d9e5a92d

Лизинг и его перспективы в регулировании развития малых предприятий

В соответствии с первой частью Налогового кодекса РФ инвестиционный налоговый кредит это изменение срока уплаты налога, при котором при наличии соответствующих оснований предприятиям предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленного процента. Это может использоваться как в отношении налога на прибыль, так и региональных и местных налогов.
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен (на срок от одного до пяти лет) предприятиям, являющихся налогоплательщиками соответствующего налога, если они:
¦ проводят научно-исследовательские или опытно-конструкторские работы (НИОКР) либо технические перевооружение собственного производства, в том числе направленное на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды;
¦ осуществляют внедренческую или инновационную деятельности, в том числе по созданию новых или совершенствованию применяемых технологий, созданию новых видов сырья или материалов;
¦ выполняют особо важный заказ по социально-экономическому развитию региона или предоставлению особо важных услуг населению.
Применение действующих норм налогового законодательства Российской Федерации свидетельствует о тенденциях, отрицательно влияющих не только на доходы бюджета, но и на развитие экономических отношений. Так, порядок льготного налогообложения субъектов малого бизнеса сдерживает перерастание их в более крупные формы предпринимательства, так как выгодно пользоваться льготами.

При этом усиливаются тенденции дробления крупных государственных предприятий, их ликвидации и реорганизации.
Установленный для предприятий малого бизнеса особый порядок уплаты налогов не является налоговой льготой. В соответствии с этим порядком такие предприятия освобождаются от уплаты авансовых платежей и рассчитываются с бюджетом по фактическим результатам каждого квартала.

Другими словами, это механизм предоставления беспроцентных бюджетных ссуд на пополнение оборотных средств.
Основной льготой, установленной для малых предприятий, является право уплаты НДС единым платежом по итогам квартала. Независимо от фактических оборотов по реализации товаров (работ, услуг) в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, малые предприятия представляют расчет в налоговую инспекцию и перечисляют НДС, причитающийся к уплате в бюджет.

Им разрешено вычитать в полном объеме из сумму налога, подлежащего взносу в бюджет, суммы НДС, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов при вводе в эксплуатацию основных средств и принятии на учет нематериальных активов.
Малые предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают в бюджет единый налог, и, таким образом, исключены из перечня плательщиков НДС. Они отражают в учете используемые в производстве основные средства и нематериальные активы по стоимости приобретения, включая сумму уплаченного НДС.

В дальнейшем НДС подлежит списанию на себестоимость через суммы налога в установленном порядке.
Не облагается налогом имущество малых предприятий в течение одного года после их регистрации, за исключением созданных на базе ликвидированных (организационных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений.
В соответствии с действующим законодательством налог на прибыль по ставке, уменьшенный в полтора раза, уплачивают банки, предоставляющие не менее 50% общей суммы малым предприятиям (за исключением предприятий, осуществляющих снабженческо-сбытовую, торговую и закупочную деятельность), а также страховые организации, которые менее 50% страховых взносов за отчетный период получают от страхования имущественных интересов малых предприятий. Освобождается от налогообложения прибыль банков и кредитных учреждений, полученная от предоставления целевых кредитов на срок три года и более предприятиям любых организационно-правовых форм, используемых на осуществление капитальных вложений по развитию их собственной производственной базы.
В соответствии с Федеральным законом Об упрощенной системе налогообложения, учета отчетности для субъектов малого предпринимательства вместо уплаты федеральных, региональных и местных налогов и сборов введен единый налог, исчисляемый по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период.
Для субъектов малого предпринимательства устанавливаются следующие ставки единого налога, подлежащего зачислению:
¦ от совокупного дохода 10% в федеральный бюджет и не более 20% в бюджет субъекта Федерации и местный бюджет;


¦ или валовой выручки 3,33% в федеральный бюджет и не более 6,67 в бюджет субъекта Федерации и местный бюджет.
В соответствии с Федеральным законом О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности (от 3 июля 1998 г. 148-ФЗ) субъекты Российской Федерации могут устанавливать и вводить на соответствующей территории единый налог на вмененный доход для определяемых ими видов деятельности.
Вмененным доходом является потенциально возможный доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат, определяемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода. Он рассчитывается на основе данных, получаемых путем статистических исследований и в ходе налоговых проверок, а также оценки независимых организаций.

