d9e5a92d

Финансовая поддержка малого предпринимательства

Основные причины:
¦ сложность и громоздкость программы по вертикали (мно-гоуровневость) и горизонтали (громадное количество заданий и множество участников разработки, финансирования и реализации). Согласование целей второго и третьего уровней, не говоря уже о заданиях, не под силу известным и в настоящее время методам и способам;
¦ ведомственность участков разработки, финансирования и реализации программы. Участники программы пытаются вопреки общегосударственным целям, отражать в ней только свои интересы и не хотят брать ответственность за реализацию, по их мнению, чужих, непрофильных их задачам мероприятий.

Ведомственность это нежелание подчиняться требованиям государственной дисциплины выполнять решения вышестоящих органов, если они выходят за рамки интересов субъекта.
Анализ практики разработки, согласования и реализации Федеральных программ государственной поддержки малого предпринимательства позволяет сделать следующий важныій выівод: Федеральные программыі не нужны, они не решают своей главной задачи оказыівать содействие в организации, выживании и успешном развитии малыіх предприятий.
На разработку и реализацию таких программ затрачиваются большие усилия законодательных и многих органов исполнительной власти на различных уровнях управления, расходуются немалые государственные средства. Однако социально-экономические результаты их реализации несопоставимы с затраченными усилиями и средствами, так как эффективность крайне низкая.
Более того, такие федеральные программы в определенной мере для малого предпринимательства даже вредны. Это, прежде всего, относится к субъектам малого бизнеса. Информация о программе, ее целях, мероприятиях и заданиях иногда доходит до них.

Исполнители программы привлекают к реализации заданий значительную часть малых предприятий, связывая с этим свои планы, и поэтому рассчитывают на определенную материальную поддержку и помощь в сфере инфраструктуры. Но через определенное время эти планы рушатся. Многие предприятия не выдерживают таких ударов и прекращают свое существование.

По официальным данным, ежегодно в России банкротятся, включая и рассмотренную причину, не менее 150 тыс. предприятий.
Критиковать обычно легче, чем предлагать альтернативу. Какой же выход, чем можно заменить Федеральную программу государственной поддержки малого предпринимательства?

Рассмотрим два возможных варианта, взаимно увязанных и действующих одновременно.
Первысй в вариант. Разработать целевую программу сроком на 23 года Программу разработки принципов, методов и средств государственного регулирования малого предпринимательства в Российской Федерации. В ней с позиций сущности и роли малого бизнеса в экономическом развитии страны определить и реализовать на практике экономические, социальные и политические условия успешного функционирования и развития малых предприятий.

Опыт показывает, что любая поддержка обречена на провал, если не действуют адекватные ей факторы.
Уровень утверждения программы должен показать, что для ее исполнителей выполнение заданий является законом. В административно-правовом акте ее утверждения в обязательном порядке необходимо предусмотреть меры наказания за нарушения выполнения и искажения сущности заданий, т.е. это должен быть Федеральный закон или Указ Президента РФ.
Принципы, методы и средства государственного регулирования малого предпринимательства рассматриваются в следующих разделах монографии.
Второй вариант сводится к тому, что можно не разрабатывать программу поддержки малого бизнеса при условии включения во все федеральные программы раздела Развитие малого предпринимательства.
В предыдущих разделах показана исключительная роль малых предприятий для всех сфер социально-экономического развития при решении любых народнохозяйственных проблем. Сейчас уже ясно, что практически все проблемы развития отраслей экономики можно решить на основе использования инициативы малых предприятий, знаний, опыта и деловой хватки их руководителей.
Ниже перечислены федеральные программы, в которые органично вписываются разделы по развитию малого предпринимательства:
¦ целевая программа занятости населения;
¦ целевая программа Жилище;
¦ программа Государственные жилищные сертификаты;
¦ возрождение, строительство, реконструкция и реставрация малых и средних городов;
¦ конверсия предприятий военно-промышленного комплекса;
¦ повышение товарности агропромышленного комплекса.
Федеральные исполнительные органы должны переосмыслить имеющийся опыт поддержки малых предприятий и выработать новый подход к формированию федеральных целевых программ, учитывающий интересы малого бизнеса.

