Формирование в России основ рыночной экономики важно не само по себе, а лишь в той степени, в которой это будет способствовать развитию общества.
Это многоплановая задача, решение которой на региональном уровне предполагает осуществление целого комплекса мероприятий, например таких, как:
- приведение расходов бюджета в соответствие с доходами;
- рационализация структуры государственных финансов;
- оптимизация налогового законодательства;
- упорядочение расчетов между уровнями бюджетной системы.
Однако для получения положительного результата налогово-бюджетной реформы нужно решить три основных вопроса:
- восстановление организационной системы управления экономикой;
- регламентация безденежного исполнения бюджетов;
- восстановление платежеспособности агропромышленного комплекса.
Таким образом, необходимо провести анализ вышеперечисленных проблем на региональном уровне и разработать модель взаимодействия структур исполнительной власти с хозяйствующими субъектами.
Непоследовательные действия государства в области налогово-бюджетного регулирования вызвали собой взаимные неплатежи, что явилось естественной реакцией субъектов российской экономики. Одним из основных факторов, провоцирующих кризис неплатежей, стало стремление субъектов скомпенсировать противоречия, сложившиеся в результате нижеперечисленных ошибок:
- преобладание безденежных отношений между хозяйствующими субъектами не учитывается государством, в связи с чем изъятие налогов производится преимущественно в денежной форме;
- с одной стороны, наличествует безусловное требование к предприятиям по денежному погашению налогов, с другой неисполнение бюджетом собственных обязательств;
- завышение цен естественными монополистами не позволяет функционировать остальным хозяйствующим субъектам в условиях конкурентной борьбы;
- предъявление государством жестких требований при отсутствии рыночных условий хозяйствования.
Наряду с указанными противоречиями необходимо отметить и то, что на конец 1991 г. суммарные неплатежи в СССР составляли около 7 % ВВП. Затем они централизованно погашались при помощи взаимозачетов и субсидий. Уровень неплатежей сохранился и в 1993 г., составив те же 7 % ВВП, а в
1994 г. изменялся в промежутке 4,69,4 % ВВП.
В Российской Федерации выделяют три кризиса неплатежей:
1. Шоковый (19921993 гг.) как реакцию предприятий на необходимость адаптироваться к резкому росту цен после их либерализации.
2. Кризис ликвидности (19931995 гг.), обусловленный неплатежами убыточных предприятий.
3. Кризис самофинансирования, начавшийся в конце
1995 г., который происходит в обстановке низкой инфляции и преобладания безденежных форм расчетов.
Наиболее интересен для исследования третий этап, так как он, благодаря своей масштабности, наглядно демонстрирует причины, вызвавшие столь сильную реакцию субъектов экономики. Кроме того, решения Правительства РФ от 17 августа 1998 г. создали прецедент невыполнения самим государством своих обязательств перед субъектами национальной экономики, что, по сути, является уже четвертым этапом кризиса неплатежей, главным виновником которого стало государство.
Возникает порочный круг, который уже в государственном масштабе превращается в гигантский механизм, раскручивающий неплатежи. Налицо ситуация, когда чрезмерно жесткие требования структур исполнительной власти к налоговой дисциплине контрастируют с полной юридической безответственностью в части своевременной оплаты своих обязательств.
В таблице показана динамика изменения задолженности по обязательным налоговым платежам (тыс. руб.) по состоянию до и после известных решений Правительства РФ от 17 августа 1998 г.
Таблица
Отрасль | На 01.01.98 | На 01.09.98 | На 01.01.02 |
Промышленность | 533 766 | 815 505 | 833 057 |
В т. ч. в федеральный бюджет | 265 043 | 432 113 | 455 214 |
Сельское хозяйство | 251 690 | 282 473 | 327 712 |
В т. ч. в федеральный бюджет | 123 884 | 150 380 | 169 476 |
В последнее время большинство предприятий формирует свою выручку за счет товарообменных операций и не располагает денежными средствами для расчетов с фискальной системой. Поэтому необходимо воспрепятствовать проведению зачетов по той группе предприятий, у которых имеется достаточный денежный ресурс. Следовательно, можно выделить основные меры, практическая реализация которых позволит частично стабилизировать ситуацию по обязательным платежам:
- организация работы с предприятиями, имеющими денежные средства для расчетов с фискальной системой;
- четкая концепция проведения взаимозачетов;
- введение дополнительной отчетности для предприятий недоимщиков по показателям структуры выручки.
