d9e5a92d

ПРОБЛЕМА ОПТИМИЗАЦИИ ТЕМПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Формирование интегрированных бизнес-структур является сложнейшим и противоречивым процессом, который происходит в нестабильной экономической и социальной среде и поэтому объективно содержит как положительные, так и отрицательные черты.
Сам факт создания крупных корпораций в российской экономике является результатом влияния внешней среды на предприятия. Формирование бизнес-групп стало методом выживания в современных российских условиях, так как благодаря объединению в крупные структуры можно конкурировать в жестких условиях рынка, используя деловые связи топ-менеджеров, в том числе и на государственном уровне, можно пробить крупные заказы для предприятий.
В чем заключаются преимущества от деятельности ИБГ?
Бизнес-группы являются известными, многопрофильными структурами с концентрацией финансовых ресурсов. Этот факт обеспечивает им особое доверие со стороны потенциальных инвесторов, этому способствует и то, что в составе таких групп, как правило, имеется банк или другие финансовые институты. В ИБГ уделяется большое внимание маркетингу, рекламе, сбытовой политике, внедрению инноваций, привлечению инвестиций.

Крупные корпорации отличают высокая профессиональная квалификация менеджеров, развитие информационных технологий, усиление контроля, особенно за финансовыми потоками, внедрение мирового опыта. Пусть медленно, но и российские предприятия продвигаются по пути интеграции в мировую экономику.
Как положительный момент можно отметить открытие новых рабочих мест, снижение безработицы. Так, в г. Волжском наибольшая численность занятых приходится на долю ОАОВТЗ.

Вторым по значимости работодателем в городе является Сибур, если рассматривать его предприятия как единый комплекс. На третьем месте по среднесписочной численности персонала находится Волжский подшипниковый завод вместе с ООО Волтекс.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Сибур, ТМК и ЕПК покрывают более половины занятых на крупных и средних предприятиях в городе, а значит, могут в большей степени влиять на стабильность социально-экономической ситуации в городе.
Кроме того, за счет отчислений именно крупных корпораций увеличивается наполняемость бюджета города. Основную роль в формировании доходной части бюджета Волжского по поступлениям от крупных и средних предприятий играют Вол-жскаяГЭС, ОАОПоволжье, ОАОВПЗ-15, предприятия Сибура и ОАО ВТЗ. Причем суммарная доля этих предприятий в рассматриваемых поступлениях приближается к 55 %.
Этим положительным моментам необходимо противопоставить и отрицательные стороны деятельности данных структур. Имеет место увод крупных финансовых потоков из региона, выкачивание ресурсов через механизм торговых домов. Таким образом, полученная в результате деятельности волжских заводов прибыль укрывается от налогообложения. Само производство сегодня оказалось заложником финансовых схем для перевода финансовых потоков в другие регионы, в центр.

Вопрос Как распределяется сверхприбыль? до сих пор остается риторическим.
Не всегда предприятия работают на полную мощность, что в промышленно ориентированном городе лишает значительную часть населения возможности трудоустроиться. Кроме того, руководство старается оптимизировать управленческую структуру за счет вывода за рамки корпорации ремонтных служб, вспомогательных производств, что приводит к сокращению кадров.
Экономия на заработной плате работников самих предприятий, резкая дифференциация в оплате труда, избавление от всех социальных производств под лозунгом экономии затрат все это порождает социальные проблемы. Следует признать, что в крупных структурах мощнейший потенциал трудовых коллективов не задействован в росте эффективности, все решается наверху.
Таким образом, сегодня резко меняется традиционный взгляд на структуру предприятия и методы управления, поэтому трудно сделать прямолинейные и однозначные выводы по изложенному вопросу.
С.В. Лаптев

ПРОБЛЕМА ОПТИМИЗАЦИИ ТЕМПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В решении проблемы оптимизации темпов экономического развития необходимо выделить, по крайней мере, два аспекта: краткосрочный и долгосрочный. Краткосрочный связан с возможностями при имеющихся у государства финансовых ресурсах и ресурсе власти изменить акцент в структуре используемых методов стимулирования или (и) создания предпосылок экономического роста в пользу тех, которые при сопоставимых затратах дают больший эффект.

