d9e5a92d

Структура инвестиций в основной капитал

Структура инвестиций в основной капитал по формам собственности в

Таблица 3.3.5.Республике Молдова в 1995-2003 гг.*
Инвестиции Годы
1995 2000 2003
Млн.
лей
% Млн.
лей
% Млн.
Лей
%
Инвестиции в основной капитал по всем отраслям национальной экономики, всего: млн. лей 844,8 100 1759,3 100 3621,7 100
В том числе по формам собственности и источникам финансирования:
- публичная
133,8 15,8 143,8 8,2 201,1 5,6
- частная 460,7 54,6 814,3 49,7 2393,0 66,0
- смешанная (публичная и частная, без иностранных инвесторов) 202,2 23,9 295,9 16,8 493,4 13,6
- иностранных инвесторов 48,0 5,7 445,3 25,3 535,2 14,8
* Статистический ежегодник Республике Молдова, Кишинев. 2004 г. стр.515. таблица
18.1.4.
Как следует из приведенных в таблице 3.3.5. и на рисунке 3.3.3. данных, наиболее радикальные изменения за анализируемый период произошли в соотношении внутренних и внешних источников финансирования. Так, например, если общее увеличение внутренних инвестиций в национальную экономику (в текущих ценах) в 2003 г. по сравнению с 1995 г. составило 273,6%, то инвестиции, осуществляемые за счет внешних источников в Республике Молдова за указанный период возросли в 11,2 раза. При этом, если удельный вес иностранных инвестиций в 1995 г. составлял всего 5,7%, то в 2003 г. он равнялся уже 14,8%.
Удельный вес иностранных инвесторов в отдельные отрасли национальной экономики (банковский сектор, страховая деятельность, коммуникации и связь, распределительные энергосистемы и др.) в настоящее время составляет 50 и более процентов, что еще раз подтверждает значимость прямых иностранных инвестиций для развития национальной экономики Республики Молдова.
В качестве одного из главных аргументов запрета продажи сельскохозяйственных земель иностранным инвесторам его сторонники выдвигают опасность массовой скупки земель чужестранцами. Анализ, однако, показывает, что в Республике Молдова массовая скупка сельскохозяйственных земель иностранными инвесторами практически невозможна. Из данных Агентства кадастра и земельных отношений Республики Молдова следует, что за весь период существования официально признанного рынка земли в Республике Молдова (01.01.1992^02.07.2004) было зарегистрировано 96114 сделок купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения. Общая площадь участвующих в данных сделках сельхозугодий составили всего 52940,6 га или 0,55 га в расчете на один акт купли-продажи [126]. Среднегодовой уровень рыночного оборота сельскохозяйственных земель за весь отмеченный период составил 0,5% от их общей площади. Это значит, что каждый отдельный участок продается или покупается один раз в двести лет. Для сравнения отметим, что стабильный рынок земли поглощает в год 1,5^2 % сельскохозяйственных угодий, т.е. в 3^4 раза больше. Анализируя выше приведенные показатели, можем сделать вывод, что в условиях мелкого, сверх раздробленного землепользования, характерного для постприватизационного периода, рассчитывать на сделки купли-продажи крупных масштабов просто невозможно. В свою очередь, мелкие сделки солидных иностранных инвесторов не интересуют. Поэтому опасения относительно массовых скупок сельскохозяйственных земель в Молдове не обоснованы. В то же время, включение (пусть даже частичное, например, под посадку садов, виноградников и др.) данных земель в глобальный рыночный оборот способно значительно улучшить инвестиционную привлекательность страны для внешних инвесторов и обеспечить больший приток капитала из-за рубежа.
При всей значимости внешних инвестиций для развития национальных экономик анализируемых государств, они не должны рассматриваться как единственный, а тем более - незаменимый источник экономического развития. Односторонняя ориентация на внешние инвестиционные источники может привести к серьезным экономическим проблемам. Об этом красноречиво свидетельствует, например, более углубленный анализ финансовоэкономического состояния целого ряда латиноамериканских стран, чья экономика изобилует примерами зачастую необдуманного привлечения внешних инвестиций. В качестве одного из главных выводов авторов отмеченного анализа следует, что ... зарубежное инвестирование не принесло коренного структурного обновления экономики. Более того, нередко именно оно способствовало возникновению новых перекосов в национальном хозяйстве. Усилилась зависимость региона от зачастую непрогнозируемой коньюктуры мирового рынка. По мнению аналитиков, несмотря на огромные внешние инвестиции ... начало нового тысячелетия Латинская Америка встретила неутешительными показателями: темпы роста в 2001 - 2002 гг. составили лишь 0,4%, а в подушевом исчислении было отмечено их снижение [107]. Автор указанного исследования приходит к заключению о весьма сомнительном характере полной ориентации на внешние ресурсы как главный фактор подъема и модернизации экономики.


