d9e5a92d

Типология интеграции хозяйствующих субъектов

Меняются темпы и качество интеграции субъектов хозяйствования, утрачиваются старые хозяйственные связи и формируются новые, изменяется мотивация поведения субъектов, следовательно меняются направления взаимодействия между субъектами в ходе удовлетворения их потребностей, повышается заинтересованность в интеграции, которая придает стабильность, устойчивость, надежность, и вместе с тем увеличивается мера ответственности за прочность связей с партнерами, полноту удовлетворения их потребностей.
Любой экономической категории должны быть присущи функции, представляющие собой форму выражения ее общественного назначения. Эти функции выражают то главное, специфическое, что характерно для данной экономической категории.
В социологическом понимании функция ... роль, которую определенный социальный институт или частный социальный процесс выполняет относительно потребностей общественной системы, а в общенаучном плане это ... обязанность, круг действия, назначение.
В экономической литературе раскрываются следующие функции интеграционных связей между предприятиями: 1) средство согласования и объединения усилий в решении задач, представляющих общий интерес партнеров; 2) средство разрешения противоречий между ними; 3) средство совершенствования структуры ассортимента и повышения качества производимой продукции; 4) способ доведения произведенной продукции до предприятия-потребителя; 5) средство, позволяющее полностью задействовать с высокой отдачей имеющийся хозяйственный и научно-технический потенциал;
6) инструмент корпоративного строительства, планирования и управления;
7) рычаг распределения и перераспределения средств производства, труда и капиталов по отраслям и предприятиям; 8) орудие сбалансированности конкретных потребностей заказчика и ресурсных возможностей изготовителей, установления пропорций между производством и потреблением; 9) стимулятор научно-технического прогресса и инновационного потенциала.
Исходя из специфических свойств интеграции хозяйствующих субъектов как экономической категории, нам представляется необходимым уточнить и выделить следующие ее функции и раскрыть их содержание на различных экономических уровнях (см. табл.1).
Таблица 1

Состав и содержание функций интеграции хозяйствующих субъектов
Виды функций Содержание функций по уровням
Макро- Мезо- Микро-
1 2 3 4
1. Организационная Повышение целостности и эффективности национальных экономик, стирание границ между государствами (образование международных региональных группировок); изменении отраслевой структуры национальных хозяйств вследствие перелива капитала между странами при интеграционном сотрудничестве производителей Установление и развитие долгосрочных отношений хозяйствующих субъектов различных отраслей и регионов Обеспечение определенного порядка в отношениях между хозяйствующими субъектами; ускорение кругооборота индивидуального капитала субъектов хозяйствования
2. Стимулирующая Повышение устойчивости развития экономики страны в целом; развитие точек роста национальной экономики; установление и развитие долгосрочных связей интегрированных структур между собой и с финансовыми институтами Снижение неэффективности отраслевой структуры, связанной с неоптимальностью отраслевой и региональной структуры производств и дублированием затрат . Уменьшение себестоимости конечного продукта вертикально-интегрированных структур с возможным снижением его цены; обеспечение развития инновационных процессов; мотивации к получению положительного синергетического эффекта, конкурентных преимуществ
3. Ресурсная Содействие притоку инвестиционных ресурсов в реальный сектор экономики, целевому предоставлению финансовой поддержки государства перспективным формам бизнеса Концентрация материальных, трудовых, финансовых, информационных и других ресурсов интегрированных структур различных отраслей и регионов в перспективных направлениях развития экономики Концентрация и ускорение воспроизводства индивидуального капитала; расширение возможностей мобилизации необходимых финансовых ресурсов; способствует привлечению инвестиций и росту предприятий .
Окончание табл. 1
1 2 3 4
4. Согласующая Предопределение системного единства и целостности общественного производства; усиление общности, слаженности функционирования всех составных элементов общественного производства .; повышение конкурентоспособности национальных хозяйств, поскольку разрушающая конкуренция заменяется на межфирменное производственное сотрудничество Обеспечение системного единства и целостности различных отраслей и регионов; содействие развитию стратегически взаимовыгодных межотраслевых и межрегиональных связей Согласование взаимодействия участников интеграции, порядка и последовательности пребывания продукта на различных воспроизводственных стадиях; связь производства и потребления становится более прочной, обеспечивается бесперебойность воспроизводственного процесса
5. Средство разрешения противоречий Создает условия для согласованной реализации интересов крупных интегрированных структур и государства в масштабах национальной экономики Выступает средством стыковки различных интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность при установлении хозяйственных связей с партнерами в рамках внутринационального взаимодействия на уровне отраслей и регионов Выступает средством стыковки и гармонизации экономических интересов в рамках отдельных хозяйствующих субъектов
Данные функции позволяют раскрыть различные уровни, специфику и отразить основные свойства интеграции хозяйствующих субъектов. От того, насколько эффективно они реализуются, зависит эффективность интеграции хозяйствующих субъектов.
