d9e5a92d

Создание благоприятных условий для развития предпринимательства

Таблица 2.2.13Внешние долги Молдовы и Иордании в 1990-2002 гг. *_
Годы 2002 в % к 1990
1990 2002
Республика Молдова
Внешние долги всего: млн. дол. США - 1349 га
В том числе долгосрочные долги; - 1126 га
Из них - под гарантию государства; - 846 га
Частных экономических агентов (без гарантии государства) - 280 га
Королевство Иордания
Внешние долги всего: млн. дол. США 8333 8094 97,1
В том числе долгосрочные долги; 7202 7076 98,3
Из них - под гарантию государства; 7202 7076 98,3
Частных экономических агентов (без гарантии государства) - - -
Как следует из вышеприведенных данных Республика Молдова в отличие от Королевства Иордании до начала 1990 г. (дореформенный период) практически не имела внешних долгов. Из общей суммы внешней задолженности 83,5% в настоящее время составляют долгосрочные долги (10 лет и выше) на относительно выгодных условиях (средняя годовая ставка не превышает 1%). Внешние долги Республики Молдова (включая долги под гарантию государства) по состоянию на конец 2002 г. составляют 846 млн. дол. США или 62,7% от общей суммы внешней задолженности.
Королевство Иордания располагает более давней практикой заимствования финансовых ресурсов у внешних кредиторов. Примечательно, что сумма внешней задолженности сохраняется на относительно стабильном уровне и полностью контролируется (гарантируется) государством. Свыше 87,4% от общей суммы внешней задолженности Королевства Иордания составляют долгосрочные долги, полученные на общепринятых для подобных кредитов условиях.
Начиная с 2002 г. после успешной реструктуризации долгов по „евробонам", Республика Молдова согласно классификации Мирового Банка отнесена к группе из 38 стран с умеренным (moderately indebted) уровнем внешней задолженности. Королевство Иордания в настоящее время относиться к числу 39 стран мира с высоким (severely indebted) уровнем задолженности. Относительные, в расчете на единицу ВВП, на одного жителя и т.д. показатели внешней задолженности указанных государств отражены в таблице 2.2.14.
Таблица 2.2.14.
Относительные показатели внешней задолженности [48 стр.245]
Показатели Республика
Молдова
Королевство Иордания
2002 г. 1990 г. 2002 г. 2002 г. в % к 1990 г.
Удельный вес общего внешнего долгав:
- стоимости ВВП; 79 207,3 84,0 -123,3 проц. ед.
- объеме экспорта товаров и услуг; 126 334,3 165,0 -169,3 проц. ед.
Величина внешнего долга в расчете на одного жителя, всего-дол. США 337,3 2252,2 1618,8 71,9
В том числе величина
государственного долга
211,5 1946,5 1415,2 72,7
В целом по группе стран с низким уровнем дохода сумма внешних долгов в расчете на одного жителя указанных стран в 2002 г. составила 210 дол. США, что практически сопоставимо с аналогичным показателем для Республики Молдовы в части государственного долга. Для группы стран со средним уровнем доходов этот показатель равен 663,7 дол. США, а значит, аналогичный показатель для Королевства Иордания превышает среднюю величину соответствующей группы в 2,1 раза.

Создание благоприятных социально-экономических условий для развития предпринимательства

Разработка качественно новых направлений и форм управления частным сектором на основе экономических методов предполагает выявление, в первую очередь, субъектов и объектов управленческих воздействий. С точки зрения общей теории менеджмента метод управления ...это совокупность способов целенаправленного воздействия на работников и производственные коллективы предприятий для обеспечения их деятельности в процессе достижения поставленных целей с учетом требований рынка [19].
В условиях глобализации экономической деятельности количественные и качественные параметры субъектов и объектов управления существенно отличаются от аналогичных характеристик доглобализационного периода. Важнейшим из этих отличий является тот факт, что государство, сохраняя за собой статус одного из важнейших субъектов управления, одновременно становится и его объектом.