Долгосрочный аспект проблемы связан с длительными усилиями государства, нацеленными на изменение характера экономического развития, не всегда дающими в ближайшем будущем ощутимые результаты, но создающими прочное основание для оптимизации последующего экономического развития.


В настоящее время возможности оптимизации государством применяемых методов стимулирования экономического роста существуют, но на деле они крайне ограничены и могут быть реализованы лишь при определенных условиях.
Оптимизация использования методов стимулирования экономического роста возможна при целом ряде социальноэкономических предпосылок. В России отсутствуют, по крайней мере, две важнейшие из них: во-первых, равные возможности для государственных органов управления использования потенциально эффективных методов, инструментов экономического воздействия и, во-вторых, эффективный контроль населения через механизм общественного выбора за действием политиков, принимающих решения о распределении общественных средств и их последующем использовании.
К сожалению, в России представительные органы власти, принимающие решения о распределении общественных средств, реально находятся под контролем в первую очередь олигархических (а нередко и криминальных) структур, во вторую очередь администрации Президента и Правительства, и лишь в очень малой степени под контролем мнений рядовых избирателей. Пока представительная власть не дистанцируется на должное расстояние от олигархических и криминальных структур, она не будет свободна для принятия действительно оптимальных решений с позиции интересов всего общества.
При отсутствии эффективного контроля со стороны населения (избирателей) через механизм общественного выбора за принятием решений о расширении и использовании общественных средств, власть будет склонна в большей степени использовать те методы экономического воздействия, которые ей легче применить (если они, например, требуют меньших усилий, связаны с устоявшимися привычками, не требуют приобретения новых знаний и навыков), но не те, которые в конкретных условиях более эффективны.
Чтобы выбор методов экономического воздействия (экономической политики) стал оптимальным, всем государственным структурам, политическим партиям, общественным объединениям граждан предстоит еще немало поработать над созданием необходимых предпосылок оптимальности этого выбора.
В долгосрочном аспекте оптимизация экономического развития связана с существенной коррекцией сложившегося характера этого развития. Длительное время до начала реформирования экономики российское государственное управление строилось на основе редистрибуции статусного перераспределения создаваемых доходов и ресурсов в соответствии с местом соответствующего чиновника в иерархии государственной власти.

Переход к рыночным отношениям был начат активизацией использования методов простого перераспределения созданных доходов и собственности. Низкие темпы экономического роста в России связаны прежде всего с тем, что в настоящее время представителям большого и среднего бизнеса гораздо проще заработать деньги не методами правильной, эффективной организации хозяйствования, а методами простого перераспределения доходов на основе сохранения рыхлой системы контроля за соблюдением прав собственности для более слабых участников рынка.
Первое, что необходимо сделать, это защитить права собственности более слабых игроков на рынке от неумеренного перераспределения доходов в пользу сильных, принять действенные законодательные меры против сращивания финансовых олигархов, криминальных структур и представителей государственной власти. Необходимо усилить позиции государства в общественном секторе, не допуская использования общественных средств в интересах олигархов и криминалитета, вернуть рентные доходы в бюджет.
М.Г. Лиджиев

РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ АГРАРНОГО КРИЗИСА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

Выход из глубокого экономического кризиса РФ и ее субъектов связан с реформой, отвечающей интересам как центра, так и регионов.
Радикальная экономическая реформа, проводимая в РФ, имеет региональные особенности. Они связаны с наличием разрыва в условиях экономических регионов, моноструктурой экономики, сложной экономической ситуацией.
Особенно актуальными эти проблемы являются для Республики Калмыкия. Переход к рыночной экономике в условиях неравных стартовых возможностей усугубил разрыв в уровне экономического и социального развития.
Законы рыночной экономики требуют кардинального изменения экономического взаимодействия, создания адекватной правовой базы РФ и республик, входящих в ее состав.
Калмыкия аграрная республика, в основе ее лежит развитие животноводства, которое дает доходы и служит главным источником экономического состояния республики. В сельском хозяйстве доминирует овцеводство.

