d9e5a92d

Организационные формы государственной поддержки

В-третьих, механизмы поддержки малого предпринимательства должны предусматривать возможность предоставления на реализацию проектов развития малых предприятий ассигнований из бюджетов различных уровней государственной структуры. При этом основным механизмом должны стать следующие принципы и нормы косвенного стимулирования:
¦ использование налоговых инструментов;
¦ создание специализированных финансовых, кредитных, страховых и инвестиционных инструментов;
¦ применение разнообразных форм и методов финансирования;
¦ поощрение инвестиций и кредитов в проекты малых предприятий под государственные гарантии, страхование, компенсации и долевое участие;
В-четвертых, разработать и реализовать целевые программы развития малого предпринимательства на всех уровнях государственной структуры. Важное условие их успешной реализации любое мероприятие программы должно:
¦ включать цели и задачи;
¦ предусматривать необходимые реальные финансовые и материально-технические ресурсы и субъекты, их предоставляющие;
¦ сроки реализации;
¦ иметь организационно-экономический механизм доведения ресурсов до их получателя;
¦ предусматривать ответственных за реализацию мероприятия (на высших уровнях государственной структуры это органы исполнительной власти, на муниципальном уровне руководящие работники);
В-пятыіх, создание организационной структуры государственных органов поддержки малого предпринимательства на основе вертикально-горизонтального принципа: на каждом уровне необходимы органы с четко определенными задачами и функциями, охватывающими все аспекты развития малых предприятий и исключающими их неоправданное дублирование.
На высшем уровне целесообразно сосредоточить функции разработки и реализации политики поддержки и создания благоприятных условий малого предпринимательства, а на муниципальном уровне функции практической реализации механизмов регулирования и координации деятельности всех государственных и общественных структур в сфере развития малых предприятий. Важно сформировать нормативно-правовые условия создания и функционирования общественных организаций национальных и региональных ассоциаций и союзов малого бизнеса, торгово-промышленных палат, фондов поддержки и т.п. для реализации политики государственной поддержки малого предпринимательства.
Наконец, в-шестых, политика государственной поддержки должна включать положения, предусматривающие возможность разработки механизма осуществления взаимовыгодной совместимой деятельности и кооперации среди малых предприятий, а также их с субъектами крупного бизнеса.
В системе элементов государственной поддержки малого предпринимательства можно выделить субъективный и функциональный аспекты.
Субъективный аспект это федеральные органы поддержки малого предпринимательства и общественных организаций Президент РФ, Государственная Дума и правительство. Они определяют и создают условия для реализации политики государственной поддержки малого предпринимательства.

Все основные положения функционирования и развития субъектов малого бизнеса отражены в законах Российской Федерации, принимаемых Государственной Думой; указах Президента РФ и постановлениях правительства. Государственная Дума утверждает на каждый календарный год разрабатываемый правительством Федеральный бюджет, в котором предусматриваются соответствующие средства на развитие малого предпринимательства.
На государственном уровне проблемы малого предпринимательства занимается Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (далее Министерство). Его основные задачи в области малого бизнеса заключаются в следующем:
¦ разработка предложений и реализация политики государства в области развития и регулирования малого предпринимательства;
¦ координация деятельности федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам государственного регулирования малого предпринимательства;
¦ разработка и реализация совместно федеральными министерствами и ведомствами, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации федеральной программы развития малого предпринимательства;
¦ активизация органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по развитию малого бизнеса, в том числе в рамках соответствующих межрегиональных, региональных и муниципальных программ;
¦ разработка предложений по устранению правовых, административных, экономических и организационных препятствий в создании и развитии малых предприятий;