Существование интеграции хозяйствующих субъектов есть факт существования противоречия. ... Экономическое отношение, отмечает К. Маркс, а значит и категории, его выражающие, заключает в себе противоположности, является противоречием и именно единством противоречий. . Сформулированный К. Марксом вывод имеет всеобщее значение, относится к числу фундаментальных положений материалистической диалектики. Нарушение этого принципа, как указывает Л. Абалкин, не может не тормозить развитие политической экономии. ... Не отбросить одну из сторон, а найти правильное сочетание противоположных моментов, определить объективно необходимую меру этого сочетания в этом и состоит задача . научного обоснования экономических категорий.
Подчеркнем, что экономические противоречия процесса интеграции хозяйствующих субъектов не порождены ошибками в субъективной деятельности. Само же экономическое противоречие, на наш взгляд, выступает как ... содержательная форма взаимодействия несовпадающих интересов различ-
ных субъектов производственных отношений. По существу особое внимание здесь уделено реализации основополагающего принципа материалистической диалектики, согласно которому ... условие познания всех процессов мира в их самодвижении, в их спонтанейном развитии, в их живой жизни, есть познание их как единства противоположностей. Развитие есть борьба противоположностей ... и единство противоположностей (раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности и взаимоотношения между ними).
Вопрос о противоречиях интеграции нашел отражение в исследованиях многих экономистов. Рассмотрим и обобщим основные позиции относительно противоречий интеграции хозяйствующих субъектов как экономического процесса.
В качестве ведущего противоречия во внутрипроизводственной интеграции И. Шарапов выделяет противоречие между концентрацией и специализацией производства, проявляющееся . в несоразмерности уровней их развития. Взаимосвязь между ними идет по линии роста количественных характеристик концентрации и усиления предметной специализации производственных предприятий. Это проявляется в неэффективном наращивании производственного потенциала без учета изменившейся структуры общественных потребно-стей.
Рассматривая общие и специфические противоречия отраслевой интеграции производства, И. Киршин к первым из них относит противоречие между центробежными и центростремительными тенденциями. В качестве специфических противоречий интеграции хозяйствующих субъектов исследуются: противоречие между последовательным упрочением межотраслевых связей и объективно существующей производственно-технологической и организационноэкономической обособленностью отраслей; противоречие между межотраслевой интеграцией как экономической системой и отдельными экономическими процессами ее составляющими; противоречие между системой межотраслевой интеграции производства и системой ее управления. Автор подчеркивает, что наиболее рельефно противоречия интеграции проявляются в сфере отношений хозяйствования, где непосредственно сталкиваются интересы субъектов хозяйствования.
С. А. Мещерякова, Н. В. Игнатова на основе исследования производственной интеграции выявляют, что ее развитие происходит в результате разрешения следующих противоречий: между дроблением производственного процесса и усилением его целостности, между разделением и интеграцией труда, между крупными и малыми предприятиями, между частными интересами отдельных производственно-хозяйственных единиц и их общим экономическим интересом, между монополией и конкуренцией, между свободой элемента и единством с другими элементами производственной системы. Если данные противоречия будут разрешены, это, по мнению авторов, будет означать, что система (интегрированное образование) перешло на качественно новый уровень, характеризующийся возросшей степенью единства и целостности составляющих ее частей.
О. Ю. Челнокова выделяет следующие противоречия, присущие интеграционным отношениям: 1) основное (противоречие между обособлением и обобществлением труда и капиталов хозяйствующих субъектов, принимающих участие в интеграции); 2) внутренние (противоречия интеграционных отношений, связанные с разделением труда; противоречия между сегментами интеграционных отношений; противоречия преобразования интеграционных отношений; противоречия личностных взаимоотношений внутри интегрированных структур); 3) внешние (противоречия между отдельными интегрированными структурами, между интегрированными структурами и институтами власти, между членами интегрированных структур и другими группами в обществе).


Рассмотренные аспекты проявления противоречия интеграции хозяйствующих субъектов в трактовках различных авторов классифицированы в приложении (см. Приложение 2).
