d9e5a92d

МОДЕРНИЗАЦИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

Только в этом случае вывоз капитала станет экономически нецелесообразным. Более того, такие налоги, как НДС, налог с продаж, налог с имущества и т. д. собирать станет значительно проще в связи со сложностью их минимизации через оффшорные зоны и зоны экономического благоприятствования.
В заключении обратим внимание на то, что описанное предложение по реформированию налогового законодательства особенно актуально для России. Близость и дешевизна сырья, квалифицированные кадры, удачное геополитическое расположение при условии налоговой привлекательности могли бы вывести нашу страну в условиях глобализации в число наиболее конкурентоспособных и привлекательных государств.
М.А. Карпов

МОДЕРНИЗАЦИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ: ОТ СТАБИЛИЗАЦИИ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ

Государственная политика в отношении банковского сектора России в последние три года основывалась на необходимости обеспечения стабильности банковской системы после финансового кризиса 1998 г., преодолении его последствий, расчистке от обанкротившихся кредитных организаций, создании основ законодательства о банкротстве и реструктуризации кредитных организаций, практике его применения, а также восстановления докризисного уровня показателей банковской отрасли. К настоящему моменту можно считать эти задачи в основном выполненными.

Подтверждение этого факта можно найти в данных Центрального банка России, приведенных заместителем Председателя ЦБ РФ А.А. Козловым на XI Международном банковском конгрессе (см. табл.).
Таблица
Макроэкономические показатели деятельности банковского сектора России 1

Наименование показателя 01.07.98 01.04.99 01.04.02
Совокупные активы (пассивы) банковского сектора, в % от ВВП 30,1 41,1 35,3
Капитал банковского сектора:
В % от ВВП 4,6 2,1 5,1
В % от активов банковского сектора 15,2 5,1 14,6
Кредиты реальному сектору экономики, включая просроченную
задолженность: 8,5 12,2 13,5
В % от ВВП
В % от активов банковского сектора 28,1 29,8 38,4
Ценные бумаги, приобретенные банками:
В % от ВВП 9,6 9,2 6,3
В % от активов банковского сектора 31,7 22,4 17,9
Депозиты физических лиц:
В % от пассивов банковского сектора 25,2 17,9 22,7
В % от денежных доходов населения 11,9 11,7 14,5
Средства, привлеченные от предприятий и организаций:
В % от ВВП 5,8 11,3 9,4
В % от пассивов банковского сектора 19,2 27,4 26,6

Формируемая в настоящий момент Банком России, Министерством финансов, Ассоциацией российских банков стратегия развития банковского сектора потребует активной работы по совершенствованию структурных и функциональных аспектов развития банков как финансовых посредников, вопросов корпоративного управления и внутреннего контроля, обеспечения эффективного банковского надзора и внешнего аудита.
Прежде всего с точки зрения поддержания устойчивого развития банковского сектора важным является изменение подхода к контролю за рисками. Кризис 1998 г., кроме макроэкономических причин, во многом был связан и с недостаточным вниманием, уделенным данному вопросу.

Если сравнить уровень рентабельности банковского бизнеса до и после кризиса, то можно увидеть, что в посткризисный период произошло снижение рентабельности относительно ее докризисного уровня, что, в частности, связано с тем, что банки стали больше внимания уделять контролю за рисками.
Представляется, что самым важным с позиции достижения устойчивого развития банковского сектора является реализация эффективного надзора за банковской деятельностью. Формирование системы надзора, начатое Банком России в 1995 г., требует продолжения и совершенствования.
Говоря о перспективах развития банковского сектора, о той роли, которую он должен играть в экономике, и о положительных тенденциях, которые в последние годы наметились, нельзя не сказать и о том, что не только Центральный Банк, но и органы законодательной и исполнительной власти должны более активно вникать в проблемы, стоящие перед банковским сектором. Необходимо интенсивнее инициировать и разрабатывать законодательство в банковской сфере, так как правовые основы являются определяющими в деле развития банковского сектора.
Государственная политика в области банковской реформы определена Президентом России В.В. Путиным в Послании к Федеральному собранию от 18.04 2002 г.:Важнейшим условием динамичного экономического развития является эффективная банковская система.

Она призвана аккумулировать финансовые ресурсы и превращать их в инвестиции. В этой связи необходимо наверстать отставание в банковской реформе, усилить банковский надзор, обеспечить прозрачность в деятельности банков, принять меры по повышению их капитализации2.


