d9e5a92d

Механизмы и инструментарий экономических методов управления

В качестве одной из таких мер Министерство Экономики Республики Молдова рассматривает разработку и успешную апробацию на уровне Всемирного банка Стратегии Экономического Роста и Снижения Уровня Бедности (СЭРСУБ). Согласно заявлению Министра Экономики Мариана Лупу (в настоящее время - Председатель Парламента Республики Молдова), данный документ обобщает множество ранее разрозненных стратегических подходов к решению проблемы устойчивого экономического развития государства.
Приоритет экономических аспектов в решении указанной проблемы неоспорим. Подтверждением сказанного является и тот факт, что СЭРСУБ практически без замечаний была одобрена гражданским обществом (в лице неправительственных организаций) и внешними кредиторами, включая Всемирный банк, пожелания которых были учтены правительством в ходе окончательной доработки документа [86].
Наличие столь масштабного и всеохватывающего стратегического документа развития национальной экономики обеспечивает Республике Молдова в среднесрочной перспективе получение только от Всемирного банка финансовых ресурсов в объеме 137-140 млн. дол. США на цели развития (і)малого бизнеса, (ii) конкурентоспособности, (ііі) социальной сферы, (iv) образования, (v) здравоохранения и др.
В качестве ведущей формы активной государственной поддержки частного бизнеса избраны разработка и реализация конкретных инвестиционных проектов. При этом доля внешних источников финансирования оценивается в размере 25-30 %, что означает примерно 270-300 млн. дол.

США.

Наряду с Всемирным банком данные средства будут выделены также другими финансовыми структурами, включая Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Международный фонд развития сельского хозяйства (МФРСХ) и др.
Особый акцент в решении инвестиционных проблем, как следует из вышеприведенных документов, делается на развитие малого бизнеса.
По состоянию на конец I полугодия 2004 г. удельный вес предприятий малого бизнеса в Молдове составил 92 % от общего числа зарегистрированных экономических агентов. В составе этих предприятий занято свыше 170 тыс. человек или около 30 % работающего населения республики.
Несмотря на то, что малый бизнес играет очень важную роль в развитии национальной экономики, до сих пор в республике не решен целый ряд проблем государственного регулирования предприятий малого бизнеса. В частности, отмечается, что многие из законодательно установленных льгот, включая действие ст.

49 Налогового кодекса, предусматривающей полное или частичное освобождение малых предприятий от налога на прибыль, практически не работают [133].

Механизмы и инструментарий экономических методов управлениячастным сектором

Рыночный механизм координации поведения экономических субъектов предполагает наличие высокоразвитого и широко диверсифицированного управления их деятельностью. Бесспорной методологической основой управления рыночной экономикой в условиях глобальной интеграции являются экономические методы управления.
Экономические методы управления предусматривают воздействие государственных, (надгосударственных) структур различного уровня на
экономические интересы товаропроизводителей. Основной целью данных воздействий является создание таких условий деятельности, в которых частный бизнес может быть выгодным и целесообразным.

Экономические методы оставляют свободу выбора для хозяйствующих субъектов, в чем их неоспоримое преимущество перед административными методами управления, представляющими собой комплекс обязательных для исполнения требований и распоряжений государства по отношению к субъектам экономической деятельности в частном секторе.
Вместе с тем, государство (надгосударственные структуры) воздействует на экономику не только экономическими методами, так как существуют сферы деятельности, где применение административных методов необходимо: -контроль над монополистическими рынками; обеспечение продовольственной и экологической безопасности; защита национальных интересов государства и др. Меняются только пропорции использования экономических или административных методов в тот или иной период времени.

Последовательное внедрение экономических методов управления в оптимальном сочетании с экономически обоснованными административными мерами способствует становлению жизнеспособного частного сектора.
Экономические методы управления представляют собой совокупность мер, обеспечивающих соблюдение и использование экономических законов в хозяйственной деятельности товаропроизводителей. Они включают в себя такие экономические механизмы как: - планирование (стратегическое,


директивное и/или индикативное, текущее и/или оперативное); -ценообразование; - налоговый механизм; - финансово-кредитную систему; -страхование; - субсидии. Данные экономические механизмы, а также порядок их применения в управлении должны быть относительно стабильными, однако это не исключает внесения, при необходимости, корректив в соответствии с меняющимися условиями.
С развитием специализации и концентрации производства связи между участниками рыночных отношений многократно расширяются и усложняются. Анализ современного состояния национальной экономики Республики Молдова показывает, что многие участники рыночных отношений из-за слишком жесткой и зачастую нелояльной конкуренции оказываются вытесненными из экономического оборота.

