¦ малое предпринимательство предопределяет возможность появления среднего и крупного бизнеса;
¦ малые предприятия возникают в сферах деятельности с низким уровнем обобществления производства и используют индивидуальный и/или коллективный труд;
¦ формирование условий для саморегулирования рыночной экономики путем создания рациональной структуры рынка на основе оперативного реагирования малых предприятий на конъюнктуру рынка;
¦ создание постоянно действующего источника формирования федерального, регионального и муниципального (местного) бюджетов;
¦ ускорение инновационного процесса, внедрение новых технологий и методов управления и на этой основе;
¦ освоение новых видов продукции и услуг; расширение их ассортимента и повышение качества;
¦ формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений как необходимого условия удовлетворения потребностей населения;
¦ создание определенных условий для преодоления экономического кризиса;
¦ рациональное использование трудовых, материально-технических и финансовых ресурсов общества; сокращение расходов, связанных с доставкой товаров потребителю; создание условий для освобождения государства от нерентабельных и убыточных предприятий путем сдачи их в аренду физическим лицом;
¦ смягчение социальной напряженности посредством:
¦ создания новых рабочих мест, в том числе вовлечения в процесс производства трудовых ресурсов, которые не могут быть использованы в крупном бизнесе;
¦ мобилизации личного фактора и более эффективного использования творческих возможностей людей, раскрытия их талантов;
¦ создание предпосылок и условий для формирования в обществе собственников, владельцев-предпринимателей.
Малое предпринимательство это стратегическое направление в системе воспроизводства, неотъемлемый элемент процесса перехода к многоукладной товарной экономике.
В Российской Федерации в настоящее время действуют два критерия отнесения предприятий к статусу малого предпринимательства:
¦ удельный вес других хозяйствующих субъектов в условном капитале предприятия;
¦ максимально допустимая численность работающих на предприятии. Размер численности дифференцируется по отраслям народного хозяйства.
В соответствии с Законом РФ О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в условном капитале которых доля участия Российской Федерации, общественных и религиозных объединений, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих уровней:
¦ в промышленности 100 чел.;
¦ в строительстве 100 чел.;
¦ на транспорте 100 чел.;
¦ в сельском хозяйстве 60 чел.;
¦ в научно-технической сфере 60 чел.;
¦ в оптовой торговле 50 чел.;
¦ в розничной торговле и в бытовом обслуживании населения 30 чел;
¦ в остальных отраслях и осуществлении других видов деятельности 50 чел.
К субъектам малого предпринимательства относятся также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Малое предпринимательство охватывает многочисленную группу мелких собственников, в значительной мере определяющих социально-экономический и политический уровень развития цивилизованных стран. Малые предприниматели определяют социальное положение и уровень жизни большинства населения и выступают одновременно в роли производителей и потребителей различного вида товаров и услуг.
В системе воспроизводства сектор малого предпринимательства формирует широкую и разветвленную сеть небольших предприятий, действующих, как правило, на местных рынках и напрямую связанных потребителями их товаров и услуг.
Общественной формой малого производственного субъекта в условиях развития рыночных отношений становится малое предприятие, хозяйствующее на свой риск и в большинстве случаев имеющее узкую специализацию. Не менее важна возможность реализации произведенных товаров (услуг) на принципе купли-продажи на рынке.
Наконец, результирующей характеристикой деятельности малого предприятия является необходимость получения экономической выгоды, т.е. дохода или прибыли.
В историческом аспекте развития малого предпринимательства можно выделить три этапа.
Иными словами, малые предприятия участвовали в реализации потребности и необходимости обмена, что является экономической основой разделения труда.
Третий этап развития малого предпринимательства в промышленно развитых странах завершился его формированием как целостной производственно-финансовой подсистемы рыночной экономики, органически присущей товарному производству. Малое предпринимательство становится неотъемлемой частью любой модели рынка, значимость которого в функционировании рыночной экономики определяется участием в процессе воспроизводства.
В промышленно развитых странах функционируют различные по масштабам производства предприятия крупные, средние и малые. Их собственников объединяет общий корпоративный экономический интерес, состоящий в сохранении и защите частной собственности, а также максимизации прибыли. Каждая из групп предприятий имеет собственные интересы, определяющие стратегию и тактику их деятельности, отношение к государству, подходы к решению социально-экономических и научно-технических задач.
Различается их место и роль в системе воспроизводства.
Крупные предприятия (крупный бизнес) формируют экономический и технический уровень государства. Исходя из необходимости самосохранения они используют интеграционные формы развития: поглощают или контролируют деятельность мелких партнеров,, объединяясь в международные структуры.
