d9e5a92d

Платеж с авансом (депозитом)

Необходимо отметить, что в развитии лизинга заинтересовано и государство.
Во-первых, появляются объективные предпосылки для увеличения производства промышленной продукции и обеспечения на этой основе предложений для существующего спроса.
Во-вторыіх, усиливается проникновение в производство новой техники и технологии, ускоряется развитие наукоемких и перспективных отраслей и производств. Создание конкурентного производства ведет государство в число промышленно развитых стран
В-третьих, ускоренными темпами происходит отраслевая реструктуризация производства. Рациональное перераспределение акцентов в промышленности позволит эффективнее использовать имеющиеся в стране ресурсы и в первую очередь, финансовые.
В-четвертых, внедрение новой техники и технологии, развитие наукоемких и перспективных отраслей и производств приведет к уменьшению импорта готовой продукции, которая будет производиться на отечественных предприятиях.
В-пятых, создаются реальные возможности для перехода от практики проедания финансовой помощи промышленно развитых стран, характерной для развивающихся стран, и вымаливания кредитов у международных финансовых институтов к полному отказу от них.
Любое государство заинтересовано в развитии лизинга, поскольку обострение международной конкуренции требует непрерывного совершенствования и внедрения новых технологий. Растущая стоимость рабочей силы обуславливает необходимость осуществления инвестиций в рационализацию производства и при этом требует особого внимания к ликвидности предприятий.
Государство может регулировать процесс лизинга общими нормами, определяющими соотношение сторон при передаче имущества во временное пользование.
В Бельгии, Испании, Италии, Португалии и Франции приняты специальные законы о лизинге, в соответствии с которыми в лизинговом договоре на трехсторонней основе должно оговариваться, что оборудование приобретается с целью последующей сдачи в аренду для использования только в производственных целях; в обязательном порядке отражаются условия и цена приобретения оборудования после окончания срока действия договора.
В другой группе стран (Англия, Австралия и Новая Зеландия) правовое регулирование лизинга осуществляется на основе актов общего права. Например, в Англии финансовый лизинг рассматривается как аренда-продажа.

Здесь чистый лизинг достигает 17% фиксированных инвестиций в предприятия и оборудование, а с учетом покупки аренды эта цифра превышает 27%.
Третья группа стран (США, Германия) не имеют специальных законов о лизинге. Однако, лизинг в них развивается высокими темпами. В США общий объем лизинга составляет более 32% от всего накапливаемого капитала. Основной стимул этого процесса амортизационные и налоговые льготы, регулируемые налоговым законодательством.

Лизинг в Германии регулируется положениями гражданского и торгового права. В 1965 г. решением Федерального суда принята форма договора о лизинге, в соответствии с которой он должен заключаться с учетом сроков амортизации и вида опциона на завершающем этапе сделки.

Опыт этой третьей группы стран и ряда других показывает, что отсутствие специальных законов о лизинге не препятствует его развитию, поскольку в их законодательстве существуют соответствующие акты, создающие благоприятные условия для лизингового бизнеса.
Опыт применения лизинга в странах Западной Европы, США и Японии показывает, что:
¦ Лизинговыми операциями в основном занимаются специализированные компании, а не коммерческие банки;
¦ Развитый рынок лизинговых услуг укрепляет производственный сектор экономики, создавая условия для развития малого предпринимательства и ускоренного развития стратегически важных отраслей, а также стимулирует приток капиталов в производственную сферу;
¦ Привлекательность лизинга обуславливается наличием определенных налоговых льгот, направленных на развитие лизинговых отношений.
Развитие лизинга имеет большое значение для эффективного стимулирования малых предприятий. Однако лизинговые операции с ними имеют большую степень риска.

Поэтому стимулирование и обслуживание субъектов малого бизнеса должно быть более высоким и существенным по сравнению с крупными и средними предприятиями.
В экономической ситуации, когда основной проблемой является недостаток средств, лизинг позволяет предпринимате-лям-производителям брать недостающий капитал как бы напрокат, ускоряет процесс трансформации капитала ссудного в функционирующий. Поэтому спрос на лизинговые услуги в сфере малого предпринимательства в России значительно превосходит предложение.



