d9e5a92d

Выводы и предложения

Сказывается недостаточно активная деятельность государственных структур по управлению процессами инвестиций в создание новых рабочих мест, диверсификации производственных сфер, усиления обслуживающих отраслей национальной экономики и др.
Республика Молдова и Королевство Иордания являются членами ВТО, а это значит, что их внутренние рынки практически полностью открыты для иностранных товаров и услуг. По этой, а также целому ряду других причин оба государства имеют отрицательный внешнеторговый баланс, оказывающий негативное воздействие на стабильность национальных валют.

Становится очевидной все более четко выраженная лоббистская роль Всемирной торговой организации, которая не в силах обеспечить сокращение удельного веса субсидий аграрному сектору в индустриально развитых государствах. Именно эти субсидии, достигающие, например, в странах Европейского Экономического
Сообщества 48-50% от стоимости валового продукта сельского хозяйства, создают эффект удешевления агропродовольственных товаров индустриально развитых стран и их беспрепятственного проникновения на рынки развивающихся государств, лишая местных крестьян и без того низких доходов.
С целью исправления создавшейся ситуации в работе рекомендуется комплексная система совершенствования управления частным сектором на основе экономических методов. Главными компонентами этой системы являются создание благоприятных социально-экономических условий для развития частного предпринимательства, обеспечение выхода из теневого сектора значительной части представителей малого бизнеса.

В отношении рынка земельных ресурсов наряду с активизацией роли государства на этом рынке рекомендуется пересмотреть положение тех законодательных актов, которые запрещают продажу сельскохозяйственных угодий иностранным инвесторам.
Создание привлекательного инвестиционного климата наряду с уже проделанной работой по совершенствованию действующего законодательства предусматривает учреждение и активное функционирование целого ряда консалтинговых структур, бизнесцентров, бизнесинкубаторов, внедренческих центров и других.
В качестве одного из основных направлений возрождения экономических методов управления частным сектором рекомендуется восстановление в своих законных правах кратко-, средне- и долгосрочных плановых инструментов. Особое внимание рекомендуется уделять разработке бизнеспланов экономической деятельности предприятий, которые, согласно осуществленному анализу, пока не стали центральным звеном планирования в сельском хозяйстве.
Выводы и предложения, полученные в результате исследовательской работы, изложены в заключительном разделе диссертации, а также в опубликованных работах автора.

Выводы и предложения

1. Начиная с 70х годов прошлого столетия мировое сообщество вступило в качественно новую фазу своего развития - фазу глобализации экономической деятельности.
2. Ведущей целью процесса глобализации экономической деятельности является создание гармоничной глобальной экономической системы, основанной на (i) общемировой интеграции стран и континентов, на (ii) оптимальных во всех отношениях специализации и разделении труда, на (iii) рациональном использовании материальных ресурсов, в т.ч. невозобновляемых, на (iv) наиболее эффективном вовлечении в мировой производственный процесс антропогенных факторов и в первую очередь - рабочей силы. Одним из признаков создания гармоничной глобальной экономической системы является опережающий рост национальных экономик развивающихся государств, а в перспективе -выравнивание доходов и уровней жизни в богатых и бедных странах.
3. Важным фактором ускорения темпов экономического роста развивающихся государств является разработка и целенаправленное использование комплекса мер и мероприятий по управлению частным сектором на основе экономических методов. Приоритетный характер экономических методов над всеми остальными возможными методами доказан практикой высокоразвитых стран и является бесспорным.
4. С целью ускорения темпов экономического развития принципиально важное значение имеет организационная деятельность соответствующих государственных служб по созданию рациональной институциональной структуры частного сектора. Наряду с частным бизнесом аналогичную помощь и поддержку указанные службы должны оказать также негосударственным (общественным) организациям и/или их объединениям.
5. Субсидии составляют основу функционирования сельского хозяйства высокоразвитых стран. По данным Всемирного Банка в 2002 г. только на долю стран Организации экономического сотрудничества и развития приходилось свыше 318 млрд. долл.



