d9e5a92d

Инфраструктура как фактор развития малых предприятий

Малое предпринимательство наряду с дополнительными запросами на оборудование, сырье и материалы является основой дополнительных доходов населения, а следовательно, рождает дополнительный спрос на потребление товаров и услуг.
Субъекты малого бизнеса непрерывно генерируют новые технологии, новые более эффективные производственные решения. Поэтому большинство крупнейших корпораций и компаний принимают активное участие в создании мелких инновационных фирм.
Решение проблем управляемости в крупных интеграционных объединениях нередко достигается за счет создания сети самостоятельных небольших предприятий, использующих общую торговую марку, технологию или поставляющих свою продукцию на сборочный конвейер этих объединений.
Индустриально развитые страны оценили роль малых предприятий в создании условий для развития всех отраслей экономики. Российским олигархам требуется время для понимания известной истины: сохранить свое производство и положение можно только в органичном сочетании с малым бизнесом.
Усиливающиеся позиции малого предпринимательства связаны с осознанием (пониманием) широкими массами, что малый бизнес дает возможность для реализации идей и способностей предпринимателей. Незначительные первоначальные затраты для открытия своего дела, высокая его эффективность за счет использования знаний и навыков, гибкость в перестройке бизнеса при изменении конъюнктуры рынка и самостоятельность в принятии решений основные сильные стороны и привлекательность малого предпринимательства.
В своем деле аккумулируются все предшествующие положения различных моделей стимулирования труда. Так, при повременной оплате труда работник старался выполнить работу как можно медленнее, а при сдельной необходима была борьба за качество. Эта проблема решалась при переходе к системе оплаты труда за конечный результат. Экономить сырье и материалы работники начинают с момента подписания договора подряда, а бережное отношение к оборудованию следствие соглашения об аренде с правом выкупа.

В условиях своего дела, когда работник становится собственником хозяином, эти стимулы начинают действовать в режиме системы, воздействуя друг на друга и многократно усиливая конечный результат.
Выше были подробно рассмотрены основные недостатки Основных направлений социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на длительную перспективу. Можно сделать вывод, что в ближайшие пять лет (а по пессимистическим оценкам, десять лет) российская экономика не имеет каких-либо перспектив роста.
Однако даже в условиях стагнации макроэкономических показателей жизнь людей находится в непрерывном движении и у них всегда сохраняется возможность найти сферы деятельности, которые будут развиваться, несмотря на пессимистические прогнозы. Эти сферы предмет малого предпринимательства. Поэтому вызывает оправданное недоумение близорукость авторов Основных направлений в определении перспективных путей развития экономики. Вопреки этой близорукости, на основе преимуществ малого предпринимательства и выгоды его субъектов, количество малых предприятий России будет непрерывно увеличиваться, их вклад в эффективность экономики постоянно увеличиваться.

Для открытия своего дела у будущих предпринимателей есть и финансовые средства. Официальная статистика показывает, что население России имеет средства, достаточные для создания малых предприятий. И это при том, что после 17 августа реальные доходы населения сократились в два раза.

Доверие населения к финансовым институтам, которые должны превращать сбережения в инвестиции, потеряно почти безвозвратно. Покупка акций промышленных компаний и финансовых организаций физическими лицами сведена к нулю.
Немногочисленные российские владельцы акций, если и получают дивиденды, то до смешного мизерные. Нередки случаи, когда затраты акционеров, связанные с получением причитающихся им доходов, заметно превышают их размеры.
В настоящее время основным хранилищем личных сбережений граждан России, в основном в твердой валюте, является, образно выражаясь, чулок. По оценкам экспертов, в нем не менее 60 млрд. долл. Каждый из их владельцев понимает, что деньги должны быть в обороте, приносить доход.

Но, обжегшись на молоке, все продолжают дуть и на воду. Однако привлекательность малого бизнеса и надежда на собственные силы становятся действительным мотивом вложения средств в собственное дело.