Так, по данным Московской лизинговой компании, запросы малых предприятий Москвы на лизинговые операции удовлетворяются на уровне 50%. В других субъектах Федерации этот показатель значительно ниже.
Лизинговая деятельность, являющаяся, по существу, финансовой (банковской), признается прибыльной и предоставляет возможность широкого маневрирования финансированными средствами, в том числе и заемными. И все же лизинговые компании нуждаются в государственной поддержке, причем главное, чтобы специфика их деятельности нашла отражение в налоговом законодательстве.
В России отдельные меры в этом направлении реализуются. Так, в действующее Положение о составе затрат, относимых предприятиями на себестоимость продукции (работ, услуг) и соответственно выводимых из-под обложения налогом на прибыль, внесен пункт, согласно которому в себестоимость включаются проценты по полученным заемным средствам, включая кредиты банков и других организаций, используемые субъектами для осуществления операций финансового лизинга. Эта мера предусмотрена в постановлении Правительства РФ О развитии лизинга в инвестиционной деятельности от 29 июня 1995 г. 633, а также в редакции последующих постановлений. Если учесть, что лизинговые компании, приобретая оборудование для сдачи в лизинг, пользуются долгосрочными банковскими кредитами, эта мера имеет большое значение.

Кроме того, на себестоимость теперь относят и лизинговые платежи по операциям финансового лизинга, что стимулирует к аренде оборудования лизингополучателей.
Лизинговые компании берут банковские кредиты не под конкретный договор с лизингополучателем, а в целом на свою деятельность. Это снижает риск невозврата средств, поскольку средства распределяются на большое число разных договоров.

Кроме того, за лизингодателем сохраняется право собственности на переданное оборудование.
Лизинговое соглашение более гибкое, чем договоры ссуд. Ссуда всегда предполагает ограниченные сроки использования средств.

При лизинге лизингополучатель может рассчитывать поступление своих доходов и выработать с лизингодателем соответствующую, удобную для него схему финансирования. Платежи могут быть ежемесячными, ежеквартальными и годовыми, а сумма платежей варьироваться. Иногда погашение может осуществляться после получения выручки от реализации товаров, произведенных на оборудовании, взятом в лизинг.

Ставка лизинговой оплаты может быть фиксированной и плавающей.
Лизинговые операции совершаются между лизингодателем и лизингополучателем на основе договора, который должен отвечать двум требованиям.
Первое требование. Право выбора объекта лизинга и предприятия-изготовителя (продавец) лизингового имущества принадлежит лизингополучателю. Если иное не предусмотрено договором, имущество используется лизингополучателем только в предпринимательских целях и приобретается лизингодателем у продавца при условии передачи его в аренду
Второе требование. Сумма лизинговых платежей за весь период лизинга должна включать полную или близкую к ней стоимость лизингового имущества в ценах на момент заключения сделки.
В договоре лизинга может быть предусмотрено для лизингополучателя право выкупа лизингового имущества по истечении срока договора. По соглашению сторон возможна ускоренная амортизация лизингового имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации с последующим уведомлением об этом налоговых органов.
В зависимости от договоренности сторон используется один из следующих видов лизинговых платежей.
Во-первых, платежи с фиксированной общей суммой. Это согласованная сторонами и выплачиваемая в установленном в лизинговом договоре сумма.

Она включает амортизационные отчисления от стоимости арендуемого имущества, плату за пользование кредитными ресурсами лизингодателя и плату за предоставленные им дополнительные услуги по лизинговой операции.
Во-вторых, платеж с авансом (депозитом). Лизингополучатель предоставляет лизингодателю аванс или взнос (при подписании) договора в размере 1520% покупной стоимости объекта лизинга, а остальные 8085% уплачивает после подписания протокола приемки (ввода в эксплуатацию оборудования) периодическими взносами.
В-третьих, минимальная лизинговая плата. Это минимальные платежи, оплачиваемые при выкупе имущества лизингополучателем по заранее установленной (согласованной) стоимости.

