d9e5a92d

О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ БЮДЖЕТОВ

Для совершенствования системы обслуживания земледелия, как и для любой производственно-экономической системы, характерна адаптация к почвенно-климатическим и экономическим условиям. Она может развиваться и менять свое состояние под действием внешней среды и внутренних факторов. Перемещение системы по конкретной траектории во временном периоде возможно лишь при наличии определенных связей между ее элементами и предполагает соблюдение следующих принципов:
- целостности системы обслуживания при одновременном учете ее структурных элементов, их взаимосвязей и взаимодействия;
- установления целей функционирования системы обслуживания с позиций более общей системы (агропромышленного производства страны, региона), частью которой она является;
- оценки характера изменений, происходящих в системе обслуживания под влиянием изменений ее отдельных элементов и внешних условий;
- выявления элементов системы обслуживания для достижения целей ее развития;
- установления основных условий эффективного развития системы обслуживания и разработки на этой основе организационно-экономического механизма ее функционирования;
- прогнозирования прямых или косвенных последствий принимаемых решений с учетом вероятностного характера их реализации.
Система обслуживания земледелия это качественно определенная система. В сложившихся условиях необходимо развивать ее новые качества, что потребует комплексного учета факторов повышения эффективности и преобразования организационно-экономического механизма, разработки алгоритма повышения эффективности земледелия.
Эффективность реализации комплекса указанных принципов зависит от направлений стратегического развития системы обслуживания земледелия на долгосрочный период. Для их определения необходимо оценить сложившийся потенциал каждой отрасли и элемента системы, определить комплекс мероприятий рационального использования химических и технических средств, природных, материальных и трудовых ресурсов, обосновать особенности взаимодействия элементов системы и установить необходимые структурные преобразования в их прогрессивном развитии.
М.А. Чернядьев

О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ БЮДЖЕТОВ КРУПНЫХ, СРЕДНИХ И МЕЛКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Внедрение бюджетирования является необходимым элементом системы управления предприятием. Бюджетирование несет функцию связующего звена между основными блоками управления (экономикой, учетом и финансами производства, логистикой, маркетингом) и представляет собой особый инструмент управления, сущность которого можно определить как систему составления бюджетов, текущего контроля за исполнением принятых бюджетов, учета отклонений фактических показателей от бюджетных и анализа причин существенных отклонений. Бюджет предприятия является способом балансирования доходов и расходов, поступлений и выплат денежных средств.

В основе современной концепции бюджетирования лежит стремление обеспечить успешное функционирование хозяйствующего субъекта путем согласования текущих планов со стратегическим; координации и интеграции текущих планов по разным направлениям бизнеса и подразделениям; создания системы информационного обеспечения менеджеров различных уровней управления в оптимальные сроки; организации контроля за исполнением финансовых планов.
Бюджет является важным элементом управленческого учета, причем в зарубежной практике неотъемлемым элементом, без которого сама система управленческого учета не может эффективно функционировать и решать поставленные перед ней задачи.
В системе управления отечественными предприятиями бюджетирование является специфическим подходом к организации управления хозяйственно-финансовой деятельностью, основанным на разработке бюджетов в разрезе центров ответственности, организации контроля их исполнения, анализа отклонений от бюджетных показателей и их регулирования.
Разработка и внедрение системы бюджетирования на конкретном предприятии требует высокого профессионального уровня управленческих работников, экономистов и бухгалтеров, соответствующих знаний и программного обеспечения. Необходимы определенные финансовые затраты на стадии внедрения бюджетирования. В то же время любые средства на улучшение информационной системы и контроля в организации должны быть затрачены лишь в том случае, если они принесут дополнительный положительный эффект.

Данное обстоятельство определяет важность установления преимуществ, которые может обеспечить бюджетирование отечественным организациям в отличие от традиционной системы управления и информационного обеспечения.
Бюджет предприятия выполняет следующие функции: планирование, координацию деятельности подразделений, контроль за производственно-коммерческой деятельностью, оценку эффективности действий руководства.