С введением в действие этого налога субъекты малого предпринимательства не уплачивают другие налоги, установленные налоговым законодательством, за исключением государственных пошлин, лицензионных и регистрационных сборов, а также налога на приобретение транспортных средств, земельного налога, налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов.
Ставка единого налога установлена в размере 20% вмененного дохода. Суммы единого налога рассчитывается с учетом ставки, значения базовой доходности, числа физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности.
Вмененный доход навряд ли станет формой стимулирования деятельности малых предприятий из-за сложностей его расчета, а также системы используемых повышающих и понижающих коэффициентов и других факторов. Важно подчеркнуть следующее обстоятельство.

Для обеспечения стимулирующей направленности налоговой системы на развитие производства, и прежде всего малого, необходимо отменить налог на добавленную стоимость. Он не соответствует требованиям развития экономики России, вхождения ее в мировую рыночную систему.

Безусловно, налог стимулирует этот процесс, но через формирование инфляционного характера развития, накачивание экономики денежными знаками и необоснованный рост цен.
Следует признать ошибочность введения налога на добавленную стоимость. Узкая ориентация налоговой системы на устранение дефицита бюджета, которая в настоящее время преобладает, не способствует становлению рыночной экономики.

Эту задачу нельзя реализовать, не развивая производство, не укрепляя финансовую базу налогов.
Мировой опыт показывает, что изменение законодательства в сфере налогообложения является обычным явлением. Так, в Дании налоговая реформа проводится примерно в 10 лет. Во Франции ставки налогов законодательно уточняются каждый год в соответствии с политической и рыночной конъюнктурой. За последнее десятилетие изменились налоговые системы Германии, США и ряда других промышленно развитых странах.

В налоговой политике промышленно развитых стран прослеживается тенденция к снижению налогового бремени.
Однако использовать в России мировой опыт реформирования налоговых систем едва ли правомерно. Облегчить налоговую нагрузку без ущерба для сфер жизни и хозяйства, финансирующихся из бюджета, может позволить только государство с высоким уровнем экономического развития, обеспечивающим постоянное расширение налогооблагаемой базы.
Необходимо учитывать, что перемены в налоговой политике диктуются не правительственным альтруизмом. Манипулируя налоговым законодательством, государство может расширять и усиливать вмешательство в экономику и регулировать ее развитие в соответствии с конкретными задачами конкретного этапа.
Представляет интерес сопоставление налоговых систем Российской Федерации и индустриально развитых стран. Вызывает недоумение распространенное у нас мнение о количестве налогов и величине ставок, непомерности российских и разумности зарубежных.
Например, в Дании в общей сложности насчитывается более 70 видов налогов и сборов, а по новому законодательству в России их около 40. В США, кроме 10 видов федеральных налогов, существует множество местных, устанавливаемых органами самоуправления.

Есть и такой, на первый взгляд, довольно странный специальным налогом облагаются фирмы, выпускающие непригодную для вторичного использования тару.
Не так благополучно обстоит дело и с разумностью и посильностью налоговых ставок. Ставки налога на прибыль корпораций и фирм зависят от государственной экономической политики. С помощью этого налога государство регулирует процесс экономического развития.

