d9e5a92d

Пути развития финансово-кредитного регулирования

¦ 31 региональный информационно-вычислительный центр;
¦ 54 региональных бизнес инкубатора;
¦ 30 бизнес-центров;
¦ 98 учебно-деловых центров (в том числе 67 в рамках Морозовского проекта);
¦ 22 технопарка;
¦ 2 региональных центра правовой и экономической безопасности малого и среднего предпринимательства.
Анализ содержания деятельности и размещения субъектов инфраструктуры показал их существенные недостатки.
Во-первых, количественная совокупность и качество оказываемых услуг этими организациями не позволяют сделать вывод о завершении формирования целостной и взаимосвязанной системы инфраструктуры малого предпринимательства. До сих пор они не готовы (а по своему качественному уровню не способны) оказывать услуги по всем направлениям и аспектам деятельности малых предприятий различных отраслей народного хозяйства и промышленности, находящихся на разных ступенях развития.
Во-вторыіх, субъекты инфраструктуры неравномерно размещены по регионам Российской Федерации. В Центральном и Северо-Западном районах их сосредоточено около 50% от общего количества.
Перспективы развития инфраструктуры малого предпринимательства в направлении повышения эффективности оказания его малым формам необходимых и достаточных услуг рассматриваются в последующих разделах книги.
Создание организационно-правовых основ развития системы общественных объединений предпринимателей. В сложившихся в России условиях развития малого предпринимательства большую роль в повышении эффективности деятельности его субъектов могут играть общественные объединения. Здесь уместно вспомнить известный афоризм: Может ли сотня победить тысячу? Да, может!

Если сотня организована.
В настоящее время в Российской Федерации есть необходимые предпосылки для создания соответствующих общественных объединений. Это Законы РФ О некоммерческих организациях и Об общественных объединениях, а также Гражданский кодекс РФ, в которых определены основные положения этого процесса. Однако недостаточно полное и четкое отражение в них правового регулирования деятельности общественных объединений не позволяет отнести их к предпринимательским структурам.

Во-первых, в законодательстве отсутствуют критерии отнесения объединений к категории предпринимательских и, во-вторых, нет понятия предпринимательское объединение.
В настоящее время объединения предпринимателей различных организационно-правовых форм имеют различные названия: объединения, ассоциации, союзы и т.п. Одни из них представляют собой общественные организации, другие хозяйствующие коммерческие структуры.
Представители малых форм предпринимательства объединены в известные организации, имеющие в предпринимательской среде определенный авторитет. Это:
¦ Торгово-промышленная палата РФ;
¦ Российская ассоциация развития малого и среднего предпринимательства;
¦ Всероссийский союз предпринимателей малого и среднего бизнеса;
¦ Общественно-политическое движение Развитие предпринимательства.
Ряд объединений включает (исходя из своей профессиональной специфики) субъекты малого и среднего предпринимательства. Это:
¦ Российская гильдия пекарей и кондитеров;
¦ Российская палата высокохудожественных производств;
¦ Ассоциация международных автомобильных перевозчиков;
¦ Российская парфюмерно-косметическая ассоциация.
Другие объединения выражают интересы определенных
групп населения и обеспечивают социальную защиту своих членов. Это:
¦ Ассоциация женщин-предпринимателей России;
¦ Российский союз молодых предпринимателей;
¦ Профессиональный союз работников средних и малых предприятий;
¦ Профессиональный союз работников малых и инновационных предприятий.
Кроме того, в каждом субъекте Федерации есть ассоциации малых предприятий. Как видим, объединений много, но сущность их деятельности достаточно красноречиво характеризует известная русская пословица: У семи нянек дитя без присмотра.

Причины отсутствие четкого правового определения их статуса, разграничения задач, дублирование направлений деятельности, попытки подмены профессиональных сервисных организаций. Может быть, последовать сути афоризма: Лучше меньше, но лучше.
Необходимо распределить задачи общественных объединений по уровням их организации. На федеральном уровне задачи таких объединений можно сформулировать следующим образом: координация и регулирование деятельности региональных отделений, лоббирование интересов региональных структур на федеральном уровне, представление интересов малого предпринимательства в государственных структурах; на региональном уровне ориентация на защиту интересов предприятий членов объединений, на представление интересов малого бизнеса и оказание сервисных услуг.

