d9e5a92d

Олигополия


  1. Управленческий монополизм основан на сосредоточении управлнческих функций на верхних этажах вертикальных организационных структур управления, их вмешательстве в оперативно- хозяйственную деятельность нижестоящих звеньев, ограничении их самостоятельности, игнорировании горизонтальных связей, жестком распределении материальных фондов и ресурсов.
  1. Организационная монополия- это объединенный отраслевой и межотраслевой монолит в виде отраслевых министерств и ведомств, которая основана на отстаивании своих ведомственных интересов, решении своих проблем за счет потребителей, других ведомств и государств, создании межведомственных барьеров. Межведомственный монополизм выражается в монопольном сговоре ведомств между собой о ценах, разделе сфер влияния и так далее.
  1. Территориальный монополизм проявляется в стремлении территориальных органов подчинить себе расположенных на данной территории товаропроизводителей, сменить диктат центра на местный и таким образом ограничить свободу производителей и их конкуренцию, закрепить административно- хозяйственные связи, жестко распределить зоны влияния.
  1. Монополия представляет собой и самую крайнюю форму несовершенной конкуренции, и наиболее простую с точки зрения анализа, так как большинство существующих рынков в важнейших аспектах занимают промежуточное положени между конкуренцией и монополией. Олигополия и монополистическая конкуренция, о которых речь пойдет ниже, являются более распространенными на практике, чем совершенная конкуренция или монополия. Эти промежуточные случаи являются также более сложными, чем каждый из крайних случаев.

Глава 4
Олигополия Олигополия- это отрасль, в которой большая часть продаж совершается несколькими фирмами, каждая из которых способна оказывать влияние на рыночную цену своими собственными действиями.
Олигополии могут быть однородными или дифференцированными, то есть в олигополистической отрасли могут производить стандартизированные или дифференцированные продукты. Многие промышленные продукты: сталь, цинк, медь, алюминий, свинец, цемент, технический спирт так далее- являются стандартизированными продуктами в физическом смысле и производятся в условиях олигополии. С другой стороны, многие отрасли, производящие потребительские товары: автомобили, покрышки, моющие средства, открытки, сигареты и множество бытовых электрических приборов.
Большинство из ведущих компаний мира ведут свою деятельность в условиях олигополии.
Основной характерной чертой структур олигополистического типа является взаимозависимость действий различных производителей. На такого рода рынке цены на изделия, предлагаемый для продажи объем продукции, полученная какой- либо хозяйственной единицей прибыль зависят от реакции остальных хозяйственных единиц на решения первой. Позиция одного производителя в данном случае немного отличается от позиции абсолютного монополиста, который устанавливает единолично объем производимой продукции и на ее продажную цену, что позволяет ему получать максимальную прибыль.

При олигополии каждый из производителей может устанавливать объем продукции, поставляемой на рынок, но ее продажная цена и, следовательно, прибыль зависят от решения всех остальных производителей.

Место
Компания
Страна
1
Nippon Telegraph Telephone
Jap
2
General Electric
US
3
Royal Dutch/Shell
Nuk
4
ATT
US
5
Exxon
US
6
Coca-Cola
US
7
Merck
US
8
Philip Morris
US
9
Toyota Motor
Jap
10
Industrial Bank of Japan
Jap
11
Roche Holding
Swi
12
Fuji Bank
Jap
13
Sumitomo Bank
Jap
14
Microsoft
US
15
Intel
US
16
Mitsubishi Bank
Jap
17
Dai Ichi Kangyo Bank
Jap
18
Procter Gamble
US
19
Intl Business Machines
US
20
Sanwa Bank
Jap
21
Johnson Johnson
US
22
Wal-Mart Stores
US
23
Hewlett-Packard
US
24
Du Pont (El) de Nemours
US
25
Glaxo Wellcome
UK
26
Pepsico
US
27
British Petroleum
UK
28
Nestle
Swi
29
American International Group
US
30
GTE Corp
US
31
Mobil
US
32
Allianz Holding
Ger
33
BT
UK
34
Motorola
US
35
Bristol Myers Squibb
US
36
Bellsouth
US
37
Nomura Securities
Jap
38
Sakura Bank
Jap
39
Tokyo Electric Power
Jap
40
Unilever plc/NV
Nuk
41
Pfizer
US
42
HSBC Holdings
UK
43
Hitachi
Jap
44
Berkshire Hathaway
US
45
SBC Communications
US
46
General Motors
US
47
Amoco
US
48
Matsushita Electric Industrial
Jap
49
Abbott Laboratories
US
50
Ford Motor
US
<

