d9e5a92d

Организационно-финансовая поддержка

¦ инициативные группы по содействию развития предпринимательства;
В Испании функционируют специализированные региональные фирмы по разработке и реализации Стратегических планов развития, учитывающих специфические социально-экономические особенности региона: уровень экономического развития, специализацию промышленного и сельскохозяйственного производства, исторические, культурные и этнические особенности. Один из основных элементов стратегического планирования состоит в детальной проработке условий для развития малого предпринимательства.
Опыт США подтверждает, что политика государственного регулирования малого предпринимательства эффективна, если отвечает интересам всего общества, а не отдельных (вне зависимости от мощности и влиятельности) социальных групп.
Многоступенчатая организационная структура регулирования малого бизнеса в США построена на вертикально-функциональном принципе разделения власти:
¦ законодательную осуществляет Конгресс;
¦ за исполнительную несут ответственность президент и федеральные ведомства;
¦ судебная власть является функцией федеральных и местных судов, администрации штатов и местных органов власти.
В законодательном органе США (Конгрессе) вопросами развития и регулирования малого предпринимательства занимаются два комитета в палате представителей и сенате. Конгресс разрабатывает и принимает в интересах малого бизнеса стратегические направления антимонопольной политики, корректирует основные положения в соответствии с реальным состоянием экономики.
Окончательное решение о принятии законов осуществляет президент страны, как и решение о проведении общенациональных конференций по проблемам малого бизнеса. Он может назначить на конференцию 50 делегатов и столько же заместителей из предпринимателей (или их представителей) малого бизнеса, тогда как губернаторы штатов и члены палаты представителей Конгресса по одному делегату и заместителю.
В Федеральных ведомствах США созданы организационные структуры (управления, отделы, секторы и т.п.) по вопросам развития и регулирования малого предпринимательства. Например, в Министерстве сельского хозяйства, Министерстве обороны, Министерстве образования, Министерстве энергетики, Министерстве здравоохранения функции, права и обязанности этих структур закреплены законодательно.
В 1953 г. в США создан специальный орган исполнительной власти по проблемам малого предпринимательства Администрация по делам малого бизнеса. Законодательно утверждены ее задачи, состоящие в стимулировании и координировании общенациональной стратегии развития малого бизнеса.
Центральный аппарат Администрации, состоящий из 110 сотрудников, занимается разработкой организационно-методического механизма оказания финансовой поддержки малым и средним предприятиям, методов оказания им технических и консультативных услуг, содействием в принятии государственных законов.
Организационная структура Администрации по делам малого бизнеса, в сфере которой работает около 4000 сотрудников, состоит из трех уровней:
¦ штаб-квартира в Вашингтоне (центральный аппарат), в составе 22 отделов;
¦ 10 региональных отделений, осуществляющих выполнение функций Администрации в нескольких штатах;
¦ около 120 местных отделений, расположенных по всей стране.
В 1980 г. в США принят Закон о малом бизнесе. В соответствии с его положениями Администрация по делам малого бизнеса может взаимодействовать с правительствами штатов, университетами и другими местными организациями по созданию центров развития малого бизнеса.

В настоящее время в стране действует более 60 таких центров (не менее одного в штате). Каждый из них имеет не менее 10 доступных для мелких предпринимателей пунктов.

Центры координируют действия различных государственных органов и общественных организаций по регулированию малого предпринимательства.
Организационная структура системы регулирования малого бизнеса в США представлена на рис. 3.1.

Ее характерная особенность заключается в законодательной основе каждого элемента, определении его задач, функций, прав и ответственности.
В 19861999 гг. субъекты малого бизнеса производили более 40 % валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора и в отдельных секторах экономики занимали ведущие позиции. Доля малых предприятий в валовом продукте частного сектора составляет:
¦ 86% в оптовой торговле;
¦ 81% в сфере обслуживания;
¦ 80% в строительстве;
¦ 55% в розничной торговле;
¦ 21% в обрабатывающей промышленности.
В Японии функционирует специальная правовая система малого бизнеса.


