d9e5a92d

Дистанционное обслуживание удаленных клиентов

¦ разработку и принятие закона О национальной платежной системе, направленного, в том числе, на повышение доступности розничных переводов и платежей, а также закона Об электронных деньгах,
¦ учет специфики налогообложения микрофинансовых организаций и кредитных
кооперативов, в том числе порядка формирования ими резервов, в Налоговом Кодексе РФ;
¦ правовое обеспечение создания кооперативных банков.

Дистанционное обслуживание удаленных клиентов

В модель дистанционного обслуживания, складывающуюся на российском рынке, входят:
¦ использование в качестве банковских агентов различных учреждений, включая крупные сетевые организации, в частности, Российскую федеральную почтовую сеть (ФГУП Почта России), микрофинансовые организации, мобильных операторов и т. д. Как правило, в такой модели предполагается, что у клиента есть банковский счет или, как минимум, что банк несет субсидиарную ответственность по операциям;
¦ мобильный банкинг и интернет-банкинг, а также розничные микроплатежи без открытия банковского счета и взаимоотношений клиента с банком. Как правило, для таких расчетов используются де-факто электронные деньги или предоплаченные финансовые продукты.
Доступность таких услуг по переводу средств особенно важна в районах, где семьи полагаются на денежные переводы от родственников, работающих в экономических центрах или, как в некоторых приграничных районах, за рубежом. Использование передовых технологий позволит снизить транзакционные издержки, создав возможности для роста и обслуживания большего числа клиентов.
Необходимость развития системы дистанционного финансового обслуживания объясняется рядом причин. Если микрофинансовые организации предоставляют классические финансовые услуги (займы, сбережения, лизинг, а в некоторых случаях и страхование), то участники системы дистанционного обслуживания помогают осуществлять, прежде всего, денежные переводы и платежи.

Таким образом, обе группы игроков - финансовые посредники и участники системы дистанционного обслуживания -не конкурируют между собой, а предоставляют смежные, взаимодополняющие услуги.
Развитие дистанционного банковского обслуживания сопровождается рядом специфических рисков. В основном они связаны с привлекаемыми агентами.

Задача органа регулирования состоит в том, чтобы найти разумный баланс между выгодами и рисками, учитывая очевидные преимущества внеофисного обслуживания. Представляется необходимым возложить на банки субсидиарную ответственность за деятельность привлекаемых ими агентов.

Кроме того, необходимо адаптировать меры по противодействию отмыванию незаконных доходов к деятельности по оказанию дистанционных финансовых услуг. Предоставление Российской федеральной почтовой сети и другим банковским агентам возможности развивать дистанционное финансовое обслуживание требует наделения их правом идентификации клиентов для оказания кредитных, платежных и других услуг.

Повышение финансовой грамотности населения

Актуальность проблемы финансовой грамотности населения кардинально выросла в условиях кризисных явлений, наблюдаемых на российском финансовом рынке. Особенность российских условий состоит в отсутствии традиционных для других стран групп внутренних и внешних долгосрочных инвесторов, прежде всего пенсионных фондов.

В этих условиях повышение уровня финансовой грамотности населения позволяет создать внутреннего долгосрочного инвестора за счет привлечения средств населения - как в форме прямого инвестирования в инструменты финансового рынка (посредством брокерских услуг и посредством институтов коллективного инвестирования), так и в виде инвестиций в накопительные пенсионные системы. Другими словами, повышение уровня финансовой грамотности населения в современных российских условиях может способствовать решению одной из критических проблем российского финансового рынка - проблемы длинных денег.
Несмотря на 17 лет развития рыночной экономики в нашей стране, уровень практической финансовой грамотности населения остается крайне низким. Речь идет не о формальных знаниях, а о практических навыках действий в условиях рынка, об умении большинства граждан пользоваться кредитом, наличной валютой, депозитами, о навыках организации домашних сбережений, управления семейным бюджетом. Финансовые знания и умения распространены крайне неравномерно.

Ощущается сильнейший разрыв между немногочисленной адаптированной группой рынка, осмысленно пользующейся современными финансовыми инструментами, и аутсайдерами рынка, в числе которых и оказывается большинство.


