d9e5a92d

Какими ресурсами Япония обладает в достатке?



Вопрос для обсуждения:
Найдите статистику, которая бы демонстрировала запасы Японии природными ресурсами. Какими ресурсами Япония обладает в достатке? Какие ресурсы являются дефицитными?

Основываясь на концепции абсолютных конкурентных преимуществ, объясните, на чем Япония должна специализироваться в международной торговле.

Парадоксально, но наличие в стране больших запасов полезных ископаемых, таких, например, как нефть и алмазы, может рассматриваться как препятствие экономическому росту. Добыча полезных ископаемых не связана с серьезными трудностями и напрямую не влечет за собой технологического и инновационного развития. Это автоматически повышает концентрацию экономической и политической власти, которую трудно преодолеть.

В условиях избытка легкодоступных ресурсов возникает так называемая «голландская болезнь» искажение структуры экономики в пользу сырьевых секторов, куда с целью получения сверхприбыли устремляются трудовые, финансовые и предпринимательские ресурсы. В России симптомы голландской болезни начали проявляться в 70-е гг. 20 века, после резкого роста нефтяных цен.

Богатство природными ресурсами требует проведения взвешенной государственной политики по управлению доходами, получаемыми из сырьевых отраслей.

Вопрос для обсуждения
Многие природные ресурсы, такие как нефть, газ, каменный уголь и другие минеральные ресурсы невозобновимы, т.е. их добыча не может продолжаться вечно. Не является ли постоянное увеличение их добычи ограничением для экономического роста следующих поколений, которые неизбежно будут испытывать дефицит этих ресурсов?

Кейс № 2
Политика Норвегии в области управления природными ресурсами

Базовыми отраслями экономики Норвегии являются добыча нефти и природного газа (17,4 % ВНП) и нефтепереработка (10,9 % ВНП). Другими важными отраслями являются исторически развитые судостроение и рыболовство, а также лесопереработка и металлургия. Так, по производству алюминия Норвегия занимает 7-е место в мире.

Алюминиевая промышленность базируется на богатых гидроэнергетических ресурсах, используется импортное сырье, а почти вся продукция вывозится на внешний рынок.
Экономика Норвегии сильно зависит от внешней торговли, её доля в ВВП страны составляет около 70 %. По данным 2003 года экспорт нефти и газа составляет 44,5 % общего экспорта. Другие важные статьи экспорта: машиностроение и транспорт 7,7 %, металлы 5,9 %. Экспорт услуг, в первую очередь связанных с мореходством, составляет 24,9 %.
В Норвегии важную роль играет госрегулирование экономики. Государство регулирует экономику, как через высокое налогообложение, так и путём прямого экономического участия в различных отраслях.

Государственный нефтяной фонд (Government Petroleum Fund)
Доходы, получаемые государством от экспорта нефти и газа, поступают в специально образованный фонд. «Государственный нефтяной фонд» Норвегии создан и функционирует в соответствии с одноименным законом от 22 июня 1990 г. Целью деятельности Фонда является «передача нефтяного богатства последующим поколениям».
Ежегодные поступления в фонд состоят из налогов уплаченных нефтяными компаниями и доходов полученных государством от госпакетов акций в нефтяных компаниях. Так, государство владеет 81,7 % акций в «Статойле» - крупнейшей нефтедобывающей компании.
Объём средств Государственного нефтяного фонда на начало 2004 г. составлял 856,6 млрд. крон (121 млрд. долл.). Средства фонда вкладываются вне Норвегии, это принципиальная позиция правительства. Около 40 % средств вкладываются в акции зарубежных компаний, а 60 % в иностранные гособлигации.

Управление активами фонда поручено центральному банку Норвегии (Norges Bank).

Eksportfinans
Важную роль в финансовом секторе страны играет Eksportfinans, учрежденная в 1962 г. крупнейшими норвежскими банками. Eksportfinans - это специализированный банк, предоставляющий кредиты норвежским компаниям, в первую очередь экспортерам товаров и услуг. Организация координирует свою работу с норвежским правительством.

Важную роль в этом взаимодействии играет GIEK агентство по предоставлению государственных гарантий по кредитам норвежским предприятиям экспортёрам.