Внедрение бюджетирования на предприятии позволяет повысить эффективность управления за счет использования будущих благоприятных условий и предупреждения негативных явлений. Улучшаются финансовые результаты посредством управления прибылью и затратами, более рационального распределения и использования ресурсов.
Составление бюджета денежных потоков на основании консолидации операционных бюджетов позволяет предвидеть ситуацию дефицита денежных средств.
Обязятельным условием внедрения бюджетирования является повышение квалификации кадров, ознакомление с передовым зарубежным и отечественным опытом финансового планирования.
Разработка бюджета должна производиться с учетом отраслевой специализации, региональных особенностей и размера предприятия.
Для крупных предприятий выгода внедрения бюджетирования при наличии высококвалифицированного персонала, значительных финансовых ресурсов, относительно стабильной внешней среды очевидна. Деятельность крупных зарубежных компаний это подтверждает.
При внедрении бюджетирования на средних предприятиях необходимо сопоставить наличие финансовых и кадровых ресурсов с необходимостью внедрения полномасштабной системы бюджетирования. При недостатке ресурсов следует отказаться от внедрения полномасштабной системы бюджетирования и ограничиться ее отдельными элементами.

Некоторые экономисты считают, что мелкие предприятия нуждаются в бюджетировании в большей степени, нежели крупные. На наш взгляд, внешняя среда малых предприятий характеризуется скоротечностью изменений и практической невозможностью прогнозирования, вместе с этим внутренняя среда малых предприятий предсказуема и не нуждается в координации деятельности в той степени, в которой это необходимо крупным предприятиям и их многочисленным подразделениям.

Таким образом, затраты на внедрение и использование системы бюджетирования на малых предприятиях велики, а преимущества спорны.
Е.А. Чопорова

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Социальная инфраструктура города представляет собой сложноорганизованную разветвленную многоотраслевую систему, имеющую разнообразные связи, отношения, зависимости, определяющие в совокупности жизнедеятельность и развитие городского сообщества. В принципе, можно сказать, что экономический потенциал общества создается и приумножается в конечном счете для развития социальной сферы, во имя социальных приоритетов и удовлетворения многообразия человеческих интересов и потребностей.
Социальная инфраструктура включает в себя множество взаимосвязанных, чаще всего взаимообусловленных и взаимодополняющих видов деятельности, элементов и секторов, которые реализуют специфические функции в процессе общественного воспроизводства через выполнение различного рода работ, оказания услуг. Результатом функционирования социальной инфраструктуры является удовлетворение людьми, отдельными общностями определенных социальных потребностей.
Современный город представляет собой не просто форму расселения, но сложную социально-экономическую систему, которая формирует, реализует и совершенствует потенциал общественного развития. Он включает в себя на сегодняшний момент не только крупную промышленность, финансовые средства, но и научно-технические, трудовые ресурсы, культурнонравственные ценности и традиции.
Важно отметить, что главным носителем потенциала является непосредственно сам человек. Соответственно, реализация потенциала, в том числе и направления общественного развития, целиком и полностью зависят от того, какой будет среда жизнедеятельности человека, насколько полно будут проявлены его способности, удовлетворены потребности, осуществлены культурно-ценностные ориентации.

Именно социальная инфраструктура города призвана решить указанные проблемы для обеспечения городского развития, в частности, всего общественного прогресса в целом.
Неотъемлемой характерной чертой современного города является структурированность городского пространства, что обусловлено территориальными, планировочными, архитектурными и другими особенностями. Так, на каждом пространственном уровне города формируется специфическая среда жизнедеятельности, а именно совокупность условий, необходимых для ее функционирования.

