d9e5a92d

ОФФШОРНЫЕ ЗОНЫ КАК СРЕДСТВО ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

При этом рекомендовалось понимать под производительностью рабочего выработку в единицу времени на одного рабочего (то есть то, что мы относим сейчас к производительности труда). Вместе с интенсивностью труда производительность выдавалась за составную часть производительности рабочего.
Из подобного понимания структуры производительности труда возникло представление о субъективной и объективной производительности. Под субъективной производительностью понималась производительность труда, являющаяся результатом повышения интенсивности труда самого рабочего.

В отличие от этого объективная производительность труда это та производительность, на которую оказали влияние другие элементы, особенно внешние условия производства.
Выделилось также понимание производительности труда в широком и узком смысле слова: первое это производительность труда в ее полном объеме (то есть то, что мы представляем себе сейчас под этим названием); второе та же обычная производительность, но только без интенсивности. Попытка разграничить термины производительность труда и производительная сила труда вызвала разговор о том, как относиться к производительности труда в целом и к его составным частям.
Актуальность проблемы интенсивности труда обусловлена наличием неиспользуемого рабочего времени. Именно здесь находятся резервы роста производительности труда, связанные с укреплением трудовой дисциплины, ликвидацией потерь рабочего времени и улучшением организации производства.
Резюмируя итоги этого спора, можно определенно сказать, что производительность труда нельзя представить без интенсивности труда, ибо она не может существовать без определенного напряжения в труде. На каждом историческом этапе развития экономики предполагается наличие нормальной для этого этапа и экономически обоснованной интенсивности труда, образующей одно из содержательных свойств производительности .
Как видим, высказывались самые различные точки зрения. Естественно, разногласия коснулись самого смысла понятия.

Вопрос ставился не только о применении термина производительность труда, но и о том, что следует понимать под производительностью труда.
Заметную роль в развитии теории производительности труда сыграли дискуссии по методологическим вопросам, состоявшиеся в Институте экономики АН СССР в 1956 г., Академии общественных наук и Высшей партийной школе при ЦК КПСС в 1961 г.
С течением времени удалось найти рациональное решение. В борьбе мнений одержала победу та точка зрения, которая определила, что термин производительность труда лучше других соответствует раскрываемому понятию, а сама производительность труда характеризует собой эффективность трудовых затрат, исчисленную в расчете на одного работника.

Такое понимание производительности труда в своей основе сохранилось до наших дней. Оно в общем и целом отвечает практическим потребностям и служит исходным моментом для теоретических исследований.
Таким образом, борьба мнений позволила углубить научные представления о производительности труда. Она оказала свое влияние на последующее развитие теории.
Примечания
1 Струмилин С.Г. К методологии изучения производительности труда: [Вступ. ст.] // Беленький В.Л. Индексы производительности труда. М., 1930.

С. 17.
2 См.: Маслов П.П. Основы экономической политики. М., 1966.

С. 127; Ерманский О.А. Научная организация труда и производства и система Тейлора. М.; Л., 1931; Котлов В.В.

Лесозаготовки. М.; Л., 1931; Гинзбург А.М.

К вопросу о производительности труда: Методология учета производительности труда: Конспект курса. Л., 1932. С. 6.
АС. Силищев

ОФФШОРНЫЕ ЗОНЫ КАК СРЕДСТВО ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РОССИИ

Во всех экономически развитых странах большое внимание уделяется привлечению иностранных инвестиций. В современных условиях они все больше выступают как один из важнейших источников обеспечения экономического развития и структурной перестройки экономики.
Согласно подсчетам российских и иностранных экономистов, минимальная потребность российской экономики в инвестициях на ближайшие 23 года оценивается в 150 200 млрд долларов, а для решения экономических проблем государству необходимо обеспечить развитие экономики темпами в 45 % в год в течение 20 лет. Для этого потребуется инвестировать 2 трлн долларов.
Необходимо также учитывать мировой опыт инвестиционного сотрудничества государств с разным уровнем социально-экономического развития, который свидетельствует о том, что проникновение капитала из более развитой страны в менее экономически и социально развитую страну может оказаться серьезной угрозой для территориальной целостности такого государства. Поэтому для решения вопросов, связанных с привлечением иностранных инвестиций, следует разработать единую государственную программу. Такая программа должна соответствовать основным целям национальной стратегии экономического развития страны.



