d9e5a92d

Потенциал и показатели социально-экономического развития

Показатели неравномерности распределения доходов рассчитываются через коэффициент расслоения, определяемый как соотношение доходов 10-ти процентов наиболее обеспеченных и 10-ти процентов наиболее бедных слоев населения (децильный коэффициент) и коэффициент Джини - показатель концентрации доходов населения (чем выше неравенство в обществе, тем он ближе к 1). Децильный коэффициент в России составляет 13,8, но реально он превышает 20, что свидетельствует о высоком расслоении нашего общества.
Социальное развитие страны характеризуется и показателями состояния социальной сферы: обеспеченность врачами, количество койко-мест в больницах, развитие образования и сферы культуры, уровень преступности и др. Показатели развития социальной сферы России в 2001 г. выглядят следующим образом: численность больничных коек 1653, 4 тыс. или 115,4 на 10 тыс. чел.; численность врачей 677,8 тыс. чел. или 47,3 на 10 тыс. населения; заболеваемость населения 104322 тыс. или 725,6 на 10000 чел.; численность населения, размещенного в санаторно-курортных организациях 25394,7 тыс. чел.; число зарегистрированных преступлений 2968,3 тыс. чел. или 20,5 на 10 тыс. населения.
В международной практике используется так называемый индекс развития человеческого потенциала, рассчитываемый как взвешенная величина трех индексов: ожидаемой продолжительности жизни при рождении, уровня образования и реального ВВП на душу населения. По уточненной методике 1999 г. индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) рассчитывается как усредненное значение трех обобщающих показателей: индекс ожидаемой жизни (долголетия) при рождении - Іж; индекс достигнутого образования - Іо и индекс уровня жизни, равного скорректированному реальному ВВП на душу населения - Ід:
I ^ _1 ж +1 о +1Д
3
Индекс ожидаемой продолжительности жизни-Іж определяется по формуле:
Іж=Х-Хтіп / Xmax- Xmin ;
где X, Xmin , Xmax - соответственно максимальная (85 лет) и минимальная (25 лет) продолжительность жизни
Индекс достигнутого уровня образования (грамотности) населения (Io) рассчитывается как совокупный индекса грамотности взрослого населения, доля грамотного населения (Іг) и совокупной доли учащихся первого, второго и третьего уровней:
д.у.
где Ід.у. - доля учащихся в возрасте от 7 до 24 лет (охват населения образованием всех трех ступеней).
Индекс скорректированного реального дохода (ВВП) на душу населения (Ід) определяется соотношением
Ід= (log y- log Ymm)/(log y max- log ymin);
где ymin, y max, y - соответственно минимальный (40 долл.), максимальный (40 тыс. долл.) и фактический доход на душу населения.
Россия по совокупному индексу развития человеческого потенциала в 2001 г. занимала 60-е место в мире, в 2000 г. 74. Индекс долголетия равен 0,7 (при при среднем сроке жизни россиянина - 67 лет). Наиболее высокое значение индекса образования - 0,893 (уровень грамотности - 99,8%, доля учащихся в возрасте от 7 до 24 лет составляет 70,8%).

Индекс дохода на душу населения составил 0,589 (душевая величина ВВП по паритету покупательной способности - 6,7 тыс.долларов), ИЧРП США - 0,927, Японии -0,924, Франции и Великобритании - 0,918, Германии - 0,906, КНР - 0,701, Украины - 0,721, Индии - 0,545.
Аналогичный показатель может быть рассчитан и для регионов. В табл. 9 приложения представлен индекс человеческого потенциала по регионам России, рассчитанного по более широкому кругу показателей, включающим также и уровень показателя бедности, и уровень безработицы. Для России в целом его величина составила - 0,666609, наиболее высокий рейтинг имеют Тюменская область - 0,77734, Самарская - 0,70171, Мурманская -0,69245, республика Татарстан - 0,68637, Коми - 0,68379, Саха (Якутия) -0,68345.

Москва не выделена и рассматривается в составе Московской области, чей рейтинг 12-й (0,66944).
Низкий уровень человеческого развития характерен для Ингушетии -0,47282, республики Тыва - 0,50654, Калмыкии - 0,53336. Ивановская область по уровню человеческого потенциала занимает 55-й ранг среди 75 регионов (0,61818), принятых для сравнения. Показатели социально-экономического развития Ивановской области и ее потенциал показаны в табл.

4.3.
Таблица 4.3

Потенциал и показатели социально-экономического развития Ивановской области в 2001 г.