Рано или поздно, а жизнь показывает, что малое предпринимательство получит импульс развития и за счет накоплений населения.
Устранение чиновничьего произвола. Трудности малого предпринимательства возникают на первой стадии их функционирования в процессе регистрации. Можно выделить три фактора, усложняющих этот процесс:


¦ подготовка учредительных документов;
¦ высокая реальная стоимость регистрации;
¦ длительность регистрации.
Практика показывает, что только незначительная часть граждан, желающих открыть свое дело и зарегистрировать его в установленном порядке, самостоятельно разрабатывают учредительные документы и регистрируют их. Для этого нужно знать структуру и содержание Устава выбранной организационно-правовой формы предприятия и Учредительного договора.
Прежде чем идти в регистрационную палату, необходимо посетить 2030 различных региональных и муниципальных органов исполнительной власти и получить 5090 согласований. С этими визами можно предстать перед грозным взором инспектора по регистрации.

Правда, этот момент настанет после многочасового ожидания в очереди.
У инспекторов своя задача показать значимость организации. Практически не было случая, чтобы документы принимались с первого захода. Сначала следует формальное замечание по общей форме и виду представленных материалов; недостатки нужно устранить. Второе посещение приводит к отдельным замечаниям по содержанию.

Характерным и обязательным правилом работы инспектора является то, что замечания выделяются небольшими порциями в течение одного посещения. Таким образом, посетить регистрационную палату, чтобы приняли учредительные документы, нужно в лучшем случае не менее 34 раз.
Процедура только сдачи документов может длиться не менее 1,5 месяца. У многих претендентов на предпринимательскую деятельность после отпадает желание ею заниматься.
Предположим, учредительные документы регистрационной палатой зарегистрированы. Для этого нужно не менее двух недель после их принятия.

Однако процесс пошел, но не закончился. Следует встать на учет в статистических органах (опять заполнение форм, очередь и разговор с инспектором), открыть счет в банке и явиться в налоговую инспекцию.
На все это, включая и первичную подготовку учредительных документов, обычно уходит до шести месяцев.
Процесс разработки учредительных документов и их регистрацию будущему предпринимателю можно значительно сократить до двух-трех недель. Об этом недвусмысленно дадут понять в регистрационной палате.

Нужно обратиться в соответствующую посредническую фирму, нередко находящуюся в одном здании с органом регистрации. За эту услугу придется заплатить и притом немалую сумму.

В Москве не менее 1000 долларов США, не считая стоимости получения лицензии на определенный вид деятельности.
Преграды малому предпринимательству чиновники воздвигают на всех этапах его функционирования. Самая распространенная связана с многочисленными проверками контролирующих органов.

Это пожарный надзор, санитарно-эпидемиологическая служба, лицензионная палата, архитектурное управление, налоговая инспекция, органы внутренних дел, таможня и пенсионный фонд. Каждый из этих органов, хотя бы один раз в год, напоминает малому предприятию о своем существовании.
Кроме того, есть еще гостехнадзор, соцстрах, инспекция по труду, отдел социальной защиты, энергонадзор и экологическая милиция. Они также дают знать малому бизнесу, что не зря получают зарплату.
Действуют преграды чиновников и на более высоком уровне. Например, Федеральный закон О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Его суть в том, что малое предприятие должно предугадать, сколько оно заработает, и заранее заплатить налог. Но не всякий экономист, тем более представитель малого бизнеса, способен это сделать.

По мнению специалистов, этот закон направлен на удушение нормального предпринимательства в России. Поэтому после его выхода по стране прокатилась волна демонстраций бизнесменов против его введения.
Смягчить подобные акты можно. Так поступили в Тульской области.

Сначала на новую систему налогообложения перевели лишь платные автостоянки и передвижные автозаправочные станции. Затем предприятия торговли и сферы услуг. Расчет оказался верным: частные магазины, парикмахерские и закусочные выжили.

В других регионах вымерли целые секторы рынка.
Другая острейшая проблема малого бизнеса дефицит оборотных средств. И здесь от чиновников зависит многое помочь или пустить на самотек. Тульская область единственный регион России, где в местном бюджете есть строка о поддержке малого предпринимательства.

Областная администрация платит реальные деньги тем, кто не обделен умом, идеями, энергией и знаниями, но не может начать дело из-за отсутствия стартового капитала.
Оборотные средства нужны предприятиям, которые по масштабам производства вышли из категории малых, и самым мелким. Например, научно-технической фирме Проксиме, состоящей из четырех человек. Особенность научного бизнеса в том, что необходимо постоянно инвестировать средства. Пока идет поиск, разработка проекта убыточна.

