С учетом вышеизложенного, возникает задача рационального управления портфелем инвестиционных проектов по всем этапам их жизненного цикла.Поскольку для активизации инвестиционной деятельности в сфере ВТС большую роль играет инвестиционный климат, сложившийся в настоящее время в России, то необходимо оценить инвестиционный имидж Российской Федерации в целом и оборонно-промышленного комплекса, в частности, а также тенденции их развития.В настоящее время Правительство РФ предполагает изменить принцип взаимодействия между государством и предприятиями ОПК, выполняющими экспортные контракты. До сих пор предприятие от продажи ПВН получало все, что перечислял в Россию покупатель, за исключением оплаты услуг госпосредника.Суть нового принципа, предлагаемого Правительством РФ, состоит в том, что предприятию будут выплачиваться средства от экспорта поставленной ими продукции, соответствующие сумме себестоимости ПВН и прибыли (7-10%) /101/.Учитывая, что Правительство РФ не способно осуществлять масштабные инвестиции (для этого нет ни средств, ни законодательно базы), то нетрудно предсказать, к чему приведет реализация этого принципа расчетов с поставщиками ПВН. Фактическое изъятие при этом у предприятий валюты при катастрофическом старении основных фондов обрекает их на дальнейшую деградацию. Ограничив рентабельность экспортных контрактов, Правительство РФ намерено изыскать средства для внебюджетного финансирования военных программ.
Однако законами Об обороне (ст. 26) и О государственном оборонном заказе (ст.
2, п. 5) не предусмотрено финансирование работ, выполняемых по государственному оборонному заказу, из других, помимо федерального бюджета, источников.При этом следует отметить, что на сегодняшний день при участии ФГУП Рособоронэкспорт сложился и успешно функционирует механизм косвенного финансирования ГОЗ за счет экспорта ПВН, например, технологии модернизации образцов ВВТ для иностранных заказчиков, находят применение при модернизации подобных образцов ВВТ для ВС России. Также могут использоваться для отечественных ВС технологии создания экспортных образцов ВВТ.
В этих условиях значение инновационно-инвестиционной деятельности ФГУП Рособоронэкспорт, естественно, повысится.С учетом достаточно высокой рискованности инновационно-инвестиционной деятельности, в целях повышения эффективности сотрудничества с предприятиями отечественного ОПК, ФГУП Рособоронэкспорт подписало договор о приобретении контрольного пакета акций Страхового открытого страхового общества Русский Страховой Центр (СОАО РСЦ)Наличие мощного страхового ресурса позволит при исполнении контрактов на поставку за рубеж продукции военного и двойного назначения задействовать наряду с традиционными формами экономической защиты также и потенциал страховых резервов.Тем самым ФГУП Рособоронэкспорт не только расширяет диапазон своих возможностей по предэкспортному финансированию заключаемых контрактов, но и приобретает право формировать для ОПК льготную тарифную политику, а при наступлении страхового случая обеспечит полное гарантирование страховых выплат.Подводя итого вышеизложенному, необходимо отметить, что с началом рыночных преобразований проблема инвестиций становится ключевой в процессе развития отечественной экономики. Поэтому вопросу улучшения инвестиционного климата страны с целью увеличения общего потока инвестиций постоянно уделялось особое внимание. Тем не менее, пока ситуация с инвестициями остается сложной:
В российской экономике исторически сложилось так, что основные наукоемкие отрасли сосредоточены в оборонно-промышленном комплексе. Именно он был основным объектом инвестиций, благодаря чему комплекс развивался динамично, постепенно наращивая научно-технический, технологический и интеллектуальный потенциалы. Основным источником инвестиций при этом был государственный бюджет.
В результате активной инвестиционной деятельности в прошлые годы предприятия российского ОПК и в настоящее время сохраняют роль абсолютных национальных лидеров на внешних рынках в деле продвижения машиностроительной и высокотехнологичной продукции. Их доля на сегодня превышает 40% от общего числа экспортируемого российского машиностроительного ассортимента.
