d9e5a92d

Принципы формирования политики государственного регулирования

Финансирование малого бизнеса осуществляют Финансовая корпорация малого бизнеса, Народная финансовая корпорация, Центральный банк для торговых и промышленных кооперативов, Финансовая корпорация по улучшению окружающей среды. Механизм финансирования основан на займах и субсидиях.

Кроме того, Народная компания оплачивает шестимесячное обучение владельцев (руководителей) малых предприятий. В Японии к таким в перерабатывающих отраслях относят предприятия с численностью менее 20 человек.
Среди финансовых институтов отметим Центр по рисковому предпринимательству, кредитующему реализацию рискованных инновационных проектов. Кредит выдается на 8 лет по 2% годовых. При успешной реализации проекта (при достижении рентабельности производства более 25%) кредитная ставка возрастет на 10%.

За последние 10 лет этот Центр предоставил малым предприятиям кредиты на сумму около 100 млрд. иен.
Государственная Финансовая корпорация малого бизнеса осуществляет долгосрочное кредитование малых и средних предприятий, действующих в инновационных рисковых сферах приоритетных отраслей. Ссудный фонд Народной финансовой корпорации формируется за счет средств государственного бюджета.
Центральный кооперативный банк для торговли и промышленности является государственным, но 90% его фонда формируется за счет частных источников средств кооперативов, их членов и за счет выпуска облигаций. Банк кредитует главным образом кооперативное объединение малых предприятий и их работников кредит предприятиям выдается на 1015 лет в размере до 15 млрд. иен, а работникам в размере до 1,5 млрд. иен.

Кредитование осуществляется под гарантии и залог имущества.
Гарантии выдаются Ассоциацией по гарантированию займов, отделения которой созданы во всех административно-территориальных округах страны (всего 52). В целях страхования этих отделений от возможного ущерба при непогашении ссуд создана Государственная корпорация по страхованию кредитов, финансируемая из госбюджета.
В системе регулирования малого предпринимательства Японии функционирует Государственная корпорация малого бизнеса, созданная для осуществления комплексных мер по развитию малых предприятий (модернизация и совершенствование структуры отраслей, подготовка кадров и информационное обслуживание, организация взаимопомощи малых и средних предприятий для предотвращения их банкротств).
При корпорации действует институт малого бизнеса, осуществляющий управленческое и техническое обучение работников малых предприятий, а также подготовку для них консультантов и инструкторов.
Данные, характеризующие роль малых и средних предприятий в экономике Японии, приведены в табл. 3.1.
Политика правительства Японии в этой сфере экономики направлена на создание для субъектов малого бизнеса стимулирующих экономических и социальных условий.
В Федеративной Республике Германии государственная политика в сфере малого предпринимательства направлена на оказание комплексной поддержки субъектов малого бизнеса и включает мероприятия по стимулированию научно-технологического прогресса, созданию высокотехнологических предприятий с использованием робототехники и кибернетики и т.д.
С 1982 г. в стране разрабатываются и успешно реализуются на государственном и региональном уровнях программы по развитию малого предпринимательства. В таких программах, существующих практически во всех землях, особое внимание уделяется мероприятиям по обеспечению занятости населения.
Финансирование развития малого предпринимательства в Германии осуществляется на основе льготного кредитования. Действует широкая сеть, включающая кредиты:
¦ для малого и среднего бизнеса;
¦ для содействия развитию обездоленным экономическим регионам;
¦ для капиталовложений в виде помещений общинам;
¦ для содействия жилищному строительству.
Большая роль в поддержке малого предпринимательства и его финансирования принадлежит промышленно-торговым палатам.
ФРГ финансирует проекты малого и среднего бизнеса за рубежом, прежде всего в странах членах Европейского Сообщества. Создание Единого рынка привело к снижению занятости в районах, расположенных вблизи внутренних границ Сообщества. Решение этой проблемы возможно на пути развития малого предпринимательства.