Можно выделить такие уровни современного города, как первичный микрорайон, вторичный городской район и заключительный город в целом.
Первичная среда жизнедеятельности всех членов общества формируется на уровне микрорайона, то есть непосредственно в том месте, где проходит основная часть жизни, где происходит первичная социализация и формируются ценностные ориентации. Можно сказать, что микрорайон может выступать как территориальный фундамент всего комплекса условий жизнедеятельности человека в современном городе.
На уровне городского района формируются субъективные представления человека о месте, которое он занимает в городском пространстве, а также происходит оценка возможностей реализации в ранее сложившихся границах и новых, появившихся при переходе на более широкий и активный уровень жизнедеятельности, потребностей, культурно-ценностных установок, способностей и интересов. Таким образом, развитие социальной инфрастуктуры должно быть скоординировано на создание полного комплекса условий в каждом отдельном городском районе, что позволяет не только придать районам города территориальную законченность, но и способствовать интеграции населения во все процессы городской жизнедеятельности.
Осознание же человеком статуса горожанина происходит на уровне единого городского пространства, дающем наиболее полное и ясное представление о материальных и духовных благах, предоставляемых городом жителям, а также осознание того, что можно быть их непосредственным потребителем. И именно на заключительном уровне осуществляется реализация главной функции социальной инфраструктуры создание условий полноценной и эффективной жизнедеятельности человека, в том числе и рационального развития личностных качеств.

Однако надо заметить, что для этого необходимо согласованное и взаимоувязанное на всех уровнях городского пространства развитие инфраструктурного комплекса, учитывающего особенности жизнедеятельности горожанина на каждом из них.
Взаимосвязь всех уровней городского пространства обусловлена таким принципом организации любой системы, в том числе и социальной сферы, как необходимость целевого и функционального единства всех составных элементов. Характер связей между элементами социальной инфрастуктуры определяется самим жителем в соответствии с его потребностями, ожиданиями и ценностными установками, который является опосредованным звеном в цепочке социально-экономических отношений.
Проблема рационализации образа жизни современного горожанина выступает как первостепенная и формообразующая для обеспечения свободы выбора форм существования в социальном, экономическом и культурном пространстве города. Соответственно специфике функционирования отраслей социальной инфрастуктуры и особенностей предлагаемого продукта (в основном, это услуги) ее можно определить как градообслуживающую систему, которая не является основополагающей и конечным ориентиром развития, но обеспечивает динамичное развитие и устойчивый рост градообразующей системы.

В связи с этим логично утверждать о многогранности влияния степени развития социальной инфраструктуры и опровергать толкование ее лишь как материально-технической базы, обслуживающей производство.
Закреплению человека в городе способствует не только возможность реализации трудовых способностей, но и другие немаловажные факторы, касающиеся жилищных и бытовых условий, медицинского обслуживания, доступности и качества образования, культурного досуга, развитой транспортной инфраструктуры и т. п. В общей совокупности именно они формируют и обеспечивают воспроизводство главного ресурса городского развития человека как горожанина.
При рассмотрении роли социальной инфраструктуры в формировании городского пространства нельзя не отметить значение культурно-исторических особенностей среды, к которым можно отнести и ценности, и традиции, и обычаи, и индивидуальный облик города, складывающийся по истечении времени. Так, они способствуют приемлемости городского уклада жизни, сохранению его наследия и поддержанию устоявшегося образа жизни населения.

Внедрение инновационных проектов архитектурного облика современных городов может гармонично сочетаться с лучшими образцами градостроения прошлых лет.
При создании новых объектов социальной инфраструктуры важно учитывать такую отличительную особенность, как невозможность их взаимозаменяемости. Иными словами, условия, обеспечивающиеся одними элементами, не могут быть созданы другими, поскольку каждый элемент рассматриваемой системы, помимо общих функций, реализует и свои, специфические.

Так, например, за счет дополнительного введения в эксплуатацию новых объектов здравоохранительного комплекса невозможно решить проблемы образования и организации быта.
Таким образом, будет правомерным отметить, что комплексность является характерной чертой социальной инфраструктуры любого города. Отсутствие или недостаточное развитие какой-либо ее отрасли могут существенно ограничить воспроизводство человеческого ресурса.

