d9e5a92d

ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА СТРАХОВОЙ РЫНОК

Процедура стратегического развития национальной экономики включала методологию выбора средств достижения экономических целей: оживление производства в депрессивных регионах; создание полюсов роста и зон эффективного предпринимательства; повышение конкурентоспособности регионального производства; усиление межрегиональной экономической интеграции и др.
При построении дерева целей развития национальной макроэкономики среди главных социальных целей были выделены следующие: приоритетное увеличение занятости, доходов населения и улучшение социальной инфраструктуры, расширение доступности общественных благ и др.
Принцип социальной справедливости, заложенный в предлагаемой методологии построения дерева целей развития национальной макроэкономики, выражается в том, что граждане и социальные группы общества должны иметь равные возможности получения социальных благ. Реализация этого принципа нашла отражение в идее территориальной солидарности и предполагает вмешательство государства в перераспределение финансовых ресурсов от более благополучных к менее благополучным и кризисным регионам.
Реализация на практике целей экономической эффективности и социальной справедливости при построении дерева целей не всегда приводит к совместимым результатам и часто порождает конфликтные ситуации. В этой связи важно обосновать принципы нахождения компромисса указанных целей.

Эти принципы могут базироваться на теории и модели оптимума по Парето. При этом необходимо учитывать то, что соотношения между целями экономической эффективности и социальной справедливости, способы и возможности их согласования зависят от множества факторов. Эти факторы обусловлены особенностями циклического состояния макро- и интерэкономики, спецификой асинхронности циклических волн.

Так, на стадии экономического подъема государство, имея финансовые возможности для реализации принципа справедливого межрегионального перераспределения средств, может успешно осуществлять реализацию целей социальной справедливости. Вместе с тем при сокращении государственных доходов, уменьшении налоговых поступлений на стадии экономического спада государство вынуждено находить компромисс между стимулированием возобновления экономического роста в тех регионах, где это возможно, и социальной поддержкой регионов, находящихся в особо кризисном положении.
Такого рода цикличность состояния макро- и интерэкономики неизбежно приводит к определенным коллизиям между регионами-донорами и регионами-реципиентами. В этой связи при разработке стратегии построения дерева целей развития национальной макроэкономики необходимо выявить основные неравенства, создающие почву для возникновения социальных конфликтов, препятствующих социально-экономическому развитию страны в целом.

К числу наиболее распространенных причин такого рода обычно относят: резкие природно-климатические условия жизни и предпринимательства в различных регионах; политические и институциональные факторы; трансакционные издержки; демографические различия, различия в технологической, инновационной деятельности; социально-культурные факторы и др.
Международный опыт регулирования развития национальной экономики свидетельствует об активном использовании инструментария логистики в целях повышения социально-экономического развития страны. Именно в рамках межрегиональных макроэкономических систем возможно нахождение компромисса между целями экономической эффективности и социальной справедливости в развитии национальной макроэкономики.
Л.Ю. Андреева

ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА СТРАХОВОЙ РЫНОК

Логика глобализирующейся финансовой системы предполагает формирование новой концепции национальных финансов. Стратегия российской экономической политики в современных условиях формируется под мощным воздействием деструктивных процессов и тенденций глобальной экономики. Глобальная финансовая система в последние годы обеспечила себе значительный прирост дополнительных ресурсов: средств страховых и инвестиционных фондов, финансовой ренты за счет перераспределения денежно-финансовых ресурсов развивающихся стран. Произошла концентрация финансовых ресурсов и финансовой власти в руках ограниченного количества конгломератов и международных центров.

Выход финансов за пределы национально-хозяйственных комплексов и из-под государственного контроля закрепил за ними возможность оказывать давление на экономические процессы и деятельность национальных правительств. Отмена ограничений на валютные операции, долларизация национальных экономик, отказ от золотого обеспечения национальных валют способствовали утверждению финансовой доминанты как определяющего фактора экономических отношений. Формирование небольшого числа мировых финансовых центров, стремительная концентрация ресурсов в финансовой сфере обеспечили развитие глубинных трансформационных процессов в мировом хозяйстве.



