d9e5a92d

Влияние глобальных интеграционных процессов

В то же время относительно высоким остается и уровень безработицы в указанных государствах. Примечательно, что в Королевстве Иордания женщины сравнительно чаще оказываются вне поля занятости, что указывает на присутствие элементов так называемой гендерной дискриминации в этой стране (табл.2.2.8).
Таблица 2.2.8.Уровень безработицы в 2000-2002 гг.*

% от общей численности трудоспособного населения
Страны (группы стран) Безработные,
всего
в том числе
мужчины женщины
Республика Молдова 7,3 8,7 5,9
Группа стран с низким уровнем дохода - - -
Королевство Иордания 13,2 11,8 20,7
Группа стран со средним уровнем доходов 4,9 - -
*Источник:[48. стр.51]
Несмотря на отсутствие полной статистической информации об уровне безработицы в странах с различным уровнем доходов, очевидным остается факт доминирования этого феномена в бедных странах при относительно умеренных показателях незанятости работоспособного населения в индустриально развитых государствах.
В Республике Молдова официально признанный уровень безработицы значительно ниже неофициального, фактически существующего. Речь идет о так называемой латентной - скрытой безработице, характерной, в первую очередь, для сельских жителей, наделенных земельными квотами, но лишенных рабочих мест, особенно в зимний период. По отдельным (экспертным) оценкам уровень скрытой безработицы достигает 30% от общей численности сельского населения в трудоспособном возрасте. В последние годы именно эта категория работников составляет основную часть мигрантов в поисках рабочих мест и приличных заработков за рубежом.
Более высокий, по сравнению с официально признанным, уровень безработицы в сельской местности Республики Молдова подтверждается также и другими аналитическими материалами. Согласно исследованиям, проведенным Всемирным банком в 1997 г. ниже официально признанного уровня бедности в сельской местности проживали 26,7% населения. Аналогичные исследования 2001 г. демонстрируют, что 22,0% населения республики (в основном сельские жители) располагают доходами меньше 1 дол. США в день, т.е. находятся за чертой бедности. [48. стр.55] Примечательно, что по итогам исследований последних лет коэффициент Gini остается примерно одинаковым как для Республики Молдова, так и для Королевства Иордания и составляет соответственно 36,2 и 36,4 (коэффициент Gini - равен 0 в случае совершенного равенства и равен 100 при совершенном неравенстве в распределении и потреблении товаров и услуг). [48. стр.63]
Сравнительно высокий уровень бедности в Республике Молдова обусловливает и значительный по удельному весу уровень населения, страдающего от недоедания. По результатам исследований 1999-2001 гг. этот показатель в Республике Молдова составляет 12% от общей численности населения, а в Иордании 6 %. Следует отметить, что для группы стран с низким уровнем доходов удельный вес населения, страдающего от постоянного недоедания составляет за указанный период примерно % часть или около 700 млн. чел. В группе стран со средним уровнем дохода численность населения, страдающего от недоедания составляет 10% или 273,8 млн. чел., а в мире в целом - свыше 1 млрд., чел. или около 17% населения земного шара [48. стр.100-102].
Следует подчеркнуть, что относительно высокий уровень бедности в Республике Молдова не следует относить исключительно за счет неудачного реформирования сельского хозяйства.
Наличие серьезных экономических проблем и необходимость их оперативного решения отмечались задолго до наступления радикальных перемен в отношениях собственности на средства производства, включая землю.
Так, в частности, в Постановлении Парламента Республики Молдова от 25 июля 1990 г. Концепция перехода к рыночной экономике в Республике Молдова подчеркивается необходимость осуществления радикальных структурных преобразований в национальной экономике с целью предотвращения дальнейшего ухудшения и без того сложного экономического положения государства [4].