Следовательно, степень развития социальной инфраструктуры следует рассматривать в качестве важного показателя уровня экономического развития города, который, в свою очередь, оказывает огромное влияние на территориальную организацию материального производства, распределение и перераспределение трудовых ресурсов, а также их эффективное использование в соответствии с меняющимися отношениями и условиями хозяйствования на рыночной основе.
В соответствии с выполняемыми функциями в разрезе городской планировки социальную инфраструктуру можно условно поделить на следующие элементы:
1. Социально-бытовая инфраструктура.
2. Социально-духовная инфраструктура.
3. Трудовая инфраструктура.
4. Инфраструктура общественно-политической деятельности.
В представленной классификации видов социальной инфраструктуры города можно выделить два крупных блока в соответствии со структурой потребностей человека (которые подразделяются на первичные и вторичные, то есть приобретенные): социально-бытовую и социально-духовную инфраструктуры. Первая обеспечивает удовлетворение повседневных потребностей человека и создает условия жизнедеятельности человека в быту, а вторая способствует нравственному и культурному развитию его личности.
Инфраструктура трудовой деятельности находится как бы между этими блоками, поскольку они в равной мере способствуют созданию условий для эффективной трудовой деятельности человека на месте работы с учетом специфики труда. Инфраструктура общественно-политической деятельности близка социально-духовной: она формирует человека как активного члена общества через создание общественно-политических объединений, существенно влияющих на развитие городского сообщества.
Данная классификация социальной инфраструктуры города формулирует представление о масштабах и степени ее влияния на ход городского пространства. Она затрагивает практически все жизненно важные процессы в городском пространстве и времени, стремясь достигнуть главной цели своего функционирования сделать жизнь человека в городе полноценной, благоприятной, а также повысить уровень его благосостояния.
Надо отметить, что эффективное функционирование социальной инфраструктуры возможно не только на основе полного учета потребностей членов общества, но и при ее тесной связи с планировкой города в целом и района в отдельности. Именно такой подход способствует рациональному взаимоувязанному размещению и развитию каждого инфраструктурного элемента и всей системы в совокупности, а также пространственной компоновке всех звеньев, их оптимальной конфигурации и отношений. При этом речь идет не об унификации всех районов, а о создании равноценных условий жизнедеятельности и расширении доступа к ним при сохранении индивидуальности, самобытности каждого из городских районов.

Применяя принцип пропорционального развития всех отраслей социальной инфраструктуры города, можно преодолеть опасность упадка одних районов на фоне увеличения активности жизни в других.
АС. Шелудько

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ СТИМУЛИРОВАНИЯ СПРОСА НА РЫНКЕ ТРУДА

Поскольку практически все современные модели рынка труда представляют собой рынки с ограниченным спросом, постольку приоритет в финансовом регулировании занятости отдается мерам, стимулирующим расширение спроса на рынке труда. Спрос на рабочую силу агрегированный показатель, в котором скрыто множество явлений и процессов, этот спрос порождающих. В его основе лежит сложившаяся в экономике в данное время система рабочих мест.

Поэтому, говоря о стимулировании спроса на рабочую силу, мы прежде всего имеем в виду меры, поощряющие создание новых и технико-технологическое развитие старых рабочих мест. Понятие рабочего места имеет двоякое толкование социально-экономическое и технико-организационное. Поэтому для целей анализа и управления спросом на рабочую силу выделяют физические рабочие места и экономические рабочие места. На наш взгляд, наиболее точно суть понятий экономического и физического рабочего места передана в работах А.Н.

Семенова и С.Г. Кузнецова. Экономическое рабочее место ими определяется как совокупность материально-вещественных, экономических и социальных условий обеспечения занятости одного работника1. Под физическим рабочим местом понимается совокупность технических средств и некоторой части физического пространства, предназначенных для осуществления трудовой деятельности2.