Несмотря на целую эпоху долларизации экономики у 66% взрослого населения РФ нет опыта пользования наличными долларами.
Несмотря на активную экспансию потребительского кредита, доля россиян, воспользовавшихся за последние два-три года какими-либо займами, по данным социологических опросов, на сегодняшний день составляет только 37%. 62% населения никогда не привлекали заемные средства кредитных учреждений.
Дополнительный риск, связанный с невысоким уровнем финансовой грамотности, заключается в том, что физические лица, взявшие кредиты, могут оказаться не в состоянии отдать кредит. Как показывают социологические исследования, даже среди граждан-заемщиков уровень практической финансовой грамотности также остается невысоким.

Большинство информацию о кредите получили прямо на месте покупки товара и принимали решение ситуативно.
Среди тех граждан РФ, кто брал кредит, только 54% сравнивали условия с условиями других кредитов. 43% граждан РФ, попавших в кредитную зависимость, взяли первый попавшийся кредит.

Другими словами, они не выбирали условия кредитования.
Таким образом, для домохозяйств складывается опасная ситуация, которая заключается в формировании, своего рода, финансовой ловушки. В рекламе люди много слышат о кредитах, ипотеке, депозитах, акциях и других финансовых инструментах. Люди видят, что потребительскими кредитами, ипотекой легко пользуются соседи, знакомые, жизнь в кредит превращается в обычную практику.

Все это создает ощущение компетенции, снижает психологический порог входа на финансовый рынок для миллионов домохозяйств, создает видимую легкость принятия решений и условие для массовых финансовых ошибок. Однако в то же время налицо острая нехватка практических навыков пользования кредитом, планирования семейного бюджета.

Между тем очевидно, что риски домохозяйств, накапливаясь, могут привести и к снижению экономической безопасности государства.
Для предотвращения вышеуказанных рисков и одновременно для более полного вовлечения сбережений населения в процесс финансирования модернизации экономики требуется разработать и реализовать Комплексную национальную программу повышения финансовой грамотности населения. При ее разработке необходимо активно использовать существующий опыт программ и близких проектов как опыт развитых стран (США, Великобритания, Евросоюз, Австралия), так и ряда стран с развивающимися финансовыми рынками (Индия, Бразилия, Гонконг, Польша).
Следует отметить, что недостаточный уровень финансовой грамотности не является национальной особенностью России. С этой проблемой сталкиваются и страны, имеющие многовековой опыт развития финансового рынка. Более того, недавний ипотечный кризис в США показал, что в современном мире в значительной мере воспроизводятся все те же ошибки, которые были свойственны для поведения населения, как инвестора, десятилетия назад.

Директор Всемирного банка в России Клаус Роланд относительно недавно отмечал, повторяя выступления американских чиновников 70летней давности, что необходимо учиться управлять доходами не только на федеральном уровне, но и на уровне рядового гражданина, а эта задача требует повышения финансовой грамотности населения. По его словам, кризис на ипотечном рынке США показал, чтолюди не понимают, что такое долг, что такое проценты .
Поэтому национальная программа финансового просвещения должна быть направлена не столько на пропаганду современных финансовых инструментов (с этой задачей эффективно способен справиться бизнес), сколько на создание системы информационной безопасности для домохозяйств. Необходимо обеспечить тот уровень практических знаний населения, который предупредит массовые ошибки и рационализирует стереотипы массового финансового поведения.
Национальная программа не может ставить целью формальное массовое распространение экономических знаний или популяризацию современных финансовых институтов. Она должна стать механизмом выработки ответов на самые острые вопросы,идущие снизу.

Миссия национальной программы - рационализация экономики домохозяйств.
На основе уже существующих социологических исследований можно выделить три самых актуальных практических вопроса для домохозяйств:
? Как правильно организовать семейные сбережения?
? Как организовать свой бизнес?
? Что будет с пенсиями?
Эти три вопроса целесообразно использовать как точки прорыва для продвижения экономических знаний, влияющих на практические решения граждан. Эти знания следует рассматривать как народный капитал, непосредственно воздействующий на уровень благосостояния, темпы экономического роста.

