d9e5a92d

Финансово-кредитное и инвестиционное обеспечение

Законодательством США также разрешается производить амортизационные отчисления со всей стоимости техники и оборудования, на которую распространялась и налоговая скидка. Тем самым дополнительно увеличивалась сумма отчислений на возмещение основного капитала и стимулировались инвестиции [68].
Налоговой льготой считается отсрочка или полное освобождение от уплаты налога. Такой льготой пользуются малые и вновь образованные предприятия частного бизнеса.

Вместе с тем, опыт применения данной льготы показывает, что она не способствует развитию предпринимательской деятельности в агропромышленном секторе. Малые, вновь образованные предприятия возникают в первую очередь в торгово-посреднических отраслях, где скорость оборота финансовых средств намного выше, а следовательно и больше величина получаемой прибыли.

По истечении срока действия льготы по налогообложению предприятия, как правило, прекращают свою деятельность.
В целом, главным требованием к налоговой политике в частном секторе должна быть ее устойчивость, нейтральность по отношению к рыночному механизму и обеспечение равных условий хозяйствования всем субъектам рыночной экономики.
Одним из экономических методов воздействия государства на развитие частного бизнеса является его финансово-кредитная политика.
Рыночные преобразования национальной экономики позволили лишь небольшой части предприятий частного сектора добиться относительно стабильных производственно-финансовых показателей. Основная масса данных предприятий продолжает оставаться убыточной.

Одной из основных причин сложившегося положения является слабая техническая оснащенность, которую нельзя преодолеть без серьезных инвестиций в развитие производства [79].
Привлечение инвестиций в частный сектор можно обеспечить путем создания благоприятной инвестиционной политики государства, стимулирующей:
-мобилизацию собственных средств производителей;
-долгосрочное банковское кредитование;
-привлечение средств отечественных инвесторов;
-привлечение иностранных инвестиций;
Увеличение инвестиций в производство требует предоставления со стороны государства гарантий, а также установления льгот при налогообложении полученной прибыли в случае ее реинвестирования в производство.
В настоящее время в Республике Молдова действует Закон О гарантировании вкладов физических лиц в банках [100], который
предусматривает создание гарантийного фонда за счет перечисления банками 7% от объема привлеченных ими депозитов. Выплаты предполагается осуществлять до налогообложения доходов банка.

Указанная мера должна заинтересовать физические лица в хранении свободных финансовых средств на депозитах коммерческих банков и использоваться последними в качестве кредитных ресурсов.

Аналогичный закон действует в Королевстве Иордания, что обеспечивает существенный прирост инвестиций в экономику страны.
Чтобы стимулировать банки в кредитовании экономических агентов на приемлемых условиях законодательства многих развивающихся государств предоставляют коммерческим банкам льготы по налогообложению прибыли, полученной от кредитов, предоставленных на долгосрочной (свыше 3-х лет) основе. В Республике Молдова в настоящее время утвержден Регламент о порядке и условиях полного освобождения коммерческих банков от уплаты налога на прибыль, полученную ими от кредитов, предоставленных на срок свыше 3-х лет.

По кредитам, предоставленным на срок от 2 до 3-х лет банки освобождены от налога на прибыль в размере 50% [99].
На льготы смогут рассчитывать банки, кредитующие предприятия, которые инвестируют: (i) обновление основных фондов; (ii) закупку и переработку сельхозпродукции; (iii) разработку, внедрение новой техники и технологии, перепрофилирование и переоборудование производственного процесса; (iv) посадку и обновление многолетних насаждений; (v) закупку сырья и алкоголя для производства вин и дивинов. Регламент предусматривает контроль за целевым использованием предоставленных ссуд.

Если экономический агент будет использовать деньги не по назначению, льготы банку будут аннулированы.
Привлечение иностранного капитала для инвестирования частного сектора как в Республике Молдова, так и в Королевстве Иордания может быть обеспечено только при наличии законодательной и политической стабильности.
В связи с этим инвестиционная политика государства целесообразно ориентировать на изменение движения финансовых потоков внутри страны за счет сокращения разрыва между ставками привлечения свободных финансовых средств и ставками их размещения в коммерческих банках, позволяющее активизировать финансирование за счет внутренних источников.


