d9e5a92d

Щетинин В. - ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ИНДИИ

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ИНДИИ
Индия, одна из древнейших стран мира, в течении почти 200 лет находилась под господством английских колонизаторов. В 1947
году Индия добилась независимости, получив статус доминиона, а
1950 году была провозглашена республикой.
Политика Индии, оного из наиболее далеко прошедшего по капи¦
талистическому пути развития освободившегося от колониального
гнета государства, во внешнеэкономических, также как и во внут¦
реэкономических вопросах, направлена на преодоление хозяйствен¦
ной отсталости страны. Своей первоочередной задачей она ставит
ускоренное развитие национальных производительных сил. Индийское
правительство принимает активное участие в решении этой задачи,
используя рычаги косвенного регулирования национальной экономики
и непосредственно участвуя в воспроизводственном процессе через
механизм государственного сектора.
Для лучшего использования внутренних ресурсов и средств,
привлекаемых из-за рубежа, а также общей координации деятельнос¦
ти государственного и частного секторов национальной экономики и
преодоления зависимости от империализма, государство стало ак¦
тивно применять в своей экономической политике методы программи¦
рования и планирования.
Значение внешнеэкономических связей для хозяйственного раз¦
вития Индии определяется необходимостью привлечения в страну до¦
полнительных материальных и финансовых средств, а также реализа¦
ции части продукции на мировом рынке. Оно многократно возрастает
в эпоху научно-технической революции, ибо внешнеэкономические
связи становятся одним из наиболее важных каналов, по которому
осуществляется импорт достижений НТР из промышленно развитых го¦
сударств.
Преодолевая явное и скрытое действие империализма, Индия ве¦
дет борьбу за эффективное использование своих внешнеэкономичес¦
ких связей, важнейшими элементами которых являются внешняя тор¦
говля, получение иностранной технической помощи на межправитель¦
- 2 - ственной основе, а также инвестиции иностранного частного капи¦ тала. Каждая из составных частей внешнеэкономических связей Ин¦
дии играла и продолжает играть важную роль в ее хозяйственной
политике, однако их относительное значение меняется по мере ук¦
репления национальной экономики.
К началу 70-х годов важным фактором жизни страны стал госу¦
дарственный сектор экономики, произошло определенное ограничение
деятельности иностранного капитала, расширились и укрепились
экономические связи со странами Восточной Европы. Эти изменения
оказали серьезное влияние как на внутриэкономическое положение
страны, так и на характер ее взаимоотношений с внешним миром, в
частности была достигнута большая сбалансированность в масштабах
и интенсивности хозяйственных связей с капиталистическими стра¦
нами и странами Восточной Европы и СССР.
Соответственно претерпели качественные изменения все элемен¦
ты внешнеэкономических связей Индии. В первую очередь это приве¦
ло к сокращению размеров и, что особенно важно, ухудшению усло¦
вий привлечения в страну иностранных частных инвестиций. Вместе
с тем взаимоотношения Индии с иностранным частным капиталом ос¦
таются чрезвычайно тесными, что достигается предоставлением
льгот иностранным компаниям, обязующимся ввозить в страну новую
технологию, развивать ее экспорт или производство энергоресур¦
сов.
Индия благожелательно относится к иностранной технической,
финансовой и экономической помощи, предоставляемой на межправи¦
тельственной основе. Следует отметить роль государственной помо¦
щи стран Восточной Европы и СССР, а теперь СНГ и в первую оче¦
редь России, которые внесли существенный вклад в развитие индий¦
ской экономики, в создание многих ее отраслей. Строительство при
их содействии машиностроительных, химических, металлургических
предприятий, атомных электоростанций, учебных и научных центров
укрепило, а в ряде случаев заложило практически на пустом месте
базу научно-технического прогресса страны.
В настоящее время в связи с коренными изменениями, произо¦
- 3 - шедшими в экономике и политике стран бывшего социалистического лагеря, поток помощи из стран Восточной Европы уменьшился и Ин¦
дии приходится заново переориентировать свои экономические свя¦
зи, укрепляя внешнеэкономические отношения с развитыми капита¦
листическими, а также с развивающимися странами. Проблемы укреп¦
ления собственной производственной базы и некоторые экономичес¦
кие трудности, в частности в сфере платежного баланса, побуждают
Индию к усилению роли внешнеторговых связей в решении общенаци¦
ональных проблем хозяйственного развития.
Использования Индией внешнеэкономических связей осуществля¦
ется, в первую очередь, в целях ликвидации экономической зависи¦
мости от империализма и упрочения хозяйственной самостоятельнос¦
ти страны. Необходимо отметить, что индийская буржуазия и, в
первую очередь, ее монополистические круги, стремятся подчинить


внешнеэкономические связи интересам максимизации своих прибылей.
