Очевидно, что и управление таким взаимодействием должно носить государственно-общественный характер.
С учетом соподчиненности этих понятий (иерархии) изменения в ГООО неизбежно приведут к изменениям в ГООВ и далее к модернизации ГО управлении. Поэтому так важно при реформировании системы образования затрагивать и эту сферу.
Рассмотрим соотношение заинтересованных сторон, как потенциальных участников ГООО и ГООВ, подробнее.
Постепенный переход к государственно-общественным взаимодействиям возможен поэтапно. Например:
На I этапе реализации проекта планируется постепенное введение, вкрапление общественной составляющей в управление образованием в государственную составляющую. Тем самым достигаются две цели: модернизируется государственная составляющая и формируется, нарабатывается опыт общественного управления образованием.
Введение представителей общественности в традиционные и вновь создаваемые управленческие структуры строго и всесторонне анализируется, чтобы обеспечить соблюдение компетентности государственных служб управления образованием и достаточно грамотное участие представителей общественности в решении вопросов управления с учетом специфики образования.
Главная цель вкрапления открыть общественности ту часть деятельности управленцев, в которой принятие управленческих решений либо не всегда ясно общественности, либо порождает негативное его восприятие из-за недостаточной информации по обоснованию этого решения.
Преимуществом такого подхода к модернизации управления МОС является и то, что принцип вкрапления общественности не потребует экстренных финансовых вложений, так как значительная часть управленческой деятельности в новых структурах будет на I этапе осуществляться штатными работниками муниципальных органов управления образованием. Представительство общественной составляющей не потребует больших временных затрат, так как при традиционном общественном участии причиной нежелания работать со школой являлось и большое количество необходимого времени.
Планируемые действия
I этап | II этап |
1.Создать в органах управления образованием структуры, отвечающие за стратегию развития образования в муниципалитетах. Функции: а) прогнозирование развития системы образования, планирование изменения сети образовательных учреждений; б)стимулирование инновационной деятельности; в) координация взаимодействия с соцпартнерами. |
1.Создать мониторинговые службы для подготовки рекомендаций по принимаемым управленческим решениям. Функции: а) анализ деятельности руководителей образовательных учреждений; б) контроль за деятельностью вновь назначенных руководителей; в) планирование контроля за реализацией Программы развития. |
2.Создать Независимую комиссию при органе управления образованием по рассмотрению вопросов, предусматривающих возникновение конфликтных ситуаций. Функции: а) введение представителей родительского комитета школ, подавших на утверждение Медальной комиссии работы учащихся; б) рассмотрение жалоб родителей, учащихся, педагогических работников, поступивших из образовательных учреждений; в) участие представителей родительской общественности в работе комиссии по целевым направлениям выпускников школ в вузы. |
2.Создать общественный Координационный Совет при администрациях муниципальных образований. Функции: а) координация системного взаимодействия всех существующих и вновь создаваемых структур, содействующих образованию; б) оказание практической помощи учреждениям образования в реализации муниципальной Программы развития. |
3.Создать общественный Совет содействия воспитанию молодежи при муниципальных органах управления образованием, в который войдут представители: управления культуры, управления по делам молодежи, Центра медицинской профилактики, органов внутренних дел, центра занятости населения. Функции: а) планирование работы по профилактике асоциальных явлений среди школьников; б) информирование общественности о направлениях молодежной политики; в) принятие решений по снижению остроты криминогенной ситуации в молодежной среде; г) организация работы с родителями, уклоняющимися от воспитания детей. |
3.Создать систему мониторинга эффективного использования средств бюджетного и внебюджетного финансирования. |
4.Создать общественно-информационный комитет при муниципальном органе управления образованием из представителей: профессиональных педагогических объединений, муниципальной стратегической команды, муниципальной стратегической команды школьников, редакций местных СМИ, местного телевидения. Функции: а) информирование населения о направлениях развития системы образования; б) организация обсуждения широкой общественностью проблем воспитания. |
4.Создать механизм влияния результатов мониторинга на принятие управленческих решений. |
5.Подготовить в каждом пилотном районе муниципальную стратегическую команду. | Создать альтернативную систему повышения квалификации и переподготовки работников образования. |
6.Создать систему информирования педагогического сообщества об имеющихся программах и проектах развития образовательных систем | 5.Наладить систему взаимодействия муниципальных органов управления образованием с педагогическими вузами и спузами. |
6.Создать банк альтернативных программ и проектов развития МОС. | |
7. Проводить экспертизу происходящих изменений в управлении МОС. |
Заинтересованные стороны представлены несколькими категориями: благополучатели (бенефициарии), стейкхолдеры. Последние, в свою очередь, дифференцируются на создателей, и распространителей и потребителей образовательных услуг.