При ограниченных финансовых средствах инвестиции государства должны иметь точечный характер и должны быть направлены на финансирование мероприятий по оздоровлению финансово-экономического положения предприятий частного сектора. Следует финансировать затраты, которые предприятия данного сектора не могут осуществить самостоятельно (повышение плодородия почв, производство элитных семян, развитие племенного животноводства и др.).
Одним из основных направлений инвестиционной политики является разработка и принятие целевых программ, стимулирующих развитие приоритетных направлений и отраслей в частном секторе [80]. Разработка адресных целевых инвестиционных программ долгосрочного характера должна предусматривать проработку источников их финансирования, методов достижения и механизмов реализации программ с целью постепенных структурных изменений всей производственной вертикали.
Существующая в Республике Молдова обширная сеть коммерческих банков обеспечивает предоставление различных услуг по кредитованию, но воспользоваться такими услугами могут далеко не все, особенно в сельской местности. Ставки по краткосрочным кредитам продолжают оставаться высокими и местные производители, имеющие в лучшем случае незначительную прибыль от своей деятельности, не в состоянии воспользоваться заемными средствами.
Препятствием к получению банковских кредитов в частном секторе помимо высоких ставок за кредит служит отсутствие залогового обеспечения, постоянных (формально подтвержденных) источников дохода, возможности найти поручителей. Процедура оформления кредита продолжает оставаться достаточно сложной для местных экономических агентов, банки без особого желания работают с мелкими заемщиками в связи с высокими операционными издержками и повышенными рисками кредитования мелких предприятий.
Одной из форм финансовой поддержки местных товаропроизводителей могут выступать кредитные потребительские кооперативы, которые создаются для оказания финансовых услуг по эффективному использованию временно свободных средств членов кооператива и удовлетворению их потребностей в займах [67].
Финансовая поддержка частного предпринимательства может быть обеспечена через фонды поддержки и развития, учрежденные государством и позволяющие аккумулировать средства местного бюджета, грантов, средств, выделяемых на целевые программы развития различных отраслей национальной экономики из республиканского бюджета. Финансовые ресурсы, направляемые на пополнение заемного портфеля фонда, должны иметь целевое назначение и возвратный характер.

В отличие от простого субсидирования такая форма поддержки позволяет финансировать значительно большее количество предпринимательских проектов в частном секторе, так как имеет возвратный характер.
Фонд поддержки и развития является некоммерческой организацией, т.е. вся прибыль, полученная от коммерческой деятельности, направляется на достижение определенной уставом цели - увеличение финансовых средств для выдачи займов частным предпринимателям.
Управление деятельностью фонда осуществляет попечительский совет, который назначает директора фонда, определяет состав комиссии по займам. Директор организует исполнение решений, принятых попечительским советом; определяет структуру и штат фонда.

Комиссия по займам создается с целью анализа и оценки заявок на предоставление займов.

Условия предоставления займов утверждаются попечительским советом фонда и включают в себя: (i) максимальные размеры и сроки займа; (ii) процентные ставки; (iii) перечень необходимых документов для получения займа и требования к их заполнению; (iv) процедуру оформления договора займа и т.д.
Заемщик представляет фонду документы, подтверждающие использование полученных средств. Нецелевое использование займа является основанием для досрочного расторжения договора и возврата всей суммы займа и процентов по нему.
Для внедрения и устойчивой работы фондов поддержки и развития необходимо четко определить их правовой статус, как микрофинансовых учреждений. Необходимо также распространить на небанковские кредитные организации меры по субсидированию процентной ставки по займам для местных производителей, разработать механизм гарантий и поручительств, обеспечивающих разделение рисков между кредитными организациями и субъектами частного сектора.
В целом кредитная политика государства, стимулирующая инвестиционную деятельность экономических субъектов, должна предусматривать оказание государством финансовой поддержки местным товаропроизводителям посредством возмещения им 50% ставок по кредитам, предоставляемым коммерческими банками через фонд субсидирования и стимулирования кредитования в составе госбюджета. Стимулирование кредитования частного бизнеса должно быть достигнуто за счет сглаживания разницы ставок привлечения свободных финансовых сбережений и их размещения, внедрения системы кредитной кооперации и ассоциаций взаимного финансирования.
Льготная схема кредитования местных производителей существует во многих странах. В Г ермании функции льготного кредитования частного бизнеса в аграрном секторе возложены на Государственный рентный банк [76]. Данный банк предоставляет ссуды под процент кредитным институтам, которые занимаются кредитованием частного сектора.

При этом краткосрочные и среднесрочные кредиты выдаются предприятиям через Немецкий кооперативный банк.

