруссии представлена платежами Газпрома в связи с приобретением пакетов акций белорусско-российского совместного предприятия на базе собственности ОАО Белтрансгаз, а также вложениями в уставные капиталы белорусских банков.
Накопленные прямые инвестиции из СНГ в экономику России, хотя и увеличились за 2001-2008 гг. в 7 раз, по-прежнему очень малы - 880 млн долл., или 0,4 % ко всем таким иностранным инвестициям в РФ (0,2 % до переоценки активов из-за кризиса). Некоторое усиление инвестиционной активности в России в предкризисный период наблюдалось со стороны корпоративных структур из Казахстана и Украины. Белорусские прямые инвестиции в РФ в чистом виде составили немногим более 20 млн долл. за три последних года.
Если инвестиции из государств Содружества являются малозначимым ресурсом для российской экономики, то активная инвестиционная позиция в СНГ, адресная работа по стратегически важным для нашей страны активам в этом регионе представляют одно из ключевых условий устойчивого, поступательного развития отечественного хозяйства.
На постсоветском пространстве для России сохраняется возможность эффективной кооперации в ряде отраслей, прежде всего в сфере добычи и переработки полезных ископаемых, энергетике, но также в средне- и высокотехнологичных секторах промышленности.
Взаимовыгодным является сотрудничество России и Казахстана в сфере освоения минеральных ресурсов. Казахстан обладает крупными запасами разнообразных полезных ископаемых, однако большая отдаленность от важнейших региональных рынков и морских путей делает экспорт многих видов сырья неконкурентоспособным. РФ, располагающая значительными перерабатывающими мощностями и имеющая дефицит по некоторым видам сырья, выступает для Казахстана важным рынком сбыта. Хорошими представляются перспективы двустороннего сотрудничества в атомной сфере: Казахстан входит в тройку лидеров по запасам и добыче урана, а Россия - один из мировых лидеров в атомной энергетике (в т. ч. в производстве топлива для АЭС). Кооперация, уже происходящая, позволяет обеим странам укрепить свои позиции на мировом рынке. Существуют возможности участия России в строительстве новых АЭС (в Армении, Белоруссии, Казахстане и Украине) и обслуживании действующих АЭС (в Армении, Украине), геологоразведке, добыче и переработке урана (в Армении, Казахстане, Узбекистане).
Реалистичным и уже реализуемым направлением развития сотрудничества России со странами Центральной Азии является участие в осуществлении крупномасштабных инвестиционных проектов сооружения гидроэлектростанций (например, Рогунской ГЭС и Зеравшанской ГЭС в Таджикистане, Нарын-ской и Камбаратинских ГЭС в Киргизии), строительстве ЛЭП, позволяющих поставлять электроэнергию в Россию и на других направлениях. Наша страна может выступить в качестве инвестора (вместе с международными финансовыми организациями), поставщика оборудования для строящихся объектов, импортера электроэнергии.
Что касается обрабатывающей промышленности, очевидные преимущества имеет кооперация между Россией и Украиной в ряде отраслей машиностроения, прежде всего в производстве железнодорожной техники, горно-шахтного, металлургического и энергетического оборудования, авиастроении. В этих секторах Украина обладает большим производственным потенциалом и уникальными разработками, по ряду параметров превосходя Россию.
Взаимодействие в авиакосмической области - одно из наиболее перспективных направлений сотрудничества России с партнерами по СНГ, обладающими для этого материальными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами. Оно может стать важным компонентом инновационной модернизации национальных экономик этих стран и способствовать укреплению их конкурентных позиций в мировой экономике. Авиационные и космические технологии, по оценкам экспертов, относятся к числу 10-15 макротехнологий из общего их числа примерно в 50, которые Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина способны, при условии координации действий и объединения усилий, предложить мировому рынку.
Перспективы сотрудничества в агросфере видятся в совместном развитии инфраструктуры продовольственного рынка (строительство хранилищ, оптовых рынков, терминалов и других структур), в сокращении числа посредников при продвижении продукции от производителей к покупателям на основе создания системы регулярных межбиржевых торгов и других форм электронной торговли, а также прямых контрактов между участниками единой товаропроводящей системы аграрного рынка. Создание такой системы позволит максимально использовать уже существующие и действующие национальные товаропроводящие сети, улучшить снабжение населения качественными продуктами питания по оптимальным ценам, повысить активность субъектов агропродовольственных рынков.