Финансовая грамотность населения - это ресурс экономической активности и страховка от многих экономических и политических рисков.
Программа повышения финансовой грамотности призвана внедрить в повседневную практику на смену традиционной патерналистской ориентации на помощь государства новый стереотип принятия хозяйственных решений: самостоятельных, ответственных, с оценкой рисков.
Рост эффективности домохозяйств - существенное условие макроэкономической стабильности. Следует отметить, по крайней мере, несколько возможных позитивных результатов повышения финансовой грамотности населения, проявления которых следует ожидать на уровне макроэкономики:
- общее увеличение инвестиционного спроса населения;
- позитивные структурные изменения этого спроса, в том числе увеличение доли инвестиций, направляемых в эмиссионные ценные бумаги российских эмитентов, в том числе реального сектора экономики;
- оптимизация структуры кредитования населения в виде сокращения доли потребительского кредитования и повышения доли ипотечного кредитования и автокредитования;
- сокращение риска неплатежеспособности домохозяйств и т.д.
Отличительной чертой предлагаемой национальной программы повышения финансовой грамотности населения является ее адресность. Она должна быть ответом на практические запросы группы риска (инвесторы народных IPO; пенсионеры; владельцы акций паев ПИФов; пользователи потребительских кредитов, авторкредитов и ипотечных кредитов); группы прорыва (индивидуальные инвесторы уже являются участниками рынка); группы высокого информационного потенциала (то есть люди, которым не хватает знаний для принятия инвестиционных решений); группы государственных служащих; группы медиа-посредников, то есть представителей различных СМИ.
Осуществлять реализацию национальной программы предлагается на основе следующих организационных принципов:
S частно-государственного партнерства (соединения усилий государства и бизнеса);
S широкого распространения правовых знаний, как основы повышения финансовой грамотности;
- S единства информационной политики;
- S реализации пилотных региональных проектов, разделения функций между центром и регионами, создания центров финансового просвещения в субъектах Федерации;
S активного использования обратной связи на основе социологических опросов и мониторинга финансовых предпочтений населения;
- S общей координации программы Советом по финансовым рынкам при Президенте РФ.

Развитие регулятивной среды интегрированного финансового рынка в России

Глобальный кризис, начавшийся в сентябре 2008 года, еще сильнее обнажил наиболее острые проблемы финансового рынка и небанковских финансовых институтов в России.
¦ Во-первых, отсутствие долгосрочного внутреннего инвестора (низкая доля долгосрочных инвесторов в структуре клиентов финансовых организаций).
¦ Во-вторых, дефицит доверия на рынке, являющееся следствием:
1. низкой капитализации российских финансовых организаций;
2. низкого уровня риск-менеджмента в финансовых организациях;
3. дефицита технологий совершения и исполнения сделок, сочетающих высокий уровень надежности и низкие транзакционные издержки.
¦ В-третьих, низкое качество оборота российских финансовых инструментов, в том числе:
1. высокая доля сделок с повышенным уровнем риска;
2. резкий рост волатильности рынка в периоды кризиса, являющийся следствием низкой ликвидности большинства финансовых инструментов и снижения доли акций в свободном обращении, наблюдавшегося в последние годы и усилившегося в результате государственной поддержки фондового рынка в период острой фазы кризиса 2008 года. (Подробнее см. Приложение
7).
Кроме того, текущий кризис по-новому расставил акценты среди проблем, существовавших как на российском, так и на мировом рынке капитала, обозначил новые риски. Процесс G-20, ставший ответом мирового сообщества на эти угрозы, привел к ряду принципиально важных решений, среди которых необходимо выделить:
? распространение регулирования на ранее свободные от него институты и отношения, в том числе кредитно-рейтинговые агентства, параллельную банковскую систему, хедж-фонды и т.д.;
? необходимость организации и проведения макропруденциального надзора, нацеленного на снижение системных рисков экономики и финансового сектора;
? меры, направленные на противодействие цикличности, учет которых необходим при модернизации регулирования вознаграждений, риск-менеджмента и пруденциального надзора;
? меры, направленные на снижение финансового рычага и обеспечение достаточности капитала финансовых организаций;
? необходимость укрепления международного сотрудничества, формирования элементов наднационального регулирования и надзора, ориентирования национальных регуляторов и надзорных органов на передовые стандарты в этой области.
Кризис выявил слабость конкурентных позиций России на глобальном рынке капитала, перераспределение ликвидности на котором складывается не в ее пользу. Именно в данном аспекте глобальной конкуренции на рынке капитала позиции России в течение и после кризиса ухудшаются. В течение 8 лет доля российских бирж устойчиво росла в совокупном мировом биржевом объеме торговли акциями (См.