Доля отдельных отраслей экономики в ВНП Норвегии в 2003 г.:
добыча нефти и газа
17.40%
нефтепереработка и нефтехимия
10.90%
предоставление коммерческих услуг
9.00%
розничная торговля
8.40%
здравоохранение и соцзащита
8.40%
жилищно-коммунальное хозяйств
5.30%
предоставление услуг в сфере госуправления
4.60%
Образование
4.50%
Строительство
4.20%
другие виды транспорта
3.50%
банковская деятельность
3.20%
другие социальные и частные услуги
3.20%
Электроэнергетика
2.40%
Металлообработка
2.20%
Почта и телекоммуникация
1.90%
Судоходство
1.80%
гостиничное хозяйство и общепит
1.40%
трубопроводный транспорт
1.40%
Судостроение
1.00%
сельское и лесное хозяйство
0.90%
Металлургия
0.60%
рыбное хозяйство
0.30%
химическая промышленность
0.30%
горная добыча
0.20%



Таким образом, если классическая экономическая теория определяла конкурентные преимущества, на основе которых может быть обеспечено экономическое развитие страны, как в большей мере зависимые от богатства природными ресурсами, и, соответственно, неизменные, то современные экономисты полагают, что конкурентные преимущества могут приобретаться и изменяться. В конечном итоге конкурентоспособность страны зависит от того, может ли ее промышленность вводить новшества и модернизироваться. С ростом конкуренции на мировых рынках, которую можно проследить на примере огромных транснациональных компаний, все более важной становится роль государств.

Существенный вклад в достижение задачи экономической модернизации вносят и различия в национальных ценностях, в культуре, в структуре экономики и в историческом развитии. Экономисты единодушны в том, что самыми важными факторами, определяющими конкурентоспособность страны, являются стоимость рабочей силы, капитала и уровень развития экономики.

Экономическая история 20 века показала несостоятельность классической школы экономической теории, продемонстрировав, в частности, «провалы рынка», под которыми понимают неспособность рынка обеспечить эффективное распределение имеющихся ресурсов. Самые известные примеры провалов рынка: картельные сговоры компаний, препятствующие конкуренции на рынке, проблема недобросовестного поведения и проблема неблагоприятного выбора.


Кейс № 3
Провалы рынка
Картельные сговоры компаний препятствуют конкуренции на рынке и ведут к возникновению ситуации монопольной цены. В новейшей истории России картельные сговоры можно наблюдать на топливном рынке.   

Классический пример проблемы недобросовестного поведения страхование. Целью внедрения системы страхования банковских вкладов является рост доверия к банкам и стимулирование сбережений, что должно позитивно повлиять на снижение рисков банков и повысить стабильность банковской системы. Однако гарантированность возврата средств, с одной стороны, делает вкладчиков менее «разборчивыми и бдительными» при выборе банков, а с другой стороны, стимулирует банки принимать на себя более высокие риски при вложении средств. В конечном итоге все это повышает риск возникновения банковских кризисов.

Экономистам также хорошо известен пример, когда автомобилисты, застраховав свой автомобиль, становятся менее осторожными и внимательными на дорогах, повышая риск возникновения дорожно-транспортных происшествий.

Такой провал рынка как проблема неблагоприятного выбора также широко распространен в банковском секторе. Если страхование вкладов осуществляется на добровольной основе, оно становится более привлекательным для «рискованных» банков, чем для консервативных и стабильных. В такой ситуации вкладчики лишаются права надежного обеспечения своих накоплений. В общем случае этот провал рынка вызван склонностью экономического агента скрывать реальную информацию о себе.

Например, покупая медицинскую страховку, пациент может утаить от страховщиков какое-нибудь серьезное заболевание.

***
Фридрих Лист (1789-1846), «Национальная система политической экономии» (1841).
Фридрих Лист, немецкий экономист, родившийся в эпоху феодальной раздробленности, тормозившей экономическое развитие Германии, впервые выступил с критикой классической политической экономии. Он указал на три недостатка теории Смита и его последователей: «космополитизм», т.е. идея о существовании единых для всех стран универсальных экономических законов, не учитывающих национальную специфику; «индивидуализм», т.е. использование в экономическом анализе понятия «экономический человек» без учета всех общественных связей; «материализм», т.е. исследование только материальных факторов создания богатства. Лист выдвинул понятие «производительных сил нации», действующих в национальном масштабе и включающих все сферы экономики и общественные институты.

Согласно Листу, формирование производительных сил нации является «результатом взаимного действия интеллектуальных и материальных капиталов страны, капиталов сельского хозяйства, мануфактур и торговли».



Содержание раздела