В связи с этим возникает необходимость активного вмешательства государства в процесс управления деятельностью хозяйствующих субъектов частного сектора, направленного на обеспечение относительно равных условий экономической деятельности для всех организационно правовых форм и форм собственности, а также на защиту местных производителей.
В условиях ограниченности либо четко выраженного дефицита финансовых ресурсов государственная политика в отношении частного сектора должна строиться на основе принципа очередности, при этом число целей не должно превосходить запаса имеющихся в распоряжении государства инструментов экономической политики и финансовых возможностей для их практической реализации. Кроме того, применяя экономические методы управления следует учитывать, что им присущ эффект запаздывания (лага), который обусловлен наличием промежутка времени между возникновением экономической проблемы и принятием ответных мер экономической политики (получение одобрения законодательных органов, прохождение процедуры принятия закона в парламенте, разработка механизма реализации принятого решения, выполнение конкретных действий государственными службами, ответственными за осуществление того или иного решения и т.д.).
Кроме того, существует промежуток времени между моментом принятия решения и моментом, когда принятые меры начнут давать результаты. Длительность этого периода времени зависит от вида экономического механизма, а также наличия реальных возможностей для его реализации на практике.

В частности, налоговая политика оказывает более быстрое воздействие на экономические интересы товаропроизводителей, чем денежно-кредитная, косвенно воздействующая на динамику и структуру производства. Оценка фактора времени в разработке и осуществлении экономических решений является наиболее сложной задачей, но даже приблизительные расчеты величины эффекта и степени быстродействия того или иного механизма экономической политики дают возможность выработать обоснованные решения и добиться их выполнения [68].
В управлении частным сектором государство должно использовать в первую очередь экономические методы, соответствующие им механизмы (или их фрагменты), а также обширный рабочий инструментарий, адаптированный к рыночным условиям хозяйствования и учитывающий местные специфические особенности.
Одним из высокоэффективных методов управления производством и минимизации рисков деятельности хозяйствующих субъектов в частном секторе является индикативное планирование, предполагающее согласование управленческих решений и действий на макро- и микро- уровнях путем определения национальных, региональных, местных и т. д. приоритетов, прогнозирования ожидаемых результатов, установления экономических мер поддержки хозяйствующих субъектов со стороны государства и негосударственных институтов. Стабильная работа предприятий частного сектора требует согласования объемов производства, размеров и сроков поставок продукции, услуг, сырья на продажу (переработку), что может быть достигнуто только посредством планирования и прогнозирования [122].
В рыночных условиях планирование должно использоваться на всех уровнях управления: в масштабах государства (сообщества государств); на отраслевом уровне; на уровне самих предприятий, осуществляющих производство, переработку и реализацию продукции (оказание услуг). С помощью планов обеспечивается пропорциональность, сбалансированность и предсказуемость работы субъектов хозяйствования в частном секторе, достигается относительная гарантия их конкурентоспособности, соответствия их деятельности реальным интересам собственников предприятий, их трудовых коллективов, кредиторов и государства.
Планирование деятельности предприятий частного сектора представляет собой сложную и весьма разнообразную систему мероприятий, среди которых особое значение имеет разработка:
- оперативных (краткосрочных) планов деятельности предприятия на срок до одного года;
- средне- и долгосрочных комплексных планов (прогнозов) деятельности предприятия;
- инвестиционных программ средне- и долгосрочного характера;
- бизнес-планов деятельности предприятия (либо их фрагментов).
Планирование представляет собой важнейший фактор управленческой
деятельности и широко практикуется во всех отраслях национальной экономики. В зависимости от конкретных целей и задач оперативное планирование может охватывать различные периоды (например срок проведения уборочных работ в агрокооперативе) и обычно носит директивный (обязательный к исполнению) характер.
В отличие от оперативного планирования средне- и долгосрочные прогнозы носят в основном индикативный (рекомендательный) характер, но охватывают более длительные сроки. В процессе реализации данные прогнозы, как правило, корректируются и служат основой разработки очередных текущих планов деятельности предприятия.
Инвестиционные программы (проекты) обычно разрабатываются на период освоения соответствующих инвестиций и служат одним из факторов привлечения потенциальных инвесторов. Логическим завершением инвестиционного проекта является разработка бизнес-плана.
Бизнес-план является основным инструментом планирования в рыночных условиях. Подавляющая часть предприятий частного сектора, в первую очередь развивающихся государств, в настоящее время находится в сложном финансовом положении и не имеет средств для осуществления самостоятельных инвестиционных программ.

