d9e5a92d

Оценка располагаемых внутренних ресурсов в долгосрочной перспективе

Данный сценарий сопровождается ростом внешней задолженности, обусловленный привлечением внешних ресурсов в банковскую систему. Пропорционально возрастают не только выплаты основной части долга (относимые к капитальным операциям), но и процентные платежи, которые фиксируются как раз по счету текущих операций.

И здесь независимо от динамики цен на нефть российский платежный баланс стремительно ухудшает свою структуру.
Форсированный рост вносит определенные элементы перегрева, как это было в период 2006 - первая половина 2008 гг. Тогда высокие темпы роста экономики уже слишком дорого стоили, привнеся значительные негативные последствия и структурные диспропорции.

Во-первых, российская экономика просто не успевала адекватно откликнуться на растущий спрос, что обусловлено ограничениями по основным факторам производства (производственных мощностей и трудовых ресурсов), и подавляющая часть прироста внутреннего спроса покрывалась импортом, нивелируя экономический рост. Существует естественный временной лаг между инвестициями и располагаемыми мощностями и необходимо время и благоприятные условия для поступательного роста обрабатывающего сектора российской экономики.
Во-вторых, высокие темпы роста усиливают дисбалансы и риски. Основные дисбалансы представлены выше (между сбережениями и кредитами нефинансовому сектору, притоком и оттоком капитала, развитием финансовых рынков, уровнем ликвидности и прочее).

Ускоренное развитие банковского сектора увеличивает соответствующие риски - несоответствия временной и валютной структуры активов и пассивов, риски плохих долгов, технических дефолтов и другие.
В-третьих, сохраняется опасность ускорения инфляции. Высокие темпы роста внутреннего спроса, а также денежного предложения и банковской системы (значительно превышающие динамику номинального ВВП) обуславливают сохранение инфляционного фона.

Данный естественный инфляционный фон может (и должен) быть ниже ныне наблюдаемого, однако останется достаточно значительным по международным меркам - 7-9%.
В целом опыт перегрева российской экономики в период 2006-2008 годов дает основания для выбора других направлений экономической политики в среднесрочной перспективе. В данном контексте вполне обосновано рассмотрение другого сценария -сбалансированного развития, предполагающего снижение темпов роста финансовой сферы - денежного предложения, кредитования нефинансового сектора и банковских активов в целом.
Теоретически данный сценарий мог бы выступить в качестве осознанного выбора экономической политики и в конце 2005 года (См. Приложение 4). После окончания кризиса данный сценарий также может быть выбран, однако уже более вынуждено и при других условиях (возросшем частном внешнем долге, высоком уровне задолженности нефинансового сектора по банковским кредитам, в том числе и низкого качества), которые усложняют достижение его преимуществ и ставят дополнительные условия для нейтрализации накопленных диспропорций.

Более того, данный сценарий уже может быть вынуждено выбран, поскольку актуализируется задача снижения инфляции, да и чистый приток внешнего капитала ожидается в меньшем объеме.
Основной характеристикой данного сценария является определенная жертва темпами экономического роста в пользу большей сбалансированности и устойчивости. Сбалансированность финансовой сферы предполагает:
¦ приведение в соответствие потребностей и возможностей - потребности экономики в кредитных ресурсах и возможностей банковской системы (в том числе и с помощью государства и внешнего рынка капитала) их предоставлять;
¦ снижение перегрева экономики (по факторам производства). В предкризисный период (2006-2008 гг.) факторы производства были практически полностью задействованы. Согласно статистическим данным и данным опросов, уровень загрузки мощностей (способных выпускать конкурентоспособную, либо, по меньшей мере, востребованную продукцию) соответствовали максимальному уровню.

В большинстве регионов РФ безработица отсутствовала полностью (за исключением ее структурной составляющей и компоненты, связанной с ограничением мобильности трудовых ресурсов). Так или иначе, но тогда российская обрабатывающая промышленность (как и добывающая, но по другим причинам) была не в состоянии давать адекватное росту спросу увеличение выпуска.

На высокий рост совокупного спроса российская экономика отвечала ростом импорта (более 60% прироста спроса покрывалось импортом), ростом цен - и лишь затем ростом выпуска. В случае повторения ситуации после кризиса российская экономика неизбежно столкнется с теми же проблемами;


¦ последовательное развитие во времени факторов производства. Очевидно, что существуют временные лаги между капитальными инвестициями и расширением мощностей, ростом производительности труда (не говоря о росте предложения труда в силу миграции и рождаемости).