Пути развития финансово-кредитного регулирования малого предпринимательства



Финансовое состояние предприятий, в том числе и малых, достаточно полно характеризируется:
¦ коэффициентом текущей ликвидности отношение фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных активов к наиболее срочным обязательствам предприятия в виде краткосрочных кредитов и займов, кредиторской задолженности; характеризует платежеспособность предприятия;
¦ коэффициентом автономии доля собственных средств в общей величине источников средств предприятия; определяет степень зависимости предприятия от кредиторов и его финансовую устойчивость.
Данные о платежеспособности и финансовой устойчивости предприятий приведены в табл. 5.1.
Из таблицы видно, что финансовое состояние малых предприятий по коэффициенту ликвидности несколько предпочтительнее по сравнению с крупными и средними, но по коэффициенту автономии они значительно уступают им. Отметим значительное ухудшение финансового состояния предприятий по отношению к 1995 г.: по малым предприятиям коэффициент ликвидности на уровне 107,3%, а автономии превышал 47%.
Источники финансирования малых форм предпринимательства в Российской Федерации приведены в табл. 5.2.
Финансирование по правительственным программам идет через образованные правительственные региональные фонды. Однако практика показала: их средств явно недостаточно, и в ближайшей перспективе при напряженном, дефицитном бюджете на улучшение положении рассчитывать бесперспективно.

Единственный реальный внешний источник получения малыми предприятиями средств банковский кредит.
Рассматривая эту предпосылку как один из факторов повышения роли малого предпринимательства в развитии экономики, правомерно задать вопрос: Действительно государство заинтересовано в этом?. Если да, то следует реализовать соответствующие меры по регулированию системы кредитования субъектов малого бизнеса.

Это, прежде всего льготное кредитование и гарантии.
Льготное кредитование. В настоящее время коммерческие банки рассматривают займы для малых предприятий как особо рискованные и сопряженные с большими административными издержками.

Они с недоверием относятся к срочным ссудам и предпочитают давать их на короткие сроки, так называемый овердрафт.
Как известно, в рыночных условиях коммерческие структуры работают по принципу самоокупаемости, и для выдачи льготных кредитов банку необходимы льготные ресурсы.
Приведем пример. Если суммы выдаваемых кредитов и депозитов равны, то уменьшение ставки по депозиту позволяет сократить ставку по кредиту на такую же величину (без учета резервирования и операционных издержек).
При использовании мультипликационной схемы (например, сумма выдаваемых кредитов должна превышать сумму депозита в 5 раз) при уровне тарифной депозитной ставки 20% годовых и полном отказе от начисления процентов по депозиту, льготные ставки по кредиту не могут быть уменьшены более чем на 4%.
На основе изложенного механизма можно рассчитать резерв льготного кредитования в зависимости от уровня тарифных ставок по депозиту и коэффициента мультипликации кредитов, который определяется на основе отношения суммы подлежащих выдаче кредитов к сумме депозита (табл. 5.3). Рассмотренный пример расчета ставки льготного кредитования отражает внутренние возможности банков, их желание пойти на определенные убытки. Но они этот путь практически не используют.

Поэтому необходимы соответствующие меры государственного регулирования, стимулирующие финансовые институты к кредитованию малых предприятий.
Целесообразно предусмотреть специальную систему льгот и приоритетов для коммерческих банков, направленную на повышение их заинтересованности в финансировании субъектов малого предпринимательства. Это может быть полное или частичное освобождение от налогов прибыли банков, полученной от вложения средств в малые предприятия.