В ней должны быть определены направления развития экономики, меры по улучшению инвестиционного климата, а также основные сферы, в которые необходимо привлекать иностранные инвестиции.
Без сомнения, одним из важнейших факторов стабильного экономического роста является инвестиционная политика. Но каким образом можно заставить иностранных инвесторов активизировать свои вложения в российскую экономику?

Проблему можно решить путем создания на территории России оффшорных зон. Но они, безусловно, должны быть принципиально новыми территориальными образованиями с льготным режимом налогообложения, которые отличались бы от своих предшественников середины 90-х гг.

В первую очередь они призваны улучшить инвестиционный климат внутри страны и устранить причины, способствующие бегству капиталов за границу. Одновременно с этим они не должны привлекать зарубежных инвесторов только возможными налоговыми каникулами, а также будут способствовать обоюдовыгодному сотрудничеству, при котором иностранные инвесторы были бы заинтересованы именно в прямых инвестициях, призванных поднять промышленное производство и сельское хозяйство, одновременно способствуя созданию новых рабочих мест.
К процессу создания оффшорных зон должны активно подключиться российские банки. Путем расширения сферы оказываемых услуг они могут привлечь значительные средства в экономику страны. Большая роль в этом процессе отводится страховым компаниям.

Так как основной причиной, по которой иностранные инвесторы опасаются вкладывать деньги, является отсутствие четких гарантий сохранности средств, следовательно, нужно совершенствовать законодательную базу, потому что Федеральный закон Об иностранных инвестициях в Российской Федерации 1999 г. не является достаточным для решения этой проблемы. Большую роль в привлечении инвестиций играет фактор доверия инвестора к стране (объекту) вложения. В свою очередь, для этого необходимо повысить низкий кредитный рейтинг России на мировом рынке.

Этого нужно добиваться путем увеличения собственных капиталов для кредитования, а также снижением внешнего и внутреннего долга, который ограничивает масштабы развития инвестиционного процесса, что в конечном итоге не стимулирует иностранного инвестора.
Анализ текущей инвестиционной деятельности позволяет говорить о том, что иностранные инвесторы рассматривают Россию в основном как источник получения за короткий промежуток времени значительной прибыли при незначительных затратах ресурсов, а не как равноправного партнера.
Необходимо не только убеждать, но и создавать реальные условия для потенциальных инвесторов, которые бы дали им возможность делать вложения как на среднесрочную перспективу, так и на долгосрочную, не боясь потерять свои деньги в наших оффшорных зонах. Именно долгосрочное сотрудничество с обязательным финансированием позволит нам занять достойное место среди мировых центров оффшорной индустрии. Одновременно с этим необходимо тесное взаимодействие отечественных оффшорных центров с зарубежными.

Это позволит российским специалистам перенять огромный опыт законодателей оффшорного бизнеса и повысит рейтинг наших компаний у иностранных инвесторов.
Таким образом, оффшорные зоны, созданные по примеру лучшего зарубежного опыта, в совокупности с огромными национальными богатствами, большими запасами природных ископаемых, развитой инфраструктурой, высокой подготовкой рабочей силы станут соблазнительны для иностранных инвесторов, что позволит привлечь в страну необходимые средства.
М.В. Татохина

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАЩИТНЫХ МЕР ВО ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ

Либерализация внешнеторговых отношений на старте рыночных реформ открыла широкий доступ на российский рынок иностранным товарам, ввоз которых оказал разрушительное воздействие на отечественное производство, в первую очередь на предприятия обрабатывающих отраслей (легкой, машиностроительной, электронной), сельского хозяйства, что способствовало углублению системного кризиса. Возникла нарастающая угроза национальной безопасности в виде зависимости от критического импорта продовольствия, по отдельным годам превысившего 50 % его потребления. По лекарственным средствам и медикаментам за счет ввоза страна удовлетворяет 60 % своих потребностей. Кроме того, три четверти их отечественного производства базируется на импортных компонентах1.