Считаем, что комплекс специфических для экономики России противоречий интеграции хозяйствующих субъектов как процесса системного преобразования может быть представлен следующим образом (см. табл.2). Таблица 2
Специфические для российской экономики противоречия интеграции хозяйствующих субъектов
Характеристика противоречия Содержание
1 2
1. Между количественной и качественной сторонами процесса развития интеграции Отдельные хозяйствующие субъекты как элементы единого производственного процесса с ростом производительных сил и концентрации производства и капитала стремятся к безграничной диверсификации производственной деятельности, или к выполнению специфических производственных функций. Но данные хозяйствующие субъекты находятся между собой в качественной зависимости. Поэтому интеграция хозяйствующих субъектов определяется не бесчисленным количеством предприятий и диверсификацией производимой ими продукции, а мерой их сопряженности.
2. Между тенденцией к
объединению производств и относительной обособленностью хозяйствующих субъектов
С одной стороны, происходит закономерное дробление производственного процесса на отдельные стадии, появление все более специализированных предприятий по производству деталей, узлов и т.п. С другой стороны, данный процесс способствует укреплению целостности производства, проявляющейся в достижении синергетического эффекта.
3. Между разделением
и интеграцией труда
Выход единичного разделения труда за рамки отдельного хозяйствующего субъекта, его превращение в частное разделение труда приводит к тому, что отдельные операции выполняются отдельными предприятиями. С другой стороны, разрозненные процессы производства представляют собой часть единого производственно-технологического процесса по изготовлению конечного продукта.
4. Между субъектами
хозяйствования крупного и малого бизнеса
Преимущества и недостатки крупных и мелких образований достаточно подробно разработаны в многочисленных публикациях. Существует несколько точек зрения на форму разрешения данного противоречия. Одни
экономисты считают необходимым ... постепенное уменьшение удельного веса мелких и неэффективных предприятий, развитие и укрупнение их. ... В условиях научно-технической революции необходимы также небольшие, технологически или подетально специализированные предприятия, выпускающие продукцию небольшими партиями и обеспечивающие высокую эффективность работы за счет применения специального оборудования и прогрессивной технологии.
Мы разделяем точку зрения экономистов, подчеркивающих целесообразность и необходимость интеграции малого и крупного бизнеса: С одной стороны крупный и малый бизнес обладают противоположными свойствами. Малые предприятия обладают гибкостью, оперативностью в соответствии с изменяющимися потребностями, удовлетворяют персонифицированный спрос; крупные, напротив, формируют массовые стандарты качествами, крупные и малые предприятия, интегрируясь, придают производству те положительные свойства, которые присущи им самим.


Продолжение таблицы 2
1 2
Актуальным остается высказывание потребления. С другой стороны, обладая во многом противоположными В. Назаревского: Абсолютизация вопроса о том, какие организации (крупные или мелкие) более эффективны в эпоху НТП, неправомерна. Необходимо не противопоставление мелких и крупных продуцентов, а выявление условий, при которых результативнее оказываются те или другие, установление целесообразности взаи-модействия . Эффективность интегрированной структуры скрывается не в размерах предприятий, а прежде всего в характере их системы взаимодействия (связей).
5. Между частными интересами отдельных производственнохозяйственных единиц и их общим экономическим интересом Каждая производственно-хозяйственная единица обладает своими собственными экономическими интересами, обусловленными стремлением к воспроизводству, созданию благоприятных условий для своего функционирования. Данные интересы удовлетворяются при совместном функционировании производственно-хозяйственных единиц, что ведет к реализации общего экономического интереса увеличению рыночной стоимости бизнеса или максимизации прибыли.
6. Между задачами
развития конкурентной среды и формирования благоприятных условий для рациональной интеграции хозяйствующих субъектов.
Конкуренция производителей нередко приводит к развитию своей противоположности монопольному положению интегрированного производственного образования на рынке, поскольку для реализации эффекта масштаба необходимо максимизировать объем рынка, что возможно за счет интеграции с другими участниками. В данном случае это приводит к возникновению монополии. Традиционно в литературе развитие данного процесса рассматривается по схеме: конкуренция скачек в развитии производительных сил и возрастание капиталоемкости производства концентрация производства и капитала интеграция возникновение крупных предприятий обострение конкурентной борьбы возможность монополистических союзов с одной стороны и необходимость их создания с
- 170
другой монополизация .