Для сравнения приведем ставки налога на прибыль по отдельным странам: 34% в США, Франции и Дании, в Бельгии 39%. В Германии 45%.
Более красноречивы данные о налоговых поступлениях в % к внутреннему валовому продукту:
Россия 15,3%;
США и Япония 28,5%;
Канада 36,8%;
Германия 38,1%;
Франция 45,7%;
Дания и Швеция 52,8%.
Как показывает мировой опыт, важна не величина, а грамотное применение налогов, как инструмента управления экономикой, и денег, получаемых государством за счет них. При стремлении к снижению налогов необходимо учитывать и средства достижения этой цели. При условии обеспечения требуемой стабилизации расходов и росте производительности труда можно, и довольно легко, определить возможное снижение налогового бремени.

Об этом следует помнить, иначе может случиться так, что снижение налогов обойдется плательщикам гораздо дороже, чем они предполагают. Для регулирования проблем налогообложения малых предприятий необходимы организационно-методические меры, закрепленные законодательными актами.
Во-первых, целесообразно ввести в Налоговый кодекс раздел о статусе и налогообложении малых предприятий как отдельного вида налогообложения.
Во-вшорых, систематизировать множество налоговых изъятий и налоговых платежей с малых предприятий в разные фонды.
В-шрешъих, соответствующими законодательными актами: установить унификацию налогов, оставляя преимущества за теми, которые идут на развитие производства; считать приоритетными прямые, а не косвенные налоги; принять основным ориентиром налогов прибыль.
В-чешвершых, ввести не облагаемый налогом минимум прибыли, индексируемый по темпам инфляции, и налогооблагаемый резерв прибыли.
В-пяшых, установить дифференцированную шкалу ставок, изменяющихся в зависимости от уровня дохода и различающихся по отраслевому признаку и приоритетным видам деятельности.
Необходимы льготы по портфельным инвестициям при жестком разграничении доходов реальных инвесторов и спекулянтов. Для малых предприятий возможно введение пониженной на 50% ставки на доходы от прироста стоимости ценных бумаг при условии, что они находятся на балансе предприятия более года.

Аналогичную льготу следует установить для индивидуальных инвесторов на основе налоговой декларации. Это будет стимулировать инвестирование средств, главным образом в небольшие предпринимательские структуры.
Совершенствование системы налогообложения обеспечит:
¦ прозрачность и публичность отчетности об использовании налогов на всех уровнях;
¦ консолидацию не только налогов, но и органов контроля за налогами;
¦ запрещение бесспорного взимания платежей и закрытия расчетов счетов без разрешения арбитража;
¦ введение в действие любых новых нормативных актов, регулирующих вопросы налогообложения, не ранее чем через 36 месяцев поле момента их опубликования;
¦ упрощение порядка и сближение сроков уплаты по разным налогам;
¦ обязанность налоговых органов обеспечивать налогоплательщиков информацией о принятии новых нормативных документов и не опубликованных в центральной прессе.
Реализация этих положений полностью отвечает интересам малых предприятий. Нет сомнений, что налогообложение должно рассматриваться как комплексная система, состоящая из взаимосвязанных элементов. Последние это отдельные виды налогов, которые, имея индивидуальные специфические особенности, воздействуют на систему в целом, определяют в совокупности целевую направленность налоговой системы.

Следует учитывать мультипликационные свойства системы и ее интеграционные качества, сочетание которых с анализом внутренних взаимосвязей и внешних взаимодействий на налоговую систему и дают основу для целевой ее ориентации.
Налоговая система должна и может противодействовать росту инфляции, повышению цен, увеличению себестоимости, а также стремлению к минимизации прибыли. Действующее налогообложение по своей сущности фискально, направлено на решение текущих задач, не учитывает перспективу развития экономики, не связано с задачами ее выхода из кризиса и перехода к устойчивому росту.
Важно также абстрагироваться от односторонней монетаристской направленности налоговой системы и обеспечить органичное единство налогообложения с целями экономики. Это основа развития любой финансовой системы и тем более налоговой. Налоги связаны с производством и реализацией продукции.

