Этот ход содержит: обучение стратегическому менеджменту руководителей муниципальных систем образования и образовательных учреждений; обучение мониторинговой деятельности и стратегическому планированию развития МОС руководителей муниципальных методических служб; создание качественно отличающейся от существующей системы постоянной переподготовки и повышения квалификации управленческого состава.
Однако, осознавая, что наличие навыков стратегического, демократического управления еще не является гарантией того, что эти навыки работники управления будут применять на практике, стратегически важно создать механизм перевода этой потенциальной возможности в реальный режим функционирования (второй стратегический ход). Для этого требуется организовать два встречных движения:
1)Постановка задачи модернизации системы управления, перехода ее на демократические, стратегические принципы деятельности со стороны властных структур более высокого ранга: областной Думы, Правительства области, Министерства образования Саратовской области, администраций муниципалитетов. Это влияние власти, очевидно, будет более сильным на начальном этапе реализации стратегии и, постепенно снижаясь, в перспективе станет минимальной.
Для этого необходимо провести встречи с представителями указанных выше структур по выработке общего понимания и договоренности о планируемых изменениях.
2)Второе встречное движение предполагает активизацию общественности в муниципалитетах и обучение ее навыкам совместной деятельности с государственными структурами. Для этого необходимо провести обучение муниципальных стратегических команд в пилотных районах, лидеров общественных организаций, организовать публичные дискуссии, конференции; организовать широкую PR кампанию. Муниципальные стратегические команды призваны выполнять роль разработчиков муниципальных моделей ГОУ МОС, адаптированных к условиям своего муниципалитета, инициаторов реализации этих моделей.
Активизация общественности в образовательной сфере будет осуществляться путем организации совместной деятельности, в которой заинтересованы обе стороны: государственная и общественная. Все вместе это должно привести к смене социальных отношений в сфере образования, которые, постепенно усиливая свои позиции, будут гарантом необратимости демократизации управления образованием.
Из-за отсутствия результативных примеров модернизации системы управления образованием описанные выше шаги могут и не привести к всеобъемлющим изменениям. Поэтому третьим стратегическим ходом является создание инновационной вариативной базы для тиражирования положительного опыта (моделей ГОУ МОС) в другие районы области и за ее пределы.
Для этого требуется создать конкурсную среду, в результате должны появиться адаптированные к данному муниципалитету модели государственно-общественного управления образованием, а также конкурс культурно-образовательных инициатив, целью которого является поиск механизмов установления государственно-общественных отношений и взаимодействий, пригодных для тиражирования в аналогичных ситуациях.
Законодательной гарантией необратимости проектируемых изменений должна стать разработанная нормативная база для реализации моделей ГОУ МОС четвертый стратегических ход. Для этого планируется поддерживать законодательные инициативы на местах и проводить соответствующую работу с местными советами и областной Думой.
На протяжении всего периода реформирования необходим мониторинг и экспертиза происходящих изменений в муниципальных образовательных системах пилотных районов и в регионе в целом, для того, чтобы можно было отследить динамику изменений, своевременно реагировать на негативные отклонения от планируемых результатов.