Отражением этого направления в развитии внешнеэкономической
стратегии Индии является курс на ускоренное развертывание това¦
рообмена с развивающимися странами. Страны Афро-азиатского реги¦
она стали одним из основных рынков сбыта продукции новых отрас¦
лей индийской обрабатывающей промышленности и одновременно важ¦
ным поставщиком сельскохозяйственной продукции и сырья и, что
особенно важно, минерального сырья и нефти для нужд индийской
промышленности. Освоение этого рынка производится в Индии объ¦
единенными усилиями государственного и частного секторов, причем
наряду с товарообменом большое значение приобретает экспорт го¦
сударственного и частного капитала.
Неравномерность капиталистического развития обусловила такое
положение, при котором Индия, продолжая отставать от развитых
капиталистических государств, в то же время значительно опережа¦
ет большинство развивающихся стран. Это тоже накладывает отпеча¦
ток на внешнеэкономическую политику Индии, согласно которой ос¦
новными внешнеторговыми партнерами Индии остаются развитые капи¦
талистические страны, страны СНГ и Россия. - 4 -
_И2. СТРУКТУРА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ИНДИИ
_И2.1. Роль госсектора во внешнеэкономических связях
Значение внешнеэкономических связей для национальной эконо¦ мики Индии обуславливает весьма активное участие государства в
их развитии и повышении эффективности воздействия на внутриэко¦
номические процессы. В этих целях государством используется ши¦
рокий арсенал средств, начиная от косвенных методов регулирова¦
ния деятельности частного капитала на мировом рынке до прямого
участия в осуществлении внешнеэкономических программ. _И2.1.1. Участие госсектора_А _Ив экспорте
Формы, в которых осуществляется стимулирование экспортных усилий частнопредпринимательских кругов Индии, на долю которых
приходится около 80% стоимости национального вывоза, могут быть
разделены на три основные категории.
К первой из них относятся финансовые и налоговые льготы при
платежах в национальной валюте. Они включают в себя отсрочки или
же освобождение от уплаты экспортных пошлин, предоставление на¦
логовых льгот предприятиям, работающим на экспорт, выплаты эк¦
спортных премий, прямое и косвенное субсидирование экспорта, его
страхование, предоставление экспортных кредитов и т.д. Так, в
середине 80-х годов индийский экспортер получал денежную субси¦
дию в размере 5-25% цены при экспорте товаров.
Вторая категория государственного стимулирования частных эк¦
спортеров включает в себя валютные льготы, как например предос¦
тавление права на использование части валютных средств, получен¦
ных от экспорта, на дальнейшее его расширение, на импорт сырья и
материалов для экспортного производства, предоставление премий в
твердой валюте и т.д.
Примером такого рода государственного стимулирования может
служить решение министерства торговли Индии принятое в сентябре
- 5 - 1975 года и разрешающее крупным национальным частным экспортерам увеличить валютные затраты на импорт таких товаров, как медь,
белая жесть, сырая шерсть и некоторых других для производства
товаров на экспорт.
В 1977 г. в целях укрепления производственной базы экспорта
индийским фирмам было предоставлено право импорта любых товаров,
необходимых для производства экспортной продукции, в размере 25%
от стоимости их экспорта. Специальные льготы были предоставлены
мелким и средним экспортерам, в частности выделение импортных
лицензий на сумму до 50 тыс. рупий в свободно конвертируемой ва¦
люте. Если же предприятие сектора мелкой промышленности экспор¦
тировало свыше 20% своей продукции, размеры этих лмцензий не ог¦
раничивались.
Третья категория государственных мероприятий, направленных
на оказание помощи частным экспортерам, включает сбор и обработ¦
ку информации о зарубежных рынках, проведение рекламной работы,
организацию выставок и т.д. Роль государства в развитии экспорта
Индии не исчерпывается только предоставлением различного рода
стимулов частным предприятиям. Государство также самостоятельно
вышло на мировой рынок, первоначально через систему государ¦
ственных внешнеторговых объединений, первым из которых стала
созданная в 1956г. Государственная торговая корпорация (Г.Т.К.).
Экспортная деятельность Г.Т.К. характеризуется весьма высо¦
кими темпами роста. Динамика его такова, что если в 1956 году ее
экспорт составлял около 90 млн. рупий, то через 20 лет, в 1976
г., он достиг 5590 млн. рупий, что равнялось 17% стоимости всего
национального экспорта.