В 1948 г. специальным законом при Министерстве внешней торговли и промышленности создано Правление по малому и среднему предпринимательству. В 1949 г. учреждена Национальная корпорация по функционированию малого и среднего бизнеса, а в 1953 г. аналогичная, но Государственная корпорация.
В организационную структуру регулирования малого предпринимательства также входят:
¦ региональные службы Министерства внешней торговли и промышленности (всего девять служб);
¦ инвестиционные корпорации мелкого предпринимательства;
¦ государственная корпорация по страхованию и функционированию для малого бизнеса;
¦ ассоциация по гарантированию займов;
¦ комиссия по справедливым сделкам правительственный орган, контролирующий выполнение антимонопольного законодательства.


Рис. 3.1. Организационная структура системы регулирования малого бизнеса в США
Организационная структура регулирования малого предпринимательства в Японии представлена на рис. 3.2.
Заслуживает изучения опыт государственного регулирования малого предпринимательства в Республике Корея, в которой на государственном уровне легализован лозунг: Малый бизнес движущая сила экономического роста. В общем количестве предприятий доля малых превышает 98%, на которых работает 62% занятых.
Вопросами регулирования малого бизнеса занимается 15 организаций, большая часть из которых правительственные. В области финансирования функционируют два банка и два фонда, ориентированные на малый бизнес. Это:
¦ Индивидуальный банк Кореи;
¦ Гражданский национальный банк;
¦ Корейский кредитный гарантийный фонд (дает гарантии по всем кредитам малых предприятий);
¦ Корейский технологический кредитный фонд (осуществляет поддержку новых технологий в малом предпринимательстве).
Стимулированием экспорта продукции малых предприятий занимаются крупные внешнеторговые структуры: корейская внешнеторговая ассоциация малого бизнеса, корейская торговая корпорация и корейская международная торговая корпорация малого бизнеса. Они проводят исследования рынка, обеспечивают предпринимателей информацией, помогают выйти на мировой рынок, ведут работу по вопросам снижения налогов, таможенных тарифов и ставок льготных кредитов.
В европейских странах масштабы государственного регулирования заметно уступают американским, японским и южнокорейским. Например, в Англии нет специального законодательства по малому предпринимательству, но есть управление по делам малых предприятий и региональные агентства развития.

Своеобразной формой помощи малому бизнесу является функционирование более 400 агентств по предпринимательству.
Основные функции по реализации политики в отношении малых предприятий в Англии осуществляет департамент промышленности. Основы его политики:
Во-первых, создание справедливой конкуренции при минимизации налогов.
Во-вторыіх, регулирование и формирование позитивного отношения общества к сектору малого предпринимательства.
В-третьих, предоставление услуг на коммерческой основе.
Во Франции политика регулирования малого бизнеса осуществляется министерствами и учреждениями в соответствии с государственными законодательными актами. Реализация механизма регулирования осуществляется на региональном уровне под контролем региональных управлений министерства или торговых палат.
В организационную структуру регулирования входят также:
¦ конфедерация малого и среднего предпринимательства;
¦ торговая и промышленная палаты;
¦ национальное агентство для начинающих и развивающихся предприятий;
¦ национальные агентства технических исследований;
¦ агентства по делам техники, промышленности и экономического сотрудничества;
¦ финансовые институты.
Все организации выполняют соответствующие функции по развитию малых предприятий. Между ними в определенной мере существует и конкуренция.

Основной недостаток регулирования малого предпринимательства во Франции отсутствие единого полномочного органа по разработке и реализации политики в этой сфере.
В ФРГ основные функции по развитию малого предпринимательства сосредоточены в Промышленно-торговых палатах. В настоящее время их более 80. Они являются организациями государственного права, членами которых должны быть все промышленные малые и средние предприятия. Федеральное и земельное законодательство определяет сферы деятельности и функции палат по вопросам малого бизнеса.