США субсидий для аграрного сектора, что составляет около 47% от всей стоимости производимой в этих странах сельскохозяйственной продукции.
До тех пор, пока субсидии фермерам индустриально развитых стран мира не будут сведены к минимуму, страны третьего мира вынуждены изыскивать финансовые ресурсы из своих и без того дефицитных бюджетов для финансовой подпитки аграрного сектора и поддержания его конкурентной способности на должном уровне не только на внешних, но и на собственных (внутренних) рынках этих стран.
На базе проведенных исследований автором разработаны и рекомендуются к практической реализации следующие предложения:
1. Создание привлекательного инвестиционного климата с целью привлечения, в первую очередь, прямых иностранных инвестиций в национальную экономику является одним из ведущих факторов ускорения экономического развития и сокращения уровня бедности стран третьего мира.
По оценкам автора инвестиционные законодательства анализируемых государств соответствуют общепринятым мировым стандартам. В то же время, ряд неэкономических ограничений значительно затрудняют привлечение внешних инвестиций.

Например, в Республике Молдова инвестиционный климат заметно улучшится, если иностранным инвесторам будет разрешено покупать землю для посадки виноградников, садов и других многолетних насаждений.
Пока такие ограничения существуют, ослабляется инвестиционный поток и в сферу перерабатывающей промышленности, поскольку инвесторы не могут быть уверены в постоянном, рассчитанном на долгосрочную перспективу поступлении сырья для переработки на построенных (приобретенных) ими предприятиях. Расчет рыночной цены земли рекомендуется осуществлять на базе метода капитализации прибыли, используя формулу (3.1.).
2. Учитывая острый недостаток финансовых средств, выделяемые в качестве субсидий суммы должны быть рационально использованы. Применительно к сельскому хозяйству Республики Молдова рекомендуются следующие основные направления субсидирования:
- субсидии для реализации целевых, в первую очередь, инвестиционных программ и проектов;
- субсидии через систему ценообразования;
- субсидирование через систему кредитования (частичное погашение процентов за кредит) и страхования (частичная оплата страховок);
- субсидии на энергетические ресурсы и водоснабжение.
3. Отдельный блок должны составлять субсидии всем остальным отраслям национальной экономики, которые в настоящее время осуществляются через механизмы:
- научного обеспечения;
- подготовки кадров;
- повышение квалификации и обучение другим специальностям.
Несмотря на особую значимость данных видов субсидий для развитиясоответствующих отраслей и повышения уровня конкурентоспособности товаров и услуг их абсолютный и относительный размер остается крайне незначительным и должен быть заметно увеличен.
4. В области налогообложения действующее законодательство должно развиваться по пути:
- расширения налоговой базы и снижения налоговой нагрузки на транспарентный (легальный) сектор национальной экономики.
- смягчения наказующих мер воздействия на теневой сектор и облегчение (удешевление) процедуры их легализации и перехода в транспарентный сектор;
- упрощения процедуры налогообложения и придание ей более стабильного (более устойчивого) характера;
- расширение практики предоставления экономическим агентамлегализованного сектора налоговых кредитов и/или льготных режимов налогообложения;
- освобождение от подоходного налога той части прибыли, котораяреинвестируется в производство.
5. Мощным инструментом экономического регулирования частного бизнеса является воздействие государственных и надгосударственных (международных) структур на процесс ценообразования. В отличие от формирования цен на основе свободного взаимодействия спроса и предложения, характерного для ранних стадий развития постиндустриального общества, современный этап экономического развития подвержен многостороннему воздействию нерыночных факторов.