Многим индийским государственным компаниям удалось выйти на
мировой рынок и в последующем расширить свой экспорт благодаря
заказам из афро-азиатских стран, являющихся крупными потребите¦
лями продукции индийского машиностроения, металлообработки, ме¦
таллургии и химии, т.е. продукции именно тех отраслей, где в ос¦
новном действуют государственные промышленные компании.
Усиление позиции государства в экспортных операциях в связи
- 6 - с абсолютным и относительным ростом экспорта государственных внешнеторговых корпораций и промышленных предприятий положитель¦
ным образом сказалось на повышении эффективности экспортных
программ Индии в целом.
Во-первых, при активном участии государственного сектора в
экспорте страны произошло увеличение удельного веса готовых из¦
делий, а также товаров с наиболее высокой валютной эффектив¦
ностью (продукция машиностроения, химии и т.д.). Во вторых, в
руках государства находится ныне мощный рычаг, позволяющий ему
корректировать географическое направление экспорта в зависимости
от первоочередных задач. Иными словами, усиление позиции госу¦
дарства в экспортной торговле оказало важное положительное вли¦
яние на укрепление позиций Индии на мировом рынке, рост конку¦
рентноспособности ее товаров и увеличение экспортных поступле¦
ний. _И2.1.2. Участие госсектора в импорте
Как и экспортной торговле воздействие государства на разви¦ тие импорта проявляется, во-первых, через систему государствен¦
ного регулирования, и, во-вторых, путем непосредственного учас¦
тия государственных внешнеторговых компаний и предприятий госу¦
дарственного сектора в осуществлении импортных операций.
Государственное регулирование импорта включает валютное ре¦
гулирование, лицензирование, тарифную политику, установление им¦
портных квот, прямой государственный контроль за ввозом отдель¦
ных товаров и т.д. Каждое из этих направлений регулирующей де¦
ятельности государства имеет большое значение, особенно в усло¦
виях сложностей с торговым и платежным балансами. В связи с пос¦
ледним обстоятельством государственное внешнеторговое регулиро¦
вание направлено в первую очередь на обеспечение экономии валют¦
ных средств. Этой цели государство в основном добивается посред¦
ством предоставления импортных льгот экспортерам. В этом случае
импортное регулирование тесно переплетается с экспортным.
- 7 - Экономному расходованию валюты при одновременном стимулиро¦ вании экспорта, призваны содействовать и другие меры государ¦
ственного импортного регулирования, в частности выдача лицензий
на импорт оборудования, сырья, компонентов и запчастей для соз¦
дания дополнительных мощностей, работающих на экспорт.
Не менее важной целью государственного импортного регулиро¦
вания является защита национальной промышленности. Именно здесь
протекционизм приобретает антиимпериалистическое содержание и
служит общенациональным интересам. Осуществление защиты наци¦
ональной экономики происходит через установление:
- высоких таможенных пошлин;
- импортных квот;
- прямого запрета на импорт товаров, идентичных тем, которые
производятся внутри страны.
Довольно сильные позиции государства в импорте опреде ляются
крупными масштабами деятельности государственных внешнеторговых
организаций и предоставлении им исключительного права импорта
отдельных товаров. Внешнеторговые организации являются главными,
но не единственными государственными организациями, участвующими
в осуществлении импортных операций. Значительный объем импорта
машин и оборудования осуществляется прямыми потребителями этих
товаров из числа государственных промышленных предприятий.
Огосударствливание импорта непосредственно сказывается на
характере участия Индии в мировой торговле, в международном раз¦
делении труда. По мере роста удельного веса госсектора в импорте
Индии достигается более рациональное импортной торговли в обще¦
национальных интересах, ограничивается отрицательное воздействие
монополий на хозяйственное развитие страны. _И2.2. Экспорт государственного и частного капитала
Оставаясь крупнейшим среди развивающихся стран потребителем заемных средств на мировом рынке ссудного капитала, Индия в тоже
время начинает все увереннее выступать в качестве международного
- 8 - кредитора по отношению к другим, экономически менее развитым ос¦ вободившимся государствам. Это прямой результат ускорения темпов
развития национальных производительных сил и укрепления капита¦
листических отношений в экономике страны. Одновременно вывоз ка¦
питала отражает и глубокую противоречивость экономического раз¦
вития Индии, обусловленную сохранением многоукладности экономики
и относительной узостью внутреннего рынка.
Безусловно, поток капитала из Индии ни абсолютно, ни относи¦
тельно не идет в сравнение с вывозом капитала из любого развито¦
го капиталистического государства. Общий объем прямых загранич¦
ных инвестиций был в 1986 г в 1800 раз меньше. чем из США и в
2000 раз меньше, чем из Западной Европы. Такая разница вполне
закономерна и определяет соотношение сил и возможностей индий¦
ского и западного капиталов.