Стейкхолдеры могут выступать и в роли благополучателей при определенных условиях.
Все подобные группы интересуются процессом принятия решения в сфере образовательной политики, а также лицами и организациями, уполномоченными это делать.
Создатели - это категория стейкхолдеров, заинтересованных в решениях о разработке и построении образовательного процесса, подготовке необходимого персонала и создании материально-технической базы.
К ним относятся:
*строительные компании, выполняющие заказы по ремонту и строительству учреждений образования;
*компании, выпускающие учебные материалы, в том числе учебники;
*производители и продавцы канцелярских принадлежностей, продуктов питания для школьных столовых и буфетов и других предметов потребления;
*страховые компании;
*составители учебных программ и авторы учебников;
*учебные заведения, готовящие учителей;
*университеты и консалтинговые фирмы, предоставляющие техническое обслуживание;
*исследовательские лаборатории, занимающиеся вопросами педагогики, психологии, социологии и т.п.;
*администрации муниципалитетов, местные советы, областная Дума (и Государственная), Правительство области (и Федерации).
Распространители эта группа, сосредоточенная на вопросе об уровне принятия решений о распространении образовательных услуг. Эти решения затрагивают вопросы доступности образования и сам учебный процесс (в том числе оценку успеваемости как его составную часть).
Утверждаются решения о том, кого будут принимать и кого будут держать в школе. Учебный процесс сам по себе требует, чтобы решения принимались главным образом учителями при разной степени косвенного контроля со стороны администрации.
В эту группу стейкхолдеров входят родительские советы, представители учителей (т.е. профсоюзы), администрации образовательных учреждений, другие руководители, компетенция которых ограничивается решениями о принятии официального курса обучения (начальники органов управления при администрациях муниципалитетов, работники министерства образования на областном и федеральном уровнях).
Пользователи эта группа заинтересованных сторон озабочена тем, какое практическое применение могут найти результаты учебы. Образование преобразует человека, дает ему новые знания, навыки и ценности. Эти преобразования могут принести пользу и самим преобразованным людям, и тем, кто получает выгоду от увеличения знаний, навыков и ценностей.
Учащиеся и родители могут использовать полученные знания и аттестаты для того, чтобы расширить возможности учащегося в дальнейшей жизни (а также повысить качество его жизни). Работодатели надеются, что образованные работники будут более производительными, т.е. увеличат ему прибыль. Церковь рассчитывает на то, что образование поддерживает морально-этическую систему. Главный интерес потребителей потребительская ценность образования.
Они озабочены больше тем, насколько образование отвечает их целям, чем специальными аспектами самого образования. Обычно производители занимаются отбором литературы, опираясь, например, на такие критерии, как качество ее производства и доступность языка, в то время как пользователи более склонны к тому, чтобы опираться на критерии, касающиеся собственно содержания.
Работодателям не столь важно, сколько часов тратится на данный предмет, их больше интересует, обладают ли выпускники необходимыми трудовыми навыками.
Очевидно, что отдельные лица могут одновременно выступать в нескольких группах стейкхолдеров (будучи одновременно родителем, учителем, предпринимателем). Большинство потребителей образовательных услуг входят одновременно и в число бенефициариев.
Приведем примеры некоторых категории с описанием группы интересов.
Саратовская областная Дума (создатели):
?Демонстрация общественности результатов деятельности депутатского корпуса.
?Дополнительная сфера влияния депутатов.
?Увеличение электората.
Администрации муниципалитетов (создатели):
?Позитивные изменения в муниципальных образовательных системах являются показателем работы администрации муниципалитетов.
?Снижение уровня конфликтности в педагогическом сообществе района.
?Участие широкой общественности в осуществлении образовательной политики района.
?Повышение рейтинга администрации муниципалитета среди жителей района в связи с предстоящими демократическими преобразованиями.
Муниципальные органы управления образованием (создатели):
?Инновационные изменения в муниципальных образовательных системах.
?Повышение авторитетности управлений образованием в глазах МО области и педагогической общественности района и области.
?Обретение нового управленческого опыта.
?Реальная возможность разработки документов стратегического менеджмента (Программа развития, стратегический план и др.).
Например, если в системе повышения квалификации произошли стратегические изменения, а образовательная политика и система управления образованием в регионе остались прежними, то новые образовательные услуги, предоставляемые системой повышения квалификации, оказываются невостребованными и нереализуемыми.