¦ обеспечение формирования системы инфраструктуры функционирования и развития малого предпринимательства, оказание ему консультативной, информационной и финансовой поддержки;
¦ совершенствование системы подготовки кадров для малого предпринимательства, а также специалистов для органов исполнительной власти всех уровней, занятых регулированием малого предпринимательства;
¦ разработка предложений по совершенствованию налогообложения и механизма финансово-кредитного регулирования субъектов малого бизнеса;
¦ защита законных прав и интересов предпринимателей, учет и обобщение мнений малых форм предпринимательства;
¦ взаимодействие с международными коммерческими и общественными организациями в области развития малого предпринимательства, координация этой работы в Российской Федерации и от ее имени за рубежом;
¦ разработка проектов законодательных и нормативных актов, направленных на стимулирование и развитие предпринимательской деятельности;
¦ обеспечение эффективного использования финансовых средств, направляемых на развитие малого предпринимательства.
В задачи Министерства входит также образование и обеспечение работы экспертного совета по рассмотрению всех разрабатываемых проектов нормативно-правовых актов и вопросов развития малых предприятий.
Анализ приведенных выше задач показывает, что их реализация обеспечит достижение цели системы государственной поддержки малого предпринимательства. Однако министерство не обладает необходимыми правами и возможностями для выполнения поставленных перед ним задач.
Не менее важный элемент системы государственной поддержки Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (далее Фонд), созданный в соответствии с постановлением Правительства РФ 1184 от 4 декабря 1995 г.
Фонд главный орган по обеспечению финансовыми средствами федеральных программ развития малых предприятий и их заказчиком. Кроме бюджетных средств, в Фонд поступают также:
¦ средства от приватизации государственного имущества;
¦ взносы юридических и физических лиц, в том числе иностранных;
¦ доходы от выпуска и размещения ценных бумаг, доходы (проценты) от льготных кредитов, выдаваемых на конкурсной основе малым предприятиям;
¦ доходы от собственной деятельности.
Фонд в определенной мере выступает и как инвестиционный орган, принимая долевое участие в капитале малых предприятий и объектов инфрастуктуры предпринимательства, предоставляя гарантии и поручительства по кредитам, запрашиваемым субъектами Федерации на развитие малых предприятий, осуществляя финансирование региональных программ (при условии, что регион выделяет не менее 50% необходимых для их реализации средств).
Кроме федерального фонда создана децентрализованная система государственных фондов поддержки малого предпринимательства. Она включает 75 региональных и более 100 муниципальных фондов.
В 2002 г. при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ создан Совет по поддержке малого и среднего предпринимательства, а в 2003 г. образован национальный фонд развития малого и среднего предпринимательства. Он является исполнительным органом Совета.

Его задачи заключаются в разработке Федеральному Собранию предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы малого предпринимательства и управлению его развитием.
Функции национального фонда развития малого и среднего предпринимательства заключаются в следующем. Во-первых, изучение состояния и тенденций развития малого бизнеса в России с учетом зарубежного опыта. Во-вторых, разработка предложений по совершенствованию законодательства РФ и ее субъектов по развитию и функционированию малых предприятий.

В-третьих, разъяснение общественности значения развития малого предпринимательства.
В настоящее время для малого предпринимательства России важный аспект общественная инфраструктура, призванная обеспечить его социальный статус. В состав инфраструктуры входят объединения предпринимателей, функционирование в рамках различных организационно-правовых форм: объединения, ассоциации, союзы и т.п. Представителей малого предпринимательства объединяют известные организации с высоким авторитетом в предпринимательском сообществе.

Это торгово-промышленные палаты во главе с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Всероссийский союз предпринимателей малого и среднего бизнеса, общественно-политическое движение Развитие предпринимательства.
Кроме того, есть организации инфраструктуры поддержки малого предпринимательства:
¦ ассоциация агентств поддержки малого и среднего бизнеса Развитие;
¦ Морозовский проект, включающий сеть учебно-деловых региональных центров;
¦ Некоммерческое партнерство Национальное сотрудничество бизнес-инкубаторов;
¦ Некоммерческое партнерство Инновационное агентство;
¦ Ассоциация Технопарк.
В состав общественной инфраструктуры входят также организации, выражающие интересы отдельных групп населения (Ассоциация предпринимателей России, Российский союз молодых предпринимателей); организации с основными задачами по социальной защите своих членов (Профессиональный союз работников средних и малых предприятий, Профессиональный союз работников малых и инновационных предприятий).
Отметим также многочисленные объединения, действующие на региональных и муниципальных уровнях: Московская ассоциация малого бизнеса (Московская область), Союз товаропроизводителей (г. Екатеринбург), Ассоциация строителей (Приморский край) и другие.
В поддержке и пропаганде идей малого предпринимательства участвует Российский союз промышленников и предпринимателей, Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельских кооперативов, Лига кооперативов и предпринимателей России.
Как видим, организаций много. Однако их вклад в развитие малого предпринимательства далеко не однозначен.

Некоторые из них практически еще не сказали своего слова. Для всех перечисленных выше организаций характерны общие проблемы и недостатки: малое количество членов, отсутствие навыков лоббирования, попытки дублирования профессиональных сервисных организаций.

Задачи общественных организаций по поддержке малых предприятий обусловлены целями их создания и иерархическим уровнем.
На федеральном уровне общественные организации занимаются координацией региональных отделений, лоббированием интересов региональных структур на федеральном уровне, представляют интересы малого предпринимательства в государственных органах управления.
На региональном уровне задачи общественных организаций в большей мере связаны с защитой интересов предприятий членов ассоциаций (союзов), представлением интересов малых предприятий на региональном уровне, оказанием сервисных услуг членам ассоциаций.
Как правило, все общественные организации включают в свои задачи оказание услуг по подготовке кадров, консалтингу и информационному обеспечению. Однако по качеству оказываемых услуг они заметно уступают профессиональным организациям, работающим в этой сфере.
Для представления сущности деятельности общественных организаций поддержки малых предприятий рассмотрим задачи и функции некоторых из них.
Торгово-промышленная палата Российской Федерации занимается формированием правовой базы предпринимательства в России. Основные государственные законодательноОнорматив-ные документы, регулирующие деятельность малого предпринимательства проходят через Комитет по развитию малого и среднего бизнеса, сформированный при непосредственном участии Палаты.
В России создана федеральная сеть торгово-промышленных палат, включающая 81 палату субъектов федерации и 70 палат административно-территориальных образований, осуществляется инициативное формирование объединений предпринимателей и ремесленных палат.
Торгово-промышленные палаты, как показывает мировой опыт, наиболее представительные организации, объединяющие коммерческие структуры различных секторов экономики. Независимо от формы организации, эти палаты во всех странах мира имеют следующие общие черты, отличающие их от других организаций, ассоциаций и союзов предпринимателей.
Во-первых, являются некоммерческими организациями (как правило); имеют территориальную структуру (организованы в административных границах городов, штатов, республик и т.п.).
Во-вторыіх, функционируют на основе самоуправления, определяемого Уставами.
В-третьих, оказывают различные виды услуг своим членам (состав услуг отличается в разных странах, но направлен на развитие предпринимательства).
В-четвертыіх, используют свое влияние и авторитет в законодательных и исполнительных органах власти для создания благоприятного правового климата развития предпринимательства, а также для лоббирования его интересов.
В-пятыіх, выполняют функции посредников между правительственными и предпринимательскими структурами в деле исполнения, толкования и совершенствования нормативных документов, регламентирующих предпринимательскую деятельность.
Система торгово-промышленной палаты России включает 80 региональных палат (в городах и субъектах Федерации), 20 представительств за рубежом и восемь российско-иностранных палат.
Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса создано в 1992 г. в рамках соглашения между правительствами РФ и Великобритании. Основные задачи Агентства содействие развитию предпринимательской активности населения, предоставление ему необходимой информации и консультаций; участие в реализации проекта Европейского Союза по формированию в России сети региональных агентств поддержки малого бизнеса.
Деятельность Агентства поддержали федеральные органы власти. Постановлением Правительства РФ 1434 от 29 декабря 1994 г. О сети региональных агентств поддержки малого бизнеса создана сеть агентств более чем в 50 крупных регионах Российской Федерации. Организационно-правовая форма, агентств, как правило, закрытые акционерные общества, с долей государств не менее 25%.

Региональные учредители местная администрация, общественные организации, занимающиеся поддержкой мелкого бизнеса, а также коммерческие банки.
Агентство оказывает следующий спектр услуг.
Первое. Консультирование предпринимателей по вопросам экономической, финансовой, инвестиционной, налоговой, таможенной политики.
Второе. Консультирование по вопросам организации и планирования бизнеса, экспертиза бизнес-планов.
Третье. Обучение деловым практическим навыкам.
Четвертое. Услуги информационно-справочного характера.
Пятое. Нормативно-правовое обслуживание.
Российская ассоциация развития малого предпринимательства, образованная в 1994 г., общероссийское общественное объединение; члены Ассоциации предприниматели, государственные и общественные деятели, руководители ассоциации предпринимателей, фондов и других структур поддержки малого предпринимательства.
Ассоциация имеет региональные отделения в большинстве субъектов Федерации. Главная задача Ассоциации создание региональных структур поддержки малого предпринимательства, способствующих проведению активной региональной политики в области поддержки малого предпринимательства, с учетом особенностей регионов.
Морозовский проект это национальная программа поддержки малого и среднего бизнеса, направленная на оказание услуг (образовательных, консультационных, информационных, организационно-практических) предпринимателям и менеджерам через систему региональных учебно-деловых и опорных центров.
Автор и координатор Морозовского проекта Академия менеджмента и рынка. Стратегическими партнерами Морозовско-го проекта стали Федеральная служба занятости, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции, Государственный комитет по делам молодежи,
Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства и другие.
Учебно-деловые и спортивные центры Морозовского проекта находятся более чем в 60 регионах России. В системе Морозовского проекта разработано 60 образовательных программ, что позволило на их базе подготовить около 100 тыс. предпринимателей, оказать консультационные услуги более чем 35 тыс. юридических и физических лиц, содействовать созданию около 50 тыс. новых рабочих мест.
Ассоциация Технопарк (создана в 1990 г.) создана для содействия малым предпринимателям в:
¦ определении и формировании приоритетных направлений информационной деятельности;
¦ реализации научно-технических инновационных проектов и программ в различных областях науки и техники;
¦ решении социально-экономических проблем регионов путем создания малых наукоемких высококачественных производств.
Основное направление работы Технопарка научно-методическое и организационное обеспечение научных и технологических парков (технопарков), инновационных центров и инкубаторов бизнеса. В настоящее время в России функционируют технопарки: Томский, Уфимский, Научный парк МГУ, Зеленоградский, Саратовский и другие.
Функциональный аспект системы элементов государственного регулирования малого предпринимательства это блоки системы Государственной поддержки малого предпринимательства по направлениям регулирования: организационный, финансово-кредитный, инфраструктурный. Рассмотрению их сущности, задач и проблем развития посвящена последующая часть работы.

Организационные формы государственной поддержки российских малых предприятий

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется на всех уровнях законодательной и исполнительной власти (федеральном, региональном и местном) на основе осуществления соответствующих мероприятий.
На федеральном уровне наиболее важными и оказывающими реальное воздействие на поддержку малого предпринимательства являются следующие меры:
¦ учет специфики и потребностей малых предприятий при принятии законодательства по предпринимательству; необходимо иметь специальные статьи о трудовых отношениях в малых предприятиях в Кодексе о труде, статьи о правах мелких предпринимателей в отношении своей собственности и гарантиях государства относительно их соблюдения в законе о собственности и т.д.;
¦ разработка и принятие законодательных актов по малому предпринимательству, регулирующих все стадии и процессы его жизненного цикла;
¦ создание экономических условий для формирования и развития организационно-технической и финансово-кредитной инфраструктуры малого предпринимательства;
¦ оказание малым предприятиям прямой организационнофинансовой и косвенной помощи на основе специальных программ льготных налоговых и кредитных режимов.
На региональном уровне законодательные и исполнительные органы власти имеют большие возможности для поддержки малого предпринимательства. От них во многом зависит исполнение положений федеральных законов.

