Таблица 3.1
Значение коэффициента общей ликвидности ОПП за исследуемый период
Предприятие |
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
ОПП 1 |
1,472 |
1,544 |
1,601 |
1,647 |
1,147 |
1,395 |
ОПП 2 |
2,625 |
2,618 |
2,381 |
2,033 |
1,960 |
2,040 |
ОПП 3 |
0,991 |
0,921 |
0,864 |
0,816 |
0,990 |
1,009 |
ОПП 4 |
1,302 |
1,258 |
1,226 |
1,203 |
1,130 |
1,112 |
ОПП 5 |
1,089 |
0,855 |
0,743 |
0,728 |
1,354 |
1,433 |
Таблица 3.2
Значения средних коэффициентов общей ликвидности ОПП по периодам,
а также среднего коэффициента
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
|
КОЛ |
1,4958 |
1,4392 |
1,363 |
1,2854 |
1,3162 |
1,3978 |
![]() |
1,3829 |
Рис. 3.1. Динамика коэффициента общей ликвидностиОПП по периодамДля анализа мобильных активов воспользуемся данными табл. 3.3, в которой приведены сводные расчетные значения мобильных активов по периодам для всех предприятий.
Таблица 3.3
Значения мобильных активов ОПП (тыс. руб.)
Предприятие |
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
ОПП 1 |
25 057 |
32 784 |
40 511 |
48 238 |
12 253 |
36 423 |
ОПП 2 |
202 415 |
274 238 |
296 061 |
267 884 |
292 191 |
363 436 |
ОПП 3 |
-697 |
-6 616 |
-12 536 |
-18 455 |
-881 |
751 |
ОПП 4 |
53 272 |
54 454 |
55 635 |
56 817 |
41 231 |
40 184 |
ОПП 5 |
20 570 |
-49 622 |
-17 345 |
-14 216 |
15 863 |
15 341 |
Таблица 3.4
Значения собственного капитала ОПП (тыс. руб.)
Предприятие |
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
ОПП 1 |
135 391 |
145 445 |
156 493 |
165 954 |
132 496 |
167 043 |
ОПП 2 |
508 629 |
682 702 |
827 841 |
1 004 188 |
831 353 |
1 001 591 |
ОПП 3 |
119 597 |
112 339 |
105 081 |
97 823 |
114 059 |
114 352 |
ОПП 4 |
213 452 |
220 185 |
227 652 |
232 647 |
216 990 |
213 844 |
ОПП 5 |
5 549 663 |
4 829 691 |
4 130 189 |
3 843 107 |
6 427 836 |
6 756 534 |
На основе данных табл. 3.3 и 3.4, проведем расчет значения коэффициента мобилизации, а также его средних значений по периодам и генерального среднего, результаты расчетов представим в виде табл.
3.5.
Результаты расчета означают, что более 17% мобильных активов в среднем финансируются за счет собственных средств предприятий. Это свидетельствует о высоком удельном весе собственных средств в структуре пассивов, который подтверждается анализом структуры пассивов (табл.
3.6). Эти данные позволяют построить динамику изменения среднего коэффициента маневренности (рис. 3.2)
Таблица 3.5
Коэффициент мобилизации ОПП по периодам*
Предприятие |
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001г. |
ОПП 1 |
0,185 |
0,225 |
0,259 |
0,291 |
0,092 |
0,218 |
ОПП 2 |
0,398 |
0,402 |
0,358 |
0,267 |
0,351 |
0,363 |
ОПП 3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,007 |
ОПП 4 |
0,250 |
0,247 |
0,244 |
0,244 |
0,190 |
0,188 |
ОПП 5 |
0,037 |
0 |
0 |
0 |
0,180 |
0,223 |
КМ |
0,174 |
0,175 |
0,172 |
0,160 |
0,163 |
0,200 |
0,174 |
Таблица 3.6
Удельный вес собственных средств ОПП в валюте баланса, %
Предприятие |
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
ОПП 1 |
63 |
62 |
61 |
60 |
51 |
55 |
ОПП 2 |
73 |
70 |
67 |
66 |
57 |
58 |
ОПП 3 |
61 |
57 |
53 |
49 |
57 |
57 |
ОПП 4 |
55 |
51 |
48 |
45 |
41 |
37 |
ОПП 5 |
71 |
58 |
47 |
42 |
66 |
66 |
Рис. 3.2. Динамика среднего коэффициента маневренностиПомимо показателей ликвидности проанализируем показатели для оценки финансовых результатов, методы расчета которых приведены выше. В первую очередь рассмотрим структуру прибыли. (основные финансовые результаты сведены в табл.