Для адекватного отображения происходящих в настоящее время экономических процессов особенно важен вопрос согласования экономических интересов в экономическом пространстве в ходе его развития, так как нарастание глобальных экономических проблем ставит вопрос о выживаемости человеческой цивилизации. В результате актуализируется проблема обновления теоретического исследования категории экономический интерес.
Главная отличительная черта современного этапа мировой истории быстрое нарастание глобальных социально-экономических проблем. Поиск конструктивных путей их преодоления и переход к регулируемому, устойчивому будущему, несомненно, является наиболее приоритетной научной задачей.
В этой связи многими учеными-общественниками разрабатываются различные прогнозные сценарии развития общества от крайне пессимистического варианта гибели человечества до светлой перспективы перехода к гуманистически-информационной, постиндустриальной цивилизации.
В силу развития общественного производства, его глобализации и всех сопутствующих глобализации экономических процессов и явлений, становится очевидным то обстоятельство, что объектом экономического анализа не могут выступать только экономические процессы и явления, экономические отношения как форма проявления экономических интересов, или даже экономические системы, нужно более качественное определение, охватывающее всю полноту и многообразие экономической реальности.
В советской экономической науке сущность интересов тем или иным образом связывались с экономическими, а в более широком плане, с общественными отношениями.
Так, в рамках одного из подходов под интересом понималось отношение общества, класса или отдельного человека к условиям собственной жизни и наличным потребностям, побуждающее социальный коллектив или отдельных людей содействовать сохранению условий, благоприятных для жизни и развития коллектива или личности, и бороться с условиями, затрудняющими их существование и развитие1.
Согласно другой точке зрения, интерес представляет собой отношение социального самоутверждения субъекта, то есть его особое объективное отношение к социальной действительности, заключающее в себе те или иные возможности его полноценного социального развития и упрочения его положения в обществе2. Достоинством данного определения является то, что в нем интерес трактуется как объективная категория, обусловленная существующей системой экономических, а в более широком плане общественных отношений и выражающая направленность субъекта на самоутверждение (то есть реализацию своих потребностей).
В настоящее время в экономической науке возрождается интерес к данной проблеме. В частности, предпринимается попытка анализа интересов в условиях рыночной модификации системы экономических отношений 3. Еще один аспект проблемы состоит в том, что долгое время в отечественном обществоведении общий интерес фактически отождествлялся с государственным. При этом совершенно игнорировался тот факт, что государство как социальный институт лишь часть того феномена, который принято называть человеческим обществом и, следовательно, государственный интерес далеко не исчерпывает всю гамму общих интересов.
Таким образом, в структуре общего интереса можно выделить следующие уровни: 1) общечеловеческие (глобальные) интересы; 2) государственные интересы; 3) ведомственные интересы; 4) муниципальные интересы.
Взаимореализация интересов наиболее приемлемый результат их взаимодействия, предусматривающий максимально возможную степень реализации интересов всех участвующих сторон. Сущность данного процесса была точно подмечена еще К. Марксом: ...каждый обслуживает другого, чтобы обслужить самого себя; каждый взаимно пользуется другим как своим средством.
И то, и другое в сознании обоих индивидов представлено таким образом, что: 1) каждый достигает своей цели лишь постольку, поскольку он служит средством для другого; 2) каждый становится средством для другого (бытием для другого), только будучи для себя самоцелью (бытием для себя); 3) взаимозависимость, состоящая в том, что каждый является одновременно и средством, и целью и притом достигает своей цели лишь постольку, поскольку становится средством, и становится средством лишь постольку, поскольку полагает себя в качестве самоцели...4.
