d9e5a92d

Анализ управления рынками трудовых ресурсов

Вместо экспорта капитала в страны с развивающейся экономикой высокоразвитые государства предпочитают инвестировать в своей стране,
одновременно открывая все более широкий доступ импорту рабочей силы, зачастую пренебрегая соблюдением действующего законодательства. Общепризнанным является факт массового нелегального пребывания иностранных рабочих на территориях таких высокоразвитых государств как Германия, Италия, США и др.



Рис. 2.1.1.

Динамика инвестиций в развитие частного бизнеса в Республике Молдова в 1995-2003 гг.
Наряду с активизацией инвестиционной деятельности важным моментом в развитии малого и среднего бизнеса является доступ к текущим кредитным ресурсам. Согласно имеющейся информации действующие системы кредитного обеспечения в анализируемых государствах являются достаточно стабильными и высокоэффективными



Рис. 2.1.2.

Динамика инвестиций в развитие частного бизнеса в Королевстве Иордания в 1995-2003 гг.
В Республике Молдова основу кредитного обеспечения частного бизнеса составляют 16 коммерческих банков, 1 финансовая корпорация, 48 страховых компаний и 9 инвестиционных фондов.
Приходится констатировать, что реальную помощь частному бизнесу оказывают только коммерческие банки, страховые компании и предприятия микрофинансирования, учрежденные финансовой корпорацией „Pro-credit Moldova".
Что касается инвестиционных фондов, их деятельность на рынке финансовых ресурсов Республики Молдова практически не ощущается. Основной причиной формального занятия данными фондами одной из ниш финансового рынка является полное отсутствие денег на счетах данных фондов и даже законодательно обусловленный запрет на осуществление прямых
инвестиционных вложений в национальную экономику. Будучи созданными на основе Бонов народного достояния, и приватизировав за счет данных Бонов определенную часть действующих в тот период предприятий, инвестфонды имеют право осуществлять только так называемые „портфельные" инвестиции.

Однако, они так и не смогли трансформироваться в мощные финансовые структуры и продолжают перемалывать те незначительные денежные поступления, которые иммобилизуют со счетов подведомственных им предприятий.

Не создано в Республике Молдова до сих пор также ни одного пенсионного фонда, будь то частного или государственного [125].
Следует подчеркнуть, что практически все вышеперечисленные структуры действуют на корпоративной основе, демонстрируя (за исключением инвестиционных и пенсионных фондов) весьма динамичные положительные результаты (табл. 2.1.3. и рис.

2.1.3. - 2.1.4.).
Согласно имеющихся статистических данных по состоянию на 01.07.2004, общий объем кредитного портфеля, действующих на территории Республики Молдова банковских учреждений, составил около 6,2 млрд. леев, или на 65,9 млн. леев больше, чем на начало года.
Наиболее высокими темпами в последние годы увеличивались кредиты кратко- и среднесрочного характера. Инвестиционные (долгосрочные) кредиты в указанный период не только не увеличивались, а наоборот - постоянно снижались, что указывает на присутствие элементов повышенного риска в финансировании долгосрочных, т.е. именно инвестиционных проектов.

Примечательно, что столь динамичное увеличение объемов выделяемых кредитов имеет место при относительно высокой ставке кредитного процента (18-22%) в последние годы.


-
Рис.2.1.2.Финансово-кредитная деятельность коммерческих банков Республики Молдова в 2000-2003 гг.
-¦Кредиты всего
¦¦--краткосрочные
--долгосрочные
Анализ показывает, что основными пользователями выделяемых кредитных ресурсов в Республики Молдова являлись отрасли с относительно короткими периодами обращения материально-денежных средств, в первуюочередь оптовая и розничная торговля, а также другие обслуживающие отрасли национальной экономики.
В то же время, крайне слабо финансировались основные товаропроизводящие отрасли национальной экономики анализируемых государств, в первую очередь промышленность и сельское хозяйство. Достаточно подчеркнуть, что сельское хозяйство Республики Молдова, которое производит 19,2% ВВП, получает всего 7,5 % кредитных поступлений.

Несмотря на сезонный характер данного вида деятельности, что обусловливает высокую потребность аграрного сектора в периодических кредитных поступлениях, в среднем в расчете на 1 га сельхозугодий приходится только 173,1 лей полученных кредитов, что составляет не более 4-5 % от уровня текущих финансовых потребностей предприятий малого и среднего бизнеса в данной области [38].
Особую роль в развитии частного бизнеса Республики Молдова играет система так называемого микрофинансирования. Общепризнанным лидером на рынке микрокредитов является компания „ProCreditMoldova", ранее известная как „MEC Moldova".

Учредителями компании являются Европейский банк реконструкций и развития, Международная финансовая корпорация, Deon Foundation Western NIS Enterprise Fund и Немецкий фонд развития „IMI" [109].