Финансовая поддержка малого предпринимательства



Государственная поддержка необходимый, объективный процесс, цель которого обеспечить равный доступ малых предприятий к необходимой им инфраструктуре, защитить от монополизации и недобросовестности поставщиков сырья, материалов и услуг. Объективность этого процесса обусловлена основной и важнейшей функцией государства, заключающейся в разработке законодательства и обеспечении безусловного выполнения принятых законов.
Для характеристики многообразия видов, форм и проявлений взаимоотношений государства и экономики в теории и практике используются различные понятия. Наиболее соответствующими сущности этих взаимоотношений является два понятия (термина):
¦ государственное регулирование экономики;
¦ государственная экономическая политика.
Отдельные исследователи говорят об идентичности приведенных выше понятий, экономическая политика может основываться на принципе неучастия государства в хозяйственной жизни, но оно не в состоянии существовать без сбора налогов (и как следствие оплаты армии и аппарата управления), осуществления закупок и подрядов на строительство, а также регулирования денежного обращения и внешнеэкономических связей. Как нам представляется, в приведенной выше трактовке сущность политики представлена неправильно, а ее роль явно занижена.
Рассмотрим смысловые содержания терминов политика и регулирование.
Политика это деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность общественных классов, партий и других классовых организаций, общественных группировок, определяемая их интересами и целями.
Политика экономическая государственная это генеральная линия действий и совокупность мер, проводимых правительством от лица государства в области производства, распределения, объема, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране. Линия действий складывается из структурной, инвестиционной, ценовой, финансовокредитной, внешнеэкономической, социальной политики, а также политики в области труда и занятости.
Регулирование (от лат. regulo устройство, привожу в порядок) это процесс обеспечения развития явления принятыми нормативно-правовыми актами. Другими словами, регулирование направлено на решение поставленных задач.

Поэтому политика как понятие выступает общим, первичным по отношению к регулированию, представляющему собой механизм осуществления сущности общего.
Таким образом, взаимодействие государства с экономикой опосредовано регулированием (механизмом осуществления, реализации государственной экономической политики) системой мер и организации целенаправленного воздействия государства на деятельность хозяйствующих субъектов. Регулирование как процесс формируется на основе цели, форм и методов.
Целъ государственной поддержки малого предпринимательства в создании необходимых и достаточных политических, экономических и социальных условий для эффективного функционирования и развития малых предприятий во всех отраслях экономики и промышленности.
Формы реализации государственной поддержки малого предпринимателъства это государственные прогнозы, целевые федеральные, региональные и муниципальные (местные) программы, а также индикативное планирование.
Методыі государственной поддержки малого предприни-мателъства группируются по направленности их воздействия и содержания.
По направленности различают методы прямого и косвенного воздействия, а по содержанию административные (организационно-правовые), экономические и институционные.
Прямыіе методыі это бюджетное финансирование, субвенции, безвозвратные кредиты и т.п.
Косвенныіе методыі налоговая политика, льготы и т.п.
Методы административной поддержки, базирующиеся на силе государственной власти, авторитете правительства, можно подразделить на группы: запрет, разрешение и принуждение. Первые два метода реализуются путем выдачи или отказа каких-либо прав (лицензий, квот и т.п.).

Принуждение используется как инструмент осуществления государственной политики по регулированию экономического цикла, цен и социальных отношений.
Экономические методыі подразделяются на финансово-кредитные и бюджетные. Финансово-кредитные это количественное изменение предложения свободных денег и изменение цены кредитов, т.е. процента, определяющего спрос на заемный капитал и масштабы притока вкладов.
Институционныіе методыі государственной поддержки направлены на организацию хозяйственной деятельности и основаны на создании субъектов и объектов институционной инфраструктуры.. Субъектами являются предприятия всех форм собственности и банки, а объектами выступают хозяйственные отношения фаз и сфер воспроизводства.
Содержание и объемы государственной поддержки малого предпринимательства, его формы и методы зависят от экономического состояния страны и геополитического положения, от истории, традиций и национальной культуры. Так, для России, с ее территориальными масштабами, суверенитетами регионов, а также неуважением законов и традиционным авось неприемлемы методы, используемые в Германии (с ее дисциплиной, точностью и пунктуальностью).
Анализ международного опыта показывает, что есть определенный перечень общепринятых форм и методов государственной поддержки малого предпринимательства. При этом происходит смещение акцентов поддержки.

Главной его задачей все в большей мере остановится обеспечение на мировом рынке конкретных преимуществ национальной экономики.
Решение этой задачи осуществляется, во-первых, на основе создания наиболее благоприятных условий предпринимательства и развития национальной конкурентной рыночной среды и, во-вторых, за счет поддержания конкурентоспособности в сферах, преимущества которых не могут быть реализованы посредством механизма свободного рынка.
Как показывает опыт развития малого предпринимательства в России, структура его субъектов неоднородна. Если взять в качестве классификационного признака их возможности в привлечении финансовых средств, то можно выделить три группы.
Первая группа малых предприятий это предприятия, развивающиеся наиболее успешно, с хорошими перспективами роста. Они располагают достаточными возможностями решения финансовых проблем за счет собственных средств, или средств партнеров и учредителей. Владельцы этих предприятий собственники производственного и непроизводственного имущества. В случае необходимости под его залог могут выделяться кредиты коммерческих и государственных банков.