Ситуация взаимореализации интересов в наибольшей степени отвечает критерию парето-эффективности (критерию оптимального роста общественного благосостояния). Суть данного критерия состоит в том, что движение в сторону оптимума возможно лишь при таком перемещении ресурсов, которое увеличивает благосостояние, по крайней мере одного человека, не нанося ущерба никому другому.
Отсюда очевидно, что лишь процесс взаимореализации интересов взаимодействующих друг с другом субъектов, то есть взаимное упрочение их социально-экономического статуса, приближает нас к достижению оптимума.
Примечания
1 Чесноков Д.И. Исторический материализм как социология марксизма-ленинизма.
М.: Мысль, 1973. С. 61.
2 Лавриненко В.Н. Проблема социальных интересов в ленинизме.
М.: Мысль, 1978. С. 21-22.
3 Гершкович Б.Я. Экономические интересы и их реализация.
Пятигорск, 1999.
4 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд.
М.: Политиздат, 1968. Т.46.
Ч. 1. С. 190-192.
И.М. Кучеренко
Проведение активной государственной политики занятости населения Российской Федерации осуществляется путем подготовки и реализации федеральной и региональных программ занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его развития. Кроме того, учитываются территориальные особенности, национальные и исторические традиции, планы экономического и социального развития.
Государство обязано сформировать общероссийские и региональные приоритеты в сфере занятости, главную роль в которых должны играть высокотехнологичные отрасли промышленности, сферы коммуникации и услуг. Региональные приоритеты учитывать уровень экономического развития региона, отраслевую структуру его экономики и демографические особенности и т. д.
Федеральные региональные программы создания и обновления системы рабочих мест должны быть тесно увязаны с приоритетами в области миграционной политики, демографических показателей, поскольку нехватка или избыток работников определенных профессий всегда порождает миграционные потоки. Если региональные власти не создают условия для появления именно тех рабочих мест, на которых хочет и может работать местное население, им следует готовиться к приему мигрантов.
Альтернатива нежелательной миграции должна стать продуманной политикой в сфере создания рабочих мест и профессиональной подготовки местного населения, и только в последнюю очередь использовать запретительные меры, которые, как показывает практика, часто балансируют на грани прямого нарушения конституционных прав мигрантов.
Задача государственной политики занятости заключается в том, чтобы обеспечить формирование экономически эффективной занятости при минимальных социальных издержках (ограничение прав личности на свободную саморегуляцию безработицей, работой не по специальности, не по призванию, в ущерб здоровью, семейным обязанностям и т. д.).
Государство не должно самоустраняться от помощи в трудоустройстве инвалидов и других социально незащищенных групп населения. В связи с этим необходимо подготовить проект региональных законов О порядке введения квоты для приема на работу инвалидов и внесения обязательной платы в интересах всех участников данной программы.
85 % вакансий, зарегистрированных в службе занятости, это рабочие специальности. Между службой занятости и кадровыми агентствами сложилось разделение труда.
К первым обращаются в основном те, кто отчаялся найти работу, потому что либо они малоквалифицированные работники, либо неактивны в поиске работы, либо имеют инвалидность.
Служба занятости не знает, как трудоустроить неквалифицированных рабочих и слабо защищенных людей, которых предприятия брать не хотят либо предлагают им смешные зарплаты (200500 руб.). Поэтому государству необходимо ввести квоты на устройство таких работников на предприятия региона.
Если руководители не соглашаются брать неквалифицированных специалистов, их необходимо штрафовать и весьма чувствительно.
Большим спросом пользуются на сегодняшний день программисты, руководители среднего звена на производстве, ИТР, маркетологи, логистики. Менее востребованы: офис-менеджеры, юристы и складские работники.
Обострилась диспропорция между образованием, профессиональным обучением и требованиями работодателей. Тех, кто мог бы обучить заниматься делом, сгладить стыковки между образованием и производством, пока нет.