Примеры SWOT анализа (из материалов семинара для руководителей органов управления образованием и заместителей глав администраций муниципалитетов по социальной сфере, семинара для муниципальных стратегических команд):
Цель (миссия) Развитие сети военно-патриотических клубов. |
|
Внутренняя среда | |
Сильные стороны | Слабые стороны |
1.Наличие двух действующих клубов (более 40 занимающихся). 2.Наличие заявлений родителей об открытии клубов. 3.Существующая система проведения военно-спортивных игр Орленок, Зарница, военно-полевых сборов с боевыми стрельбами. 4.Активная позиция Союза офицеров запаса (кадры). 5.Постановление губернатора О подростковых клубах. |
1.Отсутствие должного финансирования. 2.Отсутствие в школьной программе предмета НВП. 3.Слабая материальная база. |
Внешняя среда | |
Возможности | Риски и угрозы |
1.Привлечение военных училищ (шефы). 2.Казачество. 3.Комитет по делам молодежи, спорту и туризму. 4.Организация целевого поступления в военные училища через военкомат. 5.Ветеранские организации. Средства СМИ (радио, телевидение, пресса. |
1.Позиция Союза солдатских матерей. 2.Отношение к военной службе Свидетелей Иеговы. |
Побочные цели: 1.Пропаганда здорового образа жизни. 2.Воспитание патриотических чувств. 3.Подготовка к службе в армии. |
Цель (миссия) Обеспечение доступности и непрерывности образования. |
|
Внутренняя среда организации | |
Сильные стороны | Слабые стороны |
1.Создание сети образовательных учреждений, сохранение сети учреждений. Создание комплексов начальная школа сад. 2.Рост успеваемости, качества знаний. 3.Открытие представительств СГУ, юридического института, социально-экономического университета. 4.Вариативность обучения. 5.Стабильность кадров. |
1.Отсутствие четкой системы по развитию преемственности между ДОУ, I, II, III ступенями и вузами. Отсутствие авторских программ. Несоответствие технического состояния УО. 2.Отсутствие мониторинга качества образования. 3.Отсутствие проектирования оптимальных результатов каждого ученика. 4.Создание нормативно-правовой базы для осуществления непрерывного образования. 5.Тенденция старения. |
Внешняя среда | |
Возможности | Риски и угрозы |
1.Заказ родителей совпадает с потребностями учащихся. 2.Поддержка местного самоуправления. 3.Изучение ресурсов села, города. 4.Снижение уровня платы за обучение, финансирование предприятиями-заказчиками. |
1.Перегрузка информацией. 2.Выпускники не смогут адаптироваться в современных условиях. 3.Низкий жизненный уровень населения не позволяет возместить затраты на обучение. |
Цель (миссия) Формирование общественно-активного гражданина, человека. |
|
Внутренняя среда организации | |
Сильные стороны | Слабые стороны |
1.Создание базы для изучения правовых актов. 2.Воспитание здорового образа жизни. 3.Формирование общественной активности гражданина. 4.Создание (восстановление) общественных организаций в школах (скауты и т.п.). 5.Стабильность кадров. 6.оступность и непрерывность образования. |
1.Мало преподавателей правоведов. 2.Слабая база оснащенности спортинвентарем. 3.Преемственность в педагогических кадрах. 4.Поддержка малообеспеченных семей. |
Внешняя среда | |
Возможности | Риски и угрозы |
1.Привлечение работников прокуратуры и судов. 2.Спонсорская помощь. 3.Привлечение к работе наиболее активных граждан района. 4.Повышение заработной платы преподавателям. 5.Создание внебюджетного фонда. |
1.оциально-экономическая ситуация.
2.Район дотационный. |
Цель (миссия) Координация всех структурных подразделений социальной сферы, имеющая целью формирование здорового образа жизни. |
|
Внутренняя среда организации | |
Сильные стороны | Слабые стороны |
1.Разработка программы социального развития города и района. 2.Эффективная деятельность комиссий: -по делам несовершеннолетних, -охране жилищных прав несовершеннолетних и др. 3.Организация подростковых организаций: -молодежный парламент; -правоохранительной Щит и меч. 4.Создание реабилитационных центров: -матери и ребенка; -подростков. |
1.Недостаточное финансирование социальных программ района. 2.Практически отсутствие финансирования социальных федеральных программ. 3.Отсутствие государственной молодежной политики. 4.Слабая координация деятельности структурных подразделений социальной сферы. 5.Недостаток подготовленных кадров во всех подразделениях социальной сферы. 6.Отсутствие СМИ (TV, радио, прессы) районного уровня для пропаганды достижений района, здорового образа жизни и т.д. |
Внешняя среда | |
Возможности | Риски и угрозы |
1.Улучшение финансирования социальных проблем за счет спонсоров. Целенаправленная работа на всех властных уровнях с целью улучшения финансирования федеральных программ в сфере социальной политики. 2.Разработать (инициировать) создание молодежной политики для своего региона. Улучшить координацию деятельности структурных подразделений социальной сферы. 3.Разработать программу подготовки кадров для социальной сферы, профессионального и кадрового роста работников социальной сферы. 4.Создание местного TV, улучшение качества радио и печати. |