Таким образом, наряду с (i) рядовыми гражданами (физическими лицами), как потенциальными предпринимателями, (ii) предприятиями и организациями (юридическими лицами), а также (iii) отраслями, как совокупностью предприятий и организаций родственных видов деятельности, субъектом управленческих воздействий в условиях глобализации является и (iv) само государство.
Объектом управления являются (i) менеджеры (физические лица), (ii) коллегиальные органы управления для корпоративных структур, (iii) государство (в лице соответствующих министерств и ведомств), а также (iv) различные надгосударственные структуры, призванные обеспечить создание гармоничной и процветающей глобальной экономической системы, либо ее региональных (континентальных) фрагментов.


Действенность метода управления и его результативность в каждом конкретном случае предопределяется адекватностью поощрения (материального, морального, социального, психологического, физического и т.д.), а также неотвратимостью наказания. С этой точки зрения все ранее перечисленные экономические методы управления (см. прил.

I), равно как и механизмы (инструменты) их реализации, могут быть поделены на (i) поощрительные, (ii) карающие и (iii) нейтральные (организующие, советующие и т.д.).

Анализируя комплекс экономических методов управления частным бизнесом, применяемых государствами Республика Молдова и Королевство Иордания, необходимо отметить, в первую очередь, весьма ограниченный характер данного комплекса. Во вторых, следует подчеркнуть, что данный комплекс в обоих анализируемых государствах носит четко выраженный карающий характер.

С известными исключениями в нем практически полностью отсутствуют не только поощрительные, но даже нейтральные, т.е. организующие, направляющие, консультирующие и другие аналогичные механизмы и инструменты воздействия на процесс экономической деятельности.
Прямым следствием столь одностороннего, преимущественно запретительского, подхода к проблеме выбора методов управленческих воздействий на частный бизнес является стремление многих потенциальных инвесторов избегать инвестиций в реальный (легализованный или, по-другому, транспарентный) сектор экономики. Аналогично поступают и многие квалифицированные менеджеры, предпочитающие действовать в составе теневых структур, т.е. практически нелегально, либо вообще эмигрировавшие в поисках рабочих мест за рубежом.
В контексте вышеизложенного особенно следует подчеркнуть, что в структуре национальных экономик анализируемых государств удельный вес теневого сектора (по экспертным оценкам) достигает 75-80% от общего, т. е официально зарегистрированного объема ВНД. Примерно половина этого удельного веса приходится на долю криминального сектора, основными сферами деятельности которого принято считать контрабанду товаров и услуг, торговлю наркотиками, производство фальсифицированных изделий и другие виды деятельности, осуществляемые в нарушение действующего законодательства.

Столь значительный удельный вес теневой экономики и особенного ее криминального сектора подтверждается не только местными экспертами, но и исследованиями финансово-экономических структур Совета Европы. В одном из недавних докладов этой организации подчеркивается, что в Республике Молдова 80% экономики находится в тени [93].
В составе теневого сектора национальной экономики, деятельность которого хоть и не учитывается органами государственной статистики, а также практически не подлежит налогообложению (ввиду своего скрытого характера и в силу крайне незначительных объемов сделок), деятельность криминальных структур следует оценивать как наносящую вред обществу и отдельным физическим (юридическим) лицам. Данная деятельность составляет объект уголовного преследования, а ее исследование не является целью настоящей работы.
Следует, однако, подчеркнуть, что действующие законодательства анализируемых государств включают в категорию теневых все структуры, остающиеся за пределами легального (транспарентного) сектора. Другими словами, в преобладающем большинстве случаев под теневыми подразумеваются в первую очередь и почти исключительно - криминальные структуры.

Отсюда и логически обоснованная необходимость решительных, главным образом - карающих, мер противодействия и даже борьбы с теневой экономикой. Приходится только сожалеть, что зачастую эта борьба ориентирована не против криминального сектора, а главным образом, именно против теневых структур.

Более того, исходя из предположения, что теневая экономика представлена исключительно криминальными элементами (что совершенно ошибочно), отпадает и необходимость нейтральных и даже поощрительных методов управления экономическимиагентами, действующими в теневой сфере. Между тем, логика развития частного бизнеса почти без исключений предполагает наличие этапов его зарождения, становления, функционирования и отмирания.

Как правило, начальные стадии формирования частных экономических агентов проходят в тени или, по крайней мере, они никак и нигде не афишируются. Облегчить предпринимателям выход из теневого сектора, создать наиболее оптимальные условия для легализации теневого бизнеса - вот главная задача государственных структур, ответственных за экономическое развитое страны.