Кроме того, такие предприятия не лишены определенного опыта применения различных процедур поиска финансовых средств. Они знакомы с технологиями минимизации затрат на привлечение заемных средств и не заинтересованы в их получении на предлагаемых банками условиях. Их не устраивают процентные ставки и краткосрочные кредитования. Предприятия первой группы используют кредит для реализации высокоэффективных не длительных по срокам осуществления проектов и только в случае отсутствия альтернативных возможностей.

Количественно эта группа немногочисленна.
Вторая группа малых предприятий это основная масса субъектов малого предпринимательства, прошедших стадию становления и функционирующих. Но им для дальнейшей успешной работы и особенно развития требуются финансовые средства.

Однако их возможности ограничены недостатком имеющихся залогов и гарантий.
Третья группа малых предприятий включает:
¦ малорентабельные и убыточные предприятия с нестабильным финансовым положением и отягощенными долговыми обязательствами;
¦ недавно созданные, только начинающие функционировать предприятия.
Эти субъекты малого предпринимательства не имеют свободных финансовых ресурсов и не обладают реальными залоговыми возможностями. Для них нет системы гарантий и страхования инвестиционной деятельности.

Имеющиеся производственные активы малоликвидны, так как их помещения и оборудование, как правило, морально устарели, физически изношены и требуют значительных инвестиций для эффективного функционирования.
В последние годы в целом по Российской Федерации в среднем сложилась структура источников финансирования проектов малых предприятий, приведенная в табл. 2.1.
Для сравнения ниже приведена структура источников финансирования малых предприятий в США (по данным Администрации по делам малого бизнеса США) в среднем за последние 56 лет (табл. 2.2).
Анализ таблицы показывает, что характерным для финансирования малого предпринимательства США является преобладающее использование собственных средств. Доля этого источника в 4 раза больше по сравнению со структурой источников финансирования в России.

Естественно, доля кредитов банков у американских предпринимателей не может быть высокой.
Можно констатировать, что в ближайшей перспективе (не менее 1520 лет) при сложившейся государственной политике поддержки малого предпринимательства основная масса российских владельцев малых предприятий не будет иметь собственных средств для развития производства. Следовательно, система государственной поддержки, с одной стороны, должна активизировать другие источники, а с другой создавать и реализовывать благоприятные предпосылки и условия для накопления малыми предприятиями средств, направляемых ими на развитие.
В настоящее время в России финансовая поддержка малого предпринимательства не осуществляется в необходимых размерах.
В соответствии с федеральными программами поддержки малого предпринимательства финансирование его субъектов должно осуществляться через специализированный Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, образованный постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1996 г. 429.
Основная цель Фонда финансовое обеспечение Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства, участие в финансировании региональных (межрегиональных) программ, а также проектов и мероприятий по поддержке и развитию малого предпринимательства.
Фонд осуществляет свою деятельность по следующим основным направлениям.
Во-первых, содействие в формировании рыночных отношений на основе развития конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов и мероприятий в области малого предпринимательства.
Во-вторых, участие в разработке, проведении экспертизы, конкурсном отборе и реализации федеральных, региональных (межрегиональных) и муниципальных программ малого предпринимательства, демонстрации экономики; развитие конкуренции, насыщение товарного рынка и создание новых рабочих мест.
В-третьих, осуществление финансовой деятельности малых предпринимательских структур, стимулирование разработки производства принципиально новых видов продукции, содействие в освоении новых технологий и изобретений.
В-четвертых, содействие в привлечении ответственных и иностранных инвестиций и кредитов для реализации приоритетных направлений деятельности.
В-пятых, участие в формировании инфраструктуры рынка, обеспечивающей равные условия и возможности для осуществления деятельности в области малого предпринимательства.
Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства выступает гарантом по целевым иностранным кредитам, предоставляемым Российской Федерации, а также по инвестиционным кредитам, предоставляемым кредитам организациями Российской Федерации субъектам малого предпринимательства на коммерческой основе для реализации конкретных программ и проектов.
Финансовые средства Фонда формируются за счет:
¦ поступлений из федерального и местных бюджетов;
¦ отчислений из налогооблагаемой базы предприятий и организаций;
¦ отчислений от средств, получаемых от регистрации малых предприятий;
¦ отчислений в размере 5% от средств, полученных от приватизации государственных предприятий;
¦ доходов от предпринимательской деятельности Фонда;
¦ иностранных инвестиций.
Фонд выделяет малым предпринимателям кредиты на основе двух принципов возвратности и конкурентности.
Порядок предоставления кредита следующий. Малые предприятия представляют в Фонд проекты и программы (заявки), на реализацию которых они планируют получить кредит. Положением о Фонде установлены следующие требования, предъявляемые при рассмотрении заявок.

