d9e5a92d

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНТЕГРАЦИИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ

Особенности развития российских интегрированных структурреального сектора экономики
Образование интегрированных промышленных структур является важнейшей тенденцией развития хозяйственных связей в современной экономике России, определяемой с одной стороны наследственностью плановоадминистративной экономической системы, с другой общей интеграционной тенденцией в мировой экономике.
Переход от административно-командной к рыночной экономике потребовал отказа от централизованного планирования, при которой, как отмечают
В. Макаров и Г. Клейнер, невысокая степень интеграции компенсировалась излишней централизацией функций.
Первой попыткой усиления производственно-хозяйственных связей было создание промышленных и производственных объединений. Ряд производственных объединений был образован по принципу вертикальной интеграции, что давало возможность концентрации производства, централизации функций материально-технического снабжения, сбыта продукции, изучения рынка.

Однако их самостоятельность была крайне ограниченной. В частности, В. Н. Петухов указывает, что деятельность многих крупных предприятий в рамках технологических связей была чрезмерно регламентирована, и по своему правовому положению они являлись лишь производственными единицами. Кроме того, производственные объединения подчинялись либо промышленным объединениям, либо министерствам, что также сужало возможность разработки собственной стратегии, совершенствования производства, хозяйственной инициативы .
В условиях централизованного планирования эффективность взаимодействия хозяйствующих субъектов снижалась по причине безальтернативности каналов снабжения, низкой кооперации в развитии совместных инновационных проектов . Кроме того, как указывает Д. Старк, в социалистической экономике взаимодействие поставщиков и потребителей характеризовалось высокими трансакционными издержками, поскольку существовавший дефицит требовал создания неформальных групп, способных заключать сделки с теми, кто имел доступ к снабжению. Дефицит порождал такие проблемы, как несвоевременные поставки сырья и комплектующих, что приводило к остановкам производства, распространявшееся на всю производственную цепочку предприятий.

Следует согласиться с Т. Эггертссоном в том, что в рамках централизованного планирования обеспечить эффективное управление экономикой можно лишь при условиях: 1) преобладания предприятий со значительной экономией от масштаба производства; 2) процесс производства включает ограниченное количество стадий по вертикали; 3) конечная продукция обладает сравнительно малым числом качественных параметров. В то же время набирающий темп технический прогресс требует развития отраслей, для которых характерны более сложные хозяйственные межотраслевые связи, однако централизация управления в плановой экономике ограничивала эффективность и гибкость интеграции хозяйствующих субъектов.

Иерархическая система существенно усложняла координацию большого числа уровней и вызывала значительные издержки. Все это привело к замедлению развития экономики, застою в становлении новых технологически сложных производств.
Интегрированные структуры в командно-административной и рыночной экономической системе различаются радикально, поэтому типичное приватизированное предприятие не могло стать основой эффективной жизнеспособной интегрированной промышленной структуры без преобразования его организационной структуры, пересмотра производственных программ, инвестиционных и финансовых решений. В большинстве случаев для снижения трансакционных издержек и повышения эффективности интеграции хозяйствующих субъектов требовались как выделение из компаний старых подразделений, так и включение в интегрированную структуру новых производств. Проведенное
С. Б. Авдашевой исследование позволило заключить, что в первой половине 1990-х годов преобладали процессы первого типа разделение предприятий, выделение структурных подразделений в дочерние компании, продажа активов, во второй половине десятилетия начали набирать обороты процессы второго типа присоединение компаний, создание интегрированных структур .
С началом реформ у предприятий существенно обострилась проблема хозяйственных связей, обусловленная политическими, экономическими и институциональными причинами распадом СССР и СЭВ, отсутствием управленческого опыта в поиске каналов сбыта и снабжения, запаздыванием формирования институциональной среды, регулирующей деловые отношения предприятий с рыночными контрагентами. Кроме того, дробление крупных предприятий в ходе приватизации приводило к возникновению локальных монополий в цепочке производств, и многие компании не могли противостоять проявлениям рыночной власти отдельных производителей. В этих условиях должны были создаваться интегрированные структуры, способные противодействовать разрушению хозяйственных связей в экономике. С одной стороны, в ходе проведения приватизации эффективным признавалось создание вертикально интегрированных комплексов в виде холдингов.

