d9e5a92d

Структура системы государственной поддержки малых предприятий в России

Развитие бизнес-инкубаторов успешно сочетается со стратегией регионального научно-технического прогресса. Поэтому региональные (местные) власти активно участвуют в их создании, определяют направления и пути реализации этой формы территориальной организации поддержки малого предпринимательства, содействуют мобилизации денежных средств государства, предпринимателей и местного населения для развития малого бизнеса.
Другой субъект инфраструктуры малого предпринимательства технологический парк (технопарк) научно-производственный комплекс, включающий высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты, научно-производственные центры и промышленные предприятия под эгидой органов государственного (федерального) или регионального (местного) управления. В него входят фирмы, специализирующиеся на научно-исследовательской и внедренческой деятельности в области высоких технологий.

Пребывание фирм в технопарке обычно ограничено периодом интенсивных исследований или испытаний, после чего на смену им приходят другие.
В структуру технопарка входят:
¦ предприятия наукоемкого бизнеса, включая формирующиеся в бизнес-инкубаторах и вышедшие из них;
¦ дочерние фирмы и представительства учредителей и партнеров технопарка;
¦ предприятия, пришедшие в технопарк извне;
¦ предприятия сферы научного и информационного обслуживания, патентно-лицензионного и рекламно-издательского сервиса, консалтинговые и лизинговые фирмы;
¦ научные лаборатории, конструкторские бюро, опытные производства, вычислительные центры и т.п.;
¦ администрация и материально-технические, хозяйственные, социально-бытовые и другие подразделения.
В технопарках обмениваются научно-техническими и производственными идеями; создаются малые инновационные предприятия, способные оперативно использовать в производстве новейшие результаты исследовательских разработок, осуществляется интенсивный обмен кадров между наукой и производством. Содействие предпринимателям оказывается за счет рисковых капиталовложений в организацию наукоемкого бизнеса.
Обычно технопарк родовое понятие для территориального научно-производственного комплекса. Последний формируется вокруг крупного университета или научно-исследовательского центра для ускорения превращения научных идей в конкретные виды продукции и технологии.

Объективная предпосылка эффективности этого субъекта инфраструктуры малого предпринимательства заключается в сотрудничестве науки и производства, в единстве их цели коммерческое освоение научного результата.
Формы взаимодействия науки и производства подразделяются:
¦ на территориальные, организационно оформленные в виде зон технологического развития (технополисов и научных, промышленных, предпринимательских парков);
¦ на инженерные, грюндерские и технические центры, инновационные бизнес-инкубаторы. Последние могут входить в состав технопарковых структур или функционировать самостоятельно.
В западных странах научная работа проводится в основном в высшей школе. Поэтому основой парков обычно становятся университеты, их факультеты или институты. Промышленность представляют производящие наукоемкую продукцию средние и мелкие предприятия. Процесс инкубации появления и развития новых форм одна из задач парков и часто рассматривается как критерий их успеха.

В большинстве случаев эти структуры специально планируются и получают прямую и косвенную поддержку центральных и местных властей, поскольку с ними связываются надежды на создание рабочих мест, снижение уровня безработицы, выравнивание региональных диспропорций.
Научные парки это агломерация наукоемких предприятий или исследовательских подразделений промышленных компаний, создаваемых вокруг крупных научных и учебных центров, главным образом университетов. Это своеобразные мосты, соединяющие достижения исследователей научных, университетских или академических центров в области фундаментальных и поисковых исследований с промышленным производством. Деятельность научных парков направлена на создание интеллектуального продукта (включая новые технологии), апробацию новых идей и изобретений, создание программного продукта.

В результатах их работы заинтересованы промышленные предприятия и потребительский рынок.
Промышленные парки это объединения предприятий, основанные на совместном использовании земельных участков, служебных помещений, оборудования, технических средств и деловых услуг.
Научные и технологические парки адаптируют новейшие достижения науки к потребностям и возможностям производства, служат передаточным звеном между университетами, научно- исследовательскими центрами и промышленностью. Главное назначение промышленных парков оказание предприятиям помощи в решении производственных проблем.