Частично дефицит финансовых ресурсов для частного сектора может быть ликвидирован через систему коммерческих займов, спонсорские поступления, а также протекционизм и бюджетные ассигнования государственных, центральных и местных органов управления. В этом случае бизнес-планирование становится частью государственных и региональных индикативных планов.
Бизнес-планирование - это процесс сбора и обработки информации, направленный на: (i) обоснование предстоящих действий предприятия на целевом рынке; (ii) определение наилучших способов достижения поставленных целей; (iii) достижение наивысших результатов экономической деятельности. Планирование деятельности с помощью бизнес-плана позволяет руководителю любой категории хозяйств частного сектора четко определить и конкретизировать задачи производства и реализации того или иного вида продукции (услуг), разработать мероприятия, направленные на сглаживание неблагоприятных изменений природного или социального характера.
Раз и навсегда установленной формы данного документа не существует. Это связано с тем, что направленность и масштабы планирования бизнеса могут изменяться в достаточно большом диапазоне. Вместе с тем, любой бизнес-план должен иметь специфические разделы:
- резюме;
- описание отрасли, самого предприятия, выпускаемой продукции;
- план маркетинга, план менеджмента;
- инвестиционный план, включая анализ рисков и описание правового поля, на фоне которого он будет осуществляться;
- план производства и план-график сбыта продукции (услуг);
- финансовый план с расчетом предстоящих расходов и ожидаемых поступлений финансовых средств, эффективности всего проекта.
В современных условиях на всех уровнях управления целесообразна разработка нескольких вариантов бизнес-плана: (i) пессимистический, (ii) оптимальный, (iii) оптимистический, позволяющих принять обоснованные управленческие решения в зависимости от реально складывающихся социальноэкономических условий.
Индикативное планирование деятельности необходимо любому предприятию, действующему в частном секторе, рассчитывающему на финансовый успех в условиях рынка, который не гарантирует постоянство основных межотраслевых пропорций, их сбалансированность и полное соответствие потребностям предприятия.
Ценовая политика в системе экономических методов управления является частью общей экономической политики государства и должна быть направлена на поддержание паритетных отношений между различными отраслями национальной экономики, создание условий для роста производства и повышения доходности в частном секторе, защите внутреннего рынка и замещению импортной продукции, обеспечению продовольственной безопасности страны и др.
Ошибочные подходы к формированию государственной ценовой политики в частном секторе приводят, как правило, к негативным последствиям, особенно если речь идет об агропромышленном комплексе страны, нуждающемся в постоянных интервенциях государства на соответствующих рынках сельскохозяйственной продукции для предотвращения резкого понижения цен.
Либерализация цен и инфляционные процессы в условиях рынка при отсутствии эффективного государственного регулирования приводят, как правило, к спаду производства в частном секторе. В настоящее время, например, на продовольственном рынке Республики Молдова сложилась парадоксальная ситуация, когда цены на продукцию отечественного производства оказались слишком высокими для основной массы населения и очень низкими для товаропроизводителей.

В результате производство многих видов агропромышленной продукции значительно сократилось (молоко и молочные продукты, мясо и продукты его переработки, табак, сахар и др.).

Причинами сложившегося положения можно назвать практически полное отсутствие отечественного производства средств производства для сельского хозяйства и отсутствие финансовых средств у сельхозпроизводителей для их закупки за рубежом. В результате аграрный сектор практически не инвестирует приобретение техники.