В указанном Постановлении констатируется (i) наличие серьезных диспропорций на рынке потребительских товаров, (ii) непрерывный галопирующий рост цен на товары и услуги, (iii) ухудшение финансового состояния предприятий, (iv) нарушение денежного обращения и (v) резкое сокращение уровня эффективности производства. Констатируется, также, факт причинения национальной экономике Молдовы значительного ущерба по причине имевших место к тому времени забастовок.
Несмотря на предпринятые меры по обеспечению разгосударствления экономики и приватизации собственности, финансово - экономическая ситуация в течение десятилетнего периода (1990-2000 г.г.) практически не улучшилась, а наоборот становилась все хуже. Многие промышленные предприятия обанкротились и прекратили свою деятельность. В сельской местности из - за сокращения численности поголовья скота, уменьшения площадей многолетних насаждений, а также других интенсивных культур, требующих значительных затрат ручного и механизированного труда, количество рабочих мест сократилось на 25 - 30%.


Можно с уверенностью утверждать, что нынешний высокий уровень миграции сельских жителей в поисках рабочих мест за рубежом был инициирован задолго до начала радикальных преобразований в формах собственности и формах организации производства. И только по мере накопления стартового капитала (главным образом в виде относительно высоких заработков в странах Западной Европы), а также благодаря полученному опыту организации частного бизнеса в этих странах, начиная с 2000г., т.е. после завершения основных этапов приватизации, в развитии национальной экономики Молдовы появляются первые признаки оживления и роста.
Наглядным подтверждением данного вывода является рост численности экономических агентов в последние годы, главным образом в частном секторе национальной экономики (табл.2.2.9.)
Таблица 2.2.9.
Количество зарегистрированных хозяйствующих субъектов в Республике Молдова* [115. стр.345; 116. стр.368]
(по состоянию на начало года)
Годы 2004 г в %
1995 2000 2004 к 1995 г.
Зарегистрировано хозяйствующих субъектов, всего: 59721 103113 121634 203,7
В том числе субъекты по формам собственности;
- публичной**; 2717 4390 4439 163,4
-частной; 56592 96097 113477 200,5
-смешанной (публичной и частной без иностранного капитала); - 653 534 ГО
-иностранной - 718 1270 ГО
-совместной ( с участием иностранного капитала) 412 1255 1914 464,6
*учтены только хозяйствующие субъекты, зарегистрированные в Н ациональном
межадминистративном регистре Республики Молдова (RENIM)
** Публичная собственность включает в себя государственные и муниципальные предприятия
и организации.
Помимо зарегистрированных в RENIM предприятий и организаций в частном секторе Республики Молдова в 2003 г. функционировали около 560 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, учет и регистрация которых осуществляется местными органами публичного управления (примэриями) [67]. В результате радикальных преобразований, произошедших в Молдове в последние 15 лет, удельный вес предприятий и организации публичного сектора, а также численность занятых в них работников и удельный вес оборота финансовых ресурсов сократились до 1-2 %. В частном секторе опережающими темпами развиваются иностранные и совместные (с участием иностранного капитала) предприятия, обьем финансового оборота которых в настоящее время составляет 1/10 часть от его общенационального уровня.
В качестве обособленного сегмента частного сектора выступают предприятия малого бизнеса. Согласно действующему в Республике Молдова законодательству (Закон 619 - XV от 08.11.2001 г. О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Молдова 112 - XIII от 20. 05.1994 г. о поддержке и защите малого бизнеса [5] к числу предприятий малого бизнеса относятся предприятия со среднегодовой численностью от 10 до 50 человек и среднегодовым объемом чистых продаже до 10 млн. лей. Предприятия и организации численность занятых работников которых не превышает 9 человек, и годовая сумма чистых продаж составляет не больше 3 млн. лей, относятся к группе микропредприятий.
Из общей численности зарегистрированных в RENIM субъектов экономической деятельности к категории предприятий малого бизнеса относятся 22928 ед. или 18,8%. Почти половина (45,4%) предприятий малого бизнеса заняты в оптовой и розничной торговле, включая сферу автосервиса, ремонт бытовых товаров и предметов личного пользования. В структуре оборота финансовых ресурсов удельный вес торговли и ремонтных услуг составляет 60,0%.