С началом рыночных реформ в государственной инвестиционной политике был взят курс на снижение объемов бюджетного финансирования, которое должно было компенсироваться инвестициями непосредственных производителей за счет их возрастающих финансовых накоплений. Однако в оборонно-промышленном комплексе этого не произошло в силу следующих основных причин:
1. К началу рыночных реформ ОПК был подвержен крупномасштабной конверсии, которая предполагала резкое сокращение оборонных программ.
2. Предприятия ОПК были поставлены в трудное финансовое положение: с одной стороны, запасы товарно-материальных ценностей, которые в силу своей специфичности не могли быть использованы в гражданском производстве, с другой - огромное незавершенное производство, доведение которого до готовой продукции в силу ненужности последней не имело экономического смысла.
3. Одноразовый отпуск цен в январе 1992г. обесценил финансовые средства предприятий.
Ситуация усугубилась в результате постоянного несоответствия между регулируемыми ценами на их продукцию и свободными ценами на основную часть материально-технических ресурсов.
4. Возможности предприятий комплекса по наращиванию прибыли за счет ценового фактора были существенно снижены ограничением цены на продукцию оборонного заказа рентабельностью в 25%.
В силу указанных причин предприятия оборонно-промышленного комплекса оказались неспособными осуществлять финансирование своего производства. Что касается бюджетных ассигнований, то по причине нерешенности многих проблем государство не в состоянии финансировать даже ряд государственных программ.
При этом отечественный финансовый капитал, сконцентрированный в негосударственном секторе, был главным образом ориентирован на инвестиции в добывающие отрасли, дающие 90% дохода.
Поскольку развитие оборонно-промышленного комплекса это не только обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, но и реальный путь к подъему высокотехнологичных отраслей российской экономики, экономическому развитию регионов и повышению эффективности военно-технического сотрудничества, то актуальной задачей является поиск внутренних источников инвестиций в развитие предприятий ОПК.
По нашему мнению, такими инвестиционными ресурсами могли бы быть часть дохода от деятельности спецэкспортеров продукции военного назначения, инвестируемая в интересующие их отрасли, инвестиции топливно-энергетического комплекса и, естественно, бюджетное финансирование государственного оборонного заказа.
Однако наиболее высокий инвестиционный потенциал имеется в сфере военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, особенно в таких технологичных отраслях российского оборонно-промышленного комплекса, как авиастроение, космическая отрасль, судостроение и др. Остановимся на них более подробно с точки зрения оценки их инвестиционной привлекательности.
В 2002 году финансирование гражданской авиации возрастет в 2,3 раза. Эти средства будут сконцентрированы на 3-4 основных проектах. Среди них работы по самолетам Ту-204, Ту-324 и Ту-334, а также двигателям ПС-90А и ПС-90А2.
По результатам правительственного тендера государство внесло 38 процентов уставного капитала в лизинговую компанию Ильюшин-финанс, активы которой составляют 130 млн. долларов. Это позволяет надеяться, что Россия удержится на мировом рынке авиационной техники /41/.
АВПК Сухой.
В 2001г. объемы производства в АВПК по сравнению с 2000-м возросли более чем в 2 раза. Произведено более 50 самолетов.
Президентом России подписан указ о создании ОАО Акционерная холдинговая компании Сухой. Он предусматривает акционирование Комсомольского-на-Амуре (КнАПО) и Новосибирского (НАПО) авиационных производственных объединений, передачу 74,5 процента их акций в уставный фонд холдинга Сухой в дополнение к тем, которые уже находятся в АВПК: 14 процентов акций ИАПО, 38 - Таганрогского АНТК и контрольный пакет ОКБ Сухого.
При этом по 25,5 процента акций КнАПО и НАПО, которые акционируются со стопроцентной госсобственностью, будут переданы в РФФИ. Холдинг должен стать инструментом, который поможет консолидировать ресурсы для создания перспективных самолетов.
В АВПК идут работы по созданию самолета 5-го поколения /41/.
РСК МиГ.