Средние предприятия (средний бизнес) в значительной мере зависят от внутренней экономической конъюнктуры и ведут борьбу за выживание среди своих партнеров и с крупными отечественными и международными хозяйствующими субъектами. Они достаточно тесно связаны с национальными экономическими интересами и прибегают к защите на внутреннем рынке посредством протекционистской экономической политики государства.
Средние предприятия конкурируют одновременно с крупными и мелкими предприятиями. Поэтому роль среднего бизнеса в процессе воспроизводства падает. Успешно выживают предприятия, нашедшие себя в нишевой специализации. Это означает, что сравнительно небольшое предприятие становится одним из ведущих поставщиков узкоспециальной продукции.
Занятие ниши делает позиции субъектов среднего бизнеса достаточно надежными.
Малые предприятия, составляющие самый многочисленный слой мелких собственников, в силу своей массовости во многом определяют социально-экономический потенциал государства. Это важнейший сектор рыночной экономики, динамично реагирующий на изменение спроса, активизирующий структурную перестройку экономики. Они составляют основу рыночной инфраструктуры на современном развитии и создают важные предпосылки для экономического роста.
Поэтому малое предпринимательство исторически выступало одним из факторов, смягчающим последствия экономического кризиса, а затем и основой для преодоления его негативных последствий.
В странах с развитой экономикой малое предпринимательство заметно влияет на развитие экономики, решение социальных задач, поддержание конкурентного тонуса в экономике, на создание социальной опоры политическим системам.
Малые предприятия предопределяют возможности (потенциал) будущего среднего и крупного бизнеса, выступая экспериментальной базой рыночной экономики. Малое предпринимательство с позиции выпускаемой им продукции является инновационным, и по отношению к своим потребностям, работникам и местоположению гибким.
В мировой хозяйственной системе малые и средние предприятия работодатели для почти 50% трудового населения мира, а объемы производства составляют от 33 до 66% валового внутреннего продукта.
Данные табл. 1.1 подтверждают ведущую роль малого и среднего предпринимательства в системе воспроизводства.
Эта роль значительна по задачам, решаемым в системе воспроизводства.
Особо отметим интегрирующую ролъ малых предприятий, связывающих экономику в единое целое.
Особенность системы воспроизводства в том, что платежеспособный спрос должен быть адекватен предложению. Однако современное производство не может быть эффективным в любых условиях. Крупное предприятие функционирует рационально при массовом выпуске продукции, и поэтому оно обычно не выпускает убыточную продукцию. Но это может привести возможности развития депрессии.
Только малые предприятия, так называемые фирмы-коммутанты, используют любую предпосылку для выпуска продукции.
Субъекты среднего бизнеса, организующие производство там, где сформировались достаточно долговременные потребности, должны накопить познания в узкой специализации и быть уверенными в перспективе намечаемого бизнеса. Другая возможность организации производства связана с рисковым (венчурным) капиталом, который применим к вложениям в любую сферу с перспективой получения сверхприбыли.
Таким образом, без малых форм предпринимательства потребности рынка в создании сверхприбыльного или специали-
1 Коммутант небольшое неспециализированное предприятие, работающее на мгновенное удовлетворение небольших по объему, нестандартных, разовых, местных потребностей Прим. Ред.
зированного эффективного производства будут удовлетворяться практически полностью, тогда как другие потребности (не отвечающие этим условиям) останутся без удовлетворения. Противоречие решается фирмами-коммутантами, деятельность которых состоит в непрерывном поиске общественных потребностей и в приспособлении к изменяющейся конъюнктуре рынка.
Другая задача малыіх предприятий это формирование в рыночной экономике конкурентных отношений. Во взаимоотношениях всей совокупности субъектов малого бизнеса с крупным капиталом активной, даже атакующей стороной обычно выступают первые. Это во многом связано с тенденцией снижения глубины переработки продукта. Крупные современные интегрированные хозяйствующие субъекты носят в большинстве случаев межотраслевой характер.
Они производят сложные изделия без кооперативных связей со сторонними предприятиями. Это предполагает наличие в структуре таких субъектов мелкого производства, слабо связанного с основной его деятельностью.
Если интегрированное объединение закроет собственные мелкие производства и станет покупать более дешевые и качественные комплектующие изделия у мелких фирм, его издержки снизятся, а конкурентные позиции повысятся. Поэтому крупные интегрированные структуры развивают кооперационные связи с мелким бизнесом.
Другое обстоятельство, связанное с задачей формирования конкурентных отношений, заключается в быстром обновлении малого предпринимательства. Ежегодно в промышленно развитых странах возникает и ликвидируется большое количество малых предприятий, но только малая часть из ликвидируемых разоряется.
В США в 19701980 гг. в первые два года после создания разорялись около 80% малых предприятий. Большая их часть (примерно 70%) относилась к сферам торговли, услуг и строительства.