Кроме того, они имеют право принятия собственных нормативно-правовых актов, отражающих региональные особенности развития малого предпринимательства.
Очень важно для эффективного развития малых предприятий участие местных органов власти. На этом уровне решаются многие актуальные вопросы регулирования земельных, арендных и других отношений, организация всех видов контроля, обеспечение функционирования городского (местного) транспорта.

Они оказывают непосредственное, прямое и во многих отношениях решающее влияние на деятельность малых предприятий.
Организационные формы (меры) государственной поддержки малого предпринимательства входят в организационный блок системы поддержки, являются его элементами. Отметим наиболее важные из них.
Первый элемент это нормативно-правовая база создания, функционирования и развития малых предприятий.
Второй элемент это программы развития малого предпринимательства.
Сущность этих элементов, их роль в развитии малого бизнеса, а также существующие проблемы и возможные пути их решения рассматриваются ниже.
Нормативно-правовая база создания, функционирования и развития малых предприятий
В резолюции второго Всероссийского съезда представителей малых предприятий (27 октября 1999 г., г. Москва) отмечалось, что малое предпринимательство в Российской Федерации находится в критическом состоянии. Это результат недальновидной государственной политики, отсутствия целенаправленных и последовательных мер по развитию малого бизнеса.
Основные препятствия повышения эффективности деятельности субъектов малого предпринимательства:
¦ отсутствие стабильной правовой базы и условий для цивилизованной конкуренции;
¦ фискальный характер налоговой политики;
¦ разрастающееся административное бремя;
¦ трудности ресурсного и финансового обеспечения.
Правовое поле регулирования малого предпринимательства в Российской Федерации в последние 45 лет значительно изменилось, к сожалению, для субъектов малого предпринимательства не в лучшую сторону. В настоящее время правовой основой малого предпринимательства является Федеральный закон О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации, принятый 14 июня 1995 года.

К 2004 г. действующее нормативно-правовая база поддержки и стимулирования малых предприятий не только не содействовала развитию малого бизнеса, но и вступило в противоречие с гражданским, налоговым и бюджетным законодательством.
Основные недостатки нормативно-правовой базы с точки зрения предпринимательства в следующем:
¦ отставание законодательства от практики;
¦ нестыковка различных законодательных и нормативных актов;
¦ возможность разного толкования законодательных положений;
¦ невозможность реализации важнейших положений, принятых законов;
¦ наличие сфер, не охваченных принятыми законодательствами;
¦ плохая информация о принимаемых законах.
До 1994 г. условия и критерии отнесения к категории малое предприятие были благоприятными для субъектов предпринимательства (150200 чел.). Однако с увеличением масштабов приватизации реального сектора экономика нормы и объемы преференций, льгот стали уменьшаться, причем необоснованно.
Несколько примеров. Перевод на упрощенную систему налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности малых предприятий (введена в действие 8 декабря 1995 г.) предусматривает замену подоходного налога на предпринимательский доход на стоимость патента.

Это право распространяется на предпринимателей, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, и на предприятия с численностью рабочих не более 15 чел.
Решение о переходе на этот упрощенный порядок налогообложения, бухучета и отчетности принимают сами малые предприятия. Исключения относятся к предприятиям, производящим продукцию; предприятиям, созданным на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий; кредитным и страховым организациям.

Однако в соответствии с Федеральным законом О единственном налоге на вмененный доход определенных видов деятельности право добровольного выбора (патент или обычная система налогов) для ряда субъектов малого бизнеса было значительно ограничено.
Введение с 1 января 1999 г. Налогового кодекса РФ (часть 1) привело к очередному вымыванию из федерального законодательства льгот и преференций для малых предприятий. В Кодексе обнародован принцип социальной налоговой справедливости, в соответствии с которым налогоплательщики всех категорий унифицировались без деления на малые и большие предпринимательские структуры.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуальный характер (ст. 56 Налогового кодекса РФ).



Содержание раздела