В отраслях промышленности, капитального строительства и сельского хозяйства занято только 5352 или 23,3% предприятий малого бизнеса, и удельный вес оборота финансовых ресурсов данных предприятий в названных отраслях составляет всего 23,7% от их общего объема по предприятиям малого бизнеса [116. стр.368-369].

Влияние глобальных интеграционных процессов на развитие частного бизнеса Республики Молдов и Королевства Иордания

Несмотря на относительно низкий уровень доходов в расчете на одного жителя Республика Молдова и Королевство Иордания являются полноценными членами глобальной экономической системы и принимают активное участие в развитии политических, экономических, социальных, культурных и др. видов деятельности мирового содружества.
В этом контексте особо важное значение приобретает исследование характера воздействия мировых интеграционных процессов на динамику развития национальных экономик анализируемых государств в целом и на характер развития частного бизнеса указанных государств в частности.
В наиболее обобщенном виде уровень интеграции Республики Молдова и Королевства Иордания в мировую социально-экономическую систему отражается их участием в примерно 300 региональных и мировых структурах различного профиля из около 500 существующих в настоящее время.
С точки зрения экономической интеграции в качестве наиболее значимых глобальных структур выступают Всемирный Банк (ВБ), Интернациональный Монетарный Фонд (МВФ), Мировая Организация Труда (МОТ), Всемирная Торговая Организация (ВТО), Организация по Продовольствию и Сельскому хозяйству (ОПСХ), Организация Экономической Кооперации и Развития (ОЭКР) и др. Наряду с этими общепризнанными мировыми лидерами в области финансов, труда, торговли и т. д. на развитие национальных экономик анализируемых государств очень большое влияние оказывают
транснациональные компании и корпорации, а также региональные экономические образования, действующие в соответствующих областях на континентальном и межконтинентальном уровне.
Признавая важность общемирового интеграционного процесса, отдавая должное его безальтернативности, практически все страны третьего мира стремятся как можно полнее интегрироваться в мировую экономику, принять участие в мировом разделении и специализации труда, занять наиболее приемлемую нишу на глобальном рынке товаров, услуг, труда, капитала и т.д. в соответствии с имеющимися потенциалом и возможностями.
В наиболее полной форме процесс интеграции экономических агентов анализируемых государств в мировую экономическую систему отражается через динамику развития внешней торговли (табл. 2.2.10.).
Поскольку в структуре импорта удельный вес машин и оборудования как в Республике Молдова, так и в Королевстве Иордания не превышает 14-15%, большую часть импорта составляют объекты текущего производственного (энергоносители, сырье, материалы) либо конечного бытового (продовольствие, текстиль, обувь и т.д.) потребления.

Таблица 2.2.10.Динамика объемов внешнеторгового оборота [115. стр.557-570; 42]тыс. дол США
Показатели Годы
1995 2000 2001 2002 2003
1 2 3 4 5 6
Республика Молдова
Экспорт, всего 745500 471466 568127 643897 790297
Импорт, всего 840700 776416 892675 1038570 1402841
в т.ч., машин и оборудования 104400 98600 128000 152400 193500
Сальдо -95200 -304950 -324548 -394673 -612544
Уровень покрытия импортных поступлений экспортными поставками, % 88,7 60,7 63,6 62,0 56,3
Королевство Иордании* млн. дол США
Экспорт, всего - 3581,4 3824,0 4338,6 4551,0
Импорт, всего - 5870,7 6103,8 6320,3 6758,9
Сальдо - - 2289,3 - 2279,8 - 1981,7 - 2207,9
Уровень покрытия импортных поступлений экспортными поставками, % - 61,0 62,7 68,7 67,3
Обе указанные группы импорта не способствуют развитию национальных экономик указанных стран, в лучшем случае они обеспечивают их стабильное функционирование.