Она соответствующими долями прибавляется к выплатам, рассчитанным исходя из фиксированной общей суммы лизинговых платежей. По периодичности лизинговые выплаты подразделяются на:
¦ Периодические платежи (ежемесячные, ежеквартальные, ежегодные); осуществляются по согласованному графику, который является неотъемлемой частью лизингового договора;
¦ Единовременные платежи; производятся после подписания сторонами протокола приемки и предусматривают финансирование сделки только в период исполнения поставщиком договоров купли-продажи и наряда на поставку.
С учетом финансового состояния и платежных возможностей лизингополучателя в договоре могут устанавливаться различные способы лизинговых платежей:
¦ пропорционально (разными долями);
¦ дигрессивные, используемые лизингополучателем с устойчивым финансовым положением;
¦ прогрессивные, принимаемые в основном лизингополучателем с неустойчивым финансовым положением.
Повышение роли лизинга в механизме регулирования малого предпринимательства зависит от механизма расчета суммы лизинговых платежей. В соответствии с Временным положением о лизинге, утвержденным постановлением Правительства РФ 528 от 24 апреля 1996 г., общая сумма лизинговых платежей включает:
¦ сумму, выплачиваемую лизингодателю за кредитные ресурсы, используемые им для приобретения имущества по договору лизинга;
¦ сумму амортизации лизингов имущества за весь срок действия договора;
¦ плату за дополнительные услуги лизингодателя в виде разовых в соответствии с периодичностью и способами уплаты, согласованными в договоре;
¦ комиссионное вознаграждение лизингодателю;
¦ сумму, выплачиваемую за страхование лизингового имущества, если оно было застраховано лизингодателем;
¦ иные затраты лизингодателя, предусмотренные договором лизинга.
Лизинговые платежи включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), произведенной лизингополучателем. Расчет общей суммы лизинговых платежей осуществляется по формуле:
ЛП = АО + ПК + КВ + ДУ + НДС,
где ЛП общая сумма лизинговых платежей;
АО величина амортизационных отчислений, причитающихся лизингодателю в текущем году;
ПК плата за используемые кредитные ресурсы лизингодателем на приобретение имущества объекта договора лизинга;
КВ комиссионное вознаграждение лизингодателю за предоставление имущества по договору лизинга;
ДУ плата лизингодателю за его дополнительные услуги, предусмотренные договором лизинга;
НДС налог на добавленную стоимость, уплачиваемый лизингополучателем по услугам лизингодателя. Если лизингополучатель является малым предприятием, НДС в общую сумму лизинговых платежей не включается.
Применение указанной выше методики расчета лизинговых платежей, как показывает практика, для малых предприятий экономически невыгодно. Расчеты приводят к тому, что общая сумма платежей за пятилетний срок использования оборудования примерно в 46 раз превышает его первоначальную стоимость.

Безусловно, в лизинге привлекает то, что взносы вносятся постепенно, частями.
В настоящее время в Российской Федерации следующие недостатки препятствуют развитию лизинга.
Первый отсутствие в налоговом законодательстве льгот для лизингодателей и банков, кредитующих лизинговые операции.
Второй несовершенство таможенного законодательства в части частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов при временном ввозе (вывозе) в Россию имущества, являющегося объектом международного финансового лизинга.
Третий финансовая слабость вновь создаваемых лизинговых компаний, отсутствие или нехватка у них стартового капитала и обусловленное этим недоверие к ним коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений.
Четвертый низкая популярность лизинга как вида предпринимательской деятельности и недостаточные знания о сущности лизинга, его достоинствах у потенциальных лизингодателей и предпринимателей потенциальных лизингополучателей.
Заметную негативную роль играет отсутствие, во-первых, инфраструктуры лизингового рынка, развитой сети лизинговых компаний и консалтинговых фирм, обслуживающих всех участников лизингового рынка; во-вторых, системы информационного обеспечения лизинга постоянно восполняющейся и доступной информацией о предложениях лизинговых услуг; в-третьих, квалифицированных кадров для лизинговых компаний.
Для решения этих проблем необходимо:
¦ принятие нормативно-законодательных актов по лизинговой деятельности, отражающих интересы и особенности субъектов лизинга;
¦ совершенствование налоговой системы в интересах лизинга;
¦ создание образцовых лизинговых компаний и разработки плотных проектов по лизингу оборудования;
¦ подготовка кадров для лизинговой деятельности и создание информационной системы ее обеспечения;
¦ развитие международного лизинга в России;
¦ создание сети лизинговых компаний, специализирующихся на обслуживании малых предприятий;
¦ организация в Межрегиональном методическом информационно-выставочном центре специального подразделения по формированию и ведению базы данных о спросе и предложениях на машины и оборудование для малых предприятий;
¦ создание сети межрегиональных лизинговых центров для малого предпринимательства.
Эти и другие меры, необходимые для успешного развития лизинга, могут быть разработаны в рамках Федеральной программы по формированию принципов, методов и средств государственного регулирования малого предпринимательства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный анализ системы государственного регулирования малого предпринимательства в России, а также опыта в этой сфере промышленно развитых стран позволил сделать следующие основные выводы.
1. Развитие малого предпринимательства не может осуществляться спонтанно, на основе саморегулирования, без регулирующей роли государства. Этот процесс одна из важнейших его функций подразделяется на две подфункции: регулирование социально-экономических отношений (в них входит предпринимательская деятельность) и регулирование экономических процессов.