Приложение 8 рис. 1), однако с началом кризиса начала снижаться, демонстрируя отступление в мировой конкуренции за глобальную ликвидность. При этом не следует думать, что данная ситуация - лишь простое следствие временного оттока операций на развитые рынки с более низким уровнем риска.

На самом деле Россия проигрывает конкуренцию другим крупным развивающимся рынкам (См. Приложение 8, рис. 2), прежде всего Китаю (См. Приложение 8, рис.

3).
Переломить эту негативную тенденцию, на наш взгляд, можно, реализовав комплекс мер, направленных на развитие совершенствования регулятивной среды российского финансового рынка.
Во-первых, требуется увеличить приток средств населения на рынки капитала. Это будет служить решению проблемы формирования долгосрочного инвестиционного спроса, а также повышению ликвидности внутреннего финансового рынка.

Данное направление предполагает структурные изменения в расходах населения: увеличение общей склонности к сбережению за счет снижения доли потребительских расходов; сокращение прироста наличных денег; доли покупки иностранных валют; недвижимости с инвестиционными целями.
По нашему мнению, наиболее эффективными мерами по привлечению населения на рынок ценных бумаг могут быть следующие:
Налоговое стимулирование. Граждане должны быть освобождены от налога на доходы от операций с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами, а также от налога на доходы в виде дивидендов и процентов.

Данная мера является наиболее эффективной для привлечения средств граждан на фондовый рынок, поскольку существенно повышает доходность таких операций в сравнении с другими альтернативными направлениями инвестирования.
Часть прибыли, направляемая российскими компаниями на выплату дивидендов, должна быть освобождена от налога на прибыль. Для граждан регулярная выплата дивидендов компанией будет стимулом для долгосрочного инвестирования.
Создание института индивидуальных сберегательных счетов (ИСС) граждан, предназначенных для аккумулирования их частных пенсионных накоплений. Средства на данных счетах могут формироваться за счет отчислений самих граждан, добровольных отчислений работодателей и доходов, получаемых за счет инвестирования указанных накоплений на фондовом рынке. Возвращаться средства с ИСС должны по достижению гражданами пенсионного возраста.

Использование данных счетов должно опираться на меры налогового стимулирования (вычет из базы подоходного налога суммы, направляемой на ИСС, в размере не более 500 тысяч рублей в год; а также предоставление работодателям права вычитать из базы налога на прибыль сумм, перечисляемых на ИСС граждан, в размере до 500 тысяч рублей в год на одного работника).
Представляется, что право открытия ИСС должно быть предоставлено брокерам и управляющим ценными бумагами, а предлагаемые ими инвестиционные стратегии, осуществляемые за счет средств на ИСС, должны быть четко урегулированы на основе ясных и четких стандартов.
С одной стороны, ИСС дополняет уже существующий ряд пенсионных схем еще одной, рассчитанной на граждан, предпочитающих иметь большее влияние на операции с их средствами. С другой стороны, введение данной схемы является эффективным способом придать деятельности НПФ более рыночный характер (см. далее) - в том случае, если граждане будут иметь альтернативные пенсионные схемы и смогут выбирать между ними, это положительно скажется на эффективности деятельности всех пенсионных схем, а также на издержках, связанных с использованием каждой из них.
Введение института инвестиционного консультанта в целях продвижения финансовых инвестиционных услуг населению и повышения их качества. Это дает реальную возможность для осуществления такой деятельности небольшими региональными компаниями, которые в большинстве случаев пользуются большим доверием населения, проживающего на данной территории.

Широкая сеть независимых инвестиционных консультантов(так называемых компаний одного лица) существенно снижает издержки крупных брокеров и управляющих, требующиеся для поддержания собственной филиальной сети или сети агентов финансовых институтов, а значит издержки конечных инвесторов - граждан, связанных с операциями на фондовом рынке.
Для повышения уровня защиты граждан на фондовом рынке потребуется мобилизация всех регулятивных механизмов. Одним из наиболее эффективных шагов в данном направлении могло бы стать введение обязательного членства в саморегулируемых организациях для компаний, оказывающих услуги неквалифицированным инвесторам.

В этом случае СРО получили бы реальную возможность принимать меры по обеспечению качества услуг таких организаций и их финансовой устойчивости, дополняя действия регулятора. Практика деятельности СРО в мире показывает, что на них может быть возложено регулирование договоров с клиентами, классификация клиентов, исполнение их поручений, отчетность перед ними.