Незначительное развитие имеют такие отрасли, как коневодство, свиноводство, птицеводство и верблюдоводство.
В отрасли растениеводства производятся зерновые культуры для обеспечения населения продовольствием и животноводства зернофуражом, а также технические, в основном подсолнечник, овощебахчевые, картофель и кормовые культуры.
Важное значение в развитии экономики республики имеет переработка местного сырья: продукции сельского хозяйства, шерсти, меховой овчины, кожевенного сырья и пушнины. Создание собственной базы переработки сельскохозяйственного сырья одно из условий выхода из кризиса.
Текущее положение в отраслях промышленности характеризуется наличием следующего ряда проблем:
- физический и моральный износ основных производственных фондов, устаревшие технологии;
- несовершенная структура производства;
- недостаточное качество управления;
- недостаток оборотных средств;
- нарастание разрыва между потенциальными возможностями выпуска продукции предприятиями и платежеспособным спросом на нее.
АПК работает нестабильно из-за воздействия множества факторов как объективного, так и субъективного характера, затяжной характер имеют кризисные явления: снижение объемов производства сельскохозяйственной продукции, рост ее себестоимости, убыточности отраслей, увеличение кредиторской и дебиторской задолженности, взаимные неплатежи.
Стабилизация экономического положения в Республике Калмыкия и тем более его дальнейшее развитие зависят не только от мер государственного регулирования с учетом его реального состояния, но в большей степени от использования потенциала региона в целом.
Правительство по предложению Президента РК К.Н. Илюмжинова разработало краткосрочную (на 23 года) программу экономического развития республики.
В первую очередь надо незамедлительно наладить цивилизованные партнерские отношения между государством и крестьянином. Сельскому хозяйству нужна государственная поддержка.

Во-первых, должен быть государственный заказ на поставку сельхозпродукции, лизинг техники, поставки ГСМ, фонд льготного кредитования и многое другое. Все это государство должно взять под свой контроль.
Концепция ориентированна на обеспечение конкурентоспособности экономики республики, а также на формирование и включение механизмов эффективного использования имеющегося финансово-ресурсного потенциала, перехода к расширенному воспроизводственному режиму инвестиционного процесса, к повышению деловой активности предпринимательских структур и населения.
Концепция исходит из необходимости:
- соблюдения единства целей и интересов социально-территориальной сущности республики как субъекта хозяйствования и федерального центра;
- определения приоритетных проблем общереспубликанского характера и районов республики;
- выявления вектора прогрессивных структурных сдвигов, точек и полюсов роста на основе реализации сравнительных конкурентных преимуществ республики, формирующих будущий облик экономики с учетом сложившейся хозяйственной специализации и рыночных тенденций ее трансформации;
- всестороннего использования регулирующих функций республиканских органов власти и управления.
При реализации концепции необходимо учитывать, что потенциал и перспективы развития республики находятся в зависимости от внешних и внутренних факторов. К внешним факторам можно отнести географическое и геополитическое положение, климат, макроэкономическую ситуацию в стране, тенденции мировой и российской экономики и внешней торговли.

К внутренним состояние ресурсов (включая население и его квалификацию, оборудование и технологию, недвижимость), финансовые средства, условия хозяйственной деятельности, объединяемые понятием хозяйственного климата.
Анализ внешних и внутренних факторов позволяет выявить те отрасли и виды деятельности, где республика обладает значительным потенциалом развития, а также сформировать конкретные задачи и меры, которые должны быть выполнены для реализации этого потенциала. Кроме того, выясняется, по каким параметрам республика обгоняет своих конкурентов или отстает от них и что надо изменить, чтобы повысить конкурентоспособность.

Именно такой подход лежит в основе строительного планирования развития экономики.
К.Х. Лиджиева

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРОИЗВОДСТВА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

Рыночные отношения предполагают существование и функционирование множества рынков, охватывающих разнообразные области человеческой деятельности. Среди этих рынков свое место занимает и рынок труда.
В экономической науке теоретический фундамент учения о рынке труда был заложен представителями классической школы, такими как А. Смит (17231790 гг.), Д. Рикардо (1772 1823 гг.) и Жан-Батист Сэй (17621832 гг.).
Под рынком труда, прежде всего, понимается система общественных отношений, связанных с наймом и предложением труда, то есть с его куплей-продажей, это также и экономическое пространство сфера трудоустройства, в которой взаимодействуют покупатели и продавцы специфического товара труда; наконец, это механизм, обеспечивающий согласование цены с условиями труда между работодателями и наемными работниками.
Невозможно добиться успеха в развитии экономики страны, изолируясь от мирового сообщества. Следует более полно изучить зарубежный опыт и использовать его с учетом российской экономики. Особый интерес представляют теории занятости, представленные Хайеком, Ойкеном, Вайцменом, Фридменом, Кейнсом.