В наукоемком венчурном бизнесе доля банкротств ниже, но со временем не менее половины предприятий становятся убыточными.
В промышленно развитых странах из вновь организуемых форм малого предпринимательства в числе действующих остаются: через год 50%; через три года около 8%; через пять лет не более 3%.
Большинство малых предприятий выходит из дела практически без финансовых потерь и готовы к созданию нового бизнеса. Это способствует поддержанию конкуренции в рыночных отношениях и сдерживает свойственную крупным интегрированным структурам тенденцию к застою.
У малых предприятий в конкурентной борьбе есть два пути. Первый связан с выбором сферы деятельности, обеспечивающей малой форме предпринимательства соответствующую эффективность.
Второй путь состоит в организации взаимодействия с крупным капиталом, в создании своеобразного симбиоза с ним.
У малых предприятий есть четыре стратегии развития сводящих к минимуму конкуренцию с крупным капиталом (крупной фирмой) и позволяющих максимально использовать свои преимущества в гибкости, мобильности, территориальной маневренности.
Первые две стратегии копирования и оптимального размера связаны с возможностями самостоятельного развития; остальные стратегии участия в продукте крупной фирмы и в системе сбыта основаны на необходимости встраиваться в деятельность крупных интегрированных хозяйствующих субъектов.
Стратегия копирования предопределяет один из следующих возможных путей развития малого предприятия:
¦ выпускать по лицензии марочный продукт крупного предприятия;
¦ выпускать копию какого-либо широко известного и оригинального продукта. В этом случае конкурентоспособность обеспечивается более низкими затратами по сравнению с предприятием, выпускающим оригинал.
Стратегия оптимального размера состоит в освоении мелкомасштабных и специализированных рынков, а также сфер деятельности, в которых крупное производство неэффективно.
Стратегия участия в продукте крупной фирмы в большинстве случаев приводит к самоликвидации малого предприятия, к потере самостоятельности и превращению его в соответствующий придаток. Однако есть и другие возможности формировать взаимодействия. Это:
¦ ограничение доли оборота (как правило, не более 20%), приходящегося на одного крупного партнера;
¦ полное подчинение малого партнера не отвечает интересам гиганта, так как получая дешевые и качественные комплектующие изделия, он повышает конкурентоспособность своей продукции и не заинтересован в разорении этого источника.
Стратегия участия в системе сбыта продукта крупной фирмы означает, что малые предприятия выступают как авторизованные представители крупной фирмы в качестве участника в системе сбыта ее продукции. Наиболее конкурентоспособны малые формы предпринимательства при непосредственном контакте с потребителем, т.е. на мелкооптовом рынке.
Другая форма сотрудничества малых предприятий и крупных фирм франчайзинг. Первые (малые предприятия) получают возможность использовать торговую марку, товары, финансовую помощь, технологию бизнеса и доступ к совместной рекламе.
Малые предприятия выплачивают первоначальный, как правило, достаточно крупный взнос, а в процессе сотрудничества отчисляют определенный процент от объема продаж.
Следующая задача это ускорение инновационного процесса, внедрение новых технологий. Инновационные преимущества малых предприятий состоит в более быстром (по сравнению с крупными интегрированными субъектами) внедрении новшеств в технологию производства и систему управления. Однако ограниченность ресурсов не позволяет малым формам предпринимательства реализовать крупные научно-технические проекты.
Им более свойственна тенденция к решению рискованных задач, связанных с пионерскими открытиями.
С инновационностью малого предпринимательства неразрывно связана объективная предпосылка использования творческого потенциала работающих, их знаний и трудовых навыков. На крупных предприятиях эти особенности персонала растворяются в масштабах трудовых затрат, снижаются возможности их проявления.
Новые технологии выступают важными факторами рационального безотходного использования ресурсов и вовлечения в сферу производства местных источников сырья и отходов других предприятий.
Решаемые малым предпринимательством задачи определяют его роль в системе воспроизводства. Последние десятилетия XX в. в промышленно развитых странах характеризуются значительным ростом числа малых предприятий и возрастающей их ролью в развитии экономики. Так, в США в 19691978 гг. образовалось 1414 тыс. малых предприятий, в 19791983 гг. 2808 тыс., а в 20002003 гг.
3367 тыс.
В странах Европейского Союза малые формы предпринимательства доминируют в численности предприятий и создании рабочих мест. В 19701980 гг. в условиях экономического кризиса численность работающих в них увеличилась.
В Японии доля мелких и средних предприятий достигает 99% в общей их численности.
В целом в промышленно развитых странах доля малых форм предпринимательства составляет 8090% от общего числа предприятий, они создают 4050% валового национального продукта, около 50% изобретений и 6070% новых рабочих мест.
Ведущая роль малого предпринимательства в системе воспроизводства в этих странах объясняется следующими факторами.