Основные положения их организационных структур и внутренние правила деятельности отражаются в уставах, которые согласовываются и утверждаются Министерством экономики земель. Таким образом, в ФРГ действует законодательный принцип формирования органов по регулированию малого предпринимательства.
В Италии политику развития малого бизнеса осуществляет Министерство промышленности, коммерции, торговли и ремесел. На региональном уровне функционируют соответствующие правительственные структуры.
Проведенный анализ организационных структур регулирования малого предпринимательства в промышленно развитых странах позволяет сделать два вывода.
Первый вывод. Функционирование достаточно широкой и развитой системы специализированных правительственных органов (министерств и ведомств, корпораций и комиссий и т.п.), а также региональных и муниципальных органов.
Второй вывод. Четкое распределение функций между центральными, региональными и местными органами системы регулирования мелкого предпринимательства, а также определение сфер и порядка их взаимодействия с общественными организациями (ассоциациями, союзами и т.п.), выражающими интересы предпринимателей.
Положительный опыт формирования организационной структуры регулирования малого бизнеса в промышленно развитых стран заслуживает всестороннего системного изучения и использования в отечественной практике.

Организационно-финансовая поддержка малых предприятий в промышленно развитых странах

Проблемы государственного регулирования малого предпринимательства, создания соответствующих механизмов поддержки малых предприятий, включения их в качестве основной и неотъемлемой части экономики несколько десятилетий являются приоритетными во многих промышленно развитых странах. Наиболее эффективные организационно-финансовые системы регулирования малого предпринимательства созданы в США, Японии и частично Германии. В этих странах деятельность малого бизнеса, права и обязанности его субъектов закреплены законодательно:
¦ Акт о малом бизнесе принят в США в 1953 г.;
¦ Основной закон о мелких и средних предприятиях принят в Японии в 1963 г.;
¦ Карательное право принято в Германии в 1957 г.
В последние годы в США значительно возросла роль частного сектора. Вместе с тем система свободного предпринимательства во многом зависит от государства. Американские исследователи отмечают следующие экономические функции пра-вительства:
¦ обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы;
¦ защита конкуренции;
¦ перераспределение доходов путем фиксирования некоторых цен с целью социальной защиты нуждающихся;
¦ корректирование распределения ресурсов в целях изменения структуры национального дохода;
¦ контроль за уровнем занятости и инфляции в целях стабилизации экономики;
¦ стимулирование экономического роста.
В США финансовая поддержка подразделяется на три вида: прямые, смешанные и гарантированные займы, выдаваемые малым фирмам через Администрацию по делам малого бизнеса на определенный срок под более низкие проценты ставки по сравнению с получением кредита на частном рынке ссудного капитала.
Прямые займы из государственных источников под определенный процент, который колеблется одновременно с общей ставкой банковского процента.
Смешанные займы предоставляются из государственных и частных источников, но доля Администрации по делам малого бизнеса обычно не превышает 75 % общего размера кредита.
Под гарантированный заем Администрация дает кредиторам, уменьшая их риск, государственные гарантии в размере до 90% суммы займа.
Большое значение для развития малого предпринимательства имеют различные кредитные программы, например, программы Администрации по делам малого бизнеса по развитию внешней торговли местного предпринимательства и предприни-мателей-инвалидов.
Основой регулирования малого предпринимательства в Америке является разработанная правительством страны долговременная политика. Ее положения включают:
¦ создание механизма финансирования малых предприятий на разных этапах их становления и функционирования;
¦ создание единой информационной службы;
¦ развитие системы подготовки и переподготовки кадров.
Разработанная политика результат длительного, сложного и трудоемкого процесса, началом которого стало принятие антимонопольных законодательных актов. Первый такой акт закон Шермана (1980 г.), запрещающий создание в США монопольных объединений.
Законодательная база США по вопросам малого предпринимательства непрерывно совершенствуется. Важное значение имела директива правительства (8-1, принятая в 1980 г.) по заключению субподрядов между крупным и малым бизнесом, в соответствии с которой все крупные интегрированные хозяйствующие структуры, получающие федеральные (государственные) заказы, обязаны предусматривать субконтрактные работы для субъектов малого бизнеса.

Размер субконтрактов должен быть не менее 10% общей суммы заказа.
В 1988 г. принята федеральная программа Экспорт сейчас, чтобы улучшить торговый баланс страны и увеличить экспортный потенциал малых предприятий.
Система государственного регулирования малого предпринимательства в США состоит из трех блоков.
Первый блок финансовый многочисленные (главным образом негосударственные) источники рискового капитала.
Второй блок материально-технический сдача в аренду средств производства и предоставление возможности приобретения их на льготных условиях.
Третий блок консультационный предоставление консультационных услуг организаторам малых предприятий по вопросам налогообложения и страхования, планирования и бухучета, финансового анализа и маркетинга, оформления патентов и т.п.
Механизм регулирования малого предпринимательства на федеральном уровне функционирует на основе использования следующих подходов:
¦ выделение бюджетных дотаций небольших размеров для финансирования на начальных этапах венчурных (рискованных) проектов; дотируются малые предприятия для организации выпуска продукции, не производимой крупными компаниями;
¦ государственные заказы крупным интегрированным хозяйствующим субъектам, часть которых они должны в виде субподрядов передавать малым предприятиям;
¦ разработка и реализация способов и порядка льготного банковского кредитования субъектов малого бизнеса;
¦ принятие систем льготного для малых предприятий налогообложения. В настоящее время в США федеральные налоги установлены на уровне 36% и налоги штатов 8%. Суммарные налоги для субъектов малого бизнеса дифференцируются по следующей шкале: Налогообложение малого предприятия может сокращаться в соответствии с увеличением вложения средств в социальную сферу или развитие производства.
Для защиты интересов малых предприятий создан специальный орган Управление по делам малого бизнеса, непосредственно подчиненное Президенту страны. Управление ежегодно отчитывается перед Конгрессом США о состоянии малого предпринимательства. Через Управление правительство США осуществляет финансирование малых предприятий.

Кроме того, правительства штатов и муниципалитеты городов выделяют для этой сферы предпринимательства достаточно большие средства. В 47 штатах (из 51) реализуются специальные программы поддержки малого бизнеса, а в 28 функционируют фонды венчурного капитала.
Обеспечение малых предприятий практически всем необходимым для их функционирования осуществляется через так называемые инкубаторские программы. Их цели: поддержка малого предпринимательства, но не имеющим достаточного опыта. Предприниматели получают в инкубаторе льготный доступ к производственным помещениям и оборудованию (аренда, лизинг и т.п.). фондам венчурного капитала, услугам квалифицированных финансистов и маркетологов.

Около 85% услуг инкубаторы оказывают малым предприятиям, разрабатывающим новые виды продукции и внедряющим новые технологии.
Инкубаторы функционируют на основе средств, получаемых от штатов и муниципальных властей, субсидий правительства, промышленных корпораций и учебных заведений, а также за счет арендной платы предпринимателей и процентов от продаж вышедших из инкубаторов и успешно работающих малых предприятий.
Значительная часть средств поступает от региональных венчурных фондов, осуществляющих срочное кредитование организаторов, пенсионные, частные и общественные фонды; инвестиционные и страховые компании) финансирует малые предприятия, разрабатывающие новые технологии.
За последние 15 лет значительно увеличилось количество инкубаторов. В 1985 г. их было всего 50, а в настоящее время свыше 700.

В конце восьмидесятых годов двадцатого столетия организаторы этих структур по оказанию помощи малому бизнесу объединились в национальную ассоциацию США. По ее данным, из каждых 10 малых предприятий, пользующихся услугами инкубаторов, успеха добились 8.
Поддержка малого предпринимательства осуществляется также на основе ссуд и субсидий. Ссуда это банковский или другой кредит, взятый под залог имущества с начислением определенного процента кредита.

В сфере малого бизнеса они выдаются для создания предприятий в наукоемких отраслях.
Администрация по делам малого бизнеса осуществляет следующие организации.
Во-первых, помогает субъектам малого бизнеса увеличить число контрактов с правительственными организациями, оказывает помощь в приобретении и использовании правительственной собственности, свободной от уплаты налогов.
Во-вторых, предоставляет малым предприятиям прямые и через банки займы на льготных условиях сроки платежей 710 лет (в коммерческих банках 35 лет).
В-третьих, обеспечивает малым формам предпринимательства благоприятные условия для экспортной деятельности.
В-четвертых, поддерживает более 20 программ развития малого бизнеса.
Особое внимание уделяется следующим программам: малый бизнес инноваций; малый бизнес женщин-предпринимате-лей; малый бизнес этнических меньшинств. В процессе реализации программ Администрация сотрудничает с различными правительственными и общественными организациями.