п/п
Показатели Россия Ивановская
область
Доля, %,
ранг
1 Население, тыс. чел. 143954,4 1191,2 0.83
2 Численность ЭАН, тыс. чел. 70816 588 0,8
3 Среднегодовая численность занятых, тыс. чел. 64709,5 490,6 0,76
4 Численность безработных, тыс. чел. 6416 33,1 0,52
5 Основные фонды, млрд. руб. 20557 92,6 0,43
6 Основные фонды на душу населения, тыс. руб. 149,7 77,7 60 ранг
7 Инвестиции в основной капитал, млн. руб. 1599469 2413 0,15
8 Число организаций научно-исследовательского характера, шт. 4037 36 0,89
9 Численность научно-исследовательского персонала, чел. 885568 1574 0,18
10 в том числе с учеными степенями, чел. 104414 279 17,7
11 Внутренние затраты на НИОКР, млн. руб. 105261 112,8 0,11
12 Выдано патентов на изобретения, шт. 13777 43 0,31
13 Число инновационно-активных предприятий, шт. 2622 19 0,72
14 Объем инновационной продукции, млн. руб. 102705 412,6 0,4
15 Численность студентов вузов, тыс. чел. 5426,9 45,0 0,83
16 Численность студентов вузов на 10 000 человек населения, чел. 332 374 8 ранг
17 Численность аспирантов, чел. 128420 1000 0,78
18 Численность учащихся средних учебных заведений, тыс. чел. 2409,8 17,6 0,73
19 Численность учащихся общеобразовательных школ, тыс. чел. 19429 140,7 0,72
20 ВРП, млрд. руб. (2000 г.) 6277,8 18,1 0,287
21 Объем промышленной продукции, млрд. руб. 5881 41,6 0,71
22 Продукция сельского хозяйства, млрд. руб. 962,6 4,9 0,51
23 Среднедушевые доходы, руб. в месяц 3060 1264 0.41
24 Среднемесячная душевая зарплата, руб. 3240,4 1763,8 0,54
25 Величина прожиточного минимума, руб. в месяц 1574 1497 0,95
26 Коэффициент уровня жизни 2,16 0,91 0,42
27 Численность безработных, тыс. чел. 6416 33,1 0.51
28 Уровень безработицы, % 9,1 5,6 61,5
29 Заболеваемость на 1000 человек населения 725,6 795,9 1,097
30 Численность населения на одного врача, чел. 211,5 195,9 0,93
31 Численность зрителей театров на 1000 человек населения, чел. 214 181 0,846
32 Число зарегистрированных преступлений на 100000 человек, шт. 2051 2341 27 ранг

Глава 5 СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ РЕГИОНА
Выбор общей концепции управления региональным экономическим процессом является сегодня, как и два столетия назад в эпоху становления экономической мысли, отнюдь не праздной проблемой как для высокоразвитых в экономическом смысле стран, так и для государств, находящихся в поиске дальнейших путей своего развития. Россия сегодня - это государство с достаточно высоким уровнем развития производительных сил, квалифицированными трудовыми ресурсами и в этом смысле скорее относится к развитым странам.

С другой стороны, незавершенность трансформации экономических отношений говорит о переходном, развивающимся характере отечественной экономики.
Подобное двойственное состояние несет в себе значительные сложности, которые состоят в снижении общей эффективности экономики в период трансформаций, но при этом открывает и новые перспективы . Экономика России может сделать серьезный шаг в перед даже по сравнению с развитыми капиталистическими странами, сформировав такую модель управления экономическими отношениями, которая бы учитывала все современные тенденции мировой экономики.
Взгляды ученых и практиков на проблемы управления экономикой со времен А. Смита пережили существенные изменения, особенно в первой половине XX века. Концепция laissez-fair невмешательства государства в экономику - постулата, выдвинутого отцами либеральной идеологии еще в XIX веке, не нашла своего полного подтверждения.
Идея неуклонного и неминуемого снижения роли государства в управлении рыночной экономикой, а равно как и идея о саморегулируемости рынка, в своем классическом виде не прошли проверку на практике. Это показал мировой экономический кризис 1929-1933 годов - следствие хаотического, неуправляемого развития экономики ведущих капиталистических государств. Этот период стал точкой отсчета для развития новых взглядов на управление экономикой.

Положения, выдвинутые Дж. Кейнсом, позволили вскрыть внутреннее противоречие неолиберальной теории и послужили основой для создания новой системы регулирования экономики, в рамках которой государству отводится более значимая роль.
При этом процесс управления рассматривается лишь как регулирование рыночных механизмов, не подвергая сомнению возможность экономики к самоорганизации. Такова экономическая доктрина большинства стран с рыночной экономикой сегодня.