Мировой опыт показывает, что государство может обеспечить устойчивое развитие производства лишь при условии, если налоговая политика исходит из необходимости отражения эластичной зависимости между уровнем налоговых ставок (изъятием доходов) и ростом налогооблагаемой базы (ростом производства).
Существует один путь решения этих задач сокращение, снижение налоговых ставок на дифференцированной основе с учетом приоритетности отраслей производства, сфер экономики (малого предпринимательства) и расширения на этой основе инвестиционной активности предпринимателей. Это приведет к развитию производства и, следовательно, к росту массы налоговых поступлений, развитию налоговой базы.

Выбрать обоснованные пути реализации этой стратегической направленности развития налоговой системы одна из основных задач государственного регулирования малого предпринимательства.
Реализацию рассмотренных проблем налогообложения в интересах малых предприятий можно успешно осуществить в рамках федеральной программы государственного регулирования малого предпринимательства.

Лизинг и его перспективы в регулировании развития малых предприятий

В условиях глубокого экономического кризиса деятельность малых предприятий, сталкивается с рядом трудностей. Основная из них заключается в недостаточной обеспеченности необходимыми финансовыми и материальными ресурсами. Вне зависимости от организационно-правовых форм малых предприятий источниками формирования их имущества являются собственные и заемные средства. Плата за привлечение заемных средств для малых форм предпринимательства чрезмерно высока.

Поэтому возникает вопрос об оценке эффективности использования кредита. Следует учесть, что малые предприятия нуждается в долгосрочных кредитах, на которые они не могут идти, тогда как финансирующие структуры предпочитают предоставлять быстро окупаемые кратко- и среднесрочные кредиты.

Эти проблемы, представляющие собой замкнутый круг, успешно могут решаться на основе лизинга в качестве механизма финансирования.
В соответствии с нормативными актами Российской Федерации лизинг это вид предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование временных финансовых средств, когда по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество арендатору (лизингополучателю) за плату во временное пользование для предпринимательских целей. Объектом лизинга может быть любое движимое или недвижимое имущество, относящееся по действующей классификации к основному имуществу, кроме имущества, запрещенного к свободному обращению на рынке.
Лизинг можно классифицировать по различным признакам составу участников, типу имущества, сроку аренды и степени окупаемости, объему дополнительных услуг. Типы лизинга представлены в табл.

5.5.
Рассмотрим подробнее сущность (содержание) отдельных типов лизинга.
Возвратный лизинг получение дополнительных финансовых ресурсов под залог собственных основных средств заказчика может рассматриваться как альтернатива кредитным операциям. Особенность этого типа лизинга в том, что он распространяется на весь период полезной службы оборудования и предусматривает переход права собственности на имущество вновь к лизингополучателю, т.е. лизингополучателю предоставляются финансовые средства, гарантией возврата которых является его собственное оборудование, заложенное лизинговой компанией.
Оперативный лизинг предусматривает более короткий срок аренды, чем срок службы имущества от нескольких месяцев до 5 лет. В договоре о лизинге в обязательном порядке предусматривается возможность прекращения его действия в любой момент.

Обслуживание производства лизингополучателя происходит предоставлением ему во временное пользование пользующейся спросом быстро обновляемой техники. Плата включает и расходы на ремонт и обслуживание этой техники.

Оперативный лизинг не предусматривает полного возмещения арендуемого оборудования и возлагает на лизингодателя ответственность за его функционирование. Данное обстоятельство повышает интерес предприятий к этому типу лизинга. Производитель самостоятельно, без посредников, сдает объект в лизинг (двухсторонняя сделка). Частный случай - лизинговая фирма приобретает имущество у лизингополучателя и тут же предоставляет это имущество ему в аренду (возвратный лизинг). Передача имущества в аренду происходит через посредника одного (лизинговую компанию) или нескольких (многосторонняя сделка) Все платежи производятся в денежной форме. Платежи осуществляются в форме поставок товаров, произведенных на арендуемом оборудовании, или в форме оказания встречных услуг. Платежи производятся в денежной форме поставок товаров
Финансовый лизинг предпочтительнее при необходимости переоснащения уже имеющегося технологического имущества. В этом случае приобретается комплексное оборудование для какого-либо производства, технологические линии или отдельные агрегаты.