Грюндерские центры разновидность промышленных парков, но перечень их деловых услуг шире; в них, как правило, развито управленческое консультирование по широкому кругу проблем. Грюндерские центры оказывают помощь предприятиям обрабатывающей промышленности на этапе их составления.
Предпринимателъские или бизнес-парки, как и научные и технологические парки материализуют научные открытия и за счет этого наращивают потенциал общества. Но функция бизнес-парков шире они помогают предпринимателям создавать новые предприятия и на базе традиционной технологии.

В этих субъектах инфраструктуры малого предпринимательства деятельность ориентирована на производство.
Важнейшая цель предпринимательского парка эффективная и рациональная загрузка и использование имеющихся помещений, оборудования и сооружений в условиях обостряющегося дефицита пригодных к застройке территорий. Доступ в эти парки открыт всем предприятиям независимо от их профиля деятельности.
Научно-техническим паркам отводится особая роль в создании научно-исследовательской и наукоемкой производственной структуры, что становится приоритетной задачей социально-экономической политики многих государств.
Развитие концепции научных, промышленных и технологических парков связано с массовым возникновением в США мелких новаторских фирм-спинофф (отпрысков), отделившихся от других организаций. Бум их учредительства основывался на скачкообразном росте расходов на национальные научно-технические программы и проекты (космос, оборона, ЭВМ новых поколений, новые технологии в микроэлектронике и т.п.), В выполнении этих программ участвовали университеты (фундаментальные и прикладные исследования), частные подрядчики, государственные исследовательские центры.
Для западной концепции научных парков и инкубаторов инновационного бизнеса характерны следующие цели создания:
¦ формирование и рост новых предприятий, внедряющих результаты исследований, полученные в университетах или исследовательских центрах;
¦ увеличение в регионе рабочих мест и формирование его нового имиджа (характерно для регионов с преобладанием традиционных и устаревающих отраслей промышленности);
¦ создание развитой инфраструктуры для предприятий, входящих в парки и способных работать на партнерских началах с крупными промышленными и научно-техническими компаниями региона;
¦ обеспечение высокими технологиями и инновациями местной промышленности и расширение ее экспортно-импортной деятельности;
¦ укрепление связей между университетами (исследовательскими центрами) и местной промышленностью.
В качестве общей черты можно выделить их обеспечивающий характер. В результате ускорения научно-технического прогресса и принципиально новых наукоемких технологий частный бизнес получил реальную возможность получения прибылей от коммерциализации результатов проводимых университетами научных исследований. В этом причина быстрого роста финансовых средств, выделяемых университетам различными корпорациями.

Расширяются такие формы связи университетов с корпорациями, как консультирование, субсидии и контракты на исследования в определенных направлениях. Результатом такой интеграции является отпочковывание от университетов небольших фирм, основная цель которых коммерциализация совместно с промышленностью результатов исследований.
В России инфраструктуры малого предпринимательства, как отмечалось, практически нет. Есть ее отдельные элементы, создаваемые без научного обоснования и увязки задач и функций.
В 1990 г. создана ассоциация Технопарк для содействия в формировании приоритетных направлений инновационной деятельности, реализации научно-технических инновационных проектов и программ в различных областях науки и техники, решении социально-экономических проблем регионов путем создания малых наукоемких высокотехнологичных производств.
Основное направление работ научно-методическое и организационное обеспечение научных и технологических парков (технопарков), инновационных центров и инкубаторов бизнеса.
В настоящее время в России функционируют Зеленоградский, Саратовский, Томский, Уфимский, Научный парк МГУ, Технологический парк, МИФИ, Технологический парк Электротехнического университета (Санкт-Петербург) и другие технопарки.
Субъект инфраструктуры технопарков сеть информационного обеспечения малого предпринимательства региональные информационно-аналитические центры, созданные в большинстве субъектов Российской Федерации. Эти центры аккумулируют региональные информационные ресурсы, представляющие интерес для субъектов малого предпринимательства (адресные данные предприятий, банки данных по законодательству и нормативно-технической документации, а также спросу и предложению на рынках товаров и услуг и другую коммерческую информацию).