Европейское Сообщество в этих целях разработало юридические, организационные и финансовые меры.
В настоящее время созданы центры предпринимательства и нововведения для оказания комплекса услуг (финансирование, маркетинг, передача технологий, подготовка кадров и т.п.) предпринимателям, создающим наукоемкие производства. Мелкие и средние предприятия берут в этих центрах и фондах Европейского объединения угля кредиты на внедрение новых технологий.



Европейский фонд регионального развития и Европейский социальный фонд оказывают им безвозмездную финансовую помощь.
В политике и практике регулирования малого бизнеса в промышленно развитых странах немало общего, например, это система налоговых льгот и косвенных методов регулирования (стимулирования) малого предпринимательства, включая прямую финансовую помощь от государства, от финансовых институтов, общественных организаций.
Отметим систему содействия малым предприятиям в получении государственных заказов и субподрядов от крупных интегрированных хозяйствующих субъектов, а также практику заключения контрактов с университетами по обучению и консультированию предпринимателей, помощь в осуществлении внешнеэкономической деятельности.
Не менее важную роль играет сеть региональных и местных центров и пунктов по координации мер в сфере малого бизнеса, подготовке управленческих кадров для него, а также по оказанию информационно-консультационных услуг.
Проведенный анализ опыта поддержки малых предприятий в промышленно развитых странах позволяет сделать следующий вывод. Регулирование малого бизнеса в промышленно развитых странах свидетельствует о большом опыте участия государства в этой сфере управления экономикой.

Этот положительный опыт полезен нашей стране для решения проблем воспроизводства и социальных задач, учитывающих специфику российских условий перехода к рыночной экономике.
ГЛАВА 4
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
4.1. Принципы формирования политики государственного регулирования развития малых предприятии
В современных условиях российского общества развитие малого предпринимательства основной источник его реальной реструктуризации, обеспечивающий определение для участников экономических и социальных процессов места и роли в функционировании рыночного механизма и переход народного хозяйства на принципы и методы рыночной экономики.
Развитие малого предпринимательства, как отмечалось выше, способствует созданию слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный образ жизни и выступающих надежной основой социально-экономических реформ и гарантом политической стабильности государства и демократических преобразований в обществе.
Занятие малым бизнесом это не только источник средств существования, но и средство раскрытия творческих и интеллектуальных возможностей людей. Объективно неизбежная реструктуризация экономики приводит к необходимости все большему числу граждан заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью.
Система малого предпринимательства обладает большим потенциалом создания новых рабочих мест, что снижает уровень безработицы социальной напряженности по стране в целом и в отдельных регионах.
Наконец, малое предпринимательство способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров значительной части населения, и поэтому единственная альтернатива люмпенской психологии и социальному иждивенчеству.
Переход России к рыночным отношениям, глубокий экономический кризис, несовершенство законодательства, касающегося развития малого предпринимательства, способствовали тому, что его субъекты приобрели характерные особенности, отличающие их от подобных хозяйствующих структур в большинстве стран. Наиболее существенные из них приводятся ниже.
Во-первых, стремление к самостоятельности, совмещение нескольких видов деятельности и трудности в ориентации на однопродуктовый путь развития, незначительное применение широко распространенных в зарубежной практике субподряда, франчайзинга, лизинга и т.п.
Во-вторых, низкий при значительном инновационном потенциале технико-экономический уровень производства при высоком уровне квалификации персонала. Последний обеспечивается притоком грамотных специалистов из государственных предприятий и управленческих структур, не обладающих, однако, опытом управленческой и коммерческой деятельности в условиях перехода к рыночным отношениям.
В-третъих, высокая степень адаптации к сложной и непрерывно изменяющейся финансово-экономической обстановке, обуславливаемой дезорганизацией системы управления государством и нарастающей криминализацией общества, а также отсутствием системы общественной самоорганизации малых предприятий и инфраструктуры их поддержки.
В-четвертых, стремление выйти за рамки локальных рынков, в том числе и на международные рынки, при отсутствии достоверной информации о состоянии, динамике и конъюнктуре этих рынков, а также при несовершенстве организации информационных, консультационных услуг и услуг в сфере подготовки и повышения квалификации кадров.
В-пятых, привлечение во многих случаях в качестве стартового капитала криминальных средств и зависимости в своей деятельности от их хозяев.
Реальные условия перехода к рыночным отношениям, социальные последствия экономического кризиса и сложившаяся обстановка в народном хозяйстве, а также характерные особенности становления и развития малых предприятий являются методологическими предпосылками формирования основ политики государственного регулирования малого предпринимательства в России.
Методологические предпосылки, теория и практика взаимодействия государства и малого бизнеса являются основой для разработки принципов формирования политики государственного регулирования малого предпринимательства. Общие и частные принципы формирования политики государственного регулирования малого бизнеса приведены ниже в табл.