Исходя из вышеизложенного, очень остро встает вопрос о защитных мерах во внешней торговле и обеспечении экономической безопасности России.
Форсированная либерализация внешнеторгового режима России привела к тому, что фактически единственным регулятором ввоза товаров в страну в настоящее время является импортный тариф. Однако, как показывает мировая практика, использование тарифных барьеров не всегда является эффективным средством защиты национальных производителей. Производство или экспорт ряда импортируемых в нашу страну товаров щедро субсидируются государствами-экспортерами.

Так, например, удельный вес государственных субсидий в ценах некоторых экспортируемых США и странами Западной Европы сельскохозяйственных товаров достигает 5080 %2, что делает их поставки почти неуязвимыми к повышению таможенных пошлин в тех пределах, которые определило для себя российское правительство (30 %), и позволяет продавать эти товары по искусственно заниженным ценам.
Несмотря на существующую уже в течение ряда лет законодательную базу, в России пока не было применено ни одной антидемпинговой меры в отношении иностранных товаров.
Вместе с тем, по экспертным оценкам, предметом антидемпинговых расследований вполне могли бы стать импортируемые алкоголь, табак, косметика, товары народного потребления, в том числе продовольствие, экспортные цены, на которые часто декларируются на таможне ниже оптовых цен рынков происхождения.
В России практически не используются широко применяемые за рубежом нетарифные ограничения импорта, которые являются одним из наиболее эффективных средств защиты отечественных производителей от иностранной конкуренции. Почти не применяются компенсационные пошлины.

Пока не получила большого развития практика применения защитных мер, предусмотренных российским законодательством, в ответ на дискриминационные действия иностранных государств.
Одновременно с резким раскрытием экономики России перед мировым рынком, проведенным Россией в одностороннем порядке, обострилась проблема допуска наших товаров на внешние рынки. Отечественные экспортеры часто сталкиваются с попытками искусственного ограничения присутствия России в отдельных секторах торговли. Так, в 2000 г. ЕС в одностороннем порядке сократило на 12 % установленные квоты на ввоз российской металлопродукции, выразив таким образом свое недовольство введением временных пошлин в России на экспорт лома и отходов черных металлов. Ограничительные меры стали применять и страны Восточной Европы.

Например, Венгрия в течение нескольких лет безосновательно ограничивала импорт из России нитрата аммония.
Важным фактором, сдерживающим рост российского экспорта, являются антидемпинговые процедуры. По количеству примененных антидемпинговых мер Россия входит в первую десятку стран мира.

По данным ВТО, количество антидемпинговых мер в отношении России увеличилось с 27 в 19901994 гг. до 47 в 19951999 гг.3 Ограничительные меры в отношении России применяли 24 страны: государства ЕС, США, Индия, страны Центральной и Восточной Европы, Украина, Китай и др. Наиболее часто защитные меры затрагивали продукцию черной металлургии, химической и целлюлозно-бумажной промышленности.
Наиболее распространенным способом урегулирования антидемпинговых расследований, инициированных в отношении России, является принятие поставщиками обязательств по добровольному ограничению экспорта в форме лимитов на цены и объемы поставок. Так, принятием количественных обязательств закончились открытые в ЕС антидемпинговые процедуры в отношении российских поставщиков карбида кремния, магния, трансформаторной стали, бесшовных труб.

Фиксирование в соглашениях минимальных цен является весьма опасным для поставщиков: в случае падения мировых цен на соответствующий товар они становятся неконкурентоспособными на рынке и просто выбывают из игры.
Внешнеторговую политику страны необходимо теснее увязывать с требованиями экономической безопасности страны, не допуская чрезмерной зависимости от внешних факторов. России следует более активно отстаивать свои интересы на мировом рынке, используя для этого широкий арсенал тарифных и нетарифных средств.

Обоснованные меры по защите рынка целесообразно дополнять программами организационно-технического и финансового содействия защищаемым отраслям, нацеленными на повышение их конкурентоспособности. Все поставленные вопросы исключительное значение приобретают в условиях переговорного процесса по вступлению России в ВТО.
Примечания
1 Сковорода В.А. Проблемы рационализации импорта России //Внешнеэкономический бюллетень.

2000. 2. С. 11.
2 Курьеров В.Г. Внешнеторговая политика России // ЭКО. 1998.