И здесь вполне уместно предположение о паузе в расширении спроса, которая предоставит время обрабатывающей промышленности для качественного обновления фондов и повышения производительности труда.
¦ снижение пузырей неторгуемых товаров. Этот достаточно популярный термин весьма четко отражает последствия притока нефтедолларов в Россию.

Рост совокупного спроса - как за счет притока экспортной выручки, так и банковского кредитования, - обуславливает рост цен в секторе неторгуемых товаров (non-tradable goods или товаров, не испытывающих конкуренции со стороны импорта - строительстве, торговли и прочих). С учетом того, что неторгуемые товары являются достаточно привлекательным объектов сбережений, а ряд фирм еще и представлены на фондовом рынке, падение цен на них может (что особенно характерно для 90-х годов и начала нынешнего века) вновь может выступить катализатором локального либо системного кризиса.
¦ Устойчивость финансовой сферы подразумевает:
¦ уменьшение зависимости российской финансовой сферы от состояния внешней среды. Сегодня очевидно, что финансовый кризис ставит под сомнение финансирование российского потребления и капитальных инвестиций за счет внешних источников, равно как и вовсе сохранность государственных средств (валютных резервов и государственных фондов - резервного и будущих поколений). Очевидно, что страна, располагающая столь значительными природными ресурсами, не может и не должна настолько зависеть от конъюнктуры на мировых рынках капитала;
¦ рост устойчивости национальной банковской системы. Российская банковская система в последние 4-5 лет развивается темпами, опережающими развитие экономики, при этом ее вклад в экономический рост возрастает. Повышение устойчивости банковской системы, теперь уже выступая элементом общей устойчивости экономического роста (в отличие от, например, 2004 года), предполагает снижение зависимости от притока внешнего капитала, а также устранение накопленных рисков высоких темпов роста - несоответствия временной структуры активов и пассивов, просроченной задолженности и т. п.
Выбор сценария сбалансированного роста должен быть осознанным, однако может стать и вынужденным. Во всех случаях данный сценарий предполагает формулировку задач денежной политики, направленной на максимально позитивное использование паузы роста для ликвидации всех структурных дисбалансов и построение фундамента для последующего этапа экономического роста не только с учетом текущих проблем, но и будущих угроз. В этом контексте задачи денежной политики представляются следующими:
¦ устранение текущих рисков и дисбалансов. Пауза роста предполагает определенное время для снятия структурных диспропорций - на межбанковском рынке, использовании внешних средств, просроченной задолженности и плохих долгов.

В противном случае результатами данной паузы выступит лишь потеря темпов экономического роста, после чего необходимо будет вернуться к прежним задачам, но в других (возможно еще менее благоприятных) условиях. Представляется, что в результате реализации антикризисного сценария на выходе должны появиться адекватная система рефинансирования, система пруденциального надзора, подразумевающая эффективный риск-менеджемент (не допускающий повторения угроз кризиса ликвидности);
¦ развитие финансовых рынков, которые выступят естественным дополнением банковской системе в привлечении ресурсов нефинансового сектора, позволят эффективно решать проблемы банковской ликвидности, аккумулировать внутренние сбережения и содействовать привлечению внешнего капитала;
¦ последовательная подготовка к новым реалиям денежной политики, предполагающим как изменение каналов денежного предложения, так и постепенный переход к политике таргетирования инфляции. В данных условиях должны измениться основные каналы денежного предложения, распределения ликвидности в банковской системе, контроля за валютным курсом, улучшится инвестиционный климат в России, обеспечивающий приток внешних инвестиций в новых реалиях (при снижающемся обменном курсе, нивелирующем процентный арбитраж).
В целом данный сценарий в большей степени перекликается с задачей построения новой финансовой системы, предполагающей снижение зависимости от мировых финансовых рынков одновременно с обеспечением качественного экономического роста. Однако еще раз отметим, что если не будут предприняты соответствующие усилия, направленные на устранение структурных диспропорций и развитие отдельных сегментов финансовой системы России, то результатами выступят снижение темпов экономического роста и, возможно, еще большие структурные проблемы.

Оценка располагаемых внутренних ресурсов в долгосрочнойперспективе

Ключевой проблемой российской экономики в средне- и долгосрочном периоде будет ограниченность внутренних ресурсов, которая определяется недостатком внутренних сбережений для реализации масштабных инвестиционных программ, связанных с задачами модернизации основных фондов, реализацией крупных инфраструктурных проектов, расширения кредитования, направленного на потребление. Объем сбережений нефинансового сектора будет меняться в зависимости от сценариев, однако эти изменения не будут значительными.