Без вмешательства государства, которое должно сводиться к разработке и реализации экономической политики, регулированию внешнеэкономических отношений, экономика развиваться не может.
2. В России де-юре создана определенная система государственной поддержки малого предпринимательства, включающая юридический, организационный и экономический блоки. Однако эта система не реализовалась в де-факто по двум основным причинам. Первая причина это игнорирование, а нередко и прямой саботаж исполнительными органами (чиновниками) принятых нормативно-правовых актов, т.е. отсутствие элементарной государственной дисциплины.

Вторая причина несовершенство и слабость правового поля малого предпринимательства. С одной стороны, в нем много белых пятен, жизненно необходимые условия функционирования и развития субъектов малого бизнеса не имеют юридической основы; с другой, многие законы, указы, постановления устарели и неадекватны новым реалиям экономической ситуации.
3. Основной организационный элемент государственной поддержки малого предпринимательства федеральные программы регулярно разрабатываются, но не всегда утверждаются в соответствии с законодательной процедурой и, как правило, не выполняются. Усилия и затраты законодательных и исполнительных органов власти на их разработку экономически несоизмеримы с получаемыми от реализации результатами, т.е. эффективность этих программ крайне низка.
Целесообразно федеральные и иные программы поддержки малого предпринимательства не разрабатывать, а задания по развитию его малых форм отражать в специальном разделе Развитие малого предпринимательства во всех федеральных программах, связанных с субъектами малого бизнеса.
4. Необходима разработка и реализация Федеральной программы по формированию принципов, методов и средств государственного регулирования малого предпринимательства в Российской Федерации, чтобы определить и внедрить в практику комплексы социальных и политических условий, необходимых для успешного функционирования и развития субъектов малого бизнеса.
Основные причины неудовлетворительного функционирования малых предприятий это сужение характерных для начала 90-х гг. источников облегченного получения субъектами малого бизнеса относительно больших доходов и исчерпание психологических ожиданий возможностей самостоятельной предпринимательской деятельности.
Начиная с 1994 г. малые предприятия России нуждаются в поддержке и защите государства. Однако принимаемые меры и разработка федеральных программ государственной поддержки малого предпринимательства не давали ожидаемых результатов.

В стране нет четкой научно обоснованной государственной политики в области малого предпринимательства и совершенной нормативно-правовой базы его функционирования, учитывающей реальные социально-экономические и политические условия.
5. Для успешного функционирования малого предпринимательства большое значение имеет развитие общественной инфраструктуры и прежде всего, правильный выбор пути самоорганизации предпринимателей механизм ее реализации.
Общественных объединений предпринимателей много, но их права, задачи и функции не упорядочены и действуют по принципу кто в лес, кто по дрова. В результате дитя (малые предприятия) у семи нянек без присмотра.
Большинство объединений предпринимателей исчерпало свои возможности и находится на стадии снижения активности.
Повышение продуктивности деятельности общественных объединений предпринимателей требует:
¦ четкого и правильного законодательного определения их статуса, разграничения прав, задач и функций;
¦ распределения их задач по уровням (федеральному и региональному);
¦ определения роли государства в развитии общественных объединений и проявления подлинного интереса к их деятельности;
¦ создания соответствующей федеральной надстройки, с координацией всех объединений предпринимателей, с которой государство должно согласовывать меры по урегулированию малого предпринимательства.
6. В промышленно развитых странах накоплен большой опыт государственной поддержки малых предприятий. Она осуществляется на основе законодательных положений и реализуется через соответствующие органы исполнительной власти и организации инфраструктуры.
Формы поддержки различные, включающие как непосредственную финансовую помощь, так и косвенные на основе создания льготных условий налогообложения и кредитования.