Возникает проблема поиска альтернативных источников, инвестиционного процесса. На наш взгляд как для Республики Молдова, так и для Королевства Иордания таким источникам является доход граждан этих стран за рубежом. По самым скромным оценкам потенциал данного источника в анализируемых государствах в несколько раз превосходит намерения внешних инвесторов. Практически ни в одной из них выезд за рубеж в поисках работы не преследует цель накопления стартового капитала для продвижения собственного бизнеса. Крайне мало делается также для того, чтобы данная цель стало реальностью для тех, кто уже накопил стартовый капитал. Как следствие, не только банкиры, но и местные бизнесмены все чаще заявляют о необходимости создания более благоприятных, законодательным образом гарантированных условий для вывоза капитала и его инвестирования в других странах. Более того, согласно данных НБМ только за первые 9 месяцев 2004 г., банками-резидентами было вывезено из Молдовы иностранной валюты на общую сумму в 945 млн. дол. США с целью их депозитации на валютных счетах иностранных банков [120].
Чтобы избежать столь, очевидного парадокса следует предпринять целый ряд решительных мер, направленных на развитие национальной экономики за счет собственных, внутренних источников.
Из ранее приведенных (таблица 3.3.) данных следует, что за последние 12 лет количество экономических агентов в Республике Молдова возросла в 19,1 раз. Однако объем производимого валового внутреннего продукта при этом не только не увеличился, а наоборот - снизился. Это свидетельствует о низком качественном уровне достигнутых количественных показателей роста численности экономических агентов. Данная ситуация является характерной не только для Республики Молдова. Исследования по данному вопросу, проводимые Европейским Союзом в 2002 г. показали, что только - каждое пятое из появляющихся стихийным образом предприятий, продолжают свою деятельность более 3х лет. И наоборот, если предприятия начинают функционировать в результате совместных усилий предпринимателя и бизнес - инкубатора, то удельный вес их активной части (деятельность 3 года и более) достигает 90% [23].
По данным указанного источника в Европейском Экономическом Сообществе (25 стран) в настоящее время активно действует свыше 750 подобных бизнес -инкубаторов и их количество с каждым годом увеличивается. Действуя на принципах политической индифферентности, бесприбыльности, располагая всей необходимой гаммой информации и многолетним опытом, бизнес - инкубаторы ведут активный поиск потенциальных предпринимателей, выявляют новые, более перспективные направления деятельности, способствуют созданию новых экономических агентов, оказывают практическую помощь в их становлении и развитии.
По данным Национального Банка Республики Молдова в 2004 г, поступление денежных средств от эмигрировавших за пределы республики граждан составит около 600 млн. дол. США. Даже если половина из этих средств будет направлена на создание новых рабочих мест в наиболее доходных отраслях национальной экономики, то это приведет к многократному усилению инвестиционного процесса в его наиболее эффективной форме, т.е. за счет собственных финансовых источников.
Очень важно распорядиться этим источником наиболее эффективно, о чем не раз высказывались представители международных финансовых структур, аккредитованных на территории Республики Молдова. По словам главы миссии МВФ Марта де Кастелла Бранко ...Молдова находится на первом месте среди стран Восточной Европы по объемам получаемых денежных переводов. Их следовало бы направить в инвестиционное русло, а не проедать [52]. С точки зрения представителя МВФ важнейшими элементами привлечения в экономику страны инвестиций (в первую очередь - иностранных) являются: стабильность, прозрачность, наличие и строгое соблюдение общепринятых мировым сообществом правил игры. Для этого, по словам М.К. Бранко необходимы структурные реформы и в первую очередь институциональные изменения.
Помимо поступлений денежных средств от так называемых гастарбайтеров дополнительными источниками инвестиций являются:
- собственные средства предприятий и сбережения населения;
- долгосрочные кредиты и займы (государственные или коммерческие);
- бюджетные ассигнования (из государственного и местных бюджетов);
- рациональная налоговая политика государства.
Собственные средства предприятий, которые могут быть направлены на инвестирование национальной экономики, включают в себя прибыль остающуюся в распоряжении предприятий после уплаты всех налогов и выплаты дивидендов, а также амортизационные отчисления.
Прибыль, как источник финансирования, составляет основу простого и расширенного воспроизводства основных фондов действующих предприятий. Согласно официальным статистическим данным, данный источник в последние годы находится в постоянном, динамичном росте (таблица 3.3.6.).