Однако, как отмечают В. А. Цветков и Е. В. Ленский, этому препятствовала распыленность акций предприятий, отсутствие необходимых финансовых ресурсов для покупки акций других организаций, нежелание руководителей становиться дочерним звеном другой компании, отсутствием закона о холдинговых структурах. Названные препятствия сдерживали начавшиеся реформы и развитие жизнеобеспечивающих производств, поэтому государству требовалось предотвратить остановку важнейших для экономики отраслей, и оно активно использовало собственные крупные пакеты акций для формирования холдинговых структур. Это позволило в достаточно быстрые сроки нормализовать отношения в технологических цепочках и создать такие крупные холдинговые компании, как РАО Газпром, ЛУКойл, Роснефть, РАО ЕЭС России, ЮКОС, Сургутнефтегаз, Связьинвест, Транснефть и др.

Многие из названных холдингов развивались при участии крупных банков, как Менатеп, Инкомбанк, Газпромбанк, Империал, ОНЭКСИМбанк. Данные группы не нуждались в получении статуса официальных финансово-промышленных групп, поскольку создавались по решению государства.
Вместе с тем, для тех предприятий, в приватизации которых государство не принимало участия, цель формирования целостных холдинговых структур была практически недостижима, т.к. для этого требовались значительные финансовые ресурсы, необходимые для закупки акций других участников технологической цепочки. Поэтому государство стимулировало создание финансовопромышленных групп, участники которых могли бы объединяться на основе децентрализованных видов интеграции, используя договорные отношения (консорциум, стратегический альянс, союз).

При этом не ставилось преград для развития различных организационно-правовых форм интеграции, и по Федеральному закону О финансово-промышленных группах от 30.11.1995 г. 190-ФЗ предусматривалось объединение предприятий как на основе собственности (через взаимодействие материнской и дочерней компании), так и на базе добровольного (полного или частичного) объединения капиталов с учреждением центральной компании.
Обобщение современных позиций относительно основных преимуществ, обусловливающих интеграцию хозяйствующих субъектов в отраслях промышленности России, позволяют построить следующую их классификацию:
I) сохранение сложившихся производственно-технологических связей (и минимизации на этой базе издержек исходного периода, уменьшения последствий трансформационного спада); 2) гарантирование самодостаточности хозяйствующих субъектов для реализации крупных инвестиционных проектов; 3) обеспечение благоприятных стартовых условий с точки зрения конкурентоспособности на мировых рынках (возможности конкурировать с ведущими корпорациями мира); 4) достижения управляемости в плане поддержания ядра стабильности в переходный период; 5) преодоление неэффективности двусторонней монополии; 6) устранение двойной надбавки; 7) повышение рыночной власти; 8) увеличение размеров компании и приобретение возможности нарастить выпуск до минимально эффективного объема; 9) повышение финансовой устойчивости в рамках интегрированной структуры; 10) обеспечение мобильности и динамичности реализации инновационных процессов;
II) перемещение накопленного капитала в более перспективные направления деятельности; 12) получение определенных преимуществ в использовании узких сегментов или ниш рынка и проч.
Отраслевая специализация российских интегрированных структур существенно зависит от их размера. Среди более мелких интегрированных структур встречаются и горизонтальные, и вертикальные объединения, специализирующиеся на выпуске небольшого числа близких заменителей.

Крупные интегрированные структуры редко бывают специализированными. Гораздо чаще они имеют конгломератную структуру с доминированием вертикальных связей над горизонтальными.

Горизонтальная интеграция в форме установления контроля над производителями однотипной продукции чаще всего служит результатом поглощения этих компаний поставщиком важнейших наименований промежуточной продукции.
История возникновения интегрированных структур оказывает не столь большое влияние на ее отраслевую специализацию. Компании, вошедшие в переходную экономику как вертикально интегрированные (ОАО Газпром и нефтяные компании), дольше сохраняют четкую отраслевую специализацию, нежели компании, возникшие самостоятельно уже после завершения приватизации (например, Сибирский алюминий / Базовый элемент).

