d9e5a92d

Возможности налогообложения в регулировании малого предпринимательства

При разработке мер регулирования финансово-кредитных отношений в сфере малого предпринимательства целесообразно учитывать подтвержденные зарубежной практикой обстоятельства.
Во-первых, необходимо расширять диапазон и количество субъектов, участвующих в финансировании малых предприятий, включая в их состав коммерческие банки и другие финансовые организации. Для целей крупномасштабного направления средств малым предприятиям коммерческие банки более эффективны по сравнению с корпорациями финансирования развития и специальными учреждениями.
Во-вторых, для покрытия административных расходов и рисков, связанных с кредитами на ссуды, предоставляемые малым предприятиям, необходимы широкие и гибкие пределы процентных ставок. Условия предоставления таких ссуд должны формироваться на основе реальных графиков погашения, на разумных льготных рамках и на ссудных процентах, близких к действующим на финансовом рынке.
В-третьих, особую осторожность следует проявлять при выборе ссудополучателей в целях повышения эффективности кредитуемых средств. При предоставлении ссуд банки обязаны принимать соответствующие организационные и административные меры в отношении оценки и контролирования ссуд.

Банки не должны предоставлять кредиты самым мелким предприятиям, для которых может потребоваться более тесное сотрудничество с частными добровольными организациями.
Объекты и субъекты регулирования
Параметры регулирования
Объект налогообложения
Субъект налогообложения
Налоговая база
Налоговая ставка
Налоговый период Порядок исчисления налога
Порядок и сроки уплаты налога
В-четвертых, все кредитные схемы должны обеспечивать наличие оборотного капитала из какого-либо источника и не обязательно из того же, из которого поступает ссуда для основного капитала.
В-пятыіх, исходя из того, что элемент риска при предоставлении кредита малым субъектам предпринимательства может оказаться выше и могут быть неуплаты или просрочки, финансовые институты, выдающие ссуды, должны предусматривать и реализовывать необходимую финансовую дисциплину в вопросах возврата выдаваемых средств и погашения процентов.

Возможности налогообложения в регулировании малого предпринимательства

Большое значение для эффективного развития малого предпринимательства имеет налоговая политика. Налоги это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Субъектом, определяющим налоговую политику, является государство.

Следовательно, только оно может определить рациональную структуру (виды, перечень, уровень ставок) налогов для малых предприятий и на основе соответствующего механизма внедрить ее в практику.
Налоги в государстве играют двойственную роль: фискальную и регулирующую. Последняя на основе выбора определенной альтернативы налоговых инструментов может привести к одному из двух путей развития производства: благоприятному, стимулирующему приоритетные виды деятельности, или тернистому, снижающему интерес к предпринимательству. Объекты, субъекты и регуляторы налоговой политики приведены в табл.

5.4.
В Российской Федерации в целом действует 44 вида налогов, включая акцизы. К малым предприятиям применяются такие же налоговые рычаги, как и к крупным субъектам предпринимательства.
Налоговая система в России как механизм государственного регулирования носит административный характер, строится
Крупные, средние и малые предприятия всех отраслей, форм собственности и организационноправовых форм Стоимость или физические показатели, от уровня которых исчисляется сумма налога Нормативы начисления налогов, включая шкалы налогообложения Год, квартал, месяц Правила, определяющие объем (сумму) налоговой базы (что включить в нее, а что исключить) Процедуры, регламентирующие расчеты по налоговым платежам
на отношениях подчинения. Естественно, нормативные акты, регулирующие отношения по уплате налогов его юридическими лицами, не могут охватывать множество разных по природе и сущности нюансов и предусматривать все возможные ситуации, возникающие у предприятий в процессе исчисления и уплаты налогов.
В связи с этим необходимо кардинальное изменение методологических подходов и принципов построения налоговой системы. Она должна отвечать по крайней мере двум принципиальным требованиям.
Во-первыіх, требованию универсальности, т.е. способной при минимальном количестве норм эффективно и качественно регулировать обширнейшую область отношений государства и его субъектов с юридическими и физическими лицами.
Во-вторых, соответствовать действующей системе законодательства по регулированию предпринимательских и гражданских отношений.