Не меньший интерес для российского рынка труда представляет опыт таких стран, как США, Япония и Швеция.
О современном состоянии рынка труда РФ можно сказать то, что численность населения с каждым годом уменьшается, причиной чего является в последние годы сложившаяся демографическая ситуация: сокращается рождаемость, растет детская смертность. В России наблюдается рост численности экономически активного населения, в Калмыкии же численность экономически активного населения с каждым годом уменьшается.

Ежегодно увеличивается число выпускников вузов и средних специальных заведений, что является положительным моментом, с одной стороны, а с другой нет возможности всех их трудоустроить. По данным Госкомстата РФ, на долю работников от 16 до 29 лет в настоящее время приходится более 1/3 общей численности трудоспособных, а удельный вес молодежи среди безработных колеблется по регионам страны от 25 % до 40 %.
Динамика трудоустройства как по России, так и по Калмыкии, за последние годы имеет положительную тенденцию. При содействии служб занятости РФ в 2000 г. было трудоустроено 67 % граждан, обратившихся в службу занятости, а в РК 60 % от числа обратившихся.

Доля признанных безработных в численности незанятых граждан ежегодно уменьшается как в России, так и в Калмыкии.
На рынке труда РК наметилась тенденция снижения зарегистрированных безработных. Но вместе с тем характерным для республики, как и для России в целом, является высокий уровень общей безработицы. Чрезвычайно сложная ситуация сложилась с трудоустройством отдельных социально-демографических групп населения (молодежи, женщин, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы и т. д.).

Необходимо отметить, что для РК характерна сельская безработица. Основной причиной безработицы в сельской местности является отсутствие необходимого количества рабочих мест в сельскохозяйственной сфере, которая за годы реформирования экономики резко сократилась.

Сокращается численность официально признанных безработных. За последние пять лет (19962000 гг.) намного снизился уровень безработицы, в РФ он составляет 1,4 %, а в РК 1,9 %.
Для того чтобы предвидеть дисбаланс на рынке труда и предотвратить массовую безработицу, нужно проводить активную политику занятости, разрабатывать и внедрять специальные программы на федеральном и региональном уровнях. ВРК такой программой является Программа содействия занятости в РК, разработанная на 20012003 гг.

Основной целью политики занятости населения республики является обеспечение рациональной структуры занятости населения как основы получения устойчивых доходов и роста благосостояния семей, достижения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы путем активизации политики занятости на рынке труда. Данная программа, разработанная ДФГСЗН по РК, позволит:
- сдержать уровень регистрируемой безработицы в 2002 2003 гг. в пределах 3,4 %;
- оказать консультационные услуги по вопросам трудоустройства;
- повысить сбалансированность предложения и спроса рабочей силы на рынке труда путем заполнения 10001200 вакансий ежегодно (с учетом временных и сезонных работ);
- обеспечить временное трудоустройство на общественные работы;
- поддержать предпринимательскую инициативу;
- предоставить возможность для получения необходимых для последующего трудоустройства профессиональных навыков и знаний безработным гражданам;
- проводить ярмарки вакансий рабочих и ученических мест;
- провести профориен тационную работу с населением.
Контроль за реализацией Программы осуществляет Министерство труда и социального развития РФ и Правительство РК с участием профессиональных союзов.
А.Е. Линник

РЕЛИГИЯ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР

Понимание общества как целостной системы, состоящей из множества элементов, требует анализа общественных связей и отношений, выделения системообразующих структурных связей, обеспечивающих целостность всей общественной системы и возможности ее функционирования.
Религия одна из форм общественного сознания, одна из форм идеологии. А всякая идеология есть в конечном счете отражение экономической структуры общества.