А какой она будет в XXI веке при переходе от постиндустриального уклада к информационному?
Анализ основных закономерностей функционирования мировой экономики указывает на то, что основными приоритетами сегодня являются гуманизация и экологическая направленность развития. Поэтому термин развитие уже не отождествляется с понятиями увеличение, расширение и т. п., а напротив, развитие экономики в настоящее время предполагает ограничение темпов роста производства и переход к более низкому стандарту потребления в высокоразвитых странах.
Несмотря на то, что потребление и производство в России еще не достигло уровня развитых государств, нам необходимо учитывать указанные выше тенденции. С другой стороны история и многоукладная культура нашей страны также оказывают существенное, если не решающее, влияние на политическую, социальную и экономическую организацию общества, для котороого всегда был характерен дух коллективизма, идея справедливости.
Все выше сказанное позволяет сформулировать основу современной концепции управления экономикой России в целом и региональным хозяйством, как составной ее частью:
- гуманитарная и экологическая направленность экономики, ее инновационность;
- сочетание рыночных механизмов и государственного регулирования;
- обеспечение экономической эффективности, с одной стороны, и принципов социальной справедливости, с другой;
- регионализация экономики и демократизация управления.
Рассмотрим проблему создания эффективной системы государственного управления с позиций системного подхода, выделив основные этапы ее формирования (рис.1), которые включают:
- определение целей и задач управления;
- выделение круга объектов и субъектов управления;


- разработка принципов управляющих воздействий и критериев оценки их эффективности;
- оценка результатов управления.
Цели экономического развития в самом общем виде соответствуют основным положениям концепции управления экономикой региона, и в свою очередь определяют задачи ( табл. 5.1).

Табл.5.1
Цели Задачи
1. Гуманизация экономики - обеспечение достаточно высоких
стандартов для всех групп населения;
- расширение возможностей удовлетворения духовных потребностей человека;
2. Экологическая направленность - снижение экологической нагрузки
на окружающую среду;
- восстановление наиболее значимых
для жизни компонентов экосферы;
3. Обеспечение принципов социальной справедливости - справедливое распределение производственных ресурсов и доходов от
их эксплуатации;
- справедливое распределение доходов от эксплуатации природных ресурсов;
4. Регионализация экономики - повышение ответственности регионов за результаты экономического
развития;
- расширение возможностей регионов
в части управления экономическим
развитием;
5. Сочетание рыночных механизмов
саморегуляции и государственного
управления
- выделение сфер, требующих государственного регулирования;
- определение границ государственного вмешательства в экономику.
В качестве объекта управления выступает экономика региона, как
целостная система, включающая в себя предприятия и организации различных форм собственности, домашние хозяйства, а также рыночную инфраструктуру (см. раздел Региональное хозяйство).
Субъектами управления выступают органы государственной власти и управления региона, образующие целостную организационную структуру с четким распределением функций и ответственности. В целом, изучение существующих систем регионального управления экономикой показало их не полное соответствие указанным выше целям и задачам. Для повышения эффективности систем управления экономики региона необходимо рассматривать как системный объект собственности. Это дает возможность более четко распределить функции между органами управления и перейти, в конечном счете, от отраслевой системы управления (рис. 2), сохранившейся со времен плановой экономики, к функциональной, имеющей в своей основе новую организационную структуру.
Для эффективного решения задач, которые стоят перед региональным хозяйством как системным объектом собственности важно знать не только состав региональной собственности, но и ее структуру по видам, сферам деятельности и отраслям, динамику этой структуры, выявлять и прогнозировать тенденции в ее изменении. Иначе говоря, для эффективного управления хозяйством региона необходима организация системы мониторинга объектов региональной собственности. Учет состава объектов региональной собственности и ее совокупной величины в свою очередь позволит получить более полное представление об экономическом потенциале региона и его составляющих, уровне их использования в тот или иной момент времени, а также в динамике за определенный период. Знание размера и структуры региональной собственности необходимо и для выработки стратегии ее развития, для прогнозирования поступлений в региональный и местный
бюджеты.
В качестве первоначальной задачи, возникающей перед региональными органами управления стоит проблема полного учета материальных и нематериальных объектов, принадлежащих различным собственникам, находящимся на территории региона. Эта проблема, может быть решена с помощью Единого реестра объектов собственности (ЕРОС), который должен включать информацию обо всех объектах собственности, находящихся в регионе.
Требования к подобной информационной системе, учитывая задачи субъектов мониторинга, могут быть определены через следующим образом:
- Полнота - количественный показатель, предполагающий, во-первых, охват достаточного количества объектов, во-вторых, необходимых для проведения анализа совокупности показателей и, в-третьих, ретроспективного накопления информации.
- Достоверность - качественный показатель, определяет степень объективности информации об объектах мониторинга.
- Доступность - выступая в качестве дополнительного условия, предполагает обеспечение доступа к информационной базе субъектов мониторинга в соответствии с кругом их полномочий.
Одним из возможных путей создания полноценной информационной базы экономического мониторинга промышленных предприятий региона является формирование единой системы по их учету, дополненную экономически содержательной и достоверной информацией.
Ключевыми компонентами подобной системы являются:
- информационная структура Единого реестра хозяйствующих субъектов региона (табл. 5.2)
- система информационного взаимодействия при проведении учета хозяйствующих субъектов (рис. 3)