Интенсивная маркетинговая работа корпорации в 2001г. на международном рынке принесла результаты. Заключены 5 контрактов на поставку продукции и несколько контрактов на оказание услуг на поставку запчастей. Истребители МиГ приняты на вооружение ВВС еще двух стран.
Таким образом, количество стран-эксплуатантов МиГ-29 увеличилось до 28.
Идет успешная маркетинговая работа с потенциальными заказчиками. Руководителям авиационных ведомств различных стран передано около 200 технико-экономических предложений по поставкам продукции военного назначения, ремонту и модернизации самолетного парка.
Общий объем предполагаемых контрактов на ближайшие 5-6 лет составит около 4 млрд. долларов. В 2002 году планируется довести объемы заключенных контрактов до 1,5 млрд. долларов.
Основа для их развития новые модификации истребителя МиГ-29.
Для российских ВВС разработан ряд перспективных направлений совершенствования боевой техники, включая модернизацию МиГ-29 в варианте МиГ-29СМТ и последующие модификации с двигателем, имеющим отклоняемый вектор тяги, и новое прицельно-навигационное оборудование /41/.
По прогнозам экспертов /76/, с 2002г. по 2008г. для Военно-воздушных сил России будет закуплено 98 МиГ-29 и Су-27. В связи с этим АВПК Сухой и Российская самолетостроительная корпорация МиГ вынуждены сконцентрировать свое внимание на экспортных поставках боевых самолетов, а для внутреннего рынка на гражданских.
Россия продолжает оставаться на передовых позициях в области космической деятельности и, несмотря на экономические трудности, страна сохранила наукоемкие ракетные и космические технологии.
По словам Президента Российской Федерации Путина В.В., космос - это не только национальный престиж, хотя и он важен, космос это передовые технологии, которые являются основой конкурентоспособной экономики и безопасности страны и было бы непростительным легкомыслием растратить запас, заложенный предыдущими поколениями. Тем не менее, по его оценке, этот запас растрачивается, чему подтверждением является то, что Федеральная целевая программа развития космической отрасли на 1996-2000 годы была выполнена только на 40% /86/.
Прекратились научные исследования, техническое состояние космических аппаратов и наземных комплексов на грани возможного: ресурс фактически исчерпан, резко уменьшилась отдача космических систем в области национальной безопасности. Остро стоит проблема старения российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС.
Сейчас в ней работает 11 спутников, 70% из которых уже вырабатывают свой технологический ресурс.Несмотря на это, рост производства в космической промышленности Российской Федерации в 2000г. оценивался в 18-20% по сравнению с 1999 годом, а в 2001 году - в 5,3% по сравнению с 2000г. /41/.Утвержденная 30 марта 2000г. Федеральная космическая программа на период 2001-2005гг. определила основные направления космической деятельности на ближайшие пять лет. При этом, с одной стороны, программа подтверждает целесообразность и необходимость развития определенных направлений космонавтики, с другой - обозначила требуемые ресурсы.
Документ предельно сбалансирован и не предусматривает монополии какого-то одного направления космической деятельности.
В целях сохранения потенциала космической отрасли принят Федеральный закон О государственной поддержке ракетно-космической промышленности и космической инфраструктуры Российской Федерации. В соответствии с законом предприятия и организации космической индустрии при выполнении работ по государственному оборонному заказу могут быть временно освобождены - полностью или частично - от уплаты налогов в федеральный бюджет до полной оплаты им выполненных работ.
Предполагается также предоставление предприятиям отрасли льготных кредитов и права образовывать специальные целевые фонды для финансирования программ космической деятельности.
В судостроении идет обновление основных фондов. Такие заводы, как Севмашпредприятие и Балтийский завод, проводят реконструкцию, перевооружаются.
В судостроении сохранены почти все базовые технологии, которыми обладают ведущие страны.
Имеются положительные тенденции в продвижении ПВН, произведенной на предприятиях отрасли, и технологий на мировые рынки. Так, в 2000 году поставки военных кораблей составили около 27 процентов от общего объема.