Лизинговая компания обеспечивает полное финансирование приобретаемого имущества и сама рассчитывается с поставщиком, предприятием-изготовителем. Оборудование поступает лизингополучателю, и он расплачивается с лизингодателем в течение срока аренды, совпадающего со сроком полной амортизации техники. При финансовом лизинге имущество передается на продолжительное время обычно от 35 и более лет.

Лизинговый контракт предусматривает полную выплату лизингополучателем стоимости арендуемого оборудования и переход к нему всех прав по владению имуществом.
Международный лизинг лизинговые операции контролируются транснациональными банками и корпорациями. Для стимулирования этого типа лизинга в отдельных странах таможенные пошлины с ввозимого оборудования взимаются после завершения лизингового контракта и только с остаточной стоимости. По сравнению с внутренним лизингом он имеет следующие преимущества:
¦ расширяет финансовую базу экономики;
¦ повышает конкурентоспособность страны-импортера;
¦ улучшает экспортные возможности;
¦ позволяет гибко реагировать на изменения мировой конъюнктуры.
Недостатки международного лизинга;
¦ болезненно реагирует на изменения в налоговой и правовой ситуациях предпринимательской деятельности, установленной в странах участниц лизинга;
¦ Отсутствие или несопоставимость законодательства об аренде в ряде стран, а также различный уровень нормативной платы за аренду;
¦ Колебания курсов валют в странах участниц лизинга.
В лизинге как виде предпринимательской деятельности
участвуют как минимум три субъекта: поставщик оборудования, лизинговая финансовая компания лизингодатель и предприятие-пользователь лизингополучатель. Лизинговый процесс включает четыре стадии. Это особенно ценно при высокой степени морального старения выпускаемых товаров и высокой их стоимости (например, компьютеры и т.п.)
средство активного маркетинга; инструмент рыноч ной экспансии и подавление конкурентов;
обратная связь с потребителями;
возможность диверсификации операций и совершенствования качества и количества услуг, предлагаемых клиентам;
привлечение новых клиентов; смещение диалога между партнерами со сделками купли-продажи в сторону лизинга, что приводит к изменению тематики взаимоотношений с предприятиями;
выгодное вложение капитала; размещение свободных денежных активов; имущество, являющ ееся объектом лизинга, выступает гарантией сделки;
возможность получения более высоких прибылей; риск, связанный с моральным износом оборудования, включается в лизинговую плату
возможность формирования темпов обновления выпускаемой продукции и на этой основе расширение рынков сбыта.
Первая стадия. Лизингополучатель (арендатор) находит предприятие, способное и изъявившее желание изготовить нужное оборудование.

С ним заключается предварительное соглашение, в котором отражаются технические требования и сроки изготовления заказа.
Вторая стадия. Лизингополучатель обращается (нередко вместе с предприятием-изготовителем) в лизинговую компанию с просьбой купить для него заказанное оборудование и предоставить ему во временное пользование.
Третья стадия. Лизинговая компания после технико-экономического (инвестиционного) анализа эффективности предлагаемой сделки:
¦ заключает договор с предприятием-изготовителем на поставку нужного лизингополучателю оборудования, получает и становится его собственником;
¦ передает оборудование за определенную плату лизингополучателю во временное пользование.
Четвертая стадия. После истечения срока договора между лизингополучателем и лизинговой компанией о временном использовании оборудования, а также завершения всех предусмотренных договором выплат арендатор совершает одно из двух следующих действий:
¦ Выкупает по договорной цене арендуемое оборудование;
¦ Возвращает оборудование лизингодателю.
Процесс лизинга на этом считается законченным.



Содержание раздела