4.1.
Общие принципы
Субъективность. Этот принцип гласит: необходимо определить и законодательно признать главную фигуру экономики.

Предприниматель, обладающий соответствующими деловыми и интеллектуально-психологическими характеристиками основная движущая сила малого и среднего бизнеса. От него зависит формирование стартового капитала, поиск (строительство) помещений, выбор технологии и приобретение оборудования, подбор специалистов, определение ассортимента и реализация продукции, взаимоотношения с финансовыми институтами и органами местной власти и ее структурами.

Нельзя исключить в настоящее время и налаживание контактов с криминальными элементами.
Если человек, взявшийся за создание своего дела, не состоялся как личность, способная выполнить эти задачи, его бизнес развиваться не будет. Действующее законодательство (совершенное или нет), принятая система государственного регулирования экономики с ее нормативно-правовыми положениями такому предпринимателю не помогут.
Протекционизм. Этот принцип, обусловленный основными положениями и сущностью хозяйствования в условиях перехода к рыночным отношениям, гласит: даже при развитом рынке субъекты малого бизнеса не способны конкурировать с крупными предприятиями без поддержки в той или иной форме государства. Так, в США в законе о малом бизнесе (1953 г.) поручалось ...в той мере, в какой это возможно, оказывать поддержку предпринимателям малого бизнеса, консультировать, помогать и защищать их интересы с тем, чтобы сохранить свободное конкурентное предпринимательство.

В России в специфических условиях переходного периода и кризисных явлений, формируется ситуация, препятствующая становлению и развитию малых предприятий и усилению их роли в становлении рыночной экономики. Поэтому протекционизм должен стать реальным фактором государственного регулирования малого предпринимательства в России.
Программно-целевой принцип предусматривает разработку и реализацию среднесрочных (на 35 лет) и краткосрочных (на 12 года) целевых программ регулирования малого предпринимательства. В последние годы такие программы разрабатываются на федеральном и региональном уровнях во многих субъектах Российской Федерации.

Основная цель Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства на 19981999 гг. это создание благоприятного инвестиционно-финансового климата и организационно-правовых условий, обеспечивающих устойчивое и динамичное развитие этого вида бизнеса на региональном и муниципальном уровнях по приоритетным направлениям, отвечающим задачам структурной перестройки и экономического роста. К сожалению, она не достигнута из-за отсутствия механизма реализации, а предусмотренные программой средства не выделялись.
Селективность. Этот принцип гласит: необходим избирательный подход к регулированию малого предпринимательства. Основное внимание государства должно быть сосредоточено:
¦ на региональном уровне в отношении приоритетных отраслей и подотраслей экономики и промышленности;
¦ в социальном направлении в отношении молодежного и женского предпринимательства, предпринимательства военнослужащих и инвалидов, а также предпринимательства в сфере общедоступных и социально значимых услуг;
¦ в функциональном направлении в отношении начинающих предпринимателей на основе их целевого сопровождения.
Мотивационная направленность. Этот принцип гласит: необходимо повысить интерес инвесторов к вложению средств в сферу малого предпринимательства и в первую очередь в предприятия, осуществляющие инновационное воспроизводство.
Гарантированность и ответственность. Этот принцип гласит: государственное регулирование малого предпринимательства должно осуществляться на определенных, юридически закрепленных в договорах условиях.