Первый фактор. Динамизм рыночной среды.
Развитие межнациональных рынков, транснациональных и информационных систем является объективной предпосылкой появления конкуренции и новой системы международного разделения труда. Это активизирует местные рынки, вынуждая их участников к поиску и использованию новых невостребованных сырьевых и производственных ресурсов, свободных рыночных ниш.
Территориальная маневренность, гибкость и близость малых форм предпринимательства к мелкооптовым рынкам позволяют им быстро и эффективно занимать свободные места на рынке, к которым нет интереса у крупных форм предпринимательства.
Второй фактор. Изменения в структуре рынка труда, обусловленные развитием демографического состава занятого населения увеличением доли работающих женщин, имеющих детей.
Для крупных предприятий эта категория работников, как правило, не является объектом найма, тогда как для малых предприятий достаточно широкое распространение в последнее время получил опыт женского предпринимательства, когда женщина его основатель.
Третий фактор. Изменение организационно-технологической структуры производства, неизбежно ведущее к нарушению (в пользу малых форм предпринимательства) сложившегося соотношения между крупным и малым бизнесом.
К таким изменениям относится совершенствование используемых орудий труда, материалов и технологий, обусловленное развитием микроэлектроники, заменой черных металлов, автоматизацией и роботизацией производства и т.д. Инновационный характер деятельности малых предприятий позволяет им быстро и эффективно адаптироваться к подобным изменениям.
Четвертым фактор. Усиление конкуренции.
Малые предприятия достаточно быстро приспосабливаются к запросам потребителя и эффективно удовлетворяют специализированный спрос, определяемый новизной, качеством и дизайном продукции.
Пятыій фактор. Изменение характера и структуры общественных потребностей.
Заметно выраженная тенденция нарастания дифференцированности спроса, его дестандартизации, а также повышенное внимание потребителей к продукции с индивидуальными характеристиками объясняется насыщением базовых потребностей, ростом образовательного уровня населения и увеличением доходов у определенной его части. Малые формы предпринимательства оперативнее реагируют на перечисленные выше изменения общественных потребностей.
На фоне растущей роли малого предпринимательства в системе воспроизводства промышленно развитых стран в России последние годы характеризуются снижением его жизнеспособности. Важнейшие причины, сдерживающие развитие и повышение эффективности малого предпринимательства:
¦ нестабильность общеэкономических и правовых условий, частые (не всегда оправданные) изменения законодательной базы, отсутствие достаточного опыта и последовательности ее применения, разнобой в региональном законодательстве;
¦ сложная экономическая обстановка, инфляционные скачки, высокие и часто меняющиеся кредитные ставки, ненадежность коммерческих банков и других финансовых институтов;
¦ низкий уровень деловой и правовой культуры предпринимателей, отсутствие деловой этики;
¦ трудности в получении необходимых помещений, кредитов, инвестиций, информации и т.п.;
¦ сложная криминогенная обстановка;
¦ несовершенство механизма государственного регулирования малого предпринимательства;
¦ элементы противодействия со стороны некоторой части населения.
В результате происходит ориентация малого бизнеса на деятельность, связанную с непроизводственной сферой закупкой, перераспределением и обслуживанием импортных товаров. Малое предпринимательство в условиях неблагоприятного инвестиционного климата плохо развивается в производственной и инновационной сферах.
Можно констатировать главная цель малого предпринимательства формирование слоя товаропроизводителей, своеобразных фабрикантов в России не реализуется.
Недостаточность инвестиций главная причина продолжающегося спада производства промышленной продукции. Отсутствие роста инвестиций в производственную сферу отрицательно влияет на экономику страны и приводит к дальнейшему падению уровня производства.
Несовершенство законодательных основ, отсутствие подзаконных общегосударственных актов, регламентирующих инвестиционную деятельность в области частного предпринимательства, негативно влияет на инвестиционные процессы внутри страны и препятствует привлечению капиталов из других стран.
В настоящее время, несмотря на обвал августа 1998 г., банки и финансовые институты имеют значительные объемы финансовых средств. Вместе с тем реальна острая нехватка свободных капиталов для использования их в качестве инвестиционных ресурсов.
В наибольшей мере дефицит инвестиций ощущается в перерабатывающих отраслях промышленности, наиболее привлекательных для малого предпринимательства.
Анализ инвестиционных процессов в условиях постоянно меняющейся экономической и финансовой ситуации позволяет сделать следующий вывод о сложившейся тенденции в этой сфере. Нестабильность экономики и неуверенность в перспективах ее развития приводит к тому, что потенциальные инвесторы более выгодным считают вложения в краткосрочные, быстро окупаемые конъюнктурные, в основном торгово-закупочные и финансовые, проекты.