Финансовые результаты деятельности хозяйствующих субъектов Республике Молдова в 2000-2003 гг.
Таблица 3.3.6.
Показатели Годы 2003 в % к 2000г.
2000 2001 2002 2003
1 2 3 4 5 6
Национальная экономика в целом
Количество предприятий, ед. 21423 22956 24685 27988 130,6
Денежный доход, млн. лей 35265,3 41924,2 47758,0 62830,0 178,2
Прибыль, млн. лей -638,3 -909,1 +138,3 1943,5 -
Сельское хозяйство
Количество предприятий, ед. 1303 1447 1681 1844 141,5
Денежный доход, млн. лей 2239,3 2368,8 2930 3101,0 138,5
прибыль (+), убытки (-) до налогообложения, млн. лей -204,9 -194,4 -121,7 -12,3 -
Продолжение таблицы 3.6
Т 2 3 4 5 6
Перерабатывающая промышленность
Количество предприятий, ед. 2856 3028 3269 3650 Т27,8
Денежный доход, млн. лей 7728,Т 9673,5 ТТ5Т5,Т Т54Т5,0 Т99,5
Прибыль, млн. лей 70,7 238,6 493,4 746,8 в Т0,6 раз
Согласно вышеуказанных источников наиболее доходными отраслями национальной экономики являются перерабатывающая промышленность, оптовая и розничная торговля, а также некоторые другие виды деятельности. В то же время сельское хозяйство Молдовы является традиционно убыточным и, следовательно, не располагает собственными источниками инвестирования производственного процесса. Необходимы мероприятия по переадресованию инвестиций из перерабатывающей сферы и торговли в сферу производства сельскохозяйственной продукции.
Разработка и практическая реализация данных мероприятий в настоящее время затруднена высоким уровнем задолженности сельскохозяйственных предприятий (таблица 3.3.7.).
Таблица 3.3.7.
Дебиторская задолженность и обязательства предприятий сельского хозяйстваРеспублики Молдова*
(по состоянию на начало года, млн. лей).
2000 г. 200Т г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.**
Дебиторская
задолженность,
всего
68Т,5 653,5 654,2 693,7 756,6
в т. ч. в расчете
на одно хоз-во
0,52 0,50 0,45 0,4Т 0,4Т
Обязательства,
всего
3034,6 2600,9 2823,9 3077,9 3587,6
в том числе в
расчете на одно хозяйство
2,33 Т ,80 Т ,68 Т ,67 Т ,95
* Статистический ежегодник' Республики Молдова, Кишинев, 2003 г', табл. 20.Т6, стр. 678 ** Moldova in cifre, Chisinau, 2004, табл. 23.9 стр. 222
Инвестиции в сельское хозяйство через действующие крупномасштабные предприятия автоматически влекут за собой необходимость погашения около 3,6 млрд. лей долгов, что составляет 35,0% от годового объема валового продукта отрасли или 1950 тыс. лей в расчете на одно сельскохозяйственное предприятие. Очевидно, что подобное состояние задолженности данных предприятий практически лишает их возможности осуществлять инвестиции. Более того, даже если каким-то образом удалось бы реализовать такую возможность, вложенные инвестиции подвергались бы высокому риску, ибо при прочих равных условиях все анализируемые сельскохозяйственные структуры будут по-прежнему генерировать долги.
Отсюда следует вывод о том, что реально инвестиции в аграрный сектор могут иметь место, в первую очередь, через вновь создаваемые, в том числе, при активной помощи государства, производственные структуры на базе частной собственности.
Особо следует подчеркнуть необходимость государственных дотаций на цели развития инвестиционного процесса в сельском хозяйстве, поскольку низкие доходы работников аграрного сектора не позволяют рассчитывать на инвестиции за счет собственных сбережений сельского населения (таблица 3.3.8.)
Среднемесячная номинальная заработная плата работников АПК Республики Молдова в 1995-2003 гг. (лей)
Таблица 3.3.8.
Годы 2003 в % к 1995
1995 2000 2001 2002 2003**
Сельское
хозяйство
103,6 251,7 315,1 393,8 498,6 4,81 раз
Промышленность 215,3 677,7 813,1 971,8 1216,1 5,65 раз
Национальная
экономика в
целом
143,2 407,9 543,7 691,5 890,8 6,22 раз
* Статистический ежегодник Республики Молдова, Кишинев, 2003, табл. 4.1.4.' ** Moldova in cifre, Кишинев, 2004, табл. 4.2.