Федеральным законодательством Германии и законодательствами земель предусмотрены льготные инвестиционные кредиты, которые на 4-6% ниже ставок кредитов свободного финансового рынка [76. с.58.]. Льготное кредитование с уменьшением процентной ставки на 5-6% предусмотрено для восстановления и модернизации фермерских хозяйств и других частных предприятий.

Финансовая поддержка при этом носит адресный, законодательно обеспеченный характер с указанием конкретного источника финансирования.
Одной из форм государственной поддержки инвестиций в частный сектор выступает лизинг. Для оказания лизинговых услуг, в том числе, для аграрного сектора в Республике Молдова создана лизинговая компания - Техагролизинг, которая на основе государственного технического кредита предоставила начиная с 1998г. сельским товаропроизводителям в лизинг технику и оборудование на общую сумму более 9,5 млн. дол.

США сроком на 5 лет по льготным процентным ставкам [106]. Клиентами компании являются более 300 сельскохозяйственных предприятий, включая фермерские хозяйства.

В настоящее время сбор лизинговых платежей не превышает 50% расчетных сумм, что объясняется в значительной степени тяжелым финансовым положением большинства предприятий частного сектора.
Практика применения лизинговых операций в агропромышленном комплексе других стран показывает, что лизинг выгоден при процентных ставках, не превышающих 10% годовых и удорожании лизинговой сделки за три года не выше 30% [106].
Для развития лизинга в аграрном секторе доходы сельскохозяйственных производителей должны быть стабильными и не должны опускаться ниже средней нормы прибыли по стране, обеспечивающей фермерам возможность простого воспроизводства основных фондов, кроме того, должен быть обеспечен надежный залог лизинговых договоров, в котором в настоящее время участвует только лизинговая техника. Улучшить систему залога можно было бы посредством ипотечного кредитования, которое в преобладающем большинстве стран третьего мира развито очень слабо.
В системе экономических методов управления частным сектором большая роль отводится страхованию, снижающему степень риска частного бизнеса, особенно характерного для сельского хозяйства, обусловленного большей зависимостью последнего от природно-климатических условий по сравнению с другими отраслями национальной экономики [84].
Государственная поддержка аграрного сектора через программы страхования существует во многих странах с рыночной экономикой. Так, например, в Канаде в соответствии с законом Акт по защите фермерских доходов, принятым в 1991г. осуществляется пять программ страхования непосредственно хозяйственной деятельности фермеров [89].
- при страховании культур на случай полной или частичной гибели урожая страхуется уровень урожайности на случай его снижения от влияния природных факторов;
- по единой программе страхования урожая культур и произведенной товарной продукции страхуются потери урожая или снижение уровня дохода в связи с падением цен на рынке;
- при страховании произведенной продукции, предназначенной для реализации на рынке, страхуется уровень цен на продукцию, который ежегодно устанавливается министерством сельского хозяйства;
- по национальной трехсторонней стабилизационной программе страхуется продуктивность скота и снижение уровня дохода для фермеров в связи с падением цен на рынке. Согласно данной программе три ее участника - производитель продукции, федеральное и провинциальное правительства осуществляют равные (по 1/3) взносы в страховой фонд;
- при страховании уровня чистого дохода страхуется доход фермера.
Все программы субсидируются и координируются государством через министерство сельского хозяйства. Расходы по реализации программ покрываются за счет бюджета министерств двух уровней (федерального и провинциального).

Фермер может участвовать сразу в нескольких программах страхования.

Если фермер использует полный объем возможностей страхования в течение 5 и более лет, то его взносы могут быть уменьшены на 20%, при этом погектарная компенсация увеличивается на 50-75%.
Через страхование уровней гарантированных цен и чистых доходов фермеров государство Канады может сократить обьем прямой экономической поддержки фермеров, а последние через программы страхования получают возможность сохранить темпы развития производства, совершенствовать технологию и повышать качество продукции для более выгодной ее реализации на рынке.
С внедрением рыночных отношений в экономике и переходом страхования в Республике Молдова на коммерческую основу, произошло удорожание стоимости страховых услуг. Отмена обязательного государственного страхования имущества частных товаропроизводителей способствовала резкому сокращению страховых услуг, оказываемых предприятиям частного сектора.