Важно определить совместно с Центральным банком Российской Федерации компенсации коммерческим банком льгот по целевым кредитам для предприятий малого бизнеса.
Другая возможность стимулирования внимания банков к малым формам предпринимательства заключается в создании учреждения по переучету займов. Программы переучета приводят к росту портфеля займов без увеличения нагрузки на собственные ресурсы банков.
Привлекательна идея специализации банков по обслуживанию предприятий разных размеров или по видам хозяйственной деятельности. Ее реализация требует соответствующих преференций для банков, ориентированных на финансирование малого бизнеса, а также инновационных предприятий.
Система государственного регулирования должна создать условия, способствующие, во-первых, привлекательности для малых предприятий вхождения в состав акционеров коммерческих банков и, во-вторых, выгодности для финансовых институтов участия в учреждении предприятий, в том числе и малых.
Объектами мер государственного финансово-кредитного регулирования малого предпринимательства, кроме коммерческих банков, должны быть фонды, инвестиционные и страховые организации, непосредственно обслуживающие малые предприятия, а также банковские центры с консультационными функциями
Заслуживает внимания возможность привлечения сберегательных банков к финансированию малого бизнеса. В промышленно развитых странах до 60% их средств завязаны на жилищное городское и пригородное строительство. Под залог (под землю или выпуск специальных займов) в этих странах в сберегательных банках можно получить кредит сроком до 40 лет.

Малая строительная фирма приобретает эти облигации и работает с ними. В российских условиях такие кредиты нереальны, но есть объективные предпосылки для изменения деятельности сберегательных банков в направлении усиления их взаимосвязи с малым предпринимательством.
Отметим следующее важное обстоятельство. Среди экономистов и банковских специалистов нет единства в вопросе, какие предприятия кредитовать в первую очередь самые мелкие, только начинающие свою деятельность, или которые сформировались и имеют перспективы развития.
Действующее законодательство, с одной стороны, не предоставляет займодателям реальных гарантий сохранности их средств, уменьшения риска, а с другой не предусматривает неотвратимости наказания за возможные нарушения заемщика. Нередки случаи, особенно со стороны начинающих предпринимателей, использования кредитных средств для личного (через криминальные пути) обогащения, что не стимулирует банки сотрудничать не только с зарождающимися, но и с эффективно работающими предприятиями.

Здесь уместно вспомнить пословицу: Обжегшись на молоке, дует на воду.
При решении этой проблемы следует исходить из того, что предпринимательство успешно развивается при условии, что бизнесом руководит субъект, по деловым и профессиональным качествам, а также характеру обреченный на успех. Мировой и отечественный опыт свидетельствует: более 50% малых предприятий прекращают свою деятельность в течение первого года после регистрации. Анализ причин показывает отсутствие в их перечне: нехватка средств. Другими словами, причина в руководстве.

Из этого следует вывод: кредитовать следует успешно функционирующие, планирующие дальнейшее развитие малые предприятия. Это в значительной мере определяет рациональность использования ограниченных коммерческих средств. Но и в этом случае, учитывая особый риск кредитования малых предприятий, кредитные сделки необходимо оформлять под соответствующий залог.

Им может быть недвижимость, товар, ценные бумаги или вещи. Еще одно необходимое условие кредитования выгодность для кредитора и заемщика должно реализоваться при формировании процентной ставки.
Практика показывает, что в настоящее время с учетом сложившейся экономической ситуации в России наиболее эффективен кредит сроком от 45 дней до одного года. Достаточно эффективен и другой вид кредита, предоставляемый фондами и коммерческими банками.