Физические рабочие места, по сути, первичны и служат материальной основой и структурообразующим фактором формирования системы экономических рабочих мест. Основным финансовым инструментом стимулирования создания физических рабочих мест является предоставление инвестиционных налоговых льгот, позволяющих предприятиям уменьшать налогооблагаемые суммы на величину инвестиций в новое капитальное оборудование. Таким образом, данные льготы представляют собой некую субсидию, предоставляемую работодателям в целях увеличения объема капитальных ресурсов.

Эффект данных льгот состоит в сокращении цены на новое капитальное оборудование, что стимулирует процессы инвестирования. Поощряя увеличение объема основного капитала и развитие производства в целом, льготы стимулируют создание физических рабочих мест и занятость.
Вместе с тем рождающийся в результате применения данной финансовой меры эффект масштаба встречает противодействие эффекта замещения: издержки на капитал уменьшаются, что ведет к замещению труда капиталом. Следовательно, рост объема инвестиций в капитальное оборудование, поощряемый предоставлением инвестиционных налоговых льгот, может при увеличении числа физических рабочих мест приводить к сокращению экономических рабочих мест в результате внедрения трудосберегающих технологий. Поскольку капитал и неквалифицированный труд взаимозаменяемы в большей степени, чем квалифицированный труд и капитал, то возможным результатом предоставления инвестиционных налоговых льгот будет высвобождение неквалифицированных работников, испытывающих наибольшие трудности в поиске нового рабочего места, что повлечет за собой рост напряженности на рынке труда. Поэтому предоставление инвестиционных налоговых льгот в экономике с высоким уровнем фондовооруженности с целью стимулирования спроса на рабочую силу неэффективно.

Это было одной из главных причин отмены подобных льгот в 80-х гг. в США, а в начале 90-х гг. и в большинстве стран Западной Европы3. Оценивая эффективность данной меры в условиях российской экономики, необходимо отметить следующее. Основной капитал, в особенности активная его часть, во многих отраслях промышленности к началу реформ имел высокую степень физического и морального износа.

Сложившаяся структура физических рабочих мест индустриального типа не отвечает требованиям рыночной экономики. В условиях инвестиционного кризиса, продолжавшегося на протяжении более 10 лет, обновления основных средств, за исключением отраслей топливно-энергетического комплекса, связи и сферы услуг не происходило. Недоинвестирование экономики привело к тому, что число физических рабочих мест в большинстве отраслей существенно сократилось из-за разрыва между их вводом и выбытием. В целом по всем отраслям экономики за период с 1991 г. по 1999 г. число физических рабочих мест сократилось более чем на 6 млн единиц4.

А. Кашепов справедливо полагает, что указанные процессы в перспективе могут привести к следующему: ...послекризисное оживление спроса на товары и услуги столкнется с тем, что ранее существовавшая система физических рабочих мест в значительной части деградировала настолько, что уже не может быть задействована5. Это способно сдерживать процесс повышения эффективности занятости на протяжении нескольких лет, которые потребуются для восстановления производственного потенциала экономики. Поэтому использование инвестиционных налоговых льгот, по крайней мере, до завершения крупномасштабной структурной перестройки экономики, представляется необходимым условием расширения занятости.

Инвестиционные налоговые льготы оказывают позитивное воздействие и на эффективность занятости, поскольку стимулируется развитие только рентабельных производств, где масса нераспределенной прибыли на конец отчетного периода достаточно велика для ее использования на приобретение капитального оборудования и создание физических рабочих мест.
Примечания
1 Семенов А.С., Кузнецов С.Г. Экономические возможности для поддержания занятости // Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы.

М., 1998.
2 Семенов А. Принципы и механизмы создания рабочих мест // Экономист. 2000. 4.
3 Вишневская Н.Т. Государственная политика занятости (опыт стран с развитой рыночной экономикой) // Труд за рубежом.

1999. 2.
4 Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации.

М., 2001.
5 Кашепов А.В. Перспективы занятости // Экономист. 1995.

