d9e5a92d

Бажур Ф. Д. - Экономические методы управления частным сектором

Актуальность темы исследования. Процесс создания единой в масштабе земного шара, глобальной экономической системы, основанной на всеобщем признании частной собственности на средства производства, включая землю, базирующейся на принципах и законах рыночного механизма хозяйствования, открывает практически неограниченные возможности для динамичного развития национальных экономик развивающихся государств.

Реализация этих возможностей, достижение сопоставимых, а в идеале - равных с развитыми государствами результатов хозяйственной деятельности, во многом предопределяется степенью совершенства методов управленческих воздействий на экономических агентов. Бесспорный приоритет среди множества возможных методических подходов к управленческим воздействиям в последние годы приобретают экономические методы.

Такие элементы управленческого процесса, как планирование и прогнозирование, ценовая политика и антимонопольные мероприятия, налогообложение и субсидирование, финансово-кредитная политика, создание привлекательного инвестиционного климата и рациональной институциональной структуры производственной и обслуживающей сфер должны быть положены в основу современного, высокоэффективного менеджмента.
С другой стороны, пренебрежительное отношение к экономическим методам управления или необоснованная ориентация на применение одних из них в ущерб другим неизбежно влекут за собой глубокие структурные перекосы в рыночной экономике, а в конечном итоге - к замедлению темпов экономического роста, возникновению феноменов бедности, массовой эмиграции рабочей силы, сокращению уровня естественного прироста населения и другим негативным явлениям, характерным для экономики стран третьего мира.
Формирование и активное использование рациональной со всех точек зрения системы экономических методов управления особенно актуально для Республики Молдова, государства в недалеком прошлом с полностью централизованной, административно-командной моделью хозяйствования. Две важнейшие проблемы требуют своего незамедлительного решения: 1) завершение перехода к рыночному механизму хозяйствования и формирование во всех отраслях национальной экономики качественно новых, рыночно ориентированных структур; 2) интеграция в европейскую, а затем и в общемировую экономическую систему.

Относительно Королевства Иордания следует отметить, что хотя в этой стране и сложились специфические методы и структура управления, они в настоящее время далеки от совершенства.
Успешное решение указанных проблем может быть обеспечено только на основе истинно рыночных методов управления экономикой, лояльных к ее базисным принципам, апробированных широкой международной практикой, адаптированных к местным условиям и новым, современным социальноэкономическим тенденциям. Предпосылки формирования и практического использования более действенных экономических подходов, включая конкретные механизмы и инструментарий, имеются как в Республике Молдова, так и в Королевстве Иордания.
Целью настоящего исследования является совершенствование комплекса экономических методов управления деятельностью частного бизнеса в условиях все возрастающей региональной и общемировой интеграции.
Для достижения поставленной цели в настоящем исследовании были выдвинуты и последовательно решены следующие задачи:
- теоретическое обоснование необходимости управленческих воздействий на экономику частного сектора;
- поэтапное ограничение неэкономических методов управления частным бизнесом и их замещение экономическими методами;
- анализ предпосылок и ожидаемых последствий применения современных экономических методов в качестве наиболее эффективных регуляторов экономического развития;
- разработка механизмов и практического инструментария управленческих воздействий на частный бизнес;
- совершенствование системы управления частным сектором на основеэкономических методов;
- выявление наиболее адекватных систем управления частным бизнесом дляМолдовы и Иордании на перспективу.
Предметом исследования являются отношения, складывающиеся в системе управления частным сектором на основе экономических методов в Республике Молдова и Королевстве Иордания.
В более широком плане в настоящей работе были исследованы современные методы экономического воздействия на субъектов хозяйственной деятельности анализируемых национальных экономик с целью ускорения темпов их экономического развития.
Теоретическую и методологическую базу исследования составляют концепции и гипотезы, разработанные молдавскими и зарубежными учеными по проблемам экономической теории и практики, а также публикации по проблемам менеджмента, организации экономической деятельности, региональной и мировой интеграции производства.


В качестве ведущих приемов исследования в общих рамках диалектического метода в данной работе были использованы методы научной абстракции, экономического анализа и синтеза, метод сравнений, статистикоэкономический метод, а также методы обобщения, экстраполяции, формализации и др.
Теоретическую базу настоящего исследования составляют работы Дж.М.Кейнса, Т.Веблена, В.Ойкена, Р.Коуза, Ц.Лермана, И.Станчина, П.Нестерова, М.Коробейникова, П.Бунича, А.Аганбегяна, И.Шумпетера, Г.Бабкова и др.
Проблемы разработки и применения экономических методов управления частным бизнесом в специфических условиях рыночной экономики изучались на основе работ молдавских экономистов П.Цуркану, Е.Хрищева, В.Дога, П.Томица, С.Чертан, А.Гудым, И.Сырбу, Ф.Бажура, В.Мороз, А. Муравского, И.Черниогло и др.
Анализ современного состояния и перспектив развития мировой экономической системы осуществлялся на базе статистических данных госдепартаментов Республики Молдова и Королевства Иордании, а также на базе информационных данных опубликованных Всемирным Банком (ВБ), Всемирной Торговой Организацией (ВТО), Международной Организацией Труда (МОТ) и другими международными организациями.
Научная новизна результатов, полученных автором в результате исследования и представленных к публичной защите, состоит в следующем:
- впервые изучены проблемы формирования гармоничной общемировой (глобальной) экономической системы и активного участия в этом процессе развивающихся государств;
- с качественно новых позиций проанализированы роль и возможности государственных и надгосударственных (международных) структур в деле управления и стимулирования развития частного бизнеса;
- систематизированы экономические методы управления частным бизнесом, конкретизированы их механизмы и инструментарий;
- обоснована необходимость активного воздействия на соотношение спроса и предложения со стороны государственных и надгосударственных структур по всем группам товаров и услуг;
- предложены основные пути совершенствования инвестиционного климата в анализируемых государствах и формирования высокоэффективных рыночных структур, основанных на частной собственности на средства производства, включая землю.
Теоретическая и практическая значимость работы. Основные положения диссертации, а также разработанные на базе проведенных исследований выводы и предложения автора нацелены на комплексное решение проблемы управления частным бизнесом посредством чисто экономических методов, применяемых государственными органами, а такженадгосударственными финансово-экономическими структурами.
Предложенные меры призваны обеспечить повышение эффективности управленческих решений анализируемых государств, усовершенствовать их экономическую базу, улучшить инвестиционный климат и достичь дальнейшего совершенствования действующих рыночных механизмов хозяйствования в целом.
Апробация полученных результатов. Разработанные в процессе диссертационного исследования базисные положения, включая выводы и предложения автора, обсуждались на проблемных тематических семинарах экономического факультета Государственного Аграрного Университета Молдовы.

Основные идеи и выдвигаемые автором концептуальные предложения докладывались на международном научном симпозиуме, проходившем 22 - 23 октября 2004 г. в Республике Молдова, г.Кишинев.
В тезисной форме основные положения диссертации были опубликованы в научных трудах Государственного Аграрного Университета Молдовы, Академии Экономических Знаний Молдовы, Института Экономики и Повышения Квалификации в Агропродовольственном Секторе и др. Всего по теме исследования автором опубликовано 11 работ, в т.ч.

4 в соавторстве. Общий объем публикаций составляет 1,92 печатных листа.
Структура диссертации обусловлена целью исследования и выдвинутыми к разрешению задачами. В ее состав входит: введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Работа изложена на 168 страницах машинописного текста, включает 23 таблицы, а также 7 диаграмм и схем.
Глоссарий: экономические методы управления, планирование и прогнозирование, стратегическое планирование, ценовая политика, антимонопольное законодательство, демонополизация, протекционизм, прямые и косвенные субсидии, финансово-кредитная политика, инвестиционный климат, рациональная институциональная структура, режим кредитования, лизинг, льготный режим налогообложения, оперативное. глобализация экономической деятельности, интеграция.

Обоснование необходимости управленческих воздействий на развитиеэкономики частного сектора

Интеграция стран и континентов в единую, глобальную экономическую систему берет свое начало в 70-х годах прошлого - XX столетия. Одним из ведущих факторов глобализации экономической деятельности является динамичное развитие во второй половине этого столетия информационных технологий, открывшее неограниченный доступ к информации практически во всех уголках земного шара.

Одновременно с информационными технологиями не менее динамичное развитие в этот период имеет место и в других областях инженерных коммуникаций, в первую очередь транспортных систем - воздушных, морских, железнодорожных и автомобильных. Наряду с мобильными транспортными коммуникациями в последние десятилетия все большее значение приобретают мощные стационарные транспортные системы.

Так, например, нефте - и газопроводы, высоковольтные линии электропередач и другие технические новшества позволяют оперативно распределять и перераспределять материальные и энергетические компоненты производственного процесса в соответствии с реальными потребностями регионов и континентов вне зависимости от наличия или отсутствия их собственных ресурсов.
Вслед за техническими и технологическими совершенствованиями последовали радикальные экономические, социальные и политические перемены, превратившие земной шар, некогда разделенный множеством непроницаемых границ, постоянно потрясаемый военными конфликтами, влекущими за собой многочисленные человеческие жертвы и огромные материальные разрушения, в единое поле деятельности ранее не существовавших региональных и общемировых структур, включая транснациональные компании и корпорации. В относительно короткий срок были сформированы развитые мировые рынки энергетических и финансовых ресурсов, а также информационных и транспортных услуг, на базе которых стало возможным ускоренное развитие всех остальных рыночных механизмов хозяйствования.

Распад бывшего Советского Союза и исчезновение весьма опасного противостояния двух политических систем - капитализма и социализма значительно ускорил процесс глобализации экономической деятельности, сделав его необратимым и действительно общемировым.
Важным фактором ускорения и необратимости данного процесса является переориентация в сторону капиталистической модели хозяйствования, основанной, как известно, на признании частной собственности на средства производства и свободной конкуренции, в такой стране как Китайская Народная Республика.
Одним из ярких примеров укрепления и дальнейшего развития процесса глобализации экономической деятельности является создание и поэтапное расширение Европейского Союза, достигшего невиданных высот региональной интеграции, выраженных в частности, введением единой валюты данного союза - Евро. Наряду с долларом США, японской иеной, китайским юанем, а в перспективе - российским рублем денежная единица Евросоюза наглядно демонстрирует эффективность интеграционных процессов на региональном уровне, а также качественно новый уровень экономического мышления и конструктивный подход современных политических лидеров к созданию самой благоприятной перспективы развития мировой цивилизации.
Основываясь на детальном экономическом анализе ранее пройденных этапов, предвосхищая события грядущих десятилетий, прогрессивно мыслящие политики уже окрестили XXI столетие - Золотым веком развития человечества. Реальным основанием для столь оптимистической оценки, однако, служат успехи, достигнутые в прошлом, ХХ веке.

Несмотря на сокрушительный характер двух последних мировых войн, на многочисленные региональные конфликты, имевшие место в прошлом столетии, рост объема мирового валового продукта в этот период превысил 20-кратный уровень, значительно опережая прирост численности населения земного шара, в свою очередь достигшего в прошлом столетии увеличения в 6,6 раза [72].
Гармонично сформированная, стабильная и высоко динамичная глобальная экономическая система уже не представляется сверхъестественной, несбыточной мечтой.
Однако, принимая во внимание масштабы создания такой системы, численность вовлеченного в этот процесс населения, многообразие условий и форм ее формирования, на создание поистине стабильной и процветающей глобальной экономической системы понадобятся многие годы, а возможно и десятилетия кропотливого и упорного труда во всех уголках земного шара.
Конечная цель данного процесса очевидна - дальнейшее неуклонное развитие всего человечества на основе интенсивного, а главное -целесообразного труда людей при максимально бережном, рациональном использовании имеющихся ресурсов (особенно невозобновляемых) и сохранении чистоты окружающей среды.
В историческом плане такая возможность предоставлена человечеству впервые и потому очень важно, чтобы она не оказалась безвозвратно утраченной. Второй, но не менее значимой особенностью процесса глобализации экономической деятельности, является приоритет экономических методов его реализации.

Не секрет, что в истории человечества было много эпизодов, когда путь к заветной и благородной цели оказывался тупиковым именно из-за неоправданно жестоких, волевых и даже авантюристических методов, избранных для достижения благородных целей. С сожалением приходится констатировать, что к примерам такого рода относятся и факты искажения либо неадекватного применения и собственно экономических методов управления, придания этим методам несвойственных им функций администрирования и жесткого контроля. Речь идет, в частности, об
искажении функции планирования, имевшем место в бывшем Советском Союзе, а также в других странах, входивших в тот период в так называемый социалистический лагерь.
Управление, как система целенаправленного воздействия управляющей структуры на управляемую, сопряжено с успехом в том случае, когда оно носит именно системный характер. Бессистемное управление, в свою очередь, не может быть успешным из-за присущих ему элементов фрагментаризма, непоследовательности и незавершенности.
Очевидная объективность и неоспоримость данного утверждения, однако, не может служить поводом для отрицания многообразия форм и методов практической организации системного управления. История экономической жизни насчитывает, по меньшей мере, несколько десятков различных школ и течений, каждое из которых по-своему трактует необходимость управленческих воздействий на экономическую деятельность частных предпринимателей и выдвигает строго определенные, но зачастую просто несовместимые формы и методы их реализации.

В течение последних четырех столетий активного развития экономической теории обрисовались и были в той или иной степени апробированы многие из указанных течений.

Однако, большая их часть так и не нашла своего воплощения в реальных системах управления и продолжает оставаться предметом острых дискуссий среди экономистов.
Следует уточнить, что далеко не все из ранее воплощенных в жизнь экономических систем управления привели к положительным результатам. Это еще раз подтверждает необходимость более детального обсуждения не только сущности теоретических установок, но и возможных последствий их внедрения в практику общественного производства.
Несмотря на значительное количество существовавших и ныне действующих школ и течений, в чисто теоретическом плане могут быть обозначены два полярно - противоположных подхода к организации управления экономической деятельностью:
Первое - предоставление полной юридической и экономической свободы функционирования и развития частных предпринимательских структур;
Второе - полное отрицание возможности частного бизнеса как такового и, следовательно, обобществление не только собственности, но и производственной деятельности вообще.
Примечательно, что вышеуказанные крайности в организации управленческих воздействий не являются чисто абстрактными. При всей своей исключительности и полярности, они в той или иной мере находили и находят применение в практике управления (невмешательства) деятельностью экономических агентов.
Вдохновителем и основоположником идеи полной либерализации экономической деятельности на основе частной собственности по праву считается Адам Смит. По мнению этого выдающегося экономиста, чьи труды сохраняют свою актуальность вот уже в течение третьего столетия, в ущерб интересам общества и вопреки логике экономического развития различные полномочные структуры (в те годы в основном государство) посредством принятия всякого рода законов создают '' ... сотни досадных препятствий которые не способствуют, а наоборот, затрудняют и даже делают практически невозможным функционирование частного бизнеса [112].
А. Смит признавал наличие и действие объективных экономических законов, а роль экономистов сводил к познанию и учету их влияния на реальные экономические процессы. Свое представление о стихийном функционировании объективных законов А. Смит образно выразил через понятие "невидимой руки" которая может успешно регулировать уровень и темпы экономического развития без малейшего вмешательства в эти процессы со стороны государства.
Основополагающий принцип А. Смита - " laissez faire " означает не что иное, как полная свобода предпринимателей и невмешательство со стороны государства в их экономическую деятельность.
Для реализации данного принципа требовалось обеспечить весьма прогрессивные для того времени свободу передвижения и трудоустройства рабочей силы, либерализовать, т.е. снять все ограничения на торговлю землей, до минимума сократить налоговые ставки вообще, а такие налоговые нагрузки на экспорт и импорт товаров в частности. Даже поверхностный взгляд на этот перечень условий показывает, что многие из выдвинутых А. Смитом требований остаются не реализованными и сегодня.

Особенно актуальными они являются для развивающихся государств и государств с переходной экономикой.
Несмотря на столь привлекательный для любого бизнесмена перечень требований, способных обеспечить экономическое процветание не только предпринимательской элиты, но и всего государства в целом, а может быть благодаря этому обстоятельству, спустя почти 100 лет возникла принципиально противоположная идея регулирования экономической деятельности - идея полного огосударствления производства.
Ретроспективный анализ экономических достижений развитых стран Западной Европы позволяет более объективно установить причины появления как самой идеи тотального огосударствления производства, так и возникшего на ее основе экономического учения, приведшего к социалистической революции в России в 1917 г.
Основоположниками данного учения являются Карл Маркс и Фридрих Энгельс, осуждавшие непомерную эксплуатацию рабочего класса и призывавшие к свержению капиталистического строя.
Примечательно, что к выводу о необходимости свержения строя эксплуататоров эти выдающиеся экономисты - теоретики пришли в результате скрупулезнейшего и весьма разветвленного анализа экономической деятельности предприятий и отраслей Западной Европы, результаты которого в динамике за ряд лет и даже десятилетий указывали на многократный рост производительности труда рабочих. Сопоставив показатели стремительного роста производительности с ограниченным платежеспособным спросом К.Маркс и Ф. Энгельс предсказывали неизбежное перепроизводство и формирование армии безработных.

Упрекая капиталистов в погоне за сверхприбылью и предрекая массовое обнищание рабочих, что означало, на самом деле, бесспорный приоритет накопления по сравнению с потреблением и носило чисто эпизодический характер, данные экономисты пришли к ошибочному выводу о необходимости, ни много, ни мало - смены общественно - политического строя. Более того, был предложен именно революционный характер реформирования, повлекший за собой, как известно, многочисленные экономические разрушения и человеческие жертвы на огромной территории бывшей Российской империи, ставшей своеобразном испытательном полигоном для реформаторов революционного толка.
Однако, вместе с распадом созданного на базе данной империи Советского Союза и возрождением капитализма в бывших советских республиках теоретическая значимость и практическая ценность идеи полного огосударствления производства потерпело фиаско.
В то же время не осталось неизменным и представление экономистов о бесспорном приоритете собственно экономических законов. Несмотря на то, что многие экономисты эпохи революционных перемен критически восприняли идею полного огосударствления собственности на средства производства и были решительно против насильственного свержения капиталистического строя, они понимали всю необходимость активного влияния государства на развитие экономики.

Наиболее ярким представителем нового экономического течения, получившего впоследствии название по имени своего автора, стал Джон Мейнард Кейнс. В главной своей работе, опубликованной незадолго до начала второй мировой войны, Джон М. Кейнс обозначил свой взгляд на суть проблемы следующим образом: '' Я полагаюсь на государство: я покидаю точку зрения '' laissez faire, правда, без энтузиазма и не потому, что испытываю неуважение к этой старой доброй доктрине, а потому - что, нравится нам это или нет, времена ее успехов миновали [77. стр.

228].
Однако, осознавая неспособность регулирования экономической деятельности посредством действия одних только рыночных законов свободной конкуренции, призывая к вмешательству государства и его активному влиянию на рыночную среду, Джон М. Кейнс постоянно подчеркивал необходимость вдумчивого подхода к выбору механизмов и методов такого влияния, а главное - что должен быть осуществлен отбор таких методов и показателей '' ... которые поддаются сознательному контролю или управлению со стороны центральных властей в рамках той хозяйственной системы, в которой мы живем '' [77 стр. 240].
Тем самым основоположник самого модного в ХХ, да и в нынешнем, XXI столетии, экономического учения, именуемого - кейнсианство, а впоследствии - неокейнсианство, однозначно отмежевался от абсолютизации роли государства в развитии национальных экономических систем, а следовательно - и от широкомасштабных социально - экономических экспериментов на основе революционных доктрин К. Маркса и Ф. Энгельса.
Другим важнейшим элементом экономического учения Дж. М. Кейнса является его не менее однозначная оценка любой экономической теории не как вечного и незыблемого постулата, а как живого и динамично развивающегося организма, которому свойственны все этапы эволюционного развития - зарождение, период активной жизни, отмирание.

Данным определением он, по - существу, дал недвусмысленную оценку преходящего характера управленческой деятельности невидимой руки А. Смита, а также предвосхитил закат и отмирание, в том числе и весьма революционной для своего времени, теории К. Маркса - Ф. Энгельса и их последователей, что и произошло спустя полвека после его смерти.
Однако главная заслуга Дж. М. Кейнса заключается в его акценте на макроэкономических показателях, в разработке качественно новой



Содержание раздела