Являясь членами Всемирной Торговой Организации, оба указанные государства неукоснительно выполняют требования указанной мировой структуры. В то же время установленные договором о вступлении в ВТО предельные (максимальные) таможенные тарифы нельзя назвать иначе как чисто символическими. Из общего количества 2667 ед. тарифных групп (тарифных позиций) согласно закону О таможенном тарифе на импорт в Республику
Молдова 964 товарных групп или 36,1% вообще не облагаются таможенными тарифами, 1252 товарных групп облагаются тарифами от 4 до 10% (в среднем 4,4%) и только 451 товарная группа облагается тарифами в размере 10% и выше, в среднем 15,4% [6]. Средний уровень таможенного тарифа по всей номенклатуре импортируемых товарных групп составляет, согласно указанному закону - 4,67%, что по-существу делает внутренний рынок Республики Молдова совершено незащищенным перед массированным проникновением на него товаров практически со всего мира. Особенно следует отметить тот факт, что эти тарифы ниже аналогичных в соседних странах в среднем на 30-50 %. [12. стр.89]. Следствием подобной экспансии импортной продукции является резкое сокращение объемов производства многих видов собственных товаров и банкротство целого ряда промышленных предприятий, включая заводы по производству цветных телевизоров, стиральных машин, морозильников и другой бытовой техники.
Основываясь на результатах проведенного анализа можем сделать вывод, что вслед за индустриальными предприятиями аналогичная участь ожидает и сельскохозяйственное производство Республики Молдовы. Будучи практически полностью лишенным субсидий и других форм финансовой поддержки, практикуемой индустриально развитыми государствами, не имея соответствующей таможенной защиты, местные производители сельскохозяйственного сырья и продуктов его переработки практически не в силах противостоять все возрастающему объему импорта агропродовольственных товаров (таблица 2.2.11.)
По группе товаров „Живые животные и продукты животного происхождения" Республика Молдова в 2001-2002 гг. оказалась в состоянии нетто-импортера. Наряду с необходимостью принятия радикальных мер по возрождению собственного товарного производства животноводческой продукции такое состояние в немалой степени обусловлено скоропалительным и недостаточно аргументированным вступлением Республики Молдова в ВТО.
Экспортно-импортные операции с агропродовольственными товарами вРеспублике Молдова *тыс.дол. США
Показатели Годы 2003 в
% к 1999 г.
1999 2000 2001 2002 2003
Экспорт агропродовольственных товаров (в среднем за год)
1.Живые животные и продукты животного происхождения 29305,9 22793,6 18274,6 15286,7 28598,2 97,6
2. Продукты растительного происхождения 68080,8 65857,0 79098,4 106067,5 91268,0 134,1
З.Жиры и масло животного или растительного происхождения 2464,1 3868,1 8587,6 16819,7 28897,4 в 11,7 раз
4.Готовые пищевые продукты, алкогольные и безалкогольные напитки, табак 197454,2 198433,4 251683,3 267363,6 314341,0 159,2
5. Парфюмерно-косметические товары 1273,6 2767,8 2777,2 1779,2 3001,0 в 2,4 раза
6. Кожевенное сырье, кожа, мех и изделия из них 12827,6 13056,7 11457,4 23353,6 44810,0 в 3,5 раза
ВСЕГО ЭКСПОРТ 311406,2 306776,6 371878,5 430670,3 510915,6 164,1
Импорт агропродовольственных товаров (в среднем за год)
1.Живые животные и продукты животного происхождения 6493,3 10744,5 23881,1 23857,4 24828,2 в 3,8 раза
2. Продукты растительного происхождения 11140,8 25345,6 37642,3 43467,1 82273,4 в 7,4 раза
З.Жиры и масло животного или растительного происхождения 2008,8 2410,2 3010,8 7065,7 5500,8 в 2,7 раза
4. Готовые пищевые продукты, алкогольные и безалкогольные напитки, табак 18378,2 71233,9 78865,9 72634,9 91871,9 в 5,0 раза
5. Парфюмерно-косметические товары 2637,2 4254,8 5740,9 9408,7 15588,0 в 5,9 раза
6. Кожевенное сырье, кожа, мех и изделия из них 2618,0 2458,3 3818,9 16230,0 36311,3 в 13,9 раза
ВСЕГО ИМПОРТ 43276,3 116447,3 152959,9 172663,8 256373,6 в 5,9 раза
Коэффициент покрытия экспортом импортируемых агропродовольственных товаров 7,20 2,63 2,43 2,49 1,99 27,6
* Рассчитано на базе данных табл. 19. 1.14 и 19.1.15 Статистического ежегодника Республики МолдОва за 2004 г.