Одной стороной такого договора должен быть государственный орган (или его полномочный представитель), а другой субъект малого предпринимательства. В договоре следует отражать обязательства (гарантии) и ответственность договаривающихся сторон.

Объектом договора могут быть производственно-хозяйственная, кредитно-финансовая, нормативно-правовая и т.п. деятельность.
Разграничение полномочий и ответственности. Этот принцип гласит: необходимо определить права, обязанности и ответственность всех структур, занимающихся регулированием малого предпринимательства: органов законодательной и исполнительной власти, министерств и их управлений, органов власти субъектов Федерации, общественных организаций. В соответствии с этим:
¦ на государственном уровне разрабатывается политика, законодательная база и основные положения механизма регулирования малого предпринимательства;
¦ на региональном и муниципальном уровнях разрабатываются и реализуются меры по конкретизации механизма регулирования и реализации принятых на государственном уровне нормативно-правовых актов;
¦ на уровне общественных организаций (ассоциаций, союзов, торгово-промышленных палат и т.п.) решаются задачи и выполняются функции в соответствии с государственными законодательными актами и уставами этих организаций.
Частные принципы
Учет специфики перехода к рыночным отношениям.
Основная особенность перехода к рынку в России заключается в глубоком экономическом кризисе не используется 70% производственного потенциала, в экономике не находит приложения труд 20 млн. квалифицированных работников, а интеллектуальный потенциал нации используется не более чем на один процент.
Если учитывать одновременно беспрецедентный экономический спад (снижение к уровню 1990 г. на 50% валового внутреннего продукта) и рост государственного долга (на 1 января 1999 г. 140,8 млрд. долл.), можно утверждать, что экономическая ситуация в России не имеет аналогов в мире. В годы великой депрессии в США в 19291933 гг. внутренний валовой продукт сократился на 33%, а в годы Великой Отечественной войны в СССР на 36%.

По технико-экономическому развитию Россия опустилась на уровень 70-х гг. XX столетия.
Главным приоритетом проводившейся бюджетной и макроэкономической политики России, начиная с 19931994 гг. было обеспечение сверхприбыли для финансовых спекуляций на рынке ценных бумаг. Расходы государственного бюджета на обслуживание государственных долгов, т.е. на платежи по очень высоким процентам финансовым спекулянтам, ежегодно на 2030% превышали те, что предусматривались бюджетом.

Эта пирамида рухнула 17 августа 1998 г., и страна осталась с дополнительным долгом в 600 млрд. руб.
Кризис охватил все отрасли народного хозяйства, но в наибольшей мере он проявился в промышленности. Объем промышленной продукции в 1999 г. составил около 40% от ее выпуска в 1990 г. Глубокий спад промышленности произошел в отраслях, ориентированных на внутренний рынок, в пищевой и легкой промышленности, машиностроении и в секторе производства товаров длительного пользования.
Учет особенностей развития малого предпринимательства. Основная сфера деятельности малого предпринима-
тельства в России коммерческая, в первую очередь торговля и общественное питание характеризуется быстрой оборачиваемостью средств, не требуется значительных инвестиций. Доля малых предприятий от общего их числа в промышленности составляет около 16%.

А в сельском хозяйстве 1,6%.
Другая особенность состоит в длительности и трудности регистрации и становлении субъектов малого бизнеса. Значительная их часть после регистрации так и не начинает функционировать или прекращает деятельность в течение года.

Причины этого в несовершенстве законодательства, отсутствии действенного механизма регулирования.
Учет места и роли малого предпринимательства в системе воспроизводства. Как показывает мировой опыт, эффективность функционирования экономики в значительной мере определяется развитием малого предпринимательства.