8. С. 137.
3 Ячаистова Н. Уместен ли пацифизм в торговых войнах? // Эксперт. 2001.

5 нояб. ().
Е.А. Тончу

РОЛЬ ЖЕНСКИХ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Ведущиеся уже много лет между сторонниками различных политических и экономических взглядов дискуссии о природе экономики, возникшей на обломках единого народно-хозяйственного комплекса СССР, исходят из предпосылки, что реальная экономика есть некий пластичный материал, из которого можно вылепить практически любую социально-экономическую систему. На самом деле, это совсем не так. Никакой глины под рукой наших ваятелей нет. Реальная экономика имеет свою собственную жесткую логику развития.

Решить ее проблемы только средствами финансовой политики невозможно. Согласно экономической теории, невозможно строить рынок капитала и добиваться товарно-денежного равновесия, разрушая при этом базовый рынок любой экономики рынок труда, а именно это и происходит в России последнее десятилетие.
Во всем мире женщины вносят значительный вклад в экономику. Однако в России женщины практически не принимают участия в процессе принятия экономических решений, включая разработку финансовой, бюджетной, коммерческой и других видов экономической политики, а также политики, касающейся системы налогообложения и норм, регулирующих заработную плату. Хотя женщины вносят вклад в развитие как за счет оплачиваемого, так и за счет неоплачиваемого труда. Их неоплачиваемая работа, такая как домашняя или общественная, не получает количественной оценки.

Вклад женщин в развитие серьезно недооценивается, и следовательно, его общественное признание ограничено.
Годы реформ принципиально перестроили российский рынок труда. Одной из основных его характеристик стало прогрессирующая трудоизбыточность, пришедшая на смену хронической трудодефицитности, порожденной государственной политикой обязательной всеобщей занятости.

В стране стали проявляться изменения в структуре экономически активного населения: ряды занятых устойчиво таяли, а безработных регулярно пополнялись. Снижение экономической активности женщин сопровождалось их интенсивным перераспределением между отраслями и секторами экономики. Существует тесная взаимосвязь между темпами роста заработной платы в отрасли и вытеснением из нее женской рабочей силы.

В частности, сократилась доля женщин в таких ранее сверхфеминизированных отраслях, как торговля, общественное питание, кредитование, финансы, страхование.
Сложившаяся в стране к настоящему моменту структура занятости заметно отличается от дореформенной. Прежде всего, состоявшийся пересмотр отношений собственности окончательно лишил государственный сектор статуса главного работодателя. Это место заняли частные предприятия, на которых уже в 2001 г. работало около 28 млн чел.

В результате уже сегодня в России можно наблюдать процесс формирования двухсекторной модели занятости и вытеснение женщин во вторичный сектор.
В целом можно сказать, что сегодня неблагоприятное положение женщин в сфере занятости прослеживается не столько в динамике безработицы, сколько в ухудшении качественных параметров женской занятости. В числе таких неблагоприятных тенденций следует отметить вытеснение женщин с рабочих мест, связанных с высококвалифицированным интеллектуальным трудом, и низкую вовлеченность женщин в предпринимательство и самозанятость, особенно сложившихся в аграрном секторе экономики России.
Проводимые в агропромышленном комплексе России с 90-х гг. социально-экономические реформы, резкое сокращение государственного финансирования агропромышленного комплекса, медленное становление органов местного самоуправления привели к изменениям в социальной структуре сельского общества и оказали в целом негативное влияние на социальное развитие села, уровень и качество жизни большинства сельского населения, 52 % которого составляют женщины. Наряду с обострением традиционных для сельской местности проблем (узость сферы приложения труда, низкий уровень доходов населения, неразвитость социальной сферы) появились новые.
Однако основная долгосрочная цель аграрной реформы должна заключаться в формировании нового типа сельскохозяйственного работника. Достижение этой цели предполагает в первую очередь перестройку психологии современного крестьянина, формирование у него идеологии хозяина, и на этой основе усиление экономической мотивации труда, развитие творческих начал в труде, повышение профессиональной квалификации.
Исторический опыт развития личности женщины убеждает нас в том, что в женщине заложена природой огромная статическая энергия созидательной деятельности, которая при создании определенных условий может стать мощным фактором их интеграции в процесс общественного развития. Инициативность, смелость, увлеченность идеей, энергичность, предприимчивость, жертвенное отношение к делу служения народу и другие качества женщины должны быть по достоинству востребованы государством в целях социального прогресса.
Выход из сложившегося положения в России лежит через преодоление экономического и социального кризиса, политического противостояния, через духовное возрождение, отказ от стереотипов во взглядах на роль женщины. Рыночная экономика, приватизация открывают широкие перспективы для роста общественной активности женщин и интеграции их в процессе происходящих реформ.
Л.И. Требухова