И как долго, определить невозможно. Стараниями тульских чиновников фирма Проксиме не испытывала дефицита оборотных средств.

Это позволило ей разработать модемы (приборы, с помощью которых компьютеры общаются друг с другом по телефонным сетям) невиданной скорости, каких нет мире.
Потребность в оборотном капитале подогревается стараниями чиновников, формирующих уродливую систему цен. Так, отечественные фильтры для воды на основе редкоземельного элемента титана приносит прибыль 150 руб. с единицы товара при его розничной цене около 1200 руб., т.е. рентабельность чуть выше 10%. Однако изготовитель куда более отсталой импортной продукции имеет на российском рынке не менее 50% рентабельности.

Это результаты таможенной и налоговой политики.
Таким образом, сами по себе законодательные акты, регламентирующие и создающие благоприятные условия для малого предпринимательства, необходимы и важны. Однако путь их положений через конкретные инструкции и методики к реальному потребителю лежит сквозь частокол субъективного отношения чиновников.

Этот путь должен быть усыпан розами. Тогда малое предпринимательство получит дополнительный толчок для успешного развития.
Это будет способствовать снижению противостояния по линии чиновник-предприниматель. Можно выделить три направления этого снижения.
Во-первых, увеличение количества малых предприятий:
¦ расширяет налогооблагаемому базу доходов бюджета и может привести к повышению заработной платы государственных служащих;
¦ снижает удельную нагрузку государственного рэкета на отдельный субъект малого бизнеса.
Во-вторых, большое число участников малого предпринимательства сокращает возможности индивидуального подхода чиновника к отдельному бизнесмену, происходит унификация нормативно-правовой базы функционирования малых предприятий.
В-третъих, при наличии большого количества людей (невольных свидетелей) снижается заинтересованность (в результате появления страха) чиновника в использовании коррумпированных схем (способов вымогательства).

Инфраструктура как фактор развития малых предприятий

Законодательство Российской Федерации, признавая инфраструктуру в качестве необходимого для развития малого предпринимательства элемента (Федеральный закон О поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации), не содержит определения этого понятия. Отсутствие общепринятого понятийного аппарата приводит к тому, что формирование инфраструктуры сводится к созданию различных, обычно разрозненных организационных структур, тогда как этот процесс следует рассматривать как построение комплексной системы. Последняя должна обеспечить финансовую, материальнотехническую, информационную, маркетинговую и кадровую поддержку субъектов малого бизнеса.