Создаваемые финансовые центры и конгломераты сегодня сочетают в своей деятельности инвестиционные, консалтинговые, банковские функции со страхованием. При этом аналитическая обработка информационных данных, принятие стратегических решений и обеспечение финансового контроля за деятельностью таких финансовых конгломератов концентрируются в финансовых центрах, находящихся над мировой экономической системой.

Способность финансовых центров вытягивать значительные финансовые ресурсы из хозяйственных комплексов развивающихся стран, деструктивное влияние глобальных финансов на кругооборот капитала в национальных хозяйственных системах привязывает воспроизводственные процессы в странах периферии к иностранным инвестициям и финансовым ресурсам стран центра. Под давлением глобального финансового капитала экономика развивающихся стран попадает в долговую зависимость от мировых финансовых центров, со всеми вытекающими отсюда экономическими последствиями. Ограниченность финансовых ресурсов стран-заемщиков способствует накоплению их задолженностей по займам мировым финансовым институтам, более того задолженность по этим займам рефинансируется, реструктуризируется, а не погашается, превращаясь в постоянную, возобновляемую задолженность. Экономический потенциал развивающихся стран ослабевает под разрушительным воздействием международного финансового капитала.

Финансовая задолженность превращается в финансовую повинность, а управление финансовой политикой развивающихся стран переходит от национального правительства к мировым финансовым центрам. Финансовая рента мирового хозяйства перераспределяется в пользу стран центра, ярким подтверждением чему является усиление финансово-инвестиционного комплекса США, Англии, Германии. Исследование феномена перераспределения финансовых ресурсов и финансовой ренты мирового хозяйства в пользу глобализирующихся финансов позволяет сделать вывод, что без действенной государственной системы защитных мероприятий сохранить свои финансовые рынки национальные хозяйства не смогут. Стабильная финансовая система, институционализация финансовых рынков, концентрация финансовых ресурсов и рост экономической активности финансовых институтов это составляющие экономической безопасности государства в условиях глобализации.

Без развития финансовых институтов, их укрупнения, роста финансовой емкости в условиях глобальной финансовой экономики обеспечить экономическую безопасность государства невозможно. Непоследовательность рыночных преобразований в российской экономике, ориентация институциональных изменений на быстрое формирование фиктивного капитала, а не на экономический рост привели к формированию депрессивного финансово-инвестиционного комплекса в экономике.

В результате российский страховой рынок по множеству характеристик значительно отстает от рынка развитых стран. Вместе с тем российские страховщики активно продвигают новые страховые технологии и страховые продукты, успешно работают с международным перестраховочным капиталом и сумели завоевать доверие потребителей. Развитие новых технологий и переход от оптимизационных схем по налогообложению к реальному страхованию способствовали распространению страховых процессов в российской экономике. Ограниченность финансовых ресурсов в реальном экономическом секторе не позволяет страховому рынку развиваться динамично и конкурировать с иностранными страховщиками по перестраховочным операциям.

Процесс концентрации капитала на страховом рынке усиливается, отмечаются тенденции к слиянию и поглощению, а также усилению позиции кэптивных страховых компаний на российском рынке. Вместе с тем значительное влияние иностранных страховщиков и недостаточная емкость собственных финансовых ресурсов способствуют перераспределению страховой премии в страны финансового центра, так как 98 % перестраховочных операций на российском рынке контролируются иностранными финансовыми институтами.
Е.Н. Антамошкина

ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА В АПК РОССИИ

Развитие рыночных отношений в АПК предполагает формирование и рынка труда, а вернее его трансформацию, так как такой рынок существовал в сельском хозяйстве и при плановой экономике. Но он не полностью выполнял свои функции из-за преобладания в руководстве командно-административных методов.

Это обусловило отсталую профессионально-отраслевую структуру рабочей силы, низкую производительность труда и эффективность сельскохозяйственного производства.
Сейчас происходит становление рынка труда в АПК России, оно идет в общем русле развития рыночных отношений в аграрной сфере, создания соответствующей социальной среды, преобразования всей совокупности отношений. В процессе этого становления обостряются уже существующие проблемы и добавляются новые. Это связано с изменением роли человека в комплексе таких отношений.