Однако система информационного обеспечения, отвечающая потребностям малых предприятий по обеспечению необходимой оперативной информации, остается нереализованной. Нет единого информационного пространства, основанного на скоординированном взаимодействии региональных центров.

Эта проблема обусловлена отсутствием должного финансирования планируемых мероприятий и, как следствие, недостаточной технологической оснащенностью и развитостью информационных центров.
Другой субъект инфраструктуры малого предпринимательства учебно-деловые центры, образованные в рамках национальной программы поддержки малого и среднего бизнеса Мо-розовского проекта и направленные на оказание образовательных, консультационных, информационных и организационнопрактических услуг предпринимателями и менеджерами.
Подготовкой и обучением кадров для малого бизнеса, кроме учебно-деловых центров, занято большое число вузов и региональных институтов повышения квалификации, учебных центров Федеральной службы занятости, опорных центров и других обучающих и консультирующих организаций.
Этот аспект инфраструктуры поддержки малого предпринимательства один из наиболее важных для его развития. Отсутствие управленческих знаний и навыков причина низкой устойчивости малых предприятий, препятствующая их успешной деятельности.

Поэтому системе образования, обучения и консультирования предпринимателей должно уделяться особое внимание со стороны региональных структур, отвечающих за развитие малого предпринимательства.
Развитие инфраструктуры малого предпринимательства, относящейся к субъектам регионального уровня, зависит от объективных и субъективных факторов региона.
Объективные ф акторы:
¦ территориально-географические место региона в общей системе территориальной организации страны, его экономико-географическое положение, тип освоения и уровень развития региона, природно-климатические условия, население и его плотность, экология;
¦ экономические ситуация. Складывающаяся на региональном рынке и определяющая основные направления формирования региональной системы поддержки малого предпринимательства;
¦ структурные отраслевой срез экономического потенциала региона, уровень развития инфраструктуры (дороги, средства связи и так далее);
¦ состояние региональных ресурсных и сбытовых рынков;
¦ социальная сфера отношение со стороны населения к институту предпринимательства.
Субъективные ф акторы:
¦ политический отношение исполнительной власти к малому предпринимательству;
¦ правовой роль регионального законодательства.
Для России непременным условием создания региональных объектов инфраструктуры должно быть участие в этом процессе центральных и местных органов управления и государственных финансовых институтов, а также общественных организаций, защищающих интересы малого предпринимательства. Становление и развитие малого предпринимательства в регионе во многом зависит от местных властей, от осознания ими важности малого предпринимательства для решения социально-экономических проблем региона.
Исследование инфраструктуры малого предпринимательства выявило имеющиеся диспропорции сформировались три группы субъектов Федерации с разными уровнями обеспечения развития малого бизнеса.
Первая группа (нормальный уровень развития инфраструктуры) Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Воронеж. Здесь созданы фонды малого предпринимательства и другие объекты инфраструктуры, приняты соответствующие региональные программы, законодательные и нормативно-правовые акты, выделяются бюджетные ассигнования.
Вторая группа (средний уровень развития инфраструктуры) Калининградская и Кировская области и некоторые другие регионы характеризуется начальной стадией развития малого бизнеса и системы его регулирования, незначительным объемом финансирования из местного бюджета. В них формируются структуры (комитеты, фонды, ассоциации), отвечающие за регулирование малого бизнеса.
Третья группа (низкий уровень развития инфраструктуры) кризисно-депрессивные районы Читинская, Магаданская и другие области, где развитие малого предпринимательства не подкреплено нормативно-правовыми актами, число стабильно работающих малых предприятий недостаточно и нет субъектов инфраструктуры.
Правовая база регулирования предпринимательства на уровне регионов разрабатывается неравномерно. Принятие соответствующих законодательных актов проходило в основном в 1995 1996 гг., т.е. вслед за принятием Федерального закона о поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации.