ЛИТЕРАТУРА

Официальные документы
Федеральный закон О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации от 12 мая 1995 г.
Федеральный закон Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства от 8 декабря 1995 г.
Малое предпринимательство в России. 2004: Стат. сб.

М.: Росстат, 2004.
Монографии
Агурбаш Н.Г. Проблемы малого предпринимательства.

М.: Московский издательский дом, 2001.
Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития.

М.: Финансы и статистика, 2004.
Алисов А.Н. Управление развитием малого предпринимательства в регионах России.

М.: МАКС Пресс, 2003.
Блинов А.О. Малое предпринимательство: теория и практика.

М.: Дашков и Ко, 2003.
Гагаринская Г.П. Мотивация роста объема производства на предприятиях малого предпринимательства.

Самара: Самар. гос. тех. ун-т, 2002.
Зиновьев И.В. Специальные налоговые режимы в налоговом регулировании деятельности малых предприятий.

М., 2003.
Лапуста М.Г. Малое предпринимательство. М.: Инфра-М,
2004.
Латыш Е.В. Экономика, управление и финансовая устойчивость малых производственных и коммерческих предприятий.

Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2003.
Митякова О.И. Механизма устойчивого развития малых предприятий.

Н.Новгород, 2004.
Малые и средние предприятия. Управление и организация / Пер. с нем. ; Общ. ред. Й.Х. Пихлер и др.

М.: Междунар. отношения, 2002.
Новиков Ю.В. Предприятия малого бизнеса в условиях современной трансформации экономики.

СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2002.
Новрузов Р.Б. Малое предпринимательство: состояние, проблемы, перспективы.

М., 2004.
Промышленная собственность и малый бизнес / А.Д.Кор-гагон, А.Н.Ашихин, Ю.Г.Смирнов и др. М.: Роспатент, 2003.
Рубе В.А. Малый бизнес: история, теория, практика.

М.: ТЕИС, 2000.
Селевко Е.Б. Финансовые ресурсы в малом предпринимательстве.

М.: Социум, 2002.
Сиземов И.Г. Малый бизнес: проблемы и перспективы.

Н.Новгород: Изд-во ВВАГС, 2002.
Сорокин А.В. Эффективность функционирования инновационных предприятий.

М.: Логос, 2000.
Удалов Ф.Е. Организация управления малыми предприятиями материального производства.

Н.Новгород: Изд-во Нижегор. ун-та, 2001.
Фадеев В.Ю. Малое предпринимательство в Российской Федерации.

М.: Наука, 2000.
Шишин С.В. Малое предпринимательство: сущность, место и роль в национальной экономике.

М.: ОЛМА-Пресс, 2003.
Статьи
Авдошина Н.В. Малый промышленный бизнес в Самарской области // Социологические исследования.

2001. 7.
Дризе Ю., Дудин А. Чтобы малые не спотыкались // Поиск. 2002.

17.
Макинтайр Р. Малые предприятия в экономике переходного периода: анализ, проблемы и экономическая политика // Экон. наука соврем. России.

2002. 1.
Орлов А. Малое предпринимательство в России: развитие или стагнация (19922001 годы) // Вопр. экономики. 2001.

10.
Панченко Н.В. Малые предприятия Омской области // ЭКО. 2003.

12.
Тимаков В. Малый бизнес в региональной экономике (на примере Московской области) // Экономист. 2003. 7.
Чепуренко А,, Обыденова Т. Трудовые отношения на российских малых предприятиях // Вопр. экономики. 2001. 4.
Шестоперов О. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России // Вопр. экономики. 2001. 4.



Содержание раздела