В силу географического положения России и стран СНГ все более актуальным становятся углубление сотрудничества в сфере транспорта, поиск механизмов согласования интересов в данной области. В настоящее время Россия и другие страны Содружества сталкиваются с растущими транспортными ограничениями развития взаимных торгово-экономических связей, а также связей с третьими странами, с проблемами использования и наращивания своего транзитного потенциала. Основными направлениями сотрудничества являются совместное развитие транспортной инфраструктуры и, в частности, создание на основе современных технологий международных транспортных коридоров (МТК), формирование общего транспортного пространства, которое пока не перешло в практическую плоскость из-за существующих трудностей в согласовании интересов между государствами СНГ, ограниченных финансовых возможностей стран-участниц.


Существует достаточно высокая степень взаимозависимости России и стран СНГ в транспортной сфере, что создает как благоприятные возможности, так и риски для совместной работы. В частности, обла-дая развитой трубопроводной системой и реализуя новые проекты в этой области, Россия в состоянии обеспечивать удобный транзит нефти и газа из центральноазиатских республик на мировой рынок (прежде всего в Европу).
Через Украину и Белоруссию осуществляется 2/3 нашего экспорта газа. Высокая транзитная зависимость провоцировала и провоцирует необоснованные претензии стран-транзитеров, уже обернувшиеся для России значительными убытками. Решение данной проблемы возможно, помимо развития минующей эти страны экспортной инфраструктуры, посредством получения доступа к их газотранспортным системам, в т. ч. через совместные (международные) управляющие структуры. В свою очередь, при существенной роли этих же государств в обеспечении российского экспорта нефти и нефтепродуктов наличие у России целого ряда альтернативных маршрутов не позволяет им оказывать какое-либо ощутимое давление в этой области.
Значительны перевозки российских экспортных грузов через страны СНГ по железным и автомобильным дорогам. Через Белоруссию и, в большей степени, Украину осуществляются масштабные поставки на европейский рынок минерального сырья, топлива, черных и цветных металлов и другой продукции. Кроме того, в украинских портах ежегодно происходит перевалка до 40 млн т российских экспортных грузов (10 % от перевалки в портах России), предназначенных для всех региональных рынков. В частности, в Украине располагается специализированный терминал Южный (конечный пункт аммиакопровода Тольятти-Одесса), через который переваливается 60 % экспортируемого Россией аммиака. В России подобные терминалы до сих пор отсутствуют. Через территорию Казахстана осуществляются экспортные поставки в Центральную Азию и Западный Китай.
В настоящее время назрела потребность в разработке инвестиционной стратегии России в СНГ, определяющей ключевые, стратегически важные для функционирования отечественных отраслей и производств активы в СНГ, а также тактику, механизмы и инструменты налаживания взаимовыгодного сотрудничества в управлении такими активами. Это важно и для выстраивания эффективных цепочек приращения стоимости во главе с российскими компаниями, и для стимулирования интеграционных процессов за счет развития производственно-технологической и сбытовой кооперации.

Трудовая миграция

Одним из важнейших связующих звеньев России с рядом государств СНГ, прежде всего Центральной Азии, являются крупные миграционные потоки, в которых заинтересованы не только страны-экспортеры рабочей силы, но и российская сторона.
В 2000-х гг. поток трудовых мигрантов из государств Содружества в Россию значительно увеличился. В 2008 г., по данным Федеральной миграционной службы (ФМС), на законных основаниях у нас работали 1780 тыс. граждан из СНГ (в 2000 г. - 106 тыс. чел.). На постсоветском пространстве РФ выступает крупнейшим импортером рабочей силы из Узбекистана, Таджикистана, Украины, Киргизии, Молдавии и Армении. По официальным данным, среди иммигрантов преобладают люди со средним общим (полным и неполным) и средним профессиональным образованием.
Несмотря на идущий в последние годы процесс упорядочения ситуации в миграционной области, легализации мигрантов, выявления их присутствия в РФ, фактическая численность нелегальных мигрантов в России несопоставима с официальной статистикой и оценивается от 10 до 20 млн человек. Российский рынок труда является привлекательным главным образом для малоквалифицированной рабочей силы из государств Центральной Азии.