Есть регионы, где еще не приступали к разработке правового обеспечения малого предпринимательства, что негативно сказывается на его развитии.
Структура органов власти и управления, отвечающих за развитие малого предпринимательства в различных регионах, неодинакова. В системе исполнительной власти субъектов Российской Федерации этими вопросами в той или иной мере занимается множество органов с различными функциями и полномочиями, представляющих разные направления социально-экономической деятельности (управления, департаменты, отделы, министерства, комитеты и т.д.).
В некоторых регионах образованы специализированные органы исполнительной власти. Департаменты развития и поддержки малого предпринимательства работают в Москве и Самарской области; Комитеты по поддержке предпринимательства есть в Тюменской области и Алтайском крае и др.

Создаются разнообразные советы, координационные комитеты, рабочие группы по развитию предпринимательства при высших органах исполнительной власти субъектов Федерации. Однако координация деятельности этих организаций далека от совершенства.
В большинстве регионов нет концепции развития инфраструктуры малого предпринимательства и достоверных данных о реальных потребностях предпринимателей в тех или иных видах деловых услуг. Как правило, лица, отвечающие за это направление, не имеют четкого представления о специфике различиях между отдельными видами объектов инфраструктуры.

Понятийная путаница нередко приводит к тому, что инкубаторами называют чисто обучающие организации или фирмы, специализирующиеся на регистрации новых предприятий и предоставлении юридического адреса, а технопарками и бизнесцентрами консультационные фирмы или торговые павильоны.
Отметим и плохую информированность предпринимателей о наличии в регионах субъектов инфраструктуры малого бизнеса, их местонахождении, перечне предоставляемых ими услуг и условиях их получения.
Наиболее существенные факторы, снижающие роль вновь создаваемых субъектов инфраструктуры малого предпринимательства:
¦ неудачное территориальное расположение;
¦ неприспособленность помещений;
¦ отсутствие необходимого оборудования;
¦ отсутствие или недостаток квалифицированного персонала.
Анализ инфраструктуры российского малого предпринимательства как фактора его развития подтвердил важную роль сервисного обслуживания малых предприятий в их функционировании, дал представление о его формах, организационнопроизводственной структуре и задачах и позволил сделать вывод, что в России нет системы комплексно увязанных субъектов инфраструктуры. Поэтому необходимо создание российской модели системы инфраструктуры малого предпринимательства, включающей три взаимоувязанных блока.
Первый блок. Разработка системы федеральной политики создания системы инфраструктуры малого предпринимательства.
Второй блок. Разработка региональных (на уровне субъектов Российской Федерации) концепций развития инфраструктуры малого предпринимательства.
Третий блок. Пути реализации региональных концепций развития инфраструктуры малого предпринимательства
Разработка федеральной политики создания системы инфраструктуры малого предпринимательства должна исходить из места роли малого предпринимательства в рыночной экономике, обеспечивать ее реалистичность и роль в конкретной экономической ситуации. Поэтому политика создания системы инфраструктуры малого предпринимательства должна быть увязана с задачами государства по развитию малого бизнеса и с государственной экономической политикой. В разрабатываемом документе следует отразить:
¦ цели и задачи инфраструктуры малого предпринимательства;
¦ приемлемые для российских условий формы (субъекты) инфраструктуры, их задачи и функции, общие критерии, стандарты качества и минимальные наборы предоставляемых предприятиям услуг;
¦ ориентировочные нормативы (исходя из количества малых предприятий) каждой формы инфраструктуры;
¦ принципы установления связей между субъектами инфраструктуры и объединения их в отраслевые и региональные ассоциации;
¦ задачи федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти, общественных объединений в реализации федеральной политики создания системы инфраструктуры малого предпринимательства.
Разработку анализируемой программы целесообразно осуществить в рамках Федеральной программы по формированию принципов, методов и способов государственного регулирования малого предпринимательства.
Разработка региональных концепций развития инфраструктуры малого предпринимательства должна быть адекватна федеральной политике создания системы инфраструктуры малого предпринимательства и перспективам развития малого бизнеса в субъекте Российской Федерации. В ней следует отразить прогноз роста количества малых предприятий и потребность в конкретных видах услуг для их успешного функционирования.
Прогноз должен ориентировочно отражать размещение по городам и районам предпринимательских структур малого бизнеса и их отраслевую принадлежность.
В концепции целесообразно определить (исходя из региональных экономических условий, наличия соответствующих специалистов и прогноза роста малых предприятий) приоритетность развития форм инфраструктуры и предполагаемое их количество.
Необходимый элемент концепции анализ имеющегося регионального законодательства по проблемам малого бизнеса и его соответствие федеральным нормативно-правовым положениям, а также определение перечня и сроков принятия региональных правовых актов по регулированию развития субъектов малого предпринимательства.
В концепции должны быть поставлены задачи региональным, местным органам власти и общественным организациям по созданию системы инфраструктуры малого предпринимательства, вытекающие из федеральной политики и региональной концепции. Следует определить и меры ответственности этих субъектов за невыполнение или преднамеренное искажение сущности поставленных задач.
Пути реализации региональных концепций развития инфраструктуры малого предпринимательства. Любой государственный документ может оказаться невостребованной информацией, если соответствующие органы исполнительной власти (их работники чиновники) не проявят воли и желания к реализации его положений.