Религия в той или иной форме и степени затрагивала проблемы экономической жизни, сыграв особую роль в утверждении капиталистического строя и техногенной цивилизации. Упор на общечеловеческие нормы морали, характерные для различных форм религиозного сознания, это позиция, имеющая глубокие исторические традиции, сегодня приобрела новое значение в связи с проблемой выживания человечества.
Экономическое развитие стран мира различно. Поиск причин этого различия всегда был важен для многих экономистов, именно поэтому проблема роли и места религии в структуре экономического мышления особенно актуальна сегодня, когда так ярко проявилась трагическая экономикополитическая несостоятельность отдельных экстремистских религиозных течений.
В России глубоко укоренились различные религиозные конфессии, влияющие на экономическое мышление людей разных национальностей. В настоящее время самыми влиятельными стали главные мировые религии: буддизм, христианство и мусульманство.
Главенствующей в России религией является христианство. Христианство довольно рано превратилось и в большую политическую силу, оно не могло не затронуть и экономические взгляды государств.

Вопрос об экономических взглядах, переданных в Новом Завете, был одним из центральных уже для его современников. Евангельская концепция развития экономики может быть сформулирована в следующих тезисах:
- основная цель христианина в земной его жизни попечение о спасении души, о стяжании Пути, Истины и Жизни вечной;
- хозяйству и хозяйственной деятельности дается весьма определенная морально-этическая оценка. Основные экономические категории рассматриваются с точки зрения праведности-неправедности их возникновения и использования;
- экономическая деятельность не важна, но и не отрицается;
- хозяйственный процесс явление вполне нормативное, но он должен подчиняться определенным законам, чтобы не стать препятствием к спасению души;
- экономическая деятельности праведно хозяйствующего субъекта мыслится главным образом в товарно-денежной форме и организуется в соответствии с законами как простого, так и расширенного воспроизводства, подчиняясь принципу эффективного хозяйствования, в качестве критерия эффективности использующего прибыль.
Православие не имело такого активного отношения к истории, какое имело западное христианство. У русских отсутствуют буржуазные добродетели, именно добродетели, столь ценимые Западной Европой. Буржуазные же пороки у русских есть, именно пороки. Слово буржуа в России носит порицательный характер, в то время как на Западе это слово означает почтенное положение.

Можно еще вспомнить крылатое бедность не порок, институт попрошаек, многое другое.
Есть существенные различия в западной и русской психологии: деловая психология русского купца сохраняла глубокий левантийский отпечаток. Здесь мы находим мало капиталистической этики с ее упором на честность, предприимчивость и бережливость. На покупателя и на продавца смотрят как на соперников, озабоченных тем, как бы перехитрить другого. Надо вспомнить, что богатство в России вплоть до начала XX в. в общественном сознании не связывалось с производительным трудом, состояния делались на государственной службе военной, а с ростом бюрократии все больше и на гражданской.

Производительный труд, в основном в сельском хозяйстве, был подневольным, и ничего, кроме отупения принести не мог. Отсюда соответствующее отношение к труду как к наказанию.
Российская модель капитализма включала следующие элементы:
- православие;
- соборность, общинность, приоритет духовного над материальным;
- сословное общество государство как единая семья во главе с царем, функциональные отношения неравенства;
- преобладание натурального хозяйства (самообеспечение).
Именно поэтому развитие капитализма в России в конце XIX начале XX в. столкнулось с большими трудностями как политического, так и социально-психологического характера. В России отсутствовала глубокая духовная основа капитализма, богатство скорее порицалось, чем одухотворялось и оправдывалось.

Если капитализм в Западной Европе базировался на двух главных элементах: протестантской этики как новом мировоззрении индивидуального предопределения к спасению и личном интересе, то в России доминировал личный интерес без религиозного фундамента, и капитализм становился глубоко вторичным и полным внутренних противоречий. Русское религиозное сознание не могло до конца принять идею благости личного обогащения, а политический режим самодержавия явно не сочетался с либеральными ценностями западноевропейского капитализма.
Советская система стала технократическим вариантом самодержавия без его центрального элемента православия. Таким образом, большевики трансформировали его:
- атеизм богоборческий коммунизм;
- коммунистическая мораль коллективизм;
- модернизированное сословное общество с отношениями неравенства;
- индустриальное общество.
Попытка привить капитализм в конце XX века в России не удалась. России необходим переход к реформам, соответствующим российскому архетипу и формирующим органичную для России модель развития.



Содержание раздела