p>

51
Chevron
US
52
Bank of Tokyo
Jap
53
Disney (Walt)
US
54
Singapore Telecom
Sin
55
Ameritech
US
56
Federal National Mortage Assurance
US
57
McDonalds
US
58
Lilly (Ell)
US
59
Sandoz
Swi
60
Bell Atlantic
US
61
American Home Products
US
62
Siemens
Ger
63
Citicorp
US
64
Smithkline Beecham
UK
65
Broken Hill Propritary
Aus
66
Union Bank of Switzerland
Swi
67
Mitsubishi Heavy Industries
Jap
68
BAT Industries
UK
69
Seven-Eleven Japan
Jap
70
Asahi Bank
Jap
71
Daimler-Benz
Ger
72
Tokai Bank
Jap
73
Kansai Electric Power
Jap
74
Minnesota Mining Mfg
US
75
Nippon Steel
Jap
76
Deutsche Bank
Ger
77
Toshiba
Jap
78
Kepco
SKorea
79
Ericsson LM
Swe
80
Ciba
Swi
81
General Motors CL E
US
82
Ito-Yokado
Jap
83
Fujitsu
Jap
84
US West
US
85
Boeing
US
86
Columbia/HCA Healthcare
US
87
Gillette
US
88
Astra
Swe
89
Bankamerica
US
90
Eastman Kodak
US
91
NEC
Jap
92
Cisco Systems
US
93
Long-Term Credit Bank of Japan
Jap
94
Hong Kong Telecom
HK
95
Nynex
US
96
Mitsubishi Trust Banking
Jap
97
Schering-Plough
US
98
American Express
US
99
Chrysler
US
100
East Japan Railways
Jap


Глава 5
Монополистическая конкуренция В условиях монополистической конкуренции множество фирм производят дифференцированные продукты. Их продукция является близкой, но не полностью взаимозаменяемой.
Я рассмотрю монополистическую конкуренцию в сравнении с чистой конкуренцией.
Как совершенная, так и монополистическая конкуренция предполагает большое число продавцов, каждый из которых справедливо допускает, что его действия не будут замечены другими. Конкурентные фирмы принимают общерыночную цену как данную, тогда как монополистический конкурент только полагает в качестве данную цену, назначенную его конкурентами. В силу того что в условиях монополистической конкуренции продукция дифференцированна, тогда как в условиях совершенной конкуренции она однородна, долгосрочное равновесие для этих двух рыночных ситуаций различается по трем важным направлениям.
Во- первых, подобно монополистам монополистические конкуренты не производят больше, так как для увеличения объема спроса на свою продукцию они были бы вынуждены снизить цену для свех покупателей.
Во- вторых, цена превышает величену предельных издержек, так что имеется разрыв между ценностью, которую потребители приписывают каждому благу, и издержками его производства. Таким образом, монополистическая конкуренция, как и монополия, не приводит к совершенно эффективному распределению ресурсов.
В- третьих, поскольку цена превосходит величину предельных издержек, каждая фирма с готовностью продавала бы больше, чем она продает по существующей цене. Подобно монополисту она не снизит цену, чтобы повысить объем спроса за пределы той точки, в которой предельныйй доход равен предельным издержкам. Но если бы новые клиенты проявили желание покупать по существующей цене, то любой монополистический конкурент получил бы прибыль от продажи им продукции.

Следовательно, продавцы могут прибегать к рекламе и другим действиям по стимулированию сбыта для привлечения внимания потенциальных покупателей.
Часть 2
Антимонопольное законодательство.
Проблемы демонополизации в современном обществе Глава 1
Антимонопольное законодательство и регулирование экономики Антитрестовское законодательство- это весьма сложная и разветвленная сеть законов, судебных решений и правовых норм, которая была создана за последние сто лет. Все эти мероприятия имеют общие корни и направлены на регулирование действий фирм и корпораций на рынке, отсекая те из них, которые признаются малоэффективными, нечестными по отношению к правам потребителя и производителя и просто вредными для широкой общественности.
При всех неоспоримых достоинствах совершенной конкуренции у нее есть существенный недостаток: спонтанное развитие рыночных процессов может сопровождаться монополизацией тех или иных сфер хозяйственной жизни. Совершенная конкуренция, будучи «предоставленной самой себе», превращается в конкуренцию несовершенную. А это означает, что под удар ставится экономическая демократия, которая, в свою очередь, является основой политической демократии.

Поэтому еще в конце 19-го века в промышленно развитых странах Запада и прежде всего в США была осознана небходимость поставить определенный заслон деструктивным силам монополизации.



Содержание раздела