По данным ЦБ РФ, общие выплаты России по статьям трудовой миграции в пользу СНГ за период 2000-2009 гг. приблизились к 80 млрд долл. Это более половины всех доходов России от экспорта энергоносителей в СНГ за тот же период. Доходы граждан, работающих за рубежом, в первую очередь в России, имеют для экономик ряда стран СНГ огромное значение: по оценке Всемирного банка, в 2008 г. денежные переводы мигрантов (брутто) были эквивалентны 49,6 % ВВП Таджикистана, 31,4 % ВВП Молдавии, 27,9 % ВВП Киргизии, 8,9 % ВВП Армении.
При высокой совокупной стоимости относительно дешевый труд мигрантов, тем не менее, является важным фактором экономического развития России, особенно с учетом сокращения численности населения. По некоторым оценкам, благодаря труду мигрантов в стране создается 3-5 % ВВП. В то же время использование мигрантов в случаях нелегальной и неконтролируемой занятости тормозит модернизацию производства, отрицательно сказывается на качестве строительства, становится источником криминального бизнеса и оборота контрафактной продукции, приводит к росту социально-этнической напряженности в регионах их массового притока, а также увеличению организованной преступности.

Торговый режим

На протяжении 1990-х и 2000-х гг. Россия предпринимала значительные усилия по либерализации торговли и движения факторов производства на постсоветском пространстве, выработке общих правил торгово-экономического сотрудничества и ведения хозяйственной деятельности в регионе СНГ Но вплоть до последнего времени реальным достижением оставались заключенные еще в конце прошлого века двусторонние соглашения со странами Содружества о свободной торговле. Они предусматривают осуществление взаимной торговли без ввозных таможенных пошлин и применения количественных ограничений.
Режим свободной торговли между Россией и странами СНГ, не входящими в ЕврАзЭС, действует с определенными изъятиями по наиболее чувствительным товарам; список таких товаров в двусторонних соглашениях о свободной торговле может изменяться ежегодно. Наиболее часто из соглашений о свободной торговле исключаются подакцизные товары (табак и табачные изделия, алкогольные напитки), а также сахар. К настоящему времени исключений осталось немного, и они подлежат постепенной отмене. Например, в соответствии с графиком отмены изъятий из режима свободной торговли между Россией и Украиной (соответствующий Протокол вступил в силу 2 февраля 2006 г.) с января 2006 г. ликвидирована ввозная пошлина на табак и кондитерские изделия, с января 2010 г. - на спирт, с 1 января 2013 г. будет отменена пошлина на сахар белый.
В отличие от ввозных пошлин, в торговле России со странами, не входящими в ЕврАзЭС, сохраняются вывозные таможенные пошлины (на конец 2008 г. они применялись по 413 тарифным позициям, на конец 2009 г. - по 386 позициям). Соответственно, в рамках ЕврАзЭС действует режим свободной торговли без каких-либо изъятий в отношении ввозных и вывозных таможенных пошлин.
Исключением стала рассчитываемая особым образом экспортная пошлина по поставкам нефти в Белоруссию, установленная с 2007 г. (с 1 января 2010 г. пошлина не взимается с объемов нефти, предназначенной для внутреннего потребления, а сверх этого количества поставки нефти облагаются стандартной экспортной пошлиной).
Особенностью взаимной торговли России и Украины является широкое использование антидемпинговых и специальных защитных процедур. В частности, на начало октября 2009 г. в Украине действовало или находилось в стадии рассмотрения 14 подобных мер в отношении российских товаров, в России - 6 для украинских товаров. Специальные защитные расследования против российских товаров были возбуждены в 2008-2009 гг. Казахстаном (кондитерские изделия, вата, кровельные материалы) и Киргизией (сахар белый, мука).