Как правило, обычным является обратное - повсеместное ущемление интересов мелких предпринимателей. Отсюда и изобилие наказующих методов управления частным бизнесом и практически полное отсутствие мер и мероприятий нейтрального и поощрительного характера.
Следующей, но не менее важной, характеристикой действующего комплекса экономических методов управления частным сектором является бесспорный приоритет, а во многих случаях неприкрытый диктат надгосударственных структур управленческого воздействия, в первую очередь МВФ, ВБ, ВТО и др. Примечательно, что многие из этих экономических структур зачастую действуют не только экономическими, но и чисто административными методами.

Узурпировав право принятия решений, указанные и целый ряд других международных финансовых, коммерческих и т. п. структур не несут никакой ответственности за результаты их практической реализации.

Естественно, что вина за отсутствие успехов либо полные провалы в экономическом развитии государств - реципиентов (в основном стран третьего мира) каждый раз ложится на плечи их правительств, законодателей, экономических агентов и просто рядовых граждан этих стран.
Следствием данных действий является все возрастающий разрыв в уровнях дохода в расчете на душу населения в указанных государствах и группе стран -доноров, являющихся основными учредителями мировых финансовых структур. Все это противоречит базисному принципу процесса глобализации, а именно -созданию гармоничной, динамично развивающейся экономической системы с ярко выраженными тенденциями постепенного выравнивания уровней дохода и уровней жизни в богатых и бедных государствах.

Бесспорными признаками неадекватности действий надгосударственных управленческих структур и обозначенных целей глобального экономического развития являются (i) повсеместное сокращение портфельных и прямых внешних инвестиций в страны третьего мира, (ii) увеличение численности легальных и нелегальных мигрантов из развивающихся государств в поисках рабочих мест, (iii) постоянное увеличение внешнеторгового дефицита развивающихся стран и, соответственно, рост их долгового бремени, а также (iv) высокий удельный вес субвенций и субсидий, предоставляемых богатыми странами в качестве поддержки собственного производства и в первую очередь аграрного сектора, значительная часть продукции которого затем экспортируется в страны третьего мира, ухудшая и без того плачевное финансово - экономическое состояние местных производителей.
Перечень внутренних и внешних проблем и препятствий, возникающих на пути развития частного бизнеса, не исчерпывается вышеупомянутыми примерами. Одним из основных направлений их разрешения, в равной степени характерным как для Республики Молдова, так и для Королевства Иордания, является формирование рациональной институциональной структуры частного бизнеса указанных государств.

При этом основой рационализма, его исходной позицией следует считать не внутригосударственные интересы, то есть интересы динамичного развития конкретной национальной экономики, а общемировой интерес, достижение гармоничного развития интегрированной глобальной экономики на основе научно-обоснованного, всесторонне аргументированного общемирового разделения и специализации труда.
Столь масштабная постановка проблемы формирования рациональной институциональной структуры общемирового частного бизнеса впервые была заявлена на Шанхайской Конференции, посвященной проблемам искоренения бедности в странах третьего мира, проходившей в мае 2004 г. На примере таких стран азиатского континента как Китай, Индонезия, Корея и Малайзия были наглядно доказаны приоритет и перспективность формирования качественно новой институциональной структуры частного сектора национальных экономик указанных стран. Было подчеркнуто, что развитие экономики без новых структурных образований - это миф.

Лозунг конференции - ... развитие через создание новых первичных ячеек производства и обслуживания [39]. Несмотря на очевидную многоплановость данной задачи и сложность ее разрешения, в качестве научной проблемы она выглядит не просто актуальной, но уже давно назревшей. Дальнейшее игнорирование столь очевидной необходимости, каковой является согласованное в общемировом масштабе дальнейшее развитие производительных глобальных сил, просто недопустимо, ибо отсутствие гармонии этого развития имеет только одну альтернативу - дисгармония, столкновение интересов, возникновение конфликтных ситуаций в любой форме их проявления.

Современное состояние мировой цивилизации изобилует такого рода примерами.