Факты наличия дискриминационной практики массовых внешних интервенций глубоко дотированной агропродовольственной продукции на рынки развивающихся стран признаются и самой организацией ВТО. Так в своем ежегодном отчете специалисты ВТО отмечают, что субсидии богатых стран, в частности сельскохозяйственному производству по - прежнему разрушаютведущую идею данной организации, а именно - обеспечение свободного ценообразования на основе спроса и предложения и создание конкурентоспособной маркетинговой среды.
По данным ВТО, только США в 2001 г. субсидировали своих аграрных производителей на общую сумму в 88,0 млрд. долл. США. Субсидии фермерам Европейского Экономического Сообщества в 2001 г. достигли 1,4 % от общей стоимости ВВП и составляет свыше в 89 млрд. долл. США. В целом по всем странам Организации Экономической Кооперации и Развития (Organization for Economic Cooperation and Development, OECD) объем субсидий одному только аграрному сектору составил в 2001 г. - 311 млрд. долл. США, что составляет 1,3% от ВВП данной организации [49; 21].
Согласно классификации Всемирного Банка, Республика Молдова по состоянию до 2002 г. относились к числу 34 государств с низким (менее 745 долл. США валового национального дохода в расчете на душу населения в год) уровнем дохода и высоким уровнем внешней задолженности (severely indebted). Королевство Иордания по данной классификации относится к группе из 13 государств с высоким уровнем внешних долгов, но со средним уровнем доходов (GNI per- capita between $746 and $9205) [44].
Естественно, что при указанном уровне доходов, будучи обязанной выплачивать проценты по внутренним и внешним долгам, своевременно и в полном объеме возвращать полученные в годы неудачных реформ кредиты, Республика Молдова практически не в состоянии субсидировать собственное сельское хозяйство наравне с богатыми государствами. К этому следует добавить, что в отличие от индустриально развитых стран, в которых удельный вес сельского хозяйства в ВВП составляет не более 3-4%, в Республике Молдова этот показатель достигает (по итогам 2003 г.) 19,3%. Естественно, за счет оставшихся 4/5 частей национальная экономика не в состоянии субсидировать аграрный сектор в сопоставимом с индустриально развитыми государствами объеме даже в условиях отсутствия внешних и внутренних долгов государства.
Несмотря на это, в последние годы принимаются меры по обеспечению финансовой поддержки аграрного сектора со стороны государства. Так, в 2002г. на эти цели было выделено 11,2 млн. леев (0,05% от ВВП), в 2003 г. - 27,9 млн. леев, что составляет 0,1 % ВВП [78]. В 2004 г. объем субсидий с/х-ву по различным направлениям составил 87,5 млн. лей, что составляет 0,3% ВВП [105].
Парадоксальность ситуации заключается в том, что не желая радикально сократить поток субсидий собственным фермерам, богатые страны идут по тупиковому пути. Оказывая бедным странам гуманитарную помощь, экспортируя на рынки этих стран высокодотированные агропродовольственные товары, индустриально развиты страны постоянно истощают свои природные, в
основном невозобновляемые, ресурсы. При этом как гуманитарная помощь, так и экспорт продовольствия по символическим (дотированным) ценам не могут быть охарактеризованы иначе как „рыба вместо удочки". Но данный подход никак нельзя назвать ни рыночным, ни долгосрочным, ни экономически обоснованным.