Анализ данных таблицы 3.8 показывает, что средняя заработная плата работников сельского хозяйства составляла в 2001 г. 67,2 %, в 2002 г. - 73,1%, в 2003 г. - 75,9% от уровня прожиточного минимума в расчете на одного человека в месяц [24]. Другие виды доходов сельских жителей носят, как правило, натуральную форму и не могут быть инвестированы в реальный сектор экономики. Подтверждением этому является и средний размер банковских вкладов граждан республики, который по состоянию за 2003 г. составил всего 890,9 лей в расчете на одного жителя или 71,3 долл. США. При этом величина депонированных финансовых ресурсов в расчете на одного сельского жителя в2.5 раза ниже среднего по республике уровня и составляет всего 356.3 лея или28.5 долл. США.
С целью более активного привлечения свободных средств сельского населения, в инвестирование агропромышленного комплекса требуются дополнительные гарантии государства по страховому обеспечению вкладов граждан в коммерческих банках. Частично этот вопрос уже решается. Так, Парламентом Республики Молдова в 2004 г. был принят Закон О гарантировании депозитов физических лиц в банковской системе, [10] который предусматривает, что в случае банкротства того или иного коммерческого банка вкладчикам гарантируется возврат их вкладов в сумме до 5 тыс. лей в пропорции 1:1 за счет создаваемого межбанковского гарантийного фонда.
Средства фонда формируются из перечисленных коммерческими банками финансовых средств в размере 7% от объема привлеченных ими депозитов. Полагаем, что увеличение объема гарантийного возвращения вкладчикам их средств до 15 тыс. лей в пропорции 1:1 привлекло бы в коммерческие банки более крупных вкладчиков, а также способствовало бы удешевлению стоимости кредитных ресурсов.
На начало октября 2004 г. в фонд гарантирования вкладов в банковской системе поступило свыше 7,5 млн. леев, что составляет около 1% от общей суммы вкладов, гарантированных в банковской системе Республика Молдова по состоянию на 1 июля 2004 г. Установлено, что финансовые средства, поступающие от банков в указанный фонд в виде первоначального и очередных взносов, будут инвестироваться в государственные ценные бумаги, а полученный в результате обладания данными бумагами доход также предполагается направлять на увеличение размеров фонда.
Помимо физических лиц все больший удельный вес в общей сумме депонированных средств в последние годы занимают юридические лица, считающие подобное размещение временно свободных финансовых средств выгодным для своей деятельности.
Принимая во внимание сезонный характер деятельности аграрного сектора и его зависимость от естественного биологического ритма растений и животных, особую значимость для данного сектора приобретают долгосрочные источники финансирования инвестиционного процесса. В связи с отсутствием подобных источников у самих предприятий, а также работников сельского хозяйства, следовало бы ожидать, что этот недостаток может быть восполнен за счет долгосрочных кредитов и займов. Выявляется, что этот резерв инвестирования в Республике Молдова практически не используется, по крайней мере - не используется для инвестирования в сельское хозяйство (таблица 3.3.9.).
Наибольший спад инвестирования в сельское хозяйство, как и в национальную экономику в целом, имел место в период 1999 - 2000 гг. В эти годы, как известно, своего апогея достигли масштабы приватизации сельского хозяйства. Кроме того, негативное влияние на инвестиции в национальную экономику оказал региональный финансово- экономический кризис, спровоцированный обвалом российского рубля в 1998г. и финансовыми потерями экономических агентов Республики Молдова, осуществляющих экспорт своей продукции в Россию.
По оценкам Правительства Республики Молдова инвестиции в основные фонды производственного назначения в 2000 г. составили всего 9% от уровня 1990 г. В последовавший период (2001 - 2003 гг.) имел место незначительный рост инвестиционной активности, выразившийся в достижении по итогам 2003 г. увеличения инвестиций до 13% от уровня 1990 г. [12. стр.143.].
Участие банковских структур в развитии инвестиционного процессаРеспублике Молдова
Таблица 3.3.9.
Показатели Годы
I995 2000 2001 2002 2003**
Всего выдано кредитов экономическим
агентам
1486,8 3170,9 5072,2 6273,9 9771,9
В т.ч.
- краткосрочные кредиты
1368,4 2555,1 3947,1 4463,2 6600,3
- средне - и долгосрочные кредиты 118,4 615,8 1125,1 1810,7 3171,6
Инвестиции в основной капитал на развитие сельского хозяйства 90,7 58,9 112,5 159,9 186,7
В т.ч.: - частная
собственность
64,5 46,2 81,5 131,4 147,6
- публичная собственность 25,5 8,2 20,1 17,5 27,5
^ Статистический ежегодник Республика Молдова, Кишинев', 2003 г., табл. 1.6.4.1.; 20.8 ** Moldova in cifre, табл.. 2.3.5,Кишинев, 2004 г.