В настоящее время российская налоговая система, с одной стороны, не всегда соответствует принятым законодательным актам, а с другой соотносится с не менее несовершенной законодательной базой всего предпринимательства, включая малый бизнес.
Налоговую систему следует формировать как подсистему экономики, направленную на эффективное решение задач ее развития. Эти задачи могут достаточно успешно и зримо отражаться в государственных программах по решению проблем, реструктуризации отраслей народного хозяйства и промышленности (в направлении приоритетных производств), а также научно-технической политики.

Эти программы следует брать за основу создания налоговых льгот и бюджетных субсидий, для предприятий, в первую очередь малых.
При отсутствии производственных и научно-технических приоритетов и, следовательно, высокой степени неопределенности развития экономики налоги не ориентированы, действуют бессистемно. Это приводит не к концентрации производственного потенциала на решение стратегических задач, не к созданию благоприятных условий для малого предпринимательства, а, как показала практика последнего десятилетия, к усугублению реального положения дел.
Действующая в настоящее время налоговая политика не адекватна реальному экономическому положению страны. Наибольший ущерб экономике наносит неустойчивость и непредсказуемость российского налогового законодательства. Не вызывает сомнения, что принятые в 19921993 гг. законы и внесенные в них изменения и дополнения, а также изданные инструкции и рассылаемые государственными органами инструктивные письма привели к развалу налогового режима.

Не улучшает ситуацию и принятые первая и вторая части Налогового кодекса.
Изменчивость и сложность законодательных актов России по вопросам налоговой политики и собственно налогообложения в сочетании с недостаточной опытностью большинства российских предпринимателей создают довольно большие трудности для развития предпринимательства в целом и особенно малого бизнеса. Это приводит к необходимости принятия ведомственных и региональных положений и инструкций по вопросам налогообложения, направленных на уточнение законодательных актов. В действительности же, получается по известному афоризму: хотели как лучше, а получилось как всегда предприниматели не могут разобраться в хитросплетениях действующих правил, норм и нормативов.

Как следствие, уход их в теневую экономику.
Общая масса российских налогов в последние 15 лет превышала массу прибыли нормально работающей фирмы. Это другая причина ухода предпринимателей в тень. Для работы в условиях теневой экономики нужны крепкие нервы, а в условиях легального рынка профессиональные знания Налогового кодекса, законов и подзаконных актов.

В большинстве случаев у руководителей малого бизнеса, во-первых, нет времени разбираться в тонкостях системы налогообложения, а во-вторых нет средств для оплаты высококвалифицированных специалистов.
Российская система налогообложения носит сугубо фискальный характер и направлена на максимальное изъятие средств предприятий, что практически лишает предпринимателей прибыли основной мотивации их деятельности. Она (налоговая система) вызывает справедливое недовольство предпринимателей, считающих, что при таком уровне налогообложения развитие малого бизнеса невозможно.

Сложно заниматься производством, гораздо проще и выгоднее продавать ресурсы и развивать коммерческую или посредническую деятельность.
Основные недостатки действующего российского налогового законодательства:
¦ чрезвычайно высокий уровень действующих налоговых ставок;
¦ минимальное количество налоговых льгот низкая их эффективность использования в интересах малого бизнеса;
¦ усложнена процедура бухучета и отчетности предпринимателей перед налоговыми структурами;
¦ практически невозможно оспорить в законном порядке действия налоговых органов, по-своему трактующих дуалистические (двойственные) положения законодательства.
Совокупные изъятия в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты в виде более чем 40 налогов и обязательных платежей достигают 90% балансовой прибыли предпринимательских структур, а в некоторых случаях превышают 100%. В результате в бюджеты различных уровней перечисляется не только прибыль, но и часть функционирующего оборотного капитала предприятия.
Рассматривая положения регионального налогообложения, необходимо отметить, что действующее налоговое законодательство предоставляет субъектам Федерации и органам местного самоуправления большие права на введение собственных налогов и иных обязательных платежей в соответствующие бюджеты.
Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. Об основах налоговой системы в Российской Федерации определял исчерпывающий перечень налогов и иных платежей. Он включает 16 федеральных налогов, 4 налога субъектов Российской Федерации и 23 местных налога.