3.7-3.9).
Таблица 3.7
Прибыль ОПП от основной деятельности (тыс. руб.)
Предприятие |
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
ОПП 1 |
32 947 |
35 028 |
36 054 |
21 179 |
52 472 |
35 307 |
ОПП 2 |
115 581 |
113 817 |
77 394 |
104 524 |
80 232 |
113 255 |
ОПП 3 |
2 773 |
2 890 |
11 346 |
19 185 |
13 221 |
14 092 |
ОПП 4 |
10 892 |
7 823 |
16 285 |
1 280 |
16 655 |
16 451 |
ОПП 5 |
-549 430 |
-728 163 |
-681 299 |
-270 333 |
327 032 |
351 530 |
Таблица 3.8
Балансовая прибыль ОПП (тыс. руб.)
Предприятие |
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
ОПП 1 |
22 650 |
21 273 |
22 945 |
20 647 |
33 135 |
36 929 |
ОПП 2 |
94 783 |
89 264 |
60 533 |
91 249 |
60 056 |
85 827 |
ОПП 3 |
-1 085 |
-3 010 |
255 |
15 645 |
6 435 |
7 250 |
ОПП 4 |
5 023 |
5 098 |
5 977 |
3 333 |
7 804 |
8 881 |
ОПП 5 |
-561 433 |
-728 688 |
-680 345 |
-269 233 |
319 021 |
339 347 |
Таблица 3.9
Чистая прибыль ОПП (прибыль после налогообложения, тыс. руб.)
Предприятие |
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
ОПП 1 |
18 648 |
18 017 |
20 016 |
17 499 |
29 373 |
33 160 |
ОПП 2 |
90 163 |
84 259 |
55 991 |
86 448 |
56 142 |
80 339 |
ОПП 3 |
-3 191 |
-5 202 |
-1 244 |
13 244 |
1 793 |
2 501 |
ОПП 4 |
3 719 |
3 918 |
5 317 |
2 095 |
6 152 |
7 024 |
ОПП 5 |
-562 033 |
-729 353 |
-680 345 |
-269 983 |
308 451 |
328 341 |
Таблица 3.10
Прибыльность переменных затрат ОПП, %
Предприятие |
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
ОПП 1 |
53,8 |
57,3 |
74,4 |
45,7 |
56,8 |
31,3 |
ОПП 2 |
90,8 |
85,9 |
52,0 |
53,4 |
53,0 |
50,9 |
ОПП 3 |
7,9 |
7,2 |
46,6 |
60,6 |
35,9 |
36,1 |
ОПП 4 |
12,1 |
8,6 |
20,2 |
1,5 |
14,0 |
13,1 |
ОПП 5 |
-65,7 |
-76,3 |
-48,1 |
-33,4 |
38,4 |
40,2 |
Таблица 3.11
Прибыльность постоянных затрат ОПП, %
Предприятие |
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
ОПП 1 |
44,0 |
39,8 |
45,6 |
29,2 |
33,4 |
21,8 |
ОПП 2 |
44,7 |
48,3 |
54,1 |
34,1 |
33,9 |
32,5 |
ОПП 3 |
5,3 |
5,7 |
28,6 |
42,1 |
22,0 |
25,1 |
ОПП 4 |
8,4 |
5,5 |
14,6 |
0,9 |
9,0 |
8,7 |
ОПП 5 |
-32,4 |
-42,9 |
-50,0 |
-21,3 |
24,6 |
25,7 |
Таблица 3.12
Прибыльность всех затрат ОПП, %
Предприятие |
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
ОПП 1 |
24,2 |
23,5 |
28,3 |
17,8 |
21,0 |
12,9 |
ОПП 2 |
29,9 |
30,9 |
26,5 |
20,8 |
20,7 |
19,8 |
ОПП 3 |
3,2 |
3,2 |
17,7 |
24,8 |
13,6 |
14,8 |
ОПП 4 |
5,0 |
3,3 |
8,5 |
0,6 |
5,5 |
5,2 |
ОПП 5 |