РАЗВИТИЕ СРЕДНЕГО И МАЛОГО БИЗНЕСА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Развитие рыночной экономики в России привело к многообразию форм собственности и возрождению собственника. Появилась возможность по своему усмотрению распорядиться принадлежащей собственнику недвижимостью, подыскать себе новую собственность, вложить свои средства в бизнес.
В современных условиях любой объект собственности может являться источником дохода и объектом рыночной сделки. Особый интерес при этом представляет бизнес как процесс получения дохода, как собственность, приносящая доход.

Первоначальный капитал составляет основу бизнеса.
Ученые многих стран на разных ступенях экономической науки определяли основу бизнеса по-разному, однако последнее определение звучит примерно так: это богатство, средства производства, факторы производства, приносящие доход.
Собственность и капитал формируются и используются в рамках определенных структур, а также в сфере определенного бизнеса.
Понятие бизнес это конкретная организационная деятельность в рамках определенной структуры. Главная цель бизнеса получение прибыли.
Любой бизнес имеет свою экономико-организационную структуру в виде предприятий различных форм собственности.
На опыте многих зарубежных стран видно, что основой развития экономики государства, его основной поддержкой является развитие среднего и малого бизнеса.
Значение среднего и малого бизнеса в рыночной экономике очень велико: без них рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие этого бизнеса одна из главных проблем развития экономики.
Средний, а особенно малый, бизнес в рыночной экономике является ведущим сектором, определяющим темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
В мировой экономике на долю среднего и малого бизнеса приходится 7080 % валового национального продукта. Поэтому абсолютное большинство развитых стран всемерно поощряет деятельность среднего и малого бизнеса. В нашей стране на долю формирования валового продукта от среднего и малого бизнеса приходится только 30 %. Поэтому одной из важнейших задач политики нашего государства является стимулирование развития среднего и малого бизнеса.

Одним из стимулирующих факторов является налоговая политика государства. Суть налоговой политики заключается в поэтапном уменьшении предельных ставок налогов и снижении прогрессивности налогообложения при достаточно узкой налоговой базе и широкой сфере применения налоговых льгот.

Уменьшение ставки налогов в зависимости от размеров предприятия является одним из методов налогообложения малых предприятий.
Все малые предприятия довольно быстро реагируют на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивая новую продукцию. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость, оказывает меньше воздействия на экологическую обстановку.
Немаловажную роль играет средний и малый бизнес в осуществлении прорыва по ряду важнейших направлений в научно-техническом прогрессе, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики России.
Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 1012 млн малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, когда их фактическое наличие составляет 300400 тыс. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировалось, а значит, фактически его потенциал не используется.
С.Н. Трунин

МЕХАНИЗМ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ В ПРОТИВОЗАТРАТНОЙ СИСТЕМЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Преодоление глубокого системного кризиса экономики России, на наш взгляд, возможно при переходе к противозатратной макроэкономической модели, ориентированной на достижение максимальной экономии общественного труда в масштабе всего народного хозяйства.
Оценивая перспективы достижения макроэкономической стабилизации в рамках предлагаемой модели, следует отметить характерный для нее принципиально иной подход к поддержанию равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. В рамках навязанной России монетаристской модели это равновесие обеспечивается путем искусственного сжатия внутреннего совокупного спроса в условиях постоянного повышения общего уровня цен. Противозатратная же система предполагает достижение макроэкономического равновесия благодаря использованию механизма снижения общего уровня цен.

Объективные предпосылки для проведения такой политики в масштабе всей национальной экономики должны создаваться в процессе становления противозатратной модели по мере ускорения темпов роста величины экономии полных народно-хозяйственных издержек.



Содержание раздела