Несмотря на это, очень мало делается для выявления истинных причин их возникновения. В основном обсуждаются меры борьбы со следствиями, а это не может привести к положительным результатам.
Надежды на стихийное, пущенное на самотек, никем и ничем не управляемое формирование некоторого, единственного по своей природе, оптимального и всеми восхваляемого варианта развития мировой экономической системы, способного оправдать вековые ожидания человечества, являются не чем иным как самообманом. Прямым следствием этого самообмана являются чрезмерная поляризация доходов богатых и бедных стран, все более обостряющаяся дифференциация государств и целых континентов по уровням занятости, объемам создания новых материальных и нематериальных благ, уровням жизни и т.п.

Само собою разумеется, что это не путь к гармонизации экономической деятельности на земном шаре. Наоборот, это тупиковый путь, требующий все больших и больших издержек на милитаризацию богатых государств, на субсидирование их сельского хозяйства, на искоренение опасных эпидемий (эпизоотий), порожденных нищетой и антисанитарией в бедных странах и затем разносимых по всему миру в результате все возрастающих миграционных потоков.

Необходимость ..восстановления баланса между потреблением в развивающихся и высокоиндустриальных странах, подчеркивается в одном из последних докладов Организации по сохранению природы WWF International [71].
Приоритетный характер институционального направления, его основополагающая роль в деле развития частного бизнеса не вызывают особых дискуссий. Более того, отдельные фрагменты формирования новых институциональной структур имеют место практически во всех странах мира даже без какого либо вмешательства со стороны государственных структур.

Речь идет, в первую очередь, о структурных образованиях, функционирующих в тех отраслях экономической деятельности, которые собственно и породили процесс глобализации, то есть являются неизбежной и необходимой предпосылкой его возникновения.

К их числу относятся торговля (внутренняя и особенно внешняя), все виды связи и транспорта, банковская и страховая деятельность, как основные фрагменты общемирового рынка финансовых ресурсов, и некоторые другие.
Развитие остальных отраслей и подотраслей в условиях глобализации экономической деятельности не может трактоваться с той же степенью однозначности, поскольку выбор приоритетов и обоснование уровня развития той или иной отрасли для каждого государства (группы государств) в отдельности должны базироваться на разработке и строгом соблюдении одновременно как национальных (региональных), так и общемировых целей развития. Ведущими из этих целей для нынешнего (начального) этапа развития процесса глобализации являются:
- энергосберегающие и вместе с тем высокоэффективные технологии использования природных, в первую очередь - невозобновляемых, ресурсов и факторов экономического развития (полезные ископаемые, земля, вода, воздух и др.);
- высокоинтенсивное применение антропогенных (другими словами -воплощенных в живом и прошлом труде) ресурсов и факторов развития экономической деятельности;
- четкая социально-экономическая аргументация роли и места национальной экономической системы в общемировом процессе разделения и специализации труда;
- перераспределение потенциальных рынков реализации продукции (услуг), исходя из необходимости достижения гармонии и высокого динамизма развития мировой экономической системы.
В разработке (моделировании) будущей глобальной экономической системы вопросу создания высокоэффективного частного сектора должна быть отведена особая роль. Несмотря на то, что речь идет о частных экономических структурах, государство в лице местных органов публичного управления, а также центральных органов власти должно активно содействовать их возникновению и развитию.
Аналогичную позицию следует занимать также надгосударственные институты и организации в вопросе о развитии частного бизнеса.
В качестве основных форм и методов создания новых институциональных структур наиболее плодотворно зарекомендовали себя бизнес - центры и бизнес - инкубаторы, агентства по развитию и внедрению новых форм хозяйствования, консалтинговые центры, деятельность других государственных и частных структур по внедрению научных достижений и международного опыта по развитию частного бизнеса.
Результаты работы вышеназванных и целого ряда других аналогичных структур в Республике Молдова за последние годы привели к многократному росту количества экономических агентов, действующих в различных отраслях национальной экономики. Если на начальной стадии реформирования в Республике Молдова функционировали около двух тысяч экономических агентов (государственные предприятия и коллективные хозяйства в сельской местности) то по состоянию на 1 января 2004 г. общее количество только официально зарегистрированных в RENIM экономических агентов достигло 121,6 тыс.
Кроме этого значительное количество экономических агентов, а именно -крестьянских (фермерских) хозяйств, зарегистрировано в местных органах
публичного управления. Более детальная информация относительно численности действующих экономических агентов в динамике за ряд лет представлена в таблице 3.1.1.
Таблица 3.1.1.Динамика изменения численности экономических агентов в Республике Молдова*