1.Не всегда благоприятно влияние центрального TV, печати на процесс воспитания молодежи. 2.Резко ухудшается физическое развитие детей, подростков, естественно влияет и на психологическое состояние молодежи. |
Цель (миссия) Повышение качества образования. |
|
Внутренняя среда организации | |
Сильные стороны | Слабые стороны |
1.Повышение качества знаний. 2.Увеличение количества выпускников, поступивших в вузы. 3.Создание в ряде школ научных обществ. 4.Успешное решение данной проблемы через круглые столы, заседания директорского клуба, семинары. 5.Тенденция роста числа выпускников, адаптированных в данных социальных условиях. |
1.Отсутствие системы мониторинга. 2.Отсутствие полномасштабной инновационной деятельности. 3.Небольшой объем дополнительных услуг. 4.Низкий уровень комплектации школьных библиотечных фондов. 5.Недостаточный уровень профессиональной подготовки части учителей. 6.Недостаточная индивидуальная работа с одаренными детьми. 7.Новые учебные планы, программы внедряются без достаточного кадрового и методического обеспечения. |
Внешняя среда | |
Возможности | Риски и угрозы |
1.Усиление роли общественных организаций. 2.Учреждение советов по профилактике. 3.Районные и школьные родительские собрания (решение данных вопросов). |
1.Увеличение количества заболеваний среди школьников. 2.Отрицательное влияние СМИ и телевидения. |
Цель (миссия) Подготовка выпускников, быстро адаптирующихся в жизни. |
|
Внутренняя среда организации | |
Сильные стороны | Слабые стороны |
1.Педкадры. 2.Методслужба. 3.Социальная поддержка малообеспеченных учащихся. 4.Выявление талантливых детей. 5.Воспитание в духе патриотизма. 6.Организация здорового образа жизни. |
1.Недостаточное финансирование. 2.Низкий уровень материальной базы. 3.Большое количество детей с низким интеллектуальным уровнем. 4.Большое количество социальных сирот. 5.Много второгодников. 6.Растет число правонарушений. |
Внешняя среда | |
Возможности | Риски и угрозы |
1.Пересмотр финансирования на уровне ОМО, финансирование из областного и гос. бюджета. 2.Привлечение средств попечительскими советами. 3.Связь с управлением и отделами администрации. 4.Активизация деятельности родительской общественности. 5.Изменение гос. политики в области образования. |
1.Смена курса правительства, администрации ОМО, которые отодвинут проблемы образования. 2.Миграция населения. 3.Рост наркомании. |
1. Цель (миссия) Повышение качественного состава руководителей и педагогических кадров учреждений образования. |
|
Внутренняя среда организации | |
Сильные стороны | Слабые стороны |
1.Укомплектованность. 2.Организованная работа с резервом руководящих кадров. 3.Профориентационая работа с учащимися. 4.Обеспечение выполнения плана повышения квалификации руководящих и педагогических кадров. 5.Профориентационная работа с учащимися. 6.Обеспечение выполнения плана повышения квалификации руководящих и пед. кадров. 7.Система работы с педагогическими и руководящими кадрами в части повышения профессионализма в р-не. 8.Учет потребности в пед. кадрах (на 3 года). |
1.Отсутствие материальных возможностей для обучения в вузах через заочную форму обучения. 2.Отсутствие возможности в обеспечения жильем. |
Внешняя среда | |
Возможности | Риски и угрозы |
1. Заключение двухсторонних договоров о льготном поступлении в вузы. | 1.Текучесть пед. кадров: -низкая зарплата; -жилищно-бытовые условия. 2.Переход в другие структуры с целью повышения материального благополучия. |
Побочные цели Повышение качества образования. |
Цель (миссия) Формирование и реализация образовательной политики на муниципальном уровне. Главная цель обеспечить каждому возможность для получения качественного образования. |
|
Внутренняя среда организации | |
Сильные стороны | Слабые стороны |
1.Наличие сети вариативных учреждений образования. 2.Укомплектованность штатов. 3.Программно-методическое обеспечение. 4.Решение вопросов организации УВП. 5.Высокий уровень и качество знаний. 6.Привлечение внебюджетных средств. 7.Система работы с кадрами. |
1.Недостаточное финансирование. 2.Слабая учебно-материальная база. 3.недостаточное внедрение новых пед. технологий. 4.Перегрузка учащихся (неполный охват питанием), неудовлетворительное медицинское обеспечение. 5.Отсутствие социальной поддержки: -несформированность нормативно-правовой базы; -низкий уровень управления; -неготовность части педагогов к изменениям. |
Внешняя среда | |
Возможности | Риски и угрозы |
1.Рост престижа знаний в общественном мнении. 2.Рост уровня материального благосостояния семей. 3.Повышение спроса и требований к качеству образовательных услуг. 4.Возможность использования опыта других стран. |