Эффективной банковской системой в сегодняшних реалиях российской экономики следует считать систему, которой, во-первых, свойственно качественное выполнение основных своих функций в экономике: сохранность вкладов, финансовое посредничество, организация расчетов, агрегирование и сохранение банками экономической информации. Во-вторых, это способность системы предоставлять банковские услуги вовремя и качественно она должна делать то, что нужно экономике.

И, наконец, некоторое поддержание свободного резерва мощности банковской системы для предвосхищения и поддержки позитивного развития экономики.
Примечания
1 Материалы XI Международного банковского конгресса // Деньги и кредит. 2002.

6. С. 14.
2 Там же.
Н.П. Кетова, В.Н.

Овчинников, Ю.К. Альтудов

ГЕОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИМПЕРАТИВЫ ВКЛЮЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ В МИРОВОЙ РЫНОК

В условиях глобализации мирохозяйственных процессов международная экономическая интеграция приобретает новые черты. Это унификация подходов, правовых норм и принципов, расширение границ от регионально-континентального до мирового масштаба, увеличение субъектной базы: численности стран-участниц институтов Всемирной торговой организации (ВТО), повышение роли хозяйственных организаций ООН (ФАО и др.), что, в свою очередь, определяет систему требований к макроэкономическим характеристикам национального хозяйства государств, включающихся в этот процесс.
В числе таких стран, стремящихся не выпасть из общих тенденций мирового развития, использовать в качестве попутного течения выявившиеся тренды эволюционной динамики мирового хозяйства, особое место занимает Россия и группа государств СНГ, Центральной и Восточной Европы, объединенных единством исторической судьбы трансформационного движения в постсоциалистическом экономическом пространстве от модели централизованно-управляемого до формирования системы социально-рыночного хозяйства.
В процессе реформационных преобразований экономика нашей страны должна превратиться из вертикально-управляемой на основе организационного принципа построения административно-командной системы: демократического централизма, предусматривающего беспрекословное подчинение меньшинства большинству и низов верхам, в рыночно-регулируемую на основе горизонтально-партнерского принципа экономического централизма, базирующегося на консенсусе экономических интересов всех субъектов хозяйственных связей, уважении прав и учете мотивов поведения участников рынка.
В числе императивов процесса международной экономической интеграции к качественному состоянию экономики России следует выделить те предметно-соединительные характери-стики макроэкономической системы, к которым должен эво-люционно адаптироваться общественный строй производства. К ним можно отнести:
- становление рыночной природы национальной экономики;
- действенное участие в системе международного разделения труда и трансграничном обмене товарами, капиталами, технологиями, рабочей силой, энергосырьевыми ресурсами и информационно-программными продуктами между странами;
- формирование рационально-открытой модели макрохозяйственной системы;
- обеспечение достаточного уровня конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках;
- формирование умеренно-либерального типа экономической политики в сфере регулирования внешнеторговых отношений с ориентацией на принятые в международном сообществе пороговые индикаторы (тарифных и нетарифных ограничений экспортно-импортных операций), инструменты регулирования трансграничных валютных потоков и др.
Представляется, что при решении этих задач трансформационно-адаптационной эволюции экономики страны следует конструктивно учитывать национально-хозяйственную специфику, транзитивный характер экономики и этапность трансформационных процессов.
Особенно важен индивидуальный подход к решению вопроса о мере рациональной открытости национальной экономики как условия ее включения в рыночную систему мирового экономического сообщества.
Дело в том, что вследствие определяющего влияния структурно-отраслевых особенностей предпринимательского потенциала национального хозяйства на уровень индикатора его внешнеторговой квоты и импортной зависимости выявить общие тенденции очень трудно.
Игнорирование такого адресно-селективного подхода чревато эффектом чрезмерной распахнутости экономики, что без необходимых мер патерналистской защиты отечественного товаропроизводителя может привести к массовому разорению предприятий и даже отраслей производства и полному переходу внутреннего рынка под контроль импортеров или скупившего отечественные предприятия иностранного капитала (как произошло это в электронике, птицеводстве, табачной, пивоваренной промышленности и других отраслях). Эти явления чреваты потерей защитных механизмов экономической безопасности страны.
Ориентация на средние индикаторы рациональной открытости может привести к недоиспользованию экспортно-импортного компонента предпринимательского потенциала национальной экономики, что чревато ослаблением ее конкурентных позиций на мировом рынке.
Для России динамика индикатора открытости экономики и доли внешнеторговой квоты по годам выглядит так (%):
Индикатор открытости Доля внешнеторговой