Организационные структуры, оказывающие эти услуги, должны быть специализированными.
В настоящее время малое предпринимательство использует в основном существующую народнохозяйственную инфраструктуру. Однако оно в сравнении со средним и крупным бизнесом находится в объективно худших условиях и не может конкурировать с ними по возможностям изыскания финансовых ресурсов и получения государственных инвестиций, исследованию конъюнктуры рынка, проведению научно-технических разработок, а также подготовке кадров и получению информации.
Для минимизации негативного воздействия внешних факторов, увеличения устойчивости и воспроизводства малого предпринимательства необходимо развитие собственной инфраструктуры этого сектора экономики. Инфраструктура малого предпринимательства это комплексная система специализированных структур (органов государственной власти, общественность объединений и организаций, фондов, кредитных и страховых учреждений, технологических парков и бизнес-инкубаторов, а также учебных, консультационных и информационных учреждений), оказывающая регулирующе-обеспечивающее воздействие на внешнюю и внутреннюю среду малых предприятий в целях устойчивого развития и воспроизводства.
Специфика функционирования инфраструктуры малого предпринимательства в том, что содействие малым предприятиям оказывается, как правило, на условиях, отличных от рыночных (льготные кредиты, бесплатные консультации, дешевая аренда, услуги по пониженным расценкам и тому подобное), Это и выделяет ее из значительно более обширной совокупности организаций, специализирующихся на предоставлении деловых коммерческих услуг.
Базовые субъекты инфраструктуры малого предпринимательства в России (на федеральном и региональном уровнях) государственные и государственно-общественные органы (органы регулирования и контроля министерства, комитеты, департаменты; финансовые органы фонды поддержки малого предпринимательства; общественные органы общественный совет по малому предпринимательству и др.) осуществляющие следующие основные функции:
¦ регулирование и контроль деятельности малых предприятий;
¦ финансирование малого предпринимательства;
¦ обеспечение взаимодействия государственных органов с малыми предприятиями и защиту их интересов.
Данная институциональная структура, а именно, согласованное взаимодействие составляющих ее элементов обеспечивает соответствие проводимой государственной политики интересам государства (через органы регулирования), интересам малого бизнеса (через общественный орган), гарантирует ресурсное обеспечение государственной политики в отношении малых предприятий (через финансовый орган).
Инфраструктура малого предпринимательства как комплексная система функционирует на основе:
¦ адекватности инфраструктуры уровню развития малого предпринимательства и реальным потребностям предпринимателей (по пропускной способности, отраслевой и функциональной специализации и пр.);
¦ доступности объектов инфраструктуры для предпринимателей (по близости размещения на территории, стоимости услуг, информированности о возможностях каждого элемента инфраструктуры);
¦ концентрации на наиболее важных проблемах деятельности малых предприятий;
¦ участия государства (национальных, региональных, муниципальных бюджетов) непосредственно (или через контролируемые организации) в капитале объектов инфраструктуры малого предпринимательства, частичное либо полное финансирование их текущей деятельности;
¦ распределения основных задач и, следовательно, различных видов объектов инфраструктуры по уровням управления при концентрации основного объема работы по поддержке малого бизнеса на региональном и местном уровнях;
¦ координации деятельности и упорядочения функций различных субъектов инфраструктуры на одной территории, следствием являются более эффективное использование ресурсов, комплексность и разнообразие оказываемых услуг, лучшая ориентация предпринимателей в возможностях этих субъектов;
¦ использования для развития инфраструктуры малого бизнеса ресурсов и средств государства, общественных и профессиональных объединений предпринимателей, крупных корпораций, научных учреждений и учебных заведений.
Становление и развитие государственной политики регулирования малого предпринимательства в определенной мере находят свое отражение в государственных программах поддержки малого бизнеса, где одним из мероприятий является создание его инфраструктуры.
В настоящее время в России лишь формируется концептуальный подход к созданию системы субъектов инфраструктуры малого предпринимательства и обеспечению комплексного характера их функционирования. Необходимые условия этого состоят в распределении и координации функций между субъектами, в преемственности и последовательности при переходе начинающих предпринимателей от одного субъекта к другому, например, из обучающего центра через инкубатор в технологический парк при постоянном консультационном и информационном обслуживании.

Наличие достоверной информации о наборе предоставляемых услуг со стороны различных объектов инфраструктуры даст предпринимателям возможность свободного выбора при обращении за конкретным видом услуг.
В число основных субъектов инфраструктуры малого предпринимательства входят фонды поддержки и бизнес-инкубаторы, а также технологические, научные и промышленные парки. Рассмотрим их структуры и задачи.
В настоящее время в 69 регионах России созданы фонды поддержки малого предпринимательства. Однако все они испытывают недостаток финансовых средств.
Основные источники финансирования региональных фондов соответствующие бюджеты, средства от приватизации государственных предприятий, имущество учредителей, доходы от деятельности фонда, возврат кредитных сумм от заемщиков, добровольные взносы юридических и физических лиц.
Главный вид деятельности фондов льготное кредитование малых предприятий. Однако практика показала неэффективность этого механизма.

Предоставляется целесообразным в деятельности фондов переход от льготного кредитования отдельных инвестиционных и инновационных проектов к преимущественному использованию механизмов косвенного финансового регулирования малого предпринимательства, позволяющих получить мультипликативный эффект и значительно расширить круг пользователей этих структур. К наиболее важным механизмам относятся:
¦ гарантии и поручительства по кредитам коммерческих банков под проекты создания и развития малых предприятий;
¦ компенсация части процентных ставок по кредитам коммерческих банков;
¦ компенсация части расходов по оказанию малым предприятиям услуг в области повышения технического уровня, лизинга оборудования, информации и рекламы, подготовки кадров, предоставляемых им на льготных условиях. Это ведет к увеличению числа получателей кредитов банков субъектами малого бизнеса.
При этом важно частичное субсидирование разработки программ и бизнес-планов в создании малых предприятий и объектов их инфраструктуры.
Эти механизмы более эффективное средств использования финансовых ресурсов и привлечения частных инвестиций. Практика показывает, что на 1 рубль гарантийного фонда можно привлечь 45 рублей частных кредитов.
Бизнес-инкбаторы это организации, сдающие в аренду вновь создаваемым и действующим малым предприятиям оборудованные и оснащенные коммуникациями (телефон, факс, копировальная техника, компьютер и т.д.) офисные, а при необходимости и производственные помещения. Они обучают кадры и оказывают различные услуги (секретарские, информационные, консалтинговые, юридические и т.п.), формируют благоприятные условия для успешной деятельности малого предприятия на начальной стадии, увеличивают его шансы на выживание, значительно сокращают первоначальные финансовые вложения.
Эффективность этой организационной формы инфраструктуры малого бизнеса доказана мировой практикой. В 1985 г. было около 70 бизнес-инкубаторов, в 1992 г. их насчитывалось 470, а в настоящее время более 1300.