Вот почему следует признать совершенно справедливой позицию тех экономистов [117; 118], которые выступают за радикальное сокращение аграрных субсидий в индустриально развитых странах и увеличение инвестиций в развивающиеся страны. Не прекращающаяся вот уже много лет дискуссия по поводу сокращения многомиллиардных субсидий американским фермерам южных штатов на производство хлопка является наглядным подтверждением особой актуальности проблемы субсидирования сельского хозяйства в богатых странах. Однако в целом указанная проблема по-прежнему далека от своего разрешения. Простым следствием этого вывода является крайне негативная тенденция постоянного снижения уровня покрытия экспортом импортируемых продовольственных товаров. Если в 1999 г. в расчете на 1 лей импорта этих товаров Республика Молдова экспортировала 7,2 лей, то в 2003 г. этот показатель составил только 1,99 лей или в 3,6 раза меньше.
Примечательно, что столь отрицательная динамика экспортно-импортного соотношения не характерна для двусторонних экспортно -импортных операций
между Республикой Молдова и Королевством Иордания. Несмотря на сравнительно незначительные абсолютные объемы торговых отношений между этими двумя странами следует констатировать стабильный рост экспортных поставок в Иорданию многих видов товаров, в первую очередь-агропродовольственной продукции. Размеры внешнеторговых связей Республики Молдова и Королевства Иордании, а также динамика этих связей отражены в таблице 2.2.12.
Таблица 2.2.12.Внешнеторговый оборот между Республикой Молдова и КоролевствомИорданияв 1999-2003 гг. *
тыс. дол. США
Годы 2003 в
% к 1999 г.
1999 2000 2001 2002 2003
Экспорт из Республики Молдова 696,7 1428,3 1363,3 2127,8 1811,0 260,0
Импорт в Республику Молдова 19,4 28,0 0,7 81,3 0 0
Общий объем экспортно-импортных операций между Республикой Молдова и Королевством Иордания 716,1 9456,3 1364,0 2209,1 1811,0 252,8
Статистического ежегодника Республики Молдова, 2004 г., табл. 20.1.11. и 20.1.12.
Не располагая собственными инвестициями и желая ускорить темпы развития национальных экономик, создать новые рабочие места и существенно повысить уровень жизни населения, анализируемые государства активно используют внешние кредиты как альтернативный источник финансирования собственных девелоперских программ. Наряду с определеннымиположительными результатами прямым следствием подобной финансовокредитной политики данных государств является рост уровня их внешней задолженности, увеличение затрат национальных бюджетов на выплату дивидендов в счет обслуживания накопившихся долгов, а также повышение уровня риска в отношении состояния неплатежеспособности. Следует отметить, что оба анализируемые государства в разное время уже испытали на себе объявленное их кредиторами состояние неплатежеспособности (дефолта).
Республика Молдова была объявлена в состоянии дефолта в июне месяце 2002 г., в связи с несвоевременным возвратом 75 млн. дол. США, занятых у
частных инвесторов под так называемые „евробоны", эмиссия и размещение которых состоялись в 1997 г.
Королевство Иордания объявлялось в состоянии дефолта в сентябре и ноябре 1989 г., а также в декабре 1993 г., когда финансовый кризис государства был разрешен путем реструктуризации долга в 7,36 млрд. дол. США [27].
Постоянная угроза возникновения состояния дефолта Республики Молдова отражена в докладе Европейского банка реконструкции и развития [18]. Как отмечают местные информационные источники ... отсутствие у Республики Молдова программы сотрудничества с МВФ усиливает угрозу дефолта, что очень больно ударит по её еле держащейся на ногах экономике [103].
Состояние внешней задолженности национальных экономик Молдовы и Иордании более детально отражено в таблице 2.2.13.


Содержание раздела