Система добровольного страхования с высоким уровнем страховых тарифов предполагает государственную поддержку страхования в частном секторе республики.
Поддержка государством местных товаропроизводителей через систему страхования может быть оказана в виде предоставления ассигнований из государственного бюджета на уплату части страховых взносов экономических агентов в размере не менее 50% затрат по страхованию, а также введения системы государственного страхования.
Субсидии предоставляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели Законом о бюджете Республики Молдова, утверждаемом ежегодно, в соответствии с действующими правилами. Правила предоставления субсидий на компенсацию части затрат на страхование должны предусматривать:
- перечень видов продукции (видов производств), при страховании которых предоставляются субсидии;
- размер страхового взноса, подлежащий субсидированию;
- условия предоставления субсидий и их адресность.
Вариант государственного страхования в частном секторе, также предусматривающий компенсацию части страховых взносов местным товаропроизводителям, предпочтительнее, так как исключает возможность завышения размера субсидий из бюджета еще на стадии заключения договоров страхования, сокращает долю участия государства средствами бюджета в развитии страхования.
Наряду с действующей системой страхования может существовать и некоммерческая форма организации страхования, не преследующая цели извлечения прибыли. Данная форма может быть представлена обществами взаимного страхования (ОВС), которые создаются местными
товаропроизводителями и руководствуются в своей страховой деятельности теми же правовыми нормами, что и акционерные страховые компании. Бесприбыльное взаимное страхование для частного сектора является наиболее эффективной формой страхования.
В качестве одного из важнейших фрагментов экономического управления частным сектором выступает обеспечение оптимальной институциональной структуры на всех уровнях управления: (i) местном; (ii) региональном; (iii) государственном; (iv) надгосударственном. Перечень всех вышеизложенных механизмов экономического управления частным сектором, а также возможный инструментарий экономических методов управления приведен в приложении I.

Финансово-кредитное и инвестиционное обеспечение как основаразвития частного бизнеса


Стабильная макроэкономическая политика и постоянное совершенствование механизмов финансово-кредитного и инвестиционного обеспечения составляют основу развития малых и средних предпринимательских структур, т. е. - основу частного бизнеса. Именно эти составляющие позитивного воздействия управляющей системы на характер развития частного бизнеса были с особой остротой подчеркнуты на конференции стран OECD, посвященной проблемам выбора экономических методов управления развитием малых и средних предприятий [15].
В контексте вышеизложенного как в Республике Молдова, так и в Королевстве Иордания предпринимаются решительные меры по (i) стабилизации национальных валют, (ii) устранению дефицита внешнеторгового баланса, (iii) сокращению бюджетного дефицита, (iv) своевременного обслуживания, а также возврата внутренних и внешних долгов и (v) предотвращению их дальнейшего увеличения. Одним из важнейших признаков стабильной макроэкономической ситуации является умеренный уровень инфляции национальной денежной единицы.

Согласно данным Мирового Банка Республика Молдова за весь период реформирования (1990-2002 гг.) испытала целый ряд тяжелых финансовых потрясений. Среднегодовой индекс потребительских цен за вышеуказанный период составил 18,5%, а индекс цен на продовольственные товары - 110,5% [47]. Благодаря относительному
сокращению темпов инфляции в последние годы (2001 г. - 2,5%; 2002 г. - 4,4%; 2003 г. - 15,6%; 2004 г. - 12,5% по сравнению с 1998г. - 18,3 %, 1999г. - 43,7 %, 2000г. - 18,4 %), общее состояние макроэкономической ситуации в Республике Молдова на современном этапе следует оценить как начало периода стабилизации.
В Королевстве Иордания стабильность национальной денежной единицы носит более четко выраженный и долгосрочный характер. Согласно данным Министерства планирования и международной кооперации Иордании индекс потребительских цен в данной стране с начала 1980-х годов постоянно снижается, составляя в 1980-90 гг. -5,7 %, а в 1990-2002 - всего 3,1 % годовых.

При этом среднегодовой рост цен на продовольственные товары составил соответственно 4,7 и 3,4 % в год.

По итогам 2003 г. уровень инфляции в Королевстве Иордания составил 2,3 %, а общий объем ВВП достиг 9,86 млрд. дол.США, что на 5,9 % превышает уровень 2002г. [35].
Создание благоприятного макроэкономического климата плюс открытость национальных экономик анализируемых государств процессу мировой интеграции способствуют росту инвестиционных потоков в обеих странах. Особенно необходим массированный приток инвестиций в национальную экономику Республики Молдова, где в период реформирования имела место широкомасштабная декапитализация практически всех отраслей.