Белоруссия, сохраняющая государственный контроль в сфере внешнеторговой деятельности, лидирует среди партнеров России по количеству используемых нетарифных ограничений в торговле, преимущественно административного характера (лицензирование; завышенные по сравнению с международными стандартами и нормами, требования к российской продукции; ограничения на участие в госзакупках и др.). По информации Минэкономразвития России, по состоянию на начало 2010 г. Белоруссия применяла 24 нетарифные меры в отношении импорта российских товаров (для сравнения: ЕС - 17, США - 11). Наша страна, в свою очередь, ограничивала в последние годы импорт из Белоруссии сахара и конфет, мяса, молока, молочных изделий и др.
С 2008-2009 гг. Казахстан, Азербайджан и Армения используют налоговые средства регулирования импорта алкогольной продукции из России; Молдавия взимает дополнительный налог за упаковку из пластика и tetra pack (плата за загрязнение окружающей среды). Узбекистан до января 2010 г. сдерживал ввоз автотранспортных средств категорий М2, М3, N2 техническими барьерами.
В 2005-2007 гг. Россия вводила запреты на ввоз всех видов животноводческой продукции из Украины, вин и виноматериа-лов, коньяка из Грузии и Молдавии, а также грузинских минеральных вод Боржоми и Набеглави. В 2009 г. после совместной аттестации поставка в Россию продукции 14 предприятий мясной и 13 предприятий молочной промышленности Украины была вновь разрешена. Улучшение качества позволило снять нетарифные барьеры на ввоз вина, виноматериалов и коньяка из Молдавии. Запретные меры в отношении импорта алкогольной продукции и минеральной воды из Грузии действуют и поныне.
Возникающие между Россией и странами Содружества торговые споры разрешаются на двустороннем уровне и, весьма часто, политическими средствами. Многосторонний механизм урегулирования взаимных претензий в рамках СНГ отсутствует.
Одной из причин успешной экспансии стран дальнего зарубежья на рынки СНГ стала быстрая либерализация импортного режима государств Содружества в отношении третьих стран, которая в значительной степени девальвировала для участников СНГ выгоды от внутрирегиональной беспошлинной торговли. Одновременно Россия сохраняла сравнительно высокий уровень внешней тарифной защиты, создававший реальные преимущества для партнеров из СНГ В 2008 г. среднеарифметический импортный тариф РФ составлял около 11 % по сравнению с 9 % в Азербайджане, 8 % в Таджикистане, 6 % в Казахстане, 5,5 % в Украине, менее 5 % в Молдавии и Киргизии, 3 % в Армении и 1,4 % в Грузии (подробнее о ставках импортных тарифов России и стран СНГ в Приложении 22). При этом беспошлинный доступ на емкий и растущий внутренний рынок РФ имеет очень большое значение для партнеров по СНГ, поставляющих в нашу страну преимущественно сельхозпродукцию, металлы и химикаты, машины и оборудование, текстиль и текстильные изделия (на данные позиции приходилось почти 80 % всего импорта РФ из СНГ в 2008-2009 гг.).
Важные изменения в таможенно-тарифном регулировании торговли России с Белоруссией и Казахстаном произошли с января 2010 г., когда заработал Таможенный союз. С 1 января 2010 г. вступил в силу Единый таможенный тариф на базе унификации национальных таможенных тарифов и приступила к практической деятельности Комиссия Таможенного союза; с 1 января по 1 июля 2010 г. будут запущены единые механизмы регулирования внешней торговли, введен в действие Таможенный кодекс Союза, завершен перенос контрольных функций на внешнюю границу Белоруссии, существенно облегчен контроль на российско-казахстанском участке границы. Страны-участницы Таможенного союза взяли на себя обязательство воздерживаться от применения нетарифных ограничений с момента его образования.

Инвестиционный режим

Формально инвестиционное и хозяйственное законодательство России и большинства стран СНГ гармонизировано с принятыми в международной практике нормами и правилами. Инвестиционный режим в государствах Содружества направлен на облегчение привлечения зарубежных финансовых ресурсов (до последнего времени исключением из общего благоприятного на уровне законодательства отношения к иностранным инвестициям была Туркмения). Многие страны СНГ создали льготные условия для привлечения иностранных инвестиций через принятие законов о свободных экономических зонах (СЭЗ). В то же время в большинстве стран СНГ существует ряд законодательно закрепленных и негласных ограничений для иностранных инвестиций в отдельные сектора экономики (например, в банковскую сферу, оборонную промышленность и связанные с ней производства, другие стратегические отрасли).
