§ Поскольку еврейский Закон не рассматривает детей как собственность родителей, не существует понятия о передаче права на ребенка какому-либо другому лицу. Отношения между родителями и детьми считаются нерушимыми.
Вместе с тем признается идея духовного отцовства: Воспитывающий чужого ребенка все равно, что родитель его (Мегила, 13а; Санедрин, 196). Усыновить сироту или ребенка, настоящие родители которого либо не хотят, либо неспособны выполнять свои обязанности, благородный акт милосердия.
§ Усыновление еврейского ребенка не меняет его статуса как коена , леви или первенца. Если известно, что настоящий отец ребенка коен или леви, ребенок сохраняет этот статус даже в том случае, когда приемный отец не является ни коеном, ни леви. И наоборот, если приемный отец коен или леви.
этот статус усыновленному ребенку не передается. Если усыновленный ребенок первенец у родной матери и ему надлежит пройти обряд выкупа, приемные родители обязаны подготовить для этого все необходимое.
§ В силу тесной духовной связи, которая возникает между приемными родителями и усыновленным ребенком, он может получить новое имя.
§ Независимо от времени усыновления ребенка, о котором известно, что он рожден еврейкой, важно выяснить следующие обстоятельства: если это мальчик, то был ли он первенцем, была ли его мать дочерью коена или леви;
еврей ли его родной отец, и если да, не принадлежит ли он к коаним или левиим; не были ли усыновлены (удочерены) его братья или сестры, и если да, то где они находятся.
§ Усыновленные дети обязаны воздавать положенные почести умершим приемным родителям. Траурный обряд должен выполняться так же строго, как если бы последние были их настоящими родителями.
УСЫНОВЛЕНИЕ НЕЕВРЕЙСКОГО РЕБЕНКА
§ Согласно еврейскому Закону, ребенок, рожденный нееврейкой (независимо от национальности отца), не является евреем. Юридическая процедура усыновления такого ребенка не делает его автоматически евреем.
§ Для того, чтобы ребенок нееврейского происхождения стал евреем, он должен пройти установленный ритуал перехода в еврейство гиюр. Даже если нееврей в детстве воспитывался как еврей и неукоснительно соблюдает все предписания еврейской религии, он не считается евреем до тех пор, пока не пройдет гиюр.
§ Гиюр должен производиться религиозным судом (бейт-дином), состоящим из трех компетентных раввинов. Бейт-дин собирается с этой целью только после соответствующей просьбы со стороны приемных родителей, при этом у бейт-дина должна быть уверенность в том, что ребенок будет воспитываться в духе Торы.
§ Ритуал перехода в еврейство, когда речь идет о мальчике, заключается в следующем:
- ребенок должен пройти обряд обрезания;
- как только ребенку исполняется год, его окунают в микву.
§ Ритуал гиюра девочки сводится только к окунанию в микву.
§ В обоих случаях после окунания в микву ребенку дают еврейское имя.
§ После формального акта гиюра родители должны серьезно заняться воспитанием и еврейским образованием ребенка, чтобы вырастить из него б-гобоязненного и преданного Всевышнему еврея.
Если гиюр проведен правильно, приемный ребенок должен выполнять все обязанности и пользоваться всеми правами, предусмотренными еврейским законодательством. Однако, до достижения ребенком совершеннолетия, т.е. до
13 лет, гиюр является условным. В тринадцать лет ребенок имеет право заявить, что он не хочет быть евреем, и тогда гиюр считается недействительным.
Если же ребенок этого не делает, он считается таким же сыном Израиля, как любой еврей по рождению.
ГИЮР ВЗРОСЛЫХ
Переход в еврейство взрослых основывается на тех же принципах, что и гиюр детей, за исключением того, что еще до гиюра взрослый должен изучить основы еврейского Закона, утвердить себя в вере и проявить искреннее, идущее от ума и сердца стремление соблюдать заповеди. Без этих требований ритуал гиюра оборачивается фарсом, бессмысленной процедурой.
Истинный прозелит (гер цедек) тот, кто безоговорочно принимает на себя бремя заповедей.
Время, необходимое взрослому для подготовки к переходу в иудаизм, зависит от общеобразовательного уровня человека, его желания и настойчивости. Обычно на это уходит не менее шести месяцев, чаще всего год или больше.
Приняв иудаизм, новообращенный становится полноправным сыном еврейского народа, его принимают как равного. Гер цедек, получивший еврейское имя, зовет себя сыном праотца нашего Авраама .
ЭПИЛОГ
СМЫСЛ ВОЗВРАЩЕНИЯ К ВЕРЕ
Ни для одного из сынов нашего народа не закрыт путь возвращения к истинной вере. Даже если еврей родился и воспитывался в ассимилированной, атеистической семье, ничто не мешает ему вернуться к вере его предков.
Путь этот может быть долгим и мучительным, но важен первый шаг. Сделать его никогда не поздно.
Возвращение к религии называется на иврите тшува возвращение. Но у этого слова есть и еще одно значение ответ. Термин этот очень точен, так как учение иудаизма предполагает, что каждый еврей от рождения причастен к еврейской вере.
Но у одного эта принадлежность проявляется благодаря воспитанию с детства, а у другого остается скрытой до поры глубоко в сердце, пока не появляется потребность осмыслить свою жизнь, ответить на вечные вопросы и вернуться к вере своего народа.