Действуя через разветвленную сеть кредитных ассоциаций и заемных кооперативов, расположенных преимущественно в сельской местности, представляя кредиты в кратчайшие сроки (в течение максимум 3-х дней) без предоставления залога, компания „ProCreditMoldova" добивается возврата кредитов на уровне 97%.
Структура кредитного портфеля компании отражает основные тенденции развития национальной экономики переходного периода. Около 50% займов приходится на торговлю, 25% - на услуги и 25% - на развитиетоварапроизводящих отраслей, в первую очередь агропродовольственного сектора.

Специалисты компании подчеркивают непрерывный рост доли сельского хозяйства в общей стоимости выделяемых кредитов.
За период существования (с 1999 г.) компанией выдано более 9000 кредитов на общую сумму 27 млн. дол. США.

В настоящее время объем кредитного портфеля компании составляет около 9,0 млн. дол.

США, а количество текущих кредитов достигло 4200. Однако специалисты компании оценивают емкость рынка микрокредитов в 90 млн. дол.

США, т.е. в 10 раз больше. Отсюда необходимость наращивания финансового потенциала компании, привлечения на внутренний рынок других инвесторов, способных радикально улучшить ситуацию с обеспечением частного бизнеса доступными финансовокредитными ресурсами.
Наряду с активным продвижением в Молдове микрофинансирования Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) предпринимает не менее активные меры по финансированию частного сектора в целом. В настоящее время общий обьем инвестиций, реализованных ЕБРР в Молдове составляет 173,7 млн. евро.

В целом по стране в различной стадии реализации находятся 27 инвестиционных проектов, завершение строительства которых обеспечит решение важных проблем национальной экономики, создание дополнительных рабочих мест и дальнейшее экономическое развитие государства. Кроме этого, значительная часть финансовых ресурсов ЕБРР направляется на кредитование частного сектора через систему совместного с местными коммерческими банками кредитования частного сектора.

По словам директора ЕБРР по странам Юга Восточной Европы и Кавказа Оливера Дескамп генеральной линией европейского банка реконструкции и развития является стремление к тому „ ...чтобы как можно большее число экономических субъектов получило доступ к источником долгосрочного кредитования" [69].
Помимо сезонного характера производства аграрный сектор отличается также высоким уровнем риска, свойственного данной отрасли. Однако объемы заключения страховых сделок, равно как и объемы страховых возмещений в целом по отрасли также не соответствуют общепринятым в мировой практике нормам, главным образом из-за отсутствия у фермеров финансовых возможностей заключать договора страхования.
По этой причине, а также в связи с резким удорожанием страховых услуг, обусловленное полным отсутствием на данном рынке государственных страховых компаний, в последние годы имеет место постоянное сокращение относительных и абсолютных размеров страхования сельскохозяйственной деятельности (табл. 2.1.4.).
C целью радикального улучшения состояния дел в области страхования агробизнеса Правительством Республики Молдова был разработан проект закона „ О субвенционировании страховании производственных рисков в сельском хозяйстве". Указанный закон был одобрен Парламентом Республики Молдова и вступил в силу с 1 января 2005г. [3].

В соответствии со ст. 23 (п.2) данного закона государство принимает на себя ответственность в субвенционировании 40% общей суммы страховых премий, подлежащих оплате производителями сельскохозяйственной продукции согласно заключенных договоров страхования по широкому спектру растениеводческой продукции, и также животных, птицы и пчелосемей. Принимая во внимание тот факт, что законом обусловлены процедуры страхования таких видов рисков, как полное или частичное уничтожение посевов в результате засухи, градобития, ливней и ураганов, заморозков, наводнений и других природных катаклизмов, а также учитывая резкое удорожание страховых услуг, имевшее место в результате разгосударствления и полной приватизации данного сектора финансового рынка,субсидирование страхования рисков на уровне 40% обеспечит заметное
оживление рынка страховых услуг, в первую очередь в сельской местности.
Сравнивая результативность действия финансово-кредитных системМолдовы и Иордании за последние десятилетия, следует отметить значительный отрыв в уровнях удовлетворения кредитных потребностей указанных стран (табл.2.15.).
Располагая значительно более высоким финансовым потенциалом, кредитные институты Иордании обеспечивают покрытие в кратко - и среднесрочных кредитных ресурсах частного бизнеса на уровне 72-73% от среднегодового уровня ВВП. Однако и этот довольно высокий уровень значительно ниже среднемирового показателя (118,1%) и соответствующих уровней высокоразвитых государств (Япония - 175,3%; Швейцария - 159%; Гонконг - 150,1%; Голландия - 147,9%; Дания - 146,4%; Англия - 142,6%; США - 140,6%).