Однако Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. 2270 субъектам Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право введения дополнительных региональных и местных налогов и сборов, количество и величина которых не ограничены законодательно. Общее количество разнообразных региональных и местных налогов, по данным Минфина России, превышает 150.
В последние годы в большинстве регионов Российской Федерации уровень налогового бремени непрерывно повышался. В несколько раз увеличилась ставка налога на имущество предприятий и земельного налога.

Кроме того, в дополнение к многочисленным местным налогам и обязательным платежам введен ряд новых. Это:
¦ сборы с выручки от реализации книгопечатной продукции, табачных изделий, водки;
¦ городская пошлина за разрешение на застройку территорий;
¦ плата за право заключения договора аренды.
Дополнительные местные налоги и сборы ставят различные предприятия в нервное положение. В частности, широко распространены дифференцированные ставки налогов и сборов для местных предпринимателей (товаров, производимых в регионе) и для товаров, ввозимых из других регионов.

Это препятствует конкуренции и насыщению рынка товарами, а также экономической интеграции регионов. Среди этих налогов и сборов наибольшее значение имеют следующие:
¦ дополнительная плата за право торговли на ввозимые из-за пределов региона спирт и водку устанавливается в размере до 35% от валового дохода;
¦ повышающие коэффициенты сбора за право торговли для юридических лиц и граждан, не зарегистрированных или не проживающих в городе;
¦ дополнительные сборы с продажи горюче-смазочных материалов для иногородних владельцев транспортных средств. Они достигают 20% их отпускной цены;
¦ дифференцированные предельные размеры торговых надбавок на сельскохозяйственную продукцию, производимую в данной местности или ввозимую из других регионов.
Обращает на себя внимание различная величина одних и тех же местных налогов и сборов в разных регионах. Экономические расчеты и прогнозы воздействия таких мер на предпринимательский климат и состояние рынка не проводятся, а единственным мотивом установления дополнительных налогов и сборов являются сиюминутные фискальные интересы местных властей.
Действующие налоговые льготы для малых предприятий имеют ограниченный характер. Например, льгота по налогу на прибыль может быть использована предприятиями отдельных, так называемых приоритетных, видов деятельности. Их удельный вес не превышает 30% от общего количества малых предприятий. Необходимость диверсифицировать деятельность предприятий для обеспечения выживаемости еще более сокращает количество потенциальных получателей данной льготы.

Дело в том, что условием получения этой льготы является необходимость обеспечения предприятием от 70 до 90% выручки от осуществления основного (в данном случае приоритетного) вида деятельности. В условиях экономической нестабильности подавляющее большинство малых предприятий включает в производственную структуру различные виды деятельности, на которые льготный режим не распространяется.
Федеральный закон Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства действует в отношении небольшого количества малых предприятий. Он применяется только для предприятий с численностью работающих до 15 человек и валовой выручкой до 100 000 минимальных размеров оплаты труда.

Всего поступления от единого налога в консолидированный бюджет не превышают 1% от всех налогов и сборов, получаемых от субъектов малого бизнеса.
В механизме функционирования малых предприятий (независимо от вида деятельности) одно из ведущих мест занимает система обязательных налогов, сборов, пошлин, уплачиваемых малыми предприятиями в бюджеты разных уровней (федеральный, региональный и местный) в соответствии с действующим законодательством. Проблема налогообложения субъектов малого предпринимательства в современных условиях развития рыночной экономики наиболее острая и сложная.
В Законе РФ Об основах налоговой системы в Российской Федерации предусмотрены следующие виды льгот:
¦ необлагаемый минимум объекта налогообложения;
¦ изъятие из обложения определенных элементов объекта;
¦ освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;
¦ понижение налоговых ставок;
¦ целевые налоговые льготы (отсрочки взимания налогов), вычет налогового оклада (налогового платежа за расчетный период);
¦ прочие налоговые льготы.
Как показывает мировой опыт, большое значение для финансового положения малых предприятий имеют налоговые льготы.
В Японии, США, Великобритании, ФРГ ставки налога на прибыль и НДС применяются дифференцированно в зависимости от величины годового дохода. Пониженные ставки для малых предприятий устанавливаются не только правительственными, но и местными органами власти.
В Японии для предприятий с капиталом не более 100 млн. йен применяются пониженные ставки: с годового дохода до 8 млн. йен ставка составляет 28%, при превышении этой ставки 37%. Кооперативные организации облагаются налогом в размере 27%.