Однако направление развития включение в группу предприятий самой разной отраслевой принадлежности совпадает для разных интегрированных структур независимо от их происхождения.
Типичная крупная российская интегрированная промышленная структура выглядит как экономика в экономике. Формально самостоятельная экономическая единица хозяйствующий субъект представляет лишь одно из ее звеньев . Она включает по крайней мере одно промышленное предприятие, но помимо этого в нее входят организации: 1) продающие продукцию предприятия; 2) закупающие сырье и материалы у поставщиков; 3) организующие расчеты предприятия с поставщиками и потребителями; 4) банки, осуществляющие финансирование деятельности предприятия; 5) страховые компании; 6) негосударственные пенсионные фонды .


При этом организационная структура большинства крупных российских промышленных интегрированных структур децентрализована. Она характеризуется не только разделением центра управления пакетами акций, центра оперативного руководства промышленными предприятиями, центра управления финансовыми потоками, но и зачастую отсутствием единого подразделения, которое бы осуществляло соответствующие функции.
Интегрированные структуры на протяжении десяти лет преобразований развивались по пути усложнения организационной структуры. Помимо централизации собственно функций оперативного управления и производства, создавалась иерархия координации рыночного поведения.

Примечательно, что новые подразделения, как правило, выделялись из структуры основной компании . Интегрированные структуры начинали развитие, как правило, с очень нечеткой организационной структуры, в рамках которой осуществление не только оперативного, но и стратегического руководства включенными в нее компаниями было под вопросом. Способом интеграции сферы управления но отраслевому принципу часто служит создание отраслевых субхолдингов, которым передаются в управление пакеты акций предприятий, производящих однотипную про- дукцию .
Децентрализация организационной структуры обусловливает чрезвычайно высокие издержки, сопряженные с трансакциями между фактически независимыми экономическими агентами. Одновременно при отсутствии четкой структуры иерархического контроля в российских интегрированных структурах чрезвычайно велика роль персональных отношений и персонального доверия.
Как показывают исследования Всемирного Банка, в развивающихся странах и государствах с переходной экономикой крупные интегрированные промышленные структуры широко распространены и играют важную роль в преодолении отсталости и стимулировании экономического роста. Анализируя 32 отраслевых рынка, объем продаж на которых составляет около % всех продаж российской промышленности и сопоставляя структуру этих рынков в начале 1992 и 2002 гг., эксперты Всемирного Банка подчеркивают заметно возросшую степень их концентрации.

При этом авторы отмечают, что ... в последние годы интеграция и слияния были основной движущей силой реструктуризации предприятий в России. Также признается, что ... масштабы концентрации производства на российских фирмах вопреки ожиданиям существенно уступают соответствующим показателям в развитых странах . Как было показано в ряде публикаций А. Яковлева и других , данные выводы не новы и отмечались еще в начале 1990-х годов, а позднее были подтверждены на широком массиве данных по советской промышленности .
По данным Государственного комитета Российской Федерации по статистике на 2003 г. в российской промышленности высокий уровень концентрации характерен для нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслей, черной и цветной металлургии (см. табл. 7).
Таблица 7
Концентрация производства по отраслям в российской промышленности

Удельный вес объема промышленной продукции, выпускаемой крупными организациями процентов
3 организациями 4 организациями 6 организациями 8 организациями
9661 2000 2001 2002 9661 2000 2001 2002 9661 2000 2001 2002 9661 2000 2001 2002
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
1. Электроэнергетика 16,0 12,4 15,6 15,2 18,9 15,0 16,7 18,5 24,4 19,9 24,2 23,9 29,6 24,6 29,3 28,6
2. Топливная промышленность 14,9 28,6 30,7 26,5 18,8 31,7 34,1 29,4 25,8 36,9 39,0 34,5 31,6 41,3 43,2 38,7
3. Нефтедобывающая 29,8 43,1 42,9 38,6 37,8 47,8 47,6 42,7 51,0 55,5 54,5 49,4 59,6 60,9 59,9 53,5
4. Нефтеперерабатывающая 37,7 31,8 36,5 31,8 45,0 40,1 44,3 39,4 57,5 52,7 57,8 50,4 69,0 63,0 67,7 60,1
5. Черная металлургия 32,5 38,4 38,0 33,3 39,5 43,5 43,0 38,6 49,3 51,7 51,3 47,2 57,0 560 57,5 53,9
6. Цветная металлургия 31,8 29,4 37,6 31,6 37,1 33,2 40,9 34,4 43,6 38,9 45,1 38,9 49,1 43,0 48,6 42,2
7. Химическая и нефтехимическая промышленность 11,9 11,4 12,6 11,4 14,1 13,8 15,0 13,8 17,9 17,6 19,2 18,0 21,6 20,6 22,9 21,1
8. Машиностроение
и металлообработка
15,0 18,0 15,0 14,3 16,6 19,0 16,4 15,6 18,6 20,7 17,9 17,1 20,2 21,9 19,1 16,3
9. Легкая промышленность 3,8 4,2 5,0 4,6 5,0 5,3 6,2 35,9 6,5 7,3 8,3 7,6 6,0 8,2 10,1 9,6
10. Пищевая промышленность 2,2 5,1 4,9 5,4 2,9 6,5 6,1 6,0 4,1 8,9 84 9,0 5,2 10,9 10,5 10,7