Однако существенно изменить эти области, не выходя за рамки образовательной сферы, невозможно, требуется рассматривать пути этих изменений в более широком социальном контексте, т.е. необходимо предусмотреть изменения в социальных отношениях и взаимодействиях.
Повышение квалификации и переподготовки работников, участвующих в преобразовании системы управления образованием, является важнейшим условием эффективности реализации нововведений. В регионе большой научный потенциал для проведения качественного повышения квалификации работников образования (в области 12 вузов). Однако традиционно сложилось, что повышением квалификации монопольно занимается Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, обучение в котором не удовлетворяет потребностям ни самих слушателей, ни заказчиков (органы управления).
За последние пять лет неоднократно предпринимались попытки реорганизации института с целью обновления системы, но изменений в сущности процесса переподготовки не произошло. Это позволяет сделать вывод, что изменения внутри института не могут привести к положительному эффекту, требуется альтернативная, конкурентная структура, которая либо вынудит существующую систему перестроиться в соответствии с потребностями РОС, либо существенно сократит ее полномочия.
В период преобразования образовательных систем необходимо создать такую структуру, задачами которой будут являться:
?создание конкурентной, дополняющей структуры для существующей системы повышения квалификации;
?оказание юридической помощи в подготовке регистрации общественных организаций;
?определение точек "наложения" общественных инициатив и региональных интересов;
?поиск социальных партнеров в реализации культурно-образовательных инициатив;
?повышение квалификации управленческого звена системы образования и лидеров общественных организаций.
В основе новой системы повышения квалификации и переподготовки должны лежать такие ценности, как:
-деятельностный характер переподготовки (в отличие от преобладающего сегодня предметно-знаниевого);
-добровольность переподготовки;
-командный способ работы (особое внимание будет уделено подготовке коллективов школ).
Формирование программы переподготовки и повышения квалификации должно происходить на основе социального заказа педагогического сообщества (в отличие от существующей практики, когда программа формируется под имеющийся кадровый ресурс ИПК). Особое внимание должно уделяться разработке и апробации содержания и форм подготовки и переподготовки управленческих кадров с ориентацией на взаимодействие с негосударственными структурами, родительскими попечительскими советами, общественными организациями и др.
В результате реформирования образования должны произойти изменения и в системе управления образованием на всех уровнях: региональном, муниципальном, школьном. В сложившихся системах управления главной задачей является поддержание функционирования подведомственных учреждений.
Опасения возможных сбоев в работе сковывают инициативу, не позволяя развиваться образовательным системам. Характер проектируемых изменений в управлении образованием представлен в таблице 4.
Таблица 4
Уровни планируемых изменений: | ||
Региональная система управления образованием |
Муниципальная система управления образованием |
Система управления образовательным учреждением |
Принятие в качестве основной задачи: | ||
Создание оптимальных условий для развития региональной системы образования, обеспечивающих реализацию жителями области конституционных прав на образование. | Обеспечение максимально высоких темпов развития, ее возможностей и их использование для подъема муниципального образования на качественно новый уровень, создание благоприятной инновационной обстановки, побуждающей образовательные и иные институты к активному обновлению. | Создание равных возможностей для развития учащихся, их адаптации в изменяющихся социально-экономических условиях. |
Формирование в качестве основных функций управления: | ||
?участие в разработке региональной образовательной политики; ?разработка стратегии развития РОС; ?обеспечение сбалансированного сочетания процессов централизации и децентрализации в РОС; ?создание условий для развития инновационного образовательного пространства; ?повышение степени открытости системы управления образованием за счет широкого привлечения общественности к развитию РОС. |
?участие в разработке и осуществлении образовательной политики в муниципалитете; ?прогнозирование развития образования, выработка стратегии развития муниципальной образовательной системы; ?обеспечение максимальной реализации прав личности на получение качественного образования; ?расширение социального партнерства в развитии образовательной системы на основе организации активного взаимодействия органов управления с общественностью. Ее привлечение к реализации таких направлений развития муниципальной образовательной системы, как: -определение приоритетов стратегии развития МОС; -развитие финансово-экономических ресурсов МОС, контроль за эффективностью их использования; - аттестация образовательных учреждений, установление их общественного рейтинга. |
?разработка собственной стратегии развития ОУ; ?обеспечение открытости управления ОУ; ?привлечение общественности к решению таких задач, как: -разработка стратегии развития ОУ; -формирование внебюджетных фондов развития ОУ; -контроль за эффективностью расходования бюджетных и внебюджетных средств; -формирование и организация деятельности общественных комиссий по подведению итогов деятельности ОУ; -итоговая аттестация учащихся; -работа в качестве партнеров по подведению итогов деятельности педагогов (аттестация); ?создание условий для широкого привлечения учащихся к реализации стратегии развития ОУ и принятию управленческих решений. |
Появление новых структур | ||
Структура Министерства образования области является передовой по сравнению с муниципальной или школьной. Поэтому изменения в структуре нецелесообразны, требуется фактическое исполнение функций каждой структуры Министерства. | Создание отделов, отвечающих за стратегию развития образования в муниципалитетах. Создание мониторинговых служб для подготовки обоснованных управленческих решений (сюда включены инспекторские службы). Создание общественных советов содействия при районных органах управления образованием. |
Создание совета развития школы. Создание общественной комиссии по урегулированию внутришкольных отношений. |
С точки зрения авторов, основным механизмом системы модернизации управления образованием являются новые государственно-общественные отношения. В том качестве, в котором они существуют сейчас, ГООО не могут выполнить предназначенную им роль, т.к. сами требуют определенных изменений (Таблица 5).