(по состоянию на начало года)
1993 1995 2000 2004 2004 в % к 1993 г.
А 1 2 3 4 5
Всего экономических агентов по всем организационно-правовым формам в том числе: ед. 20950 59721 231802 399939 19,1 раз
- предприятия с правом физического лица
из них;
5125 21478 57445 59904 11,7 раз
- индивидуальные предприятия 5110 21414 57226 59692 11,7 раз
- предприятия с правом юридического
лица
из них;
15825 38243 174357 340035 21,5 раз
- акционерные общества 206 1698 6561 6212 30,1 раз
- общества с ограниченной ответственностью 7470 15104 28659 41914 5,6 раз
- кооперативы всех видов 2227 2321 3496 3406 152,9 %
- арендные предприятия 486 380 116 107 22,0 %
- государственные предприятия 2760 2717 1752 1656 60,0 %
- предприятия с иностранными инвестициями 172 412 1973 3184 18,5 раз
- коллективные хозяйства 569 525 4 4 7,0 %
- межхозяйственные предприятия 279 241 27 14 5,0 %
- крестьянские (фермерские) хозяйства 481 13958 131600 283200 588,7
раз
- другие предприятия 1175 887 169 338 28,7 %
Само по себе увеличение численности экономических агентов за период с 1993 по 2004 г. в 19,1 раза отражает очевидную тенденцию радикальных структурных преобразований. Однако, чисто количественные показателиизменений, не означают одновременное улучшение качественных характеристик вновь создаваемых экономических структур.
В частности, в сельском хозяйстве многократное увеличение крестьянских (фермерских) хозяйств не обеспечило адекватного роста объемов производства и повышения его эффективности. Необходимо формировать не просто фермерские хозяйства, а высокотоварные, специализированные, оптимальные по своим размерам и направлениям деятельности экономические структуры, основанные на частной (семейной) собственности на средства производства, включая землю.
В настоящее время общая площадь сельскохозяйственных земель, находящихся в собственности официально зарегистрированных 283,2 тыс. га фермерских хозяйств составляет всего 526 тыс. га или 1,86 га в среднем на одно хозяйство. Естественно, что на такой площади, в условиях полного отсутствия специализации осуществлять, высокотоварную и высокодоходную экономическую деятельность невозможно.
Следовательно, в работе местных органов публичного управления соответствующих республиканских органов были допущены серьезные ошибки и просчеты, которые не устранены до сих пор. Весьма незначительную помощь в деле исправления допущенных ошибок оказывают и международные донорские организации. Только с 2005 г., в частности, намечено реализовать относительно масштабную программу финансовой поддержки частного аграрного сектора, конечной целью которой является ... повышение конкурентоспособности молдавской аграрной продукции на международных рынках [70]. Программа рассчитана на 5 лет, донорская часть бюджета программы составляет 19 млн. дол. США. Программа имеет четко обозначенные направления специализации -. производство и экспорт свежей, замороженной, сушенной, консервированной и маринованной продукции, в том числе экологически чистых овощей, фруктов, меда, грецких орехов и др.
Важность и огромное положительное значение указанной программы для развития сельского хозяйства Республики Молдова трудно переоценить. Однако, в подобного рода помощи нуждаются не только овощеводство и садоводство республики, а практически все сельское хозяйство, в первую очередь животноводческий сектор. Несмотря на активную помощь со стороны внешних инвестиционных и кредитных проектов ( 2 KR, RISP, PFAP и др.), их общий удельный вес в решении накопившихся проблем в данной области по-прежнему остается незначительным [58].
Важную роль в создании благоприятных условий для развития частного бизнеса играют ценовая и налоговая политика государства. Разработка и практическое использование гибкого ценового механизма, предусматривающего периодические закупочные и/или снабжающие интервенции государства на рынке агропродовольственных товаров и услуг, обеспечивают регулирование данного рынка и придают ему стабильные характеристики. С помощью адекватной ценовой политики государство поддерживает доходы
предпринимателей на определенном, общественно необходимом уровне, решает задачу стабилизации внутреннего рынка тех или иных видов продукции в течение заданного периода, обеспечивает конкурентоспособность местных товаропроизводителей на внешних рынках.


Содержание раздела