А служить своему господину это значит беспрекословно ему подчиняться, следовать его указаниям, выполнять его требования. Так служит Всевышнему народ Израиля.
При этом признание безраздельной власти Творца несет с собой подлинное освобождение от рабского служения людям: Вы будете Моими слугами, говорит Всевышний, а не слугами Моих слуг.
Другой важный вопрос как служить Всевышнему. Раб подчиняется господину из страха перед наказанием. И нет ничего зазорного в страхе пред Всевышним Господином всех господ, Царем всех царей.
Это скорее не страх, а священный трепет, не сравнимый с трусливым чувством раба. И все же есть иная, высшая форма служения Б-гу служение из любви к Нему. Дважды в день мы читаем в молитве Шма: Люби Г-спода, Б-га твоего, всем сердцем своим. Взаимоотношения народа Израиля со Всевышним сравниваются с нерушимым супружеским союзом: И Я обручусь с тобой навеки, обручусь с тобой в правде и справедливости, в любви и милосердии.
И Я обручусь с тобой в вере, и познаешь ты Всевышнего (Ошеа, 2:21,22). Но истинная любовь далека от эгоизма, она стремится давать, а не брать.
Чувство исчезает, когда одна из сторон заботится только об удовлетворении собственных желаний и ничего не готова дать взамен. Так и расположение Всевышнего к избранному Им народу может измениться, если с Его волей перестают считаться.
В прагматическом смысле, может быть, неважно, на чем строится вера: на глубокой любви ко Всевышнему или на страхе пред Ним. С философской же или духовной точки зрения отношения, основанные на любви, стоят выше прочих, хотя результаты могут быть одинаковыми.
Только по соображениям глубоко индивидуальным некоторые люди склонны больше подчеркивать одну из двух вполне законных форм служения Всевышнему. В любом случае оно не должно ограничиваться декларациями и вознесением молитв.
Необходимо постоянно духовно самосовершенствоваться, воспитывать в себе умение слышать голос Всевышнего вместо голоса собственных желаний. Как этого достичь?
Во-первых, нужно глубоко изучить духовное наследие Израиля. Во-вторых, надо стараться вести себя и жить так, как подобает еврею.
Знание требует понимания, а истинное понимание достигается на личном опыте, а не с помощью учебных пособий. Вникать изнутри значит больше, чем наблюдать извне.
Чисто интеллектуальное признание важности сохранить еврейский образ жизни не может сравниться с интуитивным осознанием его ценности осознанием, обусловленным практическим опытом. Интеллекту должно быть отведено место в этом процессе, особенно в наше время, и все же непосредственное, прочувствованное восприятие дает практика, а не теория.
Если интуитивного, эмоционального понимания ценностей иудаизма недостаточно, чтобы выдержать огонь критики на ярмарке идей, и требуются солидные интеллектуальные аргументы, то эти последние сами по себе недостаточны, чтобы служить твердой опорой вере.
Вера основа любого мировоззрения. Однако, от абстрактной идеи до глубокой внутренней убежденности долгий путь. Принять идеологию недостаточно, необходимо еще оказаться в сфере ее действия, поставить себя в такое положение, когда ее влияние ощущается наилучшим образом.
Иначе говоря, необходимо действовать.
Будем говорить прямо. Существование еврейского народа факт сам по себе недостаточный, чтобы обосновать свое желание оставаться евреем. Если быть евреем ничего не значит, тогда существование евреев как особого народа или иудаизма как особой веры тоже не имеет смысла.
Но если сохраняется вера в то, что это важно, тогда приобретает значение каждый человек и становится весомой доля его участия в общем деле.
Вернись, Израиль, к Г-споду, Б-гу твоему! звучал призыв древних пророков всякий раз, когда наш народ сбивался с пути Торы. В центре нашей веры убеждение в том, что вернуться ко Всевышнему никогда не поздно.
Будь человеку шестнадцать лет или шестьдесят, он должен очистить сердце свое и помыслы свои и отдать себя в руки Всевышнего. Пусть возвращающийся не считает, что он слишком далек от вершин праведности из-за своих грехов, писал Рамбам. Это не так.
Любим он Создателем и дорог Ему, как если бы никогда не грешил. Мало того, воздаяние ему будет даже большим, поскольку он вкусил от зла, но отвернулся от него, победив свое пагубное влечение. Наши учители говорили, что там, где устоит бааль тшува [вернувшийся к вере], даже совершенный праведник устоять не может. Другими словами, у вернувшихся к вере духовной силы больше, чем у того, кто никогда не грешил.
Все пророки призывали к тшуве, и конечное спасение Израиля придет только через раскаяние.
Вспомним, к чему пришел мудрый Коелет (Екклесиаст) после всех попыток обрести истину на разных путях от аскетизма до гедонизма: Выслушаем сущность всего: бойся Б-га и заповеди Его соблюдай, потому что в этом вся суть человека (Коелет , 12:13).
Тот, кто спасает одну жизнь, спасает весь мир; тот, кто губит одну жизнь, губит весь мир, говорили наши мудрецы. Понимать это нужно в духовном смысле.
Тот, кто спасается от духовной гибели сам и спасает своих детей, способствует утверждению вечности всего еврейского народа.