Общий инвестиционный климат в СНГ, несмотря на возросшую привлекательность региона для зарубежных вложений, оставляет желать лучшего. Российские инвесторы все чаще наталкиваются на государственный протекционизм, нежелание сотрудничать со стороны национального бизнеса, стремящегося сохранить контроль над активами для извлечения ренты. При этом качество институциональной среды остается достаточно низким, что позволяет государственным структурам (как правило, в тесной связке с местным бизнесом) активно использовать все имеющиеся у них инструменты для защиты национальных компаний. Конфликты, связанные с вытеснением инвесторов из России их местными партнерами, особенно характерны для Украины. Ориентируясь на вступление в международные организации (ВТО, ЕС), власти стран СНГ оказывают предпочтение компаниям из дальнего зарубежья.
Частые изменения хозяйственного законодательства (особенно на Украине) и неустойчивость налогового режима, отсутствие надежных гарантий защиты капиталовложений (соглашения о защите инвестиций ратифицированы Россией не со всеми странами СНГ, отсутствуют механизмы урегулирования инвестиционных споров), неэффективная и чрезмерная бюрократия (особенно при таможенном оформлении грузов, регистрации предприятий и ведении строительных работ), большое количество подзаконных нормативно-правовых актов, регулирующих хозяйственную деятельность, высокий уровень коррупции, слабые правоохранительная и судебная системы в странах СНГ, - все это тормозит инвестиционное сотрудничество на постсоветском пространстве.
Важной особенностью делового климата стран СНГ является исключительно высокое значение его неформальной составляющей, часто играющей решающую роль в формировании реальной предпринимательской среды. Возникает большой разрыв между формальными показателями/критериями, оценивающими качество делового климата, и фактической ситуацией для инвесторов. Так, по данным проекта Всемирного банка по оценке делового климата в странах мира за период с середины 2008 г. по середину 2009 г., Грузия по степени комфортности ведения бизнеса заняла 11-е место среди 183 стран (в том числе 2-е место по простоте регистрации собственности, 5-е по простоте начала бизнеса, 7-е по простоте получения разрешений на строительство, 9-е по прозрачности трудового найма), Киргизия - 41-е место (защита инвесторов - 12-е место, начало бизнеса - 14-е место, получение кредита - 15-е место, регистрация собственности - 19-е место), Белоруссия - 58-е место (начало бизнеса - 7-е место, регистрация собственности - 10-е место, прозрачность и эффективность арбитражного разбирательства - 12-е место).
В последнее время, в том числе в связи с кризисом, обострившим борьбу за капиталы, многие страны СНГ активизировали усилия по улучшению инвестиционного климата. Так, в ранее неблагополучной для бизнеса Туркмении в 2008-2009 гг. был введен единый обменный курс маната (вместо официального и неофициального), сняты ограничения на операции с иностранной валютой и открытие корсчетов коммерческих банков за рубежом, создан стабилизационный фонд, принята новая конституция, гарантирующая защиту прав частной собственности, одобрены новые законы в отношении иностранных инвестиций, лицензирования, особых экономических зон, внесены поправки в налоговый кодекс и снижены импортные пошлины, принят закон О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Казахстан за период с июня 2008 г. по май 2009 г. упростил процесс получения разрешений на строительство, ликвидировав требование оплаты новых электрических соединений, снизив сроки для получения необходимых разрешений и уменьшив стоимость топографических работ. Налоговая нагрузка на бизнес ослаблена в связи с сокращением социального налога и налога на прибыль. Процесс регистрации предприятий был облегчен путем упрощения требований к необходимой документации и отмены требования регистрации в местной налоговой инспекции.
Рост внешней открытости и попытки усовершенствования предпринимательской среды в странах Содружества при общей положительной оценке этих процессов в посткризисный период создадут дополнительные трудности для российских инвесторов в силу расширения деятельности в регионе третьих стран, если не принять меры по усилению государственной поддержки инвестиций и опережающей либерализации инвестиционных потоков внутри СНГ Позитивную роль в данном вопросе должны сыграть ратификация подписанного правительствами стран-участниц ЕврАзЭС в декабре 2008 г.


Содержание раздела