Более 3/4 вывоза индийского капитала приходится на два де¦
сятка самых мощных национальных частных и государственных капи¦
талов. По всем основным признакам их следует отнести к капита¦
листическим монополиям. Они господствуют в сфере производства и
обращения внутри страны, являются крупнейшими многоотраслевыми
объединениями с многочисленными фирмами и филиалами, банками,
страховыми компаниями и транспортными агенствами, на их предпри¦
ятиях заняты тысячи рабочих. Среди крупнейших индийских монопо¦
лий БИРЛА, ТАТА,ТХАПАР,СИНГХАНИЯ; некоторые из них вхо¦
дят в число богатейших корпораций мира.
Вывоз капитала из Индии специфичен по своей географии:он
ориентирован главным образом на рынки развивающихся стран Азии,
Африки и Океании, на которые приходится 95,7% всех прямых зару¦
бежных инвестиций. Лишь весьма незначительную долю составляют
промышленно развитые государства Европы, США, Канады и Австра¦
лии. Такое распределение экспортируемого капитала понятно, он
устремляется туда, где слабее конкуренция и его экономический
потенциал и производственно-техническая специализация имеют
больше шансов на успех. Индийский капитал внедряется главным об¦
разом в металлургическую, текстильную, пищевую, химическую, бу¦
- 9 - мажную промышленность, в электроэнергетику, машиностроение и гражданское строительство. Он предпочитает расширять за рубежом
те производства, которые уже сложились дома, сформировав дос¦
таточно высокий технико-технологический и управленческий опыт. К
тому же как раз в этих областях капитал особенно ощущает ограни¦
ченность внутреннего рынка.
Весьма показательным представляется необычайно высокий уро¦
вень концентрации зарубежных капиталовложений в руках горстки
крупнейших промышленных домов. Достаточно отметить, что, хотя
в число международных инвеститоров входит уже более 120 индий¦
ских фирм, на пятерку крупнейших из них в 1986 году приходилось
48% индиийского акционерного капитала, вложенного в зарубежные
предприятия, а на первую десятку 60%. Именно крупнейшие промыш¦
ленные дома, занимающие доминирующие позиции в индийской эконо¦
мике (первые 20 из них контролируют 50-60% всего корпоративного
сектора, а две крупнейшие группы - Бирла и Тата - около
20%), первыми почувствовали узость внутреннего рынка и неизбеж¦
ность вступления на путь внешней экспансии.
Конкретные примеры из хозяйственной практики зарубежных
предприятий индийских фирм показывают, что они уже не вписывают¦
ся в модель мелкомасштабного, низкопроизводительного производ¦
ства . Не случайно индийские инвеститоры в целом заслужили репу¦
тацию технологических лидеров среди новичков международного биз¦
неса, лидеров, которые за рубежом внедряются в отрасли, произво¦
дящие средства производства, требующие чрезвычайно сложной тех¦
нологии, крупных масштабов производства, где все время необходи¦
мо идти в ногу со временем.
Важной особенностью международной деятельности индийских мо¦
нополий является преобладающая ориентация их иностранных пред¦
приятий на внутренние рынки принимающих стран. Так, некоторые
индийские компании, взявшие курс на активное внедрение на миро¦
вом рынке и добившиеся необходимой конкурентноспособности, пере¦
носят свое производство за границу ,несмотря на более высокие
издержки в принимающих странах, поскольку это расширяет границы
- 10 - узкого национального рынка. Весьма показательно непосредственное участие в инвистицион¦
ных операциях за рубежом компаний индийского государственного
сектора. Причем, если контролируемые государством экспортеры
предпринимательского капитала из других развивающихся стран дей¦
ствуют, как правило, в добывающей промышленности или в среде ус¦
луг, то в Индии существует ряд государственных компаний, опери¦
рующих в современных отраслях обрабатывающего сектора. Так госу¦
дарственная компания Хиндустан машин тулз, размер инвестиро¦
ванного капитала которой составляет 4,85 млн.дол. (1984 г.),
имеет крупные станкостроительные заводы в Нигерии и Кении, а
также предприятия в США и Сингапуре, занятые приспособлением
производимых индийской компанией станков с ЧПУ к работе на базе
американских и японских ЭВМ. Другая государственная компания
Фертиплайзер корпорейшен располагает гигантским комплексом по
производству удобрений в Саудовской Аравии. _И2.3. Роль иностранного частного капитала во внешнеэкономи¦ _Ических связях современной Индии Вопросы взаимоотношения с иностранным частным капиталом пос¦ тоянно находятся в центре внимания индийского государства при
решении главных проблем национального хозяйственного развития.
