Благоприятная ценовая политика, направленная на поддержание климата здоровой конкуренции среди предпринимателей и бизнесменов, обеспечивается государством через жесткое регулирования импорта продовольствия путем установления обоснованных (протекционистских) таможенных пошлин, а также путем квотирования объемов внутреннего производства тех или иных видов агропродовольственной продукции.
Впервые применение защитных импортных пошлин в Республике Молдова было использовано в 2004 г. и касалось ограничений на импорт дешевого сахара из тростникового сырья. Выполненная в строгом соответствии с требованиями ВТО, данная мера позволила успешно разрешить проблемы, накопившиеся на рынке данного продукта (обвал цен, сверхнормативные запасы на складах и др) [95].
Применение указанных мер, однако, не может быть долгосрочным и массовым. Высказанные намерения Правительства Республика Молдова тиражировать мероприятия подобного рода вызвали незамедлительную негативную реакцию других стран региона, которые заявили о своих намерениях предпринять адекватные меры в отношении экспорта молдавских товаров.
В этой связи более приемлемыми являются сценарии создания благоприятных условий для развития частного бизнеса на основе гибкой налоговой политики. Тот же пример с сахаром свидетельствует, что снижение с ноября 2004 г. НДС на сахар с 20 до 8% вызвало положительные отклики как сахароваров непосредственно, так и производителей сахарной свеклы, т.е. работников сельского хозяйства [132].
Принимая во внимание тот факт, что посредством налогов государство наиболее активно воздействует на экономические интересы товаропроизводителей, именно налоговая политика является одним из ведущих методов управления частным бизнесом. Применительно к агропромышленному комплексу Республики Молдова позитивный эффект налоговой политики может быть достигнут за счет:
- введения для сельских товаропроизводителей единого
сельскохозяйственного налога, величина которого должна быть приемлемой для большинства из них, ориентированной на бонитет почвы и взиматься в 4 квартале текущего года;
- уменьшения налогооблагаемой базы земельного налога на величину средств, реинвестированных в улучшение земель;
- снижения ставок НДС на средства производства, поставленные сельскому хозяйству и перерабатывающей промышленности, а также реализуемую продукцию промышленной переработки;
- применения льгот по налогообложению для экономических агентов, осуществляющих инвестиции в развитие производства.
Важным аспектом совершенствования налоговой политики государства является не только умеренный уровень налоговых ставок, но и их стабильность.
Известная заранее и фиксированная в течение определенного периода величина налога ориентирует предпринимателей на формирование производственной программы исходя из конкретных условий налогообложения и конъюнктуры рынка. Все это обеспечивает стабильность хозяйственно -финансовый деятельности предприятий аграрного сектора, позволяет планировать и осуществлять инвестиции в производство и переработку производимой продукции.
Налоговые льготы в виде пониженных ставок налогообложения, в виде налоговых кредитов - вычетов из величины начальных налогов оказывают положительное влияние на инвестиционную активность. Они стимулируют развитие не только производственных, но и торгово - посреднических отраслей где скорость оборота финансовых средств намного выше, а следовательно и больше величина получаемой прибыли.
В конечном итоге эффект льготного налогообложения носит мультипликативный характер и этим самым создает благоприятные условия для развития производства.
Применение льгот в налогообложении сдерживается жесткими санкциями в отношении хозяйствующих субъектов, пользующихся налоговыми льготами, со стороны фискальных органов, осуществляющих полномочия по налоговому администрированию. Если хозяйствующий субъект пользуется каким - либо видом льготы, после 1 января 2004 г им не может быть допущена неуплата или частичная недоплата налогового обязательства перед бюджетом ( в том числе и в виде занижения базы налогообложения).
Согласно статьи 8 Налогового Кодекса Молдовы, выявление ( включая в ходе налогового контроля) таковых служит основанием для аннулирования льготы и применения к налогоплательщику общеустановленного порядка налогообложения с взысканием налоговых санкций [101].
Учитывая тяжелое финансовое положение большинства экономических агентов в агропромышленном комплексе применение льгот по налогообложению здесь практически невозможно. Главным требованием к налоговой политике является ее устойчивость и нейтральность по отношению к формам собственности и формам организации производства, субъектам рыночной экономики.
Агропромышленная деятельность тесно связано с природно -климатическими условиями а потому результаты этой деятельности зачастую подвержены природным катаклизмам (стихийным бедствиям). Отмена в Молдове обязательного государственного страхования имущества сельскохозяйственных товаропроизводителей и удорожание стоимости страховых услуг, вызванное переходом страхования на частную, то есть коммерческую основу, привели к резкому сокращению количества предпринимателей аграрного сектора, пользующихся услугами страховых компаний.
Система добровольного страхования с высоким уровнем страховых тарифов требует государственной поддержки процесса страхования в аграрном секторе республики, которая может быть оказана государством в виде предоставления субсидий из государственного бюджета на уплату части страховых взносов производителей сельскохозяйственной продукции [7]. Субсидии представляются в размерах, ежегодно утверждаемых Законом о бюджете на эти цели.
Наиболее предпочтительным вариантом поддержки страхования является система государственного страхования, компенсирующая часть страховых взносов непосредственно сельскохозяйственным товаропроизводителям.
При такой системе страхования исключается возможность завышения размера субсидий из бюджета еще на стадии заключения договоров страхования и сокращается доля участия государства в развитии страхового рынка средствами бюджета.