В то же время, как было показано выше основные параметры финансовой системы, предложенные в КДР, являются заметно завышенными.
При оценке располагаемых ресурсов в ближайшее десятилетие мы исходим из предположений, что финансовый сектор будет развивать более сбалансировано, чем это было в период 2006-2009 гг. Построение такого сбалансированного сценария развития российской финансовой системы опиралось на следующие основные гипотезы.
1. Взаимоотношения с внешним миром
1.1. Баланс внешней торговли товарами и услугами останется положительным в размере около 5% ВВП в среднем за год (в период 2001-2005 годов это соотношение в среднем было на уровне 12.5% ВВП, в 2007 году - 8.6%).
1.2. Чистый приток иностранного капитала в негосударственный сектор экономики не будет превышать 2% ВВП в среднем за год (пиковый приток внешнего капитала в прошедшее десятилетие отмечался в 2007 году - 6.4% ВВП).
1.3. С учетом оттока средств по прочим текущим операциями платежного баланса и незначительными операциями государственного сектора прирост международных резервов Банка России оценивается в 3-4% ВВП (в 2001-2005 годах - 6.3%, в 2007 году -11.5% ВВП).
2. Монетарная сфера
2.1. Покупки валюты Банком России останутся основным источником денежного предложения.

Более того, при гипотезах из п.1. (о сохранении положительного сальдо торгового баланса) их объем останется избыточным по отношению к спросу экономики на денежные остатки и требованиям банков по поддержанию рублевой ликвидности.
2.2. Доля наличных денег в денежной массе (отношение М0/М2) будет постепенно снижаться до уровня 15-17%.

Спрос населения на наличные деньги (прирост М0) снизится с 3-4% от совокупных денежных доходов (2001-2007 гг.) до 1-2%, а доля наличных денег в ВВП не превысит 10%.
2.3. В качестве одной из целевых функций мы предполагаем достаточно активное протекание процесса девалютизации сбережений, связанное как со снижением российской инфляции, так и ожидаемой повышенной волатильностью курсов мировых валют.

Доля счетов в иностранной валюте в общем объеме безналичных средств к 2020 году может снизиться до 5-7% с 36% в 2000 году и 25% в 2008 году.
3. Банковский сектор и кредитный рынок
3.1. Совокупные сбережения населения (превышение доходов над потребительскими расходами и обязательными платежами) будут ниже, чем в докризисный период. Данная тенденция будет определяться как ростом обязательных платежей (прежде всего, обслуживанием кредитов домашних хозяйств), так и устойчивостью кредитной модели потребления. Доля совокупных сбережений в ВВП снизится с 12% в 2001-2005 годах и 19% в 2007 году до 9-10% в 2020 году Соответственно, на прирост банковских вкладов будет приходиться не более 4% ВВП в среднем за год (в 2007 году - 4.3%).

Таким образом, общий объем депозитов населения не превысит к 2020 году 30% ВВП.
3.2. Прирост средств на банковских счетах корпоративного сектора составит порядка 3% ВВП в год.

Данный показатель был достаточно волатильным в прошедшее десятилетие - от 1,7% в 2002 и 2003 годах до 6.6% ВВП в 2007 году с резким падением до 1.5% в 2009 году. К ключевым факторам, влияющим на прирост сбережений российских предприятий, являются цены мирового рынка на сырье, рост банковского кредитования предприятий, рост номинального ВВП. Объем средств корпораций в российской банковской системе к 2020 году оценивается в 25% ВВП.

Таким образом, совокупный объем денежной массы мы оцениваем в 65% ВВП к 2020 году.
3.3. Выбранный сценарий развития экономики предполагает сбалансированное развитие кредитного рынка с опорой преимущественно на внутренние ресурсы.

Разрыв между кредитами экономики и средствами на счетах (безналичным компонентом денежной массы) снизится со 140% собственных средств банков в 2008 году до 40-45% к 2020 году. Глубина кредитной ямы уменьшится с 11% ВВП в 2008 году до 3-5% ВВП в 2020 году.
3.4. Приведенные выше условия ограничивают темпы роста кредитного портфеля банков 14-16% в среднем за год.