Важно чтобы эти факторы были исключительно экономического происхождения. В этой связи предлагается строить ценовую политику развивающихся государств на принципах:
- полной отмены количественных ограничений (отказ от системы квот) на импорт товаров и услуг;
- защита внутреннего рынка и протекционизм собственного производителя на основе ценового регулирования и таможенных тарифов в соответствиис правилами и требованиями ВТО;
- участие государства и его ведущих структурных подразделений (министерств и ведомств) в различных интеграционных союзах на более выверенных и аргументированных условиях;
- недопущения дискриминационных и демпинговых цен со стороны нелояльных конкурентов;
- антимонопольного регулирования и контроля на основе соответствующих законодательных актов.
6. При уменьшении цен на сельскохозяйственную продукцию ниже установленного минимального уровня государство должно проводить стабилизационные закупки определенных видов продукции по объявленной цене. Принятию решений о проведении закупочных интервенций должна предшествовать разработка правил и процедуры их проведения, включающих:
- обоснование уровня интервенционной цены закупки (установление так называемых пороговых цен),
- утверждение организации, которая будет осуществлять закупки продукции у местных сельхозпроизводителей (орган, уполномоченный государством или через товарную биржу).
- утверждение перечня продукции, по которой должны осуществляться закупки.
7. Необходимо восстановить в своих законных правах весь спектр
планирования и прогнозирования, как ведущих методов управления частным бизнесом.
Особо следует подчеркнуть необходимость в комплексном использовании плановых механизмов и их конкретного инструментария, которые включают в себя:
- оперативное (краткосрочное) планирование;
- разработка бизнес-планов предприятия;
- разработка годового плана финансово-экономической деятельности предприятия;
- разработка среднесрочных (2-5 лет) и долгосрочных (свыше 5 лет) прогнозов развития предприятия;
- разработка и целенаправленное использование системы мониторинга реализации планов.
8. В качестве отдельного предложения подчеркивается необходимость разработки и поэтапного внедрения механизмов ответственности разработчиков планов за конечные результаты их практической реализации. Речь идет в первую очередь об ответственности внешних донорских и кредитующих структур, которые зачастую навязывают развивающимся государствам свои собственные сценарии спонсоризации и кредитования без какой-либо ответственности за конечные результаты их внедрения.

В Республике Молдова таковыми являются проекты Пэмынт и вступление в ВТО.

В Королевстве Иордания к подобного рода мероприятиям относятся проекты выравнивания социального положения мужчин и женщин, развития различного рода демократических институтов и др.
Достаточно подчеркнуть, что в результате недостаточноаргументированного вступления Республики Молдова во Всемирную Торговую Организацию дефицит внешнеторгового баланса увеличился с 324,6 в 2001 г. (год вступления в ВТО) до 612,4 млн. долл. США в 2003 г. или в 1,9 раза, достигнув при этом 21,3 % от общей стоимости ВВП Республики Молдова.
В настоящее время уровень таможенных пошлин по всем группам импортируемых в Молдову товаров в среднем на 30 - 50 % ниже, чем в соседних государствах, несмотря на то, что одно из них - Румыния, также является членом ВТО, но условия ее вступления в эту организацию были значительно более благоприятными по сравнению с аналогичными для Республики Молдова.
9. Для достижения устойчивой работы предприятий малого бизнеса следует усовершенствовать систему микрофинансирования частного сектора, для чего необходимо: (i) распространить на небанковские кредитные организации меры по субсидированию процентной ставки по займам для местных товаропроизводителей; (ii) разработать механизмы гарантий и поручительств в данной системе, а также (iii) обеспечить разделение рисков между кредитными учреждениями и субъектами частного сектора.
10. Наряду с субсидированием процедуры страхования рекомендуется внедрить систему некоммерческого страхования малого бизнеса на основе создания обществ взаимного страхования (ОВС).

Бесприбыльные взаимное страхования для частного сектора является наиболее перспективной формой страхования.
11. С целью недопущения дальнейшего ухудшения ситуации на рынке рабочей силы рекомендуется внедрить систему прогнозирования наличия и потребности в рабочей силе на основе нормативов совокупных затрат труда.

Расчет потребности в рабочей силе рекомендуется осуществлять на основе формулы 2.1 (стр.67).
12. В качестве механизма практической реализации льготного кредитования инвестиционного процесса рекомендуется создание единого (универсального) либо нескольких специализированных фондов сельского развития, основной задачей которых является аккумулирование финансовых средств, выделяемых за счет государственного и/или местных бюджетов, грантов и других источников, а также использование накопленных средств на целевые программы развития отраслей агропромышленного комплекса.



Содержание раздела