Резко сократились также объемы закупок удобрений, ядохимикатов и т.д., что в свою очередь ведет к увеличению доли ручного труда и снижению производительности.

Кроме этого, между сельскохозяйственными товаропроизводителями и конечными потребителями находятся многочисленные посреднические, в основном полулегальные или просто теневые заготовительные структуры, а также структуры по переработке и оптовой торговле. Ввиду резкого снижения доходов основной массы населения спрос на агропромышленную продукцию становится менее эластичным (не зависит от роста или снижения цен), а высокие инфляционные ожидания при слабой конкуренции способствуют постоянному росту цен.
Субсидирование производителей сельскохозяйственной продукции из бюджета через механизм ценообразования позволило бы снизить цены для конечного потребителя и стимулировать производство в аграрном секторе, однако в условиях монополизированного рынка монополист-переработчик или посредник по закупке сельскохозяйственной продукции может снижать закупочную цену настолько, что вся надбавка, выданная государством товаропроизводителю, попадает к нему, а цены на конечную продукцию по-прежнему останутся высокими [128].
В этих условиях разработка и осуществление антимонопольной политики государства, направленной на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности, обеспечивающей всем хозяйствующим субъектам равные условия конкуренции, особенно актуальна.
К действиям, ограничивающим здоровую конкуренцию, относятся:
- изъятие товаров из обращения для создания дефицита и повышения цен;
- навязывание контрагенту неприемлемых для него условий договора;
- принуждение к заключению связанных контрактов;
- нарушение установленного порядка ценообразования;
- создание препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам;
- установление монопольно высоких цен на собственную продукцию, если ее доля на внутреннем рынке значительна (более 30 %) [68].
Антимонопольное регулирование как метод управления включает в себя два направления: (i) разработку и принятие специального антимонопольного
законодательства и (ii) формирование системы органов, осуществляющих антимонопольное регулирование и контролирующих соблюдение антимонопольного законодательства.
Анализ состояния продовольственного рынка и проводимой государством политики ценообразования показывает, что одновременно с формированием свободных рыночных цен на продовольственные товары в стране должны осуществляться меры, направленные на защиту внутреннего рынка и замещение импортной продукции, способствующие обеспечению продовольственной безопасности государства [53].
Гибкий ценовой механизм должен предусматривать проведение закупочных и товарных интервенций на рынке продовольствия со стороны государства.
Механизм интервенционных закупок направлен на регулирование и стабилизацию рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, способствует поддержке доходов товаропроизводителей на необходимом, заранее определенном уровне. Проведение государством интервенций на рынке продукции (сырья и продовольствия) позволяет решить задачу наполнения внутреннего рынка, образования дополнительных товарных запасов в периоды резкого снижения цен, сформировать резервные государственные фонды с целью наполнения продовольственного рынка из товарных запасов в периоды резкого повышения цен на тот или иной вид продовольствия.
При падении рыночных цен на сельскохозяйственную продукцию ниже установленного минимального уровня государство проводит стабилизационные закупки через закупочные пункты, которые покупают продукцию без ограничения по объявленной цене (как правило не ниже себестоимости соответствующей продукции). Принятию решения о проведении закупочных интервенций на рынке должна предшествовать разработка правил и процедуры их проведения, включающих:
- обоснование уровня интервенционной цены закупки (установление так называемых пороговых цен),
- утверждение организации, которая будет осуществлять закупки продукции у местных сельхозпроизводителей (орган, уполномоченный государством или через товарную биржу).
- утверждение перечня продукции, по которой должны осуществляться закупки.
Пороговый уровень цены, при которой начинается интервенция, должен соответствовать нормативной себестоимости продукции, а также включать в себя нормативную, т.е. достаточную для простого воспроизводства прибыль плюс расходы по доставке, приемке и первичной доработке (упаковке) продукции.
Своевременное вмешательство государства в процесс регулирования цен требует постоянного отслеживания конъюнктуры на рынке основных видов продовольственных товаров. Для осуществления товарных интервенций должно обеспечиваться оперативное слежение за ценами.