Таким образом, совокупный объем банковских кредитов экономике в 2020 году не превысит 60% ВВП. При этом ежегодный прирост кредитов по отношению к ВВП будет соответствовать уровню 2003-2005 годов, то есть периоду, предшествовавшему кредитной экспансии 2006-2008 годов (6-7% ВВП).
В то же время за счет неизбежного расширения кредитования по отношению к размерам экономики все большая часть прироста валового выпуска (или внутреннего спроса) будет обеспечиваться приростом банковских кредитов экономике. Это соотношение может достичь к 2020 году 43-45%. (2007 год - 37%), что делает реальный сектор существенно более кредитозависимым.

Таблица 1.4-1. Приросты денежных показателей, млрд. руб. за период
2001-2005 2006-2009 2010-2015 2016-2020
Наличные рубли 1749 2413 5330 6871
M0 1590 1991 4626 5964
Кассы 159 422 704 907
резервные активы банков 603 1151 5179 8337
Широкая денежная база 2193 3141 9805 14301
Рублевые счета 3300 6611 24345 40903
М2 4890 8602 28970 46867
Инвалютные счета 762 2824 389 0
Широкие деньги 5652 11425 29359 46867
Таблица 1.4-2. Сбалансированный сценарий - основные денежные показатели, в % ВВП
2005 2008 2009 2010 2015 2020
Наличные рубли 10,2 10,5 11,6 11,5 11,5 11,5
M0 9,3 9,1 10,1 10,0 10,0 10,0
Широкая денежная база 13,5 13,4 15,3 15,4 18,4 20,7
резервные активы банков 4,2 4,3 5,2 5,4 8,4 10,7
Рублевые счета 18,7 23,3 26,8 28,5 40,6 52,0
М2 28,0 32,4 36,9 38,5 50,6 62,0
Инвалютные счета 5,4 7,9 10,1 8,9 5,1 3,0
Широкие деньги 33,4 40,3 47,0 47,4 55,7 65,0
Безналичные средства 24,1 31,2 36,9 37,4 45,7 55,0
Предприятия 11,1 16,7 19,0 18,7 21,7 25,2
Населения 13,0 14,4 17,9 18,7 24,0 29,8
Иностранные пассивы банков 6,9 12,0 11,3 12,1 16,1 19,7
Кредит негосударственному сектору 26,2 42,2 44,9 43,4 49,4 58,4
Предприятиям, включая небанковские финорганизации 20,7 31,8 35,3 34,0 37,0 42,6
Населению 5,4 10,4 9,6 9,4 12,4 15,8
Кредит госорганам 4,4 3,0 3,9 3,5 2,2 1,6
Иностранные активы банков 5,1 11,2 12,6 12,8 12,7 13,6
Денежный мультипликатор (М2/широкая ден. база) 2,1 2,4 2,4 2,5 2,8 3,0
Доля наличных в М2 33,2 28,1 27,3 25,9 19,8 16,1
Источник: расчеты ЦСИ Банка Москвы, ЦБ РФ.
Приведенный выше сценарий является умеренно оптимистичным (подразумевается более низкий уровень монетизации экономики, нежели это предусмотрено в КДР) и предполагает выполнение ряда условий, способствующих ускоренному и более качественному развитию финансового сектора. Среди них:
¦ снижение доли наличных денег М0 совокупном денежном предложении с 2836% М2 в 2001-2009 гг. до 16% М2 к 2020 г.;
¦ поддержка процесса девалютизации сбережений нефинансового сектора;
¦ сохранение положительным как сальдо счета по текущим, так и по капитальным операциям платежного баланса РФ;
¦ устойчивый рост банковских депозитов предприятий вследствие благоприятной мировой ценовой конъюнктуры и роста банковского кредитования.
Выполнение условий, лежащих в основе сбалансированного (умеренно оптимистичного) сценария, требует как определенных усилий со стороны денежных властей, так и благоприятной конъюнктуры на глобальном сырьевом рынке и рынке капитала. В противном случае в следующее десятилетие Россию ожидает умеренно пессимистичный инерционный сценарий.
В свою очередь он основывается на предположении, что основные параметры денежной сферы и не претерпят заметных улучшений по сравнению с предкризисным периодом. Другой предпосылкой инерционного развития также является более сбалансированное (нежели это было в 2006-2008 годах) развитие кредитного рынка с опорой на внутренние ресурсы. Иными словами, предполагается, что разрыв между кредитами экономики и депозитной базой банков не будет значительно возрастать. Соответствующая модификация гипотез сбалансированного сценария приводит к следующим результатам по инерционному сценарию.
Доля наличных денег в денежной массе сохранится на уровне 2007-2008 годов и будет составлять 25-28%. Наличные деньги на руках у населения по отношению к доходам населения будут почти в два раза выше, чем в сбалансированном сценарии: 2.53.0%. Размер наличной денежной массы (М0) вырастет до 15% ВВП к 2020 году.