Малые и средние предприятия пользуются налоговыми льготами в виде пониженных ставок и по местным налогам. Если годовой оборот корпорации не более 3,5 млн. йен, действует ставка в 6%; от 3,5 до 7 млн. йен 9%, свыше 7 млн.

12%.
Прогрессивное налогообложение прибыли применяется и в США: при объеме производства до 25 тыс. долл. 15%; 25 50 тыс. долл. 18%; 5075 тыс. долл. 30%; 75100 тыс. долл.

40%. Налоговые льготы малым предприятиям есть также на уровне штатов, где они применяются для привлечения предпринимателей в депрессивные регионы, предпринимательские зоны.

В США широко используют налоговые рычаги для стимулирования вложений частного капитала в малый бизнес.
В ФРГ существуют льготы предприятиям малого и среднего бизнеса. Начиная с 190 г., если оборот предприятия в предыдущем году не превышал 25 тыс. марок, а в текущем 100 тыс. марок, оно полностью освобождается от налога на добавленную стоимость.

Малые предприятия имеют право на необлагаемый минимум в размере 5 тыс. марок, который вычитается из подлежащего обложению дохода. Если же годовой доход предприятия превышает 10 тыс. марок, необлагаемый минимум сокращается на половину суммы превышения. Вновь создаваемые частные предприятия в первые два года полностью освобождены от налогов. Небольшие предприятия инновационного профиля освобождаются от корпоративного налога.

Уменьшен налог на доход фирм, терпящих убытки.
Существующие налоговые льготы позволяют значительно снизить налоги в случае предоставления отчета об убытках за прошлые оды в Германии не принята процедура налогообложения отрицательного баланса. Предприятие даже может получить назад налоговые выплаты, если убытки за конкретный период сопоставимы с убытками двух предыдущих лет.
Особый интерес представляет опыт Франции, где для предприятий малого и среднего бизнеса существует целый ряд льгот. Например, на 4050% снижен налог с предприятий, осваивающих новые технологии.

Предусматривается и возможность отсрочки уплаты ряда налогов при временном недостатке ликвидных средств.
Система налогообложения Великобритании предусматривает следующие льготы для малых и средних фирм: понижение ставки подоходного налога, понижение ставки налога на социальные расходы, ускоренная амортизация, уменьшенный корпоративный налог. При стандартной ставке в 35% ставка для малых предприятий составляет 27%.
Проведенный анализ позволяет сделать следующий вывод. Системы налоговых льгот в разных странах неодинаковы, все они имеют общие элементы . Это:
¦ скидки налога на прибыль в размере части капиталовложений в новое оборудование, строительство;
¦ скидка с налога на прибыль в размере части расхода на НИОКР;
¦ разрешение на создание за счет прибыли фондов специального назначения, необлагаемых налогом;
¦ обложение прибыли по заниженным ставкам;
¦ дифференцированный подход в обложении налогом на прибыль, НДС и подоходным налогом;
¦ создание необлагаемого налогом резерва;
¦ использование механизма ускоренной амортизации.
До 1995 г. в России действовала единая система законодательства по налогообложению предприятий всех форм собственности, представленная более чем двумя десятками федеральных законов (без дополнений и изменений к ним) и многими правительственными решениями. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. 222-ФЗ Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства наряду с ранее существовавшей системой действует и упрощенная.
Налоговая политика в России тормозит развитие малого предпринимательства на всех стадиях жизненного цикла малых предприятий. Вывод вытекает из уровня показателя эффективности фискальной политики России по стимулированию деловой активности в России.
Анализ рейтинга стран по степени эффективности фискальной политики государств по стимулированию деловой активности свидетельствует, что наивысшие показатели 9,11 7,08 характерны для стран с наиболее динамично развивающейся экономикой (Новая Зеландия, Малайзия, Сингапур, территория Гонконг). Средний уровень данного показателя составляет примерно 6,54,5 (США, Япония, Швеция и др.). Низкий уровень показателя соответствует значению 4 (Португалия, Испания, Венгрия и др.).