1.Падение уровня жизни населения. 2.Безработица. 3.Асоциальные проявления (наркомания, проституция, преступность). 4.Ухудшение состояния здоровья нации. 5.Кризис семьи. 6.Экономический кризис, рынок профессий. 7.Отсутствие идеологии. |
Побочные цели Развитие потенциала личности, формирование патриота и гражданина. Сохранение и укрепление здоровья. Повышение мобильности, конкурентоспособности выпускника с умением быстро адаптироваться к меняющимся условиям. Подготовка к профессиональному выбору и жизни в семье. |
|
1. Цель (миссия) Повышение качества подготовки выпускников школы, развитие индивидуальных способностей учащихся. |
|
Внутренняя среда организации | |
Сильные стороны | Слабые стороны |
1.Достаточно высокий творческий потенциал большинства педколлективов. 2.Сотрудничество с вузами. 3.Система дополнительных образовательных услуг. 4.Наличие психологической службы. 5.Сильный состав руководителей ОУ. |
1.Отсутствие возможностей материального стимулирования работы школы. 2.Недостаточная компьютеризация школ, несоответствие школьных знаний современным требованиям. 3.Недостаточная роль отдела образования в расширении инновационных процессов. 4.Отсутствие методической службы. |
Внешняя среда | |
Возможности | Риски и угрозы |
1.Растущее понимание населением значения качества образования (части населения). | 1.Низкая мотивация обучения у детей. 2.Отток интеллигенции из района. 3.Отток одаренных детей в ФТЛ и другие лицеи и гимназии. |
Побочные цели Совершенствование учебно-воспитательного процесса, повышение комфортности учебной среды в ОУ. |
Приложение 2. Работа с социальными партнерами в образовании.
ГРУППА ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН (ПРЕДСТАВИТЕЛИ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ И ИНЫХ ОРГАНОВ) |
КАКОВА ИХ ВЫГОДА В ПАРТНЕРСТВЕ (РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА) |
КАКОВА НАША ВЫГОДА В ПАРТНЕРСТВЕ (РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ) |
ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПЛАНИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ, КОНТРОЛЬ ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕГО, ИННОВАЦИОННОГО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССОВ В МОС) |
1. Военкомат. | Получают подготовленного новобранца. | Помогают решать воспитательные задачи: гражданские, физические. | Совместная деятельность по организации военных сборов, курсов гражданской обороны, основ безопасности и жизнедеятельности. |
2. МВД, прокуратура | Снижение уровня молодежной преступности. | Помогают решать воспитательные задачи: правовое воспитание. | Планирование и организация совместных мероприятий по профилактике правонарушений. |
3. Государственные предприятия. | Получают работника с высоким трудовым и самообразовательным потенциалом, налоговые льготы. | Помогают в обеспечении ресурсами: материально-техническими, финансовыми. Решают задачи трудового воспитания, профориентации. |
Прямая помощь выделение не денег, а товаров, материалов и услуг. Утверждение отчетности по расходованию полученных ресурсов в муниципальной системе образования. |
4. Частные предприятия. | Налоговые льготы, имидж меценатства | Помогают в обеспечении ресурсами: материально-техническими, финансовыми. | Совместная деятельность по сбору средств - ходатайствование о выделении или пожертвовании средств для образования, на осуществление образовательных проектов, программы развития и т.д. Экспертиза представляемых проектов. |
5. Банки, финансовые струк-туры. | Благотворительность, налоговые льготы. | Финансовые ресурсы. |
Совместная деятельность по контролю за использованием финансовых ресурсов. |
6. Органы социальной защиты населения. | Увеличиваются возможности эффективного осуществления своих функций. | Помогают снять социальную напряженность, наладить положительные отношения и атмосферу в коллективах. | Планирование и организация совместных мероприятий по защите малообеспеченных учащихся. |
7. Учреждения культуры и искусства. | Увеличиваются возможности культурного и эстетического развития детей. | Помогают решать воспитательные и развивающие задачи. | Совместная деятельность по организации воспитания и развития детей. |
8. Здравоохранение и спорт. | Увеличиваются возможности эффективного осуществления своих функций. | Использование здоровье-сберегающих педагогических технологий. Сохранение здоровья детей и учителей. |
Совместная деятельность по планированию и организации здоровье-сберегающего образовательного процесса. |
9. Наука, вузы. | Получают абитуриента с высоким уровнем обученности, воспитанности, творческого и самообразовательного потенциалов. | Помогают в обеспечении ресурсами: информационными, концептуальными, программно-методическими, кадровыми. | Совместная деятельность по планированию и организации на научной основе высокоэффективного образовательного процесса (экспериментальная работа). |