12.
К.А. Шемчук

О ФОРМИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В АСПЕКТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ СУБЪЕКТОВ

Результаты производственно-хозяйственной деятельности в рыночных условиях определяются уровнем разработки многих теоретических проблем, в том числе и проблемы экономических интересов субъектов, так как рынок представляет собой совокупность производственных (материальных), экономических и социальных отношений в сфере обмена, распределения и потребления.
Изучение и разработка методических подходов к реализации интересов в условиях рынка может способствовать эффективному экономическому поведению субъекта.
Определяющее значение в решении проблем социальноэкономического развития страны и регионов играют инвестиции. Сейчас для России необходима разработка эффективной федеральной и региональной инвестиционной политики, причем акцент должен делаться на региональный уровень.
В любой экономической системе инвестиционная активность определяет долгосрочные параметры ее развития. В нашей стране позитивная роль инвестиций в обеспечении роста экономики тормозится сложностями переходного периода.

Значительным препятствием активизации инвестиционной деятельности является асинхронность функционирования отдельных компонентов экономической системы.
По нашему мнению, недостаток инвестиций в российской экономике главным образом обусловлен оторванностью финансового сектора от реальной сферы производства.Уровень доходности, сложившийся на финансовом рынке, значительно превышает показатели рентабельности большинства отраслей народного хозяйства. Но даже те немногие хозяйствующие субъекты, чья рентабельность покрывает плату за пользование денежными средствами, могут рассчитывать только на собственные источники при осуществлении капиталовложений, поскольку на поведении экономических субъектов сказывается существенная неопределенность будущего состояния экономики.
В силу оторванности финансового сектора от реального почти вся эмитируемая денежная масса приводит к инфляционным последствиям. Прирост товарной массы не соответствует приросту количества денег, поскольку последний происходит не за счет инвестиций в реальную сферу, а за счет операций на валютном рынке и рынке спекулятивных финансовых инструментов.
Предлагаются некоторые общие принципы и методические подходы к формированию и реализации региональной инвестиционной политики, обеспечивающие проведение самостоятельной, собственной политики на региональном уровне.
Региональная инвестиционная политика это система мер, осуществляемых региональными органами власти и управления по привлечению и рациональному использованию инвестиционных ресурсов всех форм собственности с целью устойчивого и социально-ориентированного развития региона.
Система формирования и реализации региональной инвестиционной политики должна представлять конструкцию из трех взаимосвязанных и взаимозависимых блоков.
Первый блок это основные факторы, от которых будет зависеть содержание региональной инвестиционной политики и, соответственно, механизм ее реализации. К ним относятся: 1) инвестиционный климат в регионе; 2) показатели формирования инвестиционного потенциала региона; 3) уровень инвестиционных рисков; 4) факторы внутреннего и внешнего воздействия. Первые главным образом связаны с объективно обусловленными региональными особенностями экономики, которые, в свою очередь, определяют комплекс природно-географических, исторических, демографических и других факторов.

Факторы внешнего воздействия связаны с влиянием условий деятельности, определяемых федеральным законодательством и общегосударственной экономической и инвестиционной политикой.
Второй блок представляет непосредственно этапы формирования инвестиционной политики: 1) определение целей и главных приоритетов инвестиционной политики; 2) формирование региональной инвестиционной программы; 3) разработка принципов механизма реализации региональной инвестиционной политики. Цели и приоритеты региональной инвестиционной политики зависят от целей и задач общей социально-экономической политики конкретного региона.
Третий блок механизма реализации инвестиционной политики должен состоять из средств, с помощью которых предусматривается достижение целей такой политики. Основополагающими этого блока являются комплекс применяемых методов управления (экономических, административных, социально-психологических) и система обеспечения его действия (правового, организационного, информационного).
Целенаправленное воздействие структур регионального управления на всех участников инвестиционного процесса в интересах достижения намеченных целей социально-экономического развития региона является сущностью механизма реализации инвестиционной политики.
Формирование и реализация региональной инвестиционной политики представляет собой комплексную многоступенчатую задачу, каждый из этапов которой требует отдельной проработки и постоянной адаптации к изменяющимся условиям функционирования социально-экономической системы региона.



Содержание раздела