-21,7 |
-27,5 |
-24,5 |
-13,0 |
15,0 |
15,7 |
Таблица 3.13
Прибыльность продаж ОПП, %
Предприятие |
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
ОПП 1 |
19,5 |
19,0 |
22,0 |
15,1 |
17,4 |
11,4 |
ОПП 2 |
23,0 |
23,6 |
21,0 |
17,2 |
17,1 |
16,6 |
ОПП 3 |
3,1 |
3,1 |
15,1 |
19,9 |
12,0 |
12,9 |
ОПП 4 |
4,7 |
3,2 |
7,8 |
0,6 |
5,2 |
5,0 |
ОПП 5 |
-27,7 |
-37,9 |
-32,5 |
-15,0 |
13,0 |
13,5 |
Таблица 3.14
Балансовая прибыльность затрат ОПП, %
Предприятие |
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
ОПП 1 |
16,6 |
14,3 |
18,0 |
17,4 |
13,3 |
13,4 |
ОПП 2 |
24,6 |
24,2 |
20,7 |
18,2 |
15,5 |
15,0 |
ОПП 3 |
-1,2 |
-3,3 |
0,4 |
20,3 |
6,6 |
7,6 |
ОПП 4 |
2,3 |
2,2 |
3,1 |
1,5 |
2,6 |
2,8 |
ОПП 5 |
-22,2 |
-27,5 |
-24,5 |
-13,0 |
14,6 |
15,1 |
Таблица 3.15
Чистая прибыльность затрат ОПП, %
Предприятие |
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
ОПП 1 |
13,7 |
12,1 |
15,7 |
14,7 |
11,8 |
12,1 |
ОПП 2 |
23,4 |
22,9 |
19,2 |
17,2 |
14,5 |
14,1 |
ОПП 3 |
-3,7 |
-5,7 |
-1,9 |
17,1 |
1,8 |
2,6 |
ОПП 4 |
1,7 |
1,7 |
2,8 |
0,9 |
2,0 |
2,2 |
ОПП 5 |
-22,2 |
-27,5 |
-24,5 |
-13,0 |
14,1 |
14,6 |
Таблица 3.17
Запас прочности ОПП, %
Предприятие |
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
ОПП 1 |
30,6 |
28,5 |
31,3 |
22,6 |
25,0 |
17,9 |
ОПП 2 |
30,9 |
32,6 |
35,1 |
25,4 |
25,3 |
24,5 |
ОПП 3 |
5,0 |
5,4 |
22,2 |
29,6 |
18,0 |
20,1 |
ОПП 4 |
7,8 |
5,2 |
12,7 |
0,9 |
8,2 |
8,0 |
ОПП 5 |
-47,9 |
-75,3 |
-100,1 |
-27,1 |
19,7 |
20,4 |
Рис. 3.3. Динамика запаса прочности предприятийВ целом по результатам проведенной оценки инвестиционной привлекательности можно сделать несколько важных выводов об управлении финансовыми результатами в предприятиях оборонно-промышленного комплекса:
В рамках своей деятельности у предприятий - исполнителей контрактов непременно возникают две равноважные задачи.Первая задача - привлечение ресурсов для осуществления хозяйственной деятельности.В этом случае привлекаемые ресурсы, как уже отмечалось, состоят из акционерного капитала, ссудного капитала, кредиторской задолженности, реинвестируемой прибыли и фондов.ПИК для привлечения ресурсов может выходить на ссудный рынок капиталов, на котором происходит кругооборот предлагаемых к размещению ресурсов. Поскольку объем предлагаемых ресурсов существенно меньше, чем объем спроса на них, неизбежно возникает конкурентная борьба за наиболее дешевые ресурсы.