По отношению к иностранному частному капиталу определяющим
направлением в политике Индии, отражающим позицию всех слоев ин¦
дийского населения, за исключением монополистической верхушки
буржуазии, является курс на установление эффективного контроля
над деятельностью иностранного капитала с целью сокращения его
влияния в индийской экономике. Законодательство ограничивает де¦
ятельность иностранных частных инвеститоров определенными отрас¦
лями экономики, также устанавливаются ограничения в размерах
прибылей, уходящих за рубеж. Однако это не означает, что позиции
иностранного капитала коренным образом подорваны, а его влияние
на ход хозяйственного развития Индии несущественно. Достаточно
- 11 - сказать, что объем иностранных частных капиталовложений, несмот¦ ря на все ограничения, продолжает увеличиваться, хотя темпы рос¦
та иностранных инвестиций в отдельные периоды неодинаковы. При¦
чина заключается в том, что иностранные компании находят в Индии
весьма благоприятные условия, обеспечивающие довольно высокую
норму прибыли на функционирующий капитал. Так по данным амери¦
канского журнала Business international (1985) средняя прибыль
американских компаний от индийских инвестиций в обрабатывающую
промышленность возросла с 15,8% (1982) до 20,3% (1984).
Противоречия между государственной политикой установления
контроля над частными иностранными инвестициями и фактом абсо¦
лютного их роста в индийскую экономику лишь кажущиеся. Дело в
том, что наряду с мерами по ограничению иностранного частного
капитала индийским государством предпринимались и продолжают
предприниматься попытки по использованию иностранных капитальных
вложений в целях усиления темпов национального хозяйственного
развития.
Стремясь привлечь иностранную технику и технологию, опыт и
финансовые ресурсы иностранных фирм, государство идет на предос¦
тавление фирмам определенных, иногда значительных льгот. Нажим
иностранного капитала вызывает в стране различную реакцию, воз¦
никают внутринациональные споры и конфликты. Индийское прави¦
тельство пытается также привлечь капитал иностранных компаний на
более выгодных для государства условиях, путем заключения дого¦
воров о финансовом и техническом сотрудничестве.
При анализе отраслевой структуры соглашений по финансовому и
техническому сотрудничеству обращает на себя внимание тот факт,
что более половины (57,5%) приходится на машиностроение, прибо¦
ростроение и станкостроение. Значительная часть соглашений была
заключена в области химии, производства медикаментов и удобрений
(14%).
Темпы роста на предприятиях, использующих зарубежный опыт и
технологию через системы соглашений, намного выше, чем в среднем
по стране. Отмечая определенные выгоды, которые извлекает Индия
- 12 - из таких соглашений, необходимо отметить, что эта форма взаимо¦ отношений с иностранным капиталом в ряде случаев используется
фирмами для получения, по существу, односторонних выгод, не име¦
ющих ничего общего с индийскими национальными интересами. Более
того, иностранные компании вносят в соглашения о сотрудничестве
различного рода запретительные и ограничительные статьи, прежде
всего касающиеся экспорта продукции новых предприятий. В ряде
случаев, не взирая на имеющиеся ограничения сфер деятельности,
иностранному капиталу удается добиваться заключения соглашений о
сотрудничестве в отраслях, не имеющих первостепенного значения
для национальной экономики, но приносящих хорошие доходы (косме¦
тика, некоторые отрасли пищевой и легкой промышленности).
Несмотря на отдельные отрицательные стороны соглашений о
сотрудничестве с иностранным капиталом, индийское правительство
намерено их использовать и в первую очередь для получения новей¦
шей зарубежной технологии.
Таким образом, основной задачей индийского государства в
сфере внешнеэкономической деятельности, связанной с привлечением
в экономику страны иностранного капитала, является более эффек¦
тивное использование зарубежных финансовых средств на благо на¦
циональной экономики. _И3. ГЕОГРАФИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ИНДИИ
_И3.1. Индия и промышленно развитые капиталистические страны
Крупнейшими торгово-экономическими партнерами Индии являются развитые капиталистические страны, на долю которых приходится
около половины ее внешнеторгового оборота. Основными партнерами
Индии являются США, Япония и страны ЕЭС.
Несмотря на значительную диверсификацию внешнеэкономических
связей, Индия по прежнему реализует значительную часть своих
традиционных, а в последние годы и новых товаров на рынках этих
стран. Доходы от экспорта товаров и услуг в промышленно развитые
- 13 - капиталистические страны составляют основу валютных поступлений в Индию.