Эти функции должна осуществлять служба, соблюдающая государственные интересы (статистика).

Обеспечение товарных закупок для государственных нужд является составной частью общего механизма интервенций государства на рынке продовольствия, которая реализуется автономно и не зависит от необходимости стабилизации соответствующего рынка [81].
В системе экономических методов государственного управления налоги занимают ключевую позицию. Поскольку через налоговую политику государство имеет возможность более быстрого воздействия на экономические интересы товаропроизводителей, данный метод управления является приоритетным в развивающихся государствах, испытывающих постоянный дефицит финансовых средств.
Совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением образует налоговый механизм, который используется государством для воздействия на экономические интересы частных товаропроизводителей.
В целом государство заинтересовано в установлении таких ставок налогообложения, которые обеспечивают динамичное развитие рыночной экономики при сохранении максимальных поступлений финансовых средств в бюджет. В случае достижения определенных успехов в разработке и реализации подобной налоговой политики появляется реальная возможность поэтапного снижения налоговой нагрузки, при одновременном расширении налогооблагаемой базы.
Относительно благоприятные налоговые ставки, к которым должны стремится все развивающиеся государства, в сочетании с хорошо отлаженным контролем за ведением учета и эффективностью санкций за невыполнение налоговых обязательств со стороны товаропроизводителей, стимулируют соблюдение последними налоговой дисциплины, что в свою очередь повышает результативность налоговой системы как ведущего метода управленческого воздействия на экономические интересы предприятий.
Следовательно, оптимальная система налогообложения в частном секторе должна быть ориентирована на:
- постепенное снижение налоговой нагрузки и расширение базы налогообложения;
- уменьшение налогооблагаемой базы частных предприятий на величину собственных средств, вложенных в виде инвестиций в развитие производства;
- применение льгот по налогообложению для частных предприятий, направляющих свои средства на развитие социальной сферы;
- упрощение системы налогообложения, достижение ее большей стабильности;
- снижение ставок НДС на средства производства, направляемые на (i)развитие частного сектора, (ii) на увеличение экспорта, (iii) назамещение импорта и т.д.
Так, например, переход в аграрном секторе к единому сельскохозяйственному налогу взамен действующей совокупности налогов и сборов позволит упростить механизм ведения налогового учета и контроль за организацией налогообложения, будет способствовать укреплению налоговой дисциплины [65].
В качестве объекта налогообложения должны выступать сельскохозяйственные угодья, находящиеся в собственности, во владении или пользовании. Величина налога в расчете на единицу сельскохозяйственных угодий должна зависеть от бонитета почвы.

Для эффективного выполнения своих функций данный налог должен быть точно определен по сроку, сумме и способу платежа. Налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику удобнее его платить.

В связи с этим сроки уплаты единого сельскохозяйственного налога должны устанавливаться на вторую половину года и предусматривать возможность авансовых взносов. Тем самым будет внесен элемент финансового планирования в деятельность предприятий аграрного сектора.
Неизменная, в течение определенного периода, ставкасельскохозяйственного налога, независящая от численности работающих в хозяйстве, будет способствовать оптимизации величины обрабатываемых земельных участков, внедрению элементов механизма саморегулируемого производства и рынка, повышению занятости в сельском хозяйстве. Кроме того, известная заранее и фиксированная величина налога способствует определению производственной программы, исходя из конкретных условий и конъюнктуры рынка, вносит стабильность в хозяйственно-финансовую деятельность предприятий, позволяет планировать и осуществлять инвестиции в производство и переработку производимой продукции.
Важную роль в налоговом механизме играют налоговые льготы, которые выражаются в пониженных ставках налогообложения, в виде налоговых кредитов-вычетов из величины начальных налогов. Применяя льготы в налогообложении для хозяйствующих субъектов определенного сектора экономики, государство усиливает перераспределительную функцию налогов и стимулирует инвестиционную деятельность предприятий данного сектора.
В этом плане интересен опыт США. Для новых капиталовложений в стране была установлена налоговая скидка в размере 7%, при этом величина льготы вычиталась не из всего налогооблагаемого дохода, а из суммы налога.



Содержание раздела