Малый бизнес принимает на себя важные социальные и экономические функции и обеспечивает условия воспроизводства рыночных отношений через баланс спроса и предложений.
Для решения своих задач малое предпринимательство должно иметь соответствующую систему регулирования, обеспечивающую, с одной стороны, нормативно-правовое регламентирование деятельности малых предприятий, а с другой социально экономически обоснованные льготы.
Учет территориального размещения производительных сил, природно-климатических условий. По территории России субъекты малого бизнеса размещаются крайне неравномерно.

Около одной трети малых предприятий сосредоточено в центральном районе, причем в Москве 21% всех российских малых предприятий; в Санкт-Петербурге более 12%; в Калининградской области менее 1% малых предприятий, а в Северном регионе 2%.
Природно-климатические условия играют важную роль в развитии малого предпринимательства. Естественно, создать и обеспечить нормальные условия для работы малого предприятия, например, в Краснодарском крае намного легче, чем в Магаданской области.
Государственное регулирование малого предпринимательства это объективный процесс, который должен начинаться с разработки политики регулирования. Ее главная цель создание необходимых и достаточных нормативно-правовых, кредитно-финансовых и социально-экономических условий для эффективного функционирования и развития малого предпринимательства.
Основные задачи российской политики государственного регулирования малого предпринимательства:
¦ формирование системы органов законодательной власти, региональных и муниципальных органов регулирования малого предпринимательства;
¦ разработка научно обоснованной законодательной базы создания и функционирования малого предпринимательства, обеспечивающей режим наибольшего благоприятствования развитию малых предприятий;
¦ создание кредитно-финансового механизма регулирования малого предпринимательства;
¦ разработка механизма производственного и инновационного регулирования малого предпринимательства;
¦ формирование инфраструктуры для функционирования и развития малого предпринимательства;
¦ разработка и создание системы научно-методического и кадрового обеспечения малого предпринимательства;
¦ обеспечение защищенности и безопасности функционирования малого предпринимательства.
Регулирование должно быть направлено на более широкое использование преимуществ малого предпринимательства для преодоления кризисных явлений в болевых точках экономических реформ. Это ликвидация задержек по выплате заработной платы, реструктуризация предприятий, упорядочение поступлений платежей в бюджет, обеспечение занятости активного населения.
Следует изменить практику протекционизма. Вместо искусственной поддержки избранных малых предприятий стимулировать увеличение количества субъектов малого бизнеса, способных конкурировать и сотрудничать с крупными интегрированными хозяйствующими структурами.
Создание теневых лояльных малых предприятий при крупных интегрированных хозяйствующих структурах и акционерных обществах должно быть несостоятельным. На смену этому процессу должна прийти процедура реструктуризации крупных предприятий в холдинги, включающие легально и динамично развивающиеся субъекты среднего и малого бизнеса.
У банков и других финансовых институтов должна произойти переориентация интересов от пассивного ожидания высокодоходных проектов от малого предпринимательства к экономической заинтересованности в борьбе за рынок клиентуры в малом и среднем бизнесе.
Ужесточение контроля над доходами субъектов малого предпринимательства следует заменить легализацией и включением в себестоимость крупных интегрированных хозяйствующих структур расходов по оплате услуг малых предприятий. Это представительские, транспортные и другие расходы.
При наличии кризиса платежей и коррупции, усилении криминализации экономики государственное регулирование малого предпринимательства должно стать более прагматичным. Государство в большей мере заинтересовано в легализации деятельности субъектов малого бизнеса, чем они в его поддержке.

Государство, с одной стороны, выиграет, а с другой может рассчитывать на адекватность доверия со стороны малого предпринимательства, если реализует прозрачную, простую и понятную систему регулирования его деятельности.
Основные положения государственного регулирования малого предпринимательства, аккумулированные в его политике представлены в виде схемы (см. рис. 4.1).
На схеме показаны обратная связь и направление информации о контроле. Обратная связь функционирует, если воздействие соответствующих структур сферы малого предпринимательства дает положительные результаты в развитии системы и подтверждает правильность реализуемых положений и мероприятий.



Содержание раздела