Потенциальные вкладчики сравнивают потенциальные объекты вложения средств, изучают их инвестиционную привлекательность ит.д.Таким образом, инвестиционная привлекательность ПИК это совокупность характеристик, позволяющая государственному посреднику оценить, насколько то или иное предприятие привлекательнее других. В результате возникает задача улучшения инвестиционной привлекательности ПИК как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде.
В этой связи государственному посреднику необходимо сформировать кредитную стратегию, основной задачей которой стала бы оптимизация показателей инвестиционной привлекательности ПИК.Вторая задача - распределение полученных ресурсов (инвестирования). Для оценки инвестиционных возможностей необходимо исследовать кредитоспособность, которая представляет собой совокупность характеристик, позволяющих оценить инвестиционный потенциал ПИК.Поскольку объем инвестиционных ресурсов государственного посредника ограничен, а потенциальные объекты инвестиций обладают различной инвестиционной привлекательностью, то ему необходимо оптимально распределять свои инвестиционные ресурсы. В этой связи возникает необходимость разработки инвестиционной стратегии государственного посредника, которая наряду с кредитной стратегией является составной частью его финансовой стратегии (рис.
3.4).По мнению автора, инвестиционная стратегия в сфере ВТС представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить реализацию задач государственного посредника по повышению эффективности его деятельности в соответствии с поставленными Президентом Российской Федерации целями.Разработка инвестиционной стратегии государственного посредника осуществляется с учетом распределения финансовых функций между его подразделениями. Процесс разработки инвестиционной стратегии включает несколько этапов: оценка долгосрочных перспектив; прогноз развития; осознание цели; анализ сильных и слабых сторон; обобщение стратегических альтернатив; разработка критериев оптимизации; выбор оптимальной стратегии; планирование мероприятий.
После выработки общей инвестиционной стратегии государственного посредника специальные подразделения в соответствии с нею, а также в соответствии с состоянием рынка разрабатывают конкретные инвестиционные проекты и формируют программу финансирования инвестиционной стратегии государственного посредника. Такой подход позволяет, с одной стороны, директировать деятельность подразделений, то есть направить различные аспекты деятельности государственного посредника в единое русло (директриссу или вектор) в соответствии с его целью и задачами, а с другой стороны, гибкая и продуманная финансовая стратегия позволяет высшему менеджменту государственного посредника планировать развитие прочих направлений деятельности.Инвестиционный процесс государственного посредника строится на основе инвестиционной стратегии, разрабатываемой с использованием различных финансово-экономических методов, которые в совокупности составляют научно-финансовую методологию формирования его инвестиционной стратегии. Таким образом, инвестиционная стратегия государственного посредника разрабатывается в соответствии с целями его функционирования. В этой связи все корпоративные инвестиции должны рассматриваться как один из основных способов достижения его главной цели - получение расчетной прибыли (рис.
3.5).
Описание инвестиционной стратегии, как и любого многогранного понятия, не исчерпывается лишь простым определением. Инвестиционная стратегия, по нашему мнению, является структурированной совокупностью нескольких взаимосвязанных аспектов, таких как: институциональный, экономический, нормативно-правовой, информационно-аналитический и другие (рис.3.6).
Эти аспекты являются взаимосвязанными, их структурирование и распределение приоритетов между ними, на наш взгляд, позволяет иметь четкое представление о разработке и реализации инвестиционной стратегии государственного посредника.Институциональный аспект инвестиционной стратегии представляет собой совокупность таких основных составных частей, как: виды инвестиций, инвестиционный портфель, риски. В рамках институционального аспекта выделяются основные управляемые подсистемы, существующие в корпоративных инвестициях (рис.
3.7).Направления информационного обмена указывают типовые приоритеты при разработке и реализации инвестиционной стратегии, связывая аспекты в единое целое. Информационный обмен позволяет согласовывать продолжительность, этапы и условия инвестиций в рамках принятой стратегии.
Нормативно-правовой аспект инвестиционной стратегии включает: