d9e5a92d

Объективные предпосылки развития малых предприятий

Финансирование долгосрочных производственных проектов с достаточно длительными сроками окупаемости одна из основных предпосылок создания надежных источников стабильных доходов.
Развитие малого предпринимательства в современной России охватывает десятилетний период. Практика перехода к рыночной экономике после 1992 г. оказалось гораздо сложней и многообразней по сравнению с теоретическими положениями, положенными в основу реальных действий.

Образование и развитие малых форм предпринимательства характеризуется наличием множества трудностей, проблем и противоречий.
В первые годы реализации экономических реформ малые предприятия создавались в основном путем реорганизации и разукрупнения государственных предприятий. Интенсивный рост численности субъектов малого бизнеса происходил в 19911993 гг.

На 1 января 1994 г. количество малых предприятий (по данным Госкомстата) достигло 865 тыс.
Двойственная государственная политика регулирования малого предпринимательства (с одной стороны, большое количество законодательных и нормативных актов, регламентирующих регулирование, а с другой отсутствие реальных механизмов регулирования), привела к тому, что начиная с 1995 г. темпы прироста малых предприятий заметно снизились. Более того, в 1996 г. (после принятия множества решений по регулированию малого бизнеса) зарегистрировано абсолютное снижение числа его субъектов. Однако,начиная с 1988 г. наблюдается незначительный их рост1 Малое предпринимательство в России. 2004: Стат.сб.

М.: Росстат, 2004. С. 2832.
Анализ экономических показателей позволяет, однако, предположить, что появилась тенденция ухода малых предприятий из легальной экономики в сферу неучтенного нала. Так, в 19911995 гг. объем промышленного производства снизился более чем на 50%, а потребление электроэнергии только на 20%.

В эти же годы численность занятых в народном хозяйстве уменьшилась на 4,1 млн. чел., а количество безработных возросло лишь на 1,1 млн. чел.
Представляют интерес данные анализа форм собственности малых форм предпринимательства.
¦ 90% относятся к частной форме собственности;
¦ 7,5% находятся в смешанной российской собственности;
¦ 2,0% относятся к смешанной собственности с российским и иностранным участием;
¦ 0,5% принадлежат иностранному капиталу.
Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что решение проблемы безработицы во многом зависит от развития малого предпринимательства. Так, в сфере бытовых и производственных услуг в промышленно развитых странах занято около 70% от всего количества работающих в народном хозяйстве.
Общая численность занятых на малых предприятиях России в 19992003 гг. увеличилась на 9,1% (см. табл. 1.3).
1998 г. Наиболее высокие темпы снижения в этот период отмечены в строительстве около 10% ежегодно.
Численность занятых на малых формах предпринимательства в 2003 г. по отраслям экономики характеризовалась следующими данными (в % от общей численности):
¦ 32,4 торговля и общественное питание;
¦ 20,6 строительство;
¦ 21,0 промышленность;
¦ 2,9 наука и научное обслуживание;
¦ 0,59 связь;
¦ 3,43 транспорт;
¦ 3,09 коммерческая деятельность по обслуживанию рынка.
Малое предпринимательство обеспечивает занятость каждого восьмого-девятого работающего на российских предприятиях.
Прибыль малых предприятий России составляет более четверти всего объема прибыли по народному хозяйству. Относительная прибыль малых форм предпринимательства в сравнении со средними и крупными предприятиями к 2003 г. уменьшилась, тогда как доля значительно выше (см. табл.

1.4). Сокращение работающих на малых предприятиях объясняется изменением критериев отнесения предприятий к категории малых.
Доля работающих на малых предприятиях в общем числе работающих России с 22,7% в 1995 г. сократилась до 13,2% в
1 Малое предпринимательство в России. 2004: Стат.сб.

М.: Росстат, 2004. С. 32.
Данные государственной статистики Российской Федерации свидетельствуют, что в 19992003 гг. темпы, характер развития малого предпринимательства не отвечали требованиям эффективной структуры конкурентной рыночной экономики. Другими словами, прорыва на новые рубежи в этой сфере не произошло.

Объективные предпосылки развития малых предприятии

Основная предпосылка дальнейшего развития малого предпринимательства мировой опыт показывает, что малый бизнес важный элемент рыночной экономики, без которого не может эффективно функционировать государство. Этот вид деятельности во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, формируя его на 4050% и более.



Малое предпринимательство по своей сущности выступает имманентным элементом рыночной инфраструктуры.
С другой стороны, малое предпринимательство необходимая слагающая современной модели рыночно конъюнктурного хозяйства. Советская экономическая система, как известно, развивалась на основе крупных и гигантских предприятий.

В настоящее время преодоление чрезмерной концентрации производства и разукрупнение структуры экономики, осуществляемое на основе приватизации, объективно ведут к появлению малых форм предпринимательства.
Малые предприятия как имманентные составляющие современной реструктуризованной экономики во многом способствуют поддержанию конкурентного тонуса в производстве, создают социальную опору общественному устройству, формируемому на основе рыночных отношений, необратимо ведут к появлению многочисленного социального слоя предпринимателей.
Малый бизнес в России находится на начальных этапах развития, далеко отстает от цивилизованного уровня промышленно развитых стран. Валовой национальный продукт, создаваемый российскими малыми предприятиями, не превышает 13%, что в 45 раз меньше по сравнению с США, Японией и членами Европейского Союза.

Другими словами, ниша для развития более чем достаточная.
Анализ роли субъектов малого бизнеса в выходе экономики из кризиса и неиспользованных возможностей его развития позволяет выявить другие объективные предпосылки для ускорения создания новых и повышения эффективности функционирования действующих малых предприятий. Это:
¦ конституционное право граждан Российской Федерации на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности;
¦ усиление роли государства в управлении экономикой;
¦ усиление позиций малого предпринимательства в производстве;
¦ устранение чиновничьего произвола.
Рассмотрим сущность этих предпосылок и их роль в развитии предпринимательства.
Конституционное право. Основной Закон Российской Федерации (Конституция) и другие законодательные акты дают юридически правовую основу любому дееспособному гражданину страны заниматься предпринимательством. Статьей 34 Конституции РФ определено, что Каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Права и свободы человека и гражданина, следовательно, и право свободной предпринимательской деятельности осуществляются на всей территории Российской Федерации.

Все органы государственной власти обязаны обеспечивать и защищать права предпринимателей и свободу предпринимательской деятельности, а их противодействия являются нарушением Основного Закона. Государство признает и защищает частную, муниципальную, государственную и иные формы собственности.
Каждый гражданин вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Он может создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами, а также заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Эта деятельность в соответствии с действующим законодательством относится к категории малых предприятий.
Воспользоваться конституционным правом вхождения в предпринимательское поле может каждый гражданин Российской Федерации. Однако количество таковых в настоящее время еще далеко от имеющегося потенциального контингента.
Основная причина заключается в отсутствии традиций. Воспитание нескольких поколений граждан в СССР направлялось на коллективное ведение хозяйства, причастности к единой общенародной собственности и неприятия частной. В этих условиях не могло быть ни возможностей приобретения знаний о предпринимательстве, ни перспектив их применения.

Опыт и преимущества короткого периода новой экономической политики (нэпа), основанной на предпринимательстве малых форм, очень быстро был предан забвению и рассматривался как неприемлемый для социалистической системы.
Перестройка всех сфер развития общества и государства, начатая в конце 80-х гг. XX столетия, послужила толчком к изменению экономических отношений, возрождению частной инициативы.

Первой ласточкой стал Закон о кооперации (1987 г.), создавший основу легализации трудовой деятельности в негосударственном секторе и возникновения малых предприятий (кооперативов). Однако потребовалось более пяти лет для создания первоначальной далеко не современной правовой базы и условий развития массового предпринимательства.
В настоящее время в стране насчитывается около 1 млн. малых предприятий, в число которых входят и предприниматели без образования юридического лица. Однако нет статистических данных о количестве граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью. К ним нужно отнести:
¦ генеральных директоров (директоров) коммерческих организаций всех организационно-правовых форм и форм собственности. Среди них следует выделить директоров владельцев (хозяев) малых и средних предприятий;
¦ граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;
¦ граждан, занятых в неорганизованных формах предпринимательства. По оценкам экспертов, в настоящее время насчитывается около 3,5 млн. субъектов малого бизнеса, не оформивших статуса юридического лица.

Индивидуальной торговлей, включая выезжающих за рубеж челноков, и коробейников внутри страны, занимается около 30 млн. человек.
Вторая и особенно третья группы это потенциальные официальные (юридически оформленные) представители слоя предпринимателей.
Таким образом, конституционное право важная предпосылка и крупный источник развития малого предпринимательства.
Усиление роли государства в регулировании экономики.
В начале рассмотрения сущности этой предпосылки сделаем оговорку, что речь пойдет не об административном, авторитарном влиянии государства на экономические процессы, а о методически организационном процессе, использующем нормативно-правовые рычаги.
Формирование правового государства предопределяет необходимость защиты экономической и социальной свободы как основы социального прогресса общества. Это, в свою очередь, определяет создание системы регуляторов социально-экономических отношений для обеспечения незыблемости прав человека и правовых структур гражданского общества на основе многообразия форм собственности и экономической деятельности.
Очень важной структурой в России является предпринимательская деятельность, становящаяся основой социально-экономической жизни государства. Переход к рыночным отношениям характеризуется активизацией всех сфер производства, развитием коммерческой деятельности.

Увеличилось количество субъектов, участвующих в производственной, торговой деятельности и сфере услуг. Значительно расширился спектр их возможностей и появилась основа для правовой регламентации этих возможностей, которая является одной из важнейших функций государства.
По своим задачам эта функция разделяется на две подфункции:
¦ регулирование социально-экономических отношений и входящей в их состав предпринимательской деятельности;
¦ регулирование экономических процессов и прежде всего реального сектора экономики.
Содержание первой подфункции (регулирования социально-экономических отношений) можно сформулировать следующим образом это целенаправленное и непрерывное воздействие совокупности установленные в конституционном законодательстве форм и способов, направленные на формирование и проявление социально-экономических отношений. В них дол-жныі найти отражение сущностныіе чертыі рыточного хозяйства, а также место, роль и положение личности и гражданина (особенно гражданина-предпринимателя).
Законодательному (конституционному) регулированию на разных этапах развития государства подвергаются отношения и связи, определяющие жизненно важные стороны общественного и государственного строя. Они получают новое качественное отражение в соответствии с уровнем и задачам развития экономики конкретно-исторического этапа.

В этом состоит связь и единство подфункций государства в регламентации расширения спектра возможностей сфер производства.
В условиях рыночных отношений, свободы предпринимательской деятельности и цивилизованной конкуренции, равенства всех форм собственности экономика, казалось бы, должна развиваться на основе саморегулирования. Но это миф, утопические мечты псевдоученых экономистов.

Без вмешательства государства, которое должно сводиться к разработке и реализации экономической политики, установлению правовых основ рынка и ценовой политики, регулированию внешнеэкономических отношений, экономика эффективно развиваться не может и не будет. Об этом красноречиво свидетельствует послевоенный опыт Германии и Японии, уровень экономики всех промышленно развитых стран.
Отдельные исследователи и общественно-политические деятели, рассматривая сущность государственного регулирования экономики, полностью исключают из этого процесса государственное планирование. Они считают его основным недостатком командно-административной системы управления государством.
Однако это далеко не истина в последней инстанции. План, как и рынок, относится к понятиям, характеризующим не специфику социально-экономического строя, а нейтральную сферу движения общественной экономики.

Отсюда вывод: план и рынок не взаимоисключающие понятия.
Обычно, прежде чем приступить к дискуссии, договариваются о терминологии, ее содержании. Одно дело, если план рассматривать как регламентирование всего и вся, включая количество и размер производства гвоздей, а другое если иметь в виду индикативное (рекомендательное) планирование, без которого не обходится ни одно государство с рыночной экономикой.
Главное содержание индикативного планирования, как показывает мировой опыт, в определении, обосновании и принятии целей, задач и направлений социально-экономической политики государства. Этот опыт должен быть основой реализации всех рычагов экономического регулирования (налоговой, бюджетной, кредитной, инвестиционной, страховой, ценовой, таможенной и лицензионной политик, политики трансфертов и субсидий), а также мер формирования государственного и негосударственного секторов экономики.
Методология индикативного планирования позволяет органично соединить, с одной стороны, различные концепции государственной социально-экономической политики, прогнозы развития экономики и систему экономических регуляторов, а с другой проблемы управления государственным имуществом и пути их решения, ассортимент и объемы государственных поставок.
Анализ экономического развития России в последние десятилетия показывает, что индикативный план на ближайшую перспективу (до 2010 г.) должен отвечать на вопросы, как:
¦ обеспечить утроение инвестиционной активности для обеспечения простого воспроизводства имеющегося научно-производственного потенциала;
¦ добиться на основе собственных финансовых ресурсов многократного повышения инновационной активности и модернизации экономики на основе нового технологического уклада, которые необходимы для преодоления структурного кризиса и устойчивого роста в условиях глобальной конкуренции;
¦ восстановить связь между сбережениями и инвестициями, нормализовать работу банковской системы, остановить нелегальный вывоз капитала;
¦ организовать восстановление нормального уровня заработной платы, ликвидировать вынужденную массовую безработицу и утечку умов;
¦ нормализовать систему денежного обращения, платежей и расчетов, наладить процесс рефинансирования производственной деятельности;
¦ обеспечить благоприятные макроэкономические условия для развития производства;
¦ осуществить декриминализацию экономики (особенно в малом бизнесе), обеспечить работу механизмов рыночной конкуренции, исключить злоупотребления монопольным положением на рынке;
¦ создать условия для максимально полного раскрытия сравнительных преимуществ российской экономики в глобальной конкуренции, возникновения локомотива роста производственно-технологических структур, способных успешно конкурировать на мировом рынке в ключевых отраслях современного и новейшего технологического уклада;
¦ определить место и роль малого предпринимательства в развитии экономики, создать для него благоприятные условия;
¦ добиться удвоения бюджетных доходов для преодоления бюджетного кризиса и неспособности государства выполнять свои обязательства. (Удельный вес теневой экономики в общемировом масштабе оценивается в 510% валового внутреннего продукта; в африканских и некоторых южноамериканских странах данный показатель достигает 30%. По экспертным оценкам, в России доля теневой экономики приближается к 50%, большая часть которой приходится на малый бизнес).
Необходимо констатировать: Россия в настоящее время не имеет необходимых исходных материалов и данных для формирования такого индикативного плана. Казалось бы, такую информацию должны иметь Основные направления социальноэкономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

Однако в ней заложены ошибочные представления о механизмах функционирования российской экономики. Реализация этих механизмов приведет к закреплению тенденций деградации отечественного научно-технического потенциала и нарастанию структурных диспропорций, блокирующих социально-экономическое развитие страны.
Некоторые ошибочные представления состоят в следующем.
Во-первых, предлагается сохранить неизменной политику денежного предложения посредством таргетирования денежной массы, несмотря на доказанность ее депрессивного влияния на экономику в нынешних условиях.
Во-вторыіх, предусматривается фактический отказ от активного использования возможностей бюджетной политики для стимулирования инвестиционной и инновационной активности, структурной перестройки и модернизации экономики на основе нового экономического уклада и собственных внутренних ресурсов. Бюджетная политика сводится к перераспределению национального дохода на первоочередность обслуживания государственного долга, следствием станет сжатие конечного спроса для экономики в целом.
В-третьих, не предусматривается формирование системы институтов развития и создание условий для переориентации банковской системы на инвестиции в производство, в первую очередь в малое предпринимательство. Отсутствие необходимых мер по организации процессов трансформации сбережений в инвестиции, прекращению нелегального вывоза капитала и формированию институтов развития отрицательно повлияет на инвестиционные процессы.
В-четвертыіх, предлагается использовать опорочившую себя стратегию структурной перестройки, основанную на постепенном изменении сложившихся структур экономики за счет имеющихся преимуществ отраслей, конкурентоспособных на мировом рынке, при последовательном распространении импульсов роста в смежные отрасли промышленности и другие народнохозяйственные комплексы. Такая политика повлечет за собой дальнейшую и уже необратимую деградацию научно-производственного потенциала, затянет процесс структурной перестройки экономики и выхода ее из кризиса на несколько десятков лет (если это при подобной политике вообще возможно) и превратит страну в сырьевой придаток мирового рынка.
В-пятыіх, не рассматриваются меры по регулированию внешнеэкономической деятельности для создания условий экономического роста на основе собственных ресурсов. Нет рекомендаций по выравниванию условий конкуренции для отечественных производителей, в частности, с помощью антидемпинговых и компенсационных пошлин, а также устранению дискриминации российских предпринимателей по сравнению с импортерами по требованиям к качеству товаров.
В-шестых, не учитываются закономерности глобального экономического развития и структурные особенности российской экономики. Не ставится задача выявления приоритетных направлений, наращивания национальных конкурентных преимуществ формирования механизмов их реализации в условиях глобального экономического соперничества.

Отсутствует диагностика угроз успешному развитию российской экономики и соответственно система мер по их предоставлению.
Безусловно, для реализации экономической политики государства и возможности использования преимуществ индикативного планирования необходима экономическая свобода предпринимателя. Однако наличие таковой и отсутствие государственного регулирования в странах Африки, Центральной и Южной Америки не сделали эти регионы процветающими.

Вместе с тем достаточно обременительная и заставляющая служить общественным интересам государственная власть в Европе, Северной Америке, на Ближнем и Дальнем Востоке обеспечила своим гражданам, включая предпринимателей, достойную жизнь на основе быстрого экономического роста. Таким образом, дело не в степени экономической свободы и не в количестве государственного регулирования.

Важно, чтобы это регулирование было эффективным, ориентирующим свободных предпринимателей на общественно полезную деятельность (развитие производства), создающим условия для роста производства общественно полезных благ и самореализации граждан в созидательном творчестве и труде. Важен состав приоритетов экономической политики (основным объектом этой политики должен быть предприниматель хозяин), необходимо соответствие декларируемых целей и планируемых средств их достижения.
Научно обоснованное государственное регулирование экономики, исходящее из реально сложившегося положения и первоочередных задач, будет служить импульсом развития малого предпринимательства и основой для выхода страны из кризиса.
Усиление позиций малого предпринимательства в производстве. Социалистическая экономика в промышленности и других отраслях народного хозяйства базировалась в основном на крупных и крупнейших предприятиях.

Безусловно, у них есть преимущества, прежде всего это снижение издержек при серийном и массовом производстве. Но есть как минимум два обстоятельства, вынуждающих рассматривать крупное производство с критических позиций.
Первое обстоятельство, можно считать, лежит на поверхности. При увеличении масштабов выпуска продукции есть определенный предел, за границами которого издержки производства и затраты на управление начинают расти.
Второе обстоятельство глубинное. Если бы существовали только крупные хозяйствующие интеграционные объединения, то в определенный момент спрос на их продукцию стал бы технологически сбалансирован.

В этом случае дальнейшее их развитие может определяться только темпами роста населения.



Содержание раздела