Судостроительная промышленность готова сопровождать каждый корабль в течение всего срока службы, в том числе с гарантированным обеспечением ЗИП /41/.
Экспорт судостроительных предприятий в объеме экспорта продукции военного назначения составляет 25%.Электронная промышленность.
Электронная промышленность - одна из перспективных, с точки зрения инвестиционной привлекательности, отраслей российского ОПК. Ее развитие в ближайшей перспективе определяется национальной программой развития электронной промышленности, разработанной Российским агентством по системам управлениям (РАСУ). Для этого из бюджета планируется получить только 2,3 млрд. рублей, что не позволяет в полном объеме ее реализовать.
Поэтому для ее реализации на период до 2005 года потребуется привлечь кредитов в сумме около 2 млрд. долл. США.
Более 700 предприятий агентства создают радиоэлектронную технику для вооружения российских силовых структур, экспорта, ТЭКа, транспорта, медицины, строительства, связи, телевидения и других сфер жизнедеятельности человека. В 2001 году произведено более 7 тысяч новых образцов: от современных радаров до медицинских приборов и микросхем.
Объем промышленного производства возрос на 5,6 процента, а научно-технической продукции - на 13 процентов. Примечательно, что по сравнению с 2000 годом государственный оборонный заказ увеличился более чем на четверть /41/.Определяющей для РАСУ была и пока остается военная техника - системы и комплексы вооружений для Минобороны, МВД, других силовых структур и инозаказчиков. В последние годы ФГУП Рособоронэкспорт стало самым крупным заказчиком, с ним намечена большая программа продаж.
На предприятиях отрасли объем производства продукции в 2000г. увеличился на 25,5% по сравнению с 1999 годом, а количество убыточных предприятий сократилось в два раза - с восьми до четырех.
Государственный оборонный заказ 2001г. выполнен. При этом выпуск военной продукции возрос на 10%.
Продукции гражданского назначения изготовлено на 35840 млн. руб., а ее удельный вес составляет около 67% /41/.
С точки зрения инвестиционной привлекательности, необходимо отметить, что предприятиями и организациями отрасли освоено производство порядка ста наименований конкурентной и импортозамещающей продукции для машиностроения, транспорта, медицины и других отраслей.
Активизировалась внешнеэкономическая деятельность отрасли. В 2001 году предприятия отрасли поставили гражданской продукции на 92,3 млн. долларов в 84 страны. На базе ведущих фирм отрасли создано 14 региональных центров маркетинга.
Наряду с имеющимися на предприятиях дилерскими и дистрибьюторскими структурами они образуют разветвленную сеть /41/.
Предприятия отрасли участвуют в организации производства микропорошков для создания новых материалов, твердотельных лазеров с диодной накачкой, применяемых в информатике, энергетике, обработке металлов, полупроводниковых гетероструктур, для систем фотонной обработки информации с производительностью, многократно превосходящей электронные устройства, для новых марок оптического стекла и волокна.
Анализ инвестиционной привлекательности наиболее значимых предприятий оборонных отраслей приведен в Приложении 2.
Проведенный анализ инвестиционной привлекательности отраслей ОПК показывает, что оборонно-промышленный комплекс Российской Федерации продолжает оставаться достаточно конкурентоспособным на мировом рынке продукции военного назначения. Кроме того, результаты анализа свидетельствует о том, что основным направлением дальнейшего наращивания своего потенциала многие предприятия оборонно-промышленного комплекса видят в военно-техническом сотрудничестве с иностранным государствами.
Из проведенного анализа следует, что предприятия исполнители контрактов (ПИК) в сфере военно-технического сотрудничества являются инвестиционными привлекательными для российских и иностранных инвесторов не только потому, что они обладают значительными экономическими возможностями в виде больших производственных мощностей и ресурсов (свыше 10% производственных мощностей бывшего СССР), но и гигантским интеллектуальным потенциалом, сосредоточенным в таких экспортоориентированных отраслях, как авиационная, космическая, судостроительная, электронная промышленность, производство обычных вооружений и др.