Удельный вес кредита в общей сумме финансирования проекта (программы) должен составлять не менее 50% и не более 70%. Остальные средства предприятие формирует за счет других средств, предпочтительнее собственных. Другое требование максимальный срок реализации проекта и погашения кредита 1,5 года.

Третье требование проект должен быть адекватен государственным экономическим приоритетам.
За отбором проектов следит наблюдательный совет Фонда из представителей министерств, ведомств и комитетов, предпринимательских и общественных структур.
После определения перечня заемщиков непосредственные операции по кредитованию и контроль за использованием кредитов осуществляются совместно коммерческим банком и банковскими агентами на местах. Важно, чтобы коммерческий банк взял на себя определенные обязательства, выполнение которых должно обеспечить возможность осуществления следующих действий:
¦ предоставление банковских гарантий субъектам малого бизнеса для получения кредитов в других коммерческих банках;
¦ увеличение ресурсов для кредитования малых предприятий за счет средств генерального банка;
¦ управление банковской системы поддержки малого предпринимательства;
¦ получение дивидендов на вложенный капитал.
Фонд заключает договоры с банками-агентами на представление малым предприятиям кредитных ресурсов. В целях обеспечения гарантии по своевременному возврату кредита и уплате процентов в фонд запрещает использовать полученные кредитные ресурсы для:
¦ зачисления на депозитные счета;
¦ предоставления межбанковских кредитов;
¦ покупки свободно конвертируемой валюты, а также на цели, не предусмотренные договором.
Для получения кредита малые предприятия представляют соответствующие документы в регистрационные органы.
В принципе для финансовой поддержки малого предпринимательства можно использовать различные методы. Интересы коммерческих структур и субъектов малого бизнеса и методы их финансовой поддержки приведены в табл.

2.3.
Наибольшая часть средств для реализации инвестиционных проектов малых предприятий идет из банковских кредитов. Фонд поддержки малого предпринимательства, вопреки его целям и задачам, не решает проблем развития субъектов малого бизнеса. Аналогичные цели имеют и региональные фонды.

Доля всех фондов поддержки (федерального и регионального) не превышает 20% общих средств, направляемых малыми предприятиями на свое развитие. Это подтверждает ранее сделанный вывод о нецелесообразности сохранения системы поддержки малого предпринимательства и замены ее системой государственного регулирования малого предпринимательства и замены ее системой государственного регулирования.

Органы поддержки малых предприятий в промышленно развитых странах

Мировой опыт свидетельствует, что государство берет на себя многие экономические функции, связанные с формированием инфраструктуры экономики, определением приоритетов хозяйственного развития, обеспечением пропорций и взаимосвязей в экономике, с регулированием рыночных отношений, разработкой и реализацией политики государственного регулирования малого предпринимательства. Для реализации последней функции создаются специальные органы с законодательно закрепленными задачами, правами и ответственностью.
В странах Европейского Сообщества политика государственного регулирования малого предпринимательства разрабатывается и реализуется министерствами экономики или министерствами промышленности и торговли. Так, в министерствах экономики Германии и Голландии есть специальные отделы малого и среднего бизнеса.

Во Франции аналогичный отдел создан в министерстве промышленности. В Англии создано министерство по малому предпринимательству.
Программы по развитию и регулированию малого бизнеса в этих странах закрепляются за разными министерствами, что объективно требует координации их действий.
В Европейском Сообществе в 1973 г. создано бюро по сближению компаний, т.е. содействию поиску партнеров в странах сообщества. Кроме того, созданы центры предпринимательства, нововведений и 40 информационных центров.

Их задача предоставление предпринимателям комплекса услуг (подготовка кадров, маркетинг, передача технологий и т.п.).
В Европе большое внимание уделяют развитию инфраструктуры малого и среднего предпринимательства. Так, в Англии
действует широкая сеть организаций по оказанию (за невысокую плату или бесплатно) консультационных услуг и предоставлению научно-технической информации. Среди них:
¦ служба мелких фирм;
¦ местные предпринимательские агентства, в аппарат которых входят представители выборных органов и коммерческих структур;
¦ центры труда, помогают безработным организовывать свой бизнес;



Содержание раздела