Развитые капиталистические страны важные поставщики на ин¦
дийский рынок многих машин и оборудования, продовольствия и про¦
мышленных товаров. Значение этой группы стран во внешнеэкономи¦
ческих связях Индии определяется еще и тем, что они, а также на¦
ходящиеся под их контролем международные финансовые организации
МВФ и МБРР являются ее крупнейшими кредиторами. Не лишне отме¦
тить, что Индия имеет один из самых высоких размеров внешнего
долга среди развивающихся государств (829 млрд.рупий, 1989 г.),
что является тяжким бременем для ее экономики.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что укрепление националь¦
ной промышленной базы в результате индустриализации сельскохо¦
зяйственного производства, а также переориентация Индии в облас¦
ти географии внешнеэкономических связей с акцентом на развива¦
ющиеся страны и страны Восточной Европы позволили Индии сокра¦
тить зависимость от развитых капиталистических государств, доля
которых в импорте Индии упала с 75% в начале 70-х годов до 55% в
1989 году. По тем же причинам сокращается удельный вес капита¦
листических стран и в экспорте.
Стремление Индии вырваться из зависимости от развитых капи¦
талистических стран выражается также в ее усилиях по улучшению
структуры национального экспорта в направлении увеличения вывоза
готовых изделий по сравнению с сырьем и полуфабрикатами. Однако
несмотря на принимаемые меры от 60% до 70% общей стоимости
(1987) экспортной торговли Индии с США, ее крупнейшем партнером
на мировом рынке, приходится на традиционные товары: джутовые
изделия, ткани, орехи, чай, кофе и т.д. Новые для Индии товары,
и в первую очередь готовые промышленные изделия, только еще на¦
чинают пробивать себе дорогу на американский рынок и пока разме¦
ры их экспорта остаются незначительными.
Стремясь преодолеть негативные тенденции в торговле с США
индийские государственные и частные внешнеторговые организации
тщательно изучают конъюнктуру американского рынка и осуществляют
- 14 - довольно значительную рекламу традиционных и новых товаров ин¦ дийского экспорта. Вместе с тем, как отмечает индийский журнал
Коммерс, торговля Индии и США ...продолжает развиваться по
классическому образцу отношений между развитой и развивающейся
страной.
На первый взгляд отношения между Индией и странами ЕЭС в об¦
ласти торгово-экономических связей развиваются сравнительно ус¦
пешно. Об этом свидетельствуют:
- быстрый рост товарообмена со странами семерки;
- заключение соглашения о торговом сотрудничестве - первое
соглашение такого рода между странами общего рынка и не¦
ассоциированной с ним страной;
- временное сохранение Англией после ее вступления в ЕЭС
прежних таможенных преференций в отношении Индии;
- заключение Индией соглашения с ЕЭС по кофе и джуту.
В то же время в торговле Индии с общим рынком существует
много сложных и трудноразрешимых проблем. В частности, типичным
для этой торговли является дефицит торгового баланса Индии, раз¦
меры которого остаются по существу неизменными. Индии в середине
70-х годов удалось добиться положительного сальдо в торговле с
Англией, но это не оказало существенного влияния на дальнейшее
развитие этой торговли. Другой характерной чертой торговли Индии
со странами-членами ЕЭС является преобладание в индийском эк¦
спорте традиционных товаров. На них приходится до 70% стоимости
экспорта, и к тому же эти товары на западноевропейском рынке
встречают дискриминационные по сравнению с государствами-членами
ЕЭС, таможенные ограничения.
Наряду с развитием экспорта в развитые капиталистические
страны Индия пытается ослабить проблему несбалансированности
торговли с ними путем финансирования своего импорта из этих го¦
сударств за счет получения от них кредитов и льгот.
Происходит либерализация условий кредитов предоставляемых
Индии рядом западноевропейских государств: ФРГ, Англией, Голлан¦
дией. Отличительной чертой 80-х годов является то, что значи¦
- 15 - тельная часть льготных кредитов, предоставляемых Индии развитыми капиталистическими странами. поступает к ней от западноевропей¦
ских государств. Последние используют такие кредиты как весьма
эффективное средство конкурентной борьбы на индийском рынке с
монополиями США и сумели добиться существенного роста своих про¦
даж в индию. За период 1982-1989 гг. ввоз в Индию товаров из
стран членов ЕЭС увеличился с 2,2 млрд. рупий, а их доля в ин¦
дийском импорте возросла с 13,3% до 29,2%. Также выросла торгов¦
ля с Японией.
Суммируя вышеизложенное относительно торгово-экономических
связей Индии с развитыми капиталистическими странами и их совре¦
менного состояния, оценивая их перспективы, необходимо отметить,
что развитие этих связей испытывает возрастающее воздействие
роста собственного экономического потенциала Индии, укрепления
ее внешнеэкономических отношений с развивающимися странами и ос¦
лабления экономических связей со странами Восточной Европы. _И3.2. Индия и развивающиеся страны
Освободившиеся государства Азии, Африки и Латинской Америки занимают видное место во внешнеэкономических связях Индии. Более
того, по ряду товаров эти государства являются основными постав¦
щиками на индийский рынок (нефть, хлопок, медь), либо представ¦
ляют собой важнейшие рынки сбыта индийской продукции ( инженер¦
ные товары, текстильные изделия).
Разумеется, значение отдельных стран, субрегионов и регионов
в индийском внешнеторговом обороте далеко не одинаково. Так ла¦
тиноамериканские страны занимают весьма скромное место, как в
экспорте, так и в импорте страны. Размеры торговли Индии с раз¦
вивающимися африканскими странами были также относительно неве¦
лики вплоть до конца 60-х годов. В последующие годы в торговле
Индии с африканскими государствами наметилась положительная тен¦
денция и в период с 1966 по 1976 годы ее товарооборот с ними уд¦
воился.
- 16 - Свыше половины индийского товарооборота с африканскими госу¦ дарствами приходится на 4 страны - Египет, Судан, Кению и Танза¦
нию. В последние годы заметно увеличилась в индийском импорте
доля Заира, Замбии и Нигерии. С большинством остальных госу¦
дарств Африки Индия либо не имеет регулярных торгово-экономичес¦
ких отношений, либо их объем мал.
Значение торговли с африканскими странами определяется,
во-первых, их традиционной ролью как поставщиков металлов, фос¦
фатов, хлопка, а во-вторых, обширными возможностями, которые аф¦
риканский рынок представляет для сбыта как традиционных индий¦
ских товаров, так и сложнотехнических изделий.
Заинтересованность Индии в получении нефти лежит в основе ее
действий по развитию отношений с нефтедобывающей страной Африки
- Алжиром. В 1976 г. между Индией и Алжиром был заключен договор
по которому в обмен на алжирскую нефть и сжиженный газ Индия
поставляет джут, кофе, табак, специи и др. товары.
Тут следует отметить, что потребность в нефти заставляет Ин¦
дию завязывать тесные отношения со странами-экспортерами нефти,
и в первую очередь с Саудовской Аравией, на долю которой прихо¦
дится 6,7% индийского импорта (1989 г.)
Значение развивающихся и новых индустриальных стран Южной и
Юго-Восточной Азии во внешнеэкономических связях Индии определя¦
ется их географической близостью к Индии, а также историей реги¦
она.
По роли в индийских внешнеэкономических связях эти страны
делятся на две группы. К первой относятся: Бирма, Бутан, Бангла¦
деш, Непал, Пакистан, Шри-Ланка, которые выступают в основном
как рынок сбыта индийской продукции. Малайзия, Тайланд, Синга¦
пур, Индонезия, Гонконг и Филиппины составляют вторую группу -
группу поставщиков технической и другой продукции на рынок Ин¦
дии.
Как уже было отмечено выше, в индийском внешнеторговом обо¦
роте видное место занимают страны Ближнего и Среднего Востока в
связи с тем, что они являются экспортерами нефти. Однако этим их
- 17 - значение не исчерпывается, поскольку в последние годы они стали крупным рынком сбыта индийской сложнотехнической продукции. Зна¦
чительный скачок в темпах роста вывоза Индии в эти страны проис¦
ходил в основном за счет инженерной продукции, свыше 80% кото¦
рой было реализовано в Ираке, Иране, Кувейте, Саудовской Аравии.
В своем стремлении обеспечить сбалансированный рост торговых
операций с развивающимися странами Индия не может не учитывать
того, что ее товары зачастую не выдерживают конкурентной борьбы
с продукцией высокоразвитых держав, а поэтому нуждаются в допол¦
нительных средствах защиты и поддержки.
Эти соображения заставляют Индию добиваться заключения со
своими торговыми партнерами взаимных таможенных, платежных и
торговых соглашений, чтобы получить для своих товаров, облада¦
ющих более высокой конкурентоспособностью по сравнению с продук¦
цией большинства других развивающихся стран, дополнительные
льготы и способствовать увеличению их экспорта. _И3.3. Советско-индийские торгово-экономические отношения
Государства СНГ и в особенности Россия были остаются одним из главных торговых партнеров Индии. На долю СССР в 1989 году
приходилось 12,9% индийского экспорта и 4,5% импорта. СНГ зани¦
мает второе место во внешнеторговом обороте Индии. Весьма приме¦
чателен тот факт, что в период с 1976 по 1986 годы объем совет¦
ско-индийской торговли увеличился в 4,5 раза. Этот показатель
темпов прироста внешней торговли превышал аналогичные показатели
как СССР так и Индии. Но в настоящее время в связи с экономичес¦
ким кризисом в странах СНГ стал третьим по величине внешнеторго¦
вым партнером Индии уступив второе место Японии.