Соответственно, это будет ограничивать размеры ресурсной базы банковского сектора, так как значительная часть сбережений населения будет оставаться в наличной форме и не будет вовлечена в процессы кредитования экономики. Объем сбережений населения на банковских счетах достигнет к 2020 году 23% ВВП.
Денежный мультипликатор (М2/Широкая денежная база) практически не изменится по сравнению с 2008 года и останется на уровне 2.5-2.6 раза. Как следствие, размеры рублевой денежной массы будут ограничены 55% ВВП.
Ограниченность ресурсной базы банков обусловит и более скромный, чем в сбалансированном сценарии, рост кредитов. Кредитование экономики в этом случае вряд ли превысит 50% ВВП. При этом разрыв между кредитами и депозитами может оказаться даже несколько выше, чем в сбалансированном сценарии. Поскольку банки будут неспособны полностью удовлетворить спрос на кредит за счет внутренних источников фондирования, кредитование экономики может быть поддержано за счет внешних займов.
Размер кредитной ямы в этом сценарии уменьшится лишь до 6%ВВП и будет составлять 70-75% от собственных средств банков (по сравнению с 3% и 40-45% соответственно в сбалансированном сценарии). Однако вклад прироста кредитов в увеличение валового выпуска не превысит уровень 2007-2008 годов (35-37%).
Таблица 1.4-3. Инерционный сценарий - основные денежные показатели, в % ВВП
2005 2008 2009 2010 2015 2020
Наличные рубли 10,2 10,5 11,6 11,5 14,4 17,3
M0 9,3 9,1 10,1 10,0 12,5 15,0
Широкая денежная база 13,5 13,4 15,3 15,2 17,8 21,3
резервные активы банков 4,2 4,3 5,2 5,2 5,3 6,3
Рублевые счета 18,7 23,3 26,8 28,0 32,9 40,4
М2 28 32,4 36,9 38,0 45,4 55,4
Инвалютные счета 5,4 7,9 10,1 8,9 5,1 3,0
Широкие деньги 33,4 40,3 47 46,9 50,5 58,4
Безналичные средства 24,1 31,2 36,9 36,9 38,0 43,4
Предприятия 11,1 16,7 19 18,5 17,6 20,0
Населения 13 14,4 17,9 18,4 20,4 23,4
Иностранные пассивы банков 6,9 12 11,3 12,1 16,1 19,7
Кредит негосударственному сектору 26,2 42,2 44,9 43,5 43,9 49,2
Предприятиям, включая небанковские финорганизации 20,7 31,8 35,3 34,1 32,2 35,2
Населению 5,4 10,4 9,6 9,4 11,7 14,0
Кредит госорганам 4,4 3 3,9 3,5 3,2 2,9
Иностранные активы банков 5,1 11,2 12,6 12,8 12,7 13,6
Денежный мультипликатор (М2/широкая ден. база) 2,1 2,4 2,4 2,5 2,6 2,6
Доля наличных в М2 33,2 28,1 27,3 26,3 27,5 27,1
Источник: расчеты ЦСИ Банка Москвы, ЦБ РФ.

Сценарные предложения модернизации финансовой системы

Выше были представлены расчеты по трем возможным сценариям развития финансового сектора России на следующее десятилетие (до 2020 года). Первый, рассматриваемый в Концепции долгосрочного развития РФ, предполагает ускоренный (по сравнению с экономикой) рост монетизации и банковской системы, что соответствует сценарию форсированного роста. Развитие финансовой системы, предполагающее устранение структурных диспропорций и улучшение структуры денежного предложения, отражено в сбалансированном сценарии.

Наконец, инерционный сценарий предполагает фактическую консервацию текущей структуры финансовой сферы.



Очевидно, что в рамках сценария форсированного роста наблюдается значительное расширение банковского кредитования экономики. По сравнению со сбалансированным сценарием объем кредитов предприятиям и экономики оказывается выше на 20 п. п. Тем не менее, как видно из графиков выше, столь ускоренный рост достигается лишь за счет дополнительных ресурсов - внешних займов либо средств государства.

В рамках форсированного сценария за счет этих источников будет осуществляться свыше 20% кредитования - и это без учета необходимой банковской ликвидности, вложений в ценные бумаги, межбанковского рынка и иностранных активов. Более того, кредитная яма устойчиво возрастает, достигая 16% ВВП.







Содержание раздела