Речь идет о кредите под переоборудование, расширение и модернизацию субъектов малого бизнеса, а также под приобретение товаров и материалов. Он обусловлен всеобщим дефицитом при постоянном уменьшении денежного эквивалента и приоритете бартерных сделок.
В нормативно-правовых актах (инструкциях, положениях и т.п.) целесообразно установить обязательный перечень показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий, используемых для расчетов их кредитоспособности. Такими показателями могут быть:
¦ Коэффициент покрытия (Kn); он характеризует общую оценку кредитоспособности предприятия и показывает степень обеспечения материальными оборотными средствами. Рассчитывается по формуле:
Kn = Текущие активы / Текущие обязательства.
¦ Коэффициент быстрой ликвидности (Кбл). Рассчитывается по формуле:
Кбл = [Денежные средства : Расчеты предприятия и активы] / Текущие обязательства.
Для эффективно работающих предприятий этот коэффициент не меньше единицы.
¦ Коэффициент абсолютной ликвидности (К ); определяет часть кратковременных заемных обязательств, которые могут иметь немедленное погашение должен быть больше или равным 0,2. Рассчитывается по формуле:
Кал = Денежные средства / Текущие обязательства.
¦ Коэффициент соотношения собственных средств и привлеченного капитала (К ); характеризует финансовую устойчивость предприятия и показывает, сколько приходится на рубль помещенных в активы собственных средств. Рассчитывается по формуле:
Ксп = Собственные средства / Привлеченный капитал.
¦ Коэффициент оборотных средств (Кос); особенно важен для отдельных предприятий всех отраслей и отраслей в целом, использующих кредиты для формирования оборотных средств, например строительства. Рассчитывается по формуле:
Кос = Собственные средства / Итог баланса.
Перечисленные выше показатели не нашли широкого практического применения из-за различного подхода к кредитованию предприятий разных категорий. Их применение будет способствовать повышению рациональности использования кредитных средств, их концентрации на перспективных производствах и эффективно функционирующих предприятиях.
Рассмотрим роль гарантий для развития малого предпринимательства.
На основе специальных соглашений между фондами и коммерческими банками возможно выделение определенных кредитных ресурсов для финансирования малых предприятий под гарантии фондов. Объективной предпосылкой этого процесса должно быть участие фондов в уставном капитале банков или размещение в банках своих свободных денежных средств.
Анализ показывает, что государственные гарантии и поручительство по кредитам малым предприятиям заметно увеличивают возможности этих предприятий по реализации проектов и программ, по сравнению с непосредственным предоставлением ссуд из государственных и частных источников.
Более того, кредитные ресурсы, предоставляемые коммерческими банками под гарантии на финансирование малых предприятий, в 23 раза превышают объемы государственных средств по гарантийным программам.
В рамках действующих положений государственные гарантии должны предоставляться только на часть планируемого кредита. Поэтому фактический объем кредитов на финансирование малых предприятий может в 45 раз превысить выделяемые на эти цели государственные ресурсы. При предоставлении гарантий средства не замораживаются на длительное время до полного возврата кредита. Они остаются в распоряжении государственного финансового института и, естественно, могут использоваться на другие цели.

Это доказывает высокую эффективность регулирования структуры и порядка функционирования системы гарантий.
Механизм предоставления гарантий должен быть динамичным, адекватно отражать реальные условия функционирования малых предприятий и их финансовые возможности. Целесообразно ввести порядок компенсации части процентных ставок по кредитам коммерческих банков, особенно на начальной стадии реализации субъектами малого бизнеса инвестиционных проектов, когда не начался возврат ссуды.

Механизм частичной компенсации должен способствовать увеличению количества получателей финансовых льгот и снятию соответствующих преград на пути малых предприятий к коммерческим кредитам.
Сущность рассматриваемого механизма состоит в следующем. Первоначальный этап заключение экспертизы о рациональности реализации инвестиционного проекта при предоставлении кредита по льготной ставке. Далее, государственный орган в лице федерального или регионального фонда развития малого предпринимательства принимает решение о предоставлении исполнителю проекта займа на общую сумму компенсации проектной ставки. Это позволит исполнителю компенсировать кредитующему финансовому институту разницу в процентных ставках по предоставляемому кредиту.

При этом важно соблюсти интересы как исполнителя проекта (заявителя кредита), так и фонда; условия предоставления ссуды должны предусматривать начало погашения после планового окончания выплат по полученному кредиту в сроки, удовлетворяющие обе стороны.
В случае реализации субъектами малого предпринимательства социальных проектов общефедерального значения возможно принятие решения о предоставлении его исполнителю субсидии на покрытие разницы в процентных ставках. В этом случае необходимо выполнение следующего обязательного условия эти субсидии должны иметь подтверждение соответствующих государственных органов, что они средства целевого бюджетного финансирования.
Основные цели механизма компенсации в системе гарантий:
¦ стимулирование малых предприятий в повышении заинтересованности в долгосрочные вложения на развитие производственной сферы;
¦ снижение первоначальных затрат исполнителей долговременных инвестиционных проектов;
¦ создание благоприятных условий для инвестирования свободных средств коммерческих кредитно-финансовых институтов в проекты малых предприятий.
Важный элемент государственного финансово-кредитного регулирования малого предпринимательства усиление инвестиционной политики в этом секторе экономики. Учитывая важную роль малого бизнеса в решении социально-экономических проблем развития общества, от государства требуется более внимательное отношение к интересам малых форм предпринимательства в инвестиционной политике.