Очевидно, что чем выше уровень кредитования частного бизнеса, тем шире и разнообразнее его возможности для решения многоплановых задач развития той или иной национальной экономики.

Этим обусловлено необходимость дальнейшего неуклонного совершенствования финансовокредитных систем, обеспечения их динамичного роста, облегчения и ускорения процедуры доступа экономических агентов к финансовым ресурсам.

Анализ управления рынками трудовых ресурсов

Наряду с активным воздействием на формирование рынка средств производства, рынка кредитных ресурсов, рынка капитала и др. процесс глобализации экономической деятельности самым непосредственным образом влияет также на характер развития мирового рынка труда. Согласно данным ООН к началу третьего тысячелетия свыше 175 млн. человек (примерно 3% населения планеты) осуществляли свою экономическую деятельность (т.е. проживали и работали) за пределами стран, в которых они родились [33].

Сравнивая этот показатель с более чем 1/3 экспортируемых товаров (от общемирового объема ВВП), либо с более чем 1/10 экспорта финансовых ресурсов, аналитики прогнозируют дальнейший рост миграционных процессов, в первую очередь, - экспорта рабочей силы из развивающихся в индустриально развитые страны.
Между тем влияние миграционных процессов на темпы развития национальных экономик бедных стран неоднозначно, а сам процесс массового экспорта рабочей силы представителями различных экономических школ оценивается противоречиво.
Признавая факт существенного увеличения валютных поступлений за счет гастарбайтеров, соглашаясь с тем, что данные поступления способствуют макроэкономической стабилизации национальных денежных единиц развивающихся стран, большинство экономистов в то же время отмечают факт отвлечения наиболее активных, образованных и инициативных работников от участия в развитии собственного государства. Справедливо отмечается что, будучи воспитанными и обученными в стране-доноре рабочей силы, эти люди по достижении пенсионного возраста снова вернутся в эту страну и будут требовать пенсионного обеспечения.

Однако вся (или почти вся) трудовая деятельность гастарбайтеров гипотетически может проходить в других странах.
Противоречие, возникающее между трудовым вкладом гастарбайтера, его финансовым взносом в государственную казну и востребованными из этой казны ресурсами, приобретает все более острый характер.
Предпринимаемые во многих странах, включая Республику Молдова и Королевство Иордания, попытки разрешить данную проблему не увенчались успехом. Заработки гастарбайтеров практически не оказывают никакого влияния на доходную часть ни государственных, ни местных бюджетов соответствующих стран. Не осуществляется также никаких отчислений от этих заработков ни в фонд социального обеспечения, ни в фонд обязательного медицинского страхования, ни в какие либо другие фонды.

Все эти отчисления на вполне законном основании остаются в стране-реципиенте рабочей силы.

Как справедливо отмечают специалисты Института экономического развития и анализа (ГОБА) доходы от деятельности, осуществленной в другой стране, облагаются согласно законодательству другого государства и не могут облагаться дважды [51]. Отсутствует также официально признанная статистика
поступлений денежных средств от гастарбайтеров, оценка объемов которых осуществляется в основном на базе опросов, проводимых общественными организациями либо фрагментарных данных Национального Банка Молдовы.
Между тем, удельный вес поступлений финансовых ресурсов в счет оплаты экспорта рабочей силы в общей стоимости ВВП анализируемых государств постоянно растет. Согласно данных Всемирного Банка за 2001 г. Королевство Иордания занимает второе место в мире по данному показателю (около 25%), а Республика Молдова 6ое место (около 15%) [33].

Еще более впечатляющими оказываются темпы роста данных поступлений. Согласно экспертным оценкам первый миллион долларов США молдавские гастарбайтеры заработали в 1995 г. В 2004 г. этот показатель по предварительным оценкам составил уже 600 млн. дол.

США, т.е. - увеличился в 600 раз всего за 10 лет. Исходя из установленного на 2004 г. обменного курса (12 лей/1 дол. США) это равносильно 24,0% ВВП Республики Молдова, что значительно превышает показатель, рассчитанный по состоянию на 2001 г.
Абсолютные показатели численности и эффективности использования, а также динамика изменения состава трудовых ресурсов анализируемых государств за период с 1980 по 2002 гг. отражены в табл. 2.2.6.
Как следует из приведенных в таблице 2.2.6. данных, темпы воспроизводства рабочей силы в Республике Молдова практически равны нулю. Обусловлено это явление тем, что в среднем за 1980-2002 гг. среднегодовой прирост населения составлял только 0,3%, а на предстоящий до 2015 г. период вообще прогнозируется сокращение численности населения республики на 0,2% ежегодно.
В Королевстве Иордания за период с 1980 по 2002 гг. - среднегодовой прирост населения составлял 3,9%. В 2004 г. численность населения этой страны достигла 5323 тыс. чел. Прирост населения составил 2,5 %, а на период до 2015 г.
он прогнозируется на уровне 2,2% в год [32]. Примечательно, что аналогичные общемировые данные составляют соответственно 1,5 и 1,0%.