Страны СНГ оказывают Индии огромную экономическую помощь.
Ценность этой поддержки для национальной индийской экономики
заключается в том, что они помогают развивать основополагающие
отрасли экономики: энергетику, сложное машиностроение, химичес¦
кую промышленность, переработку нефти. За годы сотрудничества в
- 18 - Индии построено около 75 промышленных объектов и около 50 стро¦ ятся в настоящее время. На долю этих предприятий в 1989 г. при¦
ходилось 44% всей выпускаемой в стране стали, 38% алюминия, 21%
добычи и 45% переработки нефти, 77% металлургического, 47% энер¦
гетического и 43% горно-шахтного оборудования. Помощь из СНГ по¦
могает Индии ликвидировать экономическую зависимость от стран
Запада.
Основными товарами индийского экспорта в СНГ являются машины
и механизмы, изделия легкой промышленности, лекарства и традици¦
онные товары индийского экспорта: чай, кофе, кожа, сахар и др.
Несмотря на трудности перестройки российско-индийские отно¦
шения продолжают развиваться, причем на долговременной основе,
что придает им известную стабильность. За последние годы руково¦
дители двух государств совершили визиты, в ходе которых были
достигнуты важные договоренности о развитии экономического сот¦
рудничества. Были подписаны соглашения, определяющие перспективы
торгово-экономических отношений двух государств на период до
2000 года, договор о научно-техническом сотрудничестве, долгос¦
рочная программа в области производственной кооперации.
Следует отметить, что формы сотрудничества Индии и стран СНГ
весьма разнообразны. К новым формам относятся создание совмес¦
тных предприятий и совместное строительство объектов в третьих
странах.
Сотрудничество двух стран, в которых проживает более 1/5
части человечества является весомым фактором международной эко¦
номической жизни и перспективы его развития благоприятны. СНГ и
Индия демонстрируют развитие многосторонних связей между госу¦
дарствами с пока еще различными социально-экономическими систе¦
мами. _И3.4. Индия и страны Восточной Европы
Важную роль в решении задач экономического развития Индии играют ее связи со странами Восточной Европы.
- 19 - Крупнейший торговый партнер Индии из числа этих стран - Польша. Основные товары польского экспорта в Индию - горношах¦
тное оборудование, суда и судовое оборудование, краски и др.
Польский импорт из Индии состоит из традиционных сельхозтоваров
( чай, кофе) и продукции новых отраслей индийской промышленности
( электронное оборудование, химическая продукция, стальные трубы
и т.д)
ЧСФР является крупнейшим партнером Индии в сфере экономичес¦
кого сотрудничества среди восточноевропейских государств. С по¦
мощью ЧСФР в Индии построено около 60промышленных предприятий, в
том числе завод тяжелого электрооборудования в Хайарабаде, завод
литья и поковок в Рании, станкостроительные предприятия.
Индия имеет документально подтвержденные торгово-экономичес¦
кие связи с Румынией, Иенгрией, Болгарией. Так, например, Болга¦
рия продает в Индию металлоизделия, удобрения, медикаменты и по¦
купает машины, руды, кофе, арахис. _И4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Особенности характера участия Индии в современных междуна¦ родных экономических связях определяются тем, что развитие капи¦
тализма в Индии привело к образованию национальных монополий,
деятельность которых осуществляется в соответствии с законами,
присущими монополистическому капиталу. Индийские монополии выс¦
тупают за расширение связей с иностранным капиталом. Они заинте¦
ресованы в торгово-экономической экспансии на рынках менее раз¦
витых стран и ратуют за ограничение роли государственного секто¦
ра в хозяйственной жизни страны.
Хотя Индия и имеет в настоящее время немалое значение в сис¦
теме международных экономических и торговых связей ее положение
остается зависимым от стран запада, а структура экспорта свиде¦
тельствует о том, что Индия является развивающейся страной.
Индия прилагает немалые усилия для перестройки международных
экономических отношений. Конкретными путями к ней, по мнению Ин¦
- 20 - дии должны стать:увеличение государственной помощи со стороны развитых государств на льготных условиях, изменение условий меж¦
дународной торговли с учетом интересов освободившихся госу¦
дарств, увеличение объемов научно-технической помощи развива¦
ющимся странам.
Несмотря на огромные трудности Индии удалось достигнуть зна¦
чительных успехов в развитии национальной экономики и значитель¦
но улучшить свои позиции в системе международной торговли, час¦
тично преодолеть зависимость от развитых капиталистических госу¦
дарств. Думается, пример Индии весьма показателен для других
развивающихся государств.



Содержание раздела