экономики квоты
1995 25,8 42,1
1996 23,4 38,0
1997 24,5 47,8
1998 31,1 37,6
1999 39,3 47,8
2000 39,81 60,52
На степень рациональной открытости национальной экономики России существенно влияет, например, такой фактор, как выбор альтернативных сценариев конверсии отраслей военно-оборонного комплекса. Избранный вариант технологической конверсии (производство товаров массового спроса на конверсионных предприятиях) привел к потере технологического, кадрового, новационного потенциала ВПК во имя насыщения невысокотребовательного спроса на внутреннем рынке, но ценой потери позиций на мировых рынках вооружений. Экономическая конверсия имела другой сценарий развития событий: расширение российского присутствия и укрепление конкурентных позиций на мировом рынке оружия с целью получения валютных средств для подъема отечественных импортозамещающих отраслей экономики, что существенно понизило бы нашу сегодняшнюю зависимость от импорта и укрепило экономическую и национальную безопасность страны.
Примечания
1 Исчислен по методике Ю.В. Шишкова и В.В. Соколова (см.: Мировая экономика и международные отношения. 1996. 12. С. 86).
2 Басенко А.М. Функции СЭЗ в механизме интеграции национальной экономики в систему мирохозяйственных связей: Автореф. дис... д-ра. экон. наук. Ростов н/Д, 2002. С. 33.
А.А. Кизим, Е.С. Николаева

РОЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА В ТРУБОПРОВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ

Трубопроводный транспорт нефти играет важную роль в обеспечении жизнедеятельности России, формировании бюджетов всех уровней и международной торговле. Трубопроводы на сегодняшний день являются наиболее динамичным и успешно развивающимся видом транспорта в России.
Трубопровод специфический метод транспортировки нефти и нефтепродуктов от места их происхождения (добычи) к местам потребления или переработкиКак способ транспортировки собственно нефти этот вид транспорта наиболее совершенен. Он отличается наименьшей себестоимостью, функционирует в течение всего года, имеет минимальные потери продукта при транспортировке и слабо зависит от рельефа местности.

Состояние данной отрасли полностью отражает деятельность компании Транснефть.
Компания Транснефть является крупнейшей компанией в своей отрасли. Ее основными задачами и функциями на сегодняшний день являются:
- управление транспортировкой нефти по магистральным трубопроводам на нефтеперерабатывающие предприятия России и за ее пределы;
- выполнение всех необходимых профилактических, диагностических и аварийно-восстановительных работ на нефтепроводах;
- координация комплексного развития сети магистральных нефтепроводов и других объектов нефтепроводного транспорта;
- сотрудничество с зарубежными нефтепроводными предприятиями по вопросам транспортировки нефти в соответствии с межправительственными соглашениями;
- взаимодействие с органами федеральной исполнительной власти по вопросам совершенствования тарифной политики;
- координация деятельности организаций в решении задач научно-технического прогресса в трубопроводном транспорте нефти, внедрение новых технологий и материалов;
- обеспечение экологической и промышленной безопасности магистральных нефтепроводов.
В г. Краснодаре компания Транснефть представляет филиал ОАО ЧТН-КРУМН, которое обслуживает 1137 км магистральных нефтепроводов, два из них Тихорецк-Новорос-сийск-I и Тихорецк-Новороссийск-II экспортного направления. Для хранения нефтепродуктов, добываемых в крае, Краснодарское управление магистральных нефтепроводов эксплуатирует 4 резервуарных парка. В 2001 г. объем транспортировки нефти по магистральным нефтепроводам КРУМН составил 50 млн т.
Хотя подавляющую часть прокачиваемого топлива составляют нефтепродукты и сырая нефть для внутреннего потребления, в экономике Краснодарского края широко представлена сеть международных направлений. Международные танкеры загружаются в Туапсе и Новороссийске, пропускная способность которых по наливу составляет соответственно 6 и 34 млн т/год.
Однако и в такой, казалось бы, успешной отрасли, как нефтяная, есть свои трудности. Проблемы КРУМН типичны для данной отрасли: устаревшие морально и физически отрезки нефтепровода, замена которых затруднена в силу различных причин, в том числе и финансового характера; нехватка квалифицированных специалистов-производственников; хищения нефти из трубопроводов, проходящих по территории Дагестанской и Чеченской республик.
Комплексное решение вышеназванных проблем возможно только в условиях грамотного и квалифицированного менеджмента. Успешным в данном случае может быть целевое (проектное) финансирование и, безусловно, своевременная подготовка квалифицированных кадров.
Примечания
1 Кизим А.А. Транспорт и логистика: организация и планирование сервисных услуг.