Для России этот показатель 0,56 самый низкий уровень степени эффективности фискальной политики государства по стимулированию деловой активности из 43 стран, включенных в международный рейтинг.
Нельзя сказать, что проблемы совершенствования системы налогообложения в России не решаются. С 1 января 1996 г. отменен налог на сверхнормативный фонд оплаты труда и специальный налог. Внесены поправки в налог на прибыль, акцизы и НДС.

Однако возможности внесения многочисленных поправок в систему налогообложения практически исчерпаны. Нужен комплексный пересмотр всего налогового законодательства.
Важное значение для развития малого предпринимательства имеет система налоговых льгот малым предприятиям. Эти льготы можно разделить на две группы.
Во-первых, общие льготы. Они предоставляются всем плательщикам данного налога, независимо от их размеров, форм собственности и организационно-правовой формы, а также вида деятельности.
Во-вторыіх, специальные льготы. Они представляются предприятиям, относящимся к категории малых, а также отдельным предприятиям в зависимости от формы собственности и вида деятельности.
Специальные льготы малым предприятиям можно объединить в три группы:
¦ льготы, связанные с уменьшением облагаемой прибыли;
¦ льготы, связанные с временным освобождением от налога на прибыль;
¦ льготы, связанные с освобождением от уплаты налога.
В России малые предприятия пользуются наравне со всеми другими предприятиями всеми льготами и налоговыми привилегиями, которые установлены действующим налоговым законодательством. Законом РФ О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации предусмотрен иммунитет малых предприятий к изменениям налогового законодательства, создающий для них благоприятные условия по сравнению с ранее действовавшими.

В течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Одной из собственно льгот по налогам, представляемой малым предприятиям, является льгота, связанная с уменьшением облагаемой прибыли. Она уменьшается в зависимости от направления прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а также от состава работающих (инвалиды и пенсионеры) на предприятии.
Общая льгота, разрешающая уменьшать налогооблагаемую прибыль на сумму произведенных затрат по финансированию капитальных вложений производственного назначения, ограничивает объем прибыли, выводимой из-под налогообложения необходимостью полного использования предприятием сумм начисленного износа. Малые предприятия в этой части имеют существенные преимущества.

В соответствии с Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. 2270 им разрешено уменьшать налогооблагаемую прибыль на затраты, направленные на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также в Российский фонд фундаментальных исследований и Российский фонд технического развития.
Уменьшение балансовой прибыли малых предприятий зависит от состава работающих на предприятии.
Налогооблагаемая прибыль малых предприятий уменьшается на сумму в размере:
¦ 30% применяющим труд пенсионеров по старости и инвалидов при условии, что их численность составляет не менее 50% от общей стоимости;
¦ 20% если численность инвалидов и пенсионеров по старости составляет не менее 50% от общей численности работающих.
В соответствии с Федеральным законом 5 декабря 1995 г. о внесении изменений и дополнений в Законе Российской Федерации О налоге на прибыль предприятий и организаций уточнены порядок и условия предоставления отдельным малым предприятиям льгот по уплате в бюджет налога на прибыль.
Так, первые два года работы не выплачивают налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие особые виды производства (определены Законом), при условии, что выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). В третий и четвертый год работы малые предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50% установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы от реализации продукции (работ, услуг).

Эти льготы представляются малым предприятиям в случае, если доля государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений в их уставном капитале не превышает 25%.
Существенной поддержкой для малых предприятий является возможность использования механизма инвестиционного налогового кредита, позволяющего на несколько лет перенести сроки уплаты налогов. В соответствии с Законом РСФСР от 20 декабря 1991 г. Об инвестиционном налоговом кредите малые предприятия имеют право на получение инвестиционного кредита.

Под ним понимается предоставляемая в специально оговариваемых случаях отсрочка налогового платежа на срок не менее двух лет с погашением в течение последующих пяти лет.



Содержание раздела