Это касается не только объемов необходимых финансовых средств и различных форм инвестиционного регулирования, но и научно-технических, производственных, структурных и региональных приоритетов.
Разграничение обязанностей между федеральным центром и субъектами Федерации должно идти в направлении передачи основных функций, связанных с реализацией финансовой политики в сфере малого предпринимательства, с федерального на региональный и муниципальный уровни управления. Функции федерального уровня разработка экономической политики малого предпринимательства и системы мер его регулирования.
Другой важный элемент государственного регулирования малого предпринимательства создание равных и эффективных мер по развитию всех форм финансирования малых предприятий.
Любое кредитование малого предпринимательства имеет определенную степень риска. Банки, например, активно финансируют отдельные формы деятельности: лизинг, факторинг, франчайзинг и другие формы предпринимательской деятельности.
Лизинг, основанный на сдаче в аренду инвестиций или потребительских товаров, получил в последние 1015 лет широкое распространение и стал реальной альтернативой покупке необходимых средств производства. Сущность и проблемы лизинга для малых предприятий рассматриваются в следующих разделах этой главы.
Факторинг это продажа предпринимателем-поставщи-ком (фактором) долговых обязательств своих клиентов с немедленным получением денег. В этом случае банк принимает безналичные убытки, а предприниматель получатель факторинга выплачивает фактору проценты за кредит и комиссионные за риск.
Франчайзинг, довольно широко применяемый в Англии и других промышленно развитых странах, представляет собой соглашение двух экономических агентов о предоставлении права одному из них (франчизи) действовать на рынке сбыта под именем или покровительством другого (франчизора). При этом:
¦ франчизор предоставляет свою марку франчизи и на этой основе имеет возможность расширить производство с пониженным уровнем затрат;
¦ франчизи использует известную на рынке марку и может открыть дело без подготовительного периода и расходов на рекламу. Выгода взаимная и ощутимая.
Отметим еще одно перспективное направление сотрудничества малых предприятий и финансовых институтов: предоставление различного рода кредитов с заниженной процентной ставкой и увеличенными сроками погашения ссуд.
Подобная практика нашла широкое применение в Германии. Ее осуществляют создаваемые банками дочерние предприятия специализированные коммерческие фирмы. Например, Коммерцбанк создал фирмы, участвующие в капитале субъектов малого бизнеса. Они финансируют предприятия с годовым оборотом не менее 10 млн. марок при доле участия в их уставном капитале на уровне 1025%.

Представители малого предпринимательства сохраняют свою самостоятельность, но в наблюдательном совете Коммерцбанк обязательно получают один мандат.
В системе Коммерцбанка используется также принцип среднесрочности участия в капитале малых предприятий, так называемый миттельштанд. После истечения оговоренного срока доля акций, принадлежащая банку, реализуется на бирже, что является еще одним позитивным моментом.
В промышленно развитых странах действует хороши отлаженная система финансирования малых предприятий, включающая целевое бюджетное финансирование через государственные финансовые институты и специальные финансовые программы, а также кредитование через специализированные коммерческие финансовые организации.
Завершая рассмотрение вопросов государственного финансово-кредитного регулирования малого предпринимательства, необходимо отметить следующее. Финансовая государственная политика в отношении малого бизнеса должна формироваться в контексте общей экономической политики страны.

Исходя из этого, следует определять формы и меры его регулирования, чтобы обеспечить сбалансированность политики и рынка в целом, а не на уровне отдельных производств, отраслей или предприятий, что обязательно приведет к созданию особых условий для определенной группы предприятий в ущерб других.



Содержание раздела