Источник: Составлено на основании: Российский статистический ежегодник. 2002 : Стат. сб. / Госкомстат России. - М., 2002. - С. 348, 397.
Применительно к формированию и развитию интегрированных структур в промышленности России наиболее важными представляются положения Закона РСФСР 948-1 от 22.03.1991 г. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках, которыми установлен государственный контроль над созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих организаций и их объединений (ст. 17) и за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций (ст.

18).
Во исполнение закона О конкуренции ... постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 1996 г 154 утвержден порядок формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов. Система показателей, характеризующая деятельность организаций, включенных в Реестр, позволяет оценить изменение доли отдельных интегрированных промышленных структур на конкретных товарных рынках (см. табл.8).
Таблица 8
Хозяйствующие субъекты, занимавшие доминирующее положение в соответствующей
отрасли российской промышленности в 2002 г.

Число хозяйствующих субъектов (без учета субъектов малого предпринимательства) Удельный вес, процентов Число хозяйствую-щих субъектов (без учета субъектов малого предпринимательства) Удельный вес, процентов
объема их продукции в общем объеме производства продукции, по которой организации
включены в Реестр, в общем объеме их производства
объема их продукции в общем объеме производства продукции, по которой организации включены в Реестр, в общем объеме их производства
1 2 3 4 5 6 7 8
Вся промышленность 243 15,9 28,0
в том числе машиностроение и металлообработка 121 24,7 57,6
топливная промышленность 6 4,3 1,8 лесная, деревообрабатывающая и целлюлознобумажная промышленность 10 17,1 9,5
черная металлургия 26 68,6 10,6 промышленность строительных материалов 4 2,1 78,1
цветная металлургия 24 12,0 31,6 легкая промышленность 1 0,5 0,3

Источник: Рассчитано согласно Реестру хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов и осуществляющих промышленную деятельности в географических границах Российской Федерации. (См.: Российский статистический ежегодник. 2002 : Стат. сб. / Госкомстат России. - М., 2002. - С. 348, 397).
По оценкам экспертов Всемирного Банка, 22 крупнейшие российские интегрированные структуры каждая с объемом продаж свыше 700 млн. долл. в год или с численностью работников свыше 20 тыс. человек сосредоточили в своих руках почти 39% реализации промышленной продукции и около 20% занятых в промышленности. В целом вклад крупнейших интегрированных структур в ВВП России оценивается в диапазоне от 10 до 19% ВВП.

На предприятия крупнейших интегрированных структур приходится 25-30% кредитов и займов, полученных реальным сектором российской экономики (а с учетом госмонопо-лий около 40-50%), что свидетельствует о большей доступности для них заемных средств. Поэтому раздробление интегрированных структур привело бы к нарушению процесса капиталообразования и ухудшению доступности заемногокапитала для предприятий .
С целью оценки результатов деятельности российских интегрированных промышленных структур, выявления влияния различных факторов на выбор типа (вида), формы и метода интеграции, определяющих в конечном итоге результативность их функционирования, эффективность и проблемы деятельности, автором исследованы российские промышленные компании: ОАО Газпром, РАО Норильский никель, ОАО Сибирский алюминий, ОАО НК Сибнефть, ОАО НК Лукойл, ОАО НК ЮКОС, ОАО Сургугнефтегаз, ОАО Тюменская нефтяная компания, ОАО Татнефть, Трубная металлургическая компания, Объединенная металлургическая компания, ОАО Новолипецкий металлургический комбинат, ОАО Северсталь, ОАО СУАЛ-Холдинг, ОАО АКРОН, АК Сибирско-Уральская нефтегазохимическая компания, Агрохимпромхолдинг, холдинговая компания Амтел. Выбор обоснован тем, что, во-первых, данные промышленные группы достаточно успешно развиваются; во-вторых, имеют многочисленный и разнообразный состав субъектов хозяйствования.
Завершение основного этапа приватизации способствовало созданию условий для повышения текущей эффективности, измеряемой прежде всего ростом прибыли исследуемых интегрированных промышленных структур. В течение 2001 - 2004 гг. уровень текущих производственных издержек в исследуемых российских интегрированных промышленных структурах устойчиво и ощутимо снижается, что становится одним из факторов их инвестиционной привлекательности.