Таблица 5
Проектируемые изменения в области государственно-общественных образовательных отношений на уровне: | ||
региона | муниципалитета | образовательного учреждения |
?переход от доминирования отношений по поводу распределения образовательных услуг к превалированию отношений по поводу создания последних (отношения Министерства образования с обществом по выявлению потребностей региона в тех или иных образовательных услугах и поиском возможностей их удовлетворения); ?формирование отношений по поводу распределения финансов на образовательные и иные социальные нужды региона. |
?изменение соотношения ответственности за результаты образования государства и общества в сторону увеличения ответственности общества (в сложившихся отношениях за образование молодежи полностью отвечает государство). Это изменение соответствует общим принципам организации местного самоуправления; ?установление паритетных отношений между государством и обществом в сфере распределения образовательных услуг. |
?установление конструктивного взаимодействия по оптимальному достижению целей развития образовательного учреждения; ?развитие отношений между школой и общественностью по вопросам образования учащихся; ?формирование отношений по вопросам целевого использования финансовых ресурсов. |
?постепенный переход от оппозиционных и нейтральных отношений по поводу распределения управленческих полномочий между государственными и общественными структурами к конструктивному взаимодействию. |
Активное участие заинтересованных сторон в планировании работы, организации и принятии решений повышает вероятность удачного исхода того или иного действия.
1.Процесс принятия решений можно усовершенствовать, если иметь в наличии больше информации о проблемах, целях и обязательствах тех, для кого предназначаются данные программы, с одной стороны, и об альтернативных средствах решения этих проблем и достижения этих целей при сохранении их обязательств, с другой стороны. Так, если родители участвуют в составлении нового расписания, они могут обратить внимание разработчиков к каким-то деликатным вопросам, которые необходимо избежать.
От учителей могут исходить предложения об альтернативных способах организации образовательного процесса.
2.Участие групп, интересующихся ходом и результатом осуществления программ, помогает участникам этих групп лучше понять их цели и границы, повышает авторитетность выбранного политического курса и содействует мобилизации поддержки для осуществления данного курса.
Контрольные вопросы и задания
1.Каковы должны быть важнейшие новообразования, вызванные изменениями в целевых установках? Какова вероятность получения каждого из новообразований?
Где наибольший риск неполучения нужных результатов и как его уменьшить?
2.В чем заключается системность изменений?
3.Какие требуются изменения в области повышения квалификации работников образования? Какие формы повышения квалификации вам известны?
4.Какие изменения требуются в управлении образованием?
5.Что, на ваш взгляд, необходимо изменить в государственно-общественных отношениях?
Заключение
Итак, на основе представленного материала можно описать основные содержательные линии модернизации управления образованием. Стратегия преобразований направлена на модернизацию муниципальной системы управления образованием путем становления и развития государственно-общественных отношений и взаимодействия как главного механизма обеспечения развития муниципальной образовательной системы в целом.
Предположив, что в отдельно взятом муниципалитете появятся внешние или внутренние факторы, вынуждающие измениться систему управления образованием, все равно можно утверждать, что требуемых изменений не произойдет, т.к. существующий кадровый ресурс в управлении муниципальным образованием пока не обладает потенциальными возможностями для осуществления этих изменений. Это обусловливает необходимость первого стратегического хода: создание интеллектуального и профессионального потенциала в муниципальном управлении образованием, соответствующего новым задачам и функциям.