d9e5a92d

Деньги выходят за пределы национальных границ.


Средства производства - это товары, удовлетворяющие производственные потребности общества.
Предметы потребления - это товары, удовлетворяющие личные потребности человека.
Товар имеет стоимость. По вопросу величины стоимости существуют три подхода:
марксистский: величина стоимости определяется количеством труда, воплощенного в товаре - эта величина находится под воздействием двух факторов:
производительности труда;
интенсивности труда.
Производительность труда - это количество продукции, производимой в единицу времени.
Интенсивность труда - это количество труда, затраченное в единицу времени.
Рост производительности труда уменьшает цену стоимости товара, а рост интенсивности труда увеличивает общую массу стоимостей, но не меняет стоимости единицы продукции.
австрийская школа считает, что стоимость товара определяется ограниченностью и редкостью ресурсов и той пользой, которую может принести последний экземпляр товаров определенной группы.
кембриджская школа считает, что стоимость продукции определяется издержками производства, спросом и предложением и предельной полезностью.
Меновая стоимость - это количество или пропорция, в которой одна потребительская стоимость приравнивается к другой на рынке.
Стоимость бывает индивидуальная и общественная.
Индивидуальная - это стоимость товара каждого отдельно взятого производителя. Общественная стоимость проявляется на рынке.
Величина стоимости товара зависит от трех факторов:
общественная производительность труда;
ограниченность и редкость ресурсов;
спрос и предложение.

Деньги
Деньги в своем развитии прошли большой исторический путь. Их возникновение и развитие связано со сменой форм стоимости.
Форма стоимости в своем развитии прошла четыре исторических этапа:
простая (случайная);
полная (развернутая);
всеобщая;
денежная.
На этапе разложения натурального хозяйства и зарождения товарного, зародилась простая форма стоимости. Обмен происходил случайно, выглядел просто.
Полная форма стоимости появляется вместе с первым разделением труда. Денежная форма стоимости отличается от всеобщей тем, что роль всеобщего эквивалента закрепляется за деньгами навечно, навсегда.
Деньги - это всеобщий эквивалент. Деньги выполняют пять функций:
мера стоимости. В этой функции деньги измеряют стоимость всех других товаров. Эту функцию деньги выполняют идеально, то есть мысленно представляемы;
средство обращения;
средство платежа;
средство накопления;
мировые деньги. Деньги выходят за пределы национальных границ.
Денежное обращение - это непрерывное движение денег. В своем развитии денежное обращение прошло три исторических этапа:
золотомонетный тип. На этом этапе денежная единица любой страны имела золотое содержание или обеспечение;
золотобумажный тип денежного обращения (1769 г. в России) бумажные деньги пришли двумя путями:
порча монет. Казначейские векселя, то есть обязательства государственной власти, которые свободно обменивались на серебряные и медные монеты;
через коммерческий вексель, то есть обязательства отдельного промышленника или торговца уплатить в определенный срок деньги за полученные в кредит товары. Позже банкноты стали выпускать банки. Банкнота обеспечивается государством золотом, драгоценными металлами и другими активами государственного банка.
банковский тип денежного обращения. Он характеризуется тем, что бумажные деньги, никак не связаны с золотом.
Сегодня функционируют так называемые банковские деньги, то есть основная масса операций по покупке и продаже товаров совершается без участия денег (безналичный расчет) или с помощью кредитных карточек.
Инфляция - это процесс переполнения каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денежной единицы и рост товарных цен.
Специфика инфляции в России заключается в следующем:
рост и развитие инфляции происходили в условиях товарного голода на фоне постоянно возникающих кризисов неплатежей, в том числе по банковским структурам, которые достигли больших размеров:
инфляция сопровождалась наличием нереального валютного курса, который формировался не рынком, а лишь его потребительской частью:


инвестиции в народное хозяйство не вкладывались из-за невозможности формирования реального валютного курса в равной степени рынком потребительским и рынком инвестиционным (здания, сооружения, земля);
инвестиционная сфера не могла формироваться, поскольку коммерческие банки не имели реальных налоговых льгот, связанных с вложением в инвестиционный процесс.
Перечислим теперь важнейшие причины инфляционного роста цен:
Диспропорциональность или несбалансированность государственных доходов и расходов. Эта несбалансированность выражается в дефиците государственного бюджета. Если этот дефицит финансируется за счет займов в Центральном эмиссионном банке страны, то есть за счет печати новых денег, то это приводит к росту массы денег в обращении и следовательно к росту цен.
Аналогичная картина возникает при финансировании инвестиций осуществляемое подобным образом. Особенно инфляционно опасным являются инвестиции в военной области.Непроизводительное потребление национального дохода на военные цели ведет не только к потере национального богатства, но и создает дополнительный платежеспособный спрос, что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия. Рост военных расходов является одной из главных причин хронических дефицитов госбюджета и увеличения государственного долга во многих странах, для покрытия которого выпускаются бумажные деньги.
Общее повышение уровня цен связывается современной экономической теорией с изменением структуры рынка в ХХ веке. Структура современного рынка все менее и менее напоминает структуру рынка совершенной конкуренции. Структура современного рынка в значительной степени напоминает олигополистическую . А олигополист имеет возможность в известной степени влиять на цену. Таким образом, олигополисты напрямую заинтересованы в усилении «гонки цен», а также, стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересованы в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров).

Не желая «испортить» свой рынок снижением цен, монополисты и олигополисты препятствуют росту эластичности предложений товаров в связи с ростом цен. Ограничение притока новых производителей в отрасль олигополии поддерживает длительное несоответствие спроса и предложения.
Рост «открытости» экономики страны , втягивание ее в мирохозяйственные связи , вызывает опасность «импортируемой» инфляции. Так, к примеру, скачок цен на энергоносители в 1973 году вызвал рост цен на импортируемую нефть и далее, по технологической цепочке - на другие товары. В условиях неизменного курса валюты страна каждый раз испытывает воздействие «внешнего» повышения цен на импортируемые товары.

Вместе с тем возможности бороться с этим типом инфляции достаточно ограничены.
Одной из причин инфляции, имеющей особое значение в нашей стране - это, так называемые, инфляционные ожидания. Инфляционные ожидания особенно опасны тем, что обеспечивают самоподдерживающий характер инфляции. Так, население, живущее в условиях постоянного ожидания повышения общего уровня цен, постоянно рассчитывает на дальнейший их рост. В таких условиях трудящиеся требуют все более высокой заработной платы.

Население запасается товарами впрок, опасаясь, что цены на них в скором времени еще более поднимутся. Производители, опасаясь, что цены на сырье , оборудование и комплектующие поднимутся и, желая обезопасить себя, многократно завышают цену на свою продукцию. Многие экономисты Запада и нашей страны особо выделяют фактор инфляционных ожиданий, подчеркивая, что их преодоление -важнейшая задача антиинфляционной политики.
Помимо основных существуют также альтернативные концепции инфляции. К ним относят инфляцию спроса и инфляцию издержек. В рамках этих концепций рассматривают различные причины инфляции.
1) Инфляция спроса.
Это явление нарушения равновесия между спросом и предложением в сторону спроса. Причиной такого смещения может быть увеличение государственных заказов (к примеру военных), увеличение спроса на средства производства в условиях полной занятости и практически полной загрузки производственных мощностей, а также рост покупательной способности населения (рост заработной платы) в результате активных действий профсоюзов.
В результате этого в обращении возникает избыток денег по отношению к количеству товаров; повышаются цены. В ситуации, когда уже имеет место полная занятость в сфере производства, производители не могут увеличить предложение товаров в ответ на увеличение спроса.
2) Инфляция издержек.
Это явление выражается в росте цен вследствие роста издержек производства. Причинами ее могут стать:
- олигополистическая практика ценообразования,
- экономическая политика государства,
- рост цен на сырье и т.д.
На практике нелегко отличить один существующий тип инфляции от другого, они тесно взаимодействуют, поэтому рост заработной платы, например, может выглядеть и как инфляция издержек.
Необходимо отметить, что ни в одной экономически развитой стране во второй половине ХХ в. полная занятость, свободный рынок или же стабильность цен в течение длительного времени не наблюдались. Цены росли непрерывно, а с конца 60-х годов - и даже в периоды экономических спадов и застоя, когда недогрузка производства могла доходить до значительных размеров. Такое явление получило название стагфляции, что означает инфляционный рост в условиях стагнации, застоя производства, экономического кризиса.



Содержание раздела