10. СМИ (средства массовой информации). | Увеличиваются возможности влияния на общественное мнение. | Информирование общественности о процессах в образовании, популяризация образовательных инициатив, реализация принципа гласности и открытости расходования ресурсов в образовании. | Совместная деятельность по планированию и организации телепередач, посвященных образовательным и воспитательным аспектам. |
11. Местные органы самоуправления. | Увеличиваются эффективность управления образованием, решаются многие сопутствующие проблемы, непосредственно связанные с образованием. | Обеспечивается требуемый уровень функционирования муниципальной образовательной системы. | Совместная деятельность по консолидации усилий и организации взаимодействия между различными социальными партнерами. |
ГРУППА ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН | КАКОВА ИХ ВЫГОДА В ПАРТНЕРСТВЕ | КАКОВА НАША ВЫГОДА В ПАРТНЕРСТВЕ | ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
1. Роди-тели. | Создание условий для развития детей и удовлетворения потребностей. Создание условий для получения основного образования и образования, превышающего уровень обязательных требований. Сохранение здоровья, улучшение самочувствия детей, создание комфортности. |
Улучшение материально-технического состояния школы. Расширение информационного пространства. |
Конференции. Совет школы. Благотворительный фонд. Лекторий. Экскурсии. |
2. Вузы. | Выпускники с академическими знаниями. | Совместная работа на выпускника с высоким уровнем знаний, умений, навыков. Поднятие престижа школы. Повышение профессионального роста учителя. |
Классы довузовской подготовки. Выпускные экзамены. Педагогические конференции, студии по проблемам образования. |
3. Работодатель. | Выпускник предприимчивый, высокомобильный, ответственный. | Улучшение и совершенствование материально-технической базы. Трудоустройство выпускников. |
Шефская работа. Трудовая практика в различных отраслях производства. Концерты. Профориентация. Создание рабочих мест. |
4. Ученик. | Способность удовлетворять свои потребности. Возможность адаптироваться к социальным реалиям. |
Объект изучения. Организация образовательного процесса. |
Очное обучение. Экстернат. Получение образования в семье. |
5. Учителя. | Сфера деятельности. | Организация учебно-воспитательного процесса. | Координационный совет. Конференции. Консилиумы. Педагогические чтения. Совещания. |
6. Армия. | Выпускник здоровый, физически развитый, образованный, воспитанный. | Участки патриотического воспитания. Формирование гражданской позиции. Профориентация. Формирование ответственности. |
Слеты. Соревнования. Лекторий. Урок. |
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ | ВЛИЯНИЕ НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ | ПРИВЛЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ, КОНСОЛИДАЦИЯ УСИЛИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ | ПЛАНИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА |
1. Объединения учащихся. | Получают возможность влиять на уровень качества своего образования, посредством участия в управлении. | Помогают в обеспечении ресурсами-отношениями. Участвуют в решении задач обучения, воспитания, развития. | Совместная деятельность по планированию и контролю программ воспитания, развития. Планирование и организация досуговой деятельности. Защита прав, потребностей и интересов учащихся |
2. Объединения родителей. | Получают возможность влиять на уровень качества образования своих детей, посредством участия в управлении. | Обеспечивают ресурсы: отношения, кадровые, информационные, нормативно-правовые. Участвуют в решении задач обучения, воспитания, развития. Увеличивают эффективность управления образованием. |
Совместная деятельность по планированию и организации образовательного, инновационного и обеспечивающего процессов. |
3. Объединения педагогов. | Получают возможность влиять на создание оптимальных условий образовательного и инновационного процессов, общественную оценку своей профессиональной деятельности. | Обеспечивают ресурсы: отношения, кадровые, информационные, концептуальные, программно-методические, нормативно-правовые. Участвуют в инновационной деятельности. |
Совместная деятельность по планированию, организации, руководству и контролю образовательного и инновационного процессов. |
4. Объединения управленцев. | Получают возможность повысить эффективность своей работы посредством приобретения общественного авторитета, гарантий социальной защищенности. | Обеспечивают ресурсы: отношения, кадровые, информационные, нормативно-правовые. Увеличивают эффективность управления образованием. |
Совместная деятельность по взаимодействию с органами власти, выработке решений по кадровым и нормативно-правовым вопросам. |