При плановой экономике управление трудовыми ресурсами в сельском хозяйстве, а с образованием АПК и в комплексе в целом было основано не на интересах человека, а на потребностях, определяемых общей направленностью экстенсивного развития общества. В условиях рыночной экономики у человека появляется возможность действовать в соответствии со своими экономическими интересами.

Другое важное изменение заключается в обеспечении в рыночных условиях свободы ведения хозяйства на земле, а именно это является основой аграрных отношений.
Одной из особенностей рынка труда в агропромышленной сфере является высокая инерционность предложения рабочей силы. Во многом оно определяется демографическими процессами, то есть уровнем рождаемости, смертности, половозрастным составом населения, миграцией.

Еще одна особенность состоит в том, что в ответ на уменьшение заработной платы сокращается предложение, прежде всего квалифицированной рабочей силы.
Успешное преобразование экономических отношений в аграрной сфере невозможно без государственного регулирования процессов рыночной самоорганизации. Государство должно не подменять механизмы рыночной конкуренции, а создавать условия для их эффективной работы, рационального использования имеющихся в сельском хозяйстве ресурсов, активизации национальных конкурентных преимуществ, расширяя самостоятельность хозяйствующих субъектов, повышая их экономическую и правовую ответственность, обеспечивая каждому человеку возможности для реализации его талантов и способностей1.
В условиях реформирования отношений на рынке труда в АПК следует внимательно отнестись к мировому опыту решения социально-экономических проблем в сфере занятости. Интерес представляют три принципиально различные модели японская, американская и шведская.

В каждой из представленных моделей успех в обеспечении занятости зависит от того, насколько учитываются национальные традиции, политическая ситуация, социально-экономические и исторические особенщности страны.
Первой свойственно стимулирование правительством закрепления сельского населения, производство им продовольствия для обеспечения продовольственной безопасности страны. В условиях значительного оттока работников из деревни в города, расслоения крестьянства и наличия мелкого и мельчайшего хозяйства в аграрном секторе это представляет немалые трудности. В результате проведения политики пожизненного найма в последние годы наблюдается снижение темпов миграции населения из деревни.

В повышении качества рабочей силы в сельском хозяйстве основной упор делается на рост уровня образования.
Шведская модель предполагает активную политику занятости. Ее основу составляет предупреждение появления безработицы, а не выплата пособий и содействие заполнению вакантных рабочих мест.

В сельской местности проводится политика равномерного расселения работающих за счет предоставления одинаковых возможностей в получении рабочих мест и услуг сферы обслуживания вне зависимости от места проживания.
Для изучения воспроизводства фермерского населения особый интерес представляет американская модель. В США существует тенденция воспроизводства фермеров, в основном, за счет привлечения к сельскому хозяйству их детей, причем главным образом сыновей (так как фермеры-женщины составляют около 5 % общего числа). Это связано с тем, что дети фермеров имеют возможность с детства приобретать необходимые знания и опыт. Политика на рынке труда аграрной сферы отличается жесткостью.

С 1950 г. по 1990 г. число ферм уменьшилось в 2,5 раза, а фермерское население в 5 раз 2. В сельском хозяйстве при необходимости сократить размеры использования рабочей силы прибегают к увольнениям работников, а не к их разумному сохранению, как это делается в Японии.
В России в условиях формирования рынка аграрного труда акцент в подготовке фермеров должен быть сделан на получении знаний не только в области агрономии, зоотехники, механизации, но и бизнеса, маркетинга, экологии. Модель рынка труда в аграрной сфере должна сочетаться с политикой на рынке труда и России в целом, быть достаточно гибкой и адаптивной к происходящим изменениям. Она должна содержать такие важные блоки, как активная государственная политика занятости населения в аграрной сфере, система материальной помощи безработным, обеспечение гибких форм занятости. Рынок труда в России на каждой территории будет формироваться по-своему.

Это связано с огромным многообразием социально-экономических, природных, исторических условий.
Примечания
1 Коробейников М. Совершенствование экономического механизма в АПК // Экономист. 2000. 12.

С. 73.
2 Кетова Н. Становление рынка труда в аграрной сфере // АПК: экономика, управление. 1994.