Службы занятости затрудняются в подборе нужных специалистов, потому что у них нет зависимости от предприятия. За пропорциями кого готовят и как готовят никто не следит. Поэтому наблюдается переизбыток бухгалтеров, ИТР, юристов.
В свете этого предприятия не дожидаются помощи от государства, а начинают развертывать программы подготовки кадров своими силами.
Предприятиям следует заключать контракты на подготовку специалистов с местными лицеями, колледжами, вузами, студентам которых выплачивалась бы стипендия; организовывать сотрудничество предприятий со средними школами, учащихся которых планируется готовить к поступлению в профильные для заводов вузы.
Руководителям предприятий есть смысл приглашать на работу не выпускников, а третьекурсников. Во-первых, для того, чтобы они имели к окончанию учебы полное представление о производстве, во-вторых, молодые мозги не так замусорены догмами, поэтому такие работники могут выдать нечто замечательное.
На рынке труда наблюдается повышенный спрос на высококвалифицированных специалистов. Особенностью последних лет стала чрезвычайно высокая требовательность к принимаемому персоналу, так как нынешние работодатели покупают не столько опыт и квалификацию, сколько связи, которыми должен обладать принимаемый сотрудник.
Поскольку на рынке конкуренция остается довольно высокой, работоспособные компании покупают людей, которые очень быстро принесут пользу компании, используя свои наработки и связи.
В результате этого работодателям имеет смысл нанимать людей узкоспециализированных, уже работавших именно на определенном рынке.
Помимо экономических и институциональных параметров, провоцирующих существование и развитие неформальной экономики вообще и неформального рынка труда, в частности, значительный вклад в процесс неуправляемого развития российского рынка труда вносит правовая база регулирования трудовых отношений, точнее ее неадекватность изменившимся экономическим реалиям. Ее основу составляет Кодекс законов о труде РФ, принятый еще в 1971 г. и ориентированный на централизованное и преимущественно административное регулирование сферы труда.
Наибольшие изменения и дополнения, вносившиеся в КЗОТ, и принятие законов, регулирующих отдельные сферы труда, сделали всю систему трудового законодательства еще более противоречивой.
Организация и проведение общественных работ является одним из приоритетных направлений деятельности Департамента ФГСЗН по Краснодарскому краю. В 2000 г. центрами занятости населения городов и районов края заключены договоры с 1,3 тыс. организациями на создание 22,8 тыс. рабочих мест, которым придан статус общественных.
Цели общественных работ:
- организация временной занятости безработных и незанятых граждан;
- сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта в работе;
- предоставление безработным и незанятым гражданам возможности участия в общественных работах для получения материальной поддержки;
- снижение уровня безработицы в городах и районах края с напряженной ситуацией на рынке труда.
Следует учитывать моральный аспект при направлении на общественные работы, так как в службу занятости попадают часто люди, имеющие высокую квалификацию, стаж, а предлагаемая работа не всегда соответствует имиджу специалиста.
Из всего пакета мер по регулированию рынка труда в России доминирует пассивная мера; на выплату пособия по безработице расходовалось до 70 % внебюджетного Государственного фонда занятости.
Это означает, что ежегодно государство тратит сотни миллиардов рублей на содержание безработных, вместо того, чтобы направить эти средства на содержание рабочих мест. Такое щедрое финансирование безработицы происходит в рамках закона.
С 1991 года Закон О занятости населения в РФ претерпел три редакции, однако сохранил основную методологическую ошибку: отождествление понятий право на труд и право на пособие. Необходимо учесть силы и средства, отвлекаемые на оплату пособий бывшим тунеядцам, ставшим на учет в службе занятости.
С целью ликвидации диспропорции в получении пособия теми, кто создавал, и теми, кто не создавал структуры служб занятости населения, возможно, следует предложить ввести систему страхования безработицы, изменить схему страхования занятости.
Н.В. Кучковская, А.В. Букатина
В современной экономике в структуре занятости произошли значительные изменения движения в пользу сферы услуг, где значительная доля занятых попадает на малый и средний бизнес.
Отечественная экономика оказалась не исключением в этом плане. С развитием рыночных отношений этот процесс усилился.