Из них около 550 в США, 75 в Китае, 200 в Европе, Канаде и Австралии.
Бизнес-инкубаторы формируют финансовые средства из местных бюджетов, субсидий правительств, отчислений промышленных корпораций, учебных заведений и различных фондов, а также долевых отчислений вышедших из них и успешно работающих малых предприятий.
В мировой практике есть несколько разновидностей инкубаторов. Так, бизнес-инкубаторы оказывают разнообразные услуги с целью поддержки малого бизнеса на первых стадиях его становления.

Инновационный (технологический) инкубатор обеспечивает доступ к техническим консультациям и оборудованию университетов и исследовательских лабораторий, входящих в него, чтобы помочь предпринимателю продвинуть его концепцию до коммерческого использования.
Научные парки, технопарки, бизнес-парки, бизнес-центры, промышленные парки отличаются от бизнес-инкубаторов ориентацией на различные этапы развития предприятия, получающего поддержку. Так, парки, как правило, чаще имеют дело с уже существующими и успешно развивающимися предприятиями, тогда как инкубаторы обычно поддерживают малые фирмы на стадии создания и ранних этапах становления.
При создании инкубаторов не следует рассчитывать на быструю прибыльность этого бизнеса. Начальная стоимость земли и строений требует общественного финансирования, но текущие затраты должны покрываться за счет ренты и услуг в 2 3 года после старта.

Поэтому наиболее продвинутые бизнес-инкубаторы в промышленно развитых странах создаются в рамках целевых государственных программ при активной поддержке местных властей.
Бизнес-инкубаторы наиболее эффективный путь развития инновационного предпринимательства, одна из форм ускорения использования научно-технических достижений в рыночной экономике. В них создается благоприятная интеллектуальная и предпринимательская среда, обеспечивающая быстрый рост научных результатов, рождение высоких технологий для малых предприятий.

При этом в значительной мере нивелируются многие сложности периода их рождения и первоначального развития. Мировая практика показывает, что выживаемость субъектов малого бизнеса в структуре инкубатора резко повышается и доходит до 80%.
Проблемы бизнес-инкубаторов главным образом связаны с недостаточной проработкой вопросов их внутренней организации и с внешними условиями. Большое значение для успешного их финансирования имеет национальная система мер, регулирующих малое инновационное предпринимательство.

Это льготы и субсидии, гарантии займов, организация рынков ценных бумаг мелких и средних фирм (на фондовых биржах котируются акции только крупных компаний), создание разнообразных фондов рискового капитала частными банками, производственными корпорациями, университетами и т.д.
Важный фактор успешной деятельности бизнес-инкубаторов их местоположение, позволяющее налаживать контакты с фирмами-поставщиками и потребителями наукоемкой продукции и технологий, облегчающее выход на рынки, в том числе и мировые. Удаленность от основных экономических и научных центров лишает бизнес-инкубаторы стимулирующего воздействия рынка, что чревато опасностью самозамкнутости.

В том же направлении действуют государственные субсидии, освобождающие предпринимателей от необходимости бороться за конкурентоспособность своей продукции.
Инициатива создания бизнес-инкубаторов за рубежом исходит от государства и местных органов власти, академических центров, промышленных корпораций и частных лиц и требует участия авторитетных и деловых людей, детальной проработки проекта, учета конкретных условий, выигрыша и издержек всех потенциально заинтересованных сторон.



Содержание раздела