4. С. 49.
В.Н. Бадмаев

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЙКУМЕНА РОССИИ

1. В рамках сложившейся глобальной взаимосвязанной системы государств и народов единственным критерием развития выступает экономическое и политическое могущество. Более развитые в социально-экономическом отношении мировые центры определяют основные направления и параметры глобализации.

Глобализация в современных дискурсах характеризуется как специфический вариант интернационализации хозяйственной, политической и культурной жизни человечества, ориентированный на форсированную экономическую интеграцию в глобальных масштабах с максимальным использованием свободно-рыночных механизмов и научно-технических достижений и игнорированием сложившихся национальных образований, многих социальных культурно-цивилизационных и природно-экологических императивов.
Вместе с тем становится все очевиднее, что глобализация приводит не к унификации разных стран, не к их объединению в единообразном рынке, а напротив, к разнонаправленности развития, к усилению различий между странами, каждая из которых по-своему отвечает на вызовы глобализации, к глубоким трансформациям, конфликтности и непредсказуемости развития мирового хозяйства.
2. Социальная и культурная самобытность, культурно-исторические коды, общий стиль хозяйственной деятельности народов логично связаны с возникновением и существованием национальных хозяйств, как единичных, так и объединенных в полифоническое сочетание регионов. Определенный тип экономической деятельности, закрепленный в специальных знаниях и навыках, традиционных способах хозяйствования, передаваемых от поколения к поколению, способствует сохранению национальной идентичности и оберегает ее от разрушительных ассимиляционных процессов. Хозяйственные связи, исторически складывающиеся в экономическом комплексе, составляют основу существования национальных государств, и в этом смысле экономика фундамент национального бытия.

Нация в этом плане выступает как социально-экономическая категория, а интеграция социально-экономических интересов проживающих в определенных границах населения по поводу совместной организации хозяйства является одним из главных факторов при формировании наций. В этом прослеживается взаимосвязь национальной идентичности и экономической ойкумены народов, которую можно определить как культурно-историческую целостность национального хозяйства.
Для понимания культурно-исторической целостности хозяйства принципиальное значение имеет категория пространства (территории, ойкумены), которая определяет тип национального хозяйства. По выражению Ф. Броделя, культура тоже была порядком, организовавшим пространство на тех же основаниях, что и экономика. Карты культурные не просто так совпадают с картами экономическими, и это довольно логично...

Культура самый древний персонаж истории: экономики сменяли одна другую, политические институты рушились, общества следовали одно за другим, но цивилизация продолжала свой путь.
Идея культурно-исторической целостности национального хозяйства противостоит крайностям общей теории, в частности идеям исчезновения национального хозяйства как единицы экономической жизни в глобальном мире, стремлению к унификации, универсализации, к концу истории.
Национальное хозяйство, будучи частью культуры, основано на базовых предпосылках, общих ценностях, составляющих культурно-историческую целостность, идентичность.
Культурно-историческая целостность хозяйства, объединяющая экономическую ойкумену народа, его национально обусловленные типы хозяйствования, может быть определена как система, комплекс устойчивых экономических, хозяйственно-культурных, геополитических связей, обусловливающих социогенетический код, архетип национального хозяйства и его отношения с внешним миром.
3. В данном контексте при выборе экономической стратегии и модели хозяйственного развития России необходимо учитывать конкретные национально-экономические, социальноисторические, культурно-географические условия, определившие своеобразие менталитета ее населения, особую систему экономических интересов и отношений. Требуется комплексный подход, увязывающий национальную идентичность и хозяйственно-культурное многообразие народов России с основными тенденциями глобального социально-экономического и научно-технического развития.
С.Б. Бадмаев, С.С. Бадмаев

СТАНОВЛЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ РЕСПУБЛИК РФ В 90-е гг. ХХ в.


В Программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса, обсуждавшейся на втором (внеочередном) Съезде народных депутатов, отмечалось, что одной из основ коренных преобразований в сельском хозяйстве является создание условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле.
Уже в 1992 г. большинство колхозов и совхозов изменили форму хозяйствования превратились в акционерные общества или коллективные предприятия с долевой формой собственности. Реорганизация колхозов, совхозов и других государственных предприятий осуществлялась, в основном, по трем направлениям. Первое заключается в том, что крупные сельскохозяйственные предприятия реорганизуются в отдельные кооперативы, которые в дальнейшем объединяются в коллективные предприятия.

