На русском языке статья публикуется впервые.
В посткоммунистических странах на что ни посмотришь: на деньги, рынок, структуру собственности, банковский сектор, внешнюю торговлю, здравоохранение, охрану окружающей среды или образование везде видишь Структуры, созданные с нули.
Большинство перестраивающихся стран справились с астрономической инфляцией (например, в Польше в 1989 г. она достигла 251 %), и во всех них теперь свободно конвертируемая валюта, В сфере производства и занятости доминируют частные фирмы, хотя і! г. и Польше они производи ли 23.1% валового внутреннего продукта, а '1 Чехии - всего 4%.
После ликвидации в 1991 г. Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) страны эти сумели так же быстро переориентировать свою внешнюю торговлю с Востока на Запад. Значительно расширились возможности в офере образования, снизился уровень загрязнения воздуха и воды, а ожидаемая продолжительность жизни в некоторых регионах уже достигла і ючти заі іадноевропей ского уровня.
С самого начала 9" х гг. перепек ?_тива вступления в Европейский союз была тем фактором, который придавал ускорение инстигуцио нальным изменениям в этих государствах. Однако теперь перед новыми членами Евросоюза (на их долю приходится 20% населения расширившегося Сообщества, но лишь 5% его ВВП) стоит не менее трудная задача -достичь высокого темпа роста, столь быстрого, чтобы стало возможным ликвндиро ваттъ экономическую брешь, суще ствующую между ними и ведущими странами Евросоюза.
3 этом им поможет само член ство в ВС. Связанное с ним новы шение степени надежности страны увеличит приток прямых иностранных инвестиций (FDI), а структурные фонды ЕС помогут в дальнейшем выстраивании сисге-
FDJ служат дополнением деятельности отечественных фирм, то этому их приход приводит к большему росту инвестиций в экономике, чем это могло Пт: еле довать и.ч самого объема этих средств.
Также практикой подтвержу ется, что структурные фонды ЕС оказывают і юложительное воздей ствие на темпы роста разных стран, В Греции, Португалии и Ир ландии средства, поступившие из этих фондов, способствовали экономическому росту в среднем на G.4-G-9 процентного пункта в год (для Испании 0.3-0.5 п.п.;, что помогло более бедным государствам догнать более богатые. Так что членство в ЕС дает шанс на успех ¦1 гонке за лидерами,
IS действительности же экономические результаты каждой из стран будут зависеть от эффектив нести ее политики, а также от то го, бупут пк в будущем усилены или ослаблены те элементы поли тики ЕС, которые более всего спо собствуют экоі(омическому росту.
JS долгосрочной перспективе, например, высокий дефицит бюд жета приводит либо к кризису, ли бо к замедлению темпов экономического роста. Но даже в крагткосроч ной перспективе суше сівует корреляция между высоким дефицитом бюджета, медленным экономическим ростом, с одной стороны, к высоким уровнем кт фляции и деформациями на валютном рынке, с другой. Более того, дефицит бюджета к инфляция іри водят к выталкиванию инвести ЦИЙ М ограничивают рост ПроИЭВо дительности,
Польза от существования едино го рынка очевидна, в частности потому, что он стал более привлекательным для иностранных инвес торов. Исследования показали, что более чем для 60% фирм, экспортирующих более чем в пять стран ЕС, именно внутренний рынок номе: увеличить объем трансграничной продажи.
Эти же исследования показали также, что потребителей считают, что соэда ние единого рынка привело к рас ширению выбора товаров, а 67% признают, что повысилось и их ка чество.
С момента создания в 1992 г. внутреннего рынка ЕС объем трансграничного товарооборота вырос на одну треть. Эго про изо шло благодаря соблюдению двух главных принципов: взаимно при знаются законодательные положе иия, что позволяет предприятиям следовать правилам, действующим в их собственной стране, а также применяются директивы ЕС. с по мощью которых происходит гармонизация национальных законодательств.
В тот же период лишь 8% студентов из стран членов ВС частично получали образование в вузах другой страны - члена Сообщества.
POLSKA
Требует ускорений также интег рации финансовый рынков ЕС, ко торай началась в г. с плана действии в сфере финансовых ус луг (FSAF). По мнению членов Ев ропейской комиссии, создание единого европейского рынка капиталов приведет к снижению на 0.5% затрат, которые будут нести фирмы из стран ЕС при привлечении акционерного капитала. Кроме того, на 0.4% снизятся их затраты При финансировании за счет займов.
Введение единого рынка капиталов может также привести в старом ЕС к увеличению роста ВВП примерно на 1.1% в течение 15 лет, а также к росту уровня занятости на 0.5%. Однако до 2002 г. в силу вступило только 31 из 42 постановлений FSAP.
Для новых членов ЕС скорейшее вхождение в зону евро (Европейского экономического и валютного союза, EMU) представляет собой наилучшую из возможных стратегий, ибо это мобилизует их на завершение структурных реформ, необходимых для того, чтобы соответствовать Маастрихтским критериям, касающимся инфляции, процентных ставок, дефицита бюджета и государственного долга. Соответствие этим критериям, естественно, положительно скажется на экономическом росте в долгосрочной перспективе, так как будут исключены или сократятся курсовой риск, затраты на страхование от него или затраты при операциях во внешней торговле.
Новые члены ЕС уже в значительной степени интегрировались в экономику Сообщества, а между ними и странами, входящими в EMU, обозначилось сходство в конъюнктурном цикле. Дальнейшая интеграция ВС, по всей вероятности, приведет к синхронизации конъюнктурных циклов в данных странах.
Это будет процесс, схожий с синхронизацией июка в сфере спроса-предложения, которая произошла в Европейском союзе в 90-е гг. Именно поэтому издержки, связанные с отказом от независимой денежной политики и от гибкого обменного курса, будут незначительными. В каждой из пере-
численных сфер странам - новым членам НС предстоит пройти еще долгий путь, чтобы достичь полной интеграции с Евросоюзом, Но во многих из этих сфер к самому Со обществу еще многое предстоит сделать. ?