Среднегодовые темпы сокращения основных производственных фондов и других видов долгосрочных материальных активов по оценкам ВБ составили в Молдове в 1990-2002 в среднем около 12% в год.
На этом фоне достигнутые в последние несколько лет пусть даже относительно высокие проценты прироста собственных и внешних инвестиций не могут обеспечить незамедлительный рост объемов производства и уровня доходов населения. С целью дальнейшего стимулирования инвестиционных потоков Правительство и Парламент Республики Молдова ведут целенаправленную работу по улучшению не только макроэкономического, но и инвестиционного климата.

Речь идет в первую очередь об уравнивании прав внутренних и внешних инвесторов, о предоставлении государственных гарантий недопущения дискриминационных действий в отношении иностранных инвесторов. Как уже было подчеркнуто ранее, данные меры предусмотрены, в частности, новой редакцией закона Об инвестициях в предпринимательскую деятельность.
Уменьшение размеров основных производственных фондов в Королевстве Иордания наблюдалось в 1980-90 гг. со средним уровнем падения 1,9% в год. В последующий период (1990-2002 гг.) в этой стране наблюдается стабилизация и систематическое увеличение фондооснащенности производства (+0,3% в год). [48. стр.219].
Более наглядно размеры и источники происхождения инвестиционных потоков представлены в табл. 2.1.1.
Таблица 2.1.1.
Динамика и источники формирования инвестиционных потоков [48. стр.307]

(в % от ВВП)
Страна (группы стран) Инвестиции в основной капитал, всего: в.т.ч. иностранных инвесторов
1990 г. 2002 г. 1990 г. 2002 г.
Республика Молдова 8,5 17,8 - 6,8
Группа стран с низким уровнем доходов * 3,0 4,4 0,5 1,7
Королевство Иордания 6,3 7,8 1,7 0,9
Группа стран со среднем уровнем доходов** 6,8 12,4 1,0 3,7
Мировая экономика в целом 10,1 20,8 2,7 6,0
* с уровнем доходов $735 и меньше в расчете на одного жителя в год ** с уровнем доходов $736-2935 в расчете на одного жителя в год
Несмотря на относительно высокий (по удельному весу в общей стоимости ВВП) уровень инвестиций в Республике Молдова, восстановление дореформенных объемов производства (оказания услуг) за счет этих инвестиций следует ожидать не ранее 2010^2015 гг.
С целью ускорения темпов возрождения экономики очень важную роль играет привлечение внешних инвестиций, однако этот процесс в последние годы замедляется не только в Республике Молдова, но и во всех развивающихся странах в целом.
Согласно исследованиям Всемирного Банка объем прямых внешних инвестиций в экономику развивающихся государств в 2002 г. снизился до уровня 152 млрд. долларов США, что составляет, по сравнению с 1997 г. (196 млрд. дол)
только 77,6% [55]. Снижение объемов портфельных инвестиций со стороны внешних инвесторов за последние 10 лет (1993 - 2002 г.) носит еще более четко выраженный характер, уменьшившись за указанный период с 50 до 14 млрд. дол. США или в 3,6 раза. Применительно к анализируемым государствам динамика изменения объемов инвестиций представлена в табл. 2.1.2. и на рис.
2.1.1. и 2.1.2.
Динамика инвестиций в развитие частного бизнеса *
Таблица 2.1.2.
Показатели бедных стран Годы
1995 1999 2000 2001 2002 2003**
1 2 3 4 5 6 7
Республика Молдова
Инвестиции в основной капитал, всего, млн. лей 844,8 1591,8 1759,3 2315,1 2804,2 2842,0
Из них за счет средств иностранных инвесторов, млн. лей 48,0 591,8 445,3 450,2 332,7 318,0
Удельный вес прямых
иностранных инвестиций в общем их объеме, %
5,7 37,2 25,3 19,5 11,9 11,2
Королевство Иордания ***
Инвестиции в основной капитал, всего, млн. дол. США 412,3 498,1 634,0 657,0 794,0
Из них за счет средств иностранных инвесторов 38,0 41,2 69,7 100,0 56,0
Удельный вес прямых
иностранных инвестиций в общем их объеме, %
9,2 8,3 11,0 15,2 7,1
* Статистический справочник. Республика Молдова. Департамент статистики и социологии. 2003 г.,
Кишинев, стр.465. табл.17.1.7.
** Статистический справочник. Республика Молдова. Департамент статистики и социологии. 2004 г., Кишинев, стр.71,72
*** World Development Indicators, The World Bank, Washington. 2004. page. 254
Как следует из приведенных в таблице 2.2 данных, несмотря на общий положительный характер развития инвестиционной деятельности в обоих государствах наблюдается четко выраженная тенденция сокращения внешних инвестиций.


Содержание раздела