При этом в странах, например, Европейского Экономического Сообщества они равны соответственно 0,3 и 0,0%.
Несмотря на относительно невысокий удельный вес сельского хозяйства в общей стоимости валового внутреннего продукта Республики Молдова (21,0% в 2002г. и 19.3% в 2003г.) [101. стр.326; 36], в этой отрасли традиционно занято свыше половины (51,0%) трудоспособного населения. Отличительной особенностью аграрного сектора Молдовы является низкий уровень производительности труда, а соответственно - низкий уровень доходов. В расчете на одного работника валовая добавленная стоимость в сельском хозяйстве в 2003 г. составила всего 6042 лея или 457,0 дол.

США.

В перерасчете на одного сельского жителя этот же показатель не превышает 2161 лей или 159,2 дол. США. Соответственно снижается и средний по стране показатель валового национального продукта (который для условий Республики Молдова
принимается равным валовому внутреннему продукту) в расчете на одного жителя - 460 дол. США в год.

Согласно статистическим данным Мирового Банка Республика Молдова находится в группе стран с низким уровнем дохода и по данному показателю занимает 164 место из числа 210 стран, подверженных анализу данной финансовой структурой.
С учетом паритетности покупательной способности национальной денежной единицы уровень доходов в расчете на одного жителя возрастает примерно в 3,5 раза (1600:460), однако рейтинг данного показателя при этом не улучшается, а наоборот становится еще хуже (173 место в мире).
Следует подчеркнуть, что массовый экспорт рабочей силы, в первую очередь, работников сельского хозяйства, где наблюдается самый низкий уровень оплаты труда, создает эффект бумеранга, т.е. формирует своеобразный замкнутый круг.
Не находя применения своим трудовым навыкам, знаниям и способностям все большее количество сельской молодежи покидает родные места в поисках работы за рубежом либо в крупных городах республики. С другой стороны, зная что самые трудоспособные кадры уже не могут быть вовлечены в процесс производства, местные сельскохозяйственные предприятия постоянно сокращают объемы производства наиболее трудоемких видов продукции, в первую очередь животноводческой, плодоовощной, винограда, табака, сахарной свеклы и др.
С целью недопущения дальнейшего ухудшения ситуации на рынке рабочей силы государству следует больше внимания уделять проблемам планирования и прогнозирования занятости населения, составление балансов наличия и потребности в рабочей силе, разработки нормативов совокупных затрат труда и др.
Расчет потребности в рабочей силе для сельскохозяйственных предприятий на основе нормативов совокупных затрат труда осуществляется по формуле:
Пр.с. = (Оп.л. x Нп.л.) / Вф. (2.2.1.)
где:
Пр.с. - расчетная потребность предприятия в рабочей силе на заданный период, чел.
Оп.л. - планируемый объем производства продукции по видам (тонн).
Нп.л. - прогнозируемые нормативы совокупных затрат труда на производство единицы продукции (чел.час./тонну)
Вф.- фактически располагаемый фонд рабочего времени одного работника в течение указанного периода (час).
Дополнительными источниками информации для расчета потребности в рабочей силе служат технологические карты на возделывание сельскохозяйственных культур (выращивание животных).
С целью более объективной оценки эффективности использования трудовых ресурсов Республики Молдова необходимо отметить, что действующие методики расчета не учитывают многие важные элементы формирования ВНП. Речь идет, в первую очередь, о теневом секторе национальной экономики, удельный вес которого по различным оценкам достигает 4/5 официально зафиксированного ВНП.
Так же не принимаются во внимание поступления финансовых средств от Молдавских гастарбайтеров, обеспечивающих увеличение валового внутреннего продукта еще примерно на 25%. С учетом этих весьма объективных поправок общий уровень доходов в расчете на одного жителя республики составляет около 800-1000 дол.

США в год, что соответствует 130^135 месту в мировом рейтинге по данному показателю.
Королевство Иордания находится на более высоком уровне в данном табеле рангов. Обеспечивая получение свыше 1760 дол.

США в расчете на одного жителя в год, национальная экономика Иордании находится на 112 месте в мире, что соответствует группе стран со средним уровнем дохода.
Оба анализируемые государства демонстрируют в последние годы довольно высокие темпы роста валового внутреннего (валового национального) продукта (табл. 2.2.7.)
Даже с учетом поправок на очевидно заниженную базу отсчета, характерную для стран с низким и средним уровнем дохода, оба анализируемые государства являются фаворитами в своих группах по уровню темпов роста ВНП в последние годы, что указывает на эффективность использования, в том числе и трудовых ресурсов указанных стран.



Содержание раздела