7. Между экономиче
ской независимостью хозяйствующего субъекта и единством его с другими элементами производственной системы
Самостоятельность элементов интегрированной структуры проявляется в том, что каждый из них выполняет в определенное время свои специфические, только ему присущие функции. С другой стороны, свою специфическую роль хозяйствующий субъект способен выполнять не сам по себе, а в рамках данной интегрированной структуры, в тесной производственнотехнологической связи с другими ее элементами. Разделение и специализация труда, закономерно приводящее к относительной самостоятельности хозяйствующих субъектов, дополнятся системой всесторонней технологической зависимости их друг от друга и от единого технологического процесса. Свобода элементов, определяя их разнокачественный характер, делает интегрированную структуру более устойчивой.
Указанные противоречия не порождены ошибками в деятельности хозяйствующих субъектов, а выступают как содержательная форма взаимодействия несовпадающих интересов различных субъектов производственных отношений. Особенностью их является их неантагонистический характер. Поэтому путь их разрешения ... максимальное развитие всех сторон явления, нахождение новых форм его существования. На этой основе можно сделать вывод о том, что функционирование и развитие интеграции хозяйствующих субъектов это возникновение и разрешение противоречий. На этой основе сделан вывод о том, что функционирование и развитие интеграции хозяйствующих субъектов это возникновение и разрешение противоречий. По существу посредством интеграции осуществляется разрешение противоречий, поэтому сами экономические противоречия суть внутренний источник движения и развития интеграции хозяйствующих субъектов.
Таким образом, интеграции хозяйствующих субъектов имеет многоаспектную структуру. Все аспекты интеграции хозяйствующих субъектов статический, динамический (генетический), категориальный хотя и перерсекаются, но их смешение недопустимо в силу того, что каждый аспект выражает особую логическую плоскость рассмотрения предмета исследования с соответствующим ему содержанием.
1.4. Типология интеграции хозяйствующих субъектов
Интеграция хозяйствующих субъектов всегда приобретает определенную экономическую форму, в которой она только и может существовать. Таковой, на наш взгляд, служит конкретный, устойчивый закономерный способ организации взаимодействия хозяйствующих субъектов, который обусловлен уровнем развития организационно-экономических отношений и в свою очередь задает в качестве ядра потенциал и границы развития соответствующей подсистемы экономических отношений.
Экономическая форма интеграции улавливает импульсы развития производительных сил, преобразует их и передает той системе отношений, в которую она встроена. Развитие организационно-экономических отношений представляет собой смену одних экономических форм интеграции другими. В основе такой смены лежит процесс развития функциональных и уровневых форм организации производства; через него на поверхности общества реализуется деятельность хозяйствующих субъектов. Но эта форма внутренняя ближе к самому содержанию. Существуют и более поверхностные формы проявления интеграции хозяйствующих субъектов, которые сильно дифференцируются, имея как исторические, так и страновые особенности развития. Широко распространилось мнение, что они субъективны, а потому строятся на волевых актах, а не объективных экономических законах. В ряде экономических исследований формы интеграции хозяйствующих субъектов относят к сфере только хозяйственной политики, либо к правовым отношениям. Здесь мы согласны с точкой
зрения А. Фельдмана, различающего юридическую форму интеграции субъектов хозяйствования и экономическое ее содержание: Методологически правильно разделять экономические механизмы объединения предприятий, выражающие определенные производственные отношения и организационноправовые формы, в которых осуществляется действие этих механизмов.
В отечественной и зарубежной экономической литературе неоднократно ставилась проблема классификации различных видов и форм интеграции субъектов хозяйствования. Анализ отечественных и зарубежных литературных источников показал, что отсутствует единая общепризнанная классификация видов, форм и методов интеграции хозяйствующих субъектов. Авторы трактуют их по-своему, рассматривая лишь отдельные элементы классификаций. В отдельных случаях имеет место, на наш взгляд, некорректное использование терминов. Наиболее часто, как указывает Ю. Якутин, в качестве базового классификационного признака выделяется степень имущественного контроля интегрированной структуры (группы). Необходимо и возможно, однако, применение и других признаков, существенное с точки зрения последующей оценки различных аспектов эффективности интеграции субъектов хозяйствования.
Обобщенная классификация российских интегрированных структур в современной российской экономике в соответствии с различными экономическими критериями представлена в табл.3.