Совместно с ними организуются учебные курсы, семинары, оказываются бесплатные консультационно-юридические услуги.
Американские муниципальные органы власти проводят большую работу по оказанию субъектам малого бизнеса финансовой помощи на первых этапах их становления. Эта помощь заметно возрастает, если деятельность предприятий направлена на решение местных проблем.

Правительства штатов уделяют заметное внимание развитию сети консультационно-информационных служб для малого предпринимательства по вопросам менеджмента и маркетинга, бухгалтерского учета и финансового анализа, банковского дела и т.п.
Усилия американского правительства по регулированию малого предпринимательства характеризуются следующими данными. Малый бизнес США создает более 40% валового национального продукта частного сектора.

Около 40% совокупной рабочей силы занято на малых предприятиях.
Анализ практики регулирования малого предпринимательства в США показывает, что финансовая помощь малым предприятиям оказывается правительством, региональными и муниципальными органами власти, финансовыми институтами и коммерческими структурами, а также общественными организациями, и ее размеры трудно оценить в точных цифрах.
Инвестиционная поддержка субъектов малого бизнеса убыточна. Ежегодно в среднем малые предприятия не возвращают ссуд на сумму около миллиарда долларов, что составляет примерно четверть от суммы прямых займов. Потери федерального правительства на гарантированных займах еще больше.

В последние годы бюджет Администрации по делам малого бизнеса достигает 1,2 млрд. долл., а затраты на покрытие гарантий обанкротившихся малых предприятий превышают 400 млн. долл. в год. Однако американское правительство продолжает поддерживать малое предпринимательство, поскольку в сложившихся социально-экономических условиях нет альтернативы компенсации противоречий рыночной экономики, развития конкуренции, сглаживания колебаний экономической конъюнктуры, создания рабочих мест и развития потенциала экономики.
Разнообразные формы и методы финансовой поддержки малого предпринимательства в Японии. Достаточно широко практикуется бюджетное финансирование.

На поддержку малых предприятий выделяется около 0,3% расходов бюджета, реализуемых на основе специальных статей в сметах соответствующих министерств и ведомств.
Схема финансирования следующая. Основная часть бюджетных средств направляется в качестве вкладов в правительственные корпорации, ответственные за развитие малого бизнеса.

Из них средства попадают в специализированные финансовые институты (банки, инвестиционные, страховые компании). Кроме того, ресурсы этих институтов формируются за счет вкладов местных органов власти, корпораций, финансовых и страховых организаций, заинтересованных в развитии мелкого предпринимательства (см. рис. 3.3).

Значительная часть бюджетных средств на финансирование малого бизнеса идет через специальные бюджетные средства в структуре программы государственных займов. Важный элемент поддержки малого предпринимательства в Японии система кредитной гарантии и страхования деятельности его субъектов, ориентированная на оперативное решение проблем получения кредита по месту нахождения заемщика. Гарантами выступают ассоциации по гарантированию займов, которые функционируют на уровне префектур во всех административно-территориальных субъектах страны.
Ассоциации предоставляют гарантии на всю величину ссуд, выдаваемых малым предприятиям частными финансовыми фирмами. В случае неплатежеспособности предприятия кредит полностью погашается гарантом, который, в свою очередь, получает страховую сумму от страховой организации.

Гарант имеет право взыскать с предприятия нанесенный ему ущерб.
Согласно Закону об основах политики по отношению к средним и малым предприятиям, принятым в Японии в 1963 г., развитие этой сферы экономики рассматривается как составная часть государственной политики в целом. В соответствии с положениями этого Закона разработана и функционирует система правовой защиты малых предприятий, включающая 12 законов о сущности, задачах и правах малого предпринимательства и его льготах.
Организационно-координирующей формой развития малого бизнеса являются специальные программы, принимаемые на различных уровнях государственной власти.



Содержание раздела