Краснодар, 2002.
К.В. Ким

ИЗ ОПЫТА СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КРЕДИТНЫХ КООПЕРАТИВОВ ТАЙВАНЯ

Кредитные кооперативы Тайваня (Китайской Республики) входят в единую финансово-кредитную систему страны и представляют важный источник ссудного капитала для малого и среднего предпринимательства города и деревни.
В экономике Тайваня малые и средние предприятия составляют более 90 % общего количества субъектов хозяйствования.
В 5060-е гг. страна приняла новую экономическую стратегию, ориентированную на интенсивное развитие аграрного сектора экономики и легкой промышленности, где происходит быстрый оборот вложенного капитала. Приоритетные отрасли экономики решали и проблему импортозаменяющей продукции в стране, что определило и политику экспортной ориентации во внешнеэкономической деятельности Тайваня.
Так, если в 1951 г. экспортная структура экономики Тайваня представлена как 91,9 % сельскохозяйственной продукции, промышленной 8,1 %, то в 1990 г. 4 % сельскохозяйственной и 96 % промышленной продукции 1.
В настоящее время Тайвань входит в четверку новых индустриальных стран АРТ.
Развитию аграрного сектора экономики страны в 5060-е гг. способствовала и правильно выбранная политика правительства. Эта политика была ориентирована на создание кооперативного сектора экономики с его динамичной инфраструктурой и определяла источник инвестиций для малого и среднего предпринимательства.

В конце 50 начале 60-х гг. в Китайской Республике функционировали многочисленные кооперативные предприятия со специализированными функциями кооперативы с одной функцией и кооперативы многофункциональные.
Согласно данным статистики информационной службы Чан Кай Ши, на Тайване действовали многочисленные кооперативные учреждения со своими специальными функциями.
Данные о видах и типах кооперативов, их численности и количестве членов в кооперативном секторе экономики Тайваня в 5060-е годы XX века приведены в таблице.
Таблица
Виды и типы кооперативов, их численность и количество членов в кооперативном секторе экономики Тайваня в 5060-е гг. ХХ в.

Виды и типы кооперативов Кооперативы Количество членов
Численность % Пайщики %
Кооперативы многофункциональные 1535 94,70 592 277 77,20
Кооперативы по производству с/х продукции 66 4,07 12 381 1,62
Кооперативы промышленного предприятия 50 3,09 5365 0,70
Торговые (оборотные) кооперативы 51 3,15 35 251 4,60
Санитарные кооперативы 5 0,31 1760 0,23
Кооперативы по производству товаров первой необходимости 27 1,66 11 777 1,54
Кооперативы труда 24 1,45 5496 0,72
Кооперативы транспорта 9 0,55 308 0,04
Потребительские кооперативы 1230 75,84 413 833 54,03
Кооперативы обслуживания 20 1,24 3708 0,48
Кредитные кооперативы 54 3,34 105 421 22,28
Кооперативы с многочисленными функциями 86 5,30 170 659 22,28
ИТОГО 1622 100,00 765 963 100,00

В конце 60-х гг. происходит образование кооперативных союзов Тайваня. В стране, кроме Лиги кооперативов, созданной в 1940 г., к 1957 г. функционировало 37 кооперативных федераций.