В целом система страхования предприятий агропромышленного комплекса должна способствовать обеспечению приемлемых финансовых условий для развития предпринимательской деятельности и обеспечивать стабилизацию внутреннего продовольственного рынка.
В качестве одной из важнейших составных частей общего механизма рыночных отношений выступает рынок земельных ресурсов. Примечательно, что в Республике Молдова данный фрагмент рыночного механизма хозяйствования за годы реформирования национальной экономики был восстановлен практически с нуля.
При поддержке международных, в первую очередь, финансовых структур за сравнительно короткий период времени в Молдове создана: (i) современная правовая база земельно-рыночных отношений; (ii) государственные структуры, ответственные за процесс формирования и развития рынка земельных ресурсов; (iii) негосударственные институты и организации, активно участвующие в становлении и развитии данного рынка.
Несмотря на наличие многих альтернативных вариантов развития рынка земельных ресурсов, все его участники и в первую очередь представители частного сектора заинтересованы в активном участии государства в решении основных проблем формирования данного рынка.
Совершенствование системы государственного управления рынком земельных ресурсов невозможно обеспечить без разработки и применения современных методов выявления рыночной цены указанных ресурсов. В качестве основного (ведущего) метода расчета рыночной цены земельного участка принято рассматривать метод капитализации прибыли, основу которого составляет предварительный расчет доходности земельного участка исходя из фактически достигнутого соотношения затрат и результатов.
С целью достижения большей объективности результатов оценки рекомендуется осуществлять расчет доходности земельного участка на основе оптимальной структуры возделываемых культур, то есть на основе соблюдения оптимального севооборота использования участка (таблица 3.2.2.).
На базе данных таблица 3.2.1., рассчитаных для центральной зоны Республики Молдова, приходим к выводу, что в условиях соблюдения оптимальной для данной зоны структуры землепользования, соблюдения технологических требований и рациональной системы хозяйствования, а также при адекватной маркетинговой деятельности производство сельскохозяйственной продукции (растениеводство) может обеспечить достаточно высокий уровень рентабельности.
Таблица 3.2.2. Расчет соотношения затрат и результатов на основе оптимальной структуры использования земельного участка в Республике Молдова в 2004 г. (1) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(1) Рассчитано на основе данных: - „Noutatile pietei agricole" editiile anului 2004; - „Tarife de costuri in agricultura", IEMI-agro, Chisinau, 2004. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рассчитано на базе данных Государственного агентства земельных отношений икадастра. |
Достичь наиболее рационального использования имеющихся природных и антропогенных факторов экономического развития возможно только на основе не менее рационально организованного инвестиционного процесса.
Доминирование частной собственности на средства производства, включая землю, полная либерализация предпринимательской деятельности, диверсификация источников финансирования инвестиционных проектов, поэтапное включение национальных экономик в общемировой процесс разделения и специализации труда наряду с другими базисными установками рыночного механизма хозяйствования составляют основу формирования привлекательного инвестиционного климата в каждой отдельно взятой стране.
Вместе с тем, значительную роль в создании такого климата играет действующее законодательство, а также механизмы его практической реализации, способствующие созданию особой экономической и предпринимательской среды, активизирующей устремленность общества, в первую очередь его наиболее активной части - бизнесменов, на создание новых и повышение эффективности действия ранее сформированных структур.
Общепризнанным является заключение о том, что чем меньше ограничений на пути инвестиционного процесса выдвигают законодательные рамки, тем выше темпы и больше объемы инвестиций в экономику того или иного государства.
Естественным и незаменимым базисом инвестиций является земля. Если законодательство государства предусматривает свободную продажу земель (в том числе сельскохозяйственных угодий) как внутренним, так и внешним инвесторам - данное государство в значительной степени способствует созданию привлекательного инвестиционного климата на своей территории. И наоборот, действующие законодательные ограничения на продажу земель, в том числе и земель сельскохозяйственного назначения, например иностранным инвесторам, как это имеет место в Республике Молдова, практически блокируют доступ внешнего капитала к развитию не только сельского хозяйства, но и многих отраслей перерабатывающей промышленности, а значит и национальной
экономики в целом [8].
Как следствие, несмотря на то, что сельское хозяйство производит около 20,0% валового национального дохода, за весь постприватизационный период (2000-2003 гг.) в данную отрасль было вложено только 408 тыс. леев внешних инвестиций, что составляет всего лишь 0,3% от их общего объема [12]. Еще меньше удельный вес прямых внешних инвестиций в общей стоимости всех производственных инвестиций в данную отрасль (таблица 3.3.4.)
Как следует из приведенных в таблице 3.3.1. данных, завершение процесса приватизации сельскохозяйственных земель и имущества бывших колхозов и совхозов в Республике Молдова в 2000 г. послужило своеобразным сигналом, в первую очередь, для местных предпринимателей, об открытии своеобразной зеленой улицы для инвестиций в данную отрасль. Наиболее высокими темпами в абсолютном и относительном исчислении возрастали инвестиции в частном секторе сельского хозяйства.
Таблица 3.3.4Динамика прямых внешних и внутренних инвестиций в сельское хозяйствоРеспублики Молдова в 1995-2003 гг.* | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
* Статистический ежегодник Республике Молдова, Кишинев. 2004 г. стр.508. таблица 17.4.1 |