Следует выделить особенности малого бизнеса, которые способствуют росту занятости.
Во-первых, способность быстро создавать новые рабочие места низкой капиталоемкости: затраты капитала в расчете на одно рабочее место на малых предприятиях, как правило, существенно ниже, чем на крупных.
Во-вторых, для малых предприятий характерно более низкое техническое строение капитала.
В-третьих, специфика малых предприятий проявляется в отсутствии усложненных управленческих структур.
В-четвертых, малый бизнес притягателен для деятельности людей, так как является одной из активных форм трудоустройства граждан.
Малый бизнес предполагает гибкий режим работы, небольшие инвестиции, реализацию творческих способностей граждан, реальные доходы, возможность привлечения членов семьи. Для некоторых людей накопление капитала для выхода в средний и крупный бизнес.
Город Волжский является локальным рынком труда. Рассмотрим особенности расширения занятости в малом бизнесе в городе Волжском. Среди предпринимателей, организовавших собственное дело в 2001 году, 76,8 % женщины. Это на 13,3 % больше, чем в 2000 году.
Наблюдается тенденция к росту числа женщин-предпринимателей. Это свидетельствует о том, что проблема трудоустройства для женщин является острой.
Среди организовавших собственное дело есть представители слабо защищенных категорий одинокие родители, воспитывающие инвалидов с детства, молодежь, впервые ищущая работу, лица предпенсионного возраста. В 2001 году их количество составило 10,1 % от общего числа организовавших собственное дело.
Количество безработных граждан, организовавших собственное дело с помощью службы занятости, выросло на 3,1 %. Для эффективного развития малого предпринимательства служба занятости в 2001 году продолжила сотрудничество с Ассоциацией менеджеров России Волгоградского регионального отделения для подготовки будущих предпринимателей по курсу Частный предприниматель. От общего количества безработных граждан, направленных службой занятости, 43,47 % прошли обучение и заключили договор на организацию предпринимательской деятельности. Малый бизнес функционирует в основном в торгово-закупочной сфере 50,5 %, производственной 40 %, а также проявляет себя в различного рода услугах (транспортных, бухгалтерских, образовательных и др.) 5 %.
Из вышесказанного можно сделать выводы:
- малому предпринимательству необходима поддержка федеральных и региональных властей, обеспечение гарантий, залогов, освобождение от уплаты налогов на начальном этапе;
- также необходимо развивать перспективные формы финансирования, прежде всего, лизинг и франчайзинг.
М.М. Лазутина, А.Н. Буланов
Процесс региональной экспансии интегрированных бизнес-групп (ИБГ) затронул и предприятия Волгоградской области, которые также стали объектом пристального внимания со стороны общероссийских корпораций. За период 19971999 гг. ряд промышленных объектов Волгограда и Волжского были включены в технологические цепочки холдингов.
К ним относятся следующие крупные корпоративные структуры: акционерная компанияСибур, в состав которой вошли Волжский азотнокислородный завод, завод синтетического каучука, завод химического волокна, АОВолтайр; Европейская подшипниковая корпорация, в подчинении которой оказались Волжский подшипниковый завод (ВПЗ-15), Московский подшипник, Степногорский подшипниковый завод; Амтел (Волгоградский сталепроволочноканатный завод, Волтайр); Трубная металлургическая компания (ТМК) в составе группы МДМ (Волжский трубный завод, Волгоградский тракторный завод) и др.
Проявили свое внимание к местным предприятиям и иностранные корпорации. Так, ОАОПоволжье было приобретено компанией Sun Interbrew, владеющей почти десятком пивоваренных предприятий в России и странах СНГ и распространяющей свою продукцию под известными в стране торговыми марками.
Следует выделить приобретение значительного числа акций ЗАОВолжскрезинотехника Балаковским заводом РТИ, одним из лидеров в данной отрасли. Структурные преобразования в области электроэнергетики затронули и ОАО Волжская ГЭС она вошла в состав Управляющей компании Волжский гидроэнергетический каскад.