Второй вариант акционирование путем создания акционерных обществ, как правило, закрытого типа. Третий вариант разделение сельскохозяйственных предприятий на отдельные фермерские хозяйства и небольшие по численности работников товарищества с последующим объединением в различные ассоциации.

В большинстве случаев колхозы и совхозы реорганизуются в коллективные предприятия.
В ходе реформы произошли изменения в формах хозяйствования: по формам собственности сельскохозяйственные предприятия разделились следующим образом: государственная (федеральная и субъектов Федерации) 28 %; муниципальная 3 %, частная 65 %, смешанная форма 5 %. Таким образом, господствующей формой собственности в сельском хозяйстве стала частная собственность
Анализ региональных различий в проведении аграрных преобразований показывает, что наибольшее разнообразие форм собственности характерно для районов с высокой сельскохозяйственной освоенностью: Поволжья, Центрально-Черноземного и Центрального районов. Реорганизация общественных хозяйств наиболее активно проходила в западных районах лесной, лесостепной и степной зон европейской территории страны. В то же время в отдельных регионах Урало-Поволжья большая часть предприятий сохранила свой статус.

Процесс реорганизации практически не затронул хозяйств колхозов и совхозов на территории Татарстана, Башкортостана, Удмуртии, Калмыкии. На Северном Кавказе аграрная реформа имела свои особенности: на территориях Краснодарского и Ставропольского краев и Ростовской области процесс формирования многоукладной экономики проходил наиболее активно, тогда как в республиках Кавказа статус колхозов и совхозов сохранили в 7090 % хозяйств.

При этом в общем числе хозяйств, сохранивших статус, колхозов вдвое больше, чем совхозов2.
В Республике Татарстан проводилась осторожная взвешенная политика реформирования аграрного сектора экономики, направленная на сохранение организационно-хозяйственной целостности крупнотоварного производства как основы сельского хозяйства, создавались условия мягкого вхождения АПК в рынок, что позволило сохранить управляемость рыночными преобразованиями. Значительная часть коллективов колхозов и совхозов этой республики высказалась против разрушения сложившегося сельскохозяйственного производства и перерегистрировала свои хозяйства с сохранением прежнего статуса3.
К началу 1997 г. в Республике Татарстан было реорганизовано 818 сельхозпредприятий (74 % от общего числа). По решению коллективов работников было создано 422 предприятия с коллективно-долевой формой собственности, 22 товарищества, 26 акционерных обществ, 146 сельскохозяйственных кооперативов, 186 ассоциаций крестьянских хозяйств и 780 фермерских хозяйств 4.
За 90-е гг. принципиально изменилась организационно-хозяйственная структура сельскохозяйственных предприятий. В настоящее время около 2/3 общего их числа это закрытые акционерные общества, разнообразные товарищества, кооперативы и приблизительно У4 перерегистрированные колхозы и совхозы.

Для всех этих хозяйств, независимо от организационно-правовой формы, преобладающей является частная собственность совместной и долевой модификации. В течение 90-х гг. равноправными партнерами стали индивидуальные производители сельскохозяйственной продукции: хозяйства населения и крестьянские (фермерские) хозяйства.
Формирование широкого круга сельскохозяйственных производителей с различными формами собственности и хозяйствования квалифицируется как позитивный результат проводимых преобразований.
Примечания
1 Раковецкая Л.И. Региональные особенности проведения аграрной реформы в России и формирование продовольственного рынка // Вестник МГУ.

Сер. 5, География. М., 1996.

5. С. 62.
2 Там же. С. 63.
3 Ахмадеев М.Г. Региональные особенности развития сельскохозяйственных предприятий в условиях рынка и рыночных отношений: на материалах Республики Татарстан / АН Татарстана. Ин-т соц.-экон. и прав. наук.

Казань: ФЭН, 1997. С. 217.
4 Там же. С. 223.
С.С. Бадмаев



Содержание раздела