Таблица 3
Классификация интегрированных структур в российской экономике
по определенным признакам
Классификационный
признак
Содержание признака
1 2
1. Степень проработки, глубины обоснований целесообразности интеграции и ожидаемой эффективности (Ю. Якутин) 1.1. Не имеющие предварительных концептуальной, маркетинговой и технико-экономической проработок;
1.2. Имеющие (наряду с учредительными документами) проработки ожидаемой эффективности, однако преимущественно формального характера;
1.3. Имеющие достаточно полные и качественные технико-экономические обоснования.
2. Степень централизации капитала (М. Вороновицкий,
Е. Драчева, А. Либман, Ю. Якутин)
2.1. Полностью объединившие свои активы (полное слияние);
2.2. Объединившие свои капиталы под эгидой материнской (холдинговой) компании в объеме контрольного или блокирующего пакета;
2.3. Частично (в относительно незначительной степени) объединившие активы с целью участия в органах управления группой, но без права решающего голоса;
Продолжение таблицы 3
1 2
2.4. Перекрестная собственность как механизм вертикальной интеграции;
2.5. Ведущие совместную деятельность на основе механизмов доверительного управления;
2.6. Использующие координационные виды интеграции без включения механизмов консолидации капиталов
2.7 Частичная интеграция по отдельным функциям или видам деятельности (сбыт, НИОКР и др.);
2.8. Интеграция на основе стратегических альянсов и необязательных соглашений о совместной деятельности;
2.9. Долгосрочные контрактные отношения.
3. Степень взаимосвязи с государством (Ю. Якутин,
Е. Драчева,
А. Либман,)
3.1. Государственные
3.2. Сформированные путем директивной передачи части госсобственности в уставной капитал вновь созданного юридического лица;
3.3. Созданные на основе передачи госсобственности в доверительное управление конкретного юридического лица;
3.4. Санкционированные определенными решениями исполнительной власти (федерального или регионального уровня), гарантирующими государственную ресурсную поддержку;
3.5. Аналогичные, но без подобных гарантий.
3.6. С незначительной степенью взаимосвязи с государством
4. Различие целевых установок и ориентиров на конечный результат (И. Шиткина,
Ю. Якутин,
Е. Драчева,
А. Либман)
4.1. Направленные на ограничение конкуренции;
4.2. Направленные на монополизацию отрасли, вытеснение конкурентов (монопольные объединения могут создаваться в различных организационно-правовых формах: холдингов, ФПГ, простого товарищества, основываться на иных договорных отношениях между участниками и даже существовать в форме устного соглашения (сговора) между участниками, которое выражается в антиконкурентных согласованных действиях;
4.3. Наращивания объемов производства и реализации в рамках сложившейся номенклатуры изделий;
4.4. Реализации диверсифицированной номенклатуры продукции на расширяющихся рынках;
4.5. Увеличения экспорта отечественных товаров или выпуска импортозамещающей продукции;
4.6. Экономии финансовых затрат (в производстве, управлении);
4.7. Реализации заданий федеральных целевых и государственных научнотехнических программ, выполнения поставок для государственных нужд.
5. Различия в источниках ресурсного обеспечения (Ю. Якутин,
Е. Драчева,
А. Либман)
5.1. Использование собственных (консолидированных) финансовых ресурсов;
5.2. Привлечение (путем эмиссии ценных бумаг, увеличения залоговой стоимости корпорации, реализации механизмов солидарной ответственности) дополнительных (внешних) финансовых ресурсов;
5.3. Задействование финансового капитала кредитных организаций-участников;
5.4. Получение государственной ресурсной поддержки.
6. Различия механиз
мов управления совместной деятельностью (В. Дементьев)
6.1. Возможности контроля, сопряженные с обладанием титулами собственности объединяемых предприятий
6.2. Рычаги координации совместной деятельности за счет регулирования доступа к отдельным производственным ресурсам
6.3. Добровольная централизация ряда полномочий участниками группы
7. Характер деятельности головной компании (лидирующих субъектов хозяйствования) (Ю. Якутин) 7.1. Не имеющие явного лидера (вследствие примерного равенства взносов участников в консолидированный капитал);
7.2. Имеющие в качестве лидера базовое промышленное предприятие или конструкторскую организацию;
7.3. Включающие в свой состав лидирующую финансово-кредитную структуру;
7.4. Выдвигающие на роль лидера сбытовую (торговую) организацию.
8. Степень консолидации имущества (Ю. Якутин,
Е. Драчева,
8.1. Реальная консолидация, достаточная для эффективной деятельности центральной компании с точки зрения самофинансирования, гарантирования привлечения внешних инвестиций для совместных проектов, создания необходимой информационной инфраструктуры и т.д.;


Содержание раздела