Компании ОАО НК ЮКОС и ОАО НК Сибнефть в результате предпринятых усилий по интенсификации добычи нефти добились того, что их текущие затраты в течение ряда лет находятся на уровне ниже 2 долл. за баррель, в то время как точка безубыточности при текущих объемах добычи достигается даже при 6,5 8,5 долл. Такое снижение издержек позволило данным компаниям обеспечить чистую прибыльность на уровне 25-30%. По итогам 2002 г. совокупные текущие и капитальные издержки составили: в ОАО НК ЮКОС 3,53 долл., в ОАО НК Сибнефть 4,51 и в ОАО ЛУКойл 5,75 долл. за баррель.

Реализация программ по сокращению текущих издержек обеспечивается сформированной в российских вертикально интегрированных нефтяных компаниях с централизованной структурой управления.
Развитие организационной структуры Газпрома демонстрирует две противоположные тенденции, С одной стороны, происходит централизация полномочий и укрепление иерархических инструментов координации. В 1999 г. входящие в РАО Газпром предприятия газовой промышленности (до тех пор имевшие уникальную организационно-правовую форму, которая отличалась сохранением определенной но крайней мере формальной независимости) были преобразованы в общества с ограниченной ответственностью, учрежденные РАО Газпром.

С другой приобретение пакета акций компаний других отраслей производителей минеральных удобрений синтетического каучука, шинной промышленности, предприятий черной металлургии сопровождается созданием специальных управляющих компаний и, следовательно, усложнением системы иерархического, управления.
Группа Сибирский алюминий, созданная в 1997 г., за пять лет существования превратилась в один из крупнейших промышленных конгломератов России. Организационная структура группы СибАл развивалась путем последовательного создания ряда: отраслевых холдингов, сопровождавшегося приобретением пакетов акций компаний другой специализации. В марте 2000 г, группой СибАл совместно с Сибнефтью была создана компания Русский алюминий (РусАл), которая включала около 20 промышленных предприятий, охватывающих полный цикл от добычи сырья до переработки алюминия, и занимала по объему производства алюминия второе место в мире.

В декабре 2000 г. оформился отраслевой холдинг РусПромАвто, управляющий Горьковским автомобильным заводом и примерно десятью другими предприятиями автомобилестроения и производителями различных комплектующих. На начало 2002 г. группа СибАл включала еще два отраслевых холдинга СоюзМе-таллРесурс (горнодобывающая, угольная, машиностроительная, промышленность) и Авиаресурсхолдинг (авиастроение).
Происходит увеличение добычи нефти (ОАО НК Лукойл, ОАО НК ЮКОС, ОАО Сургутнефтегаз и др.), возрастают объемы продаж, прибыль, доли рынков сбыта. Многие из исследованных интегрированных промышленных структур увеличивают свои размеры, приобретая новые активы. Компании создают совместные предприятия, продолжающие вертикальные технологические цепочки, например, производство смазочных материалов совместное предприятие Тюменской нефтяной компании и нефтяной компании ТЕКСАКО (США), приобретение предприятий, производящих химволокна и шины Сибур, Амтел).

Есть компании, которые включают в свой состав кроме производств, продолжающих технологическую цепочку вверх (например, НК Лукойл после нефтедобычи нефтепереработка) или вниз (например, совместное строительство глиноземного завода алюминиевыми компаниями СУАЛ-Холдинг и РусАл), фирмы, которые занимаются маркетингом и сбытом (НК Сибнефть, НК ЮКОС). Росту конкурентоспособности за счет проведения НИОКР и внедрения новшеств способствует создание совместного предприятия, специализирующегося на внедрении передовых технологий нефтедобычи (Татнефть).



Содержание раздела