Кооперативы с многочисленными функциями специализировались на предоставлении кредитов своим пайщикам. Так, 72 таких кооператива выдавали ссуды для 153 000 своих членов2.
Следующим источником ссудного капитала для кооперативного сектора народного хозяйства Китайской Республики было крупное финансовое учреждение в кредитной системе страны Кооперативный банк Тайваня, членами которого стали различные общественные организации, правительство провинции Тайвань, кооперативы, кредитные организации, крестьянские общества и рыболовецкие общества, все они финансировали кредитные операции банка. Кооперативный банк Тайваня на тот период располагал взносами своих учредителей на сумму 270 млн китайских долларов3.
Правительство всемерно поддерживало формирование и развитие кредитных кооперативных институтов как одного из важных источников инвестирования малого и среднего предпринимательства. Согласно статье 45 Конституции Китайской
Республики, на различные уровни власти возлагалась обязанность поощрять и поддерживать все виды и формы кооперативного предпринимательства в различных секторах экономики. Правительство предприняло шаги по подготовке специалистов для кооперативного сектора народного хозяйства в Тайваньском университете, Провинциальном колледже сельского хозяйства, Провинциальной школе права и торговли.
В деле подготовки высококвалифицированных кадров для кооперативов участвовали все виды и типы кооперативных учреждений и их союзы. Решение основной задачи в деле подготовки кооперативных кадров правительство видело в расширении кооперативного движения и предпринимательства с целью выполнения стратегических планов развития и обновления экономики острова.
Деятельность кредитных кооперативов на финансовом рынке Китайской Республики развивалась и в последующие десятилетия.
В середине 90-х годов XX века на Тайване действовало 353 кредитных кооператива и объединения с численностью более 130 386 человек4.
Таким образом, 5060-е гг. стали для Китайской Республики точкой отсчета в реализации экономической стратегии по развитию рыночной экономики и прорыва на международные рынки.
Ориентация на развитие аграрного сектора и легкой промышленности как приоритетного направления в экономике страны дала свои положительные результаты. Этому способствовало создание малых и средних предприятий по производству импортозаменяющих продуктов и товаров.
Первоначальными стартовыми условиями для прорыва экономики Тайваня на международные рынки в 5060-е гг. были формирование и развитие кооперативного предпринимательства в различных секторах экономики как наиболее динамичные и универсальные хозяйственные механизмы, способные объединить массу мелких и средних товаропроизводителей в городе и деревне.
При проведении наиболее благоприятной кредитной политики и функционировании кредитных учреждений, в частности, кооперативных, где ссуды и кредиты предоставлялись на льготных условиях, развитие аграрного сектора и легкой промышленности шло ускоряющимися темпами, что привело в 90-е гг. к экономической интеграции, в связи с чем промышленный сектор экспортировал долю продукцию собственного производства в процентном отношении больше, чем аграрный.
Кооперативное предпринимательство получило государственную поддержку со стороны правительства и обеспечивало его финансирование и кредитование при участии Кооперативного банка Тайваня. Правительство проводило политику подготовки высококвалифицированных кооперативных кадров для кооперативного сектора народного хозяйства страны.
Все это положительно повлияло на развитие экономики в целом, в том числе и на формирование, дальнейшее совершенствование кооперативного хозяйственного механизма Тайваня, решение проблемы инвестиций в сферу малого и среднего предпринимательства на кооперативных началах.
Опыт становления и развития кооперативных кредитных учреждений как одного из источников инвестирования сферы малого и среднего бизнеса весьма позитивен и для экономики России.
Примечания
1 Троякова Т.Г. Экономическое развитие стран АТР.

Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 1999. С. 119.
2 РГАЭ. Ф. 484. Оп.

6. Д. 1083. Л. 30.
3 Там же. Л. 31.
4 Credit Union and the poverty challenge: extending outreach, enhancing sustain ability / ILO; Ed. by B. Balkenhol. Geneva: Intern labour office, 1999.

XXII, р. 28.
В.И. Кирьянов, А.Ф. Московцев

ОБЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ ЭКОНОМИКИ

Имеются определенные затруднения по поводу того, что считать в настоящее время общей экономической теорией: общепринятую, популярную экономическую науку или экономическую теорию в целом, во всем объеме, или только некоторую особенную, фундаментальную экономическую теорию.
Под общей экономической теорией мы понимаем такое теоретическое знание, которое, выдвигая идею универсальной экономической формы, в состоянии ее сознательно и систематически освоить. В общей экономической теории раскрывается тем самым природа единства в экономическом многообразии.

В условиях дифференциации экономического знания, когда элементы экономической теории рассредоточены по десяткам рубрик, подобная теория должна выполнять роль интегратора этого знания.
В течение нескольких сотен лет экономическая теория и экономическая наука в целом носили название политической экономии. Дифференциация экономического знания превращает понятие политической экономии для обозначения целой экономической науки в число условное, поскольку это целое становится исключительно собирательным, что же касается претензий политической экономии на роль фундаментальной экономической теории, то ее приходится доказывать на деле заново на каждом новом этапе развития общества.

И если политической экономии это удавалось в период своего монопольного господства в прошлом, то в веке нынешнем теоретическая экономическая наука все больше выступает под названием экономика. Благодаря усилиям господствующей неоклассической школы, это название стало чуть ли не синонимом всей экономической теории XX в.



Содержание раздела