Именно СРО на первом этапе могли бы наилучшим образом осуществить внедрение элементов пруденциального надзора, в том числе таких, которые предполагают возможность разработки индивидуальных механизмов управления рисками и требуют их оценки со стороны регулятора.
Важную роль призвано сыграть создание национальной компенсационной системы (системы компенсационных фондов) для защиты от неправомерного лишения граждан активов лицензированными финансовыми организациями и банкротства. Сумма убытков граждан, которая может быть возмещена компенсационным фондом, участником которого был профессиональный участник рынка ценных бумаг, допустивший нарушение, приведшее к убыткам его клиентов, должна быть сопоставима с размерами возмещения при страховании банковских вкладов.

Существование компенсационного фонда обычно воспринимается населением позитивно и является дополнительным стимулом для решения об инвестициях на фондовом рынке. В случае недостаточности средств для покрытия убытков клиентов должна быть возможность использования средств фонда более высокого уровня, например, гарантийного фонда Российской Федерации. Наиболее эффективной видится система, основанная на государственном компенсационном (или гарантийном) фонде и на разветвленной сети частных саморегулируемых компенсационных фондов
В настоящее время значительная часть населения не рассматривает возможности инвестирования на фондовом рынке, а многие из тех, кто это уже делает, имеют превратные представления о рисках, своих правах, природе финансовых инструментов и возможных доходах. Сохраняется и опасность того, что значительная часть населения, проявляющая интерес к фондовому рынку, может воспользоваться услугами организаций, привлекающих средства населения без необходимых лицензий и с мошенническими целями.

В связи с этим разработка и реализация программы повышения финансовой грамотности населения являются необходимыми и неотложными (См. Главу 2.5 данного доклада)
Привлечение населения на фондовый рынок может быть обеспечено за счет предложения специально ориентированных на него инструментов. В настоящее время физические лица лишены возможности эффективно инвестировать в золото и другие драгоценные металлы, в иностранные финансовые инструменты, в товарные активы.

Секьюритизация этих активов в формах, удобных для мелких инвестиций, может способствовать вовлечению в финансовые операции большого количества граждан как частных инвесторов.
Вторым важнейшим направлением развития регулятивной среды российского финансового рынка является увеличение объема средств, инвестируемых на рынке капитала институтами коллективных инвестиций и пенсионными институтами.
Представляется целесообразным расширить перечень активов, допустимых для инвестирования средств инвестиционных фондов при сохранении существующего уровня риска по их портфелям за счет ценных бумаг иностранных эмитентов, инструментов денежного рынка, инструментов секьюритизации и т. п.
Такие шаги, естественно, потребуют развития централизованных информационных систем раскрытия информации о паевых инвестиционных фондах и их управляющих компаниях, анализа их деятельности, исходя из инвестиционных предпочтений инвесторов.
Инвестирование в паи инвестиционных фондов средств негосударственных пенсионных фондов, накопительной части обязательных пенсионных отчислений и других пенсионных программ целесообразно, на наш взгляд, стимулировать освобождением НПФ от налога на прибыль от операций с активами, в которые инвестируются пенсионные резервы и доходов по ним. При этом одновременно должен быть расширен круг активов, в которые могут быть инвестированы пенсионные накопления, находящиеся под управлением государственной управляющей компании по инвестированию пенсионных накоплений. Потребуется и изменение приоритетов государственной политики в области пенсионной реформы, заключающееся во всемерном опережающем развитии частного управления пенсионными накоплениями.

Такая политика должна предусматривать активную пропаганду государством возможностей управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов по управлению пенсионными накоплениями; установление целевых ориентиров последовательного снижения доли государственной управляющей компании в общем объеме инвестируемых пенсионных накоплений; всемерное стимулирование конкуренции в области управления пенсионными накоплениями.
Должно быть увеличено и число участников в накопительных пенсионных системах, как за счет стимулирования работников и предприятий к добровольным отчислениям, так и за счет увеличения возраста работников, принимающих в них участие в обязательном порядке.
Переформатирование регулятивной среды финансового рынка должно быть ориентировано на кардинальное увеличение объема иностранных инвестиций. Несмотря на то, что по своему потенциалу данная группа инвесторов существенно превосходит и население, и внутренних институциональных инвесторов, приход масштабных глобальных инвестиций возможен только после того, как на внутренний рынок капитала придут внутренние инвесторы.



Содержание раздела