Рис. 3 Схема информационного взаимодействия в рамках реестра хозяйствующих субъектов региона
- система организационного взаимодействия при проведении учета хозяйствующих субъектов (рис.4)
Подобный подход к организации учета хозяйствующих субъектов позволяет:
- во-первых, создать интегрированный в масштабах региона реестр хозяйствующих субъектов, наполненный экономически содержательной информацией;
- во-вторых, избежать дублирования отдельных функций органов государственной власти и управления, а также органов местного самоуправления по сбору и обработке информации;
- в-третьих, оптимально решить вопросы, связанные с выполнением требований, предъявляемых к информационной базе регионального экономического мониторинга.


Рис. 4 Схема организационного взаимодействия в рамках реестра хозяйствующих субъектов региона

Список используемой литературы

1. Бутов В.И., Игнатьев В.Г. Основы региональной экономики.- М.: Экономика, 2000
2. Гапоненко А. Л., Полянский В.Г. Развитие региона: методы управления. -М.: Изд-во РАГС, 1999
3. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики. -СПб, 1998.
4. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. Учебник для вузов. - М.: ГУ ВШЭ, 2000 - 495 с.
5. Гутман Г., Мироедов А., Федин С. Экономика региона и управление/ Учебное пособие - Владимир, 2000. - 268 с.
6. Думков А.Д. и др. Особо охраняемые природные территории Российской Федерации/ Стат. сборник. М.: НИА - Природа, 2003
7. Кистанов В.В., Копылов Н.В.Региональная экономика России / Учебник. М.: Финансы и статистика, 2002
8. Региональная экономика России / Учебник. М.: Финансы и статистика, 2003
9. Регионы России. Статистический сборник т.Т.1-2. - М.: Госкомстат, 2000.
10. Региональная экономика/ Учебное пособие под ред.
Т.Г.Морозовой - М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1998
11. Регионоведение, Под ред. Т.Г.Морозовой - М.: 1999
12. Дорогов Н.И. Управление региональной собственностью. - Иваново, ИвГУ, 1999
13. Дорогов Н.И. Стратегические направления региональной экономической политики - Иваново, ИГТА, 2000
14. Инвестиционный потенциал российских регионов// Эксперт.

2001, 41, С. 110-118.
15. Ланцов В.А., Бабкина Л.Н., Песецкая Е.В.

Потенциал территории: экономические, социальные и экологические аспекты - СПб: УРСС, 1994.
16. Лексин В.Н., Швецов А.Н.

Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования. - М.: УРСС, 1998
17. Путь в ХХІ век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики. - М.: Экономика, 1999.
18. Российский статистический ежегодник. - М.: Госкомстат, 2002.
19. Россия - 2015 год: оптимистический сценарий. - М.: ИЭ РАИ, 1999.
20. Серебряков Г.Р. и др. Межотраслевая модель экономики Ивановской области//Проблемы прогнозирования, 2002, 5, с. 64-7
21. Сикацкий В. А. Теоретические вопросы использования экономического потенциала в новых условиях. - СПб: ИСЭП, 1993.
22. Федоренко Н., Симгера В. К оценке эффективности использования национальных ресурсов России // Вопросы экономики, 2003 8, стр 39-40
23. Щуков В.Н.

Экономический потенциал регионов России и эффективность его использования / Учебное пособие. Иваново, ИГТА, 2002
24.Экономика Ивановской области: состояние, проблемы, развитие.-Иваново: Изд-во Иваново-Вознесенск, 2002 75



Содержание раздела