Поэтому создание системы инфраструктуры малого предпринимательства во многом зависит от деятельности местных администраций. Если они действительно заинтересованы в социально-экономическом прогрессе подведомственных территорий, то будут предприняты настойчивые поиски путей решения этих задач.
Как показывает мировой опыт, а также опыт отдельных российских регионов, малые предприятия успешно функционируют при наличии предложений по оказанию им организационно-финансово-консалтинговых услуг и возможности их использования. Отсюда вывод: усилия по развитию только собственно малого бизнеса обречены на провал.

Необходимы соответствующие условия, одно из которых функционирование специфической сферы сервиса инфраструктуры.
Местные органы власти параллельно с формированием предпосылок для появления малых предприятий должны создавать благоприятные условия для возникновения субъектов инфраструктуры.
Формирование сети субъектов инфраструктуры малого предпринимательства как элемента его системы целесообразно начинать с создания небольших предприятий по оказанию определенного вида услуг. Для этого нужны незначительные стартовые затраты финансовых, материально-технологических и кадровых ресурсов, а их быстрая окупаемость основа эффективной работы таких предприятий.

Оказание услуг становится возможным по доступным для их пользователя ценам.
В процессе формирования этой сети важно использовать типовые схемы создания и развития инфраструктуры, положительно зарекомендовавшие себя в отдельных субъектах Российской Федерации в ходе реализации федеральных и региональных программ поддержки малого предпринимательства. Перечисленные выше методы не являются исчерпывающими, но творческое развитие принципов формирования целевой программы обеспечит их достаточность для создания российской модели системы инфраструктуры малого предпринимательства.

Структура системы государственной поддержки малых предприятий в России

Система это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность. Если количество и прочность связей между элементами больше и надежней по сравнению с внешними воздействиями на них, то система устойчива, действует в соответствии с ее принципами.

Это одно из основных правил разработки и функционирования таких явлений.
Совокупность элементов системы государственной поддержки представлена на рис. 2.1.
Функции отдельных элементов системы государственной поддержки малого предпринимательства вытекают из основной ее цели и задач.
Основная цель системы создание благоприятных условий функционирования и развития малых предприятий; условий, при которых они не испытывая бюрократически-чиновни-чьего пресса и действуя в соответствии и рамках экономических законов рыночных отношений, становятся основным сектором экономики.
Для реализации этой цели необходимо следующее.
Во-первых, создание научно обоснованной, проверенной практикой правовой основы и взаимоувязанных, не противоречащих друг другу комплекса нормативно-правовых актов, касающихся функционирования малого предпринимательства, политики государственной поддержки этого сектора экономики и механизмов ее реализации, а также функций, прав и ответственности всех структурных элементов системы (см. рис. 2.1).
Во-вторых, сочетание прямых и косвенных мер поддержки малого предпринимательства, нивелирующих организационно-экономические недостатки, объективно присущие функционированию субъектов малого бизнеса.



Рис. 2.1. Элементы системы государственной поддержки малого предпринимательства



Содержание раздела