Предпринятые руководящими органами меры по улучшению ситуации не дали ожидаемого эффекта. Помимо ранее отмеченной проблемы в виде огромного долгового бремени сельскохозяйственных предприятий, общепризнанным препятствием к получению данными предприятиями долгосрочных банковских кредитов являются высокие ставки ссудного процента, отсутствие возможности найти поручителей, отсутствие высоколиквидного залогового обеспечения и др.
Согласно отчету Правительства о результатах деятельности за 2004 г. -Средняя процентная ставка по кредитам в леях составила 20,94 процента в январе - октябре 2004 г., а по кредитам в иностранной валюте - 11,38 процента, что значительно превышает возможности местных экономических агентов, особенно занятых в сельском хозяйстве [13].
Сама по себе процедура оформления кредитов для сельскохозяйственных предприятий остается довольно сложной. Банки неохотно кредитуют заемщиков аграрного сектора в связи с их высокими операционными издержками, повышенным уровнем риска и практически полным отсутствием страхования сельскохозяйственной деятельности.
Несмотря на предоставленные льготы по налогообложению прибыли [99] полученной от выданных средне - и долгосрочных кредитов, их доля для предприятий сельского хозяйства и агропромышленного комплекса в целом продолжает оставаться незначительной. Даже при относительно низких темпах инфляции долгосрочный, то есть инвестиционный кредит предприятиям агропромышленного комплекса из-за высокой степени риска не выгоден для коммерческих банков. Относительно бюджетных средств следует отметить, что их хронический дефицит не позволяет рассчитывать на решение проблемы инвестирования за счет указанных источников. Данная ситуация характерна не только для Республики Молдова. Многие государства, в том числе с более высоким уровнем доходов в расчете на душу населения, испытывают аналогичные проблемы.
Так, например, в России при относительной ограниченности бюджетных средств, как потенциального источника инвестиций, государство вынуждено перейти от безвозвратного бюджетного финансирования к целевому долгосрочному кредитованию инвестиционных проектов на очень выгодных для получателя кредитов условиях.
Предполагается, также, что механизм льготного кредитования более транспарентен, а контроль за его осуществлением не требует чрезмерных затрат со стороны государства [124]. Государственные централизованные вложения предполагается направлять на реализацию ограниченного числа целевых программ, создание особо эффективных структурообразующих объектов сельскохозяйственной деятельности, основанных преимущественно на частной собственности на средства производства, включая землю. Согласновышеуказанному источнику при ограниченных финансовых средствах инвестиции частных экономических агентов, субсидированные государством, должны иметь точечный характер.
Основополагающими принципами селекции объектов инвестирования являются:
- экономическая эффективность вложений;
- мультипликативность результатов;
- очередность;
- транспарентность;
- партичипативность;
- социальная ориентация и др.
Частичное ( через систему льготных, но тем не менее - возвратных, кредитов) государственное финансирование инвестиций в отличие от прямого и полного субсидирования позволяет финансировать значительно большее количество предпринимательских проектов в частном секторе национальной экономики [82].
В качестве механизма практической реализации льготного кредитования инвестиционного процесса рекомендуется создание единого (универсального) либо нескольких специализированных фондов сельского развития, основной задачей которых является аккумулирование финансовых средств, выделяемых за счет государственного и/или местных бюджетов, грантов и других источников, а также использование накопленных средств на целевые программы развития отраслей агропромышленного комплекса.
В Республике Молдова государственная поддержка инвестиционного процесса в сельском хозяйстве в 2004 г. достигла объемов в 87,5 млн.лей. Выделенные финансовые ресурсы были использованы главным образом на формирование новых плантаций виноградников, создание дополнительных машинно - технологических станций, призванных обеспечить предоставление механизированных услуг частному сектору, а также на создание заготовительных пунктов и станций зооветеринарного обслуживания животноводческого сектора.
Основой создания развитого рынка кредитных ресурсов является банковская система Республики Молдова. Действующая в настоящее время обширная сеть коммерческих банков обеспечивает предоставление различных услуг по кредитованию, но воспользоваться такими услугами могут далеко не все предприятия агропромышленного комплекса.
Кредитная политика государства, стимулирующая инвестиционную деятельность экономических субъектов, не должна исключать финансовую поддержку в виде возмещения сельским товаропроизводителям со стороны государства до 50% ставок по кредитам, предоставляемых коммерческими банками.


Содержание раздела